ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
СОШ 6
1.1. Понятие, свойства и типы тестов в обучении иностранному языку 6
1.2. Методика составления тестов 14
1.3. Проблемы тестового контроля при обучении иностранным языкам 21
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ
КОНТРОЛЕ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
11.1. Чтение как вид речевой деятельности и объект контроля 31
11.2. Использование тестового контроля в обучении аудированию 38
II.3. Организация опытного обучения для оценки эффективности тестирования как способа контроля рецептивных видов речевой деятельности
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена использованию тестовой методики в обучении чтению и аудированию на иностранном языке. Актуальность темы исследования связана с необходимостью объективной оценки уровня обученности учащихся. При прохождении тестов ученики могут не только проверить свой уровень познаний в той или иной области, но и получить новые знания благодаря закрытым тестам и самоконтролю (при самостоятельной подготовке). Получение качественной информации об уровне обученности тем или иным навыкам нужно как учителю, так и учащемуся.
Рассмотрение проблем контроля овладения школьниками иностранным языком приобретает в последнее время большое значение, потому что все большее количество людей используют иностранный язык не только с целью знакомства с жизнью других народов и расширения личных культурных контактов. В связи с процессами глобализации возрастает потребность в специалистах, владеющих не только разговорной речью, но и подготовленных использовать иностранный язык в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вопросы контроля понимания иноязычного текста требуют более пристального внимания и методической разработки. Анализ дидактической и методической литературы, а также практики преподавания позволяет сделать вывод о том, что контроль является важнейшей составляющей учебного процесса, без которой не может быть успешной ни обучающая деятельность преподавателя, ни учебная деятельность обучающихся. Именно поэтому проблемы проверки знаний, умений и навыков, методики её организации не утратили своей актуальности в настоящее время. Контроль понимания иноязычной речи позволяет определить, достигнута ли цель обучения иностранному языку на определенном этапе, овладел ли учащийся необходимым объемом знаний, умений, навыков. И недооценка контроля как аудирования, так и чтения может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.
Объектом нашего исследования является процесс обучения рецептивным видам иноязычной речевой деятельности (РД) в СОШ.
Предмет исследования - тестовый контроль понимания иноязычного текста, предъявляемого в устной и письменной формах.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ эффективности тестового контроля в обучении аудированию и чтению.
К задачам нашего исследования относятся:
1. определение роли и места тестового контроля при обучении иностранным языкам на основе анализа научно-методической литературы по проблеме,
2. систематизация требований по методике составления тестовых заданий по аудированию и чтению.
3. выявление эффективности тестирования по сравнению с другими средствами контроля рецептивных видов РД.
Методологической основой исследования послужили труды Фоломкиной С.К., Петращук О.П., Рапопорта И.А., Коккоты В.А., Гальскова Н., Щукина А.Н., Миролюбова А.А., Роговой Е. и других как отечественных, так и зарубежных авторов.
Методы исследования были обусловлены целями и задачами работы. Речь идет о таких методах, как тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение - методы эмпирического уровня. Также были применены теоретические методы: моделирование, системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, исторический подход, который позволил выявить взаимосвязь дидактических идей и определить некоторые тенденции в развитии проблемы тестирования в обучении иностранным языкам.
Научная новизна работы состоит в попытке выявления наиболее эффективных способов повышения эффективности тестового контроля с учетом характера его взаимосвязи с успешным обучением рецептивным видам речевой деятельности на примере современного общеобразовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации требований к составлению тестов, а также необходимых качественных характеристик, определяющих эффективность тестовой методики контроля в обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования определяется возможностью эффективного использования тестирования как способа контроля в практике обучения таким рецептивным видам речевой деятельности, как чтение и аудирование.
Подводя итоги нашего исследования, следует сказать, что роль рецептивных видов речевой деятельности (чтения и аудирования) при обучении иностранному языку и в профессиональной коммуникации велика. Как чтение, так и аудирование обеспечивают прием и обработку информации. Основным требованием для успешного обучения иностранному языку является повышение эффективности в организации взаимосвязанного обучения чтению и аудированию, поскольку основной объем информации приходится на зрительный и слуховой каналы. Поэтому оказалось важным разработать задания, позволяющие объективно оценить уровень обученности учащихся этим видам речевой деятельности.
Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике для повышения образовательного уровня при изучении иностранного языка. Также материал данной работы может быть полезным в разработке авторских тестовых заданий, выборе способов контроля, организации срезов знаний и, в целом, учебного процесса.
