Управление краудфандинговыми проектами
|
Введение 3
1. Теоретические основы управления краудфандинговыми проектами 8
1.1. Сущность и исторические предпосылки появления краудфандинга 8
1.2. Методы управления краудфандинговыми проектами 14
1.3. Формы реализации современных краудфандинговых технологий 20
2. Анализ рынка и практики реализации краудфандинговых проектов 32
2.1. Анализ современного мирового рынка краудфандинга 32
2.2. Оценка эффективности краудфандинговых технологий 38
2.3. Анализ тенденций, трендов и динамики развития современных
краудфандинговых проектов 50
3. Совершенствование механизма управления краудфандинговыми
проектами 59
3.1. Рекомендации по управлению крауфдандинговыми проектами на этапах его
запуска 59
3.2. Организационное обеспечение реализации краудфандингового проекта 65
3.3. Управление рисками в краудфандинговых проектах 81
Заключение 92
Список использованных источников
1. Теоретические основы управления краудфандинговыми проектами 8
1.1. Сущность и исторические предпосылки появления краудфандинга 8
1.2. Методы управления краудфандинговыми проектами 14
1.3. Формы реализации современных краудфандинговых технологий 20
2. Анализ рынка и практики реализации краудфандинговых проектов 32
2.1. Анализ современного мирового рынка краудфандинга 32
2.2. Оценка эффективности краудфандинговых технологий 38
2.3. Анализ тенденций, трендов и динамики развития современных
краудфандинговых проектов 50
3. Совершенствование механизма управления краудфандинговыми
проектами 59
3.1. Рекомендации по управлению крауфдандинговыми проектами на этапах его
запуска 59
3.2. Организационное обеспечение реализации краудфандингового проекта 65
3.3. Управление рисками в краудфандинговых проектах 81
Заключение 92
Список использованных источников
Современный процесс глобализации продолжает стирать границы между национальными рынками, предоставляя экономическим агентам возможность действовать за пределами рынков России. Данная тенденция имеет отрицательный эффект, выражающийся в бегстве капитала из страны, который по итогам первого полугодия 2017 года составил 54,1 млрд. долларов США1. Такие процессы в итоге ведут к снижению уровня доверия институциональных инвесторов к национальным рынкам России. В условиях данной экономической ситуации необходимы дополнительные источники финансирования реальных секторов экономики. Перед регулятором стоит задача интегрировать традиционные и современные финансовые рынки в экономическую деятельность субъектов, упростить и удешевить процесс их взаимодействия с помощью банковской системы в качестве основного посредника.
На практике существуют привлекательные для инвестора способы размещения капитала в банковской системе, среди которых можно выделить открытие и ведение расчетных (лицевых) счетов, срочные депозитные операции, паевые инвестиционные фонды, структурные ноты, приобретение долговых и долевых ценных бумаг на финансовых рынках. Альтернативным способом перераспределения свободных денежных средств в экономике является биржевой механизм, который позволяет использовать финансовые инструменты: акции, облигации, фьючерсы, опционы и т.д. Однако быстрое развитие телекоммуникационных возможностей и информационных технологий привело к созданию нового инструмента для привлечения и размещения капитала, который освобождает от необходимости взаимодействия с банковскими или биржевыми институтами. Подобный современный механизм получил название краудфандинг.
За последние 3 года краудфандинг совершил прыжок от небольших сборов денежных средств для реализации социальных и культурных проектов
до многомиллиардного рынка с обширным инвестиционным потенциалом для различного рода проектов и идей. Объём рынка краудфандинга, по данным аналитиков, в 2016 году составил 40 миллиардов долларов . Причина роста популярности краудфандинга заключается в простой схеме работы, при которой владелец небольшой суммы свободно имеющихся денежных средств самостоятельно выбирает проект для финансирования, а инициатору проекта нет необходимости в привлечении крупного инвестора для реализации идеи.
Статистика показывает, что только 45% успешных краудфандинговых кампаний достигают заявленных целей и инвесторы получают свою награду в виде конечного продукта, то есть происходит реальная поставка товара. Остальные 55% сталкиваются с управленческими трудностями, которые приводят к переносу сроков запуска продукта в серийное производство или вовсе закрывают проект через процедуру банкротства .
Тем не менее, открытым остается следующий вопрос: способны ли данные технологии эффективно работать на рынке РФ с учетом специфики российского менеджмента и степенью заинтересованности экономических агентов в данных инструментах.
