ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие «учебная мотивация» 6
1.2 Мотивация учебной деятельности студентов 16
1.3 Представления о внутренней и внешней мотивации учебной
деятельности студентов 24
Выводы 32
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
Выводы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Назрела необходимость раскрытия связей внутренних и внешних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности - мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество». В свете таких изменений особенно важным становится вопрос мотивации учебной деятельности студентов. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. А для этого необходима достаточно выраженная мотивация учения. Важно также, чтобы сама структура учебно-профессиональной мотивации обеспечивала верную направленность деятельности учения. Одним из важных вопросов, стоящих на данный момент перед психологией высшей школы, является изучение вопроса влияния внутренней и внешней мотивации на эффективность учебной деятельности.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них - монографии авторов: А.К. Маркова, Л.Н. Божович, Б.И. Додонова, Т.Н. Лях, О.А. Чувалова, Е.И. Савонька, Ф.М. Рахматуллина, Р.С. Вайсман, П.М. Якобсон, А.И. Гебос, А.А. Реан. Изучение мотивов как осознаваемых и неосознаваемых причин,
побуждающих человека к деятельности, исключительно важно с точки зрения понимания мотивационного процесса; это та точка отсчета, с которой следует начинать исследование мотивации.
Таким образом, разработка данной проблематики представляется весьма актуальной.
Цель исследования: выявление особенностей внутренней и внешней мотивации студентов обучающихся на различных курсах, факультета психологии и педагогики.
Предмет исследования: соотношение внутренней и внешней учебной мотивации.
Объект исследования: студенты 3, 5 курсов факультета психологии и педагогики Елабужского института К(П)ФУ.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы изучения внешней и внутренней учебной мотивации студентов;
2. Рассмотреть особенности мотивации внутренней и внешней учебной деятельности студентов;
3. Выявить соотношение внутренней и внешней мотивации студентов ФПП.
Методы исследования.
В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, Шкала академической мотивации (ШАМ).
Гипотеза исследования: существуют особенности взаимосвязи между внутренней и внешней мотивацией у студентов третьего и пятого курсов.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебной мотивации студентов ФПИ.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в профконсультационной работе.
Структура и объём работы ВКР состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 50 источников. Общий объем работы 60 страниц компьютерного набора, включая 5 таблиц
Полученные в ходе исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что определяющим признаком внутренней мотивации является стремление субъекта деятельности выполнять ее ради интереса к ней самой, сопровождаемое пониманием ее смысла, стремлением к постановке и решению трудных задач и удовольствием от процесса их решения, познания нового, созидательной активности. Внутренняя мотивация является ярким проявлением «позитивного потенциала человеческой природы, которая представляет собой врожденную тенденцию стремиться к новизне и сложным задачам, расширять и упражнять свои способности, исследовать и учиться».
Общая характеристика внутренней и внешней мотивации, рассмотрено понятие внутренней мотивации, проанализированы некоторые аспекты влияния детства на становление внутренней мотивации, мотивация рассматривается как процесс, в котором выделяются определенные этапы, представленные с разной степенью полноты, а также обсуждаются некоторые индивидуальные особенности мотивации.
Мотивационная сфера личности студентов является одним из критериев эффективности и успешности профессионала, ее становление осуществляется не только на этапе профессиональной деятельности, но и в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Сегодня на первый план выходит не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям, навыкам, а так же личность обучающегося, особенности развития мотивации достижения, нередко определяющие как результативность будущей профессиональной деятельности, так и успеваемость в текущей учебной деятельности.
При этом развитие мотивационной сферы личности, индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом социализации, в нашем случае - образовательного процесса. Таким образом, характер мотивации учения являются, по сути, показателями качества образования.
В результате сравнительного анализа внешней и внутренней учебной мотивации оказалось учебная деятельность студентов полимотивирована. Внешняя ориентация уступает первенство внутренней мотивации как осознанию важности и ценности процесса познания как такового.
Следовательно, студентам в целом наиболее присущи внутренние мотивы, связанные с удовольствием от учебной деятельности и стремлением достичь в ней успеха, однако роль мотивов практического характера, связанных с желанием получить в будущем престижную и высокооплачиваемую работу, также весьма существенна. При этом интроецированные мотивы (учеба как обязанность, чувство долга) у студентов играют гораздо меньшую роль.
