Музей как компонент образовательно-досуговой культуры советских школьников по материалам журнала «Советский музей» (1931-1940 гг.)
|
Введение 2
Глава 1. Музей как инструмент воспитания 9
1.1. Характеристика журнала «Советский музей» как источника исследования 9
1.2. Концепция «идеального» советского музея на страницах журнала
«Советский музей» (в 1931-1940-ые годы) 22
Глава 2. Реализация концепции идеального советского музея на примере взаимодействия со школой 40
2.1. Учебно-программная деятельность музеев в 1931-1936 гг 40
2.2. Внешкольная деятельность музеев 64
Заключение 82
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Музей как инструмент воспитания 9
1.1. Характеристика журнала «Советский музей» как источника исследования 9
1.2. Концепция «идеального» советского музея на страницах журнала
«Советский музей» (в 1931-1940-ые годы) 22
Глава 2. Реализация концепции идеального советского музея на примере взаимодействия со школой 40
2.1. Учебно-программная деятельность музеев в 1931-1936 гг 40
2.2. Внешкольная деятельность музеев 64
Заключение 82
Список использованных источников и литературы
Развитие современного общества не может быть успешным, если оно не хранит память о прошлом. Внимание исследователей часто привлекают те социокультурные процессы, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества, приводят к социальным изменениям, а также служат основой для развития человеческого потенциала. Одним из важных составляющих социокультурного пространства является музей, который служит для накопления и хранения материала, формирующего историческую память.
Смысл и суть музея имели разное наполнение и предназначение в различные исторические эпохи, на разных стадиях общественной эволюции. Особое значение имел советский музей в 1930-ых годах. Это было время зарождения, развития и закрепления новой советской культуры с присущими ей ценностями, идеалами и эстетическими представлениями.
Актуальность темы
Октябрьская революция 1917 года сыграла огромное значение в истории российской цивилизации не только потому, что привела к изменению политического режима и социального строя, но должна была привести к «ментальному перевороту» . Процесс строительства нового советского общества шел одновременно с формированием человека нового типа, свободного от прежних нравственных установок и поведенческих стереотипов. Традиционные нравственные ценности, которые основывались на христианской морали, сменились иной воспитательной и педагогической парадигмой, ведущие принципы которой были построены на основе теорий и идей марксизма-ленинизма.
Декларативно провозглашалось построение новой, более прогрессивной школы и полный разрыв с дореволюционными традициями в педагогике. В этот период начинается процесс формирования нового педагогического мышления. Системы образования и воспитания выступали в качестве основы формирования «нового человека». С 1931 года в советскую систему образования и воспитания добавляется новое звено - советский музей. Согласно документам ЦК ВКП (б), музей в 1930-ые должен был осуществить положительный сдвиг не только в системе образования и воспитания детей, но и в других сферах жизни советского человека.
Актуальность данной работы определяется в первую очередь предметом изучения - учебно-программной и внешкольной деятельностью музеев СССР в 1931-1940 годы. Воспитание из советских детей «пламенных патриотов», активных строителей социалистического общества происходило не только в стенах школы, где закладывался его фундамент. Помощь школе в воспитании молодого поколения призвана была оказывать широкая сеть многочисленных политико-просветительных учреждений СССР, среди которых музей занимал особое место.
Одна из важнейших проблем, актуализирующих тему исследования, - это взаимоотношение музея и общества в 1931-1940 годы, в том числе, проблема коммуникации с детской аудиторией. Сотрудники советских музеев не всегда осознавали и понимали, что потребности и запросы детей отличаются от потребностей взрослого человека. На самом деле, в 1930-ые годы среди работников музейной сферы было мало специалистов по работе с детьми. Поэтому поиски и реализация соответствующих форм работы со школьной аудиторией в рамках взаимосвязи музеев со школой являлись одним из главных направлений деятельности музеев в 30-ые годы XX века.
Объектом данной магистерской диссертации является профессиональный журнал «Советский музей». Под «профессиональными» («специальными») журналами понимаются журналы, освещающие преимущественно события определенной сферы (промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства). Предметом исследования было выбрано отражение на страницах журнала «Советский музей» учебно-программной и внешкольной деятельности музеев СССР в 1931-1940 годы.
Целью магистерской диссертации является изучение особенностей отражения на страницах журнала «Советский музей» процессов взаимодействия советского музея и советской школы и роли музеев в организации образовательно-досуговой культуры советских школьников в 1930-ые годы. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать основной источник исследования - журнал «Советский музей»
2) Рассмотреть концепцию «идеального» советского музея, которая разрабатывалась на страницах журнала в 1931-1940 годы.
