Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску

Работа №54187

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретический анализ антиципационной состоятельности личности в ситуации стресса и готовности к риску 8
1.1 Характеристика понятия «антиципация» 8
1.2 Специфика стрессоустойчивости личности 22
1.3 Концептуальные исследования проблемы готовности к риску 28
Глава 2. Эмпирическое исследование антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Особенности стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов 40
2.3 Специфика антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. За последние столетия, наряду с возрастанием ценности научных знаний и влиянием светской культуры, люди стали всё более прагматично и технократично относиться к своему будущему. Тревожное ожидание неопределённого «постнастоящего» сменилось стремлением людей к беспристрастному, самостоятельному расчету возможных вариантов личной жизни, к развитию умений контролировать развитие событий. Несомненно, само общество, его стремительные социально-культурные, политические и экономические метаморфозы способствовали актуализации способности человека планировать значимые события жизни и прогнозировать их исход. Выстраивая модель своего будущего, человек преодолевает свою отчужденность, освобождается от плена одиночества и проявляет стрессоустойчивость в своем поведении. Ведь пока есть долгосрочные планы, человек является творцом существующей реальности и нуждается в деятельных свидетелях собственного жизненного пути.
Проблема антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску является актуальной для прикладной психологии.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проявление готовности к риску в юношеском возрасте исследовано недостаточно в сочетании с такими личностными характеристиками, как антиципационная состоятельность и стрессоустойчивость.
Феномен антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску в узких исследованиях, не затрагивающие некоторые аспекты изучаемой нами проблемы можно увидеть в трудах таких ученых, как К.А. Абульханова- Славская, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, В.П. Позняк, В.А. Хащенко и др. Ученые рассматривают антиципационную составляющую, специфику готовности к риску личности, а также особенности стрессоустойчивости.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что одним из самых действенных и эффективных путей проникновения в тайну будущего является дальнейшее познание способности человека к предвосхищению. Данная способность приоткрывает завесу времени, позволяя нам в актуальном настоящем пережить наиболее вероятные события будущего.
Проявляя стрессоустойчивость в своей жизни, человек может без эмоций проанализировать происходящие события, попытаться предвидеть итог этих событий и на основе этого принять правильное решение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут применяться для дальнейшего изучения стрессоустойчивости и готовности к риску у юношей, а также для развития антиципационной состоятельности молодежи педагогами-психологами.
Объект исследования: антиципационная состоятельность личности.
Предмет исследования: антиципационная состоятельность у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Цель исследования: изучение антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости, готовности к риску у студентов и их антиципационной состоятельностью: чем выше уровень стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов, тем выше их антиципационная состоятельность.
Задачи исследования:
5. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
6. Подобрать необходимый диагностический инструментарий и
сформировать выборку исследования.
7. Изучить особенности стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов.
8. Выявить специфику антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Методы исследования:
5. Метод наблюдения, беседы.
6. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
7. Тестовый метод с использованием следующих методик: 1)методика
диагностики степени готовности к риску Шуберта; 2) методика для определения вероятности развития стресса Дж. Тейлора в модификации Т.А.Немчина; 3)методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; 4)тест антиципационной состоятельности
(прогностической компетентности) В.Д. Менделевича.
8. Методы статистической обработки эмпирических данных: вычисление среднего арифметического, стандартного отклонения, оценка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Выборка: В исследовании принимали участие студенты высших учебных заведений в возрасте 20-22 лет. Общее количество испытуемых - 60 человек.
Область применения: педагогическая психология, психология развития, социальная психология, психологическое консультирование, психокоррекция.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проявление антиципационной состоятельности в юношеском возрасте в сочетании с такими личностными характеристиками, как стрессоустойчивость и готовность к риску исследовано недостаточно, что и представило актуальность нашего исследования.
Теоретический анализ антиципационной состоятельности личности в ситуации стресса и готовности к риску позволил сделать следующие выводы:
1. Авторы рассматривают понятие «антиципационная состоятельность», «антиципация» как универсальную психологическую категорию, обеспечивающую полноценное отражение окружающей действительности. А также выделяют в нем два смысловых аспекта: 1)это способность человека предвидеть результаты действия до реального совершения самого действия; 2) способность человека подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.
