Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Положение женщины в корейском традиционном обществе

Работа №54336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I
Основные понятия гендера 8
Глава II
Положение женщин в корейском традиционном обществе
§ 2.1 Традиционная корейская семья 20
§ 2.2 Участие в политической жизни страны. Женщины - регенты 43
§ 3.2 Наследование имущества женщинами 59
Заключение 65
Список используемых источников и литературы

В последнее время тема «гендер» стала довольно актуальной, притягивающей внимание не только учёных, но и людей, которым интересны основы гендера, его основные теории, а главное распределение ролей между мужчиной и женщиной в обществе. Одной из проблем является то, что в сознании людей остались стереотипы, связанные с ролью, местом и образом мужчин и женщин. Зачастую эти стереотипы формируют в сознании индивида определенный барьер, из-за которого, реализация своих настоящих возможностей исключена. В рамках изучения такого региона, как Корея, невозможно не затронуть вопрос о гендерном равенстве, которое зависит от того, в каком положении находятся женщины этой страны.
Гендерный дисбаланс, характерный для большинства азиатских стран, не обошел стороной и Корею. По мнению специалистов, на данный момент на 100 девочек рождается 110 мальчиков, в то время как естественное соотношение - 100:105. В результате через 10-15 лет примерно каждый седьмой молодой кореец не сможет найти себе жены - по крайней мере, у себя в стране.
В Корее, как и в большинстве стран Дальнего Востока, в вопросе о рождении ребенка, предпочтение отдавалось сыновьям. Сыновья становились наследниками, а так же, вся забота о родителях в старости, возлагалась на их плечи. Так же, огромную роль играло конфуцианство, которое предписывало выполнять обряды жертвоприношения предкам, исключительно мужчинам.
Говоря о женщине, можно сказать, что её роль в обществе и семье была второстепенной. С самого рождения, девушка была в подчинении сначала
отца, затем мужа, а овдовев - сыновей. Более того, девушкам предписывались определенные нормы поведения в семье и обществе.
Данная тема является актуальной, т.к. взаимоотношения женщин и мужчин являются важными не только в прошлом, но и в наше время,. Данные отношения, являются сложными, ведь зачастую говорят о «гендерном неравенстве», особенно в странах Востока. Историкам довольно трудно дать оценку положения женщин в корейском традиционном обществе. Одни считают, что их принижали, а другие, что такое положение для женщин было совершенно естественным. Но, не смотря на это, некоторым женщинам удалось добиться успехов в политической, социальной и культурной жизни страны.
Степень изученности проблемы: К сожалению, тема, касающаяся положения женщины в корейском обществе долгое время не привлекала должного внимания и оставалась в тени. Более того, зачастую, данная тема игнорировалась или считалась не заслуживающей должного внимания, так как кореянка, будучи примерной дочерью в семье, всегда находилась в тени родителей, мужа. Именно поэтому данная проблема является относительно новой. Некоторые исследования ученых начали появляться лишь во второй половине XX века. В данный период, Корея начала открываться для европейцев, чем и вызвала интерес среди ученых. Большая часть литературы, касающаяся данной темы, издана на английском языке корейскими и американскими учеными. В отечественной литературе, «женская» тема освещается лишь в рамках истории, литературы, культуры и права. В отношении гендерных исследований за основы были взяты статьи Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной «Социальное конструирование гендера» . В данных статьях, авторы, дают четкое разделение ролей мужчин и женщин в обществе. Особое внимание было уделено теории социального конструирования гендера Г.Гарфинкеля. Данная теория объясняет, что гендер формируется ежедневно, при этом формируя у людей представление о женском и мужском равенстве. Согласно исследованиям П.Бергера и Т.Лукмана, человек взаимодействует с обществом, тем самым формирует собственное видение мира и представления о гендерных ролях.
Женская тематика рассматривается в работах Ли Кван Суна «Социально-философский анализ семьи» (на примере корейской семьи) , Ли Г.Н, «Семейные устои корейцев» . Данные труды анализируют положение женщины в семье и браке. Издания Кондрашова В.А. «Национальные религии: конфуцианство» и Ланькова А.И. «Быть корейцем» раскрывают конфуцианство, как идеологию, и то, какое влияние оно оказало на женщин. Анализ участия женщин в обрядах и роли шаманок, возможен благодаря труду Ким Г.Н. «История религий Кореи» .
