Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система генерации текстов обучающих программ в процессе изучения программирования в школе

Работа №54189

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I Синтаксический анализ текстов школьных задач по
программированию 7
1.1 Анализ синтаксиса языка 7
1.2 Анализ синтаксиса кода 7
1.3 Анализ предложений текста задачи 8
II Разработка алгоритма генерации текста задач 15
II. 1 Словарь 15
11.2 Модули программы 33
III Практическое применение программного продукта 58
III.1 Разработка текстов задач по теме «Линейный алгоритм» . 59
111.2 Разработка текстов задач по теме «Условный оператор» . . 62
Приложение А. Листинг программы 65
Заключение 94
Литература

Школы и преподавание в них предметов появились ещё в глубокой древности [5]. С течением времени в разных странах сложился определённый набор предметов, который стал обязательным и рекомендуемым для преподавания. Помимо этого, по крайней мере в нашей стране, школьные дисциплины к какому-то моменту стандартизировались и закреплялись в государственный стандарт, который стал в обязательном порядке соблюдаться в образовательных организациях.
Особенным в ряду дисциплин здесь можно выделить такой предмет как «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
Особенность его в том, что он появился примерно 30 лет назад. Ещё раньше за несколько десятилетий до этого его в принципе не могло быть, так как сама теория информации бурно начала развиваться лишь в середине XX века такими представителями, как Н.Винер, К.Шеннон, Э.Дейкстра, а затем, как и следствие в том числе открытий в полупроводниковой электронике - бурное развитие компьютерной техники. И нужно заметить, что развитие не останавливается, а наоборот ускоряется, особенно что касается информационно-сетевых компьютерных технологий. Если про другие дисциплины с некоторой натяжкой можно сказать, что со стороны школьного курса они остановились в своём развитии с точки зрения наполнения содержанием (та же математика - это арифметика, начала алгебры, тригонометрия, начала анализа, заканчивая интегралом и всё, остальное уже не школьный курс), то в информатике происходят постоянные новации, за которыми постоянно приходится следить и успевать за ними. Даже если взять ту же компьютерную базу, которая радикально успевает обновляться на протяжении одного поколения учеников. А ведь это зачастую новые подходы в обучении, иногда совсем другая философия.
В итоге школьную информатику можно рассматривать как предмет, состоящий из трёх компонент:
• Во-первых, это теория информации, системы счисления - это те разделы, которые стали своего рода консервативной классикой дисциплины, которая устоялась в определённых рамках.
• Во-вторых, это алгоритмика и программирование. Здесь уже начинается разнообразие взглядов на то, как преподавать, на каком языке, как глубоко давать язык, а возможно и несколько языков.
• И в-третьих, это информационно-коммуникационные технологии. А вот здесь сложилось совсем большое разнообразие. Это можно рассматривать, как обучение работы в офисном пакете (и здесь есть широкое разнообразие в зависимости от смелости педагога), так и организацию обучению облачным технологиям (опять-таки и здесь широкая конкуренция у разных площадок).
Более детально об основных точках зрениях на предмет и область исследований информатики рассмотрено в [1, 2, 3, 4]. Несмотря на все перечисленные компоненты, преподавание информатики в школе сильно завязано на личность конкретного учителя, на его уровень образования. В зависимости от этого принципиально может отличаться курс предмета в соседних учебных заведениях.
Если учитель более молодой, после вуза, то уклон идёт в сторону программирования и попытке организовать на уроках непосредственное применение разного рода технологий. Но если же школьный преподаватель в возрасте, то в силу разных причин, даже уже по природе отсутствия базовых знаний в области новейших разработок, преподавание иногда сводится к бескомпьютерному варианту обучения «классике» в виде решения задач на измерение информации, системы счисления, и потом к почти тотальной работе в текстовом редакторе, электронных таблицах с одними и презентациями. Это, возможно, хорошо с точки зрения проектно-деятельностного подхода, но в данном случае офисный пакет превращается в цель, а не средство обучения.
Таким образом, в преподавании информатики практически полностью отсутствует технологичность, то есть классика мало отличается от преподавания какого-нибудь другого предмета, а оценивание технологий вообще получается очень сильно субъективной вещью.
Однако мы сейчас живём в мире, который радикально отличается от того, который был всего лет 15-20 назад. Это тот случай, когда количество микропроцессоров в мире перевело всё на совсем другой уровень качества жизни, когда этот мир в какой-то мере отрицает тот дотелекоммуникационный мир, когда пока ещё борются оба мира, но уже ни у кого не возникает сомнений, что победит новый.
Очевидно, что впереди всего должен быть предмет информатики, который взяв технологии, переварив их, будет внедрять их дальше по другим дисциплинам.
В подавляющем большинстве дисциплин, где информатика и программирование не исключение, для наработки навыков в предмете используют упражнения в виде решения задач.
Как правило, текст подавляющего числа задач, в том числе и по программированию, строится с учётом всех правил грамматики и синтаксиса русского языка. Компьютерная программа - это тоже текст, но составленный по правилам некоторого языка программирования, который также имеет свою чёткую структуру, грамматику, правила. Таким образом, возникает вопрос, возможно ли найти соответствие грамматико-синтаксических конструкций естественного языка, каким является русский, соответствующие им конструкции в формальных языках, к которым относятся языки программирования.
При этом очевидно, что данные предположения могут быть справедливы для относительно несложных конструкций, потому что количество информации, заключенной в отдельные слова, сравнительно невелико, поэтому и соответствующие им конструкции в языках программирования также будут обладать сопоставимым относительно малым информационным объёмом.
Обобщая вышесказанное, можно определить цель: создать программу для генерации текстовых задач по программированию из разных областей знаний для учащихся школ и студентов, начинающих изучать программирование.
Так как результатами работы программы планируется пользоваться именно в образовательных учреждениях, то ставятся следующие задачи:
• создать словарь, из слов которого будут генерироваться задачи;
• возможность словаря быть редактируемым, где слова будут разбиты на темы и разделы;
• возможность генерации большого количества вариантов задач по заданному шаблону;
• возможность составлять, сохранять и открывать существующие шаблоны задач, на основе которых затем генерируются тексты;
• возможность отбора и сохранения сгенерированных задач в виде, удобном для последующего использования в учебном процессе.
Здесь и далее под понятием «язык» будет подразумеваться текст на естественном языке, в первую очередь русском, а под понятием «код» будет предполагаться текст, созданный на одном из языков программирования.
Идея данной работы возникла как результат преподавания курса программирования в школе в рамках уроков информатики. Основная проблема заключается в том, что часто учащиеся «не видят» в тексте задачи ни то, что дано, ни то, что нужно найти. Поэтому при разборе условия зачастую приходится акцентировать внимание на отдельных словах, словосочетаниях, а то и целых оборотах. Прорешивание определенного количества задач по заданному шаблону предполагает, что учащийся научится лучше определять соответствующие конструкции, необходимые при конструировании решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сказать, что в целом цели достигнуты и решены следующие задачи:
• был произведен анализ конструкций предложений русского языка текстов задач по программированию;
• была разработана структура и создан словарь, из слов которого производится генерация задач;
• словарь создан с возможностью редактирования, где слова разбиты на разделы;
• для составленного шаблона есть возможность генерации большого количества вариантов задач;
• существует возможность составлять, сохранять и открывать существующие шаблоны задач, на основе которых затем генерируются тексты;
• есть возможность отбора и сохранения сгенерированных задач в виде, удобном для последующего использования в учебном процессе.
Нужно отметить, что к положительным эффектам от применения данного проекта можно отнести:
• уменьшение времени педагога на составление разных вариантов задач как обучающего, так и контролирующего характера;
• возможность создания очень большого количества вариантов задач по данной проблеме (количество вариантов в разы превышает количество учеников);
• уменьшение вероятности списывания решения;
• повышение самостоятельности работы учеников;
• предусмотрен интерфейс для реализации в будущем возможности автоматически просматривать решения учащихся при помощи другого специального приложения.
Помимо положительных эффектов к недостаткам данного проекта следует отнести:
• процесс построения текста задачи идёт последовательно по блокам, в русском языке, если составлять предложение грамотно, существительное, на которое ложится смысловая нагрузка, обычно идет после прилагательного, которое согласовывается с существительным по падежу, числу и роду, поэтому в данном приложении необходимо самому помнить об этом и сперва выбирать параметры прилагательного, а не делать так, чтобы оно автоматически выбиралось в зависимости от существительного;
• отсутствует возможность редактировать словарь в момент работы с шаблоном кода, необходимо закрывать текущее окно, однако перед этим есть возможно сохранения набранного шаблона;
• отсутствует возможность перестановки элементов шаблона, возможно лишь удаление, соответственно новые блоки шаблонов добавляются только в конец списка.



