ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Характеристика управления автономными учреждениями
дополнительного музыкального образования 12
1.2. Особенности управленческих компетенций руководителей
автономных учреждений дополнительного музыкального образования 28
1.3. Педагогические аспекты развития управленческих компетенций
руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования 39
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
2.1. Анализ управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования (на примере г. Набережные Челны) 51
2.2. Разработка и апробация дистанционного курса «Развитие
управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования» 70
Выводы по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Актуальность проблемы и темы исследования. Современное состояние отечественной системы образования характеризуется активными процессами модернизации, затрагивающими различные аспекты ее функционирования: образовательно-технологические, организационно-правовые и финансово-хозяйственные.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» 2010 года устанавливает, что руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения «осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения, обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения...»
Следствием принятия в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» стал переход многих государственных и муниципальных образовательных учреждений, наряду с организациями в сфере науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в категорию автономных учреждений. Автономными стали многие государственные и муниципальные учреждения дополнительного музыкального образования - детские музыкальные школы в городах России (Екатеринбург, Пермь, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре и др.) и Республики Татарстан (Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны и др.).
Статус автономного учреждения, по сравнению с другими типами учреждения - бюджетным и казенным, с одной стороны, значительно увеличил финансово-экономическую самостоятельность и свободу организации в распоряжении имуществом и доходами, способствовал активизации ее предпринимательской деятельности и открытости для общественности (обязательным является публичное представление финансовых документов, устава и ежегодных отчетов о результатах деятельности). С другой стороны, он повлек изменения в организационной структуре управления (руководитель осуществляет управление совместно с учредителем, наблюдательным советом, педагогическим советом или иными органами, предусмотренными федеральными законами и уставом учреждения), сопряжен с финансовыми рисками в условиях рыночной конкуренции, повышением ответственности и расширением профессиональных управленческих компетенций руководителя.
В связи с этим проблема развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования выступает как актуальная и значимая.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена изменениями требований к руководителям автономных учреждений дополнительного музыкального образования как субъектам профессиональной управленческой деятельности, обладающим высоким уровнем управленческих компетенций.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с разработкой научных оснований развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогического обеспечения развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что научно-теоретический анализ управленческих компетенций руководителей организаций осуществлен в исследованиях А.С. Белкина, Р. Витала, Ч. Вудраф, Л. Гэлловей, А.П. Егоршина, М.Б. Курбатовой, Л.И. Лукичёвой, М.И. Магура, Т.А. Петровой, В.Е. Субботина, B. В. Травина, С.Р. Филоновича и др.
Основы управленческой деятельности руководителя организации в сфере культуры и образования, в том числе в сфере дополнительного музыкального образования, представлены в работах таких ученых, как
З.Р. Ажимов, Т.Н. Арсеньева, Л.Н. Беднова, Н.М. Борытко, И.В. Гришина, Т.М. Давыденко, О.Е. Лебедев, И.А. Соловцова, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова, И.Н. Щербо и др.
Специфика функционирования автономных учреждений отражена в исследованиях В.В. Авдеева, А.П. Бердашкевич, О.Ф. Бойковой, Н.И. Булаева, Е.М. Бурундуковой, Н.С. Григорьевой, Д.А. Жигалова, О.В. Костиной, М.Л. Левицкого, В.А. Панюковой и др.
Педагогические аспекты профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования освещены в трудах Н.А. Банько, Е.А. Варакиной, В.В. Глухова, Д.Ф. Ильясова, А.Н. Кузибецкого, О.Н. Пряничниковой, Э.Р. Саитбаевой, Н.Н. Сапрыкиной, И.П. Семыкина, C. В. Сидорина, О.И. Сторожевой и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, нами не было обнаружено.
Актуальность проблемы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования и недостаточная ее исследованность в педагогической науке обусловили постановку проблемы: каковы научно-теоретические основания развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования и его педагогическое обеспечение в условиях дополнительного профессионального образования?
Тема диссертационного исследования: «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Цель исследования - раскрыть научно-теоретические основания развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, разработать и апробировать его педагогическое обеспечение в условиях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования будет осуществляться эффективно, если:
- будут выявлены и охарактеризованы управленческие компетенции руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
- будет реализована модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, которая включает в себя целевой, содержательный, функциональный, организационный и оценочный компоненты.