2. Феномен антиципации (способности к предвосхищению и прогнозированию) в той или иной мере, проявляется при изучении любых психических явлений. Функциональное значение антиципации важно для построения жизненных перспектив личности. Наличие целостной взаимосвязи между всеми функциями антиципации придает синхронность активизации у человека процессов восприятия, переработки информации и построения вероятностного прогноза.
3. В большинстве определений стрессоустойчивость рассматривается, как эмоциональная устойчивость, свойство личности, совокупность личностных качеств, позволяющая человеку переносить различного рода нагрузки (интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.).
4. Высокая готовность к риску приводит человека к низкой мотивации, к избеганию сложностей и большому количеству ошибок в принятии решения. Готовность к риску чаще зависит от антиципационных способностей человека, так как избежать риск в стрессовых ситуациях невозможно, но предвидеть результат своих действий можно.
5. На готовность к риску влияют личностные характеристики, поэтому важно изучать готовность к риску при стрессовых ситуациях, а также антиципационные способности личности, для того, чтобы избежать каких-либо негативных моментов в жизни человека.
Исследование состояло из нескольких этапов:
На первом этапе была определена проблема, сформированы цель, объект, предмет и гипотеза исследования.
Целью нашего исследования стало изучение антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости, готовности к риску у студентов и их антиципационной состоятельностью: чем выше уровень стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов, тем выше их антиципационная состоятельность.
На втором этапе был подобран необходимый диагностический инструментарий и выбрана выборка испытуемых. В диагностический инструментарий вошли четыре методики, объем выборки составил 60 студентов в возрасте 20-22 лет.
На третьем этапе был произведен сбор эмпирических данных и дальнейшая обработка их результатов.
На четвертом этапе были выделены группы студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости (высокий, средний, низкий) и проанализированы основные исследуемые показатели в каждой из групп.
Было выявлено, что степень выраженности готовности к риску у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости достоверно ниже, чем у студентов со средним уровнем. В группах с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости общая антиципационная состоятельность достоверно выше, чем в группе с низким уровнем. А достоверных различий по показателю мотивации к избеганию неудач у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости выявлено не было.
На пятом этапе были установлены достоверные взаимосвязи между степенью готовности к риску, стрессоустойчивостью, мотивацией к избеганию неудач и общей антиципационной состоятельностью, а также между стрессоустойчивостью и мотивацией к избеганию неудач.
В результате чего, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов обладают высокой стрессоустойчивостью, хорошо приспосабливаются к различным сложным ситуациям и редко бывают подвержены негативному влиянию стресса.
2. У молодых людей, склонных к риску менее выражена антиципационная состоятельность, что связано с проявлением у них юношеского максимализма, который в свою очередь, повышает уровень готовности к риску и стимулирует их к необдуманным поступкам.
3. Антиципационная состоятельность наиболее ярко выражена у стрессоустойчивых студентов. Они наиболее полно оценивают окружающую действительность, могут предвидеть различные варианты исхода событий, подготовиться к ним и принять правильное решение. Их реалистичная реакция в стрессовой ситуации способна предвидеть исход этого стресса.
4. Высокий уровень стрессоустойчивости способствует снижению мотивации к избеганию неудач. Эмоционально устойчивые молодые люди в стрессовых ситуациях готовы искать пути решения и выход из сложившихся обстоятельств, ставя перед собой умеренно выполнимые задачи.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. Гипотеза подтверждена только в отношении прямой взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости у студентов и их антиципационной состоятельностью. В то время, как взаимосвязь между высоким уровнем готовности к риску и антиципационной состоятельностью имеет обратный характер.
Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами в сфере образования, а также при психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.



1. Аболин Л М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека /Л.М. Аболин. - Казань, 1987.- 236 с.
2. АбрамоваИ.Г. Риск в профессии учителя /И.Г. Абрамова. - СПб.: Образование, 1994 -240 с.
3. Ананьев Б.Г. Пространственное различение / Б.Г. Ананьев. — Л., 1955. — 187 с.
4. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин. — М. : Медицина, 1998. — 454 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1997. - С. 342 - 458.
6. БодровВ. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов /В.А. Бодров. — М.: Пер Сэ, 2000. - 260 с.
7. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. — М., 1979. - 420 с.
8. ГлущенкоВ.В. Управление рисками /В.В. Глущенко. - М.: ТОО НПЦ "Крылья", 1999. - 336 с.
