Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Детский коллектив: сущность, этапы развития 10
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности подростка 22
1.3. Педагогический потенциал профильного психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива 28
Выводы по 1 главе 43
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО
КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 50
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 53
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 63
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Природа межличностных отношений в любых коллективах достаточно сложна. В них проявляются как индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективе человек реализует самого себя. Именно активность личности, её действия являются важнейшим звеном отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности на всех этапах развития личности и особенно в подростковом возрасте.
В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком [28]. Для того, чтобы коллектив положительно влиял на участника группы, необходимо его развивать.
Проблемой формирования детского коллектива занимались педагоги и психологи разных лет. А.С. Макаренко разработал подробную технологию поэтапного формирования коллектива, сформулировал законы жизнедеятельности коллектива [25]. В.А. Сухомлинский рассматривал формирование детского коллектива в условиях школы и вне школы, считал, что в формировании коллектива важную роль играет каждый индивид. И подчеркивал важность формирования первичного коллектива [33]. Л.И. Новикова представляла детский коллектив как социально-педагогическая система, изучала влияние коллектива на личность, анализировала возможности школьного ученического коллектива в формировании социалистического типа личности [31]. А.В. Мудрик дает характеристику личностного подхода в коллективном воспитании, раскрывает его пути и основные условия эффективности [27].
Разные педагогические возможности временного детского коллектива рассматривал АЛ. Уманский [34]. В работах О.В. Майорова освещены вопросы оптимизации воспитательного процесса в детском оздоровительном центре, определены социально-педагогические функции и критерии показатели оптимизации воспитательного процесса [24]. Н.А. Курчанова занималась исследованием реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря, как открытой педагогической системы и изучала воспитательные возможности различных видов деятельности [22]. О.М. Забелина обосновала и экспериментально проверила модель формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении [20]. А.Л. Мондрус изучала социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп, виды сплоченности и их проявления в малой группе [26].
Считается, что благоприятные условия для развития личности можно создать условиях в лагеря во временном детском коллективе. В настоящее время в России существует огромное количество лагерей разной направленности. Всегда перед педагогами и разработчиками лагерных смен стоит важная задача создания такой программы, содержание, формы и методы, которой способствовали бы эффективному формированию групповой сплоченности временного коллектива. В условиях детского лагеря временный коллектив выступает, как мощный педагогический инструмент и как важнейшая форма организации воспитательного процесса детей.
Одной из разновидностей лагерей является профильный лагерь. Особенностями профильных лагерей занималась Е.М. Лепешкина [23]. Она исследовала педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря. Е.М. Лепешкина определила и дала научное обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование и функционирование воспитательной системы профильного лагеря.
Для педагогов, психологов и студентов важно познакомиться с эффективными формами и методами педагогического воздействия с детьми, которые помогут сформировать коллектив в условиях летнего профильного лагеря. Профильный лагерь будет эффективным и разовьет необходимые качества и навыки в подростке только в том случае, если в коллективах (отрядах) будет правильно организован процесс взаимодействия, все участники коллектива будут чувствовать себя комфортно и займут активную деятельную позицию.
Обзор литературы показал, что проблемой сплоченности временного детского коллектива в условиях профильного лагеря практически никто не занимался. Поэтому мы можем сформулировать следующее противоречие, между необходимостью развития коллективизма у учащихся в условиях временного детского коллектива, с одной стороны, и недостаточно изученными и проверенными на практике формами, методами формирования групповой сплоченности детского коллектива, в частности в условиях профильного лагеря, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного коллектива.
Объект исследования: процесс формирования временного детского коллектива подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря «Радуга», обеспечивающих эффективное формирование временного детского коллектива.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования групповой сплоченности в условиях профильного лагеря может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики детского коллектива, его этапы развития;
- учитывать роль детского коллектива в развитии подростков;
-опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, используемых в условиях профильного лагеря «Радуга» и обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности детского коллектива.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «детский коллектив», определить его этапы развития.
2. Обосновать роль детского коллектива в развитии личности подростков.
3. Выявить педагогический потенциал профильного
психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного детского коллектива.
Методологической и теоретической основой исследования. Существенное влияние на логику проведённого исследования оказали труды педагогов и психологов об особенностях формирования и развития детского коллектива (А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов); о развитии коллектива в условиях профильного лагеря (Е.М. Лепешкина,); о понимании коллектива, как социально-педагогическая системы (Л.И. Новикова ); о связи общения и развития личности(А.А. Бодалев, О.М. Забелина); об оптимизации воспитательного процесса в лагере(О.В. Майорова, Н.А. Курчанова); о личностном подходе в коллективном воспитании(А.В. Мудрик); о возможностях временного детского коллектива и развитии групповой сплоченности (АЛ. Уманский, Л. Фестингер, А.Л. Мондрус ).