Основные задачи данного исследования были решены. Нами был проведен анализ тестирования как средства контроля уровня владения учащимися знаниями, умениями и навыками иностранного языка, были рассмотрены функции и роль тестов, проблемы тестового контроля, его достоинства и недостатки, изучены методики составления контролирующих тестов, приведены примеры тестов, позволяющих адекватно оценить уровень знаний, умений учащихся по рецептивным видам речевой деятельности.
Цель исследования - доказать эффективность применения тестов в процессе обучения иностранному язык - была нами достигнута. Тест является универсальным способом контроля, позволяющим проверять в одно и то же время каждого ученика в классе или группе. Выполнение теста не занимает много времени, что допускает его проведение почти на любом занятии и в ограниченных временных рамках. Во время выполнения тестового задания все учащиеся находятся в равных условиях - они работают одновременно с одинаковым по объему и сложности материалом.
Основными качественными требованиями к тесту считаются его надёжность, валидность и практичность.
Главным условием для проведения стандартизованного теста является наличие паспорта с нормами, условий тестирования и инструкций. В рамках коммуникативного подхода стоит учитывать аутентичность теста, заключающуюся в соответствии теста параметрам речевой ситуации реального общения на изучаемом языке. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, бесспорно, указывают на целесообразность их применения в учебном процессе.
Как правило, понимание содержания прочитанного и прослушанного определяется в тесте посредством конкретно выраженной характеристики результата, продукта понимания. Однако на самом деле результаты понимания бывают настолько непредсказуемыми, что однозначно определить форму их проявления невозможно. Таким образом, оценку за выполнение языкового теста нельзя считать однозначным показателем полного овладения учащимся соответствующим материалом в рецептивной речевой деятельности. Поэтому в практике рекомендуется использовать альтернативные способы контроля обученности, такие как опрос, пересказ, диктант и т.д.
Мы пришли к выводу, что тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля усвоения учащимися учебного материала и формирования речевых навыков и умений. Тем не менее, проблема улучшения качества и эффективности тестового контроля остается значимым вопросом современного образования.
1. Аванесов, В.С. Методические и теоретические основы тестового педагогического контроля / В.С. Аванесов. - М.: Просвещение, 1994. - 352 с.
2. Абрамова, Г. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. Абрамова. - М: «Академия», 1999. - 210 с.
3. Брейгина, М. О контроле базового уровня обученности / М. Брейгина. - Иностранные языки в школе. - 1991. - №3. - С. 26-29.
4. Вайсбурд, М. Требования к речевым умениям / М. Вайсбурд. - Иностранные языки в школе. - 1972. - №11. - С. 17-20.
5. Вайсбурд, М. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М.Вайсбурд. - Обнинск: Издательство им. Сабашниковых, 2001. - 403 с.
6. Гальскова, Н. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Гальскова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 227 с.
7. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 325 с.
8. Гез, Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. Гез. - М.: Высш. школа, 1982. - 108 с.
9. Демьяненко, М. Основы общей методики обучения иностранным языкам / М. Демьяненко. - Киев: Вища школа, 1984. - 385 с.
10. Денисова, Л.Г. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам / Л.Г. Денисова, В.Н. Симкина // Иностранные языки в школе. - 1995. - №5. - С. 41-44.
11. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 442 с.
12. Иванова, Е.Ф. О требовании к тестовому контролю / Е.Ф. Иванова // Актуальные вопросы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе: сборник научных трудов. - 1986. - С.121-125.
13. Ильиных, Н.А. Тестирование в обучении иностранным языкам (из опыта работы) / Н.А. Ильиных // Обучение иностранным языкам: традиции и инновацию Межвузовский сборник научных статей. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - С.116-121.
14. Коккота, В.А. Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам / В.А. Коккота. - М.: Приор, 1970. - 378 с.
15. Королева, О.Л. Использование тестирования в старших классах / О.Л. Королева, Н.В. Пыстина // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: кн. для учителя: из опыта работы / Ред.-сост. В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - 283 с.
16. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У. Матушанский // Педагогика. - 2002. - № 2. - С.15-21.
17. Мильруд, Р.П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, А.В. Матиенко, И.Р. Максимова // Иностр. языки в школе. - 2005. - №7. - С. 32-41.
18. Мильруд, Р.П. Языковой тест: проблемы педагогических измерений / Р.П. Мильруд, А.В. Матиенко // Иностр. языки в школе. - 2006. - №5. - С. 7-13.
19. Минакова, Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка: дисс. ... канд. пед. наук / Т.В. Минакова. - Оренбург, 2001. - 214 с.
20. Миролюбов, А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / А.А. Миролюбов. - Обнинск: Титул, 2001. - 196 с.
21. Пассов, Е.И. Беседы об уроке иностранного языка / Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова и др. - Ленинград: «Просвещение», 1975. - 389 с.
