РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Характеристика управления автономными учреждениями
дополнительного музыкального образования 12
1.2. Особенности управленческих компетенций руководителей
автономных учреждений дополнительного музыкального образования 28
1.3. Педагогические аспекты развития управленческих компетенций
руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования 39
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
2.1. Анализ управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования (на примере г. Набережные Челны) 51
2.2. Разработка и апробация дистанционного курса «Развитие
управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования» 70
Выводы по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Характеристика управления автономными учреждениями
дополнительного музыкального образования 12
1.2. Особенности управленческих компетенций руководителей
автономных учреждений дополнительного музыкального образования 28
1.3. Педагогические аспекты развития управленческих компетенций
руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования 39
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
2.1. Анализ управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования (на примере г. Набережные Челны) 51
2.2. Разработка и апробация дистанционного курса «Развитие
управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования» 70
Выводы по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Актуальность проблемы и темы исследования. Современное состояние отечественной системы образования характеризуется активными процессами модернизации, затрагивающими различные аспекты ее функционирования: образовательно-технологические, организационно-правовые и финансово-хозяйственные.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» 2010 года устанавливает, что руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения «осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения, обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения...»
Следствием принятия в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» стал переход многих государственных и муниципальных образовательных учреждений, наряду с организациями в сфере науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в категорию автономных учреждений. Автономными стали многие государственные и муниципальные учреждения дополнительного музыкального образования - детские музыкальные школы в городах России (Екатеринбург, Пермь, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре и др.) и Республики Татарстан (Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны и др.).
Статус автономного учреждения, по сравнению с другими типами учреждения - бюджетным и казенным, с одной стороны, значительно увеличил финансово-экономическую самостоятельность и свободу организации в распоряжении имуществом и доходами, способствовал активизации ее предпринимательской деятельности и открытости для общественности (обязательным является публичное представление финансовых документов, устава и ежегодных отчетов о результатах деятельности). С другой стороны, он повлек изменения в организационной структуре управления (руководитель осуществляет управление совместно с учредителем, наблюдательным советом, педагогическим советом или иными органами, предусмотренными федеральными законами и уставом учреждения), сопряжен с финансовыми рисками в условиях рыночной конкуренции, повышением ответственности и расширением профессиональных управленческих компетенций руководителя.
В связи с этим проблема развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования выступает как актуальная и значимая.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена изменениями требований к руководителям автономных учреждений дополнительного музыкального образования как субъектам профессиональной управленческой деятельности, обладающим высоким уровнем управленческих компетенций.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с разработкой научных оснований развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогического обеспечения развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что научно-теоретический анализ управленческих компетенций руководителей организаций осуществлен в исследованиях А.С. Белкина, Р. Витала, Ч. Вудраф, Л. Гэлловей, А.П. Егоршина, М.Б. Курбатовой, Л.И. Лукичёвой, М.И. Магура, Т.А. Петровой, В.Е. Субботина, B. В. Травина, С.Р. Филоновича и др.
Основы управленческой деятельности руководителя организации в сфере культуры и образования, в том числе в сфере дополнительного музыкального образования, представлены в работах таких ученых, как
З.Р. Ажимов, Т.Н. Арсеньева, Л.Н. Беднова, Н.М. Борытко, И.В. Гришина, Т.М. Давыденко, О.Е. Лебедев, И.А. Соловцова, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова, И.Н. Щербо и др.
Специфика функционирования автономных учреждений отражена в исследованиях В.В. Авдеева, А.П. Бердашкевич, О.Ф. Бойковой, Н.И. Булаева, Е.М. Бурундуковой, Н.С. Григорьевой, Д.А. Жигалова, О.В. Костиной, М.Л. Левицкого, В.А. Панюковой и др.
Педагогические аспекты профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования освещены в трудах Н.А. Банько, Е.А. Варакиной, В.В. Глухова, Д.Ф. Ильясова, А.Н. Кузибецкого, О.Н. Пряничниковой, Э.Р. Саитбаевой, Н.Н. Сапрыкиной, И.П. Семыкина, C. В. Сидорина, О.И. Сторожевой и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, нами не было обнаружено.
Актуальность проблемы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования и недостаточная ее исследованность в педагогической науке обусловили постановку проблемы: каковы научно-теоретические основания развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования и его педагогическое обеспечение в условиях дополнительного профессионального образования?