В результате выполненной работы мы можем констатировать, что цель достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены.
1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 382-403.
2. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивации, эмоции, воля. - Владивосток, 2013. - 105 с.
3. Асеев В. Г. Мотивация и формирование личности / В. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
4. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - С.122.
5. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996.
6. Апиш Ф.Н.Психолого дидактические основы развития учебной мотивации-Мю:МГОУ,2003 -180с.
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. с. 352
8. Васильев И. Мотивация и контроль действий. - М.: Псилаб, 2007. - 68 с.
9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
11. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. - М., 1983.
12. Гордеева Т.О. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. - 2013. - №1. С. 4-35
13. Гордеева Т.О, Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкала академической мотивации» // Психологический журнал 2014, том 35, №4. С.96-107.
14. Гордеева Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. - 2010. - № 6. С. 17-32.
15. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология обучения. - 2012. - № 1. С. 33-48.
16. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психол. исследов. 2012. Т. 5, № 24. С. 4.
17. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642-667.
18. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. - 368 с.
19. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование.- 2002.- №2.С.42-45.
20. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005.- №1. С. 35
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
22. Зоткин Н.В., Серябрекова М.Е. Общая психология. Психология мотивации и эмоций. - Самара Изд-во «Универс групп», 2007. - 196 с.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010.
24. Карапетян В. С. Мотивация в структуре учебной деятельности, пути ее формирования / В. С. Карапетян // Тр. Междунар. науч. конф., 24¬29 марта 2014 г. - Цахкадзор, 2014. - С. 152-156.
25. Карапетян В. С. Соотношение учебной мотивации и образовательных ценностей в естественно-научных потоках высшего педагогического образования / В. С. Карапетян, М. А. Келоян // Психология и образование. - 2014. - № 5.
26. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970.
27. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 2005. - 232 с.
28. Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе / Н.В. Комусова. - СПб.: Питер. - 1983.
29. Кисляк Ю.Ф. Особенности структуры учебной мотивации в условиях вузовского обучения / Ю.Ф. Кисляк // Российский психологический журнал. - Москва, 2008. - Т. 5. - № 3. - С. 70-72.
30. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе. Психологический журнал. Т. 14. 1996 . - № 4.
31. Лекерова Г.Ж. Проблема формирования мотивации в
совместно-диалогической познавательной деятельности.- Вестник
университета «Кайнар», № 4/2, 2006, -Алматы, С. 57-60
32. Лекерова Г.Ж. Профессиональное развитие студентов в контексте деятельности психологической службы вуза.- Вестник КазНУ им. Аль-Фараби, сер. Психология и социология, №3/4 (18/19), 2006, - Алматы, С. 12-16
33. Лекерова Г.Ж. Теоретические основы профессиональной ориентации молодежи. - Б1л1м. -Алматы, 2007, №5, С. 82-85
34. Лукьянова, М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. - 2001. - №8. - С. 77-89.
35. Маклаков А.Г. Общая психология/А.Г. Маклаков. - СПб:Питер, 2000. - 592с.
36. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К.
Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.
37. Меламед Д.Л. К вопросу о социально-психологических аспектах учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов / Д.Л. Меламед // «Молодые ученые - нашей новой школе». Материалы Х юбилейной городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГНПУ, 2011. С. 150-152.
38. Меламед Д.Л. Социально-психологические аспекты учебно-профессиональной мотивации студентов / Д.Л. Меламед // «Молодые ученые - столичному образованию». Материалы IX городской научно¬практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГНПУ,
2010. С. 171-173.
39. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация // Вопросы психологии.- 1987. - № 5. С.129-138.
40. Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование. Дисс. ... канд. психол. наук. 2008.
41. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. .д-ра психол. н. - М., 2010.
42. Осипова И. Формирование учебной мотивации
школьников//Лучшие страницы педагогической прессы. - 2004. -№1. С76
43. Психологический словарь М., Смысл, Академия, 2007. — 256 с.
44. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. - 136 с.
45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.
46. Шкуркин В.И. «Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза» - М., 1981.
47. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. -1996. -№ 3.
48. Портал психологических изданий PsyJournals.ru—
http: //psyj ournals.ru/psyedu/2006/n4/Bugrimenko .shtml [Внутренняя и
внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза - Психологическая наука и образование. - 2006.- № 4
49. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
51. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. С. 30-32.