ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1 Исторические предпосылки художественной росписи по стеклу....
1.2 Особенности росписи по стеклу
1.3 Свойства и разновидности стекла
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ
2.1 Основы методики обучения студентов колледжа декоративной росписи
2.2 Разработка учебных занятий по изучению декоративной росписи для
студентов колледжа
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ СТЕКЛЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ
3.1 Разработка эскизов для росписи стеклянных изделий
3.2 Технологическая последовательность выполнения росписи на стеклянных изделиях 3.3 Экономическое обоснование выполненной работы
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
XXI век - век новых технологий. Наука и техника в наше время приобретают высокое значение для общества, но есть и обратная сторона, в век высоких технологий, когда каждый человек может пользоваться телефонами, ноутбуками, планшетами, необходимо заботиться о духовном и творческом развитии, о традициях своего народа, ведь главной ценностью является сам человек - его суть и основные потребности.
С самого рождения человек обладает творческим потенциалом, но он не будет сам по себе развиваться. Только целенаправленные занятия по развитию творческих способностей дадут определенные результаты. Одним из целенаправленных занятий могут быть занятия народной декоративной росписью. Именно занятия народной декоративной росписью подчеркивают и выделяют образные и яркие представления о нашей малой Родине, ее культуре, воспитывают чувство к прекрасному и способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
Издавна роспись обычно наносилась по дереву, но в связи с развитием технологий и методов обучения роспись может быть выполнена и на различных других материалах, например, по стеклу, по керамике, по пластмассе и т.д. Поэтому целесообразней будет сочетать традиционные и современные материалы.
В наше время особое значение придается подготовке будущих специалистов декоративно-прикладного и изобразительного направления. Очень важно включить в их программу изучение таких дисциплин, как народная декоративная роспись. Народная декоративная роспись поможет будущим специалистам средне-профессионального образования познакомиться с трудами великих мастеров своего региона, изучить роспись своего народа и приобщиться к культуре своих предков.
Занятия по народной декоративной росписи по стеклу будут способствовать развитию личности, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса будущих специалистов среднего профессионального образования (СПО) декоративно-прикладного и художественного направления.
Именно целенаправленные занятия помогут обучающимся развиваться и будут давать определенные результаты, а если обучающийся сам будет проявлять интерес к народной декоративной росписи, то результат будет еще эффективней. Именно мы выбрали для нашего исследования следующую тему выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: «Методика обучения студентов колледжа народной декоративной росписи».
Объект исследования: процесс обучения студентов декоративно прикладному искусству.
Предмет исследования: методика обучения студентов колледжа народной декоративной росписи.
Цель исследования: разработать методику обучения студентов колледжа народной декоративной росписи.
Задачи исследования:
1. Изучить источники информации по педагогике, психологии и философии, а также различные методики обучения студентов декоративно-прикладному искусству.
2. Рассмотреть историю развития декоративной росписи.
3. Описать свойства и разновидности стекла, а также материалы и инструменты, применяемые при росписи стекла.
4. Рассмотреть программу профессионального модуля «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом по изобразительному искусству» Можгинского педагогического колледжа.
5. Разработать учебные занятия по народной декоративной росписи для студентов средне-профессионального образования.
6. Разработать технологию декоративной росписи по стеклу и выполнить изделие в данной технике.
Теоретико-методологическая база. В исследовании мы опираемся на труды таких философов как Аристотель, H.A. Бердяев, Демокрит, Гегель, Е.С. Громов, А.Ф. Лосев, Ю.А. Огородников, Платон, Н.П. Пищулин, В.А. Разумный и др.
В результате исследований работ психологов Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленского, Л.С Выготского, A.A. Деркач, А.И. Донцова, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, C.J1. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Д.И. Фельдштейна и др. нами были выявлены особенности и закономерности формирования творческих способностей студентов.
