Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА (на примере уроков биологии)

Работа №54349

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния латеральной асимметрии полушарий головного мозга на организацию образовательного процесса 8
1.1. Определение понятия «асимметрия». Эволюционные и онтогенетические
аспекты функциональной межполушарной асимметрии 8
1.2. Структурно-функциональная специализация полушарий головного
мозга 14
1.3. Гендерные и возрастные особенности функциональной асимметрии
головного мозга 21
1.4. Особенности переработки информации правым и левым полушариями
головного мозга 24
Глава 2. Методология оценки латеральной асимметрии полушарий головного
мозга и ведущей модальности 30
2.1 Особенности организации образовательного процесса на уроках биологии
с учетом латеральной асимметрии полушарий головного
мозга 30
2.2 Методы оценки латеральной асимметрии полушарий головного мозга и
ведущей модальности 42
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности организации образовательного процесса на уроке биологии с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга 52
3.1 Организация экспериментального исследования 52
3.2 Ход экспериментального исследования 67
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 75
Заключение 83
Список источников

Актуальность проблемы. Перемены, происходящие в современном образовании, требуют непрерывной и ускоренной модернизации образовательного пространства, уточнения образовательных целей, которые должны учитывать и государственные, и социальные, и личностные потребности. Федеральный государственный стандарт общего образования (далее ФГОС ООО) позволяет выстроить траекторию достижения образовательных целей. Системно-деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС ООО, обеспечивает «построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Чтобы учесть психофизиологические особенности каждого обучающегося и таким образом обеспечить достижение им планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимо внести изменения в ряд компонентов образовательного процесса, чтобы он обеспечивал продуктивную деятельность обучающихся на уроке.
Успешность освоения учебной деятельности напрямую зависит от индивидуального профиля латеральности обучающегося [Клемантович, 2015].
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практике педагогов общеобразовательных организаций довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.
Современная педагогическая практика декларирует, что «упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие
аналитического мышления обусловливает пренебрежение к развитию важных невербальных способностей», и предлагает идею «замены традиционного «левополушарного», вербального стиля преподавания на «правополушарное», образное, эмоциональное» [Котик, 2013].
Необходимо отметить, что сама идея о том, что люди с различными доминирующими полушариями используют различные стратегии переработки и запоминания информации, не нова, однако до сих пор теоретические исследования не применяются в общеобразовательных организациях при фактическом обучении. Нейропедагогику можно рассматривать как науку использования данных о мозговой организации процессов овладения разного вида компетенций, учета и взаимовлияния индивидуального профиля латеральности обучающихся и педагогов.
Отечественная база нейропедагогики опирается на два основных направления: проблемы обучения левшей (Антюхин Г.А., Безруких В.А., Богданов Н.Н., Макарьев И.А., Москвин В.А., Семенович А.В. и др.) и особенности восприятия, мышления и обучения детей и взрослых с отклонениями в развитии (Введенский Г.Е., Голод В.И., Москвин В.А., Никольский А.В. и др.).
Проблема дифференцированного и индивидуального подходов к обучению детей с учетом ведущей модальности изучалась Е.Л. Александровой, М.В. Алешиной, В.В. Андронатий, Л.Н. Петровой, И.Д. Сотниковой, Т.В. Чирковой и др. Ими рассматривались особенности организации образовательного процесса с учетом ведущей модальности, влияние учета сенсорных модальностей на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение уровня усвоения ими учебного материала, исследовались педагогические условия организации обучения детей с учетом ведущей модальности. В исследованиях данных ученых предлагались инновационные формы, методы и педагогические приемы, отдельные рекомендации для учащихся с разной ведущей модальностью.
Таким образом, проблема организации образовательного процесса с
3
учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга (далее ЛАПГМ) является наиболее актуальной и востребованной проблемой в условиях реализации ФГОС ООО.
