ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы профилактики аддиктивного поведения подростков
1.1 Содержание понятия «аддиктивное поведение» в контексте психолог-
педагогической литературы 11
1.2 Психолого-педагогический анализ причин аддиктивного поведения у
подростков 19
1.3 Общая характеристика и виды профилактики аддиктивного поведения
подростков с использованием тренингов 34
Выводы по I главе 62
Глава II. Экспериментальное исследование условий психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения у подростков.
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий
эффективности использованных тренингов 63
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по предупреждению
аддиктивного поведения у подростков 72
Выводы по II главе 81
Заключение 82
Библиографический список литературы 86
Приложение
Глава I. Теоретико-методологические основы профилактики аддиктивного поведения подростков
1.1 Содержание понятия «аддиктивное поведение» в контексте психолог-
педагогической литературы 11
1.2 Психолого-педагогический анализ причин аддиктивного поведения у
подростков 19
1.3 Общая характеристика и виды профилактики аддиктивного поведения
подростков с использованием тренингов 34
Выводы по I главе 62
Глава II. Экспериментальное исследование условий психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения у подростков.
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий
эффективности использованных тренингов 63
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по предупреждению
аддиктивного поведения у подростков 72
Выводы по II главе 81
Заключение 82
Библиографический список литературы 86
Приложение
Актуальность темы исследования. В настоящее время, проблема аддиктивного поведения подростков, внедрилась в нашу жизнь крайне остро. Сегодня, увидеть школьника с сигаретой или алкогольным напитком на улице, можно довольно часто, это стало обыденным зрелищем. Практически в каждой семье родители замечали пристрастие своего чада к кому-либо виду аддикции, лишь для некоторых, эта проблема остается на теоретическом уровне. Каждый взрослый человек задает себе вопрос, как бороться с зависимостями среди молодого поколения, ведь эта огромная проблема ведущая за собой разрушительные последствия, как здоровью самого ребенка, так и окружающего мира в целом.
Различные формы аддиктивного поведения разнятся по способам аддикции и, соответственно, объектам аддикции: прием алкоголя или других веществ, изменяющих психологическое состояние. Формы аддиктивного поведения неравнозначны по последствиям, но все имеют общий рисунок поведения и общую психологическую и физиологическую основу.
Аддикции всегда были присущи людям преимущественно молодого и среднего возраста. За последние годы наблюдается тенденция «омолаживания», снижение нижней возрастной границы наркотизации до 12 - 15 лет. Все чаще мы можем увидеть подростков страдающих наркотической зависимостью, табакурением и алкоголизмом.
По данным Европейского школьного обследования, Россия по- показателям приема алкоголя и других веществ, занимает лидирующие позиции. Около 67% россиян, среди которых 73% мальчиков 15-16 лет, хоть раз в жизни пробовали курить; 34 % курили в течении последних 30 дней перед обследованием, при этом, в том же исследовании, можно заметить, что российские дети, начинают пробовать никотиновые изделия намного раньше своих сверстников из других стран. Доля подростков, начинающих курить в 13 и ранее лет, составляет 54% среди мальчиков и 31% среди девочек. По данным Российского мониторинга (РМЭЗ) можно определить средний возраст начинающих курильщиков-13 лет. За этим показателем скрыт довольно большой разброс, ведь согласно этих же данных, доля начинающих курить в 10 летнем и ранее возрасте составляет - 12,6 % [95 ].
Другая, не менее важная проблема-подростковый алкоголизм. По данным обследования, проведенного Министерством образования РФ, около 80% россиян в возрасте 11-24 лет потребляют алкоголь. Средний возраст потребления алкоголя составляет 12-13 лет. Согласно обследованию ESPAD Россия относится к числу стран, в которых подростки очень рано приобщаются к алкогольным напиткам: 25% мальчиков и 17% девочек, испытывали алкогольное опьянение до исполнения 13 летнего возраста [95].
Состояние разработанности проблемы исследования.