Вопросами художественного творчества и его места в формировании личности, проблемы развития художественных способностей освещаются в исследованиях Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, П.Г. Демчева, В.С. Кузина, С.П. Ломова, A.A. Мелик-Пашаева, H.H. Ростовцева, М.В. Соколова, В.П. Строкова, П.М. Якобсона и др.
Вопросами развития художественных способностей студентов в процессе занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, П.Г. Демчев, С.П. Ломов, В.К. Лебедко, Е.В. Шорохов, H.H. Ростовцев, В.П. Строков и др.
Теоретические вопросы активизации творческой деятельности, а также проблема дидактических основ организации учебных занятий будущих учителей нашли свое отражение в трудах известных педагогов А.Д. Алехина, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Б.М. Неменского, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова и др. В данных работах освящены не только проблемы творческого развития личности, но и проблемы применения декоративно-прикладного искусства в системе образования как средства приобщения к художественному творчеству.
Для решения поставленных задач выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, а также научных трудов по декоративно-прикладному искусству.
2. Изучение и анализ учебных программ по профессиональному циклу «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» и федеральных государственных образовательных стандартов по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», используемых в учреждении Можгинского педагогического колледжа.
3. Наблюдение и анализ методики развития активизации учебно-творческой деятельности студентов по росписи стеклянных изделий декоративно-прикладного искусства на основе сочетания традиционных и современных материалов.
4. Опрос студентов.
5. Обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные исследования вносят определенный вклад в теорию и практику преподавания специальных дисциплин профессионального цикла в системе среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изделия, расписанные витражной росписью, могут быть использованы в качестве наглядных арт-объектов на таких занятиях как: ДПИ, изобразительное искусство, методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом и т.п.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение; три главы; выводы по главам; заключение; список использованных источников; приложения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы «Методика обучения студентов колледжа народной декоративной росписи», мы познакомились с трудами педагогов, психологов и философов, занимающихся развитием творческих способностей у обучающихся.
Если раньше роспись использовалась только в росписи по дереву, то сейчас роспись активно используется и в росписи стекла, керамики, пластмассы и других материалов. Исходя от этого, мы решили использовать роспись для украшения стеклянных изделий.
Поэтому для начала познакомились с историей появления росписи по стеклу. Узнали, как он развивался и какие сюжеты раньше преобладали. Изучили основные виды стекол и их особенности, для того, чтобы правильно подбирать стекла для росписи изделий. Так же изучили материалы и инструменты, необходимые для росписи стеклянных изделий.
Только после подробно изучили программу подготовки специалистов среднего звена по специальности «Преподавание в начальных классах» в Можгинском педагогическом колледже.
Мы опросили студентов 3 курса Можгинского педагогического колледжа и узнали, что они бы хотели изучать народную декоративную роспись как отдельную дисциплину.
Узнали, что в программу подготовки специалистов среднего звена по специальности «Преподавание в начальных классах» включена программа профессионального модуля «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом по изобразительному искусству». Рабочая программа данного междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
В соответствии с программой мы разработали учебные занятия для студентов колледжа, где студенты знакомятся с росписью по стеклу, ее основными видами и учатся расписывать стеклянные изделия.
Разработали технологию декоративной росписи по стеклу и выполнили изделия в данной технике.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель работы достигнута.
1. Балчин, Д. Классическая роспись по стеклу. Идеи из прошлого / Д. Балчин. - М.: Арт-родник, 2012. - С. 43-46.
2. Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mozpk.udmprof.ru
3. Валеев, Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф.Х Валеев. - Казань : Татарское книжное издательство, 2002. - С. 26-34.
4. Виды стекол, особенностей их производства [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://studwood.ru/576908/tovarovedenie
/vidy stekol osobennostey proizvodstva
5. Виды стекол, особенностей их производства. Свойства стекол, методы измерения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirrorref.ru/ref polatvigebewrna.html
6. Витраж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0% D0%B6
7. Витражная роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artultra.ru/vitrazhi/vidv-vitrazhev/vitrazhnava-rospis/
8. Галицкий, И.А. Вечные ценности / И.А. Галицкий // Деко. - 2011. - № 1. - С. 11-15.