Для определения ответа на поставленные вопросы целью данной работы является разработка механизмов и принципов управления краудфандинговыми проектами.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• рассмотреть сущность понятия краудфандинга;
• проанализировать виды и методы краудфандинга;
• изучить проблемы управления краудфандинговыми технологиями в условиях национальной экономики, найти пути их решения;
• проанализировать возможность и необходимость использования принципов проектного управления в краудфандинговых технологиях;
• дать рекомендации и методические объяснения относительно
совершенствования процесса управления краудфандинговыми проектами.
Мировая статистика показывает, что более 50% новых предприятий прекращают свою деятельность в первый год запуска, положительный финансовый результат демонстрируют всего 40% из них. Исследование американского журнала Fortune демонстрирует, что 9 из 10 технологических стартапов сворачиваются. Отсюда можно заявить, что вероятность провала в инновациях составляет 90%, в то время как выживает всего 10% .
Говоря о краудфандинге стоит отметить, что только 25% успешных кампаний достигают заявленных целей и инвесторы остаются удовлетворены: они получают свою награду в виде конечного продукта, то есть происходит реальная поставка товара . Остальные 75% сталкиваются с трудностями, которые приводят к переносу сроков запуска продукта в серийное производство или вовсе закрывают проект через процедуру банкротства .
Венчурные капиталисты утверждают, что если авторы проекта ранее не имели опыта реализации идеи, то вероятность успеха их проекта составляет всего 18%, если инициаторы провалили прошлый проект - шансы увеличиваются до 20%. Если у вас есть успешный опыт, то все равно шансы на успех составляют не более 30% .
Исследования, проведенные независимой консалтинговой фирмой CB Insights в 2015 и 2016 годах, показывают, что проблемы не меняются и в основном лежат в плоскости менеджмента и качества управления проектом .
Следует отметить, что одной из ключевых характеристик стартапа является высокая степень неопределенности внешней среды, в которой он функционирует. Однако изучая причины развития негативного для стартапов сценария, следует заметить, что они связаны со следующими аспектами деятельности предприятия:
— неэффективная обратная связь;
— отсутствие спроса на рынке на данный продукт;
— неэффективный финансовый менеджмент;
— плохая кадровая политика;
— неадекватное ценообразование и прочее.
Эксперты считают, что большинство проблем, с которыми сталкиваются стартапы и инновационные проекты, связаны с недостаточными у инициаторов и команды проекта компетенциями в области менеджмента . К примеру, применяя методики проектного управления такие как: бюджетирование, планирование, тимбилдинг, работа с командой и итеративность шагов, можно решить большую часть вышеописанных проблем и значительно снизить вероятность попадания в 90% провалившихся бизнесов. Современные подходы менеджмента как раз и ставят перед собой решение следующих задач: определение целевой аудитории проекта и ее склонность к инновациям, определение потребностей и создания ценности продукта для конечного потребителя. Практика показывает, что решение данных задач критично необходимо в технологических стартапах и краудфандинговых проектах.
Объектом исследования является международный опыт реализации функции управления в краудфандинговых проектах. Предметом исследования определяются краудфандинговые проекты в целях выявления принципов и механизмов управления.
В первой главе данного диссертационного исследования рассматриваются теоретические основные технологий и управления краудфандинговыми проектами. Изучаются исторические предпосылки развития краудфандинга, механизмы, методы и формы работы проектов в условиях глобальной экономики.
Во второй главе данной работы проводится анализ рынка краудфандинговых проектов. Изучается опыт реализации в условиях развитой экономики Соединенных Штатов Америки, рассматриваются успешные кейсы в экономических реалиях Российской Федерации. Проводится оценка эффективности краудфандинговых проектов, исследуется тренды и динамика развития.
В третьей части предлагаются модели управления краудфандинговыми проектами. Рассматриваются основные этапы и фазы краудфандингового прцесса, предлагается методология управления проектами. Описываются основные риски, с которыми сталкиваются проекты, предлагаются пути и варианты их устранения.
В работе использованы труды сооснователя крупнейшей
краудфандинговой платформы “Kickstarter” Перри Чена, совладельца второй по объему капитализации краудфандинговой площадки “Indiegogo” Вячеслава Рубина, а также статистические данные данных площадок и материалы сети Интернет.
