Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте

Работа №54225

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2017
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования межэтнической толерантности у младших школьников
8
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: толерантность,
межэтническая толерантность 8
1.2. Специфика проявления межэтнической толерантности в младшем
школьном возрасте 13
1.3 Формы и методы формирования межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте 18
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования межэтнической толерантности младших
школьников 27
2.1 Организация и методика исследования 27
2.2. Исследование уровня развития межэтнической толерантности у
детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) 31
2.3. Реализация программы формирования межэтнической толерантности
у младших школьников (формирующий эксперимент) 37
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 47
Выводы по II главе 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 70


Актуальность исследования. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. - распространенное явление в современном мире. Только межэтнически толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ межэтнически толерантного поведения занимает особое место в системе образования, и является актуальной темой для изучения.
Проблема формирования межэтнической толерантности младших школьников является предметом многочисленных исследований. Основой изучения проблемы формирования межэтнической толерантности являются фундаментальные исследования в области философии, педагогики, психологии и этносоциологии. Среди этих исследований необходимо отметить, прежде всего, труды А.В. Асмолова [2], А.Н. Джуринского [12], З.Б. Калыбекова [13], М.П. Коновалова [19], Н.М. Лебедевой [21], Г. Олпорт [28] и многих других.
Сущность межэтнической толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания Л.В. Байбородовой [4], Н.В. Кергиловой [14], Т.В. Поштыревой [31], Г.У. Солдатовой [36], О.И. Юдина [44] и другие.
Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам. Важным в работе педагога остается поиск оптимальных путей и приемов формирования межэтнической толерантности у младших школьников.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить противоречия между объективной потребностью общества в развитии и формировании детей младшего школьного возраста, которые бы были межэтнически толерантными и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования межэтнической толерантности младших школьников, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования межэтнической толерантности у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс формирования межэтнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы для формирования межэтнической толерантности у младших школьников.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование межэтнической
компетентности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: основывается на том, что эффективность процесса формирования межэтнической толерантности у детей младшего школьного возраста может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики межэтнической толерантности;
-учитывать возрастные особенности проявления межэтнической толерантности у младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс формирующую программу «Мы разные, и мы вместе», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: беседы, классные часы, экскурсии, игры, тренинги и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
рассмотреть понятия: «толерантность», «межэтническая толерантность».
2. Определить возрастные особенности проявления межэтнической толерантности учащихся младшего школьного возраста.
3. Раскрыть формы и методы формирования межэтнической толерантности у младших школьников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования межэтнической толерантности у младших школьников.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции
отечественной и зарубежной педагогики психологии, раскрывающие общенаучные категории «толерантность» и «межэтническая толерантность» (А.В. Асмолов [2], Г.В. Безюлева [3], Н.В. Кленова [15], Г. Олпорт [28] и др.), исследования различных аспектов данной проблемы (Г.Г. Абдулкаримов [1], Л.С. Выготский [9], П.И. Ключник [16]), включающие вопросы по межэтнической толерантности младших школьников (Н.В. Кергилова [14], Т.В. Макарова [25], М.И. Рожков [34]).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала МОУ «Помарская СОШ» с. Помар, Волжского района, Республики Марий Эл. Выборку составили 45 школьников в возрасте от 9-11 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме межэтнической толерантности, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них межэтнической толерантности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования межэтнической толерантности у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Мы разные, и мы вместе».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Мы разные и мы вместе» может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования с целью формирования межэтнической толерантности у учеников младших классов.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
1.Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 года, секция «Актуальные проблемы социального становления личности » ( сертификат участника)
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
Цветкова М.Д. Особенности межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте /А.Р.Дроздикова-Зарипова, М.Д. Цветкова // Новая наука:психолого-педагогический подход -Стерлитамак: АМИ,2017.- №3.-182с.
Принят к публикации тезис на тему «Формирование межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте» в сборник статей и тезисов студентов КФУ - 2017.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена одной из актуальных проблем в психолого-педагогической науке - формирование межэтнической толерантности младших школьников.
Проведя свое исследование мы пришли к выводу :
1) Межэтническая толерантность - это знание своей культуры и традиций, ее особенности и отличия, принятие народов, других культур, национальностей, уважительное отношение к этническим, культурным и другим отличиям.
