Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА

Работа №54239

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы профилактики аддиктивного поведения подростков
1.1 Содержание понятия «аддиктивное поведение» в контексте психолог-
педагогической литературы 11
1.2 Психолого-педагогический анализ причин аддиктивного поведения у
подростков 19
1.3 Общая характеристика и виды профилактики аддиктивного поведения
подростков с использованием тренингов 34
Выводы по I главе 62
Глава II. Экспериментальное исследование условий психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения у подростков.
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий
эффективности использованных тренингов 63
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по предупреждению
аддиктивного поведения у подростков 72
Выводы по II главе 81
Заключение 82
Библиографический список литературы 86
Приложение


Актуальность темы исследования. В настоящее время, проблема аддиктивного поведения подростков, внедрилась в нашу жизнь крайне остро. Сегодня, увидеть школьника с сигаретой или алкогольным напитком на улице, можно довольно часто, это стало обыденным зрелищем. Практически в каждой семье родители замечали пристрастие своего чада к кому-либо виду аддикции, лишь для некоторых, эта проблема остается на теоретическом уровне. Каждый взрослый человек задает себе вопрос, как бороться с зависимостями среди молодого поколения, ведь эта огромная проблема ведущая за собой разрушительные последствия, как здоровью самого ребенка, так и окружающего мира в целом.
Различные формы аддиктивного поведения разнятся по способам аддикции и, соответственно, объектам аддикции: прием алкоголя или других веществ, изменяющих психологическое состояние. Формы аддиктивного поведения неравнозначны по последствиям, но все имеют общий рисунок поведения и общую психологическую и физиологическую основу.
Аддикции всегда были присущи людям преимущественно молодого и среднего возраста. За последние годы наблюдается тенденция «омолаживания», снижение нижней возрастной границы наркотизации до 12 - 15 лет. Все чаще мы можем увидеть подростков страдающих наркотической зависимостью, табакурением и алкоголизмом.
По данным Европейского школьного обследования, Россия по- показателям приема алкоголя и других веществ, занимает лидирующие позиции. Около 67% россиян, среди которых 73% мальчиков 15-16 лет, хоть раз в жизни пробовали курить; 34 % курили в течении последних 30 дней перед обследованием, при этом, в том же исследовании, можно заметить, что российские дети, начинают пробовать никотиновые изделия намного раньше своих сверстников из других стран. Доля подростков, начинающих курить в 13 и ранее лет, составляет 54% среди мальчиков и 31% среди девочек. По данным Российского мониторинга (РМЭЗ) можно определить средний возраст начинающих курильщиков-13 лет. За этим показателем скрыт довольно большой разброс, ведь согласно этих же данных, доля начинающих курить в 10 летнем и ранее возрасте составляет - 12,6 % [95 ].
Другая, не менее важная проблема-подростковый алкоголизм. По данным обследования, проведенного Министерством образования РФ, около 80% россиян в возрасте 11-24 лет потребляют алкоголь. Средний возраст потребления алкоголя составляет 12-13 лет. Согласно обследованию ESPAD Россия относится к числу стран, в которых подростки очень рано приобщаются к алкогольным напиткам: 25% мальчиков и 17% девочек, испытывали алкогольное опьянение до исполнения 13 летнего возраста [95].
Состояние разработанности проблемы исследования.
Впервые вопросом аддиктивного поведения заинтересовались в Канаде и США в 70-80гг, прошлого века. Из доступной литературы, мы можем увидеть труды таких зарубежных авторов, как Freden B. [92] (1974), Chernin K. [91] (1986) и др., В России этой проблемой заинтересовались в
Новосибирской психологической школе, конкретно - Цезарь Петрович Короленко [37], выдающийся ученый, автор социодинамической психиатрии. Позднее, в 80-х годах, появились и другие авторы работающие над проблемами аддиктивного поведения, а именно: А. Тимофеева [39], Т.А. Донских [38], Н.Л. Бочкарева [68]. Когда область изучения проникла в подростковые аддикции, пока сложно понять, но изучив доступную литературу, можно предположить, что начало изучения аддикций в подростковой психологии принадлежит таким авторам, как Е.П. Ильин (2000), В. Поликарпов [27] Я. Обухов [27], Н. Залыгина [27] и другие (2004).
