ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ……………………….…………
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
ГЛАВА 2. Оценка эффективности использования кадрового потенциала КУП «Спецкоммунтранс»
2.1. Предмет деятельности и технико-экономическая характеристика предприятия
2.2. Управление предприятием
2.3. Анализ состава и структуры кадрового потенциала предприятия
2.4.Анализ качественного состава кадрового потенциала пред-приятия
2.5.
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности использования кадрового по-тенциала КУП «Спецкоммунтранс»
3.1.
3.2. Усиление стимулирующей функции оплаты труда путем введения бестарифной системы оплаты труда
3.3. Проведение ежегодного кадрового аудита на КУП «Спец-коммунтранс»
ГЛАВА 4. Охрана труда и окружающей среды …………………………….…
4.1. Организация охраны ………………….………………………..
4.2. Характеристика производства, выполняемых работ с точки
зрения охраны труда ……………………………………………
4.3. Организация пожарной охраны ……….
4.4. Охрана ………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………
Дипломная работа Боярина Николая Александровича на тему “Экономическая оценка и пути повышения эффективности использования кадрового потенциала производственного предприятия (на примере КУП “Спецкоммунтранс”)” содержит:
… страницы текста;
… таблиц;
… схем;
… литературных источников;
…иллюстрированных листов.
Ключевыми словами данной дипломной работы являются следующие категории: ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЧИСЛЕН-НЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, СРЕДНЕЧАСОВАЯ ВЫРАБОТКА, ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ.
Объектом исследования работы является кадровый потенциал КУП «Спецкоммунтранс».
Цели работы: экономическая оценка эффективности использова-ния кадрового потенциала предприятия и разработка путей ее повышения.
Методы исследования: методы экономического анализа, статистиче-ского анализа, факторный анализ и др.
Полученные результаты и их новизна: разработаны методы стимулирования кадрового потенциала и направления повышения эффективности трудовой деятельности предприятии.
Область применения: результаты работы могут применяться в процессе разработки текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности предприятия.
Степень внедрения: результаты дипломной работы рекомендованы к использованию на КУП «Спецкоммунтранс».
Экономическая эффективность и (или) практическая значимость работы: Рассчитанный экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий составил тыс. руб.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях централизованного управления народным хозяйством стратегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Соответственно, аппарат управления не нес ответственности за реализацию неверных управленческих решений. В условиях рынка руководитель предприятия должен самостоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, а также складывающейся на том или ином рынке конъюнктурой, принимать основополагающие, долговременные стратегические решения. При этом он несет полную ответственность за все экономические, юридические, экологические и иные последствия принимаемых стратегических решений.
Управление персоналом занимает особое место в системе функций управления фирмой. Это обусловлено тем, что персонал является одним из основных базовых ресурсов, используемых в производственном процессе. Сложность управления трудовыми ресурсами заключается в необходимости учитывать субъективные социально-психологические факторы.
Трудовые ресурсы являются одним из основных факторов производства, определяющих его эффективность. В рыночной системе управления предприятием персоналу отводится главное место, трудовые ресурсы признаются основополагающим элементом нормального функционирования производства, на первое место выдвигаются вопросы мотивации и стимулирования работников в целях повышения эффективности и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Среди показателей, применяемых для оценки эффективности использования трудовых ресурсов, особое место отводится исследованию производительности труда. Этот показатель характеризует меру эффективности труда людей в процессе производства.
При нынешних масштабах производства, когда в него вовлекается все большее количество труда живого и прошлого, экономия совокупных затрат труда на производство продукции приобретает особое народнохозяйственное значение в обеспечении прироста производства продукции. Повышение производительности труда превращается в основной источник экономического роста. Всеобщий экономический закон повышающейся производительности труда – закон движения человеческого общества, непрерывного прогресса производительных сил и роста производительности труда. История подтверждает, что каждый последующий общественный строй побеждает предшествующий благодаря тому, что обеспечивает больший простор для развития производительных сил общества, для роста производительности общественного труда.
Объектом исследования в дипломной работе является хозяйственная и, в частности, трудовая деятельность на КУП «Спецкоммунтранс».
Целью дипломной работы является разработка направлений по-вышения эффективности использования кадрового потенциала пред-приятия и определение резервов роста производительности труда на данном предприятии.
В соответствии с определенной целью были решены следующие задачи:
– изучены понятия «трудовые ресурсы» и «кадровый потенциал предприятия»;
– рассмотрены показатели, характеризующие эффективность ис-пользования кадрового потенциала на промышленных предпри-ятиях и изучена методика их анализа;
– дана краткая историческая справка о развитии предприятия;
– проанализированы основные показатели хозяйственной деятельности завода;
– изучены показатели эффективности трудовой деятельности, такие как структура и качественный состав трудовых ресурсов, производительность труда, фонд заработной платы и эффективность его использования;
– разработаны направления повышения эффективности трудовой деятельности и рассчитан экономический эффект от их вне-дрения;
– рассмотрено влияние условий труда на производительность труда работников предприятия и проведен расчет освещенности одного из отделов предприятия.
