Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты создания и продвижения бренда 6
1.1 Понятие бренда, экономическая сущность и значение брендинга 6
1.2 Проектный подход к созданию бренда инновационного продукта,
этапы разработки бренда 13
1.3 Особенности продвижения бренда инновационного продукта в России 21
Глава 2. Маркетинговый анализ деятельности предприятия 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 27
2.2 Инструменты продвижения и популяризации услуг бренда
инновационного продукта 39
2.3 Анализ проделанных работ по продвижению бренда инновационного
продукта и сравнение с ближайшими конкурентами 44
Глава 3. Разработка проекта по созданию бренда инновационного продукта
для исследуемой компании 52
3.1 Разработка мероприятий по созданию и продвижению бренда инновационного продукта 52
3.2. Использование современных методов брендинга инновационного продукта 62
3.3 Оценка экономической эффективности от реализации проекта по
созданию бренда инновационного продукта 66
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Актуальность исследования. В современных условиях рыночной экономики, когда рынок перенасыщен товарами возникает высокая конкуренция, участниками рынка ведется борьба за каждого потребителя. В таких условиях одним из основных факторов успеха является верность потребителя или его приверженность к определенному товару или услуге. Для того чтобы потребители были лояльны к выпускаемому продукту, необходимо создать определенное впечатление о нём. Данный процесс называется брендингом.
Воля и подсознание человека - один из ресурсов, который используется для стимулирования покупок потенциального потребителя в условиях современного маркетинга. Бренд - это инструмент, через который получается возможным влиять на подсознание, создать определенные чувства, чтобы покупатель остановил свой выбор на определенном товаре или услуге. Исследование предпочтений потребителей, а также марочная политика даёт возможность руководителю организации и предпринимателям занимать определенные позиции и развиваться на конкурентном рынке. Разработка проекта по созданию бренда - это процесс, который подразумевает собой создание образа компании, фирменного стиля при помощи различных визуальных и текстовых атрибутов, таких как логотип и девиз.
По причине сложившихся исторических событий, для России характерна конкуренция между государственными и частными организациями, которые занимаются выпуском одних и тех же продуктов или услуг, что существенно ужесточает конкуренцию. За последние годы наблюдается тренд создания в государственных учреждениях собственных брендов, таких как «Госуслуги», «Роснано», «Ростех», «Швабе». В республике Татарстан, также наблюдается подобная тенденция и поэтому в данной выпускной квалификационной работе речь пойдет об одном из государственных брендов данного региона.
Ни для кого не секрет, что государственные учреждения, компании и корпорации также занимаются коммерческими услугами и наравне конкурируют со всеми остальными компаниями. Государственные организации конкурируют на всех уровнях, начиная от муниципальных и заканчивая международной конкуренцией. В исследуемой брендированной организации для данной дипломной работы, речь пойдет об организации конкурирующей на муниципальном и межрегиональном уровне, при этом организация ведёт международное сотрудничество со схожими ей компаниями и организациями.
Объектом исследования является брендинг государственных услуг архивной и смежной с ней отрасли.
Предмет исследования - инновационные технологии в сфере архивного дела.
Цель дипломной работы - анализ проведенных работ по созданию бренда инновационного продукта, исследование показателей эффективности внедряемого бренда для инновационного продукта, разработка мероприятий по развитию и продвижению.
Для достижения нашей цели, мы должны решить ряд задач:
• рассмотреть основные понятия в сфере брендинга и маркетинга;
• определить сущность брендинга;
• проанализировать механизмы и этапы создания и продвижения
бренда;
• рассмотреть инновационные технологии в сфере брендинга;
• провести маркетинговое исследование ближайших конкурентов
организации;
• разработать мероприятия по продвижению бренда и внедряемой инновации;
• исследовать показатели эффективности внедрения бренда.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Теоретической основой поступили научные статьи Радушинского Д. А., Крыловой, Хмельковой Н.В., Савельева Ю.В., Шлаканевой В.А., Даховой М.Н. Практическая составляющая базировалась на отчётах о финансовой деятельности Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Республики Татарстан», постановлении Кабинета Министров №395, постановлении Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу о предпринимательской деятельности государственных архивов №14. При разработке мероприятий по продвижению бренда мы опирались на работы Дмитриевой Л.М., Вегнер Л.М., Грошева И.В., Краснослободцева А.А. исследователей в области современного брендинга. Также изучили различные особенности продвижения бренда в Российской Федерации, сравнили с различными конкурентами по Республике Татарстан. Методы исследования:
1. Методы сбора информации;
2. Анализ литературы;
3. Методы обработки полученных данных;
4. Анализ внедрения и повсеместного применения инноваций;
5. Маркетинговое исследование;
6. Методы анализа полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ и оценка эффективности создаваемого бренда для инновационного продукта в государственном учреждении, а также разработан комплекс мероприятий по продвижению внедренного бренда.
