Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАУЗ В СПОНТАННОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №54299

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ СПОНТАННОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ 7
1.1 Сущность основных понятий исследования «пауза», «спонтанный дискурс» 7
1.2 Формальный и функциональный подходы к классификации пауз 13
1.3 Особенности устного спонтанного дискурса 20
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА ПАУЗ В СПОНТАННОМ ДИСКУРСЕ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Анализ сегментации спонтанного дискурса на материале английского языка 28
2.2 Экспериментально-фонетическое исследование функционального аспекта пауз в спонтанном дискурсе на материале британского и американского вариантов английского языка 34
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46


Актуальность темы исследования. Проблемы сегментации звучащей речи продолжают оставаться актуальными не одно десятилетие. Процесс коммуникации предполагает определенное членение речевой цепи, которое может осуществляться разными фонетическими средствами, ведущим из которых признается пауза, определяемая как воспринимаемый феномен, служащий для разграничения речевого континуума на смысловые единицы.
Сегментация речевого потока на смысловые единицы осуществляется как синтаксическими, так и несинтаксическими паузами, в частности так называемыми хезитационными паузами, являющимися специфическим феноменом сегментации спонтанной речи.
Несмотря на обширные исследования в отечественной и зарубежной лингвистике в области сегментологии на сегодняшний день не существует какой-либо единой классификации пауз. Данные по их количеству и вариативности выполняемых ими функций в научной литературе различны. Исторически основными в изучении явлений паузации были формальный и функциональный подходы. Иные методы, помимо формальнофункционального, не вполне четко обозначены. Не решен кардинальный вопрос о соотношении формы пауз и их функций. Дискуссионным моментом остается лингвистический статус пауз и их отдельных разновидностей.
Актуальность выбранной темы обусловлена её недостаточной теоретической и экспериментальной разработкой, а также отмеченным выше интересом лингвистики к проблемам интерференции и просодической организации речевого высказывания и текста.
Цель исследования - изучить и проанализировать функциональный аспект пауз в спонтанном дискурсе (на материале британского и американского вариантов английского языка).
Объект исследования - паузы в спонтанном дискурсе на английском языке.
Предмет исследования - особенности функционального аспекта пауз в спонтанном дискурсе на материале британского и американского вариантов английского языка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- уточнить сущность понятий «пауза», «спонтанный дискурс»;
- рассмотреть формальный и функциональный подходы к классификации пауз;
- представить особенности устного спонтанного дискурса;
- проанализировать функциональный аспект пауз в спонтанном дискурсе на материале британского и американского вариантов английского языка.
Материалом исследования послужили аудиозаписи текстов спонтанной монологической речи на британском и американском вариантах английского языка. Общая длительность звучания составила 101 минуту (американский вариант - 40 минут, британский вариант - 48 минут).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных лингвистов, а именно: И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюновой, М.В. Ильина, В.И. Карасика, А.П. Чудинова, Е.И. Шейгала, М. Блэка, 3. Кевечеша, П. Рикера, А. Вежбицкой и др.
Просодическая система британского и американского вариантов английского языка представлены в работах Д. Болинджера, Е.А. Бурой, И.Е. Галочкиной, С.Ф. Леонтьевой, Д. Пайка, Л.В. Постниковой, М.А. Соколовой, Д.А. Шахбаговой, Т.И. Шевченко и др.
Различные аспекты пауз в английском языке рассматриваются в исследованиях О.В. Александровой, Е.А. Бабушкиной, Л.П. Бондаренко, И.Л. Зонтовой, Г.В. Михасенко, И.М. Савиной, А.Ю. Цымбал, Э.Б. Яковлевой и др.
Особенности и специфика спонтанного дискурса освящены достаточно подробно в трудах А.М. Антиповой, К.А. Долинина, Е.А. Земской, и др.
Методы исследования: изучение научной литературы, обращение к интернет-источникам для получения информации, теоретический и практический анализ, акустический эксперимент, электроакустический анализ, синтез полученных данных, сравнительно-сопоставительный, метод непосредственного и опосредованного наблюдения.