Впервые вопросом аддиктивного поведения заинтересовались в Канаде и США в 70-80гг, прошлого века. Из доступной литературы, мы можем увидеть труды таких зарубежных авторов, как Freden B. [92] (1974), Chernin K. [91] (1986) и др., В России этой проблемой заинтересовались в
Новосибирской психологической школе, конкретно - Цезарь Петрович Короленко [37], выдающийся ученый, автор социодинамической психиатрии. Позднее, в 80-х годах, появились и другие авторы работающие над проблемами аддиктивного поведения, а именно: А. Тимофеева [39], Т.А. Донских [38], Н.Л. Бочкарева [68]. Когда область изучения проникла в подростковые аддикции, пока сложно понять, но изучив доступную литературу, можно предположить, что начало изучения аддикций в подростковой психологии принадлежит таким авторам, как Е.П. Ильин (2000), В. Поликарпов [27] Я. Обухов [27], Н. Залыгина [27] и другие (2004).
Проблема профилактики аддиктивного поведения, наркомании и токсикомании в российской и зарубежной практике имеет несколько аспектов: медицинский аспект Э.А. Бабаян [6], В.Н. Ларионов[45], И.Н. Пятницкая[64]; правовой аспект Б.Н. Алмазов [1], Н.А. Бабий [2], П.П. Грицаенко [2]; психологический аспект (В. Буриан [91], В. В. Гульдан [23], Е. Дюруа [91]), социальный аспект JT. А. Журавлева [26], В. А. Попов [59], О. Ю. Кондратьев [9], собственно педагогический аспект Б. Н. Алмазов [1], М. А. Галагузова [94], А. Г. Макеева [50].
Вопросы воспитания подростков с выраженными акцентуациями характера, способствующими развитию аддиктивного поведения, освещают: А.М. Адаменко [8], В. С. Битенский [8], А.Т. Егидас [29], А.Е. Личко [48], В. И. Моросанова [53], А.С. Прутченков [62], О.А.Селиванова [70], Г.П. Селиверстова [77], М. Форверг [81].
Анализ литературы утвердил нас в мнении, что в решении проблемы профилактики аддиктивного поведения используется в основном традиционный проблемно-ориентированный подход с акцентированием внимания на отрицательных последствиях приема психоактивных веществ. Такая ориентация, безусловно необходима, но недостаточна, так как не устраняет причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждает учащихся вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. Мы разделяем позицию А. Е. Личко [48], О. А. Селивановой [70], М. Форверга [81]., согласно которой приоритетом первичной профилактики аддиктивного поведения является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в применении психоактивных веществ.
Мы полагаем, что современная система профилактики должна быть ориентирована на причины возникновения зависимостей. В прежние годы меры по предотвращению болезненной зависимости были направлены, главным образом, на средства зависимости (устрашающая информация, формальный подход). Однако такой подход оказался неэффективным. Поэтому, мы считаем, что проблема аддиктивного поведения подростков должна решаться средствами тренинга направленного на профилактику зависимого поведения включающих в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здоровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития. На сегодняшний день проблема аддиктивного поведения подростков очень популярна, но решений по данному вопросу недостаточно, для того, чтобы сохранить подростка полноценным членом общества. Необходимо своевременно проявлять активные действия по предотвращению данной проблемы и искоренять ее начиная с предупреждения подростков, учителей и родителей о возможной опасности.
Наиболее актуальным и действенным средством предупреждения зависимостей является тренинг первичной профилактики аддиктивного поведения направленный на повышение степени эмоциональной устойчивости; повышение осторожности, степени принятия моральных норм, смелости, реализма; преодоление неврастении; повышение самоуверенности, повышение степени самоконтроля, понижение степени внутреннего напряжения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и сложившейся педагогической практики мы выявили противоречие между объективноей потребностью общества в воспитании свободной и активной личности подростка, наблюдающимся ростом проявлений аддиктивности в их поведении и недостаточным уровнем разработанности научно- педагогических средств профилактики аддиктивного поведения, способствующих развитию такой деятельности в образовательных учреждениях.