22. Поломкина, С.К. Тестирование в обучении иностранному языку / С.К. Поломкина // Иностранные языки в школе. - 1986. - №6. - С. 9-13.
23. Поляков, О. Рекомендации по подготовке и использованию итогового теста за базовый курс обучения иностранному языку / О. Поляков // Иностранные языки в школе. - 1996. - №4. - С. 31-33.
24. Поляков, О. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку / О. Поляков // Иностранные языки в школе. - 1994. - №2. - С.18-22.
25. Поляков, О.Г. Тест как средство контроля при коммуникативном подходе к обучению иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. / О.Г. Поляков. - М., 1995. - 223 с.
26. Петращук, О.П. Тестовый контроль в обучении иностранным языкам с позиций разных научных подходов: иностранные языки в средних учебных заведениях / О.П. Петращук. - Мн.: Вышейшая школа, 2003. - 232 с.
27. Рабинович, Ф. Контроль на уроке иностранного языка / Ф. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 1987. - №6. - С. 51-53.
28. Рапопорт, И.А. К методологии тестового контроля. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / И.А. Рапопорт. - М.: Просвещение, 1986. - С. 83-89.
29. Рапопорт, И. Прагматические тесты: сущность, специфика, перспектива / И. Раппорт // Иностранные языки в школе. - 1985. - №3. - С. 26-29.
30. Рогова, Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Е. Рогова. - М.: Просвещение, 1991. - 284 с.
31. Розенкранц, М. Использование тестовой методики при обучении чтению текстов различных функциональных стилей в старших классах / М. Розенкранц // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: кн.для учителя: из опыта работы / Ред.-сост. В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - 283 с.
32. Розенкранц, М. Использование тестовой методики при обучении чтению иноязычных текстов / М. Розенкранц. // Учеб. пособие / Хабар. гос. пед. ин-т - Хабаровск. - 1984. - 428 с.
33. Симкин, В. Осторожно: тест / В. Симкин // Иностранные языки в школе. - 1996. - №10. - С. 7-9.
34. Слободчиков, В.А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - 358 с.
35. Смирнов, С. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: уч. пособие / С. Смирнов. - М.: Аспект Пресс Москва, 1995. - 271 с.
36. Старков, А. Основы обучения устной иноязычной речи / А. Старков. - М.: Просвещение, 1988. - 327 с.
37. Тарашкевич, Е.И. Тестирование в обучении иностранному языку. Современные тенденции в романно-германской филологии в методике преподавания иностранных языков: материалы VI республиканской научно-практической конференции / Е.А. Тарашкевич. БрГУ, факультет иностранных языков. - Брест, 2002. - 423 с.
38. Ульянов, А.В. Об обучении коммуникативным умениям чтения газеты на французском языке / А.В. Ульянов // Иностр. языки в школе. - 1990. - № 3. - С. 50-54.
39. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С. 10-77.
40. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 1987. - 263 с.
41. Фоломкина, С.К. Тестирование в обучении иностранному языку / С.К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2. - С. 51-54.
42. Хубаев, Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Г.О. Хубаев // Высшее образование в России. - 1996. - №1. - С. 53-59.
43. Челышкова, М.Б. Конструирование и статистическая обработка тестов / М.Б. Челышкова. - М: Академия, 2004. - 274 с.
44. Чернина, Т. Использование чтения как средства индивидуализации процесса повторения активной лексики / Т. Чернина. - Иностранные языки в школе. - 1990. - С. 18-26.
45. Щепилова, А. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному / А. Щепилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 295 с.
46. Щукин, А.Н. Методика обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин - М.: Просвещение, 2002. - 381 с.
47. Щукин, А. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Щукин. - М.: Филоматис: издательство "Омего-Л", 2010. - 573 с.
48. Юшко, Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук./ Г.Н. Юшко. - Ростов-на- Дону, 2001. - 23 с.
49. Barnwell, D.P. A History of Foreign Language Testing in the United States: from its beginnings to the present / D. P. Barnwell. - Tempe, Arizona: Bilingual Press, 1996. - 216 p.
50. Moskal, B. Scoring rubrics: what, when, how? / B. Moskal // Practical Assessment, Research and Evaluation. - 2000. - Vol. 7 (3). - P. 1-8.
51. Spolsky, B. Language Testing in The Modern Language Journal / B. Spolsky // The Modern Language journal. - 2000. - Vol. 84 (1). - P. 536-552.
52. Wood, B. New York experiments with new-type modern language tests / B. Wood. - New York: Macmillan, 1927. - 339 p.
53. Woodring, M. A study of the quality of English in Latin translations / M. Woodring. - New York, Teachers Collage, 1925. - 125 p.