Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
|
Введение 3
Глава 1. Значение индивидуально-типических свойств и ценностно-мотивационной сферы в спорте
1.1. Общая характеристика индивидно-личностных свойств 7
1.2. Проблема мотивации и проявлений ценностно-мотивационной сферы
личности 16
1.3. Индивидуально-типические свойства и ценностно-мотивационные сфера в
подготовке юных спортсменов 24
1.4. Теоретический анализ классификаций видов спорта 29
Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально -
типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде 38
2.2. Методики эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально -
типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде 39
Глава 3. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
3.1. Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде 43
3.2. Выявление типов ценностно-мотивационных типов хоккеистов 49
Заключение 53
Литература 55
Приложения 61
Глава 1. Значение индивидуально-типических свойств и ценностно-мотивационной сферы в спорте
1.1. Общая характеристика индивидно-личностных свойств 7
1.2. Проблема мотивации и проявлений ценностно-мотивационной сферы
личности 16
1.3. Индивидуально-типические свойства и ценностно-мотивационные сфера в
подготовке юных спортсменов 24
1.4. Теоретический анализ классификаций видов спорта 29
Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально -
типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде 38
2.2. Методики эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально -
типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде 39
Глава 3. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
3.1. Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде 43
3.2. Выявление типов ценностно-мотивационных типов хоккеистов 49
Заключение 53
Литература 55
Приложения 61
Психология спорта изучает особенности психической деятельности, как отдельных спортсменов, так и команд в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Она тесно связана с другими разделами психологии: общей, педагогической, социальной и медицинской, с успехом применяя их методы для улучшения спортивных результатов. Однако для решения задач, поставленных перед спортивной психологией, данных методов недостаточно. Спортивная деятельность имеет свою специфику, от других видов деятельности она отличается целями и способам их достижения.
Занятие профессиональным спортом предполагает целенаправленную подготовку спортсменов к высоким результатам, для достижения которых требуется мобилизация не только физических резервов организма, но и психических. В соревновательной деятельности, когда спортсмены находятся в равных условиях, решающим фактором на пути к победе являются психические свойства, а так же личностные и мотивационно-смысловые образования. В игровых же видах спорта, а именно, в хоккее с шайбой, результат деятельности зависит от правильного определения игрового амплуа подростка.
Включенность подростка в команду создает благоприятные условия для проявления и развития его личности, так как деятельность команды характеризуется групповым взаимодействием и обладает большим психологическим воздействием на личность. Именно поэтому углубленное изучение индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности подростков, занимающихся командными видами спорта, является актуальным. Оно позволит открыть новые перспективы, как в воспитании личности юного спортсмена, так и в подготовке его к высшим достижениям.
Научная разработанность. В настоящее время в России существует большое количество книг, посвященных спортивной психологии. Если же в начальный период её развития (начало ХХ века), подобная литература была в основном зарубежной, то начиная с 1930-х годов, стали появляться первые труды отечественных специалистов. [64].
Качественный скачек в развитии психологии спорта, в нашей стране, произошёл в 1952 году, когда А. Ц. Пуни, защитил первую в истории психологии спорта диссертацию на тему «Психология спорта». Впоследствии появились и другие монографии в данной отрасли психологической науки. [11].
Проблема изучения ценностных ориентаций личности в современных условиях носит системный характер и является объектом изучения многих дисциплин. Исследованием ценностно-мотивационной сферы личности занимались многие выдающиеся ученые: Г. Олпорт, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.[11, 43, 65].
Изучением спортивной мотивации и индивидуально-типических особенностей занимались такие специалисты, как И.П. Волков, Б.А. Вяткин, Л.П. Дмитриенкова, Е.П. Ильин, М.В. Китаева, Г.В. Ложкин, В.В. Маркелов, В.С. Мерлин и др. [11, 13, 23, 30, 35, 44, 47, 53].
Однако исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде, не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется увеличением популяризации здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.
Практическая значимость исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в сфере психологического консультирования и сопровождения юных спортсменов, а также в системе их спортивного отбора.
Объект исследования: индивидно-личностные свойства.
Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-типических
особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.
Цель исследования: выявление специфики ценностных ориентаций нападающих и защитников в хоккейной команде, а также их соотношение с индивидными и личностными типическими особенностями .
Гипотезы исследования:
1. Выбор игрового амплуа соотносится с индивидуально-типическими и личностными особенностями спортсмена;
2. Мотивационная направленность нападающих и защитников в хоккейной команде связаны со спецификой их игрового амплуа;
3. Индивидуально-типические особенности хоккеистов взаимосвязаны с их мотивационной направленностью.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме влияния индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности на спортивную деятельность.
