ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
СОШ 6
1.1. Понятие, свойства и типы тестов в обучении иностранному языку 6
1.2. Методика составления тестов 14
1.3. Проблемы тестового контроля при обучении иностранным языкам 21
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ
КОНТРОЛЕ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
11.1. Чтение как вид речевой деятельности и объект контроля 31
11.2. Использование тестового контроля в обучении аудированию 38
II.3. Организация опытного обучения для оценки эффективности тестирования как способа контроля рецептивных видов речевой деятельности
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
СОШ 6
1.1. Понятие, свойства и типы тестов в обучении иностранному языку 6
1.2. Методика составления тестов 14
1.3. Проблемы тестового контроля при обучении иностранным языкам 21
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ
КОНТРОЛЕ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
11.1. Чтение как вид речевой деятельности и объект контроля 31
11.2. Использование тестового контроля в обучении аудированию 38
II.3. Организация опытного обучения для оценки эффективности тестирования как способа контроля рецептивных видов речевой деятельности
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена использованию тестовой методики в обучении чтению и аудированию на иностранном языке. Актуальность темы исследования связана с необходимостью объективной оценки уровня обученности учащихся. При прохождении тестов ученики могут не только проверить свой уровень познаний в той или иной области, но и получить новые знания благодаря закрытым тестам и самоконтролю (при самостоятельной подготовке). Получение качественной информации об уровне обученности тем или иным навыкам нужно как учителю, так и учащемуся.
Рассмотрение проблем контроля овладения школьниками иностранным языком приобретает в последнее время большое значение, потому что все большее количество людей используют иностранный язык не только с целью знакомства с жизнью других народов и расширения личных культурных контактов. В связи с процессами глобализации возрастает потребность в специалистах, владеющих не только разговорной речью, но и подготовленных использовать иностранный язык в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вопросы контроля понимания иноязычного текста требуют более пристального внимания и методической разработки. Анализ дидактической и методической литературы, а также практики преподавания позволяет сделать вывод о том, что контроль является важнейшей составляющей учебного процесса, без которой не может быть успешной ни обучающая деятельность преподавателя, ни учебная деятельность обучающихся. Именно поэтому проблемы проверки знаний, умений и навыков, методики её организации не утратили своей актуальности в настоящее время. Контроль понимания иноязычной речи позволяет определить, достигнута ли цель обучения иностранному языку на определенном этапе, овладел ли учащийся необходимым объемом знаний, умений, навыков. И недооценка контроля как аудирования, так и чтения может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.
Объектом нашего исследования является процесс обучения рецептивным видам иноязычной речевой деятельности (РД) в СОШ.
Предмет исследования - тестовый контроль понимания иноязычного текста, предъявляемого в устной и письменной формах.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ эффективности тестового контроля в обучении аудированию и чтению.
К задачам нашего исследования относятся:
1. определение роли и места тестового контроля при обучении иностранным языкам на основе анализа научно-методической литературы по проблеме,
2. систематизация требований по методике составления тестовых заданий по аудированию и чтению.
3. выявление эффективности тестирования по сравнению с другими средствами контроля рецептивных видов РД.
Методологической основой исследования послужили труды Фоломкиной С.К., Петращук О.П., Рапопорта И.А., Коккоты В.А., Гальскова Н., Щукина А.Н., Миролюбова А.А., Роговой Е. и других как отечественных, так и зарубежных авторов.
Методы исследования были обусловлены целями и задачами работы. Речь идет о таких методах, как тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение - методы эмпирического уровня. Также были применены теоретические методы: моделирование, системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, исторический подход, который позволил выявить взаимосвязь дидактических идей и определить некоторые тенденции в развитии проблемы тестирования в обучении иностранным языкам.
Научная новизна работы состоит в попытке выявления наиболее эффективных способов повышения эффективности тестового контроля с учетом характера его взаимосвязи с успешным обучением рецептивным видам речевой деятельности на примере современного общеобразовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации требований к составлению тестов, а также необходимых качественных характеристик, определяющих эффективность тестовой методики контроля в обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования определяется возможностью эффективного использования тестирования как способа контроля в практике обучения таким рецептивным видам речевой деятельности, как чтение и аудирование.
