Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

Работа №54267

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы154
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Детский коллектив: сущность, этапы развития 10
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности подростка 22
1.3. Педагогический потенциал профильного психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива 28
Выводы по 1 главе 43
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО
КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 50
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 53
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 63
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Природа межличностных отношений в любых коллективах достаточно сложна. В них проявляются как индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективе человек реализует самого себя. Именно активность личности, её действия являются важнейшим звеном отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности на всех этапах развития личности и особенно в подростковом возрасте.
В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком [28]. Для того, чтобы коллектив положительно влиял на участника группы, необходимо его развивать.
Проблемой формирования детского коллектива занимались педагоги и психологи разных лет. А.С. Макаренко разработал подробную технологию поэтапного формирования коллектива, сформулировал законы жизнедеятельности коллектива [25]. В.А. Сухомлинский рассматривал формирование детского коллектива в условиях школы и вне школы, считал, что в формировании коллектива важную роль играет каждый индивид. И подчеркивал важность формирования первичного коллектива [33]. Л.И. Новикова представляла детский коллектив как социально-педагогическая система, изучала влияние коллектива на личность, анализировала возможности школьного ученического коллектива в формировании социалистического типа личности [31]. А.В. Мудрик дает характеристику личностного подхода в коллективном воспитании, раскрывает его пути и основные условия эффективности [27].
Разные педагогические возможности временного детского коллектива рассматривал АЛ. Уманский [34]. В работах О.В. Майорова освещены вопросы оптимизации воспитательного процесса в детском оздоровительном центре, определены социально-педагогические функции и критерии показатели оптимизации воспитательного процесса [24]. Н.А. Курчанова занималась исследованием реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря, как открытой педагогической системы и изучала воспитательные возможности различных видов деятельности [22]. О.М. Забелина обосновала и экспериментально проверила модель формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении [20]. А.Л. Мондрус изучала социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп, виды сплоченности и их проявления в малой группе [26].
Считается, что благоприятные условия для развития личности можно создать условиях в лагеря во временном детском коллективе. В настоящее время в России существует огромное количество лагерей разной направленности. Всегда перед педагогами и разработчиками лагерных смен стоит важная задача создания такой программы, содержание, формы и методы, которой способствовали бы эффективному формированию групповой сплоченности временного коллектива. В условиях детского лагеря временный коллектив выступает, как мощный педагогический инструмент и как важнейшая форма организации воспитательного процесса детей.
Одной из разновидностей лагерей является профильный лагерь. Особенностями профильных лагерей занималась Е.М. Лепешкина [23]. Она исследовала педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря. Е.М. Лепешкина определила и дала научное обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование и функционирование воспитательной системы профильного лагеря.
Для педагогов, психологов и студентов важно познакомиться с эффективными формами и методами педагогического воздействия с детьми, которые помогут сформировать коллектив в условиях летнего профильного лагеря. Профильный лагерь будет эффективным и разовьет необходимые качества и навыки в подростке только в том случае, если в коллективах (отрядах) будет правильно организован процесс взаимодействия, все участники коллектива будут чувствовать себя комфортно и займут активную деятельную позицию.
Обзор литературы показал, что проблемой сплоченности временного детского коллектива в условиях профильного лагеря практически никто не занимался. Поэтому мы можем сформулировать следующее противоречие, между необходимостью развития коллективизма у учащихся в условиях временного детского коллектива, с одной стороны, и недостаточно изученными и проверенными на практике формами, методами формирования групповой сплоченности детского коллектива, в частности в условиях профильного лагеря, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного коллектива.
Объект исследования: процесс формирования временного детского коллектива подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря «Радуга», обеспечивающих эффективное формирование временного детского коллектива.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования групповой сплоченности в условиях профильного лагеря может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики детского коллектива, его этапы развития;
- учитывать роль детского коллектива в развитии подростков;
-опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, используемых в условиях профильного лагеря «Радуга» и обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности детского коллектива.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «детский коллектив», определить его этапы развития.
2. Обосновать роль детского коллектива в развитии личности подростков.
3. Выявить педагогический потенциал профильного
психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного детского коллектива.
Методологической и теоретической основой исследования. Существенное влияние на логику проведённого исследования оказали труды педагогов и психологов об особенностях формирования и развития детского коллектива (А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов); о развитии коллектива в условиях профильного лагеря (Е.М. Лепешкина,); о понимании коллектива, как социально-педагогическая системы (Л.И. Новикова ); о связи общения и развития личности(А.А. Бодалев, О.М. Забелина); об оптимизации воспитательного процесса в лагере(О.В. Майорова, Н.А. Курчанова); о личностном подходе в коллективном воспитании(А.В. Мудрик); о возможностях временного детского коллектива и развитии групповой сплоченности (АЛ. Уманский, Л. Фестингер, А.Л. Мондрус ).