На практике существуют привлекательные для инвестора способы размещения капитала в банковской системе, среди которых можно выделить открытие и ведение расчетных (лицевых) счетов, срочные депозитные операции, паевые инвестиционные фонды, структурные ноты, приобретение долговых и долевых ценных бумаг на финансовых рынках. Альтернативным способом перераспределения свободных денежных средств в экономике является биржевой механизм, который позволяет использовать финансовые инструменты: акции, облигации, фьючерсы, опционы и т.д. Однако быстрое развитие телекоммуникационных возможностей и информационных технологий привело к созданию нового инструмента для привлечения и размещения капитала, который освобождает от необходимости взаимодействия с банковскими или биржевыми институтами. Подобный современный механизм получил название краудфандинг.
За последние 3 года краудфандинг совершил прыжок от небольших сборов денежных средств для реализации социальных и культурных проектов
до многомиллиардного рынка с обширным инвестиционным потенциалом для различного рода проектов и идей. Объём рынка краудфандинга, по данным аналитиков, в 2016 году составил 40 миллиардов долларов . Причина роста популярности краудфандинга заключается в простой схеме работы, при которой владелец небольшой суммы свободно имеющихся денежных средств самостоятельно выбирает проект для финансирования, а инициатору проекта нет необходимости в привлечении крупного инвестора для реализации идеи.
Статистика показывает, что только 45% успешных краудфандинговых кампаний достигают заявленных целей и инвесторы получают свою награду в виде конечного продукта, то есть происходит реальная поставка товара. Остальные 55% сталкиваются с управленческими трудностями, которые приводят к переносу сроков запуска продукта в серийное производство или вовсе закрывают проект через процедуру банкротства .
Тем не менее, открытым остается следующий вопрос: способны ли данные технологии эффективно работать на рынке РФ с учетом специфики российского менеджмента и степенью заинтересованности экономических агентов в данных инструментах.
Для определения ответа на поставленные вопросы целью данной работы является разработка механизмов и принципов управления краудфандинговыми проектами.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• рассмотреть сущность понятия краудфандинга;
• проанализировать виды и методы краудфандинга;
• изучить проблемы управления краудфандинговыми технологиями в условиях национальной экономики, найти пути их решения;
• проанализировать возможность и необходимость использования принципов проектного управления в краудфандинговых технологиях;
• дать рекомендации и методические объяснения относительно
совершенствования процесса управления краудфандинговыми проектами.
Мировая статистика показывает, что более 50% новых предприятий прекращают свою деятельность в первый год запуска, положительный финансовый результат демонстрируют всего 40% из них. Исследование американского журнала Fortune демонстрирует, что 9 из 10 технологических стартапов сворачиваются. Отсюда можно заявить, что вероятность провала в инновациях составляет 90%, в то время как выживает всего 10% .
Говоря о краудфандинге стоит отметить, что только 25% успешных кампаний достигают заявленных целей и инвесторы остаются удовлетворены: они получают свою награду в виде конечного продукта, то есть происходит реальная поставка товара . Остальные 75% сталкиваются с трудностями, которые приводят к переносу сроков запуска продукта в серийное производство или вовсе закрывают проект через процедуру банкротства .
Венчурные капиталисты утверждают, что если авторы проекта ранее не имели опыта реализации идеи, то вероятность успеха их проекта составляет всего 18%, если инициаторы провалили прошлый проект - шансы увеличиваются до 20%. Если у вас есть успешный опыт, то все равно шансы на успех составляют не более 30% .
Исследования, проведенные независимой консалтинговой фирмой CB Insights в 2015 и 2016 годах, показывают, что проблемы не меняются и в основном лежат в плоскости менеджмента и качества управления проектом .
Следует отметить, что одной из ключевых характеристик стартапа является высокая степень неопределенности внешней среды, в которой он функционирует. Однако изучая причины развития негативного для стартапов сценария, следует заметить, что они связаны со следующими аспектами деятельности предприятия:
— неэффективная обратная связь;
— отсутствие спроса на рынке на данный продукт;
— неэффективный финансовый менеджмент;
— плохая кадровая политика;
— неадекватное ценообразование и прочее.