2. Разработать программу исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.
Методы и методики:
1) Метод субъективной психодиагностики с использованием методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева [31];
• Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) [72];
• Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой) [45].
2) Математические методы обработки данных:
• Частотный анализ, анализ основных параметров распределения;
• Количественный анализ данных с использованием методов математической статистики: t-критерий Стьюдента;
• Корреляционный анализ с использованием коэффициента конкордации (W);
• Многомерный метод обработки данных: кластерный анализ.
Выборка: В исследовании приняли участие 40 учеников МБОУ «Средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» (школы со спортивным уклоном) Вахитовского района города Казани, из них 20 защитников и 20 нападающих хоккейной команды, в возрасте от 15 до 17 лет.
Занятие профессиональным спортом предполагает целенаправленную подготовку спортсменов к высоким результатам, для достижения которых требуется мобилизация не только физических резервов организма, но и психических. В соревновательной деятельности, когда спортсмены находятся в равных условиях, решающим фактором на пути к победе являются психические свойства, а так же личностные и мотивационно-смысловые образования. В игровых же видах спорта, а именно, в хоккее с шайбой, результат деятельности зависит от правильного определения игрового амплуа подростка.
Включенность подростка в команду создает благоприятные условия для проявления и развития его личности, так как деятельность команды характеризуется групповым взаимодействием и обладает большим психологическим воздействием на личность. Именно поэтому углубленное изучение индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности подростков, занимающихся командными видами спорта, является актуальным. Оно позволит открыть новые перспективы, как в воспитании личности юного спортсмена, так и в подготовке его к высшим достижениям.
Научная разработанность. В настоящее время в России существует большое количество книг, посвященных спортивной психологии. Если же в начальный период её развития (начало ХХ века), подобная литература была в основном зарубежной, то начиная с 1930-х годов, стали появляться первые труды отечественных специалистов. [64].
Качественный скачек в развитии психологии спорта, в нашей стране, произошёл в 1952 году, когда А. Ц. Пуни, защитил первую в истории психологии спорта диссертацию на тему «Психология спорта». Впоследствии появились и другие монографии в данной отрасли психологической науки. [11].
Проблема изучения ценностных ориентаций личности в современных условиях носит системный характер и является объектом изучения многих дисциплин. Исследованием ценностно-мотивационной сферы личности занимались многие выдающиеся ученые: Г. Олпорт, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.[11, 43, 65].
Изучением спортивной мотивации и индивидуально-типических особенностей занимались такие специалисты, как И.П. Волков, Б.А. Вяткин, Л.П. Дмитриенкова, Е.П. Ильин, М.В. Китаева, Г.В. Ложкин, В.В. Маркелов, В.С. Мерлин и др. [11, 13, 23, 30, 35, 44, 47, 53].
Однако исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде, не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется увеличением популяризации здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.
Практическая значимость исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в сфере психологического консультирования и сопровождения юных спортсменов, а также в системе их спортивного отбора.
Объект исследования: индивидно-личностные свойства.
Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-типических
особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.
Цель исследования: выявление специфики ценностных ориентаций нападающих и защитников в хоккейной команде, а также их соотношение с индивидными и личностными типическими особенностями .
Гипотезы исследования:
1. Выбор игрового амплуа соотносится с индивидуально-типическими и личностными особенностями спортсмена;
2. Мотивационная направленность нападающих и защитников в хоккейной команде связаны со спецификой их игрового амплуа;
3. Индивидуально-типические особенности хоккеистов взаимосвязаны с их мотивационной направленностью.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме влияния индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности на спортивную деятельность.
2. Разработать программу исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.
Методы и методики:
1) Метод субъективной психодиагностики с использованием методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева [31];
• Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) [72];
• Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой) [45].
2) Математические методы обработки данных:
• Частотный анализ, анализ основных параметров распределения;
• Количественный анализ данных с использованием методов математической статистики: t-критерий Стьюдента;
• Корреляционный анализ с использованием коэффициента конкордации (W);
• Многомерный метод обработки данных: кластерный анализ.
Выборка: В исследовании приняли участие 40 учеников МБОУ «Средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» (школы со спортивным уклоном) Вахитовского района города Казани, из них 20 защитников и 20 нападающих хоккейной команды, в возрасте от 15 до 17 лет.