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, теоретической и практических частей, вторая из которых включает в себя анализ и разработку проекта, заключения, библиографического списка и приложений.
При выполнении данной работы были рассмотрены теоретические аспекты создания и продвижения бренда инновационного продукта, в целях практического применения полученных знаний. Изученная в первой главе информация, определяет сущность брендинга и даёт рекомендации по созданию основных атрибутов бренда. Грамотно подобранный образ организации, позволяет извлечь максимум доверия в сознании потенциальных потребителей, особенно если это касается инновационного продукта, поскольку отсутствует первичное представление о товаре или услуге. Один из основных факторов успеха внедряемого бренда - это учёт региональных, национальных и нравственных интересов общества, где внедряется данная инновация. В данной работе исследуемый бренд учитывал региональные особенности, а также некоторые особенности продвижения бренда на территории Российской Федерации.
Маркетинговое исследование деятельности организации показало, что у государственных учреждений также могут быть различные конкуренты при выполнении определенного рода услуг и для них действуют те же механизмы и правила конкурентной борьбы. Исследуемая организация активно использует современные инструменты продвижения и популяризации услуг бренда. Конкурентное поле имеет достаточно ограниченные рамки, поскольку это входит в особенности государственного учреждения, однако, по тем областям, где имеются потенциальные конкуренты, «Архивы Татарстана» не отстают от конкурентов, а в определенных задачах даже превосходят. Вектор инновационной деятельности предприятия направлен на сферу информационных технологий и на научно-исследовательскую деятельность в области архивоведения и архивохранения. Помимо этого, организация активно изучает зарубежный опыт, отправляет на стажировки собственные кадры, с целью повышения квалификации сотрудников. Анализ проделанных работ по продвижению бренда показал высокую для данной отрасли эффективность и имеет большие перспективы дальнейшего развития.
Разработанные мероприятия по созданию бренда требуют определенной корректировки, поскольку общественные опросы, направленные на изучение узнаваемости бренда, показали результаты отличные от планируемых на момент разработки. Тем не менее эффект от этих мероприятий показал экономический успех и положительную динамику в развитии архивной отрасли Республики Татарстан.
Основные направления современных методов брендинга для исследуемой организации связаны в первую очередь с использованием вебтехнологий, ввиду специфики работы внедряемой инновации. Комплекс данных мер призван увеличить узнаваемость бренда, число заказов платных услуг.
Внедряемый инновационный продукт включает в себя процессную и продуктовую инновацию, и решает сразу несколько проблем накопившихся в отрасли. Первая направлена на оптимизацию работы как архивистов, так и сотрудников архивов. Вторая дополняет функции первой при этом, потенциальные потребители получают возможность заказа необходимых услуг, не выходя из дома, с подробным регламентом оказания услуги, а также предоставлением доступа к необходимым архивным ресурсам через электронные устройства, не посещая читальные залы.
Все изученные возможности внедряемой инновации призваны оптимизировать работу сотрудников архивов, сэкономить время на: обязательную сдачу документов государственных организаций, обязательный экземпляр печатных изданий и изготовителей аудиовизуальной продукции на территории Республики Татарстан, а также предоставить потребителям новые возможности по оказанию различного рода услуг архивной отрасли. На этом, дальнейшее развитие планируется продолжать, имеются грандиозные планы, например, по созданию масштабного «дата- центра» Поволжья, а также синхронизация работы архивов других регионов.
1. Гидаева Л. А. Сущность и технология брендинга [Текст] // Наука и современность. - 2012. - №17. - с. 261.
2. Оценка стоимости бренда: 3 самых точных метода расчета.
[Электронный ресурс] //URL: http: //www. gd. ru/articles/33 53-otsenka-stoimo sti- brenda (дата обращения: 22.03.2017);
3. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. [Текст] // ГОСТ Р 54869—2011. - 2011. - с.2.
4. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - с. 363-368.
5. Брендинг в современной России: основные проблемы и перспективы
развития. [Электронный ресурс] // URL:
http://studme.org/36955/marketing/brending sovremennoy rossii osnovnye probl emy perspektivy razvitiya (дата обращения: 23.03.2017);
6. Коломиец В. П. Мировые тренды в отечественном рекламном измерении [Текст] // Российский рекламный ежегодник 2006 / под общ. ред. В. П. Коломийца. М„ 2007. С. 11.
7. Симаков С. Я б в издатели пошёл... Предпринимательство & издательское дело. Учебное пособие. [Текст] - М.: Баско, 2013. - с. 68 ISBN: 978-5-91356-216-6
8. Архивная служба Республики Татарстан. [Электронный ресурс] // URL: http: //www.archive.gov.tatarstan.ru (дата обращения: 1.05.2017);
9. Отчёт о реализации основных направлений развития архивного дела в Республике Татарстан за 2016г. [Текст] - М.: ПИК «Идел-Пресс», 2016. - с.8.);
10. Об утверждении государственной программы «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2020 годы» [Текст] // Постановление КМ РТ от 10 июня 2016 №395. - 2016. - с. 16.