Научная новизна исследования заключается в предпринятой попытке детального анализа функционального аспекта пауз в спонтанном дискурсе на материале британского и американского вариантов английского языка в ходе акустического эксперимента.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты проведенного исследования позволяют расширить представления о функциональном аспекте пауз в спонтанном дискурсе на материале британского и американского вариантов английского языка.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть применены для обучения студентов, магистрантов и аспирантов навыкам использования выразительных просодических и фонетических средств английской речи, а также в ходе курсов по практической и теоретической фонетике английского языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, обозначена практическая и теоретическая значимость исследования, отмечена новизна практической части исследования, представлена теоретическая база исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения сегментации спонтанной звучащей речи» уточняется сущность понятий «пауза», «спонтанный дискурс»; рассматриваются формальный и функциональный подходы к классификации пауз; раскрываются особенности устного спонтанного дискурса.
Во второй главе «Практические основы исследования функционального аспекта пауз в спонтанной речи на материале британского и американского вариантов английского языка» представлен анализ сегментации спонтанного дискурса на материале английского языка; проведено практическое исследование функционального аспекта пауз в спонтанном дискурсе на материале британского и американского вариантов английского языка, подкрепленное электроакустическим анализом.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в ходе выполнения работы поставленные задачи исследования решены полностью, цели исследования достигнуты, полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость.
В заключение можно сформулировать следующие выводы.
Пауза - темпорологическое и специальное понятие, отображающее явления и формы перерыва, временной остановки в звучании.
Паузы вместе с другими просодическими средствами участвуют в передаче синтаксических и смысловых отношений, часто выступая как средство смыслоразличения.
Определяя природу пауз, отметили, что их фиксация возможна: на уровне восприятия - в психологической среде, т. е. в сознании и памяти индивида; в материальной (акустической) среде в форме звуковой волны или при отсутствии таковой - для незаполненных пауз.
В научной литературе сведения о типологии пауз, основанной на идее соотношения их формы с функциями, противоречивы. Существуют различные подходы к сегментации звучащего дискурса (например, речь может идти о синтаксическом / несинтаксическом, синтагматическом / фразовом или коммуникативно-прагматическом членении). Взаимосвязь формы и функции пауз при условии их полифункциональности не столь тесная, как может показаться на первый взгляд. Функции и типы пауз могут быть определены исходя из задач сегментации. И если говорить об иерархии функций, превалирующей, помимо основной - делимитативной, будет являться та, которая в конечном счете определяет ее локализацию.
Кроме того, предполагается, что количественное соотношение разных типов пауз может служить индикатором того или иного способа сегментации при восприятии речевого сообщения и таким образом решить задачу декодирования его смысла. Полифункциональный характер пауз проявляется в комбинировании выполняемых ими функций, например, наложение хезитаций на синтаксические или совпадающие с ними по дистрибуции паузы синтаксического и коммуникативного членения. Как было сказано выше, в случаях наложения длительность пауз не всегда является параметром, позволяющим идентифицировать их тип, хотя увеличение длительности сложной паузы может указывать на наличие хезитации.
Функциональный аспект пауз в спонтанном дискурсе может занимать разную синтаксическую позицию в высказывании: начальную, среднюю, финальную.
Фонетические средства, реализующие спонтанный дискурс, в то же время выступают как маркеры неформальной тональности общения, характерной для современной британской и американской речи.
В заключение можно сделать вывод о широко дискутируемом вопросе о лингвистическом статусе паузы. В качестве явления лингвистического плана, проявляющегося в речи, она может рассматриваться как компонент интонации, позволяющий сегментировать речевое высказывание на дискретные, оптимальные для передачи смысла сообщения, единицы. В качестве явления экстралингвистического плана она феноменально (т. е. как феномен) соотносится с ситуацией общения и зависит от нее. В качестве явления металингвистического плана, пауза, и в особенности формальная ее составляющая, является не только ключом к декодированию смысла высказывания, но и выходом за пределы лингвистического плана в экстралингвистический, что позволяет адресату интерпретировать поступающую информацию экстралингвистического порядка и соотносить ее в лингвистической формой высказывания. Можно также утверждать, что просодическое оформление высказывания представляет собой концептуальную основу интерпретации его смысла.