Опытно-экспериментальной базой стал профильный психологический лагерь «Радуга». В эксперименте приняли участие 16 подростков в возрасте от 13 до 16 лет.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы; эмпирические- тестирование, педагогический эксперимент; методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме нашего исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками в условиях лагеря.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности временного детского коллектива в условиях профильного психологического лагеря «Радуга».
Практическая значимость работы: результаты исследования могут использоваться психологами, вожатыми с целью формирования временного детского коллектива. А также при чтении лекций по теории и методике воспитания.
Структура дипломной работы: наша дипломная работа носит экспериментальный характер и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты научной работы были апробированы:
1) На V Международной студенческой научно-практической конференции (27.07.2015 г., г. Чебоксары), по результатам которой была опубликована статья «Педагогический потенциал психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности школьников»/ Сборник материалов V Междунар. студенческой науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 июля 2015 г.). редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив- плюс», 2015. - С.22-26.
2) На Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9-10 декабря 2015 г., г. Арзамас), по результатам которой была опубликована статья «Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива подростков «группы риска» в условиях психологического лагеря «Радуга» средствами тренинга»/ Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Т.Т.Щелиной, Т.В.Калининой; Арзамасский филиал ННГУ - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - C. 251-259.
3) На Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (5.04.2016, Казань, КФУ), по результатам которой была опубликована статья «Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива в условиях профильного психологического лагеря».
4) В конкурсе научных работ студентов КФУ (2016, март-апрель, 3 место).
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного коллектива. Для достижения цели, мы решили ряд задач.
В первой задаче на основе анализа психолого-педагогической литературы нужно было раскрыть сущность и содержание понятия «детский коллектив», определить его этапы развития. Решая первую задачу мы выяснили:
1) Временный детский коллектив имеет свои отличительные особенности и обладает сильным воспитательным потенциалом. Для успешного развития временного коллектива необходимы следующие компоненты:
-наличие общественно-значимых целей;
-систематическое включение подростков в различные виды совместной деятельности;
-наличие норм и правил;
-тесное межличностное общение;
-самоупровляемость
2) Коллектив оказывает большое влияние на формирование личности подростков. Поэтому важно, создавать такой коллектив, в котором подростки чувствуют себя комфортно и могут реализовать свой потенциал.
3) В своем развитии временный детский коллектив в условиях лагеря может пройти ряд стадий: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Важно составлять программу с учетом всех стадий.
4) Одним из важных индикаторов эффективного развития коллектива является групповая сплоченность. Групповая сплоченность- один из процессов групповой динамики характеризующий степень
приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей обычно рассматриваются:
- уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях.
- степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.
Решая вторую задачу, нам нужно было обосновать роль детского коллектива в развитии личности подростков. Мы выяснили ,что на формирование личности подростка влияет характер взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми. В переходном возрасте подросток стремится осознать и развить свою уникальность, а сделать он это может через общение со сверстниками и через идентификацию себя со сверстниками. Занимаемый подростком статус и его деятельность в коллективе необходимо считать важнейшим условием его личностного развития. Неудачи в выстраивании связей ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Стоит отметить, что коллектив может способствовать не только становлению личности, но и ее деградации. Поэтому, Педагог должен способствовать тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, нашел свое место и смог проявить свой потенциал.
Третья задача звучала так: выявить педагогический потенциал профильного психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива. Мы подробно описали содержание, формы и методы работы в лагере, тем самым выявили потенциал программы в формировании групповой сплоченности подростков.
Решая, последнюю задачу мы опытно-экспериментальным путем проверили эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного детского коллектива. И пришли к выводу, что содержание, формы и методы педагогического взаимодействия способствуют формированию групповой сплоченности у подростков.
Исходя из результатов исследования, можем сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждается. Мы предполагали, что эффективность процесса формирования групповой сплоченности в условиях профильного лагеря может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики детского коллектива, его этапы развития;
- учитывать роль детского коллектива в развитии подростков;
-выявить педагогический потенциал профильного психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива.
-опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного детского коллектива.
Мы построили программу профильного лагеря с опорой на сущностные характеристики детского коллектива и учитывая роль коллектива в развитии подростков и с помощью эмпирического эксперимента выявили и доказали эффективность содержания, форм и методов взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности детского коллектива.
В дальнейшем планируем продолжать наше исследование и провести сравнительный анализ различных программ профильных лагерей.