3) Проанализировать реализацию концепции «идеального» советского музея в учебно-программной работе с советскими школьниками.
4) Проследить реализацию концепции «идеального» советского музея во внешкольной работе музеев с детьми и подростками.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом существования самого журнала: с момента выхода его первого номера с 1931 года по 1940 год вплоть до его закрытия.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию всего СССР, но, в основном, сосредоточены на Москве и Ленинграде, что объясняется характером самих журнальных публикаций.
Источниковая база. Для написания данной работы был использован узкий круг источников. Привлеченные в исследовании источники условно можно поделить на две группы.
I. Основным источником исследования являются статьи и публикации журнала «Советский музей». Был осуществлён фронтальный просмотр всех номеров журнала за 1931-1940 гг.
II. Отдельную группу представляют материалы государственных и партийных органов СССР, позволяющие хронологически проследить складывание законодательной базы реформирования учебно-воспитательных учреждений, вопросы школьного строительства и становления системы воспитательных учреждений для детей, в частности, постановление ЦК ВКП (б) «о начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года ; постановление ЦК ВКП (б) «об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года ; постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 «О структуре начальной и средней школы в СССР».
Историографическая база исследования:
Первый блок. При работе над темой исследования обнаружилось, что литература весьма немногочисленна. Основные исследования в области музейной сферы, музейной коммуникации (в данном случае со школьниками) и музейной педагогики появляются только в начале XXI века. Тем не менее, существующая литература, используемая в работе, может быть представлена следующими работами. Л. В. Янина и А. А. Сундиева являются авторами первого не только в России, но и в мире издания, дающего полную картину формирования и современного состояния музейного дела России . В работе Л.М. Шляхтиной раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и музейно-педагогической деятельности.
Второй блок. Исследований, посвящённых развитию советской культуры, достаточно много. Хотя в работах советских исследователей, а также в учебниках по истории и теории культуры, вышедших в советский период, сложился несколько однобокий, предвзятый её образ, как единственно правильной и соответствующей советскому народу. П. И. Кабанов является автором учебных пособий, посвящённых теории советской культуры. В работах М. П. Кима поднимается вопрос успеха советского народа в строительстве социалистической культуры. В исследованиях А. М. Савченко рассматриваются исторические этапы развития внешкольного образования в России, типы культурно-просветительных учреждений и их роль в формировании мировоззрения общества. Кроме советских исследователей, изучением советской культуры занимались и современные зарубежные учёные. Например, научное исследование Шт. Плаггенборга посвящено раннему периоду истории советского государства и переменам в мировоззрении, образе мышления и жизни людей.
Третий блок. В данном блоке находятся работы, посвященные изучению истории советского детства. В советский период проблемы истории детства, как таковые, разрабатывались недостаточно. В постсоветский период среди видных исследователей проблем детства следует выделить А.А. Сальникову. В своей работе она уделяет внимание вопросам становления и современного состояния «детских исследований»; складыванию феномена советского детства и формированию детского революционного опыта. В статье М. В. Ромашовой представлен обзор новейшей литературы по истории детства в России. В исследованиях С. В. Коган рассматривается роль подрастающего поколения в решении задачи коренной перестройки общества, выдвинутой большевистским руководством. Исследования детства в регионах имеют отличительные черты. Стоит упомянуть лабораторию «Антропология детства» Ставропольского государственного педагогического института, занимающуюся исследованиями в области педагогической, психологической и исторической антропологии.
Четвертый блок. Справочно-информационные сайты, где представлены статьи и публикации о некоторых музейных событиях и музейных сотрудниках, печатавшихся в журнале «Советский музей» в 1931- 1940-ые годы, например, работа «Гиганты мысли и духа (Памяти Натана Александровича Шнеерсона и Евгении Степановны Радченко), в которой описывается история жизни Н. А. Шнеерсона и Е. С. Радченко. Имеет большое значение для данного исследования история Первого музейного съезда, которая представлена в статье Н.М. Дмитриенко, Л. А. Лозовая «Первый музейный съезд как фактор эволюции музейного дела России».
Обзор имеющейся литературы продемонстрировал, что никто из исследователей специально не занимался проблемой, поставленной в моем исследовании.