Эксперты считают, что большинство проблем, с которыми сталкиваются стартапы и инновационные проекты, связаны с недостаточными у инициаторов и команды проекта компетенциями в области менеджмента . К примеру, применяя методики проектного управления такие как: бюджетирование, планирование, тимбилдинг, работа с командой и итеративность шагов, можно решить большую часть вышеописанных проблем и значительно снизить вероятность попадания в 90% провалившихся бизнесов. Современные подходы менеджмента как раз и ставят перед собой решение следующих задач: определение целевой аудитории проекта и ее склонность к инновациям, определение потребностей и создания ценности продукта для конечного потребителя. Практика показывает, что решение данных задач критично необходимо в технологических стартапах и краудфандинговых проектах.
Объектом исследования является международный опыт реализации функции управления в краудфандинговых проектах. Предметом исследования определяются краудфандинговые проекты в целях выявления принципов и механизмов управления.
В первой главе данного диссертационного исследования рассматриваются теоретические основные технологий и управления краудфандинговыми проектами. Изучаются исторические предпосылки развития краудфандинга, механизмы, методы и формы работы проектов в условиях глобальной экономики.
Во второй главе данной работы проводится анализ рынка краудфандинговых проектов. Изучается опыт реализации в условиях развитой экономики Соединенных Штатов Америки, рассматриваются успешные кейсы в экономических реалиях Российской Федерации. Проводится оценка эффективности краудфандинговых проектов, исследуется тренды и динамика развития.
В третьей части предлагаются модели управления краудфандинговыми проектами. Рассматриваются основные этапы и фазы краудфандингового прцесса, предлагается методология управления проектами. Описываются основные риски, с которыми сталкиваются проекты, предлагаются пути и варианты их устранения.
В работе использованы труды сооснователя крупнейшей
краудфандинговой платформы “Kickstarter” Перри Чена, совладельца второй по объему капитализации краудфандинговой площадки “Indiegogo” Вячеслава Рубина, а также статистические данные данных площадок и материалы сети Интернет.
Элвин Тоффлер в своей монографии «Революционное богатство» писал: «Качество жизни современного человека становится во все большей степени зависимым от уровня потребления им информационных продуктов и услуг, а также от их доступности и качества. Мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, многоканальное цифровое телевидение, бортовые автомобильные навигационные спутниковые системы - все это уже неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся
неполноценными» .
Во многих странах мира, всё большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно, их выплаты производятся за счёт муниципальных, региональных и государственных бюджетов. В последние годы даже появились такие новые термины, как «информационная бедность» и «информационное неравенство». Причем, эти понятия используются не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики целых стран и регионов мира. Весьма большие экономические успехи от информационного развития в последние годы получили такие страны, как Финляндия, Норвегия, Швеция, которые по величине ВВП на душу населения вошли в первую десятку стран мира, а по уровню жизни населения занимают одни из лидирующих позиций.
Следует обратить внимание на пример США, где уже более 10 лет действуют меры государственной поддержки процесса подключения пользователей к сети Интернет. Для оказания этих услуг населению установлены налоговые льготы, а подключение пользователей из малообеспеченных слоев населения дотируется государством. Благодаря развитию, широкому распространению и дешевизне интернета, люди стали все чаще и чаще прибегать к новым формам развития проекта и его
94 финансирования. Интернет среда, благодаря своим свободным условиям существенно повлияла на отношение начинающих компаний и предпринимателей к привлечению капитала.
Глобальная экспансия интернет-технологий и интернетизация общества уже сейчас оказывает существенный и видимый эффект на мировую экономическую модель. Частная собственность заменяется экономикой совместного владения и потребления, финансовые ресурсы и капиталы перестают иметь принадлежность к определённой стране, а развитие технологий блокчейн ведёт к появлению новых криптовалют, которые создают новую самостоятельно функционирующую экономическую среду. Текущие экономические тренды привели к созданию нового инструмента для финансирования проектов, который освобождает от необходимости взаимодействия с банковскими, биржевыми и прочими финансовыми институтами.
Можно с уверенностью сказать, что краудфандинг представляет собой уникальный продукт и способ взаимодействия экономических агентов на рыке капитала. Это новая ветвь социально-экономических отношений с упором не на потребителя, а на производство товаров и услуг, реально необходимых обществу. Уникальность данного продукта современной экономики заключается в средствах коммуникации и обратной связи. С помощью краудфандинга возможно:
1. без проведения маркетинговых исследований выявить потребителя и уровень его заинтересованности в реализации предложенного проекта;
2. дешево и быстро привлечь денежные средства для реализации проекта от непосредственно заинтересованных потребителей;
3. получить информационную поддержку от сообщества по различным юридическим, техническим, экономическим и прочим вопросам.
