Возможности социально - психологического тренинга на основе
взаимодействия с лошадью в развитии базового доверия и
психологического благополучия личности
Введение………………………………………………………………. 3
1. Методологические основы разработки тренинга
«Развитие личности при взаимодействии с
лошадью»
1.1. Экопсихологический подход к развитию психики как
методологическая основа технологий развития личности
при взаимодействии с лошадью ……………………………… 14
1.2. Психологическое благополучие и доверие как критерии
гармоничной личности ……………….……………………….. 23
1.3. Теоретические основы разработки тренинга «Развития
личности при взаимодействии с лошадью».……….... 40
2. Экспериментальная проверка эффективности тренинговой
программы «Развития личности при взаимодействии с
лошадью»
2.1. Организация и методы эксперимента по проверке
эффективности тренинговой программы «Развития
личности при взаимодействии с лошадью»……………….. 56
2.2. Количественный анализ изменений психодиагностических
показателей уровня субъектификации лошади, доверия и
психологического благополучия при реализации тренинга
«Развития личности при взаимодействии с лошадью»……. 68
2.3. Качественный анализ эффективности группового тренинга
«Развития личности при взаимодействии с лошадью»… … 90
Заключение ……………………………………………………………. 106
Литература…………………………………………………………….. 110
Приложения
Актуальность темы исследования. Окружающая среда всегда
оказывала огромное влияние на здоровье, на психическое и физическое
развитие, на эмоциональное состояние человека. В настоящее время, в
период нарастающей технологизации, информатизации, урбанизации
окружающей среды человек все острее нуждается в контактах с природой для
обретения психической гармонии, ресурсности, ощущения внутреннего
баланса. Одним из способов таких контактов с природой является общение с
животными. Животные являются частью данного окружающего мира, и их
влияние на состояние людей становится все более очевидным, воплощаясь в
разных формах психотерапевтического воздействия – анималотерапии, среди
которых можно выделить направление терапевтического взаимодействия
человека и лошади – ипповенцию, представляющую собой стимулирование
самопознания и развития личности при общении и взаимодействии с
лошадью. Это направление достаточно интенсивно, начиная с середины ХХ
века, развивается за рубежом, однако в России оно только начинает
зарождаться.
Степень научной разработанности проблемы исследования. За
рубежом (Германия, Великобритания, Венгрия) программы, которые можно
отнести к направлению ипповенции, разрабатываются и апробируются
преимущественно в рамках психотерапевтической верховой езды и
психологической реабилитации в процессе ухода за лошадьми, и при этом с
опорой на методологию различных теорий психоаналитического
направления (В. Хайперц, А. Денк, М. Шайдхакер, Д. Фридрих, В. Бендер, Г.
Кребс, Дж. Барайсс, М. Майер-Тринкле мн. др.).
В России в последние пять лет предпринимаются попытки внедрять
разработанные за рубежом (Германия) технологии развития личностных
качеств (лидерских, организаторских), снятия стресса и групповых тренингов
(командообразования) при специально организованном взаимодействии с
лошадьми во время выполнения тренинговых упражнений (О. Платонова).
Можно также встретить отдельные случаи использования общения с
лошадью для психотерапевтических целей при психиатрических клиниках.
Однако ситуацию развития ипповенции в России в настоящее время можно
охарактеризовать как диффузную, несформированную: отдельные попытки
практической реализации работы в данном направлении не имеют
собственных методических и методологических оснований, что затрудняет
интеграцию деятельности разных специалистов этого направления, и,
соответственно, его развития.