Методы исследования. В процессе работы была применена совокупность важнейших принципов познания: объективность, системность, историзм, которые предполагают использование широкого круга разнообразных источников. Комплексное решение поставленных задач было осуществлено с помощью общенаучных методов: анализа и синтеза, логического и описательного метода. В магистерской диссертации применялись также источниковедческие методы анализа. Характеристика журнала осуществлялась на основании традиционной схемы, подразумевающей «внешнюю» и «внутреннюю» критику источников. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, потребовал применения специальных исторических методов: сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, системного.
Комплексное применение вышеуказанных методов, методик и подходов позволило автору, выявив частное, структурировать отдельные элементы изучаемого явления в систему, обобщить полученные результаты, сформулировать выводы исследования.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования полученных результатов в практической работе современных музеев при работе с детьми. Кроме этого, результаты могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена характеристике основного источника исследования и рассмотрении концепции «идеального» советского музея, формировавшейся в 1931-1940-ые годы на страницах журнала «Советский музей». Во второй главе рассматриваются процессы взаимодействия музея и школы и его роль в формировании образовательно-досуговой культуры советского школьника.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Смысл и суть музея имели разное наполнение и предназначение в различные исторические эпохи, на разных стадиях общественной эволюции. Особое значение имел советский музей в 1930-ых годах. Это было время зарождения, развития и закрепления новой советской культуры с присущими ей ценностями, идеалами и эстетическими представлениями.
Актуальность темы
Октябрьская революция 1917 года сыграла огромное значение в истории российской цивилизации не только потому, что привела к изменению политического режима и социального строя, но должна была привести к «ментальному перевороту» . Процесс строительства нового советского общества шел одновременно с формированием человека нового типа, свободного от прежних нравственных установок и поведенческих стереотипов. Традиционные нравственные ценности, которые основывались на христианской морали, сменились иной воспитательной и педагогической парадигмой, ведущие принципы которой были построены на основе теорий и идей марксизма-ленинизма.
Декларативно провозглашалось построение новой, более прогрессивной школы и полный разрыв с дореволюционными традициями в педагогике. В этот период начинается процесс формирования нового педагогического мышления. Системы образования и воспитания выступали в качестве основы формирования «нового человека». С 1931 года в советскую систему образования и воспитания добавляется новое звено - советский музей. Согласно документам ЦК ВКП (б), музей в 1930-ые должен был осуществить положительный сдвиг не только в системе образования и воспитания детей, но и в других сферах жизни советского человека.
Актуальность данной работы определяется в первую очередь предметом изучения - учебно-программной и внешкольной деятельностью музеев СССР в 1931-1940 годы. Воспитание из советских детей «пламенных патриотов», активных строителей социалистического общества происходило не только в стенах школы, где закладывался его фундамент. Помощь школе в воспитании молодого поколения призвана была оказывать широкая сеть многочисленных политико-просветительных учреждений СССР, среди которых музей занимал особое место.
Одна из важнейших проблем, актуализирующих тему исследования, - это взаимоотношение музея и общества в 1931-1940 годы, в том числе, проблема коммуникации с детской аудиторией. Сотрудники советских музеев не всегда осознавали и понимали, что потребности и запросы детей отличаются от потребностей взрослого человека. На самом деле, в 1930-ые годы среди работников музейной сферы было мало специалистов по работе с детьми. Поэтому поиски и реализация соответствующих форм работы со школьной аудиторией в рамках взаимосвязи музеев со школой являлись одним из главных направлений деятельности музеев в 30-ые годы XX века.
Объектом данной магистерской диссертации является профессиональный журнал «Советский музей». Под «профессиональными» («специальными») журналами понимаются журналы, освещающие преимущественно события определенной сферы (промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства). Предметом исследования было выбрано отражение на страницах журнала «Советский музей» учебно-программной и внешкольной деятельности музеев СССР в 1931-1940 годы.
Целью магистерской диссертации является изучение особенностей отражения на страницах журнала «Советский музей» процессов взаимодействия советского музея и советской школы и роли музеев в организации образовательно-досуговой культуры советских школьников в 1930-ые годы. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать основной источник исследования - журнал «Советский музей»
2) Рассмотреть концепцию «идеального» советского музея, которая разрабатывалась на страницах журнала в 1931-1940 годы.
3) Проанализировать реализацию концепции «идеального» советского музея в учебно-программной работе с советскими школьниками.
