Введение ………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. Теоретический анализ систем управления персоналом в
современных условиях …………………………………………….. 7
1.1. Цели и функции системы управления персоналом ………….. 7
1.2. Сущность и значение трудовых ресурсов ……………………14
1.3. Передовой и зарубежный опыт построения
систем управления персоналом ………………………………22
ГЛАВА 2. Анализ системы управления персоналом Гомельского
государственного машиностроительного техникума……………28
2.1. Краткая характеристика организации…………………………..28
2.2. Анализ состава и движения работников организации…………34
2.3. Анализ структуры численности работников по полу,
возрасту и другим факторам…………………………………….40
2.4. Анализ текучести рабочей силы во взаимосвязи с
объемом оказываемых услуг………………………………….. 46
ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по совершенствованию
системы управления персоналом……………………………… 54
3.1. Анализ новых подходов к совершенствованию
системы управления персоналом………………………………54
3.2. Совершенствование управленческого труда путем
внедрения компьютерной сети…………………………………60
ГЛАВА 4. Охрана труда и окружающей среды……………………………72
4.1. Организация охраны труда в техникуме……………………..72
4.2. Характеристика организации с точки зрения охраны труда 73
4.3. Организация пожарной охраны в техникуме…………………80
4.4. Мероприятия по защите атмосферы от вредных выделений
и защите водного бассейна……………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Плакат 2.doc
Плакат 3.doc
Плакат 4.doc
Плакат 5.doc
Плакат №6.xls
плакат1.doc
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изме-нения в системе управления предприятиями и организациями. Следствием та-ких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управле-ния организацией, а также к управленческому персоналу.
В рыночной экономике необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом организации. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает эффективное управление персоналом. До недавнего времени это понятие практически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т.д. Отделы кадров были структурно разобщены с другими подразделениями, которые выполняли функции управления персоналом.
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отдела кадров, обычно в составе штатных служб. Для того, чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Современным кадровым службам не достаточно только оформлять приказы и распоряжения, хранить кадровую информации. Они постепенно должны превращаться в центры по разработке и реализации стратегии организации труда, цель которой повышение производственной, творческой отдачи, активности персонала, разработка и реализация программ развития кадров, обеспечение справедливой оплаты труда и т.д. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и мето-ды управления персоналом.
Достаточная обеспеченность организации нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень образования имеют большое значение для эффективной деятельности техникума.
Поэтому данная тема дипломной работы актуальна не только для Го-мельского государственного машиностроительного техникума, но и для современных предприятий и организаций.
В данной дипломной работе рассмотрена деятельность техникума, как звена Учреждения образования Республики Беларусь в области управления персоналом, а именно изучение управления кадрами и обучения учащихся.
Предметом исследования дипломной работы являются трудовые ресурсы, которые влияют на уровень эффективной деятельности техникума.
Целью работы является изучение численности, состава и структуры персонала техникума, выявление статистических закономерностей, а также поиск путей совершенствования системы управления персоналом для обеспечения эффективного функционирования организации.
Основными задачами дипломной работы являются: анализ состава и структуры персонала техникума, расчет основных показателей движения ра-ботников, анализа фонда рабочего времени и фонда заработной платы выявление взаимосвязи между текучести рабочей силы и объемом оказываемых услуг, на основе анализа разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом.
В дипломной работе использованы такие статистические методы как: метод обобщающих показателей, средних величин, корреляционно-регрессионный анализ, метод графического представления информации, метод динамики и прогнозирования, индексный метод.
Временные рамки исследования включают в себя предыдущие три года (2001 г., 2002 г., 2003 г.).
При выполнении дипломной работы, в качестве источников исходных данных выступали: бухгалтерский баланс, отчет по труду по форме 6-Т и т.д.