11. Моррисон А. Большие Данные: как извлечь из них информацию [Текст] // Технологический прогноз. Ежеквартальный журнал, российское издание, выпуск 3. - 2010. - с. 42.
12. Satoshi Nakamoto. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System [Текст] // - 2008. - с. 2-3.
13. Положение о предпринимательской деятельности государственных архивов Республики Татарстан, утвержденного приказом Главного архивного управления при КМ РТ от 24 февраля 2015 года №014 [Текст] // - 2015. - с. 2
5.
14. Оценка экономических величин и управление предприятием.
[Электронный ресурс] // URL: http: //vamocenka.ru/ito govaya-velichina-
stoimosti-biznesa-kak-rasschitat/ (дата обращения: 21.05.2017);
15. Дэвис, С.М. Управление активами торговой марки [Текст] // С.М. Дэвис; СПб.: Питер, 2001. - 16 с.
16. Соколоверов А. Сила бренда: модель расчета [Электронный ресурс] //
URL: http: //www. marketing. spb .ru/lib-comm/brand/strength.htm (дата
обращения 18.05.2017)
17. Брендинг и методы продвижения бренда компании в Интернете [Электронный ресурс] // URL: http://yeella.com/seo/post/brending-i-metody- prodvizheniya-brenda-kompanii-v-internete (дата обращения: 26.05.2017);
18. Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу
[Электронный ресурс] // URL:
http: //arhiv.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/908050. htm (дата обращения
30.05.2017)
19. Аакер Д. Создание сильных брендов [Текст] // - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 140 с.
20. Мамлеева Л., Перция В. Анатомия бренда [Текст] // - Спб.: Вершина,
2007. - 288 с.
21. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса/ А. В. Ульяновский. [Текст] - Изд. 2-е дораб., Москва, Эксмо, 2008, ISBN 978-5-699-2264
22. Виктор Тамберг, Андрей Бадьин Бренд: Боевая машина бизнеса [Текст] // — М.: «Олимп-бизнес», 2005. — С. 240. — ISBN 5-9693-0007-1
23. Кевин Лейн Келлер Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом [Текст] // — М.: «Вильямс»,
2005. — С. 704. — ISBN 5-8459-0682-2.
24. Матанцев А.Н. 600 способов продвижения торговой марки. [Текст] // - М.: Дело и Сервис, 2003. - 352 с.
25. Виктор Тамберг, Андрей Бадьин «Эмоционирование бренда: стратегия влияния» [Текст] // Журнал "Практика Рекламы"№6'2007.
26. Андрей Крылов, Зуенкова Ольга «Энциклопедия маркетинга»
[Электронный ресурс] - URL: http: //www. marketing. spb .ru/lib-
comm/advert/adv strategy.htm
27. Льюис Э. Великая ИКЕА. Бренд для всех. [Текст] // - М.: Олимп- бизнес, 2008. - С. 45.
28. Аакер, Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга [Текст] // Д.Аакер, Э.Йохимштайлер - М.: ИД Гребенникова, 2010.
29. Аакер, Д. Стратегия управления портфелем брендов [Текст] // Д. Аакер; [пер. Т.В. Виноградовой; под ред. и с предисл. С. Г. Божук]. - М.: Эксмо, 2008.
30. Beccacece F. Risk Analysis in Brand Valuation [Текст] // Bocconi University, Italy.2006. P.32.
31. Aaker D. Managing Brand Equity [Текст] // Free Press. 1991. P.13-15.
32. Boos M. International Transfer Pricing: The Valuation of Intangible Assets [Текст] // Kluwer Law International Journal. 2003. Vol. 3. P. 24 35.
33. Haigh D. and Knowles J. How to define your brand and determine its value [Текст] // Marketing Manager. 2005. Vol.1. P.5-12.
34. Никулина К.Г. Методы оценки стоимости бренда [Текст] // Экономика и право, 2012. №4. С.31-36.
35. Жукова Н.Ю., Матасов Г.М. Как оценить стоимость бренда: модификация модели [Текст] // Hirose, 2010.
36. Винсент Л. Легендарные бренды. Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир. Пер. с англ. [Текст] // — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 г.
37. Рейтинг мирового консалтингового агентства Brand Finance: 50 самых ценных российских брендов [Электронный ресурс] // URL: http: //brandirectory.eom/profile/mts#tabs-4.
38. Первое независимое рейтинговое агентство FIRA: База данных о предприятиях и отраслях [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.fira.ru.
39. Aswath Damodaran. Данные об американском рынке [Электронный ресурс] URL: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar.
40. Dictionary by Oxford University Press [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://oxforddictionaries.com.
41. Всемирный Банк: Данные о динамике уровня инфляции в странах мира
[Электронный ресурс] // URL:
http://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG.