Формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся» (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука»)
|
Введение 3
Глава 1. Роль аудиовизуальных средств в процессе обучения бухгалтерскому учету 7
1.1 Информация и особенности ее восприятия 7
1.2 Понятие и классификация аудиовизуальных средств обучения 10
1.3 Психологические условия управления вниманием учащихся при работе с
аудиовизуальными средствами обучения 18
Глава 2. Исследование влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 31
2.1 Выявление исходного уровня сформированности знаний у учащихся по
курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 31
2.2 Описание хода проведения опытно-исследовательской работы и анализ ее
результатов в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 45
Глава 3. Методика применения аудиовизуальных средств обучения по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 52
3.1 Преимущества и недостатки применения информационных технологий на
занятии по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 52
3.2 Рекомендации по созданию и использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Глава 1. Роль аудиовизуальных средств в процессе обучения бухгалтерскому учету 7
1.1 Информация и особенности ее восприятия 7
1.2 Понятие и классификация аудиовизуальных средств обучения 10
1.3 Психологические условия управления вниманием учащихся при работе с
аудиовизуальными средствами обучения 18
Глава 2. Исследование влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 31
2.1 Выявление исходного уровня сформированности знаний у учащихся по
курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 31
2.2 Описание хода проведения опытно-исследовательской работы и анализ ее
результатов в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 45
Глава 3. Методика применения аудиовизуальных средств обучения по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 52
3.1 Преимущества и недостатки применения информационных технологий на
занятии по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 52
3.2 Рекомендации по созданию и использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Данная тема является безусловно актуальной, так как в настоящее время аудиовизуальные средства оказывают в учебном заведении значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Они воздействуют одновременно на два анализатора (зрительный и слуховой), что существенным образом определяет их привлекательность. К числу аудиовизуальных средств мы относим звуковой фильм и телевидение.
Учебный звуковой фильм может играть в процессе преподавания - учения огромную роль. Закрепляя с помощью подвижного образа и звука представление об определенных предметах, явлениях и процессах, фильм позволяет демонстрировать эти объекты многократно, в различное время и в неизменной форме. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как преподаватель получает возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз, концентрировать внимание учащихся на самых существенных процессах или же на процессах, недоступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния, передавать движение в ускоренном или замедленном темпе, демонстрировать события и процессы в полном их развитии и т. д. Все это говорит о том, что фильм можно успешно использовать при ознакомлении учащихся с новым материалом, при закреплении, а иногда и для контроля и оценки результатов их работы. Осуществлению последней из перечисленных дидактических функций фильма способствует тот факт, что фильм создает всем зрителям одинаковые условия для просмотра и прослушивания.
Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться преподавателем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса.
В работе были использованы труды таких ученых как: А.Н. Щукина, А.А. Журина, Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова и многие другие.
А.Н. Щукин подробно рассматривает проблемы использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях. В его книге обобщается отечественный и зарубежный опыт преподавания предмета с применением средств наглядности. Подробно характеризуются отдельные пособия (диа-, кино- и телефильмы, таблицы, схемы, иллюстрации и др.) и приемы работы с ними, рекомендуемые для разных этапов с учетом целей и содержания обучения. Материал излагается с позиций системного подхода на основе новейших достижений в области дидактики, психологии, лингвистики.
А.А. Журин обосновывает необходимость интеграции медиаобразования с традиционными предметами естественно-научного цикла (биология, география, физика, химия). Раскрывает дидактическую систему интегрированного медиаобразования, показывает взаимосвязь и взаимозависимость целей общего образования с целями, содержанием, средствами, методами и организационными формами интегрированного медиаобразования. На основе обобщения педагогического опыта описывает методические приемы включения в учебно-воспитательный процесс сообщений масс-медиа как средства и объекта изучения на уроках естественно-научного цикла. Его книга предназначена для учителей биологии, географии, физики, химии, студентов и преподавателей вузов, исследователей проблем интегрированного медиаобразования.
В книге Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова рассмотрены педагогические основания применения современных мультимедийных средств в учебном процессе, их целесообразность и эффективность. Их книги предназначены студентам направления «Профессиональное обучение по отраслям» (Информатика и вычислительная техника), студентам педагогических специальностей, преподавателям и учителям, желающим использовать мультимедиа в профессиональной деятельности.
Цель работы - выявить возможности аудиовизуальных средств в развитии познавательного интереса у учащихся на занятиях по бухгалтерскому учету.
Исходя из цели данной работы нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль аудиовизуальных средств в процессе обучения бухгалтерскому учету;
- провести исследование влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж»;
- проанализировать методику применения аудиовизуальных средств обучения по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования: содержание, формы и методы применения аудиовизуальных средств на на занятиях по бухгалтерскому учету для повышения познавательного интереса у учащихся.
Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изготовление мультимедийных презентаций для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними, статистическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как в качестве теоретической так и практической основы.
Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена сущность информации и особенности ее восприятия, также рассматривается классификация аудиовизуальных средств обучения. Подробно освещены психологические условия управления вниманием учащихся при работе с аудиовизуальными средствами обучения.
Вторая глава посвящена исследованию влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж». Здесь проводится исследование по выявление уровня сформированности знаний у учащихся по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
В третьей главе рассматриваются преимущества и недостатки применения информационных технологий на занятии по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж». Также разработаны рекомендации по созданию и использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
Учебный звуковой фильм может играть в процессе преподавания - учения огромную роль. Закрепляя с помощью подвижного образа и звука представление об определенных предметах, явлениях и процессах, фильм позволяет демонстрировать эти объекты многократно, в различное время и в неизменной форме. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как преподаватель получает возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз, концентрировать внимание учащихся на самых существенных процессах или же на процессах, недоступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния, передавать движение в ускоренном или замедленном темпе, демонстрировать события и процессы в полном их развитии и т. д. Все это говорит о том, что фильм можно успешно использовать при ознакомлении учащихся с новым материалом, при закреплении, а иногда и для контроля и оценки результатов их работы. Осуществлению последней из перечисленных дидактических функций фильма способствует тот факт, что фильм создает всем зрителям одинаковые условия для просмотра и прослушивания.
Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться преподавателем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса.
В работе были использованы труды таких ученых как: А.Н. Щукина, А.А. Журина, Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова и многие другие.
А.Н. Щукин подробно рассматривает проблемы использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях. В его книге обобщается отечественный и зарубежный опыт преподавания предмета с применением средств наглядности. Подробно характеризуются отдельные пособия (диа-, кино- и телефильмы, таблицы, схемы, иллюстрации и др.) и приемы работы с ними, рекомендуемые для разных этапов с учетом целей и содержания обучения. Материал излагается с позиций системного подхода на основе новейших достижений в области дидактики, психологии, лингвистики.
А.А. Журин обосновывает необходимость интеграции медиаобразования с традиционными предметами естественно-научного цикла (биология, география, физика, химия). Раскрывает дидактическую систему интегрированного медиаобразования, показывает взаимосвязь и взаимозависимость целей общего образования с целями, содержанием, средствами, методами и организационными формами интегрированного медиаобразования. На основе обобщения педагогического опыта описывает методические приемы включения в учебно-воспитательный процесс сообщений масс-медиа как средства и объекта изучения на уроках естественно-научного цикла. Его книга предназначена для учителей биологии, географии, физики, химии, студентов и преподавателей вузов, исследователей проблем интегрированного медиаобразования.
В книге Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова рассмотрены педагогические основания применения современных мультимедийных средств в учебном процессе, их целесообразность и эффективность. Их книги предназначены студентам направления «Профессиональное обучение по отраслям» (Информатика и вычислительная техника), студентам педагогических специальностей, преподавателям и учителям, желающим использовать мультимедиа в профессиональной деятельности.
Цель работы - выявить возможности аудиовизуальных средств в развитии познавательного интереса у учащихся на занятиях по бухгалтерскому учету.
Исходя из цели данной работы нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль аудиовизуальных средств в процессе обучения бухгалтерскому учету;
- провести исследование влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж»;
- проанализировать методику применения аудиовизуальных средств обучения по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования: содержание, формы и методы применения аудиовизуальных средств на на занятиях по бухгалтерскому учету для повышения познавательного интереса у учащихся.
Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изготовление мультимедийных презентаций для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними, статистическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как в качестве теоретической так и практической основы.
Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена сущность информации и особенности ее восприятия, также рассматривается классификация аудиовизуальных средств обучения. Подробно освещены психологические условия управления вниманием учащихся при работе с аудиовизуальными средствами обучения.
Вторая глава посвящена исследованию влияния использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж». Здесь проводится исследование по выявление уровня сформированности знаний у учащихся по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
В третьей главе рассматриваются преимущества и недостатки применения информационных технологий на занятии по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж». Также разработаны рекомендации по созданию и использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж».
Таким образом, изучение научной и методической литературы по проблеме данного исследования позволило сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств обучения на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся колледжа. Аудиовизуальные средства обучения помогают преподавателю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.
Аудиовизуальные средства обучения сегодня и в дальнейшем будет продолжать занимать лидирующие позиции в целостном педагогическом процессе. Но необходимо учитывать процесс развития общества, науки, техники и другого, чтобы данный вид обучения являлся, не просто традиционным, а современным традиционным методом обучения.
В процессе преподавания бухгалтерского учета традиционный метод обучения необходимо сочетать со всеми существующими на сегодняшний день современными аудиовизуальными и техническими средствами обучения. Применение в ходе занятия современных средств обучения является обязательным нюансом педагогического преподавания. Их наличие позволяет усилить наглядность в обучении, повышает внимание и активность восприятия учащихся, создает эмоциональный эффект восприятия.
Аудиовизуальные средства обучения усиливают наглядность обучения и применяются, прежде всего, в тех случаях, когда без них сообщить новый материал трудно (видеофильмы, презентации, показ микрофильмов и другое).
Аудиовизуальные средства обучения усиливают и расширяют возможности сообщения научно-технической информации, сближают обучение с жизнью. В целях вычленения некоторых методических особенностей работы с различными техническими средствами обучения каждое из них рассматривается отдельно, хотя на практике педагог использует некоторые из них в комплексе.