Проблема профилактики аддиктивного поведения, наркомании и токсикомании в российской и зарубежной практике имеет несколько аспектов: медицинский аспект Э.А. Бабаян [6], В.Н. Ларионов[45], И.Н. Пятницкая[64]; правовой аспект Б.Н. Алмазов [1], Н.А. Бабий [2], П.П. Грицаенко [2]; психологический аспект (В. Буриан [91], В. В. Гульдан [23], Е. Дюруа [91]), социальный аспект JT. А. Журавлева [26], В. А. Попов [59], О. Ю. Кондратьев [9], собственно педагогический аспект Б. Н. Алмазов [1], М. А. Галагузова [94], А. Г. Макеева [50].
Вопросы воспитания подростков с выраженными акцентуациями характера, способствующими развитию аддиктивного поведения, освещают: А.М. Адаменко [8], В. С. Битенский [8], А.Т. Егидас [29], А.Е. Личко [48], В. И. Моросанова [53], А.С. Прутченков [62], О.А.Селиванова [70], Г.П. Селиверстова [77], М. Форверг [81].
Анализ литературы утвердил нас в мнении, что в решении проблемы профилактики аддиктивного поведения используется в основном традиционный проблемно-ориентированный подход с акцентированием внимания на отрицательных последствиях приема психоактивных веществ. Такая ориентация, безусловно необходима, но недостаточна, так как не устраняет причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждает учащихся вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. Мы разделяем позицию А. Е. Личко [48], О. А. Селивановой [70], М. Форверга [81]., согласно которой приоритетом первичной профилактики аддиктивного поведения является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в применении психоактивных веществ.
Мы полагаем, что современная система профилактики должна быть ориентирована на причины возникновения зависимостей. В прежние годы меры по предотвращению болезненной зависимости были направлены, главным образом, на средства зависимости (устрашающая информация, формальный подход). Однако такой подход оказался неэффективным. Поэтому, мы считаем, что проблема аддиктивного поведения подростков должна решаться средствами тренинга направленного на профилактику зависимого поведения включающих в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здоровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития. На сегодняшний день проблема аддиктивного поведения подростков очень популярна, но решений по данному вопросу недостаточно, для того, чтобы сохранить подростка полноценным членом общества. Необходимо своевременно проявлять активные действия по предотвращению данной проблемы и искоренять ее начиная с предупреждения подростков, учителей и родителей о возможной опасности.
Наиболее актуальным и действенным средством предупреждения зависимостей является тренинг первичной профилактики аддиктивного поведения направленный на повышение степени эмоциональной устойчивости; повышение осторожности, степени принятия моральных норм, смелости, реализма; преодоление неврастении; повышение самоуверенности, повышение степени самоконтроля, понижение степени внутреннего напряжения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и сложившейся педагогической практики мы выявили противоречие между объективноей потребностью общества в воспитании свободной и активной личности подростка, наблюдающимся ростом проявлений аддиктивности в их поведении и недостаточным уровнем разработанности научно- педагогических средств профилактики аддиктивного поведения, способствующих развитию такой деятельности в образовательных учреждениях.
Проблема исследовательской работы: каковы эффективные педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков с использованием тренинга?
Цель работы: разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: процесс профилактики аддиктивного поведения подростков с использованием тренинга.
Предмет исследования: педагогические условия организации и проведения тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков
Гипотеза исследования: Процесс формирования профилактики аддиктивного поведения подростков будет более успешным, если:
1) опираться на сущность, характеристики и структуру аддиктивного поведения подростков;
2) принимать во внимание причины проявления аддикций у подростков;
3) изучить психолого-педагогические условия эффективности
профилактики аддиктивного поведения
4) разработать и реализовать программу тренинга профилактики аддиктивного поведения направленного на укрепление психологического здоровья подростков.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики у подростков.
2. Выявить причины проявления аддикций в подрастковом возрасте.
3. Обосновать педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
4. Разработать программу тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
5. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность тренинга первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологические теории личности и деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн), концепция личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), концепция автономии личности (К. М. Левитан), принцип дополнительности, обуславливающий выход за пределы ведомственного подхода к человеку (В.Д. Семенов), концепция превращения образования в разновидность социума, имеющего самоценную и самоцельную направленность (Г.Е. Зборовский).
При проведении исследования мы опирались также на работы, раскрывающие следующие вопросы: концепции стратегий развития образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Е.В. Ткаченко), условий и факторов успешного учения (А. С. Белкин, Н.И. Мурачковский, В.С. Цеблин), мотивации как источника активности личности в процессе обучения (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова), анализирующей теории игры (И. Е. Берлянд, Р. И. Жуковская, Ю.А. Левада), специфики деятельности по коррекции явлений, касающихся пограничной сферы (Б. С. Братусь, Л. С. Выгодский, Б.В. Зейгарник, М. М. Кобанев, А.Е. Личко), методологии и методики педагогических и интегративно-педагогических исследований (Г. Д. Бухарова, В. И. Загвязинский, Н.Н. Тулькибаева, Н.К. Чапаев), здоровьесберегающие технологии (А.С. Белкин, Г. М. Лисовская, Г. Н. Сериков, Е. В. Ткаченко).