4) Проследить реализацию концепции «идеального» советского музея во внешкольной работе музеев с детьми и подростками.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом существования самого журнала: с момента выхода его первого номера с 1931 года по 1940 год вплоть до его закрытия.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию всего СССР, но, в основном, сосредоточены на Москве и Ленинграде, что объясняется характером самих журнальных публикаций.
Источниковая база. Для написания данной работы был использован узкий круг источников. Привлеченные в исследовании источники условно можно поделить на две группы.
I. Основным источником исследования являются статьи и публикации журнала «Советский музей». Был осуществлён фронтальный просмотр всех номеров журнала за 1931-1940 гг.
II. Отдельную группу представляют материалы государственных и партийных органов СССР, позволяющие хронологически проследить складывание законодательной базы реформирования учебно-воспитательных учреждений, вопросы школьного строительства и становления системы воспитательных учреждений для детей, в частности, постановление ЦК ВКП (б) «о начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года ; постановление ЦК ВКП (б) «об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года ; постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 «О структуре начальной и средней школы в СССР».
Историографическая база исследования:
Первый блок. При работе над темой исследования обнаружилось, что литература весьма немногочисленна. Основные исследования в области музейной сферы, музейной коммуникации (в данном случае со школьниками) и музейной педагогики появляются только в начале XXI века. Тем не менее, существующая литература, используемая в работе, может быть представлена следующими работами. Л. В. Янина и А. А. Сундиева являются авторами первого не только в России, но и в мире издания, дающего полную картину формирования и современного состояния музейного дела России . В работе Л.М. Шляхтиной раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и музейно-педагогической деятельности.
Второй блок. Исследований, посвящённых развитию советской культуры, достаточно много. Хотя в работах советских исследователей, а также в учебниках по истории и теории культуры, вышедших в советский период, сложился несколько однобокий, предвзятый её образ, как единственно правильной и соответствующей советскому народу. П. И. Кабанов является автором учебных пособий, посвящённых теории советской культуры. В работах М. П. Кима поднимается вопрос успеха советского народа в строительстве социалистической культуры. В исследованиях А. М. Савченко рассматриваются исторические этапы развития внешкольного образования в России, типы культурно-просветительных учреждений и их роль в формировании мировоззрения общества. Кроме советских исследователей, изучением советской культуры занимались и современные зарубежные учёные. Например, научное исследование Шт. Плаггенборга посвящено раннему периоду истории советского государства и переменам в мировоззрении, образе мышления и жизни людей.
Третий блок. В данном блоке находятся работы, посвященные изучению истории советского детства. В советский период проблемы истории детства, как таковые, разрабатывались недостаточно. В постсоветский период среди видных исследователей проблем детства следует выделить А.А. Сальникову. В своей работе она уделяет внимание вопросам становления и современного состояния «детских исследований»; складыванию феномена советского детства и формированию детского революционного опыта. В статье М. В. Ромашовой представлен обзор новейшей литературы по истории детства в России. В исследованиях С. В. Коган рассматривается роль подрастающего поколения в решении задачи коренной перестройки общества, выдвинутой большевистским руководством. Исследования детства в регионах имеют отличительные черты. Стоит упомянуть лабораторию «Антропология детства» Ставропольского государственного педагогического института, занимающуюся исследованиями в области педагогической, психологической и исторической антропологии.
Четвертый блок. Справочно-информационные сайты, где представлены статьи и публикации о некоторых музейных событиях и музейных сотрудниках, печатавшихся в журнале «Советский музей» в 1931- 1940-ые годы, например, работа «Гиганты мысли и духа (Памяти Натана Александровича Шнеерсона и Евгении Степановны Радченко), в которой описывается история жизни Н. А. Шнеерсона и Е. С. Радченко. Имеет большое значение для данного исследования история Первого музейного съезда, которая представлена в статье Н.М. Дмитриенко, Л. А. Лозовая «Первый музейный съезд как фактор эволюции музейного дела России».
Обзор имеющейся литературы продемонстрировал, что никто из исследователей специально не занимался проблемой, поставленной в моем исследовании.
Методы исследования. В процессе работы была применена совокупность важнейших принципов познания: объективность, системность, историзм, которые предполагают использование широкого круга разнообразных источников. Комплексное решение поставленных задач было осуществлено с помощью общенаучных методов: анализа и синтеза, логического и описательного метода. В магистерской диссертации применялись также источниковедческие методы анализа. Характеристика журнала осуществлялась на основании традиционной схемы, подразумевающей «внешнюю» и «внутреннюю» критику источников. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, потребовал применения специальных исторических методов: сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, системного.