Проблема исследовательской работы: каковы эффективные педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков с использованием тренинга?
Цель работы: разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: процесс профилактики аддиктивного поведения подростков с использованием тренинга.
Предмет исследования: педагогические условия организации и проведения тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков
Гипотеза исследования: Процесс формирования профилактики аддиктивного поведения подростков будет более успешным, если:
1) опираться на сущность, характеристики и структуру аддиктивного поведения подростков;
2) принимать во внимание причины проявления аддикций у подростков;
3) изучить психолого-педагогические условия эффективности
профилактики аддиктивного поведения
4) разработать и реализовать программу тренинга профилактики аддиктивного поведения направленного на укрепление психологического здоровья подростков.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики у подростков.
2. Выявить причины проявления аддикций в подрастковом возрасте.
3. Обосновать педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
4. Разработать программу тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
5. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность тренинга первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологические теории личности и деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн), концепция личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), концепция автономии личности (К. М. Левитан), принцип дополнительности, обуславливающий выход за пределы ведомственного подхода к человеку (В.Д. Семенов), концепция превращения образования в разновидность социума, имеющего самоценную и самоцельную направленность (Г.Е. Зборовский).
При проведении исследования мы опирались также на работы, раскрывающие следующие вопросы: концепции стратегий развития образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Е.В. Ткаченко), условий и факторов успешного учения (А. С. Белкин, Н.И. Мурачковский, В.С. Цеблин), мотивации как источника активности личности в процессе обучения (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова), анализирующей теории игры (И. Е. Берлянд, Р. И. Жуковская, Ю.А. Левада), специфики деятельности по коррекции явлений, касающихся пограничной сферы (Б. С. Братусь, Л. С. Выгодский, Б.В. Зейгарник, М. М. Кобанев, А.Е. Личко), методологии и методики педагогических и интегративно-педагогических исследований (Г. Д. Бухарова, В. И. Загвязинский, Н.Н. Тулькибаева, Н.К. Чапаев), здоровьесберегающие технологии (А.С. Белкин, Г. М. Лисовская, Г. Н. Сериков, Е. В. Ткаченко).
Методы исследования.
-теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация, моделирование).
-эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент).
-методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72». г. Казани. В исследовании приняли участие 142 подростка 8-х классов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (с 2014 по 2015 г.г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определилось понятие аддиктивного поведения, были выявлены причины проявления аддикций в подростковом возрасте, определены педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков. Это дало возможность разработки программы тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировалась программа тренинга по первичной профилактике аддиктивного поведения подростка; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы; оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования.
1. Выявлены педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков, а именно: развитие уверенности в себе; пропаганда здорового образа жизни; создание благоприятной эмоционально-волевой атмосферы в группе в ходе реализации тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
2. Разработана и апробирована программа тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке организационно-педагогической программы тренинга позволяющего уменьшить риски склонности к аддиктивному поведению подростков.
Результаты исследования могут быть использованы учителями, педагогами-психологами во внеурочной деятельности и на уроках для профилактики аддиктивного поведения подростков.
Структура диссертации. Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Различные формы аддиктивного поведения разнятся по способам аддикции и, соответственно, объектам аддикции: прием алкоголя или других веществ, изменяющих психологическое состояние. Формы аддиктивного поведения неравнозначны по последствиям, но все имеют общий рисунок поведения и общую психологическую и физиологическую основу.
Аддикции всегда были присущи людям преимущественно молодого и среднего возраста. За последние годы наблюдается тенденция «омолаживания», снижение нижней возрастной границы наркотизации до 12 - 15 лет. Все чаще мы можем увидеть подростков страдающих наркотической зависимостью, табакурением и алкоголизмом.