Подводя итог нашей опытно-исследовательской работы можно сделать вывод об эффективности использования аудиовизуальных средств как одну из возможностей совершенствования знаний и навыков на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» у учащихся колледжа.
Из анализа данного исследования следует, что при использовании аудиовизуальных средств обучения уровень знаний у учащихся колледжа намного больше повышается, чем при обучении с использованием традиционных способов обучения.
При проведении опытно-исследовательской работы мы отмечали, что использование аудиовизуальных средств активизирует учащихся, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на занятиях, способствует совершенствованию знаний и навыков по курсу «Бухгалтерский учет».
Нами также было замечено, что использование аудиовизуальных средств вызывает интерес у всех учащихся колледжа, вследствие чего заметно повышается желание учащихся овладеть всеми основами бухгалтерского учета. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» на этапе обучения является эффективным средством формирования и совершенствования знаний и навыков по бухгалтерскому учету.
Подводя итоги вышесказанного, мы считаем, что аудиовизуальные технологии, в частности компьютер, мультимедийная презентация и интерактивная доска, является достаточно эффективным средством развития познавательного интереса и должны применяться в работе как на уроке, так и вне урока. Это позволит не только повысить интерес к изучению предмета «Бухгалтерский учет», но и к обучению в целом, что положительно отразиться на формировании всесторонне развитой личности учащихся колледжа.
Мы рекомендуем преподавателям по бухгалтерскому учету в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» при обучении использовать аудиовизуальные средства для формирования, совершенствования и развития навыков и знаний в области бухгалтерского учета, так как учащимся данный метод работы помогает успешно овладевать всеми основами, вовлекает всех учащихся в работу и повышает их интерес к предмету «Бухгалтерский учет».
Аудиовизуальные средства обучения сегодня и в дальнейшем будет продолжать занимать лидирующие позиции в целостном педагогическом процессе. Но необходимо учитывать процесс развития общества, науки, техники и другого, чтобы данный вид обучения являлся, не просто традиционным, а современным традиционным методом обучения.
В процессе преподавания бухгалтерского учета традиционный метод обучения необходимо сочетать со всеми существующими на сегодняшний день современными аудиовизуальными и техническими средствами обучения. Применение в ходе занятия современных средств обучения является обязательным нюансом педагогического преподавания. Их наличие позволяет усилить наглядность в обучении, повышает внимание и активность восприятия учащихся, создает эмоциональный эффект восприятия.
Аудиовизуальные средства обучения усиливают наглядность обучения и применяются, прежде всего, в тех случаях, когда без них сообщить новый материал трудно (видеофильмы, презентации, показ микрофильмов и другое).
Аудиовизуальные средства обучения усиливают и расширяют возможности сообщения научно-технической информации, сближают обучение с жизнью. В целях вычленения некоторых методических особенностей работы с различными техническими средствами обучения каждое из них рассматривается отдельно, хотя на практике педагог использует некоторые из них в комплексе.
Подводя итог нашей опытно-исследовательской работы можно сделать вывод об эффективности использования аудиовизуальных средств как одну из возможностей совершенствования знаний и навыков на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» у учащихся колледжа.
Из анализа данного исследования следует, что при использовании аудиовизуальных средств обучения уровень знаний у учащихся колледжа намного больше повышается, чем при обучении с использованием традиционных способов обучения.
При проведении опытно-исследовательской работы мы отмечали, что использование аудиовизуальных средств активизирует учащихся, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на занятиях, способствует совершенствованию знаний и навыков по курсу «Бухгалтерский учет».
Нами также было замечено, что использование аудиовизуальных средств вызывает интерес у всех учащихся колледжа, вследствие чего заметно повышается желание учащихся овладеть всеми основами бухгалтерского учета. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств на занятиях по курсу «Бухгалтерский учет» на этапе обучения является эффективным средством формирования и совершенствования знаний и навыков по бухгалтерскому учету.
Подводя итоги вышесказанного, мы считаем, что аудиовизуальные технологии, в частности компьютер, мультимедийная презентация и интерактивная доска, является достаточно эффективным средством развития познавательного интереса и должны применяться в работе как на уроке, так и вне урока. Это позволит не только повысить интерес к изучению предмета «Бухгалтерский учет», но и к обучению в целом, что положительно отразиться на формировании всесторонне развитой личности учащихся колледжа.
Мы рекомендуем преподавателям по бухгалтерскому учету в филиале №2 ГАОУ ПО «Бугульминский аграрный колледж» при обучении использовать аудиовизуальные средства для формирования, совершенствования и развития навыков и знаний в области бухгалтерского учета, так как учащимся данный метод работы помогает успешно овладевать всеми основами, вовлекает всех учащихся в работу и повышает их интерес к предмету «Бухгалтерский учет».
Подобные работы
- Формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся»
(на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Практико-ориентированные формы организации занятий в профессиональной
образовательной организации (на примере ГАПОУ «Камский строительный
колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство организации развивающего пространства профессиональной деятельности образовательной организации (на примере Государственного автономного образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Деловое общение как фактор формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