Комплексное применение вышеуказанных методов, методик и подходов позволило автору, выявив частное, структурировать отдельные элементы изучаемого явления в систему, обобщить полученные результаты, сформулировать выводы исследования.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования полученных результатов в практической работе современных музеев при работе с детьми. Кроме этого, результаты могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена характеристике основного источника исследования и рассмотрении концепции «идеального» советского музея, формировавшейся в 1931-1940-ые годы на страницах журнала «Советский музей». Во второй главе рассматриваются процессы взаимодействия музея и школы и его роль в формировании образовательно-досуговой культуры советского школьника.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Как писал один из авторов в своей публикации: «Музеи расширяют кругозор школьника, дают ему большой культурный рост. Музеи воспитывают в ребенке бережное отношение к вещам, к экспонатам».
Анализ материалов журнала «Советский музей» за 1931-1940 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Изменения, сопровождающие становление новой культуры, коснулись и периодической печати. Так, журнал «Советский музей» с одной стороны был идеологически заостренным, деловым политическим специальным журналом, с другой стороны практическим, касавшийся всего музейного строительства РСФСР, широким общественным органом.
Многочисленный материал по вопросам работы в музейной сфере является ценным вкладом в музейную методическую литературу не только для рассматриваемого периода, но и для наших дней.
Каждый советский музейный работник, каждый музейный рабочий - активист должен был использовать рекомендации журнала «Советский музей» для создания «идеального» советского музея.
Значительная часть наиболее актуальных, наиболее глубоких и сложных проблем советской реэкспозиции музеев нашла своё отражение на страницах журнала. Особое внимание журнал уделял вопросам организации и построения отделов социалистического строительства. «Идеальному» советскому музею в 1930-ые годы предписывалось демонстрировать достижения советской власти и агитировать за нее. Экспозиционная, научная и вся массовая работа музеев должна была увязываться с острыми вопросами современности, с вопросами классовой борьбой, то есть всемерно политизированы.
Концепция «идеального» советского музея, которая была рассмотрена в магистерской диссертации примере взаимодействии музеев со школой, начинает реализовываться активно музейными сотрудниками с 1934 года, после создания при музеях школьных комиссий. Работа школьных комиссий была налажена, в основном, при центральных музеях (Государственная Третьяковская галерея, Исторический музей, Государственный Эрмитаж и другие). Но не всегда созданные при музеях для активного взаимодействия со школой школьные комиссии оправдывали своё существование. В статьях журнала присутствовала критика работы школьных комиссий, некомпетентных их сотрудников. Большим недостатком было отсутствие методического руководства в области этой работы, как для музеев, так и для школ.
Для практического осуществления концепции музеи вели, с одной стороны, огромную систематическую работу методологического порядка, а с другой, - систематически осуществлять очень нелегкую задачу создания убедительной, художественно выполненной экспозиции, вокруг которой и строилась вся деятельность музеев
До 1934 года в журнале появлялись статьи теоретического характера, посвященные политехнизации школы и роли музеев в этом процессе; роли краеведческих музеев в процессе образования. Содержание учебно-программной работы музеев со школой находилось в прямой зависимости от профиля центральных (специализированных) музеев и профиля отделов областных и районных краеведческих музеев. Формы по учебно-программной работе со школьниками были представлены тематическими экскурсиями, экскурсиями-уроками, лекциями и просто уроками в стенах музеях.
Изучение журнала «Советский музей» показало, что государство в середине 1930-х гг. заложило систему, в которой ответственность за воспитание детей разделяли между собой не только семья и школа, но и обширнейшая сеть политико-просветительных учреждений, включая музеи.
С середины 30-ых годов XX века большинство музеев активизировало и совершенствовало формы внешкольной работы со школами : это были экскурсии, выставки-передвижки, лекции, культпоходы, кинопоказы, кружки, чтения, встречи с героями страны, знатными людьми и деятелями культуры и искусства. Ряд музеев (Московский Политехнический, Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный и другие) осуществляли свою работу со школой через так называемые «комнаты школьника», опыт работы которых отражался на страницах журнала. Вероятнее всего, это делалось, чтобы отделы народного образования учитывали важность и ответственность данных учреждений.
Применяя разнообразные формы работы, музейные сотрудники добивались, чтобы школьник за год не один раз побывал в музее и осмотром экспозиции закрепил и расширил знания, полученные на школьных уроках. Представленные выше разнообразные и занимательные формы внешкольной музейной работы привлекали в музей и те группы школьников, учителя которых не смогли найти времени для экскурсии в музей. Значение музея можно назвать одним из ключевых вы формировании образовательно-досуговой культуры школьников 1930-х гг.