- будет внедрен дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Цель данного исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
1. Дать характеристику управления автономными учреждениями дополнительного музыкального образования, раскрыть содержание и функции управленческих компетенций их руководителей.
2. Проанализировать педагогические основы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования
3. Провести диагностику уровня развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
4. Разработать и апробировать дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, функциональный, личностно-деятельностный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области управленческих компетенций руководителя (Р. Витала, В.Е. Субботин и др.), управления учреждением образования и культуры (З.Р. Ажимов, О.И. Сторожева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы научного познания(анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), анализ литературы, нормативных документов, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, интервью, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого. В работе приняли участие 5 руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования г. Набережные Челны; 12 студентов Казанского федерального университета», обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профилю «Менеджмент в образовании и искусстве».
Этапы исследования.
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался диагностический инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2016 г.) изучались педагогические основания проблемы исследования; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2017 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая разработку и апробацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) впервые специальному научному рассмотрению подверглись
управленческие компетенции руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образованиям, включающие 6 групп компетенций: специальные профессиональные компетенции, бизнес-
компетенции, компетенции управления знаниями, лидерские компетенции, социальные (межличностные) компетенции, внутриличностные компетенции;
2) разработана модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, включающая целевой, содержательный, функциональный, организационный, оценочный компоненты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) определены виды управленческих компетенций руководителя автономных учреждений дополнительного музыкального образования и дана их сущностная характеристика;
2) разработана модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования;
3) разработан диагностический инструментарий для оценки развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования;
4) разработано педагогическое обеспечение развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образованиям в условиях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования, в частности, разработанный дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования», могут быть использованы при разработке концепций модернизации системы дополнительного музыкального образования; служить основой курсов профессиональной подготовки руководителей учреждений образования в вузе и системе повышения квалификации.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом, а также репрезентативностью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования прошли обсуждение на научно-практических конференциях:
- V Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, КФУ, 2016);
- Международная научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «Музыкознание в зеркале современности» (Казань, КФУ,2014);
- Итоговые научно-образовательные конференции студентов КФУ (Казань, 2013-2015).
Материалы исследовательской работы были представлены на студенческих научных конкурсах:
- III Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2015, 1 место);
- II Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2013, 3 место);
- Конкурс научно-исследовательских работ студентов КФУ (Казань, КФУ, 2014, лауреат II степени).
Результаты исследования отражены в публикациях:
-Валеева А.Р. Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования: от теории к практике: учебно-методическое пособие для слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. - Казань, 2017. - 148 с.;
-Батыршина Г.И., Валеева А.Р. Особенности управленческих компетенций руководителя автономного учреждения дополнительного музыкального образования // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции (Казань, 16 ноября 2016 г.) / Под ред. З.М.Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С.322-326;
- Сафиуллина А.Р., Батыршина Г.И., Явгильдина З.М. Педагогическое сопровождение адаптации леворуких учащихся в ДМШ: монография. - Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 104 р.;
- Сафиуллина А.Р. Особенности начального обучения игре на фортепиано леворуких учащихся // Музыкознание в зеркале современности: материалы международной научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Вып.1. - Казань: Отечество, 2014. С.268-271;
- Сафиуллина А.Р. Методические аспекты начального этапа обучения игре на фортепиано леворуких учащихся // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2014 года: сборник статей: в 6 т. Т.3. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. С.248-250;
- Сафиуллина А.Р. Педагогическое сопровождение адаптации леворуких учащихся детской музыкальной школы // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник тезисов: в 3 т. Т.2. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015. С.304-305.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Список литературы включает 109 источников.
Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования позволило прийти к следующим выводам.
Управленческие компетенции руководителя автономных учреждений дополнительного музыкального образования - это профессионально значимые свойства личности, отражающие готовность к решению управленческих задач в сфере руководства автономными учреждениями дополнительного музыкального образования.
В состав управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования входят: специальные профессиональные компетенции, бизнес-компетенции, компетенции управления знаниями, лидерские компетенции, социальные, или межличностные компетенции, внутриличностные компетенции.
При разработке состава управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования нами была использована модель компетенций менеджеров (руководителей) Р. Витала.