Опытно-экспериментальной базой стал профильный психологический лагерь «Радуга». В эксперименте приняли участие 16 подростков в возрасте от 13 до 16 лет.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы; эмпирические- тестирование, педагогический эксперимент; методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме нашего исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками в условиях лагеря.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности временного детского коллектива в условиях профильного психологического лагеря «Радуга».
Практическая значимость работы: результаты исследования могут использоваться психологами, вожатыми с целью формирования временного детского коллектива. А также при чтении лекций по теории и методике воспитания.
Структура дипломной работы: наша дипломная работа носит экспериментальный характер и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты научной работы были апробированы:
1) На V Международной студенческой научно-практической конференции (27.07.2015 г., г. Чебоксары), по результатам которой была опубликована статья «Педагогический потенциал психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности школьников»/ Сборник материалов V Междунар. студенческой науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 июля 2015 г.). редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив- плюс», 2015. - С.22-26.
2) На Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9-10 декабря 2015 г., г. Арзамас), по результатам которой была опубликована статья «Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива подростков «группы риска» в условиях психологического лагеря «Радуга» средствами тренинга»/ Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Т.Т.Щелиной, Т.В.Калининой; Арзамасский филиал ННГУ - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - C. 251-259.
3) На Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (5.04.2016, Казань, КФУ), по результатам которой была опубликована статья «Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива в условиях профильного психологического лагеря».
4) В конкурсе научных работ студентов КФУ (2016, март-апрель, 3 место).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов педагогического взаимодействия с подростками в условиях профильного лагеря, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного коллектива. Для достижения цели, мы решили ряд задач.
В первой задаче на основе анализа психолого-педагогической литературы нужно было раскрыть сущность и содержание понятия «детский коллектив», определить его этапы развития. Решая первую задачу мы выяснили:
1) Временный детский коллектив имеет свои отличительные особенности и обладает сильным воспитательным потенциалом. Для успешного развития временного коллектива необходимы следующие компоненты:
-наличие общественно-значимых целей;
-систематическое включение подростков в различные виды совместной деятельности;
-наличие норм и правил;
-тесное межличностное общение;
-самоупровляемость
2) Коллектив оказывает большое влияние на формирование личности подростков. Поэтому важно, создавать такой коллектив, в котором подростки чувствуют себя комфортно и могут реализовать свой потенциал.
3) В своем развитии временный детский коллектив в условиях лагеря может пройти ряд стадий: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Важно составлять программу с учетом всех стадий.
4) Одним из важных индикаторов эффективного развития коллектива является групповая сплоченность. Групповая сплоченность- один из процессов групповой динамики характеризующий степень
приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей обычно рассматриваются:
- уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях.
- степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.
Решая вторую задачу, нам нужно было обосновать роль детского коллектива в развитии личности подростков. Мы выяснили ,что на формирование личности подростка влияет характер взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми. В переходном возрасте подросток стремится осознать и развить свою уникальность, а сделать он это может через общение со сверстниками и через идентификацию себя со сверстниками. Занимаемый подростком статус и его деятельность в коллективе необходимо считать важнейшим условием его личностного развития. Неудачи в выстраивании связей ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Стоит отметить, что коллектив может способствовать не только становлению личности, но и ее деградации. Поэтому, Педагог должен способствовать тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, нашел свое место и смог проявить свой потенциал.
Третья задача звучала так: выявить педагогический потенциал профильного психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива. Мы подробно описали содержание, формы и методы работы в лагере, тем самым выявили потенциал программы в формировании групповой сплоченности подростков.
Решая, последнюю задачу мы опытно-экспериментальным путем проверили эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного детского коллектива. И пришли к выводу, что содержание, формы и методы педагогического взаимодействия способствуют формированию групповой сплоченности у подростков.
Исходя из результатов исследования, можем сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждается. Мы предполагали, что эффективность процесса формирования групповой сплоченности в условиях профильного лагеря может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики детского коллектива, его этапы развития;
- учитывать роль детского коллектива в развитии подростков;
-выявить педагогический потенциал профильного психологического лагеря «Радуга» в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива.
-опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности временного детского коллектива.
Мы построили программу профильного лагеря с опорой на сущностные характеристики детского коллектива и учитывая роль коллектива в развитии подростков и с помощью эмпирического эксперимента выявили и доказали эффективность содержания, форм и методов взаимодействия с подростками, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности детского коллектива.