В первой главе данной дипломной работы рассматриваются теоретиче-ские основы системы управления персоналом в современных условиях хозяй-ствования. Во второй главе рассматриваются численность и состав работников техникума, а также показатели движения работников, состав и структура численности, анализ фонда рабочего времени и заработной платы, анализ текучести рабочей силы и взаимосвязи с объемом оказываемых услуг, который содержит расчет прогноза на 2005 год. Третья глава представляет собой разработку рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом организации. В четвертой главе описана охрана труда и окружающей среды.
В результате выполнения дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проведен теоретический анализ систем управления персоналом в со-временных условиях. Определены цели и функции систем управления. Эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компаний, и достижения ими экономического успеха. В основе эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования «человеческих ресурсов», основанная на рыночных принципах хозяйствования, кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.
Показано, что основой для построения эффективной системы управления персоналом является работа кадровой службы. Планирование и развитие организации уже не может обходиться без эффективного управления персоналом. При создании организации решающее значение для ее успешного функционирования имеет построение оптимальной организационной структуры управления, основанной на системе оценок эффективной деятельности оргструктуры. Системы управления должны быть гибкими и легко приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям. Это требует включения в структуру системы управления персоналом служб маркетинга и менеджмента. Современная система управления в значительной степени основывается на доверии между руководителем и сотрудниками. Задача руководителя состоит не в том, чтобы стоять на вершине пирамиды и контролировать подчиненных, а в том, чтобы вдохновлять их, придавать им новые силы. Таковы должны быть цели эффективных систем управления в современном обществе.
2. Проведен анализ системы управления персоналом Гомельского государственного машиностроительного техникума, ее структуры, а также состава работников по полу, возрасту и другим признакам, вычислен средний возраст и уровень образования. Установлено, что в техникуме довольно стабильная ситуация, связанная с состоянием кадров.
В техникуме готовят специалистов по таким перспективным специальностям как: «Программное обеспечение информационных технологий» и «Техническое обслуживание технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве».
Выявлено, что основные недостатки в области управления персоналом следующие:
- полное отсутствие в преподавательском составе докторов, кандидатов наук, профессоров, доцентов;
- недостаточная укомплектованность учебных групп на коммерческой основе;
- недостаточно высокая заработная плата, что является не привлекательным для молодых специалистов.
- не все учебные группы предусматривают деления на подгруппы для проведения практических работ;
- слабая база в области информационных систем и автоматизации труда.
- в организации существует проблема старения коллектива, молодые специалисты не имеют большого желания устроиться на преподавательскую должность.
В организации показан такой показатель как текучесть кадров, который имеет не большой коэффициент и позволяет коллективу техникума продолжительное время работать вместе, что положительным образом сказывается на психологическом микроклимате и взаимопонимании между сотрудниками.
Показан корреляционный анализ взаимосвязи показателя текучести кадров с объемом оказываемых услуг, который выявил, что связь между показателями средняя. Установлено прогнозное значение суммы от оказания платных услуг, которая была выявлена путем корреляционно-регрессионного анализа. При прогнозировании использовался популярный и эффективный метод экстраполяции, который показал достаточно достоверное прогнозное значение, пригодное для использования в орга-низации.
3. Разработаны подходы к совершенствованию системы управления персоналом. На сегодняшний день для повышения эффективности использования трудовых ресурсов организации необходимо внедрить следующие мероприятия:
- при приеме на работу заключать контракт со вспомогательным персоналом на минимальный срок, и если работник справляется со своими обязанностями (оговоренными в контракте), то заключать его на более длинный срок;
- провести капитальный ремонт кабинетов и лабораторий;
- установление жесткого графика рабочего дня (особенно это касается категории «Рабочие»);
- периодические выплаты премий работникам организации;
- выявление несоответствия должностей образовательному уровню;
- сокращение нерациональных затрат рабочего времени;
- своевременное выполнение служебных заданий;
- соблюдение установленных правил внутреннего распорядка организации;
- внедрение компьютерной сети для быстрого и полного информацион-ного обмена между всеми подразделениями организации;
- необходимо повысить профориентационную работу в средних школах;
В организации проводится аттестационная комиссия, которая разрабатывает план-график аттестации специалистов. Данной комиссией подтверждается 1 и 2 категория преподавателей. Высшая категория присваивается только после прохождения курсов повышения квалификации в РИПО и сдаче квалификационного экзамена. Техникум готовится к проведению аттестации в мае месяце текущего года, таким образом в течении учебного года все специалисты по ведущим специальностям прошли контроль в целях проверки соответствия их квалификации. Выявленные несоответствия были рассмотрены на текущих педагогических советах, о чем сделаны соответствующие записи в протоколах комиссий.