Отсюда основной феномен краудфандинга - он создает не рынок для взаимодействия субъектов и движения капитала, а экономически активное сообщество, социально-экономическую сеть производителей, потребителей и инвесторов, основной чертой, которой является наличие постоянной коммуникации, обмена информацией и быстрое реагирование на внешние факторы изменения рыночной конъюнктуры.
Рассмотрев все аспекты современных краудфандинговых технологий, проанализировав текущее состояние рынка, изучив динамику роста данного механизма финансирования деятельности вновь создаваемых предприятий и проектов, следует отметить тот факт, что данный инструмент является привлекательным для всех субъектов процесса.
К безоговорочным преимуществам краудфандинга можно отнести:
1. широкие возможности и виды финансирования проектов;
2. отсутствие ограничений по сумме входа на рынок;
3. вариативность в видах вознаграждений;
4. возможность без ограничений привлекать капитал из других стран;
5. доступность каждому, имеющему доступ к сети интернет;
6. низкая стоимость привлекаемого капитала.
Однако такие преимущества требуют высоких компетенций участников данного сообщества: от производителей - инновационности, актуальности и качества продукта; от инвесторов требуется способность к риску, экономическая грамотность в выборе проекта и команды реализации. От обоих типов участников требуется понимание таргетирования краудфандинга: каждый из них осознает, какую категорию товара он предлагает или финансирует и, исходя из этого, должен выбрать подходящую площадку, как по региональному, так и по отраслевому признаку.
При всей привлекательности современных краудфандинговых технологий многие экономические агенты не участвуют в данном механизме по следующим объективным причинам:
• отсутствует нормативная база;
• нет гарантии целевого использования привлеченных средств;
• не определены права и обязанности сторон краудфандингового процесса;
• отсутствует механизм защиты интересов инвесторов и бэкеров;
• низкая квалификация руководителей проектов;
Основной проблемой развития краудфандинговых отношений в России являются законодательная база и уровень доверия, как к рынку, так и к исполнителям проектов.
Первая проблема решается путем привлечения государства, как законодательного органа, и обозначение проблем, необходимых в нормативно¬правовом регулировании. Необходима передача полномочий Центральному Банку РФ как мегарегулятору финансовых рынков в стране и введение саморегулируемых организаций, регламентирующих и контролирующих деятельность краудфандинговых платформ на территории государства. Первостепенны вопросы защиты интересов инвесторов и вкладчиков, определения обязанностей авторов и контроль за целевым использованием привлеченных средств.
Решение второй проблемы вязано с привлечением крупных институциональных игроков на рынок краудфандинга для демонстрации эффективности и привлекательности работы на нем, например, традиционные банковские структуры. В первую очередь необходимо привлекать коммерческие банки, как для финансирования потенциально выгодных проектов и программ, так и для осуществления контроля деятельности краудфандинговых платформ. Также, коммерческие банки могут выступать в
97 качестве владельцев краудфандинговых площадок для реализации собственных проектов или открыть доступ для всех желающих авторов и инвесторов. Основная причина заинтересованности коммерческих банков в современных краудфандинговых технологиях - это способность привлечь новую клиентскую аудиторию, сформировать имидж современного и инновационного банка, а также предоставить более дешевые и квалифицированные финансовые услуги для краудфандинговых площадок. Подобные виды партнёрства активно используются в западных странах, примеры которых мы рассмотрели ранее.
Вышеописанные шаги позволят привлечь на национальный рынок краудфандинга большее количество экономических субъектов, имеющих свободные денежные средства, готовые инвестировать в реальный сектор экономики.