9. Городецкая, М. Роспись по стеклу / М. Городецкая. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - С. 6-12.
10. Данстервилль, Д. Роспись по стеклу. Базовый курс / Д. Данстервилль. - М.: Арт-родник, 2008. — С. 28-е.
11. Д. Гир, А. Большая книга. Лучшие узоры и декоративные мотивы / А. Д. Гир, Б. Фристоун. - М.: Астрель, 2010. - С. 124-126.
12. Д. Гир, А. 1000 лучших узоров для художественной росписи / А. Д. Гир, Б. Фристоун. - М.: АСТ, 2010. - С. 362-370.
13. Дзаккария, Д. Декорируем стеклом предметы интерьера, витражи / Д. Дзаккария. - М.: Ниола-Пресс, 2014. - С. 72-78.
14. Ди Спирито, М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу / М. Ди Спирито. - Воронеж: Альбом, 2008. - С. 72.6т
15. Домашний дизайнер: роспись по стеклу акриловыми красками [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ilkitchen.ru/dizain/dekor/domashnii-rospis-po-steklu-akrilovYmi- kraskami.html
16. Елисеева, Е. Частная коллекция западноевропейских витражей XIII-XIX
веков / Е. Елисеева // Свет веков. - 2008.- С. 2,3-ег
17. Заливной витраж [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://artultra.ru/vitrazhi/vidY-vitrazheY/zalivnoY-vitrazh/
18. Ибрагимов, Ф. А. Музыка света / Ф.А. Ибрагимов // Художественное стекло и витраж. - 2014. - № 8. - С. 28-30.
19. Княжицкая, Т. В. Витражи: хрупкость стекла в эпоху революций / Т.В. Княжицкая // Мир музея. - 2009. - № 3. - С. 12-14.
20. Княжицкая, Т. В. Два образа - две эпохи / Т.В. Княжицкая // Антиквариат. -
2009. - № 6-8. — 2009.-г
21. Княжицкая, Т.В. Другие витражи: Леонид Полищук и Светлана Щербинина / Т.В. Княжицкая // Художественное стекло и витраж. - 2014. - № 8. - С. 31- 34.
22. Лукьянова, В. Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы / В. Лукьянова. - М.: Эксмо, 2015. - С. 28-35.
23. Мухин, А. С. Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе / А.С. Мухин // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья, 2008. - С. 144-148.
24. Основные профессиональные образовательные программы Можгинского педагогического колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mozpk.udmprof.ru/ob-oreanizacii/obrazovanie/obrazovatelnve- programmv/osnovnve-professionalnve-obrazovatelnve-programmv/
25. Расписываем стеклянную вазу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/81885-raspiswaem-steklYannuYu-vazu
26. Роспись стеклянной вазы витражными красками [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/210547-rospis-steklvannoi-
vazy-vitrazhnymi-kraskami
27. Седман, Э. Роспись по стеклу: практическое руководство / Э. Седман. - М.: Ниола-пресс, 2009. - С. 81,-бт
28. Синеглазова, М. Роспись по стеклу / М. Синеглазова. - М.: МСП, 2008. — С. 7333-ст
29. Татарский орнамент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artflera.ru/tatarskiY-ornament
30. Татарский орнамент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam- todav.ru/islam v rossii/tatarstan/tatarskii-ornament/
31. Ткачук, Т. Цветные витражи: Модно и стильно / Т. Ткачук. - М.: АСТ, 2009. - С. 116-123.
32. Якушева, М. С. Искусство витража. Принципы построения композиции. На примере готического витража XI-XV вв. Учебное пособие / М.С. Якушева, В. И. Ивановская. - М.: Издательство В. Шевчук, 2011. - С- 172.-с.