В то же время, можно отметить, что в российской психологии
существует необходимая и достаточная методологическая база для развития
психокоррекционных и развивающих программ в рамках ипповенции. Речь
идет об экопсихологическом подходе к развитию личности (С.Д. Дерябо,
В.А. Ясвин, В.И. Панов, В.О. Скребец и др.), объектом которой выступают
психологические аспекты взаимодействия в системе «человек – окружающая
среда (природная или социальная)». Согласно В.О. Скребец, область
экологической психологии – это влияние среды, влекущее за собой
изменения комплексного характера – от эмоций и настроений до мотивов
деятельности, устремлений, ценностных ориентаций, поступков,
предпочтений, волеизъявлений. Такие изменения в общении человека с
любым объектом природы, а в нашем случае – с лошадью, возможны, если по
отношению к данному объекту выстраивается отношение субъектификации
(С.Д. Дерябо). В рамках ипповенции это происходит, когда лошадь в
результате организованного с ней контакта (общения) обеспечивает
индивиду (т.е. субъекту отношения к природному объекту) переживание
собственной личностной динамики; раскрывается для данного индивида со
стороны своей информативности, значимости при построении его (индивида)
отношений с миром; и открывается как партнер по совместной деятельности
и общению. Нам представляется, таким образом, что на этих положениях
отечественных представителей экопсихологического подхода будет9
эффективно развивать практико-ориентированные формы и технологии
развития личности в направлении ипповенции (на основе общения с
лошадью).
Анализ имеющихся на данный момент научно-исследовательских
данных позволил выделить противоречия, которые легли в основу нашего
исследования, это:
- назревшая в практической психологии необходимость использовать
возможности общения, взаимодействия человека с лошадьми для
психокоррекционных задач, и при этом отсутствие методологически
обоснованных и методически разработанных и апробированных технологий;
- достаточно хорошо методологически и методически разработанное
направление психотерапевтического взаимодействия человека и лошади (в
рамках психотерапевтической верховой езды) и относительно слабо
представленного психокоррекционного и развивающего личность
направления в ипповенции.
Все это и составляет теоретическую значимость исследования, а
именно на основе полученных результатов апробированного тренинга
подтверждается актуальность и значимость экопсихологического подхода к
развитию личности. Разработанный тренинг представляет собой вариант
практической реализации данного подхода, поскольку полученные в ходе его
апробации эмпирические данные подтверждают, что организованный
психологом процесс контакта (взаимодействия, общения) с лошадью, как с
природным объектом, наделенном в то же время, мощной культурносемантической нагрузкой, обеспечивает развитие и гармонизацию личности
на всех уровнях отношения с собой и с миром.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что
апробация тренинговой программы может быть использована для
организации рекреационной активности людей, испытывающих потребность
взаимодействия с природой, с лошадьми, с тем, чтобы превратить данную
активность в целенаправленный эффективный процесс общения,10
развивающий личность. В тоже время подобные тренинговые технологии
имеют «морально-экономическую значимость», поскольку позволяют
задействовать лошадей, которые по тем или иным причинам не могут
использоваться для верховой езды (очень молодые лошади, лошади -
«пенсионеры», или травмированные лошади, находящиеся в реабилитации).
Это позволяют данным лошадям «зарабатывать» на свое существование
наиболее полезным и приятным, развивающим их способом. Для данных
лошадей значимо, помимо этого также, что, участвуя в подобном тренинге,
они имеют возможность находиться в контакте с людьми, получая
положительные эмоции, разнообразную информацию, что полезно для их
психики. Таким образом, при проведении подобного рода тренингов налицо
и психологическая, и экономическая, и нравственная польза, как для людей,
так и для лошадей. Форма тренинга, как организованного мероприятия, с
учетом пространства и времени, для его участников также благоприятна,
поскольку в рамках специально организованного тренинга люди способны
развиваться гораздо более эффективно, чем при обычном спонтанном
взаимодействии с природой и ее объектами.
Рассмотрение экопсихологического подхода, как методологической
основы разработки и реализации технологий развития личности в рамках
ипповенции позволил нам опереться на ключевое понятие –
субъектификация природного объекта, что и стало объектом нашего
исследования. Преимущества данного феномена в том, что это позволяет
развить: доверие, взаимоуважение, перебарываются страхи и субъективное к
нему отношение, а также изменяются процессы самовосприятия и
восприятия ценности окружающего мира. В нашем исследовании в качества
природного объекта выступила лошадь. Анализ имеющейся литературы
позволяет утверждать нам, что человек в процессе выстраивания контакта с
лошадью возникает возможность регулировать уровень раздражительности,
недоверия, страха, корректировать уверенность в себе, в целом наблюдается
тенденция к гармоничному развитию личности.