По данным Европейского школьного обследования, Россия по- показателям приема алкоголя и других веществ, занимает лидирующие позиции. Около 67% россиян, среди которых 73% мальчиков 15-16 лет, хоть раз в жизни пробовали курить; 34 % курили в течении последних 30 дней перед обследованием, при этом, в том же исследовании, можно заметить, что российские дети, начинают пробовать никотиновые изделия намного раньше своих сверстников из других стран. Доля подростков, начинающих курить в 13 и ранее лет, составляет 54% среди мальчиков и 31% среди девочек. По данным Российского мониторинга (РМЭЗ) можно определить средний возраст начинающих курильщиков-13 лет. За этим показателем скрыт довольно большой разброс, ведь согласно этих же данных, доля начинающих курить в 10 летнем и ранее возрасте составляет - 12,6 % [95 ].
Другая, не менее важная проблема-подростковый алкоголизм. По данным обследования, проведенного Министерством образования РФ, около 80% россиян в возрасте 11-24 лет потребляют алкоголь. Средний возраст потребления алкоголя составляет 12-13 лет. Согласно обследованию ESPAD Россия относится к числу стран, в которых подростки очень рано приобщаются к алкогольным напиткам: 25% мальчиков и 17% девочек, испытывали алкогольное опьянение до исполнения 13 летнего возраста [95].
Состояние разработанности проблемы исследования.
Впервые вопросом аддиктивного поведения заинтересовались в Канаде и США в 70-80гг, прошлого века. Из доступной литературы, мы можем увидеть труды таких зарубежных авторов, как Freden B. [92] (1974), Chernin K. [91] (1986) и др., В России этой проблемой заинтересовались в
Новосибирской психологической школе, конкретно - Цезарь Петрович Короленко [37], выдающийся ученый, автор социодинамической психиатрии. Позднее, в 80-х годах, появились и другие авторы работающие над проблемами аддиктивного поведения, а именно: А. Тимофеева [39], Т.А. Донских [38], Н.Л. Бочкарева [68]. Когда область изучения проникла в подростковые аддикции, пока сложно понять, но изучив доступную литературу, можно предположить, что начало изучения аддикций в подростковой психологии принадлежит таким авторам, как Е.П. Ильин (2000), В. Поликарпов [27] Я. Обухов [27], Н. Залыгина [27] и другие (2004).
Проблема профилактики аддиктивного поведения, наркомании и токсикомании в российской и зарубежной практике имеет несколько аспектов: медицинский аспект Э.А. Бабаян [6], В.Н. Ларионов[45], И.Н. Пятницкая[64]; правовой аспект Б.Н. Алмазов [1], Н.А. Бабий [2], П.П. Грицаенко [2]; психологический аспект (В. Буриан [91], В. В. Гульдан [23], Е. Дюруа [91]), социальный аспект JT. А. Журавлева [26], В. А. Попов [59], О. Ю. Кондратьев [9], собственно педагогический аспект Б. Н. Алмазов [1], М. А. Галагузова [94], А. Г. Макеева [50].
Вопросы воспитания подростков с выраженными акцентуациями характера, способствующими развитию аддиктивного поведения, освещают: А.М. Адаменко [8], В. С. Битенский [8], А.Т. Егидас [29], А.Е. Личко [48], В. И. Моросанова [53], А.С. Прутченков [62], О.А.Селиванова [70], Г.П. Селиверстова [77], М. Форверг [81].
Анализ литературы утвердил нас в мнении, что в решении проблемы профилактики аддиктивного поведения используется в основном традиционный проблемно-ориентированный подход с акцентированием внимания на отрицательных последствиях приема психоактивных веществ. Такая ориентация, безусловно необходима, но недостаточна, так как не устраняет причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждает учащихся вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. Мы разделяем позицию А. Е. Личко [48], О. А. Селивановой [70], М. Форверга [81]., согласно которой приоритетом первичной профилактики аддиктивного поведения является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в применении психоактивных веществ.
