ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические подходы к изучении психических состояний
военнослужащих морской пехоты 9
1.1. Психические состояния личности их особенности 9
1.2. Особенности психических состояний военнослужащих морской
пехоты 19
1.3. Методы саморегуляции психических состояний военнослужащих
морской пехоты 31
2. Исследование эффективности саморегуляции психических состояний
военнослужащих морской пехоты 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Методические рекомендации по использованию методов
саморегуляции 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что военнослужащие морской пехоты по роду своей профессиональной деятельности выполняют задачи поддержания конституционного характера: проведения антитеррористических операций, участия в локальных вооруженных конфликтах. В процессе решения боевых задач, зачастую они подвержены тем или иным негативным психическим состояниям, которые откладывают отпечаток на мобилизацию всех сил военнослужащих, на успешное выполнение боевой задачи.
Проблема психических состояний требует своего дальнейшего научного осмысления. Ученые, в центре внимания которых находятся психические состояния, сталкиваются с трудностями в изучении данного явления. Во-первых, психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности (А.О. Прохоров). Во-вторых, психические состояния, являясь сложным психическим явлением, характеризуются многоуровневостью, многокомпонентностью и полифункциональностью (В.А. Ганзен). Поэтому дальнейшая разработка проблемы психических состояний военнослужащих необходима для устранения размытости границ между психическими состояниями, процессами и свойствами, для определения временной актуализации психических состояний военнослужащих, систематизации их различных проявлений в условиях боевой обстановки, поиска эффективных средств снижения негативных психических состояний.
Психические состояния военнослужащих актуализируются как ответная реакция на воздействие боевой ситуации.
Исследования различных психологов подтверждают, что психические состояния в значительной мере определяют успешность выполнения профессиональной деятельности человека, его физическое и психическое здоровье. Понимание военнослужащими своих психических состояний и умение регулировать их, с одной стороны, позволяют им улучшить качество выполнения боевой задачи, в условиях несения службы, с другой - зная способы регулирования военнослужащие смогут корректировать их, что несомненно положительно скажется на эффективности несения службы.
Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобилизации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методиками психической саморегуляции. У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное применение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния.
Необходимость освоения приемов саморегуляции обусловлена возможностью для военнослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие рассогласования циркадианных ритмов организма, нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы.
Способность к освоению приемов психической саморегуляции обусловливается особенностями нервно-психической сферы человека. Так, многочисленными исследованиями установлено, что методы саморегуляции очень эффективны в условиях профессионального стресса: О.А. Конопкин, В.Э.Мильман, В.И. Моросанова, Н.М. Пейсахов, Т.Г.Волкова, И.А.Мананникова.
Однако при написании данной работы нам не встретилось ни одного комплексного исследования, в котором бы методы саморегуляции стали основным методом коррекции негативных психических состояний у военнослужащих морской пехоты.
В настоящей работе приведены материалы теоретико - методологического анализа ведущих положений по проблеме психических состояний военнослужащих морской пехоты в условиях несения боевой службы: анализируются подходы к пониманию феномена психических состояний, описываются виды психических состояний военнослужащих морской пехоты, рассматриваются особенности снижения негативных психических состояний с помощью методов саморегуляции.
На основании вышесказанного можно обозначить следующие противоречия:
- между влиянием боевых действий на психические состояния военнослужащих морской пехоты и необходимостью изучения средств, направленных на прогнозирование и поддержание необходимого уровня профессиональной готовности офицеров к выполнению поставленных боевых задач,
- между необходимостью использования методов саморегуляции в коррекции негативных психических состояний у военнослужащих морской пехоты и отсутствием практического опыта в их использовании.
Объектом исследования являются психические состояния военнослужащих морской пехоты.
Предметом методы саморегуляции психических состояний военнослужащих морской пехоты .
Цель - исследование эффективности методов саморегуляции негативных психических состояний военнослужащих морской пехоты.
Рабочей гипотезой исследования явилось предположение о том, что предлагаемый комплекс методов саморегуляции позволяет корректировать негативные психические состояния военнослужащих морской пехоты.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к психическим состояниям,
2. выявить основные психические состояния военнослужащих морской
пехоты,
3. обосновать использование методов саморегуляции в коррекции психических состояний,
4. провести исследование эффективности саморегуляции психических состояний военнослужащих морской пехоты.
Для решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ психолого¬
педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение; диагностические методы (анкетирование, тестирование); опытно-экспериментальная работа, анализ ее результатов, методы математической статистики.
Научная новизна обусловлена тем, что в работе представлены результаты эмпирического исследования психических состояний военнослужащих морской пехоты: приводятся результаты изучения влияния методов саморегуляции на психические состояния военнослужащих морской пехоты, а также результаты исследования динамики и степени выраженности психических состояний военнослужащих морской пехоты в процессе использования методов саморегуляции.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты способствуют обогащению научных представлений о понятии психического состояния, его характеристиках и параметрах, особенностях проявлений психических состояний военнослужащих морской пехоты; дают возможность создания новых методов коррекции психических состояний, базирующихся на методах саморегуляции.