Положительные стороны в учебной работе Гомельского государственного машиностроительного техникума следующие:
- качество подготовки специалистов соответствует квалификационным требованиям, о чем свидетельствуют средние баллы защиты по выпускным специальностям (7,6 и 6,6);
- организационная структура техникума соответствует всем требованиям предъявляемым к управленческим структурам;
- при прохождении внутри техникумовской аттестации все специалисты соответствуют занимаемым должностям;
- со всем персоналом заключен контракт на 3 года;
- шкала премирования гибкая, так как за все методические разработки (рабочие программы, контрольные и практические работы) предусмотрена гибкая система премий;
В дипломной работе предложено внедрение локальной компьютерной сети, что позволит обеспечить автоматизацию управленческого труда:
1. Монтаж компьютерной сети своей специализированной бригадой по-зволит сэкономить средства в сумме 16740620 рублей;
2. Годовая экономия средств от разработки программы штатными инженерами-программистами составит 278203 рублей;
3. Сокращение одного человека в отделе кадров в результате внедрения эталонного банка данных правовой информации позволит увеличить годовую экономию средств заработной платы на 1716000 рублей.
4. Срок окупаемости данного мероприятия равен 4,2 года.
. Адамчик В.А. Методические указания по практическим занятиям по курсу «Статистика» для студентов спец. 07.01.16. - Гомель: ГПИ им.П.О. Сухого, 1990. - 42 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных организациях. Учебное пособие. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 408 с.
3. Бабина А. Ключ к иностранным инвестициям - персонал //Отдел кадров.- 2004.- №9.- с. 105-108.
4. Базаров П. Развитие подходов к управлению персоналом //Отдел кадров.-2004.-№7.- с. 104-107.
5. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 423 с.
6. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е. и другие. Управление персоналом. – Минск.: ООО «Интерпрессервис». – 2002. – 349 с.
7. Вечерко Г. Трудовые ресурсы и демографические процессы //Белорусский банковский бюллетень. - 2003.- №47. - с. 29-31.
8.Дряхлов Н. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США //Проблемы теории и практики управления. - 2004.- №2.- с. 68 - 71.
9. Ежов А.И. Статистика промышленности: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1983.- 319 с.
10. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:ИНФРА-М, 2000. - 4l 6 с.
11. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум: учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 336 с.
12. Ивановский А. Мотивация на качественное выполнение работ
// Отдел кадров.- 2004.- №1.- с. 89-93.
13.Кичкайло И. Организация и автоматизация процесса повышения квалификации сотрудников на предприятии //Отдел кадров.- 2004.- №10.- с. 93-94.
14. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. – Минск.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 2002. - 511 с.
15. Колесников С. Мотивировать - не только платить// Отдел кадров. - 2004. - №5.- с. 113-119.
16.Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие по курсу «Статистика» для студентов экономических специальностей. -// Гомель: ГГТУ им.П.О. Cyxoгo 2001. - 232 с.
17. Колесникова И.И. Статистика предприятия: Практическое пособие к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей Э.01.03.02., Э.01.09.01. - Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», 2002. - 55 с.
18. Комаров Е.. Японский стиль управления //Отдел кадров.- 2003.-
№ 3. – с. 33-37.
19. Коротков Э.М. Образование менеджмента: трудный путь становления и развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004.- № 3.- с.120-129.
20. Неселовский В. Автоматизированная информационная подсистема // Отдел кадров.- 2004.- №3.- с. 106-110.