Методы исследования.
-теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация, моделирование).
-эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент).
-методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72». г. Казани. В исследовании приняли участие 142 подростка 8-х классов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (с 2014 по 2015 г.г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определилось понятие аддиктивного поведения, были выявлены причины проявления аддикций в подростковом возрасте, определены педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков. Это дало возможность разработки программы тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировалась программа тренинга по первичной профилактике аддиктивного поведения подростка; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы; оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования.
1. Выявлены педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков, а именно: развитие уверенности в себе; пропаганда здорового образа жизни; создание благоприятной эмоционально-волевой атмосферы в группе в ходе реализации тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
2. Разработана и апробирована программа тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке организационно-педагогической программы тренинга позволяющего уменьшить риски склонности к аддиктивному поведению подростков.
Результаты исследования могут быть использованы учителями, педагогами-психологами во внеурочной деятельности и на уроках для профилактики аддиктивного поведения подростков.
Структура диссертации. Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В соответствии с первой задачей исследования нами был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Опираясь на предыдущий опыт исследований в этой области, мы определили, что в профилактике аддиктивного поведения преобладает традиционный проблемно-ориентированный подход. Внимание акцентируется, прежде всего, на отрицательные последствия приема психотропных веществ. Мы считаем, что такое ориентирование, безусловно необходимо, но недостаточно для профилактики аддиктивного поведения, так как не устраняет причин порождающих психическую и личностную дезадаптацию, что побуждает подростков вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. На наш взгляд, приоритетом первичной профилактики является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными трудностями, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами без приема психотропных веществ. Система профилактики должна быть ориентирована на причины возникновения зависимостей.
2. Для решения второй задачи исследования мы проанализировали причины возникновения аддикций в подростковом возрасте. В прежние годы профилактика аддиктивного поведения была направлена главным образом на средства зависимостей, такой подход оказался неэффективным, мы считаем, что проблема аддиктивного поведения должна решаться средствами тренинга направленного на устранение причин возникновения аддиктивного поведения, включающего в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни, принимать на себя ответственность за собственные поступки, преодолевать низкую самооценку, бороться с внутренней тревожностью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития.
3. Мы считаем наиболее актуальным и действенным средством предупреждения зависимостей тренинг первичной профилактики аддиктивного поведения направленный на укрепление психологического здоровья, а именно: повышение степени эмоциональной устойчивости; повышение осторожности, степени принятия моральных норм, смелости, реализма; преодоление неврастении; повышение самоуверенности, повышение степени самоконтроля, понижение степени внутреннего напряжения. Для успешной реализации задач тренинга нами были определены педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения. К ним мы относим следующие педагогические условия:
- развитие уверенности в себе;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание благоприятной эмоционально-волевой атмосферы в группе в ходе реализации тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
4. Для решения четвертой задачи исследования, нами была разработана программа тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков. Программа отражает выявленные педагогические условия эффективности тренинга первичной профилактики. Тренинг содержит следующие методы работы: - лекции, беседы, мозговой штурм, упражнения и игры по теме занятия, создание плакатов и уголка профилактики, спортивные мероприятия, просмотр видеороликов и фильмов, организация и проведение занятий среди сверстников, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.
5. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность выбранной темы исследования. Среди продиагностированных подростков 64% оказались в группе риска в склонности к аддиктивному поведению. Для проверки эффективности тренинга мы разделили участников эксперимента на две группы и апробировали программу в экспериментальной группе исследования. На основе данных полученных в результате проведения контрольного измерения между экспериментальной и контрольной групп, нами была выявлена эффективность тренинга по профилактике аддиктивного поведения, эффективность программы также подтвердилась с использованием математического анализа диагностики результатов констатирующего и контрольного этапов исследования экспериментальной группы. Подростки экспериментальной группы показали понеженные уровни тревожности, агрессивности, укрепился навык преодоления конфликтов и кризисов, повысился показатель уровней уверенности в себе, навыков принятия на себя ответственности, самооценки до адекватного уровня, следовательно снизился и уровень склонности к аддиктивному поведению. Результаты контрольной группы практически не изменились.