В качестве критерия гармоничной личности мы определили в нашем
исследовании психологическое благополучие в целом, в частности
доверие. Анализ имеющихся теоретических подходов к пониманию базового
доверия как основы развития гармоничной личности, ее психологического
благополучия выявил, что, во-первых, доверие лежит в основе выстраивания
регулирования социальных субъектных взаимоотношений. Во-вторых,
доверие «способствует стиранию граней между прошлым, настоящим и
будущим, создает чувство временной целостности», то есть именно доверие
позволяет человеку рисковать, и выступает условием развития личности.
Теоретическим основанием разработки тренинга развития личности
на основе общения с лошадью стали, во-первых, рассмотрение понятия
ипповенции, которое раскрывает возможность стимулирования процессов
самовосприятия и восприятия окружающего мира посредством
взаимодействия с лошадьми; во-вторых, рассмотренные нами имеющиеся
варианты реализации схожих программ взаимодействия с лошадьми и их
возможности - самым распространённым направлением является102
иппотерапия. Отличительным для иппотерапии в отличие от ипповенции
является отсутствие психологического взаимодействия как такого. В-третьих,
за рубежом в рамках лечебной верховой езды существуют направления,
работающие в русле психотерапии, имеющих формать как индвиидуальной
работы, так и групповой (М. Шайдхакер, Д. Фридрих, В. Бендер, А. Денк и
др.). В-четвертых, анализ имеющегося опыта позволил нам определить для
себя, что развивающий аспект взаимодействия человека и лошади возможен
в рамках социально-психологического тренинга, который и является
способом практической реализации нашего исследования.
Нами была разработана тренинговая программа развития базового
доверия и психологического благополучия личности на основе общения с
лошадью, была проведена ее апробация на экспериментальной выборке.
В разработанный психодиагностический блок для проверки
эффективности апробируемой тренинговой программы были включены
методики: «Методика диагностики субъектификации природных объектов»,
«Шкала психологического благополучия Рифф» и «Шкала доверия М.
Розенберга». Был проведен с помощью данного блока диагностики сбор
данных на контрольной и экспериментальной выборках до и после
прохождения тренинга. В исследовании приняло участие 120 респондентов.
Выборку составили студенты 1,2,3,4 курса Института психологии и
образования КФУ. В экспериментальную группу вошло 30 студентов. В
контрольную группу – 90 студентов. Экспериментальная группа при
апробации тренинга делилась на две подгруппы по 15 человек в каждой.
Согласно результатам сравнительного анализа выборок проведенного
до эксперимента, показал наличие различий между выборками по ряду
показателей. Отличительным в данной анализе стало наличие связи желания
участвовать в тренинге с более высокими средними значениями
субъектификации лошади в отличии от тех, кто данного желания не изъявил.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что выбор участия в тренинге
обоснован изначально имеющимся высоким уровнем субъектификации.103
После проведения эксперимента различия между двумя выборками
усилились, причем в экспериментальной группе все показатели значительно
увеличились, в то время как в контрольной группе некоторые показатели
(шкала доверия и все параметры субъектификации лошади) претерпели
небольшую отрицательную динамику. Психологическое благополучие
участников тренинга после его прохождения значительно изменилось в
положительную сторону в отличие от контрольной выборки испытуемых.
Общий уровень субъектификации у участников тренинга возрос.
Согласно результатам корреляционного анализа у участников
тренинга отобразил, что рост психологического благополучия связан с
усилением субъектификации лошади.
Качественный анализ, включайющий в себя анализ и описание
результатов рефлексии (эссе, обратная связь) психологических изменений,
происходящих у участников в результате прохождения апробируемого
тренинга, выявил, что уже после первой встречи и взаимодействия с
лошадьми его участники смогли перебороть страх и сомнения.
Исключительным для каждой встречи стало возникновения инсайта у его
участников относительно своих качеств, черт личности, отношения к
природе, к себе и миру в целом не свойственных им или не осознаваемых
ими. Опорной и первоначальной точкой личностного роста для участников
тренинга стала саморефлексия и осознание своих чувств, мыслей или
личностных черт.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы
методологически обосновали, методически разработали и с использованием
психодиагностических методов экспериментально проверили эффективность
социально-психологической тренинговой программы «Развития личности
при взаимодействии с лошадью». Результаты прохождения тренинговой
программы свидетельствует о том, что у его участников повышается уровень
субъектификации лошади и психологическое благополучие; рост
психологического благополучия связан с усилением субъектификации
лошади (что подтверждает выдвигаемую нами гипотезу); усиливается
доверие и более позитивное и открытое отношение к окружающим, но при
этом не теряется определенный уровень критичности; взаимодействие с
лошадью в тренинговой работе позволило стимулировать процессы
самовосприятия и восприятия окружающего мира.
