Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального самоопределения старшеклассников и их эмоционального интеллекта .. 8
1.1. Понятие и сущность профессионального самоопределения личности... 8
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта 19
1.3. Фактор эмоционального интеллекта в профессиональном
самоопределении старшеклассников 29
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных и возрастных различий во взаимосвязи с показателями профессионального самоопределения и эмоционального интеллекта старшеклассников 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Изучение гендерных и возрастных различий по показателям
эмоционального интеллекта 41
2.2.1. Изучение гендерных различий 41
2.2.2. Изучение возрастных различий 49
2.3. Изучение профессионального самоопределения старшеклассников в
зависимости от гендерной принадлежности и возраста 52
2.3.1. Изучение в зависимости от гендерной принадлежности 52
2.3.2. Изучение в зависимости от возраста 56
2.4. Выявление характера и степени взаимосвязи профессионального
самоопределения и эмоционального интеллекта старшеклассников 58
Заключение 67
Литература 73
Приложение
Актуальность. Изучение особенностей старшего школьного возраста в современной психологической науке стало задачей традиционной. Однако, интерес исследователей к данному периоду онтогенеза вполне закономерен, так как характер изменений, происходящих на данном этапе развития, оказывает непосредственное воздействие на весь жизненный путь человека.
Особенности ведущей деятельности старшего школьного возраста (учебно-профессиональной [73] в сочетании с деятельностью по усвоению норм взаимоотношений [68]), основных психических новообразований (рост самосознания [10], профессиональное самоопределение [36]) и социальной ситуации развития (двойственность позиции «Я в обществе» и «Я и общество» с преобладанием позиции «Я в обществе» [68]) создают условия совершения адекватного выбора профессии в данный период онтогенеза, выбора смысла жизни и как следствие - выбора собственного места в жизни.
По мнению П. М. Якобсона в старшем школьном возрасте выбор профессии становится не просто реальной проблемой, решение которой неизбежно приближается с окончанием школы, но и «проблемой, которая рождает отчетливо выраженное эмоциональное отношение <...> и заставляет подумать о целях жизни, о том, что может явиться предметом устремлённости, приложения кипучих юношеских сил» [77, с. 148]. В итоге на конкретные виды отношений у молодых людей постепенно формируются определенные ценные и желанные для них переживания, которые в свою очередь становятся причинным фактором развития личности, отражающимся во многих её проявлениях [25, с.36-45]. То есть в старшем школьном возрасте постепенно формируется эмоциональный интеллект личности, который впоследствии как составляющая мировоззренческой направленности обусловливает систему предпочтений и оценок людей в различных видах деятельности, характер взаимоотношений с окружающими, представления человека о своём будущем, о своём месте в мире и в жизни, о счастье. Как 3
утверждает Б. И. Додонов, эмоциональный интеллект, сформировавшийся в процессе и под влиянием какой-либо деятельности человека, впоследствии сам начинает оказывать воздействие на выбор новых форм деятельности. Именно эмоциональный интеллект личности определяет выбор сферы деятельности и её процессуальные моменты.
Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Современные психологические исследования посвящены, в основном, изучению эмоционального развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.
Несмотря на существование обширного материала по проблеме формирования профессионального самоопределения и эмоционального интеллекта, имеют место противоречия между:
- признанием проблемы профессионального самоопределения и эмоционального интеллекта старшеклассников и её недостаточной изученностью;
- необходимостью исследования профессионального самоопределения в зависимости от эмоционального интеллекта в старшем школьном возрасте и недостаточной теоретической разработанностью условий реализации этого процесса.
Проблема исследования: каковы особенности профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от их эмоционального интеллекта?
Цель работы - теоретически обосновать и эмпирически определить особенности профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от их эмоционального интеллекта.