6. В гипотезе исследования мы предположили, что процесс формирования профилактики аддиктивного поведения подростков будет более успешным, если:
1) опираться на сущность, характеристики и структуру аддиктивного поведения подростков;
2) принимать во внимание причины проявления аддикций у подростков;
3) изучить психолого-педагогические условия эффективности профилактики аддиктивного поведения
6) разработать и реализовать программу тренинга профилактики аддиктивного поведения направленного на укрепление психологического здоровья подростков.
Результаты полученные в ходе контрольного эксперимента подтверждают эффективность разработанной программы тренинга. Тренинг способствует уменьшению рисков развития аддиктивного поведения в подростковом возрасте, укрепляя психологическое здоровье школьников, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
7. Результаты данного исследования и программа тренинга могут быть использованы учителями, педагогами-психологами во внеурочной деятельности и на уроках для профилактики аддиктивного поведения подростков.



1. Алмазов Б.Н. Психические средства дезадаптации
несовершеннолетних. -Свердловск: Изд-во урал. Ун-та, 1986. - С.150
2. Алмазов Б. Н. и др. Социальные и правовые аспекты профилактики наркозависимости. Приложение к журналу «Юридический вестник». - Екатеринбург: 1999.- С.88.
3. Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от
психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под ред. И.Н.Иванца. -М.: «Нолидж», 2010.-С.16
4. Аникеева Н .П.Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2011.-С.97
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М.: Просвещение, 2009.С.224
6. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987. ... 1990. № 2. - С.100-102
7. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 2010.-С.231
8. Битенский В.С. М. Адаменко и др. Наркомания у подростков. Киев. Здоровье, 1989. С.216
9. Бондаренко А.Ф., Соловцова И.А., Кондратьев О.Ю. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2011.-С.24-26
10. Бубеев, Ю. А. Наркотические аддикции : профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий / Ю. А. Бубеев, В. В. Козлов, Н. Ф. Круговых. - М.: Слово, 2009. - С.463
11. ВачковИ. В. Психология тренинговой работы. М.: Речь, 2007. -С.416
12. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П.,
Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. Пособие / Ростов-н/Д.:
Феникс, 2011.-С.137
13. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.Профилактика зависимости от
психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум. - М.: Просвещение, 2010.- С.239
14. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от
психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2012. С.276
15. Воробьева Т.В., Ялтонская А. В.Профилактика зависимости от
психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. - М.: Просвещение, 2010. -С.124
16. Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе: М.: Просвещение, 2011.-С.132
17. Вячков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вячков. - М.: Изд-во "Ось-89", 1999. - С.223
18. Выготский JI C. Детская психология // Собрание сочинений. М.: Педагогика. 1982 г. - С.432
19. Габиани А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы.- М.: Мысль, 2012.-С.321
20. Гладышев, С. Как вести себя на тренинге? / С. Гладышев // Журнал "Обучение & карьера", 2009. - № 35. - С.70.
21. Гоголева В. Г. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2013.- С.21
22. Гордин А. С., Наказание и поощрение в воспитании детей, М.: Просвещение, 2009. -С.22
23. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения
молодежи к наркотикам // Вопросы наркологии. 1990. С. 40-44
24. Дмитриева Н.В. Психологические механизмы развития аддиктивного поведения / Н. В. Дмитриева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 65-72.
25. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные
особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 2012.-С.34
26. Журавлева JI.A. Факторы и условия наркотизации молодежи //
Социологические исследования. 2000. - С.43
27.Залыгина Н.А., Обухов Я.Л., Поликарпов В.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. - М.:
Просвещение, 2014.-С.256
28. Зарецкий, В. В. Методология профилактической работы среди детей и подростков / В. В. Зарецкий // Не будь зависим - скажи "Нет!": наркотикам, алкоголю, курению, игромании. - 2013. - № 8. - С.26-32.
29.Здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) /отв. ред. Б.М. Левин. - М.: ИС РАН, 2013.-С.98
30.Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения)., Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.-С.367
31.Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие, СПб.: Питер, 2011.-С.232
32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.:, «Питер», 2000.- С.512
33. Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей. - Барнаул: Азбука, 2012.-С.2-3
34. Козина, Е. Чтобы избежать трагедии : профилактика аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков / Е. Козина // Школьный психолог. - 2012. - № 9. - С. 29-30.
35. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования. / Служба практической психологии в системе образования/ Выпуск 5. 2010. - С.29.
36. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. - // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993. -С.17-29
37. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол. 1991. - С.8¬15
38. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире.—Новосибирск: Наука, 1990. - С.315
39. Короленко Ц. П., Тимофеева А. С. Корни алкоголизма —Новосибирск. книжн. изд., 1986. - С.123
40. Кондратьева С.В. Психолого- педагогические аспекты проблемы
понимания людьми друг друга//Психология межличностного познания.—М.: Педагогика, 2011.
41. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений//
- Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
42. Короленко Ц. П., Тимофеева А. С. Корни алкоголизма. —Новосибирск: книжн. изд., 1986.- С.19
43. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Не упрощая ситуацию. //Сибирские огни.- 1988, № 12.- С.14-17
44. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание
- СПб.: Алетейя, 2011. - С.139
45. Ларионов В.Н. Социально-гигиенические особенности условий и образа жизни подростков с высоким риском развития наркомании и токсикомании. //Бюл. НИИ социал. гигиены, эканомики и упр. им. Семашко. 1995. - С. 31-33
46. Линский И. В., Кузьминов В. Н. Аналгетики и проблема аддиктивного поведения // Л1ки Украши. — 2004. — № 9. - С.12-16
47. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Ленинград. Медицина, 1990. - С.270
48. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. _ Л: Медицина, 1993. - С.230
49. Лозовой, В.В. Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики / В.В. Лозовой, О.В. Кремлева, Т.В. Лозовая. - М.: АльянсПринт, 2011. -С.46-49
50. Макеева А.Г Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: Сентябрь. 1999. - С.141.
51. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.:
«МЕДпресс», 2011.- С.231
52. Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема
антинаркотической профилактики в подростковой среде.- 2010.- С.25
53. Моросанова В.И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов. // Вопросы психологии. - С. 37-41
54. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- С.200
55. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - С.133
56. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога/ - 2-е изд-е. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - С.190
57. Перешина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:
профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
58. Позднякова М.Е. Социологический анализ наркомании. - М.: ИС РАН, 2012. - С.69
59. Попов В.А. Наркотизация в России шаг за шагом до национальной катастрофы // Социологические исследования. - 1998.- С. 65-68
60. «Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад». М.: Просвещение, 2005.- С.61
61. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред.
С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2010.- С.256
62. Прутченков А.С., Сиялов А.А. «Эй, ты, параноик!» О психотипах личности. -М.: Новая школа, 1994. - С.133
63. Психологический словарь: учеб. пособие / под. ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2008. - С.154
64. Пятницкая И.Н. Наркология М.: Медицина, 1984. -С. 531
65. Козлов, В. В. Психология игровой зависимости / В. В. Козлов, А. А. Карпов. - М.: Психотерапия, 2011.- С.65-72
66. Короленко Ц.П, Н.В Дмитриева Психосоциальная аддиктология. -Изд. «Олисиб». 2007.- С. 265
67. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе.: - Новосибирск, 1990.-С.224
68. Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск: НМИ, 1998. - С.41
69. Сафонова Л. В. Содержание и формы психосоциальной работы: учебное пособие / 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2008. С.54
70. Селиванова О.А. Специфика процесса коррекции акцентуированных подростков в условиях досугового учреждения // Образование и наука. -
2000. - С.152-160
71. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату / Е.В. Сидоренко - СПб : «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007. - С.11
72. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Руководство по наркологии. - М.: Просвещение, 2012. - С.112
73. Сирота Н.А.. Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. Учебное пособие, 4-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия». 2008. - С.34-39
74. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика в наркологии// Наркология. Национальное руководство /Под ред.Н.Н.Иванца.- Гриф УМО. - М: «ГЭОТАР - Медиа», 2010.- С.79
75. Сманцер А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика - Минск: БГУ, 2009.- С.314
76. Сорокин В.М. Наркотики и подростковая субкультура. // Сборник
тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М.: Просвещение, 2011. - С.274
77. Социальная работа с молодежью./Проблемы социальной работы с молодежью/ Юзефавичус Т.А. - М.: «Академия», 2010.
78. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия
зависимостей. М.: Просвещение, 2010. - С.332
79. Столин В.В. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С.56
80. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2008. - С.119
81. Форверг М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. С. 57-64
82. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: науч-
методическое издание. - М.: Просвящение, 2009. - С.25-34
83. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: изд-е «Дашков и К°», 2007. - С.94
84. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги,
сценарии. - М.: Просвещение, 2012. -С.197
85. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. СПб.: Питер, 2011.- С.224
86. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: уч.пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С.137
87. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2009.- С.111
88. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе : практ. пособие / Т. А. Шилова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2010.- С.132
89. Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей.2-е изд-е/ Под ред. Л.М. Шпицыной и Е.И. Казаковой - М.: Просвещение, 2011. - С.236
90. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2012. - С.108


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