На наш взгляд, управленческими компетенциями руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования являются:
- специальные профессиональные компетенции руководителя как музыканта, отражающие знания и навыки в области педагогики, исполнительства, научно-методической деятельности; как руководителя, компетентного в области менеджмента и маркетинга, финансов и бухгалтерского дела, образовательного законодательства;
- бизнес-компетенции, отражающие умение руководителя анализировать ситуации, возникающие в сфере финансово-хозяйственной деятельности, его владение навыками фандрейзинговой деятельности и умение находить ресурсы, необходимые для развития организации;
- компетенции управления знаниями, отражающие способность руководителя к поиску, обработке и использованию информации, необходимой для управления автономным учреждением дополнительного музыкального образования; способность к самообразованию; направленность на создание условий для приобретения сотрудниками новых знаний и навыков для организации музыкального образования;
- лидерские компетенции, характеризующиеся в умении руководителя управлять коллективом педагогов, музыкантов и концертмейстеров, учебно-вспомогательным составом, выбирать оптимальный стиль управления, проявлять авторитет и использовать управленческий потенциал с целью совершенствования деятельности организации;
- социальные, или межличностные компетенции, характеризующиеся владением руководителем навыками успешной коммуникации с сотрудниками, партнерами, учащимися и их родителями, готовностью к модерации, предотвращению конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата и творческой атмосферы в коллективе;
- внутриличностные компетенции, выражающиеся в сформированных личностных психологических качествах руководителя, необходимых для управления автономным учреждением дополнительного музыкального образования (творческая индивидуальность, рефлексия, стрессоустойчивость, креативность, развитые интеллектуальные способности, эмоциональная и волевая самоорганизация и др.).
Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования представляет собой процесс качественного изменения компетенций, способствующего совершенствованию управления организацией, личностному и профессиональному росту руководителей в области управленческой деятельности.
Модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования включает целевой, содержательный, функциональный и оценочный компоненты.
С целью эмпирического изучения управленческих компетенций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Работа проводилась на базе Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет». В работе приняли участие 5 руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования г. Набережные Челны; 12 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент в образовании и искусстве».
Как показали результаты эксперимента, фактором, положительно влияющим на развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, является специально организованное обучение в рамках дистанционного курса «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования». Курс предназначен для использования в системе дополнительного профессионального образования, рассчитан на дистанционный формат обучения и размещен на площадке eliademy.com.
1. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 264 с.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: КрасГУ, 1998. - 309 с.
3. Ажимов З.Р. Формирование управленческой компетенции у будущих художественных руководителей творческих коллективов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Казань, 2008. - 16 с.
4. Ажимов З.Р., Валеева Н.Ш. Формы и методы формирования управленческой компетенции у будущих руководителей творческих коллективов // Актуальные проблемы профессионального образования учебно-методическое обеспечение инновационного процесса. - Казань: Изд- во КГТУ, 2007. С 102-106.
5. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология. - М.: РАГС, 2002. - 436 с.
6. Анисимов О.С., Деркач, A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.: С.Е.Т., 1995. - 272 с.
7. Арсеньева Т.Н. Психологические основы управленческой деятельности руководителя инновационного общеобразовательных учреждений: дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2000. - 147 с.
8. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников
вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2006. - 54 с.
9. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 3-13.
10. Бакулин И.И. Психологическое содержание управленческих способностей // Прикладная психология и психоанализ. - 2002. - №3. С.23¬34.
11. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2000. - 208 с.
12. Балакирева Л.А., Даниличева H.A. Психология
профессионального успеха. - СПб.: ЛСП, 1998. - 144 с.
13. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической
компетентности как компонента профессиональной подготовки
менеджеров: монография. - Волгоград: ВолгГТУ, 2004. - 75 с.
14. Баранников А.В. Компетентностный подход и качество образования / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 144 с.
15. Беднова Л.Н. Методика управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 1999. - 253 с.
16. Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: ИП РАН, 1995. - 145 с.
17. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004. - 171 с.
18. Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. - Екатеринбург: Учебная книга, 2003. - 188 с.
19. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 208 с.
20. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования // Современная конкуренция. - 2008. - №4(10). С.96-101.
21. Бодалев A.A. Личность и общение. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 328 с.
22. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально¬
психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. - 207 с.
23. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы:
Дидактический аспект. - Киев, 1987. - 160 с.
24. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Пер. с англ. - М.: ГИППО, 2008. - 352 с.
25. Булавенко О. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школьные технологии. - 2005. - №3. С.40-45.