Объект исследования - профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования - особенности профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от их эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования. Предполагается, что особенности эмоционального интеллекта личности влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников, взаимосвязаны с ним, а также детерминированы гендерными различиями юношей и девушек и определены возрастом респондентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть профессиональное самоопределение личности;
2. Изучить эмоциональный интеллект личности;
3. Описать фактор эмоционального интеллекта в профессиональном самоопределении старшеклассников;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование гендерных и возрастных различий показателей профессионального самоопределения и эмоционального интеллекта старшеклассников;
5. Изучить гендерные и возрастные различия по показателям эмоционального интеллекта;
6. Проанализировать профессиональное самоопределение
старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности и возраста;
7. Выявить характер и степень взаимосвязи профессионального самоопределения и эмоционального интеллекта старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теоретические положения и эмпирические исследования Н. С. Пряжникова, Л. Б. Шнейдер и др. в области профессионального самоопределения; теоретические концепции таких исследователей как: Э. Гинзберг, Дж. Холланд, Е. А. Климов, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, Р. С. Немов, А. Е. Голошток и Л. А. Йовайша и др. Теории эмоционального интеллекта представлены в исследованиях Дж. Мэйер, П. Сэловей, Р. Бар-Он, Д. В. Люсин и другие.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики (t- критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона), количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Методики исследования:
■ Тест - опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана;
■ Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта;
■ Методика профессионального самоопределения «тест-опросник Дж. Голланда».
Теоретическая значимость исследования заключается в психологическом анализе процесса профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от их эмоционального интеллекта: его уровня и особенностей.
Практическая значимость. Результаты исследования могут служить источником информации в качестве базового материала для дальнейших исследований в этой области, а также могут быть использованы психологами образовательных организаций в ходе деятельности, направленной на определение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников и развития эмоционального интеллекта.
Контингент испытуемых.
В исследовании приняли участия 68 человек МБОУ «Арская СОШ №7» РТ: 34 учащихся 14 лет и 34 учащихся 16 лет, 50% - юноши, 50% - девушки.
Все учащиеся были проинформированы о цели тестирования и дали письменное согласие на участие в диагностике и эксперименте.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведённый анализ литературы показал, что профессиональное самоопределение - это основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в профессиональном самоопределении на этом этапе играют самосознание и личностное определение, которые выступают основой построения жизненной перспективы, профессионального плана.
Самоопределение имеет междисциплинарный характер, активно исследуется в социально-гуманитарных науках. Это социальная категория, в её основе находится социальное самоопределение человека. Самоопределение - «сложный интегративный феномен»: чувство, сумма знаний о себе, поведенческое единство. Понимается как целостность, зрелость, непрерывность личности, определённость и тождественность самой себе. Выступая социальным феноменом, она имеет индивидуальную природу существования и индивидуальное содержание. «Переконструирование» самоопределения происходит в результате адаптации и переориентации в постоянно и стремительно трансформирующейся реальности.
В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции.
Когда эмоциональный интеллект был только открыт, он послужил в качестве недостающего звена, объясняющего интересный феномен: люди с самым высоким показателем интеллектуального развития (IQ) переигрывают людей со средним IQ лишь в 20 процентах случаев, в то время как люди со средним IQ переигрывают людей с высоким IQ в 70 процентах. Такое положение вещей нанесло значительный удар по представлению о важности коэффициента IQ, который прежде казался огромному числу людей источником успеха.
В рамках представлений об эмоциональном интеллекте существует его популярная концепция (Д. Гоулман и другие), согласно которой эмоциональный интеллект определяется как перечень различных, порой весьма далеких друг от друга личностных особенностей, среди которых мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность и другие. Дж. Мейер относит такие расширительные определения эмоционального интеллекта к «смешанной модели», потому что здесь соединены вместе различные характеристики личности [59].
Эмоциональный интеллект предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
Влияние эмоционального интеллекта на уровень профессионального самоопределения у юношей и девушек может опосредоваться её типичной половой спецификой. То есть влияние эмоционально-интеллектуальных особенностей на уровневые и содержательные характеристики профессионального самоопределения опосредуется возрастом и усиливается при переходе от девятого к десятому классу.