Тема диссертационного исследования: «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Цель исследования - раскрыть научно-теоретические основания развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, разработать и апробировать его педагогическое обеспечение в условиях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования будет осуществляться эффективно, если:
- будут выявлены и охарактеризованы управленческие компетенции руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
- будет реализована модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, которая включает в себя целевой, содержательный, функциональный, организационный и оценочный компоненты.
- будет внедрен дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Цель данного исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
1. Дать характеристику управления автономными учреждениями дополнительного музыкального образования, раскрыть содержание и функции управленческих компетенций их руководителей.
2. Проанализировать педагогические основы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования
3. Провести диагностику уровня развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
4. Разработать и апробировать дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, функциональный, личностно-деятельностный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области управленческих компетенций руководителя (Р. Витала, В.Е. Субботин и др.), управления учреждением образования и культуры (З.Р. Ажимов, О.И. Сторожева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы научного познания(анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), анализ литературы, нормативных документов, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, интервью, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого. В работе приняли участие 5 руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования г. Набережные Челны; 12 студентов Казанского федерального университета», обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профилю «Менеджмент в образовании и искусстве».
Этапы исследования.
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался диагностический инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2016 г.) изучались педагогические основания проблемы исследования; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2017 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая разработку и апробацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) впервые специальному научному рассмотрению подверглись
управленческие компетенции руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образованиям, включающие 6 групп компетенций: специальные профессиональные компетенции, бизнес-
компетенции, компетенции управления знаниями, лидерские компетенции, социальные (межличностные) компетенции, внутриличностные компетенции;
2) разработана модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, включающая целевой, содержательный, функциональный, организационный, оценочный компоненты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) определены виды управленческих компетенций руководителя автономных учреждений дополнительного музыкального образования и дана их сущностная характеристика;
2) разработана модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования;
3) разработан диагностический инструментарий для оценки развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования;
4) разработано педагогическое обеспечение развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образованиям в условиях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования, в частности, разработанный дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования», могут быть использованы при разработке концепций модернизации системы дополнительного музыкального образования; служить основой курсов профессиональной подготовки руководителей учреждений образования в вузе и системе повышения квалификации.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом, а также репрезентативностью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования прошли обсуждение на научно-практических конференциях:
- V Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, КФУ, 2016);
- Международная научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «Музыкознание в зеркале современности» (Казань, КФУ,2014);
- Итоговые научно-образовательные конференции студентов КФУ (Казань, 2013-2015).
Материалы исследовательской работы были представлены на студенческих научных конкурсах:
- III Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2015, 1 место);
- II Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2013, 3 место);
- Конкурс научно-исследовательских работ студентов КФУ (Казань, КФУ, 2014, лауреат II степени).
Результаты исследования отражены в публикациях:
-Валеева А.Р. Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования: от теории к практике: учебно-методическое пособие для слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. - Казань, 2017. - 148 с.;
-Батыршина Г.И., Валеева А.Р. Особенности управленческих компетенций руководителя автономного учреждения дополнительного музыкального образования // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции (Казань, 16 ноября 2016 г.) / Под ред. З.М.Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С.322-326;
- Сафиуллина А.Р., Батыршина Г.И., Явгильдина З.М. Педагогическое сопровождение адаптации леворуких учащихся в ДМШ: монография. - Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 104 р.;
- Сафиуллина А.Р. Особенности начального обучения игре на фортепиано леворуких учащихся // Музыкознание в зеркале современности: материалы международной научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Вып.1. - Казань: Отечество, 2014. С.268-271;
- Сафиуллина А.Р. Методические аспекты начального этапа обучения игре на фортепиано леворуких учащихся // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2014 года: сборник статей: в 6 т. Т.3. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. С.248-250;
- Сафиуллина А.Р. Педагогическое сопровождение адаптации леворуких учащихся детской музыкальной школы // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник тезисов: в 3 т. Т.2. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015. С.304-305.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Список литературы включает 109 источников.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» 2010 года устанавливает, что руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения «осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения, обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения...»
Следствием принятия в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» стал переход многих государственных и муниципальных образовательных учреждений, наряду с организациями в сфере науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в категорию автономных учреждений. Автономными стали многие государственные и муниципальные учреждения дополнительного музыкального образования - детские музыкальные школы в городах России (Екатеринбург, Пермь, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре и др.) и Республики Татарстан (Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны и др.).