26. Гаджиев Г. Управленческая культура будущего руководителя в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №5. С.54¬56.
27. Вагнер Р., Хартер Дж. 12 элементов успешного менеджмента. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 248 с.
28. Васильев Ю.В. Педагогическое управление: методология, теория, практика. - М.: Педагогика, 1990. - 248 с.
29. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1998. - 176 с.
30. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. - М.: Гиппо, 2005. - 384 с.
31. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Мысль, 1982. - 312 с.
32. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 560 с.
33. Граждан В.Д. Теория управления: учеб. пособие. - М.:
Гардарики, 2007. - 416 с.
34. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге ХХ в. - М.: Экономика, 2001. - 320 с.
35. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: монография. - СПб.: СПбГУПМ, 2002.¬103 с.
36. Гэлловей Л. Операционный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
37. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами т процессами. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс,
2007. - 370 с.
38. Дорофеев A.A. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. С. 30-33.
39. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий: монография / Пер. А. Мкервали. - M.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994. - 267 с.
40. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
41. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижн. Новгород: НИМБ, 1997. - 607 с.
42. Егоршин А.П. Формирование менеджера XXI века // Бизнес- образование. - 2001. - № 2 (11). С.58-65.
43. Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих. Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минздравсоцразвития России. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs. (дата обращения 15.05.2017)
44. Еременко A.A. Конкурентоспособность персонала как объект управления // Бизнес Информ. - 2010. - № 11. С. 36-38.
45. Жигалов Д.А., Канивец А.В. Оценка деятельности автономных (и бюджетных учреждений. - М.: Институт экономики города, 2011. - 24 с.
46. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. - 1983. - T. - № 1. С.57-67.
47. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. - М.: Знание, 1991. - 62 с.
48. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2000. - № 3(5). С. 7-11
49. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990. - 335 с.
50. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная
компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.
С.14-20.
51. Иванилов И. Тренинг «Эмоциональная компетентность в бизнесе». - СПб.: Речь. 2007. - 149 с.
52. История менеджмента: уч. пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Инфра-М, 1997. - 352 с.
53. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих) // Сборник нормативных правовых актов с комментариями / Под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. - М.: Издательство МИСИС, 2009. - 94 с.
54. Кибанова А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 104 с.
55. Киселева Л.Г. Формирование управленческой
компетентности будущих специалистов дошкольных
образовательных учреждений: автореф. канд. пед. наук. - Чита, 2007. - 24 с.
56. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2 т. Т.1. - М.: Статут, 2000. - 366 с.
57. Коновалова В., Митрофанова Е., Белова О. Управление персоналом. Теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом. - М.: Проспект, 2012. - 323 с.
58. Кочеткова А.И. Основы управления в условиях хаоса. - М.: Рид Груп, 2011. - 618 с.
59. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1993. - 352 с.
60. Кудрявцева Е.И., Макалатия И.Н. Компетенции государственного
гражданского служащего как исследовательская проблема // Настоящее и будущее социальных технологий: Материалы VIII международной
конференции. - СПб: Изд-во СЗАГС, 2011. С. 262-267.
61. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - 2-й том. - М.: Прогресс, 1981. - 250 с.
62. Курбатова М.Б., Магура М.И., Травин В.В. Развитие управленческого потенциала: учебно-практическое пособие. Модуль 1-4. Изд. серия: Модульная «Руководитель XXI века». - М., 2009. - 77 с.
63. Куриленко Т.М. Управление школой. Задачи и деловые игры. - Минск: Народная асвета, 1988. - 174 с.
64. Лукичёва Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л, 2006. - 360 с.
65. Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. - М.: Экономика, 1993. - 175 с.
66. Мельничук О.С., Яковлева A.A. Профессионально-важные качества руководителя. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2003. - 134 с.
67. Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя. - СПб.,
2008. - 102 с.
68. Набиев P.A. Менеджмент. Практикум: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 144 с.
69. Управление: искусство общения. - М.: Сов. Россия, 1983. - 238 с.
70. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - СПб.: Союз, 2001. - 494 с.
71. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 192 с.
72. Переломова Н.А. В помощь педагогу: Ключевые компетенции в образовании: современный подход [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:Zwww.mainskils.ru/index.php7w =1&razdel =8&art=15. (дата обращения 8.04.2017)
73. Петрова Т.А. Формирование базовой организационно - управленческой компетенции у будущих менеджеров производства (В процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования): дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 207 с.
