Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь копинг-стратегий и личностных ресурсов воспитанников социальных учреждений

Работа №54168

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические
1. 1. Рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к пониманию копинг-стратегий в отечественной и зарубежной литературе, в частности ресурсный подход.
1.2. Описать ресурсы личности, взаимосвязанные и определяющие способы совладания личности в стрессовой ситуации.
1.3. Описать особенности социальной ситуации развития, как условия становления ресурсов личности
2. Эмпирические
2.1.Организационно-методические: подобрать методики для выявления копинг-стратегий, определения уровня притязаний и уровня субъективного контроля
2.2. Аналитические
2.2.1. Описать и сравнить эмпирические данные, полученные на выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях
2.2.2. Вывить различия предпочитаемых копинг-стратегий, и уровней личностных ресурсов: субъективного контроля и притязания в выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях
2.2.2. Установить, насколько избираемые копинг-стратегии взаимосвязаны с уровнем притязаний, уровнем субъективного контроля в выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях.
Заключение
Литература

В качестве теоретических методов исследования нами было проведено: изучение научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов; анализ, сравнение, индукция, дедукция; в качестве эмпирических методов выступили: тестирование, сравнение, сопоставление, методы математической статистики.
Исследование включало следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса в адаптации Л.И. Вассермана и соавторов, позволяющий определить избираемые стратегии совладания и преодоления трудностей в разных областях психической деятельности; выявление направленности локуса контроля, обусловленной разнообразными ситуациями реализовывалось с помощью опросника Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинд «Уровень субъективного контроля»; определение уровня притязаний осуществлялось посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности с помощью опросника В.К. Горбачевского «Уровень притязаний»
Математические методы обработки данных: корреляционный анализ, вычисление мер центральной тенденции, определение достоверности различий с использованием t критерий Стьюдента
Выборка:
Общее количество опрошенных - 66 человек: 31 юноша, и 35 девушек в возрасте 15-16 лет.
Первую выборку составили учащиеся общеобразовательных школ, воспитывающиеся в семьях. Общее количество испытуемых 42 человека, в возрасте 15-16 лет, 20 юношей и 22 девушки. В эту выборку вошли учащиеся средней общеобразовательной русско-татарской школы № 14 и МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением
отдельных предметов».
Вторая выборка - воспитанники социальных учреждений в количестве 24 человек. Выборка, представлена 11 юношами и 13 девушками в возрасте 15-16 лет. Респондентами данной выборки, являлись воспитанники следующих социальных учреждений: Серовский детский дом, Нурлатский детский дом, Социальный приют для детей и подростков МСЗ РТ «Березка», Социальный приют для детей и подростков «Гаврош», Социальный приют для детей и подростков «Забота», Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением.
Результаты исследования:
1. Выявлено содержание понятия копинг-стратегии в ресурсном подходе: о роли ресурсов человека в возникновении и развитии способов преодоления стресса.
2. Выявлены достоверные различия в степени развития ресурсов личности: локуса контроля и уровня притязаний, между воспитанниками социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях.
3. Определена зависимость между ресурсами личности и избираемыми копинг - стратегиями в обеих выборках
4. Установлено, что социальным сиротам в большей степени присуще неадаптивные копинги, предполагающие попытки не всегда целенаправленной поведенческой активности, направленных не на разрешение проблем, а на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций, чем для представителей второй выборки.
5. Интернальность воспитанников социальных учреждения, ярко проявляется в ситуациях связанных со здоровьяем, отмечаем что в выборке школьников, данная ситуация не является значимой
6. Для воспитанников из социальных учреждений, не свойственны элементы конкуренции, предполагающие не столько соревновательный момент, сколько ориентацию на действия других людей в стрессовых ситуациях.
7. Компонент антиципации также в большей степени развитый у школьников, чем у социальных сирот, не позволяет вторым в полной мере прогнозировать различные варианты исхода ситуации, снизить тревогу в преодолении стрессовой ситуации.
Область применения исследования представлена возможностью применения полученных результатов в разработке и реализации программ для обучения социальных сирот эффективным способам совладающего поведения; рассмотрению вопросов об изменении сложившейся ситуации в учреждениях закрытого типа и расширению спектра социальных ролей воспитанников социальных учреждений, позволяющих избежать стресса при выпуске.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социального сиротства была и остается актуальной на сегодняшней день для нашей страны, не смотря на сокращение количества детских домов, и реорганизацию в учреждения, ориентированных на более эффективную работу по поддержке выпускников. Однако, главные задачи по социализации и адаптации к условиям отличных от тех, что были в стенах государственного учреждения, не решаются, о чем свидетельствуют результаты научных трудов многих исследователей, посвященных изучению личностных особенностей и способов совладания выпускников учреждений закрытых типов. Вступление в самостоятельную жизнь выпускников зачастую сопровождается нарастанием противоречий между совладающим поведением личности, ее притязаниями, жизненными установками, а также их расхождением с реальными требованиями, предъявляемые обществом.
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязей копинг- стратегий и ресурсов личности воспитанников социальных учреждений.
В рабочей гипотезе мы предполагали, что ситуация развития воспитанников социальных учреждений определяет особенности взаимосвязей между их копинг-стратегиями и личностными ресурсами.
В результате корреляционного и сравнительного анализа особенностей совладания и ресурсов личности школьников, воспитывающихся в семьях и воспитанников социальных учреждений, выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.
Исследование осуществлялось посредством опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса, позволяющего определить копинг- механизмы, способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности; опросника «Уровень субъективного контроля», отражающего уровень интернальность - экстернальности в различных ситуациях; опросника «Уровень притязаний» В.К. Горбачевского, выявляющий выраженность компонентов мотивационной структуры личности.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Осуществлен теоретический анализ подходов к пониманию копинг- стратегий в отечественной и зарубежной литературе, в частности ресурсный подход.
• Описаны ресурсы личности, взаимосвязанные и определяющие способы совладания личности в стрессовой ситуации.
• Раскрыты особенности социальной ситуации развития, как условия становления ресурсов личности
• Эмпирическим путем были исследованы особенности совладающего поведения и уровни развития личностных ресурсов
• Выявлены особенности взаимосвязи между избираемыми копинг- стратегиями, уровнем притязаний и субъективным локусом контроля в выборках воспитанников социальных учреждений и школьников, воспитывающихся в семьях.
В результате нашего исследования мы приходим к следующим выводам:
1. Социальным сиротам в большей степени присуще неадаптивные копинги, предполагающие попытки не всегда целенаправленной поведенческой активности, направленных не на разрешение проблем, а на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций, чем для представителей второй выборки.
2. Интернальность воспитанников социальных учреждения, ярко проявляется в ситуациях связанных со здоровьем, отмечаем что в выборке школьников, данная ситуация не является значимой
3. Для воспитанников из социальных учреждений, не свойственны элементы конкуренции, предполагающие не столько соревновательный момент, сколько ориентацию на действия других людей в стрессовых ситуациях.
4. Компонент антиципации также в большей степени развитый у школьников, чем у социальных сирот, что в свою очередь, не позволяет вторым в полной мере прогнозировать различные варианты исхода ситуации, снизить тревогу в преодолении стрессовой ситуации.
Таким образом, выявление уровня развития ресурсов личности, взаимосвязанных с копинг-механизмами в период обучения и воспитания в учреждении, а не просто констатация факта о неуспешном совладании, позволит выявить актуальную ситуацию и спрогнозировать зону ближайшего развития в этом направлении.
По нашему мнению, большое значение имеет развитие представленных элементов ресурсности личности, являющееся возможным при условии расширения спектра ситуаций, в которых воспитанники социальных учреждений могут себя проявить и использовать разные копинги-механизмы. Имея опыт взаимодействия за пределами учреждения, в различных социальных ролях, с людьми разного возраста и положения позволит приобрести навык и опыт, способствующий развитию конкурентоспособной, социализированной личности.