В результате проведенного исследования мы можем сделать выводы,
что:
1. Эффективность тренинговой программы «Развития личности на
основе взаимодействия с лошадью» связана с уровнем
субъектификации лошади участником тренинга при его
вовлеченности в общение с лошадьми: более высокий уровень
субъектификации лошади является одной из мотиваций
прохождения тренинга и в то же время субъектификация связана
с ростом показателей психологического благополучия;
2. В процессе прохождения тренинга повышается уровень
субъектификации лошади, показателем является то, что в
процессе тренинга значимо выросли показатели доверия и
психологического благополучия личности, включающие такие
структурные компоненты, как положительные отношения с
другими, управление окружением, личностный рост,
самопринятие и др.;
3. Эффективность тренинговой программы отражена в рефлексии
(самонаблюдении и осознании) ее участников положительной
психологической динамики в процессе прохождения тренинга.
Барайсс Х-Дж. Модели «лечебная верховая езда» и «терапевтическое
взаимодействие человека и лошади» // Лошадь в психотерапии,
иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и
исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой
езде. Пер с нем. – В трех частях. Ч. 1. - М.: Конноспортивный клуб
инвалидов. 2003. С. 24-40.
2. Блэйк Г. Разговор с лошадью. Изучение общения человека и лошади
[Электронный Ресурс] Режим доступа:
http://lib100.com/book/zoo/talking_with_horses/html/]
3. Вайнман, Т.А. Лошадиные силы для менеджеров [Электронный ресурс]
/ Т.А. Вайнман. – Режим доступа:
http://www.trainings.ru/library/articles/?id=14623
4. Вичев В. Мораль и социальная психика. — М.: Прогресс, 1978 . – 356 с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей
психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
6. Газизов К.К., Лопухова О.Г. Программа развития личности на основе
общения с лошадьми // 7-я Российская конференция по экологической
психологии. Тезисы / отв. ред. М.О. Мдивани. — М.: ФГБНУ
«Психологический институт РАО»; СПб. : Нестор-История, 2015. — С
118-120
7. Громова, Е.А. Коммуникация и выражение эмоций у лошади
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://animal.ru/horse/articles
8. Денк А. Самопознание при встрече с собственной тенью.
Аналитическая детская психиатрия по К. Юнгу // Лошадь в
психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные
материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической
групповой езде. Пер с нем. – М.: Конноспортивный клуб инвалидов.
2004. С. 54-61.106
9. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического
сознания. М.: МПСИ, 1999. С. 263-284.
10.Заболотная, Г.М Феномен доверия и его социальные функции.
[Электронный ресурс] // Вести. РУДН. Сер. Социология. 2003. № 1 (4).
С. 67. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/091/992/1231/Zabolotnaya.doc
11.Клювер К. О работе с лошадью в психиатрии и психотерапии. Попытка
осмысления основных возможностей общения человека и лошади//
Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные
материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической
групповой езде. Пер с нем. – М.: Конноспортивный клуб инвалидов.
2004. С. 8-26.
12.Коляну Н. Введение в психотехнику свободного дыхания: Теория,
практика, наблюдения. — СПб, 1992. - 28 с
13.Комарова Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия
личности и группы // Личность в системе коллективных отношений:
Тезисы докл. М., 1980
14.Комарова Л.Э. Исследование социально-психологического климата //
Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности.
Ульяновск, 1981.
15.Майер-Тринклер М. Критические вопросы и мысли об использовании
лошади в области психотерапии // Лошадь в психотерапии,
иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и
исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой
езде. Пер с нем. – М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004. С. 27-
37.
16.Макшанов С. И. , Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.:
Институт тренинга, 1993. - 104 с.