Проведя корреляционно-регрессионный анализ, мы выявили, что рынок краудфандинга к 2025 году достигнет капитализации 90 млрд. долларов США . Наше исследование подтверждается прогнозом ведущего информационно¬аналитического агентства Thomson Reuters, согласно которому данное значение может вырасти до 95 млрд. долларов США. На динамику рынка краудфандинга оказывают влияние следующие макроэкономические индикаторы: процентная ставка Федеральной Резервной Системы США, индекс технологического сектора американской экономики Nasdaq, а также цена на нефть марки Brent, как бенчмарк спроса на рисковые активы. Рост данных показателей демонстрирует подъем мировой экономики, что способствует активизации экономических агентов на краудфандинговых платформах, в частности. Всего за 8 лет краудфандинг преодолел тяжелый путь от модного технологического тренда, до повседневного явления экономической жизни граждан Америки. На данный момент 75% американских граждан знают, что такое краудфандинг и
98 спонсировали хотя бы один проект на крауд-платформе67. Проведенный нами анализ современного рынка краудфандинговых технологий показал, что данных механизм в России показывает очень неплохие результаты при условии объективной оценки. Краудфандинг является непосредственным социалистическим финансовым проявлением, которое предсказывали многие социалистические мыслители середины и конца XX века. Для нашего общества есть и будет нормой коллективное участие: собирать деньги на революции или на ремонт храма — нормальная практика, которая демонстрирует стабильную динамику роста.
Современные краудфандинговые технологии - это новый, эффективный, быстрый и растущий механизм перераспределения финансового капитала в экономике. России необходимо использовать опыт и законодательные разработки США по вопросам краудфандинга, брать на вооружение и внедрять данный инструмент для повышения количества инвестиций в реальный сектор экономики.
Профессиональным менеджерам и управленцам необходимо отвечать запросам времени, а именно уметь управлять краудфандинговыми процессами и проектами. Уже с 2015 года мы наблюдаем формирование рынка управляющих краудфандинговыми проектами: появляются консалтинговые компании и частные менеджеры, которые готовы взять на себя осуществление управленческой функции на любой из стадий реализации проекта. Зачастую это люди с опытом реализации краудфандинговых проектов или бывшие сотрудники и администраторы площадок, поэтому возникает вопрос их компетенций в роли менеджеров.
Безусловно, отсутствие квалицированных кадров связано с начальной стадией развития рынка: мы выяснили, что краудфандинговые технологии только набирают обороты и продолжат подобный тренд до 2025 года. Мы
считаем, что именно в 2020-2025 года начнется формирование рынка профессиональных управляющих краудфандинговых технологий.
Предпосылками тому является активное изучение и внедрение данных технологий в студенческую жизнь в целях реализации инновационных проектов.
В целях развития рынка современных краудфандинговых технологий, экономическому и менеджмент-сообществу необходимо разработать общую концепцию управления проектами. Мы убеждены, что, несмотря на специфику краудфандинговых проектов, в современных теориях управления существуют инструменты, которые могут быть использованы уже сейчас. Поэтому предложили свой подход, который предполагает использование PMBOK на начальном этапе и переход на Agile при публикации проекта на краудфандинговой площадке.
В конечном счёте, всё зависит не от платформ, государства и кризисов, а от нас с вами: насколько активно граждане будут активно пользоваться современными финансовыми технологиями и менять мир в лучшую сторону. На наш взгляд краудфандинг в России станет основополагающим инструментом для финансирования креативных и социальных проектов в течение трёх лет, поэтому необходимо заниматься вопросами подготовки кадров и разработки методологии управления уже сейчас.
неполноценными» .
Во многих странах мира, всё большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно, их выплаты производятся за счёт муниципальных, региональных и государственных бюджетов. В последние годы даже появились такие новые термины, как «информационная бедность» и «информационное неравенство». Причем, эти понятия используются не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики целых стран и регионов мира. Весьма большие экономические успехи от информационного развития в последние годы получили такие страны, как Финляндия, Норвегия, Швеция, которые по величине ВВП на душу населения вошли в первую десятку стран мира, а по уровню жизни населения занимают одни из лидирующих позиций.
Следует обратить внимание на пример США, где уже более 10 лет действуют меры государственной поддержки процесса подключения пользователей к сети Интернет. Для оказания этих услуг населению установлены налоговые льготы, а подключение пользователей из малообеспеченных слоев населения дотируется государством. Благодаря развитию, широкому распространению и дешевизне интернета, люди стали все чаще и чаще прибегать к новым формам развития проекта и его
94 финансирования. Интернет среда, благодаря своим свободным условиям существенно повлияла на отношение начинающих компаний и предпринимателей к привлечению капитала.