Выбор темы данного исследования «Организация образовательного процесса с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга (на примере уроков биологии)» обусловлен противоречием между необходимостью организации учебного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся и недостаточным количеством теоретических и методических разработок, позволяющих педагогу спроектировать урок с учетом ЛАПГМ обучающихся.
На основе актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в недостаточном теоретическом и технологическом обосновании необходимости организации образовательного процесса с учетом ЛАПГМ обучающихся. В связи с этим ведущая методологическая идея данного исследования основана на предположении о том, что специально подобранные методические приемы и техники, учитывающие ЛАПГМ обучающихся, позволят спроектировать образовательный процесс на уроках биологии более эффективно и продуктивно.
Цель исследования - раскрыть особенности организации образовательного процесса на уроках биологии с учетом ЛАПГМ.
Объект исследования - образовательный процесс на уроках биологии.
Предмет исследования - педагогические приемы и техники, позволяющие эффективно организовать деятельность обучающихся на уроке биологии с учетом ЛАПГМ обучающихся.
Гипотеза исследования: проектирование образовательного процесса на уроках биологии будет более эффективным, если будут учитываться психофизиологические особенности обучающихся, а именно ЛАПГМ
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «латеральная асимметрия полушарий головного мозга»
2. Раскрыть явление ЛАПГМ и ее механизмы
3. Описать методологию оценки ЛАПГМ и ведущей модальности.
4. Провести эмпирическое исследование зависимости продуктивности учебной деятельности обучающихся на уроке биологии от учета ЛАПГМ и ведущей модальности при проектировании урока учителем.
Теоретическую базу исследования составили труды таких известных ученых, как Bogen J. Е., Sonier I., Sperry R. W., Черниговская Т. В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А., Введенский Г. Е. и т.д.
Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, концепция И.П. Павлова о двух сигнальных системах, концепция о парциальном доминировании А.Р. Лурии, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского а также теории развития личности и закономерности формирования и развития человека.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казань Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 43 обучающихся 9-х классов в возрасте 15-16 лет.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент;
• статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования результатов.
На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ
следующих вопросов: определение понятия «асимметрия» и классификация
5
асимметрий, эволюционные и онтогенетические аспекты функциональной межполушарной асимметрии, структурно-функциональная специализация полушарий головного мозга, половые и возрастные особенности функциональной асимметрии головного мозга, особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. На втором этапе были определены наиболее продуктивные методы оценки ЛАПГМ и ведущей модальности и выявлены особенности организации образовательного процесса на уроках биологии с учетом ЛАПГМ. На третьем этапе исследования было проведено эмпирическое исследование эффективности организации образовательного процесса на уроке биологии с учетом ЛАПГМ.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка научного обоснования организации дифференцированного обучения на уроках биологии, основанного на ЛАПГМ.
Практическая значимость работы состоит в том, что нами были выявлены и систематизированы наиболее эффективные педагогические приемы и техники, позволяющие организовать учебную деятельность обучающихся с учетом ЛАПГМ. Подобранные диагностические методики и упражнения могут быть использованы в практике учителей биологии в общеобразовательных организациях.
Структура данного исследования обусловлена его целью, задачами и логикой изложения материала и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее экспериментальное исследование посвящено одной из важных для современной педагогической науки - повышению качества обучения на основе результатов диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью качественных изменений в образовательном процессе, предусматривающих в соответствии с требованиями ФГОС ООО как можно более полный учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Актуальность исследования обостряется снижением мотивации к учению, психическим перенапряжением, соматическими заболеваниями, что диктует необходимость активного введения технологии дифференцированного обучения, смещающей основные акценты с фронтальной, общей учебной деятельности на уроке на индивидуальную.