Дальнейшая разработка указанной проблематики в области сегментологии представляется весьма перспективной.



1. Александрова О. В. О речекоммуникативном статусе паузы колебания в английской речи. М., 2011. 182 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика (синонимические средства языка) 2 изд., испр. и доп. М.: Языки русской культуры, 2012. 464 с.
3. Блохина Л. П. О семантическом аспекте просодии // Методика и лингвистика. М., 2012. С. 25-33. (Тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза).
4. Бондаренко Л. П. Членение спонтанной речи паузами
колебания и его соотнесенность с синтагматическим членением: экспериментально-фонетическое исследование на материале американского варианта английского языка: дис. спонтанного
дискурсаканд. филол. наук. Ленинград, 2011. 216 с.
5. Бурая Е. А., Галочкина И. Е., Шевченко Т. И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс. - 4-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
6. Бурая Е.А. Акцентуация в британском и американском
вариантах английского языка: конвергенция или дивергенция? //
Фонетика и фонология дискурса. / Е.А. Бурая - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010.
7. Бурая Е. А. Роль просодии в формировании ритма спонтанной диалогической речи (Экспериментально-фонетическое исследование на базе английского языка): автореф. дис. спонтанного дискурса канд. филол. наук. М., 2010. 24 с.
8. Веренинова Ж. Б. Продуктивные интонационные модели английского звучащего текста // Фонетико-фонологические аспекты дискурса. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. С. 32-40. (Вестн. Моск. гос. лингвист. Ун-та; вып. 1 (661). Сер. Языкознание и литературоведение).
9. Игнатов Б.Ф. О понятиях стиля в интонационных системах языка и речи. В кн.: Структура лингвостилистики и ее основные категории. Пермь, 2010. С. 74.
10. Златоустова, Л. В. Общая и прикладная фонетика: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин-Донской; под общей ред. Р. К. Потаповой. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 303 с.
11. Зонтова Л.И. Функциональный аспект пауз в спонтанном дискурсе
(на материале английского диалогического дискурса) Вестник МГЛУ. Выпуск 1 (740) / 2016.
12. Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. М., Высшая школа, 2012. 128 с.
13. Костромская Н. С. Временная организация устного диалогического текста (экспериментально-теоретическое исследование на материале спонтанного диалога и радиопьесы): дис. спонтанного дискурса канд. филол. наук. М., 2010. 211 с.
14. Краевская Н.М. Ситуация как фактор дифференциации типов устной речи.//Лингвостилистические особенности научного текста. М.,
2012. -С. 122-23.
15. Кодзасов, В. Общая фонетика / В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. - М.: РГГУ, 2011. - 591 с.
16. Крюкова Е.И., Голубых И.И., Голубых А.К. Языковое сознание личности. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2012. - 200 с.
17. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного английского языка: Учебник для студентов педагогических вузов и университетов/ С.Ф.Леонтьева. М.: Изд-во Менеджер, 2002. 336с.
18. Михасенко Г. В. Функциональный аспект речевых пауз в современном английском языке (экспериментально-фонетическое исследование): дис. канд. филол. наук. Минск, 2012. 224 с.
19. Мороз Н. Ю. Мелодический компонент просодии в социофонетике (применительно к немецкой спонтанной диалогической речи) : дис. . канд. филол. наук. М., 2011. 161 с.
20. Николаева, Т. М. Типология интонации и акцентное выделение / Т. М. Николаева //Экспериментально-фонетический анализ речи. - Л.: ЛГУ, 2010. - Вып. 2. - С. 113-122.
21. Потапова, Р. К. Язык, речь, личность / Р. К. Потапова, В. В. Потапов. - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 491 с.