Практическая значимость исследования заключается в определении и экспериментальной проверке влияния методов саморегуляции в коррекции психических состояний военнослужащих морской пехоты, обеспечивающие устойчивость у военнослужащих морской пехоты к выполнению боевой задачи в условиях несения службы.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ, направленных на коррекцию психических состояний методами саморегуляции как фактора обеспечения психического здоровья военнослужащих морской пехоты.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенные исследования военнослужащих позволяют сделать следующее заключение:
Анализ научно-методической литературы выявил недостаточную степень разработанности проблемы исследования по применению методов совершенствования навыков саморегуляции и использования их в регулировании ПС военнослужащих морской пехоты.
Условия несения боевой службы, выполнение ответственных боевых заданий не обеспечивают полноценного развития навыков саморегуляции.
В теоретической части данного исследования, были выявлены основные ПС военнослужащих, которые возникают наиболее часто в процессе несения боевой службы: стресс, фрустрация, страх и т.д.
Так же были описаны основные методы саморегуляции, которые направлены, на создание благоприятного психоэмоционального фона человека.
Были проанализированы комплексные техники саморегуляции, техники, связанные с воздействием слова, техники, связанные с управлением тонусом мышц, техники, связанные с управлением дыханием.
В процессе проведенного нами исследования на констатирующем этапе, было выявлено, что в целом, у военнослужащих отмечался низкий уровень развития навыков саморегуляции.
Показано, что уровень развития навыков саморегуляции обуславливает чувствительность к воздействию стресс-факторов: военнослужащие с низким уровнем развития навыков более чувствительны к воздействию стресс - факторов.
Экспериментально апробированная методика совершенствования навыков саморегуляции военнослужащих, которая содержала в себе комплекс с различным техниками (создание позитивных мысленных образов, выражающих характеристики оптимального ПС, концентрация и устойчивость внимания на них, произвольное управление тонусом мышц) включает в себя совершенствование функций внимания, воображения, представления; установление взаимосвязей между управляющими и исполнительными системами организма с использованием психолого - педагогических средств и функциональных эффектов массажа и оказывает положительное влияние на совершенствование навыков саморегуляции.
Внедрение методики в процесс введения боевой службы позволило добиться положительных (достоверных) изменений исследуемых показателей^ высокие показатели навыков саморегуляции, рефлексивности.
Полученные результаты в ходе настоящего исследования позволяют предложить ряд рекомендаций для военных психологов о реализации на практике методики совершенствования навыков саморегуляции.
1. Акимова Н.А. Из опыта применения аутогенной тренировки для людей умственного труда//Проблемы умственного труда. Вып.4.-М., 2012.-144-151.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 2010.- 495с.
3. Алексеев А.В. Психомышечпая тренировка метод психической саморегуляции. - М.: ЦОЛИУВ, 2011.-28с.
4. Альтшуллер А.А. Практическая психология для менеджера. - Рн/д.: Феникс, 2014. - 384 с.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 2014. №1. с. 3-18.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2010. — 320с.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: природа и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2012. - 528 с.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2011. - 336 с.
9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2010. - 320с.
10. Волошин В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство (феноменология, клиника, систематика, динамика и современные подходы к психофармакотерапии) / В.М. Волошин. - М.: «Анахарисис», 2015. - 200 с.
11. Волошин П.В., Шестопалова Л.Ф., Подкорытов В.С. Медико-психологические аспекты экстремальных событий и проблема посттравматических стрессовых расстройств // Междунар. мед. журн. — 2011.— Т. 6, № 3.— С. 31-34.
12. Дерягина Л.Е. Адаптивное поведение человека в экстремальных условиях среды / Л.Е. Дерягина, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев. — Архангельск: Изд-во СГМУ, 2011. — 122 с.
13. Дикая Л.Г. Системно-деятелыюстная концепция саморегуляция психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического аиализа. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999, - с. 80-105.
14. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал 2011. Т. 12, №1. -с.55-65.
15. Друкер П. Классические работы по менеджменту. - М.: Альпина,
2010. - 220 с.
16. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Рос. психиатр. журн.— 2012.— № 3.— С. 50-56.
17. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга.
Психологический тренииг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2012. - 80 с.
18. Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. - 248 с.
19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М.: Наука, 2003 - 342 с.
20. Лабунский П.О. Послевоенная адаптация, коррекция и реабилитация ветеранов афганской войны // Календарь психотерапевта. -
2011. - № 2. - с. 41-54.
21. Лазебная Е.О. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий / Е.О. Лазебная М.В. Зеленова // Психологический журнал. — 2012. — № 5. — С.62—74.
22. Левитов Н.Д. Определение психического состояния.//Психические состояния. / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова - СПб, 2011. — 512 с.