Из данного определения следует, что межэтнически толерантный человек должен знать и принимать свою культуру и культуру других людей. Так же такой человек должен уважительно относиться к различиям между разными национальностями, взглядами, убеждениями.
2) В младшем школьном возрасте межэтническое самосознание начинает только расширяться. Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые межэтнические знания.
В процессе развития межэтнической толерантности необходимо учитывать такую особенность самосознания младшего школьного возраста, как бинарность представлений и оценки этнического окружения. Формирование этнической самоидентификации происходит по принципу; «Я такой же, как окружающие». Именно в это время закладывается прочная база для будущих предрассудков и конфликтов. Однако, в данном возрасте дети также проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. Поэтому необходимо именно с раннего школьного возраста формировать межэтническую толерантность.
3) В педагогике существует большое количество форм и методов воздействия на воспитание учащихся.
Форма - способы организации воспитательного процесса, способы соответствующей организации коллективной и индивидуальной деятельности школьников. В формировании и развитии межэтнической толерантности у младших школьников можно использовать такие формы, как: беседа, классный час, игры, урок внеклассного чтения, тренинги, встречи, совместный труд, экскурсии конкурс рисунков и так далее.
Методы - это система способов и приемов воздействия на поведенческий аспект человека, которая направлена на осуществление воспитательных и образовательных задач. Мы выделили: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (анализ ситуаций); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие); методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.
Наиболее эффективными формами работы по формированию межэтнической толерантности младших школьников выступают беседа, классный час, игры, урок внеклассного чтения, тренинги, встречи, совместный труд, экскурсии, конкурс рисунков, а методы, которые будут эффективными в нашей работе - это рассказ, беседа, положительный пример, познавательные и сюжетно-ролевые игры, приучение, упражнения, анализ ситуаций, поощрение, педагогическое наблюдение, беседы с целью выявления уровня воспитанности и воспитуемости, анализ результатов деятельности. Ряд выбранных форм и методов мы отразили в экспериментальной программе по формированию межэтнической толерантности младших школьников «Мы разные и мы вместе».
4) Целью формирующего эксперимента стала апробация программы по формированию межэтнической толерантности младших школьников «Мы разные и мы вместе».
Как показал констатирующий эксперимент в исследуемых нами группах, все компоненты межэтнической толерантности находились на низком (когнитивный, поведенческий) и среднем (отношенческий) уровнях. Мы выделили уровни сформированности межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте - высокий, средний, низкий. Проведенное на констатирующем этапе исследование показало, что необходима целенаправленная работа формированию межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что формирование межэтнической толерантности в младшем школьном возрасте будет эффективно осуществляться в ходе проведения беседы, классного часа, игры, урока внеклассного чтения,тренингов, совместного труда, экскурсии, конкурс рисунков, а методы, которые будут эффективными в нашей работе - это рассказ, беседа, положительный пример, познавательные и сюжетно¬ролевые игры, приучение, упражнения, анализ ситуаций, поощрение, педагогическое наблюдение, беседы с целью выявления уровня воспитанности и воспитуемости, анализ результатов деятельности; эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований; эти данные подтверждает проведенная нами
математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков показало, что после эксперимента существуют различия по когнитивному и отношенческому показателям в ЭК, а вот в КК не произошло никаких изменений по всем компонентам.



1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания./ Г.Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. - 2012. - № 4. - С.58-69.
2. Асмолов А.В. Историческая культура и педагогика толерантности./ А.В. Асмолов // Мемориал.-2012.- №24.- С.61-63.
3. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М.Межэтническая толерантность в пространстве образования: Учебное пособие./ Г.В. Безюлева, С.К.Бондырева, Г.М Шеламова. - М.: Московский психолого¬социальный институт, 2008.-104с.
4. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процесс организации деятельности и общения школьников/ Л. В. Байбородова //Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1.- С.58-61
5. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры./ Бакланова Н.К. - М.: Конус-М, 2011.- 104с.
6. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение./ Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова - М.: Вербум, 2013. -168 с.
7. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие./ Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.- М.:АПК и ПРО, 2012.-232с.
8. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-н/Д.: ГинГо, 2009. - 271с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготскиий. -Т.4-М.: Педагогика, 2011.-432 с.
10. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995- Вопросы психологии.- 2015.- №12.- С.5-13.
11. Демократия и толерантность/Под ред. В.С.Рахманиной.- Воронеж: Литера, 2012. - 402 с.
12. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе /
А.Н. Джуринский. - М.Эксмо, 2007.
13. Кабылбекова З.Б. Теоретико-методологические основы
формирования межэтнической толерантности у учащихся
общеобразовательных школ. / З.Б. Кабылбекова - Шымкент, 2012.-234с.
14. Кергилова Н.В. Формирование этнотолерантности младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Кергилова //Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11. - С. 281-289.
15. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности/ Н.В. Кленова // Образование в современной школе. - 2013. - № 7. - С.68-72.
16. Ключник П.И. Формирование толерантности у младших школьников в подвижной игровой деятельности / П.И. Ключник// Теория и практика физической культуры. - 2010. - №5. - С. 65-67.
17. Ковалёв Е.В. Уроки толерантности в многонациональной школе / Е.В. Ковалёв // Директор школы. - 2015. - №1. - С. 76-78.
18. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры
школьников./ Л.С. Колмогорова- М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012.- 167с.
19. Коновалова М.П. Основные идее и принципы толерантности при формировании личности ребёнка / М.П. Коновалова // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - №4. - С. 56-59.
20. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами./ Л.Н.Коновалова, М.И.Корсаков, В.Н.Якимец - М.: Эксмо, 2009.- 326 с.
21. Лебедева Н.М. Психологические исследования этнической толерантности / под ред. Н.М. Лебедева, В. Ю. Хотынец. - Екатеринбург, 2013.-345с.
22. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления [Электронный ресурс]. - URL: http://stav-geo.ucoz.ru/publ (дата обращения 15.09.2015).].
23. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. / В.М. Лизинский - М.: Изд-во Моск.Ун-та, 2014 - 98с.
24. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. - М.: Смысл, 2011. - 555с.
25. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура младших школьников./ Т.В.Макарова, Г.Ф. Ларионова // Методические рекомендации — М.:ТЦ Сфера,2008.-80с.
26. Межкультурный диалог: исследования и практика/ Под.ред. Г.У.Солдатовой.- М.: Владос, 2014.- 356 с.
27. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.- М.: Пресса-РФ, 2011.- 109 с.
28. Олпорт Г. Век толерантности./ Г. Олпорт - М.:Владос, 2003.- 40с.
29.Опыт разработки концепции воспитания. / Под ред. В.И. Цивилевой. - С-Пб.: Элит-М, 2010.- 196с.
30. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости./ Е.Д.Пастухова // Директор школы. - 2013. - № 5. - С.27-33.
31. Поштарева Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография./ Т. В. Поштарева- Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - 116 с.
32. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетенции/ Поштарева, Т. В. -М.:Педагогика.-2015.-№ 3. - 42с.
33. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру./ Б.Э. Риэрдон М.: Бонфи, 2011. - 191с.
34. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников./ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А.Ковальчук - Ярославль: Изд-во ЯТПГУ, 2013. - 1902 с.
35. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 2008.-124с.
36. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности. - Выпуск №11. - М., 2011.-543с.
37. Соколова Э.С.Образование - путь к культуре мира и толерантности./Э.С.Соколова- Народное образование. - 2012. - № 2.- С.35¬37.
38. Супрунова Л.Л., Мартынов О.В. Концепция интегральной педагогики./ Л. Л.Супрунова, О. В. Мартынов - М.:ЭКСМО-Пресс, 2011.- С.39-43.
39. Тилова Х.Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе / Х.Х. Тилова. - М.:Педагогика, 2013.-98с.
40. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России /
B. А. Тишков. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2013.-145с.
41. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе//Вестник университета.- 2010.- №2.-
C. 135-138
42. Шипилова А.В. «Свои», «чужие» и другие / А.В Шипилова. - М.Гуманит.изд.центр ВАЛДОС, 2008.-76с.
43. Юдина О.И. Формирование межэтнической толерантности в поликультурном пространстве / О.И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 237-243.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