Помогать школе воспитывать просвещённых, всесторонне-развитых, преданных партии Ленина-Сталина представителей «нового советского общества» - была боевой, и в то же время почетной задачей всех советских музеев.
Анализ материалов журнала «Советский музей» за 1931-1940 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Изменения, сопровождающие становление новой культуры, коснулись и периодической печати. Так, журнал «Советский музей» с одной стороны был идеологически заостренным, деловым политическим специальным журналом, с другой стороны практическим, касавшийся всего музейного строительства РСФСР, широким общественным органом.
Многочисленный материал по вопросам работы в музейной сфере является ценным вкладом в музейную методическую литературу не только для рассматриваемого периода, но и для наших дней.
Каждый советский музейный работник, каждый музейный рабочий - активист должен был использовать рекомендации журнала «Советский музей» для создания «идеального» советского музея.
Значительная часть наиболее актуальных, наиболее глубоких и сложных проблем советской реэкспозиции музеев нашла своё отражение на страницах журнала. Особое внимание журнал уделял вопросам организации и построения отделов социалистического строительства. «Идеальному» советскому музею в 1930-ые годы предписывалось демонстрировать достижения советской власти и агитировать за нее. Экспозиционная, научная и вся массовая работа музеев должна была увязываться с острыми вопросами современности, с вопросами классовой борьбой, то есть всемерно политизированы.
Концепция «идеального» советского музея, которая была рассмотрена в магистерской диссертации примере взаимодействии музеев со школой, начинает реализовываться активно музейными сотрудниками с 1934 года, после создания при музеях школьных комиссий. Работа школьных комиссий была налажена, в основном, при центральных музеях (Государственная Третьяковская галерея, Исторический музей, Государственный Эрмитаж и другие). Но не всегда созданные при музеях для активного взаимодействия со школой школьные комиссии оправдывали своё существование. В статьях журнала присутствовала критика работы школьных комиссий, некомпетентных их сотрудников. Большим недостатком было отсутствие методического руководства в области этой работы, как для музеев, так и для школ.
Для практического осуществления концепции музеи вели, с одной стороны, огромную систематическую работу методологического порядка, а с другой, - систематически осуществлять очень нелегкую задачу создания убедительной, художественно выполненной экспозиции, вокруг которой и строилась вся деятельность музеев
До 1934 года в журнале появлялись статьи теоретического характера, посвященные политехнизации школы и роли музеев в этом процессе; роли краеведческих музеев в процессе образования. Содержание учебно-программной работы музеев со школой находилось в прямой зависимости от профиля центральных (специализированных) музеев и профиля отделов областных и районных краеведческих музеев. Формы по учебно-программной работе со школьниками были представлены тематическими экскурсиями, экскурсиями-уроками, лекциями и просто уроками в стенах музеях.
Изучение журнала «Советский музей» показало, что государство в середине 1930-х гг. заложило систему, в которой ответственность за воспитание детей разделяли между собой не только семья и школа, но и обширнейшая сеть политико-просветительных учреждений, включая музеи.
С середины 30-ых годов XX века большинство музеев активизировало и совершенствовало формы внешкольной работы со школами : это были экскурсии, выставки-передвижки, лекции, культпоходы, кинопоказы, кружки, чтения, встречи с героями страны, знатными людьми и деятелями культуры и искусства. Ряд музеев (Московский Политехнический, Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный и другие) осуществляли свою работу со школой через так называемые «комнаты школьника», опыт работы которых отражался на страницах журнала. Вероятнее всего, это делалось, чтобы отделы народного образования учитывали важность и ответственность данных учреждений.
Применяя разнообразные формы работы, музейные сотрудники добивались, чтобы школьник за год не один раз побывал в музее и осмотром экспозиции закрепил и расширил знания, полученные на школьных уроках. Представленные выше разнообразные и занимательные формы внешкольной музейной работы привлекали в музей и те группы школьников, учителя которых не смогли найти времени для экскурсии в музей. Значение музея можно назвать одним из ключевых вы формировании образовательно-досуговой культуры школьников 1930-х гг.
Помогать школе воспитывать просвещённых, всесторонне-развитых, преданных партии Ленина-Сталина представителей «нового советского общества» - была боевой, и в то же время почетной задачей всех советских музеев.