Для установления возрастных и гендерных различий во взаимосвязи с показателями профессионального самоопределения и эмоционального интеллекта старшеклассников было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участия 68 человек МБОУ «Арская СОШ №7» РТ: 34 учащихся 14 лет и 34 учащихся 16 лет, 50% - юноши, 50% - девушки. Все учащиеся были проинформированы о цели тестирования и дали письменное согласие на участие в диагностике и эксперименте.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ показателей эмоционального интеллекта в зависимости от гендерной принадлежности выявил, что внутренние показатели эмоционального интеллекта («Внутренний EQ», «Эмоциональная осведомлённость», «Управление своими эмоциями») достоверно выше у юношей, а показатели социальных характеристик («Социальный EQ», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других людей») выше у девушек.
2. Анализ показателей эмоционального интеллекта в зависимости от возраста определил, что практически по всем показателям эмоциональный интеллект выше в группе шестнадцатилетних старшеклассников. Это означает, что они способны лучше понимать себя, других и окружающий мир.
3. В результате исследования показателей профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности достоверно значимых различий не обнаружено. Это значит, что как юноши, так и девушки преимущественно на среднем и слабо выраженном уровне имеют предрасположенность к определённым типам профессий.
4. При исследовании показателей профессионального самоопределения в зависимости от возраста достоверно установлено, что четырнадцатилетние старшеклассники имеют более высокие показатели по реалистическому и интеллектуальному типу (сфера деятельности техническая и научно-исследовательская), в то время как у шестнадцатилетних, показатели выше по предприимчивому типу (сфера деятельности административно-предпринимательская).
5. Проведённый корреляционный анализ раскрыл взаимосвязи профессионального самоопределения с показателями эмоционального интеллекта у старшеклассников. Достоверно выявлено, что особенности эмоционального интеллекта личности влияют на профессиональное самоопределение: чем более выражены определённые особенности эмоционального интеллекта, тем больше предрасположенность к тому или иному профессиональному типу, и наоборот.
Реалистический тип профессионального самоопределения старшеклассников, которому характерен конкретный практический труд и быстрый результат, положительно коррелирует с такими особенностями эмоционального интеллекта как «Внутренний EQ» и «Эмоциональная осведомлённость», и отрицательно с такими как: «Социальный EQ», «Экзистенциальный EQ», «Общий EQ» и «Эмпатия». Старшеклассники, определившие данный тип, знают себя и свой внутренний мир, но других понимают плохо, либо совсем не понимают. Их сфера деятельности техническая: механик, электрик, инженер, моряк и т.п.
Интеллектуальный тип профессионального самоопределения старшеклассников, которому характерен умственный труд, положительно коррелирует с такими особенностями эмоционального интеллекта как «Внутренний EQ» и отрицательно с такими как: «Социальный EQ», «Экзистенциальный EQ», «Общий EQ» и «Эмпатия». Старшеклассники, определившие данный тип, знают себя и понимают свои эмоции, используют их для вдохновения в умственном труде, но в отношениях с другими они оказываются не способны к сопереживанию и моральной поддержке. Их сфера деятельности научно-исследовательская: математик, физик, астроном и т. д.
Социальный тип профессионального самоопределения старшеклассников, которому характерен труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, положительно коррелирует с такими особенностями эмоционального интеллекта как «Социальный EQ», «Экзистенциальный EQ», «Общий EQ», «Эмпатия» и «Управление своими эмоциями», и отрицательно с такими как: «Внутренний EQ». Старшеклассники, определившие данный тип, обладают социальными умениями, могут и хотят устанавливать социальные контакты, основываясь главным образом на эмоциях, чувствах и умении общаться. Они способны к сопереживанию и умеют воздействовать на эмоциональное состояние других. Такие люди ориентированы больше на других чем на себя, поэтому они не склонны обращать внимание на собственные чувства и придавать им большого значения, а если они это и делают, то в самую последнюю очередь. Их сфера деятельности социальная: врач, учитель, социальный работник и т.п.