22. Проблемы произносительной стилистики (Об изучении произношения). Научно-аналитический обзор. М., 2010. С. 16.
23. Соколова М.А., Тихонова И.С, Тихонова Р.М. Фрейдина Е.Л. Теоретическая фонетика английского языка. / Соколова М.А., Тихонова И.С, Тихонова Р.М. Фрейдина Е.Л. М.: Владос, 2010. 192 с.
24. Стернин И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2014. №1.-С. 65-69.
25. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - Рига: Зинатне, 2010. - 272 с.
26. Шевченко Т.И. Навстречу согласию : фонетическая адаптация собеседников в диалоге. / Т.И. Шевченко, И.Е. Галочкина // Вестник МГЛУ. - Сер. «Языкознание. Фонетическая полифония звучащей речи». -
2016. Вып.1(740).
27. Шевченко Т.И. Социальный контекст и вариативность английского произношения / Т.И. Шевченко // Вестник МГЛУ. Фонетика сегодня: проблемы и решения. Выпуск 1 (712) - 2015. - С. 244 - 258.
28. Шевченко Т. И. Национальная и социальная идентичность в английском произношении. М.: Ленанд, 2014. 222 с.
29. Шевченко Т.И. Фонетика и фонология английского языка. / Т.И. Шевченко. - Дубна : Феникс +, 2011.
30. Boomer D. S., Dittman A. T. Hesitation Pauses and Juncture Pauses in Speech // Language and Speech. 1962. № 5. P. 215-220.
31. Boomer D. S. Hesitation and Grammatical Encoding // Language and Speech. 1965. № 8. P. 148-158.
32. Crystal D. English as a Global Language. / D. Crystal. - Cambridge : Cambridge University Press, 2003.
33. Giegerich H.J. English Phonology : An Introduction. / H.J. Giegerich. - Cambridge : CUP, 2003.
34. Gimson A.C. An introduction to the pronunciation of English / A.C. Gimson. - London: Arnold. Sixth edition revised by Cruttenden, - 2001. - 362 p.
35. Goldman-Eisler F. Hesitation and Information in Speech // Information Theory. London: Butterworths, 1961. P. 162 174.
36. Goldman-Eisler F. Psycholinguistics: Experiments in Spontaneous Speech. London : Academic Press, 1968. 169 p.
37. Jones D. English Pronouncing Dictionary / ed. by P. Roach, J. Setter and J. Hartman. - 18th ed.- Cambridge : Cambridge University Press,
2010. - 580 p.
38. Ladefoged P. Phonetic Data Analysis. An Introduction to Fieldwork and Instrumental Techniques. / P. Ladefoged. - Oxford : Blackwell Publishers Ltd, 2001.
39. Lounsbery F. G. Pausal, Juncture and Hesitation Phenomena // Psycholinguistics: A Survey of Theory and Research Problems. Baltimore : Waverly Press, 1954. P. 93-101.
40. Maclay H. and Osgood C. E. Hesitation Phenomena in Spontaneous English Speech // Word. - № 15. - P. 19-44.
41. Moerk E. L. Principles of interaction in language learning // Merrill-Palmer Quarterly. № 18. 1972. P. 229-257.
42. Roach P. English Phonetics and Phonology / P. Roach. - Cambridge, 2000. - 283 p.
43. Wells, J. C. Longman Pronunciation Dictionary. - 3rd ed. - London : Longman, 2008. - 922 p.
44. Eales F. and Oakes S. Speakout, Upper Intermediate. - 2nd ed. - Pearson English, 2016. - 125 p.
45. Evans V. and Obee B. Upstream, Upper Intermediate. - Express Publishing, 2008 - 264 p.
46. Soars J. and Soars L. New Headway, Upper-Intermediate. - 4th ed. - Oxford University Press, 2014. - 169 p.
Интернет-источники
1. https: //www.youtube.com/watch?v=XWqz ucAXbc
2. https://www.youtube.com/watch?v=LBBd3T J3RU
3. https://www.youtube.com/watch?v=cdvwu6W7UTY


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