Современные ученые, психологи и педагоги проводят исследования по изучению психофизиологических особенностей школьников (связь между функциональными асимметриями школьников, их гендерными различиями, развитием психической сферы и спецификой учебной деятельности школьников). Но, как показывает практика, результаты этих исследований довольно спорны и противоречивы в связи с различными методологическими подходами. Исследования в этом направлении предоставили нам целый пласт фактической информации, позволяющий по-новому увидеть возможности нейропедагогики и нейропсихологии. D. Edwards высказал опасение, что «теория уже не в состоянии догнать все новые экспериментальные данные в области изучения межполушарных отношений». Е.Д. Хомская также отмечает, что в настоящее время в психологии «отсутствует сколько-нибудь законченная теория, объясняющая функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающая действия как генетических, так и социокультурных факторов ее формирования» [Хомская, 2007].
Исходя из поставленных в выпускной квалификационной работе задач, нами исследовалось понятие ЛАПГМ и ее проявления в учебной деятельности школьников на уроках биологии.
В процессе нашего исследования были выявлены закономерные связи между индивидуальными психофизиологическими особенностями школьников, успешных в обучении и уровнем сформированности общеучебных умений и навыков. Таким образом, еще раз была определена необходимость учета психофизиологических особенностей обучающихся при реализации технологии дифференцированного обучения. Это подчеркивает достоверность и перспективность данного направления в науке. Кроме того, выявленные закономерности позволяют усомниться в традиционных подходах к обучению, при которых происходит нивелирование и усреднение психофизиологических особенностей обучающихся.
Мы предположили, что исследованы далеко не все показатели латеральной асимметрии, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. В связи с этим представленные в работе результаты являются первым этапом исследования поставленной проблемы проектирования образовательного процесса с учетом латеральной асимметрии. Кроме того, большой интерес для нас представляет исследование зависимости стиля учебной деятельности учащихся различных типов от стиля профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей учителя.
Таким образом, современный урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС ООО, невозможен без решения проблемы разработки качественно иного, отличного от традиционного, подхода к обучению. Исследование проблемы организации образовательного процесса с учетом ЛАПГМ способствует разработке многих теоретических и методических проблем нейропедагогики и одновременно создает базу для практического использования психологических знаний.
Мы видим, что разделение людей по типу организации головного мозга на правополушарных, левополушарных и равнополушарных условно, но это позволяет сделать образовательный процесс дифференцированным, а значит более комфортным и эффективным для каждого его участника. При организации образовательного пространства урока учителю следует помнить, что мозг независимо от специализации полушарий работает как единое целое. Более того, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, поэтому результативность обучения детей будет зависеть от развития межполушарного взаимодействия и подбора эффективных методических приемов, учитывающих тип функциональной асимметрии полушарий.
Полученные теоретические и эмпирические результаты исследования полностью подтвердили нашу гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
Левополушарные обучающиеся составляли в начале экспериментальной работы наиболее успешную и многочисленную группу обучающихся (39 %). Основная часть данных подростков имели отметки «4» и «5» по биологии; они обеспечены наиболее комфортными психолого - педагогическими условиями, в связи с чем имеют высокую успешность обучения и сформированность учебных навыков, а также высокий уровень развития психической сферы. Правополушарные обучающиеся находятся в менее комфортных психолого-педагогических условиях, что обусловливает более низкий уровень их успешности в обучении. У обучающихся этого типа существует наиболее выраженное противоречие между их индивидуальными особенностями и общепринятыми педагогическими технологиями, что нередко приводит к потере мотивации.
2. Мотивационный компонент обучающихся экспериментальной группы, в которой учитывались индивидуальные особенности каждого, является более устойчивым по сравнению с мотивационным компонентом обучающихся контрольной группы, где отрицательная динамика мотивов к учению выражена сильнее.
3. Специально подобранные методические приемы и педагогические техники, учитывающие латеральную асимметрию полушарий головного мозга обучающихся, позволяют спроектировать образовательный процесс на уроках биологии более эффективно и продуктивно.
Таким образом, задачи, поставленные нами в исследовании, решены, цель достигнута.



1. Bogen J. Е. The Other Side of the Brain. VII: Some Educational Aspects of Hemispheric Specialization, UCLA Educator, 17, 24—32 (1975).
