Введение 3
Глава 1. Роль аудиовизуальных средств в процессе обучения бухгалтерскому учету 7
1.1 Информация и особенности ее восприятия 7
1.2 Понятие и классификация аудиовизуальных средств обучения 10
1.3 Психологические условия управления вниманием учащихся при работе с
аудиовизуальными средствами обучения 18
Глава 2. Исследование влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 31
2.1 Выявление исходного уровня сформированности знаний у учащихся по
курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 31
2.2 Описание хода проведения опытно-исследовательской работы и анализ ее
результатов в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 45
Глава 3. Методика применения аудиовизуальных средств обучения по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 52
3.1 Преимущества и недостатки применения информационных технологий на
занятии по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 52
3.2 Рекомендации по созданию и использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Данная тема является безусловно актуальной, так как в настоящее время аудиовизуальные средства оказывают в учебном заведении значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Они воздействуют одновременно на два анализатора (зрительный и слуховой), что существенным образом определяет их привлекательность. К числу аудиовизуальных средств мы относим звуковой фильм и телевидение.
Учебный звуковой фильм может играть в процессе преподавания - учения огромную роль. Закрепляя с помощью подвижного образа и звука представление об определенных предметах, явлениях и процессах, фильм позволяет демонстрировать эти объекты многократно, в различное время и в неизменной форме. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как преподаватель получает возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз, концентрировать внимание учащихся на самых существенных процессах или же на процессах, недоступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния, передавать движение в ускоренном или замедленном темпе, демонстрировать события и процессы в полном их развитии и т. д. Все это говорит о том, что фильм можно успешно использовать при ознакомлении учащихся с новым материалом, при закреплении, а иногда и для контроля и оценки результатов их работы. Осуществлению последней из перечисленных дидактических функций фильма способствует тот факт, что фильм создает всем зрителям одинаковые условия для просмотра и прослушивания.
Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться преподавателем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса.
В работе были использованы труды таких ученых как: А.Н. Щукина, А.А. Журина, Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова и многие другие.
А.Н. Щукин подробно рассматривает проблемы использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях. В его книге обобщается отечественный и зарубежный опыт преподавания предмета с применением средств наглядности. Подробно характеризуются отдельные пособия (диа-, кино- и телефильмы, таблицы, схемы, иллюстрации и др.) и приемы работы с ними, рекомендуемые для разных этапов с учетом целей и содержания обучения. Материал излагается с позиций системного подхода на основе новейших достижений в области дидактики, психологии, лингвистики.
А.А. Журин обосновывает необходимость интеграции медиаобразования с традиционными предметами естественно-научного цикла (биология, география, физика, химия). Раскрывает дидактическую систему интегрированного медиаобразования, показывает взаимосвязь и взаимозависимость целей общего образования с целями, содержанием, средствами, методами и организационными формами интегрированного медиаобразования. На основе обобщения педагогического опыта описывает методические приемы включения в учебно-воспитательный процесс сообщений масс-медиа как средства и объекта изучения на уроках естественно-научного цикла. Его книга предназначена для учителей биологии, географии, физики, химии, студентов и преподавателей вузов, исследователей проблем интегрированного медиаобразования.
В книге Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова рассмотрены педагогические основания применения современных мультимедийных средств в учебном процессе, их целесообразность и эффективность. Их книги предназначены студентам направления «Профессиональное обучение по отраслям» (Информатика и вычислительная техника), студентам педагогических специальностей, преподавателям и учителям, желающим использовать мультимедиа в профессиональной деятельности.
Цель работы - выявить возможности аудиовизуальных средств в развитии познавательного интереса у учащихся на занятиях по бухгалтерскому учету.
Исходя из цели данной работы нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль аудиовизуальных средств в процессе обучения бухгалтерскому учету;
- провести исследование влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж»;
- проанализировать методику применения аудиовизуальных средств обучения по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования: содержание, формы и методы применения аудиовизуальных средств на на занятиях по бухгалтерскому учету для повышения познавательного интереса у учащихся.
Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изготовление мультимедийных презентаций для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними, статистическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как в качестве теоретической так и практической основы.
Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена сущность информации и особенности ее восприятия, также рассматривается классификация аудиовизуальных средств обучения. Подробно освещены психологические условия управления вниманием учащихся при работе с аудиовизуальными средствами обучения.
Вторая глава посвящена исследованию влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж». Здесь проводится исследование по выявление уровня сформированности знаний у учащихся по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
В третьей главе рассматриваются преимущества и недостатки применения информационных технологий на занятии по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж». Также разработаны рекомендации по созданию и использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
Таким образом, изучение научной и методической литературы по проблеме данного исследования позволило сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся колледжа. Аудиовизуальные средства обучения помогают преподавателю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.
