Исследование антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретический анализ антиципационной состоятельности личности в ситуации стресса и готовности к риску 8
1.1 Характеристика понятия «антиципация» 8
1.2 Специфика стрессоустойчивости личности 22
1.3 Концептуальные исследования проблемы готовности к риску 28
Глава 2. Эмпирическое исследование антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Особенности стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов 40
2.3 Специфика антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ антиципационной состоятельности личности в ситуации стресса и готовности к риску 8
1.1 Характеристика понятия «антиципация» 8
1.2 Специфика стрессоустойчивости личности 22
1.3 Концептуальные исследования проблемы готовности к риску 28
Глава 2. Эмпирическое исследование антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Особенности стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов 40
2.3 Специфика антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. За последние столетия, наряду с возрастанием ценности научных знаний и влиянием светской культуры, люди стали всё более прагматично и технократично относиться к своему будущему. Тревожное ожидание неопределённого «постнастоящего» сменилось стремлением людей к беспристрастному, самостоятельному расчету возможных вариантов личной жизни, к развитию умений контролировать развитие событий. Несомненно, само общество, его стремительные социально-культурные, политические и экономические метаморфозы способствовали актуализации способности человека планировать значимые события жизни и прогнозировать их исход. Выстраивая модель своего будущего, человек преодолевает свою отчужденность, освобождается от плена одиночества и проявляет стрессоустойчивость в своем поведении. Ведь пока есть долгосрочные планы, человек является творцом существующей реальности и нуждается в деятельных свидетелях собственного жизненного пути.
Проблема антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску является актуальной для прикладной психологии.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проявление готовности к риску в юношеском возрасте исследовано недостаточно в сочетании с такими личностными характеристиками, как антиципационная состоятельность и стрессоустойчивость.
Феномен антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску в узких исследованиях, не затрагивающие некоторые аспекты изучаемой нами проблемы можно увидеть в трудах таких ученых, как К.А. Абульханова- Славская, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, В.П. Позняк, В.А. Хащенко и др. Ученые рассматривают антиципационную составляющую, специфику готовности к риску личности, а также особенности стрессоустойчивости.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что одним из самых действенных и эффективных путей проникновения в тайну будущего является дальнейшее познание способности человека к предвосхищению. Данная способность приоткрывает завесу времени, позволяя нам в актуальном настоящем пережить наиболее вероятные события будущего.
Проявляя стрессоустойчивость в своей жизни, человек может без эмоций проанализировать происходящие события, попытаться предвидеть итог этих событий и на основе этого принять правильное решение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут применяться для дальнейшего изучения стрессоустойчивости и готовности к риску у юношей, а также для развития антиципационной состоятельности молодежи педагогами-психологами.
Объект исследования: антиципационная состоятельность личности.
Предмет исследования: антиципационная состоятельность у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Цель исследования: изучение антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости, готовности к риску у студентов и их антиципационной состоятельностью: чем выше уровень стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов, тем выше их антиципационная состоятельность.
Задачи исследования:
5. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
6. Подобрать необходимый диагностический инструментарий и
сформировать выборку исследования.
7. Изучить особенности стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов.
8. Выявить специфику антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Методы исследования:
5. Метод наблюдения, беседы.
6. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
7. Тестовый метод с использованием следующих методик: 1)методика
диагностики степени готовности к риску Шуберта; 2) методика для определения вероятности развития стресса Дж. Тейлора в модификации Т.А.Немчина; 3)методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; 4)тест антиципационной состоятельности
(прогностической компетентности) В.Д. Менделевича.
8. Методы статистической обработки эмпирических данных: вычисление среднего арифметического, стандартного отклонения, оценка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Выборка: В исследовании принимали участие студенты высших учебных заведений в возрасте 20-22 лет. Общее количество испытуемых - 60 человек.
Область применения: педагогическая психология, психология развития, социальная психология, психологическое консультирование, психокоррекция.
Проблема антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску является актуальной для прикладной психологии.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проявление готовности к риску в юношеском возрасте исследовано недостаточно в сочетании с такими личностными характеристиками, как антиципационная состоятельность и стрессоустойчивость.
Феномен антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску в узких исследованиях, не затрагивающие некоторые аспекты изучаемой нами проблемы можно увидеть в трудах таких ученых, как К.А. Абульханова- Славская, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, В.П. Позняк, В.А. Хащенко и др. Ученые рассматривают антиципационную составляющую, специфику готовности к риску личности, а также особенности стрессоустойчивости.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что одним из самых действенных и эффективных путей проникновения в тайну будущего является дальнейшее познание способности человека к предвосхищению. Данная способность приоткрывает завесу времени, позволяя нам в актуальном настоящем пережить наиболее вероятные события будущего.