9. Горский Д.П. Человеческое познание как отражение действительности / Д.П. Горский // Ленинская теория отражения и современная наука. — София : Наука и искусство, 1973. — С. 168.
10. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований / Л. Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - С. 17-41.
11. Ильин Е. П. Психология воли /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.
12. ЛазарусР. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Р. Лазарус. — М., 1970. — С. 178—209.
13. Левин К. Динамическая психология / К. Левин. — М. : Смысл, 2001.
— 572 с.
14. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М. : Наука, 1980. — 280 с.
15. Лукьянов И.Ф. Сущность категории "свойство" (значение для исследования проблемы отражения) / И.Ф. Лукьянов. — М.: Мысль, 1982. - 143 с.
16. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза/ В.Д. Менделевич. — Казань. : Медицина, 2001. — 288с.
17. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — Л., 1983. — 240 с.
18. Мясищев В.Н. Личность и неврозы/ В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1960. - 224 с.
19. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981.
- 230 с.
20. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. — 192 с.
21. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; под ред. Д.А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2004. — 608 с.
22. ОбуховскийК. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 66—82.
23. Особенности межполушарной асимметрии в аспекте исследования прогностической деятельности человека / Н.А. Рябчикова, Е.В. Подьячева,
Е.С. Томиловская [и др.] // Проблемы нейрокибернетики : материалы XII Международной конференции по нейрокибернетике. — Ростов н/Д, 1999. — С. 316—318.
24. Парыгин Б.Д. Общественное настроение / Б.Д. Парыгин. — М., 1966.
—390 с.
25. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи / Л.И. Петрова / Социологические исследования. — 2000. — № 12. — С. 50—55.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М., 1969.
— 612 с.
27. Положий Б.С. Психическое здоровье и социальное состояние общества / Б.С. Положий // Социокультуральные проблемы современной психиатрии : материалы 8-х научных Кербиковских чтений. — М., 1994. — С. 88—94.
28. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. — 2-е изд. — М. : Наука, 1979. — 232 с.
29. Постстрессорный синдром и эндогенные заболевания/ А.Б. Смулевич, Е.В. Колюцкая, А.А. Алмаев [и др.] // Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам / под ред. В.И. Покровского. — М., 2004. — С. 147—160.
30. Регуш Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию / Л.А. Регуш // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2, № 5. — С. 106—115.
31. Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии / М.С. Роговин. — Ярославль, 1977. — 77 с.
32. Селье Г. Стресс без дистресса /Г. Селье. - М., Речь, 1982. - 426 с.
33. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дисс. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук / Е.А. Сергиенко. - М., 1997. - 118 с.
34. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем / К.В. Судаков.
— М. : Медицина. 1984. — 234 с.
35. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение / Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко. — М. : Академия, 1996. — 196 с.
36. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. — М. : Изд-во МГУ, 1978. — 112 с.
37. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ /
Э.Фромм ; под ред. П.С. Гуревича ; пер. с англ. Э.А. Гроссмана. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 304 с.
38. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер ; сост., пер. с нем. и коммент. В. В. Бибихина. — М. : Республика, 1993. — 447 с.
39. Хасбулатова О.А. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России / О.А. Хасбулатова, Л.С. Егорова // Социологические исследования. — 2002. — № 11. — С. 48—54.
40. ХекхаузенX. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001. — 238 с.
41. Холл С. Теории личности / С. Холл, Г. Линдсей. — М. : ЭКСМО- Пресс, 1999. — 154 с.
42. Шавердян Г.М. Страх и тревога / Г.М. Шавердян // Стрессология — наука о страдании. — Ереван : Мегаполис, 1996. — С. 103—117.
43. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности/ Р.М. Шамионов. — Саратов, 2004. — 180 с.
44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
45. Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания / Б.Г. Юдин // Философия здоровья / под ред. О.Е. Баксанский. — М.:ИФРАН, 2001. — С. 61—85.
46. Юрьева Л.Н. Дифференциальная диагностика психопатий и акцентуаций характера у лиц призывного возраста: автореф. дис. ... канд. мед.наук / Л.Н. Юрьева. — М., 1987. — 24 с.
47. Ames Б.В. The development of the sense of time in the young child / Б.В. Ames // J. of genetic psychology. — 1946. — Vol. 68. — Р. 97—125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