Мы полагаем, что современная система профилактики должна быть ориентирована на причины возникновения зависимостей. В прежние годы меры по предотвращению болезненной зависимости были направлены, главным образом, на средства зависимости (устрашающая информация, формальный подход). Однако такой подход оказался неэффективным. Поэтому, мы считаем, что проблема аддиктивного поведения подростков должна решаться средствами тренинга направленного на профилактику зависимого поведения включающих в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здоровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития. На сегодняшний день проблема аддиктивного поведения подростков очень популярна, но решений по данному вопросу недостаточно, для того, чтобы сохранить подростка полноценным членом общества. Необходимо своевременно проявлять активные действия по предотвращению данной проблемы и искоренять ее начиная с предупреждения подростков, учителей и родителей о возможной опасности.
Наиболее актуальным и действенным средством предупреждения зависимостей является тренинг первичной профилактики аддиктивного поведения направленный на повышение степени эмоциональной устойчивости; повышение осторожности, степени принятия моральных норм, смелости, реализма; преодоление неврастении; повышение самоуверенности, повышение степени самоконтроля, понижение степени внутреннего напряжения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и сложившейся педагогической практики мы выявили противоречие между объективноей потребностью общества в воспитании свободной и активной личности подростка, наблюдающимся ростом проявлений аддиктивности в их поведении и недостаточным уровнем разработанности научно- педагогических средств профилактики аддиктивного поведения, способствующих развитию такой деятельности в образовательных учреждениях.
Проблема исследовательской работы: каковы эффективные педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков с использованием тренинга?
Цель работы: разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: процесс профилактики аддиктивного поведения подростков с использованием тренинга.
Предмет исследования: педагогические условия организации и проведения тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков
Гипотеза исследования: Процесс формирования профилактики аддиктивного поведения подростков будет более успешным, если:
1) опираться на сущность, характеристики и структуру аддиктивного поведения подростков;
2) принимать во внимание причины проявления аддикций у подростков;
3) изучить психолого-педагогические условия эффективности
профилактики аддиктивного поведения
4) разработать и реализовать программу тренинга профилактики аддиктивного поведения направленного на укрепление психологического здоровья подростков.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики у подростков.
2. Выявить причины проявления аддикций в подрастковом возрасте.
3. Обосновать педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
4. Разработать программу тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
5. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность тренинга первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологические теории личности и деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн), концепция личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), концепция автономии личности (К. М. Левитан), принцип дополнительности, обуславливающий выход за пределы ведомственного подхода к человеку (В.Д. Семенов), концепция превращения образования в разновидность социума, имеющего самоценную и самоцельную направленность (Г.Е. Зборовский).
При проведении исследования мы опирались также на работы, раскрывающие следующие вопросы: концепции стратегий развития образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Е.В. Ткаченко), условий и факторов успешного учения (А. С. Белкин, Н.И. Мурачковский, В.С. Цеблин), мотивации как источника активности личности в процессе обучения (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова), анализирующей теории игры (И. Е. Берлянд, Р. И. Жуковская, Ю.А. Левада), специфики деятельности по коррекции явлений, касающихся пограничной сферы (Б. С. Братусь, Л. С. Выгодский, Б.В. Зейгарник, М. М. Кобанев, А.Е. Личко), методологии и методики педагогических и интегративно-педагогических исследований (Г. Д. Бухарова, В. И. Загвязинский, Н.Н. Тулькибаева, Н.К. Чапаев), здоровьесберегающие технологии (А.С. Белкин, Г. М. Лисовская, Г. Н. Сериков, Е. В. Ткаченко).
Методы исследования.
-теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация, моделирование).
-эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент).
-методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72». г. Казани. В исследовании приняли участие 142 подростка 8-х классов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (с 2014 по 2015 г.г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определилось понятие аддиктивного поведения, были выявлены причины проявления аддикций в подростковом возрасте, определены педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков. Это дало возможность разработки программы тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировалась программа тренинга по первичной профилактике аддиктивного поведения подростка; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы; оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования.