Среди иностранных авторов, хотелось бы отметить работы И Бэ Ён «Женщины в истории Кореи» , Им Бён У «Жизнь корейских женщин в истории» , Ким Джа Хёы «Воспоминания леди Хэгён» и др., которые анализируют положение женщин в различные периоды правления, а так же гендерный вопрос в различных сферах жизни.
К сожалению, тема положения женщин в корейском традиционном обществе недостаточно изучена. Таким образом, в нашем представлении женщины Кореи находятся в угнетенном положении и не имеют особых прав. В связи с этим, необходимо всестороннее изучение данной темы.
Борьба женщин за свои права в Корее происходит лишь во второй половине XX века. Это стало возможным благодаря открытию страны и проникновению европейских идей о гендерном равноправии. Так же, началось изучение данной темы не только корейскими, но и зарубежными учеными.
Объектом исследования является место женщины в социальной и политической сферах жизни традиционной Кореи. Предметом исследования является положение женщин в Корее.
Цель данной дипломной работы - определить положение и социальный статус женщины в корейском традиционном обществе.
Задачи:
- изучение основных понятий гендера;
- влияние конфуцианской идеологии на положение женщины в обществе;
- рассмотреть положение женщины в корейской традиционной семье;
- проанализировать гендерные особенности корейской религиозности;
- дать оценку участию женщин в политической жизни страны.
Привлеченную в исследовании литературу можно разделить на
источники и научную литературу:
Среди источников стоит отметить философские трактаты, характеризующие положение женщины в корейской семье, а так же законы и нормы, предписанные женщинам . Благодаря источникам по истории Кореи возможен анализ положения женщин в историческом контексте.
Так же к исследованию была привлечена научная литература на русском и иностранных языках. Благодаря этому, мы можем сравнить исследования данного вопроса зарубежными и отечественными учеными.
Литература на русском языке. Положение женщины в традиционном корейском обществе затрагивают такие ученые, как Ланьков А.Н., Ли Кван Сун. В контексте изучения религий и традиций Кореи - Ким Г.Н., Самсонов Д-А .
В работе так же использованы труды иностранных ученых, таких как Jae-eun Kang и Jinwung Kim затронувшие то, как конфуцианская идеология повлияла на Корею. С помощью литературных примеров изданных Kim Hunggyu , мы можем проанализировать положение женщин в обществе. Так же нами была привлечена биография известных женщин Кореи.
Данное исследование включает в себя введение, две главы и заключение, список источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав положение женщины в корейском традиционном обществе, может показаться, что оно было незавидным и, что женщин всячески принижали различными законами и предписаниями, существовавшими в Корее. Однако для самих кореянок такое положение было совершенно естественным и они нисколько не чувствовали себя приниженными относительно мужчин. Ведь «добродетельная жена» должна проявлять послушание и почитать мужчину, как само небо.
Система отношений сложившаяся в корейском традиционном обществе требовала от женщин соблюдения определенных правил поведения, но воспитывавшиеся в подобной системе с самого детства, женщины умели проявлять свои чувства по отношению к своим родителям, мужу и детям иначе. Выражалось это в служении мужу, почитании родителей и воспитании детей. Основная роль женщин заключалась в сохранении домашнего очага, следовании ритуалам и правилам поведения, существующих в корейском обществе.
В данной работе, следуя целям и задачам, мы попытались проследить процесс изменения положения женщины в корейском традиционном обществе. С утверждением конфуцианства в качестве официальной идеологии государства, роль женщины в обществе все больше сводилась к бытовой и семейной сферам жизни. С самого детства девочек учили тому, что они должны быть подчинены отцу, затем мужу, а овдовев - сыновьям.