Глобальная экспансия интернет-технологий и интернетизация общества уже сейчас оказывает существенный и видимый эффект на мировую экономическую модель. Частная собственность заменяется экономикой совместного владения и потребления, финансовые ресурсы и капиталы перестают иметь принадлежность к определённой стране, а развитие технологий блокчейн ведёт к появлению новых криптовалют, которые создают новую самостоятельно функционирующую экономическую среду. Текущие экономические тренды привели к созданию нового инструмента для финансирования проектов, который освобождает от необходимости взаимодействия с банковскими, биржевыми и прочими финансовыми институтами.
Можно с уверенностью сказать, что краудфандинг представляет собой уникальный продукт и способ взаимодействия экономических агентов на рыке капитала. Это новая ветвь социально-экономических отношений с упором не на потребителя, а на производство товаров и услуг, реально необходимых обществу. Уникальность данного продукта современной экономики заключается в средствах коммуникации и обратной связи. С помощью краудфандинга возможно:
1. без проведения маркетинговых исследований выявить потребителя и уровень его заинтересованности в реализации предложенного проекта;
2. дешево и быстро привлечь денежные средства для реализации проекта от непосредственно заинтересованных потребителей;
3. получить информационную поддержку от сообщества по различным юридическим, техническим, экономическим и прочим вопросам.
Отсюда основной феномен краудфандинга - он создает не рынок для взаимодействия субъектов и движения капитала, а экономически активное сообщество, социально-экономическую сеть производителей, потребителей и инвесторов, основной чертой, которой является наличие постоянной коммуникации, обмена информацией и быстрое реагирование на внешние факторы изменения рыночной конъюнктуры.
Рассмотрев все аспекты современных краудфандинговых технологий, проанализировав текущее состояние рынка, изучив динамику роста данного механизма финансирования деятельности вновь создаваемых предприятий и проектов, следует отметить тот факт, что данный инструмент является привлекательным для всех субъектов процесса.
К безоговорочным преимуществам краудфандинга можно отнести:
1. широкие возможности и виды финансирования проектов;
2. отсутствие ограничений по сумме входа на рынок;
3. вариативность в видах вознаграждений;
4. возможность без ограничений привлекать капитал из других стран;
5. доступность каждому, имеющему доступ к сети интернет;
6. низкая стоимость привлекаемого капитала.
Однако такие преимущества требуют высоких компетенций участников данного сообщества: от производителей - инновационности, актуальности и качества продукта; от инвесторов требуется способность к риску, экономическая грамотность в выборе проекта и команды реализации. От обоих типов участников требуется понимание таргетирования краудфандинга: каждый из них осознает, какую категорию товара он предлагает или финансирует и, исходя из этого, должен выбрать подходящую площадку, как по региональному, так и по отраслевому признаку.
При всей привлекательности современных краудфандинговых технологий многие экономические агенты не участвуют в данном механизме по следующим объективным причинам:
• отсутствует нормативная база;
• нет гарантии целевого использования привлеченных средств;
• не определены права и обязанности сторон краудфандингового процесса;
• отсутствует механизм защиты интересов инвесторов и бэкеров;
• низкая квалификация руководителей проектов;
Основной проблемой развития краудфандинговых отношений в России являются законодательная база и уровень доверия, как к рынку, так и к исполнителям проектов.
Первая проблема решается путем привлечения государства, как законодательного органа, и обозначение проблем, необходимых в нормативно¬правовом регулировании. Необходима передача полномочий Центральному Банку РФ как мегарегулятору финансовых рынков в стране и введение саморегулируемых организаций, регламентирующих и контролирующих деятельность краудфандинговых платформ на территории государства. Первостепенны вопросы защиты интересов инвесторов и вкладчиков, определения обязанностей авторов и контроль за целевым использованием привлеченных средств.
Решение второй проблемы вязано с привлечением крупных институциональных игроков на рынок краудфандинга для демонстрации эффективности и привлекательности работы на нем, например, традиционные банковские структуры. В первую очередь необходимо привлекать коммерческие банки, как для финансирования потенциально выгодных проектов и программ, так и для осуществления контроля деятельности краудфандинговых платформ. Также, коммерческие банки могут выступать в
97 качестве владельцев краудфандинговых площадок для реализации собственных проектов или открыть доступ для всех желающих авторов и инвесторов. Основная причина заинтересованности коммерческих банков в современных краудфандинговых технологиях - это способность привлечь новую клиентскую аудиторию, сформировать имидж современного и инновационного банка, а также предоставить более дешевые и квалифицированные финансовые услуги для краудфандинговых площадок. Подобные виды партнёрства активно используются в западных странах, примеры которых мы рассмотрели ранее.