[1] Колин К.К. Теоретические основы информатики: Учебно¬методические материалы. - М.: Изд-во МГСУ, 2003. - 300 с.
[2] Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука. // Информатика образование, У5 6, 2007. - С. 46-55.
[3] Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. Сб. н. тр. //Системах и средства информатики. Спец. вып. Научно-методологические проблемах информатики. /Под ред. К.К. Колина. -М.: ИПИ РАН, 2006. - С. 7-57.
[4] Колин К.К. Эволюция информатики. // Информационные технологии, № 1, 2005.-С. 2-16.
[5] Садриев В.Э. Информатизация «информатики» на основе компьютерного моделирования и информационных технологий // Международная научно-практическая конференция - «ИТОН-2015». Международная школа-семинар по математическому моделированию в системах компьютерной математики - «KAZCAS-2015». // Материалах конференции и трудах школах-семинара. / Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РТ, доктора физ.-мат. наук, проф. Ю.Г. Игнатвева — Казань: Казанский университет; изд-во Академии наук РТ, 2015. - 190 с/
[6] Садриев В.Э. Технология решения задач по программированию на основе синтаксического анализа ее текста. // Международная школа «Математическое моделирование фундаментальных объектов и явлений в системах компьютерной математики - KAZCAS-2016». Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке - ИТОН-2016». // Трудах школах и материалах конференции. / Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РТ, доктора физ.-мат. наук, проф. Ю.Г. Игнатвева - Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2016. - 227 с.
Литература
[7] Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова,
С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-371 с.: ил
[8] Златополвский Д. М. Сборник задач по программированию. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 304 с.: ил.
[9] Р. В. Загретдинов, Ф. М. Аблаев, Т. М. Гаврилова, С. И. Перфилов: Издательская система LaTeX . - Казанв, 1994.
[10] С. Лввовский: ТЕХ - Москва, 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