1. Аргентова Т.Е., Тополева Е.В. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста // Сибирский психологический журнал. - 2007 г. - №25 - С. 67-72.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал.- Том 5. -1984. - №3. -С.152-162.
3. Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых
информационных технологий: возможности и ограничения //
Психологические исследования. - 2014. № 38. Т.7. С. 2.
4. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. /Бережная Ольга Владимировна. Ставрополь, 2005.- 191 с.
5. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - К.: Здоровье, 1986. - 280 с.
6. Блинова В.Л., Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций как детерминанты саморазвития и личностного роста // Образование и саморазвитие.- 2015. № 1 (43) -С. 58¬63.
7. Бодров В. А. Информационный стресс: учеб, пособие для вузов.- М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
8. Воронцова М.В., Левченко Т.А. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома- интерната. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во А.Н. Ступина, 2014.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
10. Горностай П.П., Т.М. Титаренко. Психология личности: Словарь-
справочник. - К.: Рута, 2001. - 320 с.
11. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в
современном контексте.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.
12. Калашникова С.А. Оценка личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни человека // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2011.
13. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87.
14. Комбу А.С., Фрокол А.С. доминирующие копинг-стратегии студентов- сирот // ВЕСТНИК Педагогические науки. - 2014 г. -№4
15. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. -1995. №1. Т.16. С. 43-52.
16. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - 2007. - №3. С. 93-112.
17. Куликов Л.В. Психология настроения личности: Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 1997. 38с.
18. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998.- №2. Т.1.
19. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности //Психологический журнал /Ред. А.В. Брушлинский, И.О. Александров, И.И. Чеснокова. - 1997. - №5. Том18 - С. 20-30.
20. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
22. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. - М.: «София», 2006. -368 с.
23. Симатова О.Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого¬педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков // Вестник ЗабГУ.- 2009. №6.
24. Скуратова А.В. Особенности психологических защит и копинг-поведения у тревожных детей младшего школьного возраста // Журнал Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки - 2011. Вып.2.
25. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 13-16.
26. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.: СПУ, 2005. - 628с.
27. Шкуратова И.П., Анненкова Е.А. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, с. 17-23.
28. Яковлева С.А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учётом локуса контроля// Журнал Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2012. Вып. № 5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