Введение
1. Теоретические
1. 1. Рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к пониманию копинг-стратегий в отечественной и зарубежной литературе, в частности ресурсный подход.
1.2. Описать ресурсы личности, взаимосвязанные и определяющие способы совладания личности в стрессовой ситуации.
1.3. Описать особенности социальной ситуации развития, как условия становления ресурсов личности
2. Эмпирические
2.1.Организационно-методические: подобрать методики для выявления копинг-стратегий, определения уровня притязаний и уровня субъективного контроля
2.2. Аналитические
2.2.1. Описать и сравнить эмпирические данные, полученные на выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях
2.2.2. Вывить различия предпочитаемых копинг-стратегий, и уровней личностных ресурсов: субъективного контроля и притязания в выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях
2.2.2. Установить, насколько избираемые копинг-стратегии взаимосвязаны с уровнем притязаний, уровнем субъективного контроля в выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях.
Заключение
Литература
В качестве теоретических методов исследования нами было проведено: изучение научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов; анализ, сравнение, индукция, дедукция; в качестве эмпирических методов выступили: тестирование, сравнение, сопоставление, методы математической статистики.
Исследование включало следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса в адаптации Л.И. Вассермана и соавторов, позволяющий определить избираемые стратегии совладания и преодоления трудностей в разных областях психической деятельности; выявление направленности локуса контроля, обусловленной разнообразными ситуациями реализовывалось с помощью опросника Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинд «Уровень субъективного контроля»; определение уровня притязаний осуществлялось посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности с помощью опросника В.К. Горбачевского «Уровень притязаний»
Математические методы обработки данных: корреляционный анализ, вычисление мер центральной тенденции, определение достоверности различий с использованием t критерий Стьюдента
Выборка:
Общее количество опрошенных - 66 человек: 31 юноша, и 35 девушек в возрасте 15-16 лет.
Первую выборку составили учащиеся общеобразовательных школ, воспитывающиеся в семьях. Общее количество испытуемых 42 человека, в возрасте 15-16 лет, 20 юношей и 22 девушки. В эту выборку вошли учащиеся средней общеобразовательной русско-татарской школы № 14 и МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением
отдельных предметов».
Вторая выборка - воспитанники социальных учреждений в количестве 24 человек. Выборка, представлена 11 юношами и 13 девушками в возрасте 15-16 лет. Респондентами данной выборки, являлись воспитанники следующих социальных учреждений: Серовский детский дом, Нурлатский детский дом, Социальный приют для детей и подростков МСЗ РТ «Березка», Социальный приют для детей и подростков «Гаврош», Социальный приют для детей и подростков «Забота», Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением.
Результаты исследования:
1. Выявлено содержание понятия копинг-стратегии в ресурсном подходе: о роли ресурсов человека в возникновении и развитии способов преодоления стресса.
2. Выявлены достоверные различия в степени развития ресурсов личности: локуса контроля и уровня притязаний, между воспитанниками социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях.
3. Определена зависимость между ресурсами личности и избираемыми копинг - стратегиями в обеих выборках
4. Установлено, что социальным сиротам в большей степени присуще неадаптивные копинги, предполагающие попытки не всегда целенаправленной поведенческой активности, направленных не на разрешение проблем, а на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций, чем для представителей второй выборки.
5. Интернальность воспитанников социальных учреждения, ярко проявляется в ситуациях связанных со здоровьяем, отмечаем что в выборке школьников, данная ситуация не является значимой
6. Для воспитанников из социальных учреждений, не свойственны элементы конкуренции, предполагающие не столько соревновательный момент, сколько ориентацию на действия других людей в стрессовых ситуациях.
7. Компонент антиципации также в большей степени развитый у школьников, чем у социальных сирот, не позволяет вторым в полной мере прогнозировать различные варианты исхода ситуации, снизить тревогу в преодолении стрессовой ситуации.
Область применения исследования представлена возможностью применения полученных результатов в разработке и реализации программ для обучения социальных сирот эффективным способам совладающего поведения; рассмотрению вопросов об изменении сложившейся ситуации в учреждениях закрытого типа и расширению спектра социальных ролей воспитанников социальных учреждений, позволяющих избежать стресса при выпуске.
Проблема социального сиротства была и остается актуальной на сегодняшней день для нашей страны, не смотря на сокращение количества детских домов, и реорганизацию в учреждения, ориентированных на более эффективную работу по поддержке выпускников. Однако, главные задачи по социализации и адаптации к условиям отличных от тех, что были в стенах государственного учреждения, не решаются, о чем свидетельствуют результаты научных трудов многих исследователей, посвященных изучению личностных особенностей и способов совладания выпускников учреждений закрытых типов. Вступление в самостоятельную жизнь выпускников зачастую сопровождается нарастанием противоречий между совладающим поведением личности, ее притязаниями, жизненными установками, а также их расхождением с реальными требованиями, предъявляемые обществом.
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязей копинг- стратегий и ресурсов личности воспитанников социальных учреждений.