23. Леонова А.Б Комплексная стратегия анализа профессионального стресса : от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. — 2014. Т.25, №2. - С. 75-78.
24. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М: Смысл, 2010. - 320с.
25. Либих С.С. Аутогенная тренировка. Л.: ГИДУВ, 2010. - 22 с.
26. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник A.M. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2015. - 432 с.
27. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. -М.: Медицина, 2010.-280 с.
28. Малашенко О.И., Новиков В.А., Ласков В.Б., Погосов А.В. Особенности клиники и лечения посттравматических стрессовых расстройств у комбатантов // Воен-мед журн. - 2011. - Т. 330, № 3 - с. 48-53.
29. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: Издательство Эксмо, 2015. - 960 с.
30. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2011. - 260 с.
31. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 2010. - 120с.
32. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. СПб.: Речь, 2010. - 290с.
33. Огарь В.Г. Возможности повышения эффективности обучения через психорегуляцию // Забродин Ю.М. (ред.). Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. Вопросы кибернетики. -М.,
2014. с. 161-163.
34. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств.— М.: Смысл, 2012.— 127 с.
35. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. (ВОЗ). М.: «Смысл», 2012. — С. 104-122.
36. Пичугин В. Г. Эмоциональная устойчивость. Техника развития. -
М.: Вершина, 2012. - 220с.
37. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности. - М.: Изд-во НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 230с.
38. Посттравматическое стрессовое расстройство / Под редакцией академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. - М. ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2015. - 204 с.
39. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЭР СЭ, 2015. - 352 с.
40. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях. /Под редакцией Л. А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
41. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[В.Н.Непопалов, В.Ф.Сопов, А.В.Родионов и др.; под ред. А.Н.Блеера]. - М.:Издательский центр «Академия», 2012. - 210с.
42. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2015. - 430с.
43. Ротштейн В.Г. Посттравматический стрессовый синдром. Руководство по психиатрии: в 2-х т. Т. 2/ А.С. Тиганов, А.В. Снежневский, Д.Д. Орловская и др.; Под редакцией А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 2010. - с. 517-526.
44. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. - СПб.: Речь, 2010. - 238с.
45. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. - М.: Издательство
института психотерапии, 2011.-336 с.
46. Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и аутотренинга. - М.: Эксмо, 2011. - 96с.
47. Свенцицкий A.JI. Исследование стресса в производственной организации (социально-психологический подход) // обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2015. - №3. - С. 252-257.
48. Селье Г. Стресс без дистресса/ Под ред. Е.М. Крепса. - М: Прогресс, 2012 - 358 с..
49. Сидоров П.И. и др. Психическое здоровье ветеранов афганской войны / Под ред. П.И. Сидорова. - Издательский центр АГМА, 2010. - 384 с.
50. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - М.: Гуманитарный центр, 2011. - 276 с.
51. Смирнов В. Н., Петухов Е. В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 208 с.
52. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. — М.: Изд-во прикладной психологии, 2012. — 512 с.
53. Съедин С.И. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: учеб. пособие / С.И. Съедин, РА. Абдурахманов. — М.: МО России, 2012. — 68 с.
54. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. - М.: Издательство «Когито-Центр, 2013. - 208 с.
55. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчан З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы. - М.: Изд-во «Когито-центр», 2012. - 329с.
56. Требухов С.Н. К вопросу о типах психологического реагирования у раненых с признаками боевой психической травмы / Сборник «Актуальные вопросы терапии психических заболеваний». Челябинск., 2012. - С 56-76.
57. Филимоненко Ю.И. Релаксационное состояние как психофизиологическая основа психической саморегуляции // Забродин Ю.М. (ред.). Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. М., 2014. - С. 183-185.
58. Шамрей В.К., Лыткин В.М. К проблеме психического здоровья участников боевых действий. // Российский психиатрический журнал, 2011 № 6, с. 63-68.
59. Шестопалова Л.Ф. Клинико-психологическое исследование факторов и условий формирования посттравматических стрессовых расстройств у лиц, переживших экстремальные события // Укр. в1сн. психоневрол.— 2013.— Т. 10, вип. 2 (31).— С. 158-159
60. Шестопалова Л.Ф. Реабилитация больных с посттравматическими стрессовыми расстройствами: принципы и подходы к психокоррекционной работе // Арх. психхатр.— 2011.— № 4 (27).— С. 83-86.
61. Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. - М.: Вече, 2010. - 210с.
62. Шойфет М.С. Самогипноз. Тренинг психофизической саморегуля¬ции. - СПб.: Питер, 2013. - 190с.
63. Шубина JI.C. Психическая саморегуляция как средство адаптации к психической деятельности // Взаимосвязь обучения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 2012.-с. 97-104.
64. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М.: Медицина, 2015. - 130 с.
65. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2010. - 301с.
66. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
67. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Издательство Эксмо,
2015. - 304 с.