В дальнейшем планируем продолжать наше исследование и провести сравнительный анализ различных программ профильных лагерей.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г.М.
Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2002. - 329с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: монография / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989.- 220 с.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: пособие для родителей/ Р.Т. Брайярд. -М.: Просвещение, 2007.-63с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие/ М.Р. Битянова.- М.: Просвещение, 2004. - 83с
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды/ А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 2003. - 274с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: монография/ Божович Л.И. - М.: Просвещение, 2005. - 352 с.
7. Большаков В.Ю. Психотренинг: метод. пособие / В.Ю. Большаков - СПб, 1994. - 316 с.
8. Большой юридический словарь: авт.-сост. А. Б. Борисов. -М.: Книжный мир, 2012. -848 с.
9. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности: учебн.пособие/ Л.П. Буева.- СПб.: Наука, 2005. -350с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 2006. - 528 с.
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. Пособие/ И.В. Вачков. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.
12. Волков И.М. Социометрические методы в социально¬психологических исследованиях: метод.пособие/ И.М.Волков. - М.:
Просвещение, 2005. - 88 с.
13. Головин С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю.Головин.- Минск.: Харвест, 1998.-120с.
14. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов: метод.пособие/ А.Г. Гривцов. - СПб.:Питер, 2007.- 208 с.
15. Довыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива: монография /К.Д. Довыдов.- М. 2005г. С. 36- 41.
16. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности: монография/ А.И. Донцов -М.: изд-во МГУ, 1979. - 102 с.
17. Донцов А.И. Психология коллектива: метод.пособие /А.И. Донцов - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. -43 с.
18. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога: метод.пособие/ Н.Н. Ежова- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 315 с.
19. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение: монография/ Ю.Н. Емельянов- СПб.: Нева, 2005.-368с.
20. Забелина О.М. Формирование опыта конструктивного
взаимодействия старших подростков во временном объединении: автореферат[13.00.02] дис. канд. психол. наук. / О.М. Забелина.- 2007. - 222 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с..
22. Курчанова Н.А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря, как открытой педагогической системы: автореферат[13.00.05] дис. канд. пед. наук / Н.А. Курчанова -2006. - 173с.
23. Лепёшкина Е.М. Педагогические условия формирования
воспитательной системы профильного лагеря: автореферат[13.00.01] дис. канд. пед. наук / Е.М. Лепешкина.- 2005. - 174с.
24. Майорова О.В. Оптимизация воспитательного процесса в детском оздоровительном центре: автореферат[13.00.02] дис. канд. пед. наук / О.В. Майорова. -2002. -199 с.
25. Макаренко А.С. Том 1. Педагогические работы 1922-1936г: пед.сочинения в 8 томах./А.С. Макаренко.-М.: Директ-Медиа, 2014.- С. 108-130
26. Мондрус А.Л. Социально-психологические особенности
сплоченности малой группы и неформальных подгрупп. автореферат[19.00.05] дис. канд. псих. наук / А.Л. Мондус.-2008. -153 с.
27. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе: учебн.пособие/ А.В.Мудрик - М.: Знание, 1983. - 96 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебн.пособие / В.С.Мухина - М.: Изд. центр «Академия», 2009. -С. 2 - 35
29. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива: монография/ Р.С. Немов- М.:Педагогика, 2004.¬459с.
30. Немов Р.С. Общие основы психологии: учебн. по психологии/ Р.С.Немов- М.:Владос, 1998.-633с
31. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории): монография/Л.И. Новикова - М.:Педагогика, 1978. С. 38-51.
32. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: учебн.пособие/ М.А. Робер, Ф. Тильман -М.: Прогресс, 1998.-256 с.
33. Сухомлинский В.А. О воспитании: сборн.науч.трудов/ В.А.
Сухомлинский- М.:Полит.литература, 1979. - C. 72-85
34. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: монография/ Л.И. Уманский- М.: Просвещение, 1980. -82 с.
35. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды/Д.И.Фельдштейн -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.
36. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебн.пособие/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
37. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: метод. Пособие/ К.Фопель.-М.: Генезис, 1998. С. 18-54
38. Шаповаленко В.И. Возрастная психология: монография/В.И.
Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
39. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы
межличностных отношений//Психологическая теория коллектива:
монография/Е.В. Щедрина, А.В. Петрановский.- М.:Педагогика, 1979. - 231 с.
40. Юдина Н.Н. Программа «Навстречу», воспитание коммуникативной культуры учащихся/ Н.Н. Юдина//Школьный психолог.- 2007. -№12.- С. 18-32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