Статус автономного учреждения, по сравнению с другими типами учреждения - бюджетным и казенным, с одной стороны, значительно увеличил финансово-экономическую самостоятельность и свободу организации в распоряжении имуществом и доходами, способствовал активизации ее предпринимательской деятельности и открытости для общественности (обязательным является публичное представление финансовых документов, устава и ежегодных отчетов о результатах деятельности). С другой стороны, он повлек изменения в организационной структуре управления (руководитель осуществляет управление совместно с учредителем, наблюдательным советом, педагогическим советом или иными органами, предусмотренными федеральными законами и уставом учреждения), сопряжен с финансовыми рисками в условиях рыночной конкуренции, повышением ответственности и расширением профессиональных управленческих компетенций руководителя.
В связи с этим проблема развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования выступает как актуальная и значимая.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена изменениями требований к руководителям автономных учреждений дополнительного музыкального образования как субъектам профессиональной управленческой деятельности, обладающим высоким уровнем управленческих компетенций.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с разработкой научных оснований развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогического обеспечения развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что научно-теоретический анализ управленческих компетенций руководителей организаций осуществлен в исследованиях А.С. Белкина, Р. Витала, Ч. Вудраф, Л. Гэлловей, А.П. Егоршина, М.Б. Курбатовой, Л.И. Лукичёвой, М.И. Магура, Т.А. Петровой, В.Е. Субботина, B. В. Травина, С.Р. Филоновича и др.
Основы управленческой деятельности руководителя организации в сфере культуры и образования, в том числе в сфере дополнительного музыкального образования, представлены в работах таких ученых, как
З.Р. Ажимов, Т.Н. Арсеньева, Л.Н. Беднова, Н.М. Борытко, И.В. Гришина, Т.М. Давыденко, О.Е. Лебедев, И.А. Соловцова, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова, И.Н. Щербо и др.
Специфика функционирования автономных учреждений отражена в исследованиях В.В. Авдеева, А.П. Бердашкевич, О.Ф. Бойковой, Н.И. Булаева, Е.М. Бурундуковой, Н.С. Григорьевой, Д.А. Жигалова, О.В. Костиной, М.Л. Левицкого, В.А. Панюковой и др.
Педагогические аспекты профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования освещены в трудах Н.А. Банько, Е.А. Варакиной, В.В. Глухова, Д.Ф. Ильясова, А.Н. Кузибецкого, О.Н. Пряничниковой, Э.Р. Саитбаевой, Н.Н. Сапрыкиной, И.П. Семыкина, C. В. Сидорина, О.И. Сторожевой и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, нами не было обнаружено.
Актуальность проблемы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования и недостаточная ее исследованность в педагогической науке обусловили постановку проблемы: каковы научно-теоретические основания развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования и его педагогическое обеспечение в условиях дополнительного профессионального образования?
Тема диссертационного исследования: «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Цель исследования - раскрыть научно-теоретические основания развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, разработать и апробировать его педагогическое обеспечение в условиях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования будет осуществляться эффективно, если:
- будут выявлены и охарактеризованы управленческие компетенции руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
- будет реализована модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, которая включает в себя целевой, содержательный, функциональный, организационный и оценочный компоненты.
- будет внедрен дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Цель данного исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
1. Дать характеристику управления автономными учреждениями дополнительного музыкального образования, раскрыть содержание и функции управленческих компетенций их руководителей.
2. Проанализировать педагогические основы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования
3. Провести диагностику уровня развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования.
4. Разработать и апробировать дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования».
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, функциональный, личностно-деятельностный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области управленческих компетенций руководителя (Р. Витала, В.Е. Субботин и др.), управления учреждением образования и культуры (З.Р. Ажимов, О.И. Сторожева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы научного познания(анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), анализ литературы, нормативных документов, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, интервью, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого. В работе приняли участие 5 руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования г. Набережные Челны; 12 студентов Казанского федерального университета», обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профилю «Менеджмент в образовании и искусстве».
Этапы исследования.