Сбытовая политика – это организация процесса постадийного движения товара от производителя к потребителю. Под сбытом понимают всю систему связей производства и торговли, включая оптовую и розничную продажу, транспортировку и хранение.
В данной дипломной работе было рассмотрена система организации сбыта товарной продукции и сбытовой политики, действующая на КУП “Гомельский мотороремонтный завод «Облагропромтехника»” и даны предложения по совершенствованию ее работы на предприятии.
По результатам изучения основных теоретических аспектов организации системы сбыта, рассмотренных в первой главе дипломной работы, отмечено, что в современных условиях рыночных отношений, результаты работы службы сбыта действуют прямо пропорционально на результативность хозяйственной деятельности предприятия.
Сбытовая деятельность на промышленном предприятии многогранна: она начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемле-мой частью которого является установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями. Завершается этот процесс заключением договоров - поставки.
Во второй главе данного проекта рассматривалось основное направление работы предприятия, его цель и структура, произведен анализ производственно-хозяйственной деятельности за период 2000 – 2002 г.г., дан анализ сбытовой деятельности завода.
Основным направлением деятельности Предприятия является удовлетворение потребительского спроса предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Беларусь и других отраслей народного хозяйства, а также населения на изготавливаемую продукцию,
По результатам технико-экономического анализа предприятия, можно сделать вывод, что производственно-хозяйственной деятельности предприятия является достаточно прибыльной, однако, к концу анализируемого периода наблюдается значительное негативное снижение показателей прибыльности: с 19,4% до 14,7% рентабельности продукции и с 16,2% до 12,8% рентабельности продаж; по всему периоду 2000-2002 годов виден рост выручки от реализации на 1468 млн. руб., или на 136,8% в 2001 году по сравнению с2000 годом и на 759,0 млн. руб., или на 29,9% в 2002 году по сравнению с предыдущим – 2001 годом, при росте затрат на производство и реализацию продукции - в 2001 году рост составляет по отношению к 2000 году 121,4%, а в 2002 году – 22,1%.
При анализе сбытовой деятельности предприятия дан перечень основ-ных потребителей предприятия и продукции, имеющей наибольший спрос. Наибольший удельный вес в общем объеме реализации продукции занимает отгрузка на внутренний рынок – 99,5%. В конце периода наблюдается сокращение товарооборота продукции до 113,597 тыс.долл. СЩА за счет снижения объема закупки сырья и материалов. Анализируя производственную деятельность предприятия, наблюдается рост объема реализации продукции: в 2001 году по сравнению с 2000 годом этот рост составил 253,5%, а в 2002 году по сравнению с 2001 годом 104,3%. При анализе динамики путем среднегеометрической взвешенной что среднегодовой полается, что темп прироста выпуска продукции составляет 58,6%, а реализации продукции – 84,0% за 1999-2002 годы. В процессе анализа выполнения плана по договорам за анализируемый период просматривается наращивание процента невыполнения договорных обяза-тельств с 8,3% в 2000 году до 15,3% в 2002 году.
Говоря о стабильности наращивания объемов производства продукции, у предприятия не наблюдается равномерного роста, что указывает на нестабильность предприятия на рынке предоставляемых услуг. В отношении структуры сбыта также не видно постоянства: в 2001 году по сравнению с 2000 годом структура сохранена на 48,9% и отклонение от структуры составило 51,1%, а в 2002 году по сравнению с предыдущим годом структура реализации продукции сохранена на 59,4%.
Такое положение дел указывает на нестабильность рынка сбыта, принадлежащего заводу, плохо отлаженной маркетинговой стратегии, слабой торговой коммуникации предприятия, что наталкивает на необходимость принятия мер по совершенствованию организации системы сбыта на предприятии.
Такие предложения даны в третьей главе работы, а именно:
• предложение по управлению за уровнем запаса на складах метом АВС-анализа;
• предложение по повышению эффективности работы сбытового персонала путем сокращения ручного труда и увеличению скорости обработки и получения информации;
• предложение по стимулированию сбыта продукции путем использования системы скидок при заключении контрактов.
В четвертой главе рассмотрена организация охраны труда и окружающей среды, действующая на предприятии и произведен расчет освещенности помещения отдела сбыта и расчет заземлительного устройства оборудования инструментального цеха.
