Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде

Работа №54195

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
364
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Значение индивидуально-типических свойств и ценностно-мотивационной сферы в спорте
1.1. Общая характеристика индивидно-личностных свойств 7
1.2. Проблема мотивации и проявлений ценностно-мотивационной сферы
личности 16
1.3. Индивидуально-типические свойства и ценностно-мотивационные сфера в
подготовке юных спортсменов 24
1.4. Теоретический анализ классификаций видов спорта 29
Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально -
типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде 38
2.2. Методики эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально -
типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде 39
Глава 3. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде
3.1. Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде 43
3.2. Выявление типов ценностно-мотивационных типов хоккеистов 49
Заключение 53
Литература 55
Приложения 61


Психология спорта изучает особенности психической деятельности, как отдельных спортсменов, так и команд в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Она тесно связана с другими разделами психологии: общей, педагогической, социальной и медицинской, с успехом применяя их методы для улучшения спортивных результатов. Однако для решения задач, поставленных перед спортивной психологией, данных методов недостаточно. Спортивная деятельность имеет свою специфику, от других видов деятельности она отличается целями и способам их достижения.
Занятие профессиональным спортом предполагает целенаправленную подготовку спортсменов к высоким результатам, для достижения которых требуется мобилизация не только физических резервов организма, но и психических. В соревновательной деятельности, когда спортсмены находятся в равных условиях, решающим фактором на пути к победе являются психические свойства, а так же личностные и мотивационно-смысловые образования. В игровых же видах спорта, а именно, в хоккее с шайбой, результат деятельности зависит от правильного определения игрового амплуа подростка.
Включенность подростка в команду создает благоприятные условия для проявления и развития его личности, так как деятельность команды характеризуется групповым взаимодействием и обладает большим психологическим воздействием на личность. Именно поэтому углубленное изучение индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности подростков, занимающихся командными видами спорта, является актуальным. Оно позволит открыть новые перспективы, как в воспитании личности юного спортсмена, так и в подготовке его к высшим достижениям.
Научная разработанность. В настоящее время в России существует большое количество книг, посвященных спортивной психологии. Если же в начальный период её развития (начало ХХ века), подобная литература была в основном зарубежной, то начиная с 1930-х годов, стали появляться первые труды отечественных специалистов. [64].
Качественный скачек в развитии психологии спорта, в нашей стране, произошёл в 1952 году, когда А. Ц. Пуни, защитил первую в истории психологии спорта диссертацию на тему «Психология спорта». Впоследствии появились и другие монографии в данной отрасли психологической науки. [11].
Проблема изучения ценностных ориентаций личности в современных условиях носит системный характер и является объектом изучения многих дисциплин. Исследованием ценностно-мотивационной сферы личности занимались многие выдающиеся ученые: Г. Олпорт, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.[11, 43, 65].
Изучением спортивной мотивации и индивидуально-типических особенностей занимались такие специалисты, как И.П. Волков, Б.А. Вяткин, Л.П. Дмитриенкова, Е.П. Ильин, М.В. Китаева, Г.В. Ложкин, В.В. Маркелов, В.С. Мерлин и др. [11, 13, 23, 30, 35, 44, 47, 53].
Однако исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде, не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется увеличением популяризации здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.
Практическая значимость исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в сфере психологического консультирования и сопровождения юных спортсменов, а также в системе их спортивного отбора.
Объект исследования: индивидно-личностные свойства.
Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-типических
особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.
Цель исследования: выявление специфики ценностных ориентаций нападающих и защитников в хоккейной команде, а также их соотношение с индивидными и личностными типическими особенностями .
Гипотезы исследования:
1. Выбор игрового амплуа соотносится с индивидуально-типическими и личностными особенностями спортсмена;
2. Мотивационная направленность нападающих и защитников в хоккейной команде связаны со спецификой их игрового амплуа;
3. Индивидуально-типические особенности хоккеистов взаимосвязаны с их мотивационной направленностью.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме влияния индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности на спортивную деятельность.
2. Разработать программу исследования взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие взаимосвязи индивидуально-типических особенностей и мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.
Методы и методики:
1) Метод субъективной психодиагностики с использованием методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева [31];
• Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) [72];
• Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой) [45].