Таким образом, в данном исследовании под индивидуально-типическими свойствами личности понимается взаимосвязь конституциональных особенностей индивида, нейродинамических свойств мозга и особенностей, связанных с функциональной асимметрией больших полушарий, основной формой проявления которых является тип темперамента и задатки.
Не меньшее влияние на деятельность спортсмена оказывает и ценностно-мотивационная сфера, которая является центральным личностным новообразованием, выражающим сознательные отношения человека к социальной действительности и определяющая мотивацию его поведения.
Только с учетом индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности может быть построена эффективная подготовки юного спортсмена.
Хоккею, как традиционно маскулинному виду спорта, присуще чёткое распределение ролей и функций. Специалисты выделяют три основных вида игрового амплуа (роли): вратарь, защитник и нападающий.
На основании этого, нами была определена цель исследовательской работы - выявление специфики ценностных ориентаций нападающих и защитников в хоккейной команде, а также их соотношения с индивидуально-типологическими особенностями игрока.
Исследование основывалось на следующих предположениях:
- Выбор игрового амплуа соотносится с индивидуально-типологическими и личностными особенностями спортсмена
- Мотивационная направленность нападающих и защитников в хоккейной команде связаны со спецификой их игрового амплуа
- Индивидуально-типологические особенности хоккеистов
взаимосвязаны с их мотивационной направленностью
Для сбора эмпирических данных были использованы методики:
- Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева;
- Личностный опросник Г. Айзенка (EPQ);
- Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип
личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что занятие хоккеем с шайбой оказывает влияние на выработку качеств, характерных для экстравертов;
2. Установлено, что выбор подростком игрового амплуа связан с показателями эмоциональной стабильности: для защитников характерна эмоциональная стабильность, У нападающих же, распределение стабильности- не стабильности, примерно одинаковое
3. Установлено, что включенность спортсменов в маскулинный вид спортивной деятельности соотносится с преобладанием у них маскулинного типа личности;
4. Установлено, что у защитников в хоккейной команде преобладают ценности: «гедонизм», «достижения» и «безопасность». В свою очередь, у нападающих в хоккейной команде превалируют ценности: «достижения», «самостоятельность» и «власть»;
5. Установлено пять мотивационных типов хоккеистов - «артист», «меценат», «авантюрист», «искатель», «серый кардинал» которые соотносятся и их индивидуально-типологическими особенностями и выбором игрового амплуа.
Не меньшее влияние на деятельность спортсмена оказывает и ценностно-мотивационная сфера, которая является центральным личностным новообразованием, выражающим сознательные отношения человека к социальной действительности и определяющая мотивацию его поведения.
Только с учетом индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности может быть построена эффективная подготовки юного спортсмена.
Хоккею, как традиционно маскулинному виду спорта, присуще чёткое распределение ролей и функций. Специалисты выделяют три основных вида игрового амплуа (роли): вратарь, защитник и нападающий.
На основании этого, нами была определена цель исследовательской работы - выявление специфики ценностных ориентаций нападающих и защитников в хоккейной команде, а также их соотношения с индивидуально-типологическими особенностями игрока.
Исследование основывалось на следующих предположениях:
- Выбор игрового амплуа соотносится с индивидуально-типологическими и личностными особенностями спортсмена
- Мотивационная направленность нападающих и защитников в хоккейной команде связаны со спецификой их игрового амплуа
- Индивидуально-типологические особенности хоккеистов
взаимосвязаны с их мотивационной направленностью
Для сбора эмпирических данных были использованы методики:
- Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева;
- Личностный опросник Г. Айзенка (EPQ);
- Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип
личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что занятие хоккеем с шайбой оказывает влияние на выработку качеств, характерных для экстравертов;
2. Установлено, что выбор подростком игрового амплуа связан с показателями эмоциональной стабильности: для защитников характерна эмоциональная стабильность, У нападающих же, распределение стабильности- не стабильности, примерно одинаковое
3. Установлено, что включенность спортсменов в маскулинный вид спортивной деятельности соотносится с преобладанием у них маскулинного типа личности;
4. Установлено, что у защитников в хоккейной команде преобладают ценности: «гедонизм», «достижения» и «безопасность». В свою очередь, у нападающих в хоккейной команде превалируют ценности: «достижения», «самостоятельность» и «власть»;
5. Установлено пять мотивационных типов хоккеистов - «артист», «меценат», «авантюрист», «искатель», «серый кардинал» которые соотносятся и их индивидуально-типологическими особенностями и выбором игрового амплуа.