21. Никифорова 3. Менеджмент качества - специфическая отрасль знаний // Отдел кадров.- 2003.- №12.- с. 119-121.
22. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Менеджмент персонала современного предприятия: цели принципы, методы//Отдел кадров, 2004, №6, с. 107-112.
23. Павлючук Ю., Козлов А. Кадровый менеджмент и кадровая политика в современных японских корпорациях // Отдел кадров. -2004.- №3.- с. 114-118.
24. Посадский А.П. Консультирование в области управления персоналом // Отдел кадров.- 2004.- №4.-с. 78-81.
25. Саакян Н.К., Зайцев Г.Г. и другие. Управление персоналом в организации.- Москва, Санкт-Петербург.- 2002.-175 с.
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2000. - 688 с.
27. Седегов Р.С. Управление персоналом: Сотрудники как фактор успеха предприятия: Учеб. пособие /Р.С. Седегов, Н.И. Кабушкин, В.Н. Кривцов. -Мн.: Технология: Изд-во БГЭУ, 1997. -178 с.
28. Сенько А.Н. Экономика предприятия. Практикум: Учеб.пособие
/ А.Н. Сенько, Э.В. Крум. - Мн.: Вышэйшая школа, 2002. -224 с.
29. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. –М.: Дело и сервис, 2000.- 464 с.
30. Сорокоумов A Факторы, влияющие на мотивацию // Отдел кадров.-2003.-№8.-с. 72-74.
31. Старобинский Э. Управление персоналом в Японии // Отдел кадров.-2004.- №2-3.- с. 38-41.
32. Старобинский Э. Некоторые штрихи к кадровой политике за рубежом //Управление персоналом.- 2003. - №7. - с. 50-53.
33. Статистика: курс лекций /под.ред. В.Г. Ионина. - М.: Новосибирск: ИНФРА-М, 1997.- 310 с.
34. Стрекалова Н.Д., Колейкин Г.К. Управление персоналом. – Санкт-Петербург. – 2004. – 153 с.
35.Сурков С.А. Обеспечение отбора и найма персонала //Управление персоналом.- 2003. - №12. - с. 42-45.
36.Теория и практика управления персоналом: Учебно - метод. пособие, авт. - сост. Г.В.Щекин.- К.: МАУП, 1998.- 82 с.
33. Ткаченко С. Формирование, использование и прогноз развития трудовых ресурсов Беларуси //Белорусский банковский бюллетень.- 2003.-№3.-
с. 47-54.
34. Том Н., Фридли В. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления. – 2004. - № 4. – с. 119-122.
35. Управление персоналом организации: учебник для ВУЗов. Под.ред. Кибанова А.Я. - М: ИНФРА - М., 1997. -352 с.
36. Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М.: «Банки и биржи». – 1998. – 421 с.
37.Хрящева Н. Развитие персонала - ключевой фактор успеха бизнеса //Управление персоналом.- 2003. - №10. - с. 42-44.
38. Худенький В. Управление персоналом: проблемы и решения
// Отдел кадров.- 2003. - №11. - с. 93-95.
39. Чиманский Г. Школа подготовки руководителей // Отдел кадров.-2004. - №8. - с. 64-66.
40. Чиманский Г.В. Отдел кадров - крупным планом //Отдел кадров.-2003. - №12. - с. 87-92.
41.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: 1997. - 80 с.
42. Цветаев В.М. Управление персоналом. Учебное пособие. Санкт-Петербург. – 2002. – 190 с.
43. Экономика предприятия /Под. ред. В.Я. Хрипача- Мн.: Экономпресс, 2000. - 464 с.
44. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов /Под. ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 742 с.
45. Юдин A.M. Охрана труда на промышленных предприятиях. Мн.: Высшая школа. - 1999. - 335 с.
46. Ясников Г. Информационное обеспечение кадровой работы //Экономика, управление, право.- 2003. - №11. - с. 17 - 22.
47. Яхонтова Е.С. Доверие в управлении персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки // Социс. – 2004. - № 9.