2. Given B. Teaching to the brain's natural learning systems, Alexandria, 2002.
3. Jensen E. Brain-Based Learning: The New Science of Teaching and Training. Corwin Press, 2008;
4. Sonier I. Holistic education: Teaching of science in the affective domain. N. Y.: Philosophical Library, 1982.
5. Sperry R. Lateral specialization in the surgically separated hemispheres // The neurosciences: Third Study Program. Cambridge, Massachusetts, MIT Press, 1974. P. 5-20;
6. Sperry R. W. Left brain, right brain. Saturday Review. 1975. August. 9. P. 30—33.
7. Vimle В. M. Unicorns are real: a right-brained approach to learning. Warner Books, N.Y., 1986
8. Yakovenko T.V., Kamahina R.S., Mavlyudova L.I. The educational process organization on the basis of the cerebral hemispheres individual profile functional asymmetry// Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 5. С. 1714-1720.
9. Антюхин Г. А. Леворукие накапливаются среди артнсгически одаренных? // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. М.; Ворошилоград. 1985.
10. Ахметов М. А. Физиологические основы мыслительных стратегий/
М.А. Ахметов, Э. А. Мусенова, // Матер. 7-й регион. школы-семинара «Профессиональное образовательное пространство: возможности,
потребности и тестовые технологии». - Ульяновск, 2006. - С. 82-91.
11. Баурова Юлия Владимировна Осуществление интенсификации
учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода // Изв.
Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития.
2012. №4. URL: http://cyberlenmka.m/artide/n/osuschestvleme-intensifikatsii-
86
uchebnogo-protsessa-v-nachalnoy-shkole-na-osnove-gendernogo-podhoda-1.
12. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998;
13. Богданов Н. Н. Дерматоглифика пишущих левой // Вопросы психологии. 1997;
14. Брагипа Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981.
15. Введенский Г. Е. Функциональные асимметрии больных в механизмах формирования психопатологической картины шизофрении//Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1983;
16. Голод В. И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи //Дефектология. 1983. № 5;
17. Иванов В. В. Чет и нечет. М., 1978;
18. Клемантович И.П., Степанов В.Г. Нейропедагогика: предмет
исследования // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С. 24642468.
19. Котик Б. С. Нейропсихологический подход: от упрощений к системнодинамическому анализу обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/903/903126.htm.
20. Кузьмина Т. A. Нейропедагогический подход к обучению в начальной
школе через исследовательскую деятельность учителя // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №3 (7). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/neyropedagogicheskiy-podhod-k-obucheniyu-v- nachalnoy-shkole-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-uchitelya
21. Макарьев И. А. Если ваш ребенок левша. СПб.: Лань, 1995;
22. Москвитин В.А. Латеральные особенности при умственной недостаточности //Клинические аспекты современной проблемы асимметрии мозга. Минск: Изд-во МГМИ, 1989;
23. Москвин В.А. Проблема леворукости в нейропсихологии и педагогике
87
//Актуальные проблемы гуманизации образования. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996;
24. Москвитин В.А., Москвитина Н.В. Основы дифференциальной нейропедагогики. Оренбург, 2003.
25. Мусенова Э. А. Диагностика индивидуальных стилей мышления учащихся: методическое пособие/Э. А. Мусенова, М. А. Ахметов. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 28 с.
26. Никольский А.В. Некоторые особенности межполушарной асимметрии неслышащих // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1983.
27. Панина И. В. Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 191-193.
28. Сазонов В.Ф. Асимметрия полушарий головного мозга [Электронный
ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]
http://kineziolog.su/content/asimmetriya-polushariy-golovnogo-mozga
29. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во МГУ, 1991.
30. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
31. Тункун Я. А. Основы нейропедагогики: история, теория и практика //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-neyropedagogiki-istoriya-teoriya-i-praktika.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/543
33. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2006;
34. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие
88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