Определенные коррективы в восприятие о добродетельной женщине внесла война. В течение продолжительных войн с японскими и маньчжурскими захватчиками, многие женщины продемонстрировали глубоко укоренившееся моральное сознание. Во время японского вторжения
1592-1598 годов, правительство эпохи Чосон создало список, в который вошли: 67 почтительных сыновей, 11 верноподданных и 356
добродетельных женщин. Не только консервативные конфуцианские ученые, но и известные ученые практического учения Сирхак , такие как, И Ик (1681-1763) и Бак Джи Вон (1737-1805) неоднократно заявляли о том, что народ заслуживает похвалы за его уникальную традицию воспитания женщин в целомудрии, которая по их словам, берет начало нигде иначе, как под небом . Так же начало в изменении положения женщины внесла реформа Кабо 1894 -1895 годов. Меняется социальный статус женщины, легализуются повторные браки.
В связи с произошедшими изменениями все большее количество талантливых женщин участвует в развитии страны. Например, королевы или женщины дворца оказывали огромное влияние на императоров. Так же, в культурной жизни страны появляются талантливые художницы и писательницы, работы которых ценились наравне с трудами мужчинами.
Лишь со второй половины XX века женщины активно начинают бороться за свои права. Традиционное предпочтение в вопросе о рождении мальчиков привело к тому, что узнавая пол будущего ребенка, многие корейские женщины делали аборт. Ситуацию с демографическим дисбалансом всячески пыталось решить правительство, введя запрет на распространение врачами пола ребенка. Однако, повышение роли женщины в обществе процесс сложный, в силу существования глубоко укоренившегося конфуцианского мышления.



1.1. Ким Бу Сик Самгук саги, в Зт., пер. М. Н. Пака, Сетевая версия - Thietmar, 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vostIit.info/Texts/Dokumenty/Korea/Kim_Bus.., свободный. - Проверено 01.05.2016
1.2. Хин-Шун Ян «Древнекитайская философия. Том 1». - МП «Принт». - 1994.-311с.
1.3. Люйши чуньцю (Весны и осени господина Люя) Перевод И.В.Ушакова.
- Изд. Мысль - 2010. - 523с.
1.4. Сунь Си-дань. Ли цзи цзи цзе («Записки о благопристойности» с собранием разъяснений) / Ред. Шэнь Сяо-хуань, Ван Син-сянь. Пекин, 1989.
- 250 с.
1.5. Petition submitted by Confucian scholars in Gosan - gun, Jeolla-do, asking for citation to Yu Chi-myeon [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://211.252.141.88/program/relic/relicDetaiiEng.jsp?rnenuiD=002004002&reli cID=2788&re licDetai 1ID= 11150&searchSelect=NAME&langCodeCon=LC2&cu rrentPage=l 41 &back=relicRepresentListEng - свободный - Проверено
10.04.2016
1.6. Samganghaengsildo, an illustrated guide to the Three Bonds [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.museum.go.kr/program/relic/relicDetailEng.jsp?langCodeCon=LC2& menuID=002004001&relicID-2679&relicDetaillD==10714 - свободный - Проверено 17.04.2016
2.1. Lee Вае - Yong - Women in Korean history/ Lee Bae - Yong. - Ehwa Woman’s University Press, 2008. - 321 p.
2.2. Byun Won - Lim The lives of Korean women in history/ Byun Won-Lim.- Iljisa publishing house, 2005. - 150 p.
2.3. Bishop LB. Korea and Her Neighbours. Seoul: Yonsei University Press, 1970. P. 274. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive.Org/stream/koreahemeighbor00bird/koreahemeighbor00bird_djvu.t xt-Проверено 10.05.2016
2.3. Jae-eun Kang - The Land of Scholars: Two Thousand Years of Korean Confucianism/ Jae-eun Kang - Hangilsa Publishing Co., 2005. - 515 p.2.4.