Проявляя стрессоустойчивость в своей жизни, человек может без эмоций проанализировать происходящие события, попытаться предвидеть итог этих событий и на основе этого принять правильное решение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут применяться для дальнейшего изучения стрессоустойчивости и готовности к риску у юношей, а также для развития антиципационной состоятельности молодежи педагогами-психологами.
Объект исследования: антиципационная состоятельность личности.
Предмет исследования: антиципационная состоятельность у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Цель исследования: изучение антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости, готовности к риску у студентов и их антиципационной состоятельностью: чем выше уровень стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов, тем выше их антиципационная состоятельность.
Задачи исследования:
5. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
6. Подобрать необходимый диагностический инструментарий и
сформировать выборку исследования.
7. Изучить особенности стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов.
8. Выявить специфику антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску.
Методы исследования:
5. Метод наблюдения, беседы.
6. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
7. Тестовый метод с использованием следующих методик: 1)методика
диагностики степени готовности к риску Шуберта; 2) методика для определения вероятности развития стресса Дж. Тейлора в модификации Т.А.Немчина; 3)методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; 4)тест антиципационной состоятельности
(прогностической компетентности) В.Д. Менделевича.
8. Методы статистической обработки эмпирических данных: вычисление среднего арифметического, стандартного отклонения, оценка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Выборка: В исследовании принимали участие студенты высших учебных заведений в возрасте 20-22 лет. Общее количество испытуемых - 60 человек.
Область применения: педагогическая психология, психология развития, социальная психология, психологическое консультирование, психокоррекция.
Проявление антиципационной состоятельности в юношеском возрасте в сочетании с такими личностными характеристиками, как стрессоустойчивость и готовность к риску исследовано недостаточно, что и представило актуальность нашего исследования.
Теоретический анализ антиципационной состоятельности личности в ситуации стресса и готовности к риску позволил сделать следующие выводы:
1. Авторы рассматривают понятие «антиципационная состоятельность», «антиципация» как универсальную психологическую категорию, обеспечивающую полноценное отражение окружающей действительности. А также выделяют в нем два смысловых аспекта: 1)это способность человека предвидеть результаты действия до реального совершения самого действия; 2) способность человека подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.
2. Феномен антиципации (способности к предвосхищению и прогнозированию) в той или иной мере, проявляется при изучении любых психических явлений. Функциональное значение антиципации важно для построения жизненных перспектив личности. Наличие целостной взаимосвязи между всеми функциями антиципации придает синхронность активизации у человека процессов восприятия, переработки информации и построения вероятностного прогноза.
3. В большинстве определений стрессоустойчивость рассматривается, как эмоциональная устойчивость, свойство личности, совокупность личностных качеств, позволяющая человеку переносить различного рода нагрузки (интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.).
4. Высокая готовность к риску приводит человека к низкой мотивации, к избеганию сложностей и большому количеству ошибок в принятии решения. Готовность к риску чаще зависит от антиципационных способностей человека, так как избежать риск в стрессовых ситуациях невозможно, но предвидеть результат своих действий можно.
5. На готовность к риску влияют личностные характеристики, поэтому важно изучать готовность к риску при стрессовых ситуациях, а также антиципационные способности личности, для того, чтобы избежать каких-либо негативных моментов в жизни человека.
Исследование состояло из нескольких этапов:
На первом этапе была определена проблема, сформированы цель, объект, предмет и гипотеза исследования.
Целью нашего исследования стало изучение антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости, готовности к риску у студентов и их антиципационной состоятельностью: чем выше уровень стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов, тем выше их антиципационная состоятельность.
На втором этапе был подобран необходимый диагностический инструментарий и выбрана выборка испытуемых. В диагностический инструментарий вошли четыре методики, объем выборки составил 60 студентов в возрасте 20-22 лет.
На третьем этапе был произведен сбор эмпирических данных и дальнейшая обработка их результатов.
На четвертом этапе были выделены группы студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости (высокий, средний, низкий) и проанализированы основные исследуемые показатели в каждой из групп.
Было выявлено, что степень выраженности готовности к риску у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости достоверно ниже, чем у студентов со средним уровнем. В группах с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости общая антиципационная состоятельность достоверно выше, чем в группе с низким уровнем. А достоверных различий по показателю мотивации к избеганию неудач у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости выявлено не было.
На пятом этапе были установлены достоверные взаимосвязи между степенью готовности к риску, стрессоустойчивостью, мотивацией к избеганию неудач и общей антиципационной состоятельностью, а также между стрессоустойчивостью и мотивацией к избеганию неудач.
В результате чего, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов обладают высокой стрессоустойчивостью, хорошо приспосабливаются к различным сложным ситуациям и редко бывают подвержены негативному влиянию стресса.
2. У молодых людей, склонных к риску менее выражена антиципационная состоятельность, что связано с проявлением у них юношеского максимализма, который в свою очередь, повышает уровень готовности к риску и стимулирует их к необдуманным поступкам.