Аудиовизуальные средства обучения сегодня и в дальнейшем будет продолжать занимать лидирующие позиции в целостном педагогическом процессе. Но необходимо учитывать процесс развития общества, науки, техники и другого, чтобы данный вид обучения являлся, не просто традиционным, а современным традиционным методом обучения.
В процессе преподавания бухгалтерского учета традиционный метод обучения необходимо сочетать со всеми существующими на сегодняшний день современными аудиовизуальными и техническими средствами обучения. Применение в ходе занятия современных средств обучения является обязательным нюансом педагогического преподавания. Их наличие позволяет усилить наглядность в обучении, повышает внимание и активность восприятия учащихся, создает эмоциональный эффект восприятия.
Аудиовизуальные средства обучения усиливают наглядность обучения и применяются, прежде всего, в тех случаях, когда без них сообщить новый материал трудно (видеофильмы, презентации, показ микрофильмов и другое).
Аудиовизуальные средства обучения усиливают и расширяют возможности сообщения научно-технической информации, сближают обучение с жизнью. В целях вычленения некоторых методических особенностей работы с различными техническими средствами обучения каждое из них рассматривается отдельно, хотя на практике педагог использует некоторые из них в комплексе.
Подводя итог нашей опытно-исследовательской работы можно сделать вывод об эффективности использования аудиовизуальных средств как одну из возможностей совершенствования знаний и навыков на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» у учащихся колледжа.
Из анализа данного исследования следует, что при использовании аудиовизуальных средств обучения уровень знаний у учащихся колледжа намного больше повышается, чем при обучении с использованием традиционных способов обучения.
При проведении опытно-исследовательской работы мы отмечали, что использование аудиовизуальных средств активизирует учащихся, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на занятиях, способствует совершенствованию знаний и навыков по курсу «Бухгалтерский учет».
Нами также было замечено, что использование аудиовизуальных средств вызывает интерес у всех учащихся колледжа, вследствие чего заметно повышается желание учащихся овладеть всеми основами бухгалтерского учета. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» на этапе обучения является эффективным средством формирования и совершенствования знаний и навыков по бухгалтерскому учету.
Подводя итоги вышесказанного, мы считаем, что аудиовизуальные технологии, в частности компьютер, мультимедийная презентация и интерактивная доска, является достаточно эффективным средством развития познавательного интереса и должны применяться в работе как на уроке, так и вне урока. Это позволит не только повысить интерес к изучению предмета «Бухгалтерский учет», но и к обучению в целом, что положительно отразиться на формировании всесторонне развитой личности учащихся колледжа.
Мы рекомендуем преподавателям по бухгалтерскому учету в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» при обучении использовать аудиовизуальные средства для формирования, совершенствования и развития навыков и знаний в области бухгалтерского учета, так как учащимся данный метод работы помогает успешно овладевать всеми основами, вовлекает всех учащихся в работу и повышает их интерес к предмету «Бухгалтерский учет».
1. Андреев В.Д., Лисихина И.В. Введение в профессию бухгалтера: Учебное пособие. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 608 с.
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 376 с.
4. Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю. Педагогическое применение
мультимедиа средств. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 204 с.
5. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
6. Денисова О.П. Психология и педагогика: учебное пособие / О.П. Денисова. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 240 с.
7. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе. Практикум. - М., 2015.
8. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. - М., 2015.
9. Евстигнеев Е.Н. Мультимедийный учебный комплекс для обучения экономическим дисциплинам // Современные технологии в российской системе образования: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007. - C. 40-42.
10. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика: Учебник. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
11. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 405 с.
12. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 424 с.
13. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 841 с.
15. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 400 с.
16. Лосева Т. В., Кузнецова К. В., Игейсинова Г. М. Использование мультимедийных презентаций на уроках // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 990-992.
17. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Технические средства информатизации: Учебник. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 608 с.
18. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - М., 2014.
19. Нагорнова А.Ю. Новые развивающие технологии педагогической практики, Коллективная монография. - М., 2016.
20. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс. - 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2014. - 376 с.
21. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин: учебное пособие модульного типа / сост. И.В. Новгородцева. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 378 с.
22. Околелов О.П. Педагогика. Учебное пособие. - М., 2016.
23. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
24. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
25. Предеус Н.В., Церпенто С.И., Предеус Ю.В. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
26. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
27. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 172 с.
28. Седнев В.А., Савченко Н.А. Методические основы подготовки и проведения практических занятий. - М., 2014.
29. Сигидов Ю.И., Трубилин А.И. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под ред. Ю.И.Сигидова и др. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
30. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с.
31. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527 с.
32. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения. - М., 2015.
33. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения: учебное пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. - Новосибирск, 2011. - 215 с.
34. Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Массовое медиаобразование в России, Основные этапы. - М., 2014.
35. Шишов О.В. Современные технологии и технические средства информатизации: Учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 462 с.
Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2010.