Рассмотрение проблем контроля овладения школьниками иностранным языком приобретает в последнее время большое значение, потому что все большее количество людей используют иностранный язык не только с целью знакомства с жизнью других народов и расширения личных культурных контактов. В связи с процессами глобализации возрастает потребность в специалистах, владеющих не только разговорной речью, но и подготовленных использовать иностранный язык в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вопросы контроля понимания иноязычного текста требуют более пристального внимания и методической разработки. Анализ дидактической и методической литературы, а также практики преподавания позволяет сделать вывод о том, что контроль является важнейшей составляющей учебного процесса, без которой не может быть успешной ни обучающая деятельность преподавателя, ни учебная деятельность обучающихся. Именно поэтому проблемы проверки знаний, умений и навыков, методики её организации не утратили своей актуальности в настоящее время. Контроль понимания иноязычной речи позволяет определить, достигнута ли цель обучения иностранному языку на определенном этапе, овладел ли учащийся необходимым объемом знаний, умений, навыков. И недооценка контроля как аудирования, так и чтения может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.
Объектом нашего исследования является процесс обучения рецептивным видам иноязычной речевой деятельности (РД) в СОШ.
Предмет исследования - тестовый контроль понимания иноязычного текста, предъявляемого в устной и письменной формах.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ эффективности тестового контроля в обучении аудированию и чтению.
К задачам нашего исследования относятся:
1. определение роли и места тестового контроля при обучении иностранным языкам на основе анализа научно-методической литературы по проблеме,
2. систематизация требований по методике составления тестовых заданий по аудированию и чтению.
3. выявление эффективности тестирования по сравнению с другими средствами контроля рецептивных видов РД.
Методологической основой исследования послужили труды Фоломкиной С.К., Петращук О.П., Рапопорта И.А., Коккоты В.А., Гальскова Н., Щукина А.Н., Миролюбова А.А., Роговой Е. и других как отечественных, так и зарубежных авторов.
Методы исследования были обусловлены целями и задачами работы. Речь идет о таких методах, как тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение - методы эмпирического уровня. Также были применены теоретические методы: моделирование, системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, исторический подход, который позволил выявить взаимосвязь дидактических идей и определить некоторые тенденции в развитии проблемы тестирования в обучении иностранным языкам.
Научная новизна работы состоит в попытке выявления наиболее эффективных способов повышения эффективности тестового контроля с учетом характера его взаимосвязи с успешным обучением рецептивным видам речевой деятельности на примере современного общеобразовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации требований к составлению тестов, а также необходимых качественных характеристик, определяющих эффективность тестовой методики контроля в обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования определяется возможностью эффективного использования тестирования как способа контроля в практике обучения таким рецептивным видам речевой деятельности, как чтение и аудирование.
Подводя итоги нашего исследования, следует сказать, что роль рецептивных видов речевой деятельности (чтения и аудирования) при обучении иностранному языку и в профессиональной коммуникации велика. Как чтение, так и аудирование обеспечивают прием и обработку информации. Основным требованием для успешного обучения иностранному языку является повышение эффективности в организации взаимосвязанного обучения чтению и аудированию, поскольку основной объем информации приходится на зрительный и слуховой каналы. Поэтому оказалось важным разработать задания, позволяющие объективно оценить уровень обученности учащихся этим видам речевой деятельности.
Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике для повышения образовательного уровня при изучении иностранного языка. Также материал данной работы может быть полезным в разработке авторских тестовых заданий, выборе способов контроля, организации срезов знаний и, в целом, учебного процесса.
Основные задачи данного исследования были решены. Нами был проведен анализ тестирования как средства контроля уровня владения учащимися знаниями, умениями и навыками иностранного языка, были рассмотрены функции и роль тестов, проблемы тестового контроля, его достоинства и недостатки, изучены методики составления контролирующих тестов, приведены примеры тестов, позволяющих адекватно оценить уровень знаний, умений учащихся по рецептивным видам речевой деятельности.