1. Выявлены педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков, а именно: развитие уверенности в себе; пропаганда здорового образа жизни; создание благоприятной эмоционально-волевой атмосферы в группе в ходе реализации тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
2. Разработана и апробирована программа тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке организационно-педагогической программы тренинга позволяющего уменьшить риски склонности к аддиктивному поведению подростков.
Результаты исследования могут быть использованы учителями, педагогами-психологами во внеурочной деятельности и на уроках для профилактики аддиктивного поведения подростков.
Структура диссертации. Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. В соответствии с первой задачей исследования нами был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Опираясь на предыдущий опыт исследований в этой области, мы определили, что в профилактике аддиктивного поведения преобладает традиционный проблемно-ориентированный подход. Внимание акцентируется, прежде всего, на отрицательные последствия приема психотропных веществ. Мы считаем, что такое ориентирование, безусловно необходимо, но недостаточно для профилактики аддиктивного поведения, так как не устраняет причин порождающих психическую и личностную дезадаптацию, что побуждает подростков вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. На наш взгляд, приоритетом первичной профилактики является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными трудностями, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами без приема психотропных веществ. Система профилактики должна быть ориентирована на причины возникновения зависимостей.
2. Для решения второй задачи исследования мы проанализировали причины возникновения аддикций в подростковом возрасте. В прежние годы профилактика аддиктивного поведения была направлена главным образом на средства зависимостей, такой подход оказался неэффективным, мы считаем, что проблема аддиктивного поведения должна решаться средствами тренинга направленного на устранение причин возникновения аддиктивного поведения, включающего в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни, принимать на себя ответственность за собственные поступки, преодолевать низкую самооценку, бороться с внутренней тревожностью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития.
3. Мы считаем наиболее актуальным и действенным средством предупреждения зависимостей тренинг первичной профилактики аддиктивного поведения направленный на укрепление психологического здоровья, а именно: повышение степени эмоциональной устойчивости; повышение осторожности, степени принятия моральных норм, смелости, реализма; преодоление неврастении; повышение самоуверенности, повышение степени самоконтроля, понижение степени внутреннего напряжения. Для успешной реализации задач тренинга нами были определены педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения. К ним мы относим следующие педагогические условия:
- развитие уверенности в себе;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание благоприятной эмоционально-волевой атмосферы в группе в ходе реализации тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
4. Для решения четвертой задачи исследования, нами была разработана программа тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков. Программа отражает выявленные педагогические условия эффективности тренинга первичной профилактики. Тренинг содержит следующие методы работы: - лекции, беседы, мозговой штурм, упражнения и игры по теме занятия, создание плакатов и уголка профилактики, спортивные мероприятия, просмотр видеороликов и фильмов, организация и проведение занятий среди сверстников, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.
5. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность выбранной темы исследования. Среди продиагностированных подростков 64% оказались в группе риска в склонности к аддиктивному поведению. Для проверки эффективности тренинга мы разделили участников эксперимента на две группы и апробировали программу в экспериментальной группе исследования. На основе данных полученных в результате проведения контрольного измерения между экспериментальной и контрольной групп, нами была выявлена эффективность тренинга по профилактике аддиктивного поведения, эффективность программы также подтвердилась с использованием математического анализа диагностики результатов констатирующего и контрольного этапов исследования экспериментальной группы. Подростки экспериментальной группы показали понеженные уровни тревожности, агрессивности, укрепился навык преодоления конфликтов и кризисов, повысился показатель уровней уверенности в себе, навыков принятия на себя ответственности, самооценки до адекватного уровня, следовательно снизился и уровень склонности к аддиктивному поведению. Результаты контрольной группы практически не изменились.
6. В гипотезе исследования мы предположили, что процесс формирования профилактики аддиктивного поведения подростков будет более успешным, если:
1) опираться на сущность, характеристики и структуру аддиктивного поведения подростков;
2) принимать во внимание причины проявления аддикций у подростков;
3) изучить психолого-педагогические условия эффективности профилактики аддиктивного поведения
6) разработать и реализовать программу тренинга профилактики аддиктивного поведения направленного на укрепление психологического здоровья подростков.