3. Антиципационная состоятельность наиболее ярко выражена у стрессоустойчивых студентов. Они наиболее полно оценивают окружающую действительность, могут предвидеть различные варианты исхода событий, подготовиться к ним и принять правильное решение. Их реалистичная реакция в стрессовой ситуации способна предвидеть исход этого стресса.
4. Высокий уровень стрессоустойчивости способствует снижению мотивации к избеганию неудач. Эмоционально устойчивые молодые люди в стрессовых ситуациях готовы искать пути решения и выход из сложившихся обстоятельств, ставя перед собой умеренно выполнимые задачи.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. Гипотеза подтверждена только в отношении прямой взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости у студентов и их антиципационной состоятельностью. В то время, как взаимосвязь между высоким уровнем готовности к риску и антиципационной состоятельностью имеет обратный характер.
Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами в сфере образования, а также при психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.
Теоретический анализ антиципационной состоятельности личности в ситуации стресса и готовности к риску позволил сделать следующие выводы:
1. Авторы рассматривают понятие «антиципационная состоятельность», «антиципация» как универсальную психологическую категорию, обеспечивающую полноценное отражение окружающей действительности. А также выделяют в нем два смысловых аспекта: 1)это способность человека предвидеть результаты действия до реального совершения самого действия; 2) способность человека подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.
2. Феномен антиципации (способности к предвосхищению и прогнозированию) в той или иной мере, проявляется при изучении любых психических явлений. Функциональное значение антиципации важно для построения жизненных перспектив личности. Наличие целостной взаимосвязи между всеми функциями антиципации придает синхронность активизации у человека процессов восприятия, переработки информации и построения вероятностного прогноза.
3. В большинстве определений стрессоустойчивость рассматривается, как эмоциональная устойчивость, свойство личности, совокупность личностных качеств, позволяющая человеку переносить различного рода нагрузки (интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.).
4. Высокая готовность к риску приводит человека к низкой мотивации, к избеганию сложностей и большому количеству ошибок в принятии решения. Готовность к риску чаще зависит от антиципационных способностей человека, так как избежать риск в стрессовых ситуациях невозможно, но предвидеть результат своих действий можно.
5. На готовность к риску влияют личностные характеристики, поэтому важно изучать готовность к риску при стрессовых ситуациях, а также антиципационные способности личности, для того, чтобы избежать каких-либо негативных моментов в жизни человека.
Исследование состояло из нескольких этапов:
На первом этапе была определена проблема, сформированы цель, объект, предмет и гипотеза исследования.
Целью нашего исследования стало изучение антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости, готовности к риску у студентов и их антиципационной состоятельностью: чем выше уровень стрессоустойчивости и готовности к риску у студентов, тем выше их антиципационная состоятельность.
На втором этапе был подобран необходимый диагностический инструментарий и выбрана выборка испытуемых. В диагностический инструментарий вошли четыре методики, объем выборки составил 60 студентов в возрасте 20-22 лет.
На третьем этапе был произведен сбор эмпирических данных и дальнейшая обработка их результатов.
На четвертом этапе были выделены группы студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости (высокий, средний, низкий) и проанализированы основные исследуемые показатели в каждой из групп.
Было выявлено, что степень выраженности готовности к риску у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости достоверно ниже, чем у студентов со средним уровнем. В группах с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости общая антиципационная состоятельность достоверно выше, чем в группе с низким уровнем. А достоверных различий по показателю мотивации к избеганию неудач у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости выявлено не было.
На пятом этапе были установлены достоверные взаимосвязи между степенью готовности к риску, стрессоустойчивостью, мотивацией к избеганию неудач и общей антиципационной состоятельностью, а также между стрессоустойчивостью и мотивацией к избеганию неудач.
В результате чего, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов обладают высокой стрессоустойчивостью, хорошо приспосабливаются к различным сложным ситуациям и редко бывают подвержены негативному влиянию стресса.
2. У молодых людей, склонных к риску менее выражена антиципационная состоятельность, что связано с проявлением у них юношеского максимализма, который в свою очередь, повышает уровень готовности к риску и стимулирует их к необдуманным поступкам.
3. Антиципационная состоятельность наиболее ярко выражена у стрессоустойчивых студентов. Они наиболее полно оценивают окружающую действительность, могут предвидеть различные варианты исхода событий, подготовиться к ним и принять правильное решение. Их реалистичная реакция в стрессовой ситуации способна предвидеть исход этого стресса.
4. Высокий уровень стрессоустойчивости способствует снижению мотивации к избеганию неудач. Эмоционально устойчивые молодые люди в стрессовых ситуациях готовы искать пути решения и выход из сложившихся обстоятельств, ставя перед собой умеренно выполнимые задачи.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. Гипотеза подтверждена только в отношении прямой взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости у студентов и их антиципационной состоятельностью. В то время, как взаимосвязь между высоким уровнем готовности к риску и антиципационной состоятельностью имеет обратный характер.
Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами в сфере образования, а также при психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.