74. Познанский Д.П. Человек в мире управления. - М.: Наука, 1970. - 152 с.
75. Полосина Т.И. Социокультурная специфика управленческой компетентности // Развитие личности в межкультурном социуме: мат-лы Междунар. науч. практ. конф. молодых ученых и аспирантов. 20-21 ноября 2009 г. Тамбов-Москва, 2010. С. 129-139.
76. Полосина Т.И. Специфика отбора управленческих кадров банка // Вестн. Тамб. ун та. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2009. - Вып. 9 (77). С. 363-366.
77. Полосина Т.И. Управленческая компетентность и
управленческий потенциал: соотношение понятий // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы Восьмой Междунар. науч.-практ.конф. - Тамбов, 2009. С. 157-160.
78. Попов Г.Х. Эффективное управление. - М.: Экономика, 1995. - 336 с.
79. Поршнев А.Г. и др. Управление организацией: учебник / Под ред. Саломатина Н.А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 736 с.
80. Поршнев А.Г., Тихомирова A.B., Разу М.Л. Менеджмент. Теория и практика в России. М.: ФБК-Пресс, 2003. - 528 с.
81. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» от 26 августа 2010 г. № 761н // Российская газета. Федеральный выпуск. 20 октября 2010 г. - №5316 (237).
82. Рощин Д. Карьера руководителя // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №2 (февраль). С.110-113
83. Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Психологические аспекты
управления. - М: Знание, 1973. - 231 с.
84. Свищев A.B. Сборник кейсов по менеджменту: учебно¬
практическое пособие. - М.: Проспект, 2010. - 35 с.
85. Сепиашвили Е.Н. Управленческие компетенции как компонент культуры профессиональной деятельности студентов ссузов // Среднее профессиональное образование.- 2009. - № 2. С. 45-51.
86. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - Спб.: Речь, 2007. - 208 с.
87. Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
88. Сторожева О.И Ключевые компетенции руководителя образовательного учреждения // Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество: сб. науч. ст. VI международ, на-учн.- практ. конф. / Под науч. ред. А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2008. С. 121-128.
89. Сторожева О.И. Повышение квалификации как фактор
формирования профессиональной компетенции руководителей
образовательных учреждений в процессе повышения квалификации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 6. С. 166-170.
90. Сторожева, О.И. Профессионально-важные качества и черты характера руководителя образовательного учреждения: тендерный аспект // Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. V международ, науч.-практ. конф.: В 2 ч. Пленарные и секционные доклады / Под науч. ред. А.А. Симонова, Э.Э. Сыманюк. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2006. Ч. 1. С. 117-123.
91. Сторожева О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2010. - 26 с.
92. Сторожева, О.И. Формирование профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации [Текст] / О.И. Сторожева // Образование и наука: Известия УрО РАО - 2010. - № 6. - С. 12-22.
93. Субботин В.Е. Компетенции руководителя. Словарь-справочник. - М.: Антропос-консалтинг, 2007. - 66 с.
94. Субботин, В.Е. Модель компетенций менеджеров
(руководителей) / В.Е. Субботин // Сайт компании «Антропос-консалтинг». URL: http://www.antropos.ru/art.php?lang=&aid=48 (дата обращения
16.10.2016)
95. Травин В.В. и др. Развитие управленческого потенциала: Модуль 1. - М.: Дело, 2004. - 128 с. (Модульная программа «Руководитель XXI века»).
96. Управление современной школой: Пособие для директоров школы / Под ред. М.М. Поташника. - М.: АЛЛ ЦИТП, 1992. - 168 с.
97. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3.11.2006 № 174-ФЗ // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 32. С. 6¬
27.
98. Филонович С.Р. Профессиональные навыки менеджера: материалы к курсу С.Р. Филонович. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 281 с.
99. Филонович С.Р. Лидерство и практические модульная программа для менеджеров организации». Модуль 9 . - М.: ИНФРА-М, 2000. - 229 с.
100. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа:http: //www.eidos.ru/j ournal/2002/0423. htm.
101. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. С. 58-65.
102. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
103. Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. - 368 с.
104. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №2. С. 28¬33.
105. Щербо И.Н. Интуитивный менеджмент: опыт управления педагогическим коллективом // Директор школы. - 2005. - № 5. С.97-105.