Цель исследования - доказать эффективность применения тестов в процессе обучения иностранному язык - была нами достигнута. Тест является универсальным способом контроля, позволяющим проверять в одно и то же время каждого ученика в классе или группе. Выполнение теста не занимает много времени, что допускает его проведение почти на любом занятии и в ограниченных временных рамках. Во время выполнения тестового задания все учащиеся находятся в равных условиях - они работают одновременно с одинаковым по объему и сложности материалом.
Основными качественными требованиями к тесту считаются его надёжность, валидность и практичность.
Главным условием для проведения стандартизованного теста является наличие паспорта с нормами, условий тестирования и инструкций. В рамках коммуникативного подхода стоит учитывать аутентичность теста, заключающуюся в соответствии теста параметрам речевой ситуации реального общения на изучаемом языке. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, бесспорно, указывают на целесообразность их применения в учебном процессе.
Как правило, понимание содержания прочитанного и прослушанного определяется в тесте посредством конкретно выраженной характеристики результата, продукта понимания. Однако на самом деле результаты понимания бывают настолько непредсказуемыми, что однозначно определить форму их проявления невозможно. Таким образом, оценку за выполнение языкового теста нельзя считать однозначным показателем полного овладения учащимся соответствующим материалом в рецептивной речевой деятельности. Поэтому в практике рекомендуется использовать альтернативные способы контроля обученности, такие как опрос, пересказ, диктант и т.д.
Мы пришли к выводу, что тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля усвоения учащимися учебного материала и формирования речевых навыков и умений. Тем не менее, проблема улучшения качества и эффективности тестового контроля остается значимым вопросом современного образования.
Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике для повышения образовательного уровня при изучении иностранного языка. Также материал данной работы может быть полезным в разработке авторских тестовых заданий, выборе способов контроля, организации срезов знаний и, в целом, учебного процесса.
Основные задачи данного исследования были решены. Нами был проведен анализ тестирования как средства контроля уровня владения учащимися знаниями, умениями и навыками иностранного языка, были рассмотрены функции и роль тестов, проблемы тестового контроля, его достоинства и недостатки, изучены методики составления контролирующих тестов, приведены примеры тестов, позволяющих адекватно оценить уровень знаний, умений учащихся по рецептивным видам речевой деятельности.
Цель исследования - доказать эффективность применения тестов в процессе обучения иностранному язык - была нами достигнута. Тест является универсальным способом контроля, позволяющим проверять в одно и то же время каждого ученика в классе или группе. Выполнение теста не занимает много времени, что допускает его проведение почти на любом занятии и в ограниченных временных рамках. Во время выполнения тестового задания все учащиеся находятся в равных условиях - они работают одновременно с одинаковым по объему и сложности материалом.
Основными качественными требованиями к тесту считаются его надёжность, валидность и практичность.
Главным условием для проведения стандартизованного теста является наличие паспорта с нормами, условий тестирования и инструкций. В рамках коммуникативного подхода стоит учитывать аутентичность теста, заключающуюся в соответствии теста параметрам речевой ситуации реального общения на изучаемом языке. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, бесспорно, указывают на целесообразность их применения в учебном процессе.
Как правило, понимание содержания прочитанного и прослушанного определяется в тесте посредством конкретно выраженной характеристики результата, продукта понимания. Однако на самом деле результаты понимания бывают настолько непредсказуемыми, что однозначно определить форму их проявления невозможно. Таким образом, оценку за выполнение языкового теста нельзя считать однозначным показателем полного овладения учащимся соответствующим материалом в рецептивной речевой деятельности. Поэтому в практике рекомендуется использовать альтернативные способы контроля обученности, такие как опрос, пересказ, диктант и т.д.
Мы пришли к выводу, что тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля усвоения учащимися учебного материала и формирования речевых навыков и умений. Тем не менее, проблема улучшения качества и эффективности тестового контроля остается значимым вопросом современного образования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ АУДИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Особенности обучения аудированию младших школьников на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ (10 КЛАСС, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА)
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕСПЕРЕВОДНОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДКАСТИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Формирование и контроль лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Преподавание грамматики в школе в аспекте РКН
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