Результаты полученные в ходе контрольного эксперимента подтверждают эффективность разработанной программы тренинга. Тренинг способствует уменьшению рисков развития аддиктивного поведения в подростковом возрасте, укрепляя психологическое здоровье школьников, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
7. Результаты данного исследования и программа тренинга могут быть использованы учителями, педагогами-психологами во внеурочной деятельности и на уроках для профилактики аддиктивного поведения подростков.
2. Для решения второй задачи исследования мы проанализировали причины возникновения аддикций в подростковом возрасте. В прежние годы профилактика аддиктивного поведения была направлена главным образом на средства зависимостей, такой подход оказался неэффективным, мы считаем, что проблема аддиктивного поведения должна решаться средствами тренинга направленного на устранение причин возникновения аддиктивного поведения, включающего в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни, принимать на себя ответственность за собственные поступки, преодолевать низкую самооценку, бороться с внутренней тревожностью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития.
3. Мы считаем наиболее актуальным и действенным средством предупреждения зависимостей тренинг первичной профилактики аддиктивного поведения направленный на укрепление психологического здоровья, а именно: повышение степени эмоциональной устойчивости; повышение осторожности, степени принятия моральных норм, смелости, реализма; преодоление неврастении; повышение самоуверенности, повышение степени самоконтроля, понижение степени внутреннего напряжения. Для успешной реализации задач тренинга нами были определены педагогические условия эффективности тренинга по профилактике аддиктивного поведения. К ним мы относим следующие педагогические условия:
- развитие уверенности в себе;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание благоприятной эмоционально-волевой атмосферы в группе в ходе реализации тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков.
4. Для решения четвертой задачи исследования, нами была разработана программа тренинга по профилактике аддиктивного поведения подростков. Программа отражает выявленные педагогические условия эффективности тренинга первичной профилактики. Тренинг содержит следующие методы работы: - лекции, беседы, мозговой штурм, упражнения и игры по теме занятия, создание плакатов и уголка профилактики, спортивные мероприятия, просмотр видеороликов и фильмов, организация и проведение занятий среди сверстников, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.
5. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность выбранной темы исследования. Среди продиагностированных подростков 64% оказались в группе риска в склонности к аддиктивному поведению. Для проверки эффективности тренинга мы разделили участников эксперимента на две группы и апробировали программу в экспериментальной группе исследования. На основе данных полученных в результате проведения контрольного измерения между экспериментальной и контрольной групп, нами была выявлена эффективность тренинга по профилактике аддиктивного поведения, эффективность программы также подтвердилась с использованием математического анализа диагностики результатов констатирующего и контрольного этапов исследования экспериментальной группы. Подростки экспериментальной группы показали понеженные уровни тревожности, агрессивности, укрепился навык преодоления конфликтов и кризисов, повысился показатель уровней уверенности в себе, навыков принятия на себя ответственности, самооценки до адекватного уровня, следовательно снизился и уровень склонности к аддиктивному поведению. Результаты контрольной группы практически не изменились.
6. В гипотезе исследования мы предположили, что процесс формирования профилактики аддиктивного поведения подростков будет более успешным, если:
1) опираться на сущность, характеристики и структуру аддиктивного поведения подростков;
2) принимать во внимание причины проявления аддикций у подростков;
3) изучить психолого-педагогические условия эффективности профилактики аддиктивного поведения
6) разработать и реализовать программу тренинга профилактики аддиктивного поведения направленного на укрепление психологического здоровья подростков.
Результаты полученные в ходе контрольного эксперимента подтверждают эффективность разработанной программы тренинга. Тренинг способствует уменьшению рисков развития аддиктивного поведения в подростковом возрасте, укрепляя психологическое здоровье школьников, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
7. Результаты данного исследования и программа тренинга могут быть использованы учителями, педагогами-психологами во внеурочной деятельности и на уроках для профилактики аддиктивного поведения подростков.
Подобные работы
- Профилактика алкогольной зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности профилактики девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