Вышеописанные шаги позволят привлечь на национальный рынок краудфандинга большее количество экономических субъектов, имеющих свободные денежные средства, готовые инвестировать в реальный сектор экономики.
Проведя корреляционно-регрессионный анализ, мы выявили, что рынок краудфандинга к 2025 году достигнет капитализации 90 млрд. долларов США . Наше исследование подтверждается прогнозом ведущего информационно¬аналитического агентства Thomson Reuters, согласно которому данное значение может вырасти до 95 млрд. долларов США. На динамику рынка краудфандинга оказывают влияние следующие макроэкономические индикаторы: процентная ставка Федеральной Резервной Системы США, индекс технологического сектора американской экономики Nasdaq, а также цена на нефть марки Brent, как бенчмарк спроса на рисковые активы. Рост данных показателей демонстрирует подъем мировой экономики, что способствует активизации экономических агентов на краудфандинговых платформах, в частности. Всего за 8 лет краудфандинг преодолел тяжелый путь от модного технологического тренда, до повседневного явления экономической жизни граждан Америки. На данный момент 75% американских граждан знают, что такое краудфандинг и
98 спонсировали хотя бы один проект на крауд-платформе67. Проведенный нами анализ современного рынка краудфандинговых технологий показал, что данных механизм в России показывает очень неплохие результаты при условии объективной оценки. Краудфандинг является непосредственным социалистическим финансовым проявлением, которое предсказывали многие социалистические мыслители середины и конца XX века. Для нашего общества есть и будет нормой коллективное участие: собирать деньги на революции или на ремонт храма — нормальная практика, которая демонстрирует стабильную динамику роста.
Современные краудфандинговые технологии - это новый, эффективный, быстрый и растущий механизм перераспределения финансового капитала в экономике. России необходимо использовать опыт и законодательные разработки США по вопросам краудфандинга, брать на вооружение и внедрять данный инструмент для повышения количества инвестиций в реальный сектор экономики.
Профессиональным менеджерам и управленцам необходимо отвечать запросам времени, а именно уметь управлять краудфандинговыми процессами и проектами. Уже с 2015 года мы наблюдаем формирование рынка управляющих краудфандинговыми проектами: появляются консалтинговые компании и частные менеджеры, которые готовы взять на себя осуществление управленческой функции на любой из стадий реализации проекта. Зачастую это люди с опытом реализации краудфандинговых проектов или бывшие сотрудники и администраторы площадок, поэтому возникает вопрос их компетенций в роли менеджеров.
Безусловно, отсутствие квалицированных кадров связано с начальной стадией развития рынка: мы выяснили, что краудфандинговые технологии только набирают обороты и продолжат подобный тренд до 2025 года. Мы
считаем, что именно в 2020-2025 года начнется формирование рынка профессиональных управляющих краудфандинговых технологий.
Предпосылками тому является активное изучение и внедрение данных технологий в студенческую жизнь в целях реализации инновационных проектов.
В целях развития рынка современных краудфандинговых технологий, экономическому и менеджмент-сообществу необходимо разработать общую концепцию управления проектами. Мы убеждены, что, несмотря на специфику краудфандинговых проектов, в современных теориях управления существуют инструменты, которые могут быть использованы уже сейчас. Поэтому предложили свой подход, который предполагает использование PMBOK на начальном этапе и переход на Agile при публикации проекта на краудфандинговой площадке.
В конечном счёте, всё зависит не от платформ, государства и кризисов, а от нас с вами: насколько активно граждане будут активно пользоваться современными финансовыми технологиями и менять мир в лучшую сторону. На наш взгляд краудфандинг в России станет основополагающим инструментом для финансирования креативных и социальных проектов в течение трёх лет, поэтому необходимо заниматься вопросами подготовки кадров и разработки методологии управления уже сейчас.
Подобные работы
- Особенности продвижения краудфандингового проекта в сфере книгоиздания
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НОВЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ КРАУДФАНДИНГА
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Новые инструменты интернет-маркетинга (на примере компании WIN бизнес решения)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЕ КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Современные краудфандинговые технологии
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Социальные проектирование как инструмент управления имиджем региона
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ КРАУДСОРСИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИАСФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ «ЗЕЛЕНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГОЛОС ГОРОДА» В ГОРОДЕ ТОМСК
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2025