2.4. Jinwung Kim - A History of Korea: From "Land of the Morning Calm" to
States in Conflict/ Jinwung Kim.- Indiana University Press, 2012. - 645 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=QFPsi3IK8gcC&pg=PA213&lpg=PA213&dq=r evised+edition+of+conduct+ofHhe+three+bonds+in+korea&source=bl&ots=MTS СрО V 63 z&sig=eokkF OSMC7 q JHhAE W e 1 oacyHGV4&hl=ru&sa=X&ei=ciIRVa fKEonnygOqpIGYBA&ved=0CCoQ6AEwAg#v=onepage&q=revised%20edition %20of%20conduct%20ol%20the%20three%20bonds%20in%20korea&f=false. - свободный - Проверено 10.04.2016
2.5. Jae-eun Kang The Land of Scholars: Two Thousand Years of Korean Confucianism/ Jae-eun Kang - Hangilsa Publishing Co., 2005. - 515 p
2.6. JaHyun Kim Haboush - The Memoirs of Lady Flyegyon TheAutobiographical Writings of a Crown Princess of Eighteenth-Century Korea / JaHyun Kim Haboush. - University of California Press; First Edition, Reissue, With a New Foreword by Dorothy Ко edition, 2013. - 400 p.
2.7. A Critical Examination of the Confutian View of Women’s Education. - Korean Social Science. - Vol. 16, 1990. - 104c.
2.8. Chongho Kim Korean Shamanism. The Cultural Paradox Aldershot: Ashgate Publishing. 2003. - 422c.
2.9. Goffman E. Gender display / E. Goffman // Studies in the anthropology of visual communication. - Vol 3.1996. - 218c.
2.10. Soh, C. S. (1993). Sexual equality, male superiority, and Korean women in politics: Changing gender relations in a 'patriarchal democracy. Sex Roles. 1993. - 90c.
2.11. Yung Chung Kim «The Women of Korea. A History from Ancient Times to 1945». Seoul: Ewha Womans University Press, 1976. P. 327.
2.11. Ашвин С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования, 2000. № 11.150с.
2.12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323с.
2.13. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера//Социологический журнал. 1998. № 3/4. - 463с.
2.14. Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин//Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/Под общей ред. М.М.Малышевой. М., 2002. - 489.
2.15. Описание Кореи. Под ред. Казакевича М. - Изд. Воет. Лит..,1960. - 662 с. 118
2.16. Самсонов Д.А. Корейский этикет: опыт этнографического
исследования - Санкт-Петербург: Наука, 2013. — 144 с.
2.17. Ким Г.Н. История религий Кореи. Алматы, Казак университет!, 2001. - 230с.
2.18. Ким Г.Н. - Научно справочное издание «Республика Корея» / Г.Н. Ким. - Атматы: Дайк - Пресс, 2010. - 584 с.
2.19. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века / С.О. Курбанов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 680 с.
2.20. Курбанов С.О. Конфуцианский классический «Канон сыновьей
почтительности» в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории «почтительности к родителям». «Экономпресс», 2005. [Режим доступа] :
http://www.rauk.ru/mdex.php?option=com_jdownloads&Itemid=4&view=viewdo wnload&catid=871&cid=4375&lang==ko. - Проверено 08.06.2016
2.21. Ланьков, А. Н. Быть корейцем. -М., 2006. - 342с.
2.22. А. Ланьков Хаотические записки корееведа о Корее. Популярные статьи
из «Сеульского вестника». [Режим доступа] : -
http://lankov.oriental.ru/119.shtml. Проверено 23.05.2016
2.23. Ли Кван Сун Социально-философский анализ семьи (на примере корейской семьи): научное издание /Кван Сун Ли // Философия и общество. - 2010. -№3,- 161с.
2.24. На Хонджу. Минби амсаль пипхан (Критика [книги] «Убийство королевы Мин»). Сеул: Мирэ мунхваса, 1990. - 440с.
2.25. Т.М.Симбирцева Королева Мин (1851-1895): путь к власти
(биографический очерк по книге Ц. Фусако «Убийство королевы Мин»), - СПб.: СПбГУ, 2004. -65с.
2.26. Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России// Социологические исследования. 2002. № 11.-93с.
2.27. Троцевич А.Ф. История корейской традиционной литературы (до XX
в.). СПб, 2004. С. 104.
2.28. Уэст Кэндес, Зиммерман Дон. Создание гендера / Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