В рабочей гипотезе мы предполагали, что ситуация развития воспитанников социальных учреждений определяет особенности взаимосвязей между их копинг-стратегиями и личностными ресурсами.
В результате корреляционного и сравнительного анализа особенностей совладания и ресурсов личности школьников, воспитывающихся в семьях и воспитанников социальных учреждений, выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.
Исследование осуществлялось посредством опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса, позволяющего определить копинг- механизмы, способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности; опросника «Уровень субъективного контроля», отражающего уровень интернальность - экстернальности в различных ситуациях; опросника «Уровень притязаний» В.К. Горбачевского, выявляющий выраженность компонентов мотивационной структуры личности.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Осуществлен теоретический анализ подходов к пониманию копинг- стратегий в отечественной и зарубежной литературе, в частности ресурсный подход.
• Описаны ресурсы личности, взаимосвязанные и определяющие способы совладания личности в стрессовой ситуации.
• Раскрыты особенности социальной ситуации развития, как условия становления ресурсов личности
• Эмпирическим путем были исследованы особенности совладающего поведения и уровни развития личностных ресурсов
• Выявлены особенности взаимосвязи между избираемыми копинг- стратегиями, уровнем притязаний и субъективным локусом контроля в выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях.
В результате нашего исследования мы приходим к следующим выводам:
1. Социальным сиротам в большей степени присуще неадаптивные копинги, предполагающие попытки не всегда целенаправленной поведенческой активности, направленных не на разрешение проблем, а на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций, чем для представителей второй выборки.
2. Интернальность воспитанников социальных учреждения, ярко проявляется в ситуациях связанных со здоровьем, отмечаем что в выборке школьников, данная ситуация не является значимой
3. Для воспитанников из социальных учреждений, не свойственны элементы конкуренции, предполагающие не столько соревновательный момент, сколько ориентацию на действия других людей в стрессовых ситуациях.
4. Компонент антиципации также в большей степени развитый у школьников, чем у социальных сирот, что в свою очередь, не позволяет вторым в полной мере прогнозировать различные варианты исхода ситуации, снизить тревогу в преодолении стрессовой ситуации.
Таким образом, выявление уровня развития ресурсов личности, взаимосвязанных с копинг-механизмами в период обучения и воспитания в учреждении, а не просто констатация факта о неуспешном совладании, позволит выявить актуальную ситуацию и спрогнозировать зону ближайшего развития в этом направлении.
По нашему мнению, большое значение имеет развитие представленных элементов ресурсности личности, являющееся возможным при условии расширения спектра ситуаций, в которых воспитанники социальных учреждений могут себя проявить и использовать разные копинги-механизмы. Имея опыт взаимодействия за пределами учреждения, в различных социальных ролях, с людьми разного возраста и положения позволит приобрести навык и опыт, способствующий развитию конкурентоспособной, социализированной личности.
1. Аргентова Т.Е., Тополева Е.В. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста // Сибирский психологический журнал. - 2007 г. - №25 - С. 67-72.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал.- Том 5. -1984. - №3. -С.152-162.
3. Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых
информационных технологий: возможности и ограничения //
Психологические исследования. - 2014. № 38. Т.7. С. 2.
4. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. /Бережная Ольга Владимировна. Ставрополь, 2005.- 191 с.
5. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - К.: Здоровье, 1986. - 280 с.
6. Блинова В.Л., Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций как детерминанты саморазвития и личностного роста // Образование и саморазвитие.- 2015. № 1 (43) -С. 58¬63.
7. Бодров В. А. Информационный стресс: учеб, пособие для вузов.- М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
8. Воронцова М.В., Левченко Т.А. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома- интерната. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во А.Н. Ступина, 2014.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
10. Горностай П.П., Т.М. Титаренко. Психология личности: Словарь-
справочник. - К.: Рута, 2001. - 320 с.
11. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в
современном контексте.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.
12. Калашникова С.А. Оценка личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни человека // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2011.
13. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87.
14. Комбу А.С., Фрокол А.С. доминирующие копинг-стратегии студентов- сирот // ВЕСТНИК Педагогические науки. - 2014 г. -№4
15. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. -1995. №1. Т.16. С. 43-52.
16. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - 2007. - №3. С. 93-112.
17. Куликов Л.В. Психология настроения личности: Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 1997. 38с.
18. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998.- №2. Т.1.
19. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности //Психологический журнал /Ред. А.В. Брушлинский, И.О. Александров, И.И. Чеснокова. - 1997. - №5. Том18 - С. 20-30.
20. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
22. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. - М.: «София», 2006. -368 с.
23. Симатова О.Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого¬педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков // Вестник ЗабГУ.- 2009. №6.
24. Скуратова А.В. Особенности психологических защит и копинг-поведения у тревожных детей младшего школьного возраста // Журнал Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки - 2011. Вып.2.
25. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 13-16.
26. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.: СПУ, 2005. - 628с.
27. Шкуратова И.П., Анненкова Е.А. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, с. 17-23.
28. Яковлева С.А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учётом локуса контроля// Журнал Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2012. Вып. № 5.