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался диагностический инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2016 г.) изучались педагогические основания проблемы исследования; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2017 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая разработку и апробацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) впервые специальному научному рассмотрению подверглись
управленческие компетенции руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образованиям, включающие 6 групп компетенций: специальные профессиональные компетенции, бизнес-
компетенции, компетенции управления знаниями, лидерские компетенции, социальные (межличностные) компетенции, внутриличностные компетенции;
2) разработана модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, включающая целевой, содержательный, функциональный, организационный, оценочный компоненты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) определены виды управленческих компетенций руководителя автономных учреждений дополнительного музыкального образования и дана их сущностная характеристика;
2) разработана модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования;
3) разработан диагностический инструментарий для оценки развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования;
4) разработано педагогическое обеспечение развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образованиям в условиях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования, в частности, разработанный дистанционный курс «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования», могут быть использованы при разработке концепций модернизации системы дополнительного музыкального образования; служить основой курсов профессиональной подготовки руководителей учреждений образования в вузе и системе повышения квалификации.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом, а также репрезентативностью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования прошли обсуждение на научно-практических конференциях:
- V Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, КФУ, 2016);
- Международная научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «Музыкознание в зеркале современности» (Казань, КФУ,2014);
- Итоговые научно-образовательные конференции студентов КФУ (Казань, 2013-2015).
Материалы исследовательской работы были представлены на студенческих научных конкурсах:
- III Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2015, 1 место);
- II Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2013, 3 место);
- Конкурс научно-исследовательских работ студентов КФУ (Казань, КФУ, 2014, лауреат II степени).
Результаты исследования отражены в публикациях:
-Валеева А.Р. Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования: от теории к практике: учебно-методическое пособие для слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. - Казань, 2017. - 148 с.;
-Батыршина Г.И., Валеева А.Р. Особенности управленческих компетенций руководителя автономного учреждения дополнительного музыкального образования // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции (Казань, 16 ноября 2016 г.) / Под ред. З.М.Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С.322-326;
- Сафиуллина А.Р., Батыршина Г.И., Явгильдина З.М. Педагогическое сопровождение адаптации леворуких учащихся в ДМШ: монография. - Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 104 р.;
- Сафиуллина А.Р. Особенности начального обучения игре на фортепиано леворуких учащихся // Музыкознание в зеркале современности: материалы международной научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Вып.1. - Казань: Отечество, 2014. С.268-271;
- Сафиуллина А.Р. Методические аспекты начального этапа обучения игре на фортепиано леворуких учащихся // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2014 года: сборник статей: в 6 т. Т.3. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. С.248-250;
- Сафиуллина А.Р. Педагогическое сопровождение адаптации леворуких учащихся детской музыкальной школы // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник тезисов: в 3 т. Т.2. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015. С.304-305.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Список литературы включает 109 источников.
Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования позволило прийти к следующим выводам.
Управленческие компетенции руководителя автономных учреждений дополнительного музыкального образования - это профессионально значимые свойства личности, отражающие готовность к решению управленческих задач в сфере руководства автономными учреждениями дополнительного музыкального образования.
В состав управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования входят: специальные профессиональные компетенции, бизнес-компетенции, компетенции управления знаниями, лидерские компетенции, социальные, или межличностные компетенции, внутриличностные компетенции.
При разработке состава управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования нами была использована модель компетенций менеджеров (руководителей) Р. Витала.
На наш взгляд, управленческими компетенциями руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования являются:
- специальные профессиональные компетенции руководителя как музыканта, отражающие знания и навыки в области педагогики, исполнительства, научно-методической деятельности; как руководителя, компетентного в области менеджмента и маркетинга, финансов и бухгалтерского дела, образовательного законодательства;
- бизнес-компетенции, отражающие умение руководителя анализировать ситуации, возникающие в сфере финансово-хозяйственной деятельности, его владение навыками фандрейзинговой деятельности и умение находить ресурсы, необходимые для развития организации;
- компетенции управления знаниями, отражающие способность руководителя к поиску, обработке и использованию информации, необходимой для управления автономным учреждением дополнительного музыкального образования; способность к самообразованию; направленность на создание условий для приобретения сотрудниками новых знаний и навыков для организации музыкального образования;
- лидерские компетенции, характеризующиеся в умении руководителя управлять коллективом педагогов, музыкантов и концертмейстеров, учебно-вспомогательным составом, выбирать оптимальный стиль управления, проявлять авторитет и использовать управленческий потенциал с целью совершенствования деятельности организации;
- социальные, или межличностные компетенции, характеризующиеся владением руководителем навыками успешной коммуникации с сотрудниками, партнерами, учащимися и их родителями, готовностью к модерации, предотвращению конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата и творческой атмосферы в коллективе;
- внутриличностные компетенции, выражающиеся в сформированных личностных психологических качествах руководителя, необходимых для управления автономным учреждением дополнительного музыкального образования (творческая индивидуальность, рефлексия, стрессоустойчивость, креативность, развитые интеллектуальные способности, эмоциональная и волевая самоорганизация и др.).
Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования представляет собой процесс качественного изменения компетенций, способствующего совершенствованию управления организацией, личностному и профессиональному росту руководителей в области управленческой деятельности.
Модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования включает целевой, содержательный, функциональный и оценочный компоненты.
С целью эмпирического изучения управленческих компетенций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Работа проводилась на базе Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет». В работе приняли участие 5 руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования г. Набережные Челны; 12 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент в образовании и искусстве».
Как показали результаты эксперимента, фактором, положительно влияющим на развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, является специально организованное обучение в рамках дистанционного курса «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования». Курс предназначен для использования в системе дополнительного профессионального образования, рассчитан на дистанционный формат обучения и размещен на площадке eliademy.com.
Управленческие компетенции руководителя автономных учреждений дополнительного музыкального образования - это профессионально значимые свойства личности, отражающие готовность к решению управленческих задач в сфере руководства автономными учреждениями дополнительного музыкального образования.
В состав управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования входят: специальные профессиональные компетенции, бизнес-компетенции, компетенции управления знаниями, лидерские компетенции, социальные, или межличностные компетенции, внутриличностные компетенции.
При разработке состава управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования нами была использована модель компетенций менеджеров (руководителей) Р. Витала.
На наш взгляд, управленческими компетенциями руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования являются:
- специальные профессиональные компетенции руководителя как музыканта, отражающие знания и навыки в области педагогики, исполнительства, научно-методической деятельности; как руководителя, компетентного в области менеджмента и маркетинга, финансов и бухгалтерского дела, образовательного законодательства;
- бизнес-компетенции, отражающие умение руководителя анализировать ситуации, возникающие в сфере финансово-хозяйственной деятельности, его владение навыками фандрейзинговой деятельности и умение находить ресурсы, необходимые для развития организации;
- компетенции управления знаниями, отражающие способность руководителя к поиску, обработке и использованию информации, необходимой для управления автономным учреждением дополнительного музыкального образования; способность к самообразованию; направленность на создание условий для приобретения сотрудниками новых знаний и навыков для организации музыкального образования;
- лидерские компетенции, характеризующиеся в умении руководителя управлять коллективом педагогов, музыкантов и концертмейстеров, учебно-вспомогательным составом, выбирать оптимальный стиль управления, проявлять авторитет и использовать управленческий потенциал с целью совершенствования деятельности организации;
- социальные, или межличностные компетенции, характеризующиеся владением руководителем навыками успешной коммуникации с сотрудниками, партнерами, учащимися и их родителями, готовностью к модерации, предотвращению конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата и творческой атмосферы в коллективе;
- внутриличностные компетенции, выражающиеся в сформированных личностных психологических качествах руководителя, необходимых для управления автономным учреждением дополнительного музыкального образования (творческая индивидуальность, рефлексия, стрессоустойчивость, креативность, развитые интеллектуальные способности, эмоциональная и волевая самоорганизация и др.).
Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования представляет собой процесс качественного изменения компетенций, способствующего совершенствованию управления организацией, личностному и профессиональному росту руководителей в области управленческой деятельности.
Модель развития управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования включает целевой, содержательный, функциональный и оценочный компоненты.
С целью эмпирического изучения управленческих компетенций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Работа проводилась на базе Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет». В работе приняли участие 5 руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования г. Набережные Челны; 12 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент в образовании и искусстве».
Как показали результаты эксперимента, фактором, положительно влияющим на развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования, является специально организованное обучение в рамках дистанционного курса «Развитие управленческих компетенций руководителей автономных учреждений дополнительного музыкального образования». Курс предназначен для использования в системе дополнительного профессионального образования, рассчитан на дистанционный формат обучения и размещен на площадке eliademy.com.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Региональное брендирование в сфере искусства (на примере Молодежного театра на Фонтанке)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018