2) Математические методы обработки данных:
• Частотный анализ, анализ основных параметров распределения;
• Количественный анализ данных с использованием методов математической статистики: t-критерий Стьюдента;
• Корреляционный анализ с использованием коэффициента конкордации (W);
• Многомерный метод обработки данных: кластерный анализ.
Выборка: В исследовании приняли участие 40 учеников МБОУ «Средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» (школы со спортивным уклоном) Вахитовского района города Казани, из них 20 защитников и 20 нападающих хоккейной команды, в возрасте от 15 до 17 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данном исследовании под индивидуально-типическими свойствами личности понимается взаимосвязь конституциональных особенностей индивида, нейродинамических свойств мозга и особенностей, связанных с функциональной асимметрией больших полушарий, основной формой проявления которых является тип темперамента и задатки.
Не меньшее влияние на деятельность спортсмена оказывает и ценностно-мотивационная сфера, которая является центральным личностным новообразованием, выражающим сознательные отношения человека к социальной действительности и определяющая мотивацию его поведения.
Только с учетом индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности может быть построена эффективная подготовки юного спортсмена.
Хоккею, как традиционно маскулинному виду спорта, присуще чёткое распределение ролей и функций. Специалисты выделяют три основных вида игрового амплуа (роли): вратарь, защитник и нападающий.
На основании этого, нами была определена цель исследовательской работы - выявление специфики ценностных ориентаций нападающих и защитников в хоккейной команде, а также их соотношения с индивидуально-типологическими особенностями игрока.
Исследование основывалось на следующих предположениях:
- Выбор игрового амплуа соотносится с индивидуально-типологическими и личностными особенностями спортсмена
- Мотивационная направленность нападающих и защитников в хоккейной команде связаны со спецификой их игрового амплуа
- Индивидуально-типологические особенности хоккеистов
взаимосвязаны с их мотивационной направленностью
Для сбора эмпирических данных были использованы методики:
- Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева;
- Личностный опросник Г. Айзенка (EPQ);
- Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип
личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что занятие хоккеем с шайбой оказывает влияние на выработку качеств, характерных для экстравертов;
2. Установлено, что выбор подростком игрового амплуа связан с показателями эмоциональной стабильности: для защитников характерна эмоциональная стабильность, У нападающих же, распределение стабильности- не стабильности, примерно одинаковое
3. Установлено, что включенность спортсменов в маскулинный вид спортивной деятельности соотносится с преобладанием у них маскулинного типа личности;
4. Установлено, что у защитников в хоккейной команде преобладают ценности: «гедонизм», «достижения» и «безопасность». В свою очередь, у нападающих в хоккейной команде превалируют ценности: «достижения», «самостоятельность» и «власть»;
5. Установлено пять мотивационных типов хоккеистов - «артист», «меценат», «авантюрист», «искатель», «серый кардинал» которые соотносятся и их индивидуально-типологическими особенностями и выбором игрового амплуа.



1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Изд-во «Ин-т практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 382с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968 - 338с.
3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968 - 547с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа - М.: Смысл, 2001. - 416с.
5. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учебное пособие / С.К. Багадирова. - Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2014. - 243с.
6. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - 1887с.
7. Бочаров В.В. «Антропология возраста».- СПб.: Гос. Университет, 2001 г. - 196с.
8. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей.
- М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81с.
9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
— М.: Изд-во МГУ, 1990.—288с.
10. Володин В.А. Энциклопедия для детей. Т. 20. Спорт . — М.: Аванта +, 2001. — 624с.
11. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. и общая редакция И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. -348 с.
12. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: Учебное пособие. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 216 с.
13. Вяткин Б.А. Психология предстартовых состояний в спорте. - Пермь, 2004. - 54с.
14. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.:Физкультура и спорт, 1981. - 121с.
15. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
16. Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983. № 1. - С. 70-80
17. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Академия, 2000. - 288 с.
18. Годфруа Ж. Что такое психология. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1992. - Т.1. - 491 с.
19. Горбунов Г.Д. Психодиагностика спорта. - М.: ФКиС, 1986. - 208с.
20. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976 с.
21. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. - М. : «Академия», - 2004. 312 с.
22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2007. - 665 с.
23. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск.: Знание, 2008. - 298 с.
24. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М.: Просвещение, 2006. - 186 с.
25. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для вузов / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Академия, 2008. - 518 с.
26. Знаменская, Е. Г. Некоторые социальные мотивации воздействующие на результаты двигательной деятельности. - М. : Б.и., 1980. -26 с.
27. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 7-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. — М.: Олимпия, 2008. - 624 с.
28. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 325 с.
29. Ильин, Е.Н. Мотивация и мотивы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.— 512 с.
30. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2011. - 352с
31. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004 - 70 с.
32. Карпенко Л.А., психологический словарь./ Под ред. 32.
Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Краткий — Ростов- на-Дону: «ФЕНИКС», 1999. - 505 с.
33. Кашин А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека. Автореф. . канд. дис. психол. наук. М., 1971. - 29 с.
34. Киселева А.В. О возможности модификации методики М. Рокича "Ценностные ориентации" / Психологическая диагностика. - М.: 2004. - № 4 - 101c.
35. Китаева М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие. - Ростов на Д.: Феникс, 2010. - 208с
36. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. - М.: Просвещение, 1975. - 111с.
37. Ковалев, А.Г. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. Тесты. - М.: Мысль, 1982. - С. 160 - 168
38. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
39. Кречмер, Э. Строение тела и характер: монография. - М.: НО Научный Фонд «Первая Исследовательская Лаборатория имени академика В.А. Мельникова», 2010. - 208 с.
40. Кретти, Б. Д. Психология в современном спорте // пер. Ю. Л. Ханина. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
41. Крупнов А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. — Свердл.: ГПИ, 1989. С. 3-1
42. Лавринович Т.М. Особенности ценностно-мотивационной сферы будущих психологов на разных этапах профессионализации. Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Психология. 2014. № 4 (7). С. 27-37
43. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2012. - 511с.
44. Ложкин Г.А. Концептуальные представления о психологическом потенциале квалифицированного спортсмена // Наука в олимпийском спорте, 2006. №1. С.11-15.
45. Лопухова О.Г. Опросник "Маскулинность, феминность и гендерный тип личности" (российский аналог Bem Sex Role Inventory) // Вопросы психологии, №1, 2013. - С.147-154.
46. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: Учеб. пособие по психологии личности для психоаналит. учеб. заведений. - М.: Изд-во Психоаналит. ассоц., 2008. - 496 с.
47. Маркелов В.В. О влиянии мотивов деятельности на формирование двигательных навыков у школьников с разными свойствами нервной системы. В книге: 4 научная конференция по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1968. С. 128-129
48. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2012. - 272 с.
49. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ.культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
50. Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 416 с.
51. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М. : Издательство Просвещение, 1964. - 304 с.; Вопросы теории темперамента Сборник / науч. ред. В. С. Мерлин. - Пермь : ИГИИ, 1974. - 196 с.
52. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные
психологические труды. - М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 448 с.
53. Мерлин В.С. Роль темперамента в эмоциональной реакции на отметку //Вопросы психологии. 1955. С.61-71
54. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь.— СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.
55. Михалкин Г.П. Хоккей для мальчиков - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 160 с.
56. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избранные труды. - М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 688 с.
57. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2006 - 496 с.
58. Никонов Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря. - Минск: Полымя, 1999. - 372 с.
59. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов: Методическое пособие для практических психологов и педагогов. - Ставрополь: ИРО, 1995. - 58 с.
60. Парсонс T. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М. 1996. - 164 с.
61. Пирогова А.С., Подопригова А.С. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.
62. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. - 176 с.
63. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: Учебник /Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. - 2-е изд. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
64. Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. — М.: ФиС, 1979. — С. 12-17
65. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009. - 92с.
66. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. — 672 с.
67. Столяренко Л.Д. Основы психологии, 5-е изд., - Ростов н/Д: 2002. - 277 с.
68. Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - М.: Политическая литература, 1982 - 270 с.
69. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопр. психологии. 1957. № 5. С. 108 — 130
70. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. — В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, 475-498 с.
71. Хоккей. Официальная книга правил 2014 - 2018. - М.: «Флюид ФриФлай», 2015 - 159 с.
72. Шишова Е.О., Солобутина М.М. Психологическая характеристика личности в подростковом и юношеском возрасте. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. - 329 с.
73. Шляпникова О.А. Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2014. - 124 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