1. Акулич М.В., Косоковская П.В. Анализ структуры сбыта продукции предприятия // Труды БГТУ. Сер. 6 Экономика и управление. – 2000. – Вып. 8. – С. 185-192.
2. Акулич М.В. Методы анализа структуры сбыта предприятия // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2002. - № 2. – С. 47-58.
3. Дадалко В.И. Реформирование экономики РБ. – Мн.: Армита, 1998. – 458 с.
4. Дихтль Е., Хершкен Х. Практический маргетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова. Под ред. И.С.Минко. – М.: Высш. Шк., 1995 – 224 с.
5. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. – 464 с.
6. Заренин М.В. Менеджмент. Организация управления деятельности – Гомель, 2000. – 276с.
7. Кожекин Г.Я., Синицин Л.Н. Организация производства. Учебное пособие. – Мн. ИП “Экоперспектива”, 1998. – 334 с.
8. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 327 с.
9. Макаренко М.В., Малахова О.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 384 с.
10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА – М., 1999. – 543 с.
11. Матье Э., Тикье Д. Материально-техническое обеспечение деятель-ности предприятия. Пер. с фр. /Общ.ред. В.С. Загашвили. – М.: А/О Издательская группа “Прогресс”, 1993. – 160 c.
12. Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие. Ч. 1-2. – СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993. – 221 с.
13. Невелев А.М., Касьян И.Н. Материально-техническое снабжение и сбыт на промышленном предприятии. – К.: Техника, 1988. – 200 c.
14. Невелев А.М. Снабженческо-сбытовая работа на предприятии в условиях хозрасчета. – К.: Техника, 1990. – 191 с.
15. Овчаров А. Риск-менеджмент. Решение управленческих задач на основе системного подхода к использованию специфики информационных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов // РИСК. – 1997. - № 3 – 4. – С. 104 - 108.
16. Октябрьский А.Я., Акулич М.В. Способ реализации кластерного анализа по основе относительных метрик // Вестник Санк-Петербургского ун-та. Сер. 5. Экономика – 1992. - № 26. – С. 106 - 112.
17. Охрана окружающей среды: Учеб. для техн.спе.вузов /Под ред. С.В.Белова. – М.: Высш.шк., 1991. – 319с.
18. Охрана труда в вопросах и ответах: Справочное пособие. В 2 т. Т.1 /Под общ. ред. И.И.Селедевского. – Мн.: ЦОТЖ, 1998. – 513 с.
19. Охрана труда в вопросах и ответах: Справочное пособие. В 2 т. Т.2 /Под общ. ред. И.И.Селедевского. – Мн.: ЦОТЖ, 1998. – 495 с.
20. Охрана труда в машиностроении: Учебник для машиностроительных ВУЗов / Под ред. Юдина Е.Я., Белова С.В. – М.: Машиностроение, 1983. – 785с.
21. Охрана труда на предприятиях: Практическое пособие В.П. Ласкавнев, В.В. Король, Л.А. Гракович, А.М. Лазаренков; Под общ. ред. И.И. Селедевского – Мн.: 2002. – 256 с.
22. Павленко А.Ф. Организация и планирование предприятий по снабжению и сбыту. – К.: Вища школа, 1986. – 200 с.
23. Панкрутин А.Н. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление // Маркетинг – М., 1999. – С. 325 – 335.
24. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия – М.: ИНФРА-М, 1999. – 547 с.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учеб. Пособие – 2е изд., перераб. и доп. – Мн. ; М.:/ ИП “ Экоперспектива”, 1997. – 510 с.
26. Семенов В., Володина Е. Эффективность логических систем // Маркетинг – 2000. - № 2. – С. 107 – 114.
27. Стаханов В.Н. Сбыт продукции на предприятиях и производствен-ных объединениях. – М.: Экономика, 1982 – 48 с.
28. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Логистика: Учеб. пособие. – ВГТУ, 1994. – 98 с.
29. Тяпухин А. Концентрация ресурсов предприятия // РИСК. – 2003. - № 2 – С. 56 – 62.
30. Тяпухин А. Распределительная логистика // РИСК, - 2001. - № 1. – С. 3 – 16.
31. Хойер В. Как делать бизнес в Европе: Вступительное слово Ю.В.Пискулова. – М.: Прогресс, 1992. – 120 с.
32. Шульгин Ю.Г. Экономический анализ работы органов снабжения промышленных предприятий. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 160 с.
33. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия», 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с.
34. Экономика, организация и планирование производства на предприятии / Под ред. Шелепенко Г.И. – Ростов-на-Дону, МЦ «Март», 2000. – 544 с.
35. Экономика предприятия / под ред. Хрипача В.Я. Академия управления при президенте РБ кафедра экономики и организации производства – Мн., 1997. – 448с