Предприимчивый тип профессионального самоопределения старшеклассников, которому характерен труд, связанный с организационно - руководящей деятельностью, положительно коррелирует с такими особенностями эмоционального интеллекта как «Внутренний EQ», «Социальный EQ», «Экзистенциальный EQ», «Общий EQ», а также «Эмпатия», «Эмоциональная осведомлённость» и «Распознавание эмоций других людей». Старшеклассники, определившие данный тип, знают и понимают как себя, так и других. Они умеют сделать эмоции своими незаменимыми помощниками в повседневной жизни и способны продуктивно их использовать в отношениях с другими людьми. Им свойственно умение сопереживать, поддерживать и воздействовать на человека. Их сфера деятельности административно-предпринимательская: директор, администратор, продюсер, предприниматель и др.
Артистический тип профессионального самоопределения старшеклассников, которому характерен творческий труд, положительно коррелирует с такими особенностями эмоционального интеллекта как «Общий EQ» и отрицательно с такими как: «Самомотивация».
Старшеклассники, определившие данный тип, опираются на свои непосредственные ощущения, интуицию и воображение, они могут в определённой мере понимать других и отслеживать свои эмоции, но управлять своим эмоциональным состоянием и поведением им затруднительно, для этого приходиться прилагать немало усилий. Их сфера деятельности искусство и творчество: музыкант, художник, писатель, режиссёр, фотограф, актёр и пр.
Таким образом, полученные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что особенности эмоционального интеллекта личности влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников, взаимосвязаны с ним, а также детерминированы гендерными различиями юношей и девушек и определены возрастом респондентов.
1. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 105-110.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.34 - 39.
4. Андриенко Е. В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 264 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 367 с.
6. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. - СПб.: Издательство: Речь 2005. - 208 с.
7. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. ... канд. социол. наук / Батырева Мария Владимировна. - Тюмень, 2003. - 25 с.
8. Березина Т. Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психология и психотехника. - 2013. - № 9. - С. 897 - 902.
9. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 168 с.
10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 352 с.
11. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : монография / В. В. Болучевская. - Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.
12. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - 186 с.
13. Вилюнас В. К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
14. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007. - 98 с.
15. Волков Б. С. Психология юности и молодости. Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 216 с.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
17. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения - 99: Тезисы научно- пактической конференции. - СПб., 2009. - С.25 - 26.
18. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С.43 - 52.
19. Голерова О. А., Гурова Е. В. Выбор профессии - дело семейное? Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 132 с.
20. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной
психологии. Учебное пособие - СПб: Питер, 2006. - 694 с.
21. Голубина Ю. Ю. Взаимосвязь между эмоциональной
креативностью и эмоциональным интеллектом. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С.80 - 87.
22. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.,
2007. - 104 с.
23. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб Питер, 2015. - 72 с.
24. Деркач А. А. Акмеологический словарь - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
25. Додонов Б. И. О системе личность // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. — С.36 - 45.
26. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Наука, 2008. - 272 с.
27. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 368 с.
28. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности / Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2003. - С. 229 - 232.
29. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2013. - 560 с.
30. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010. - 624с.
31. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального
самоопределения в ранней юности. - М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2008. - 372 с.
32. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.
33. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
34. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Е. А. Климов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 384 с.
35. Климова Е. М. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на профессиональный выбор // Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 1. - С.49 - 54.
36. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
37. Кононенко И. Ю. Психологические детерминаты успешности профессионального самоопределения студентов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Ю. Кононенко. - Ставрополь, 2008. - 21 с.
38. Лукашевич Н. П. Психология труда : учеб. пос. / Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев : МАУП, 2014. - 112 с.
39. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - С.264 - 278.
40. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С.29 - 36.
41. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2014. - С. 129-140.
42. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 482 с.
43. Михалева Т. И. Современный подросток в современном мире. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 122 с.
44. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 495 с.
45. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы её исследования. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.
46. Олъшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983. - 80 с.
47. Осинова Т. Ю. Психологические условия развития
коммуникативной креативности у студентов технического вуза: Дисс.канд. психол. наук.: 19.00.07. Томск, 2010. - 198 с.
48. Панкратова А. А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9) - URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 23.12.2016).
49. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю. П. Поваренков // Сибирский психологический журнал. -
2006. - № 24. - С.53 - 58.
50. Платонов К. К. Структура и развитие личности [Текст]. - М.: Наука, 1986. - 254с.
51. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-метод. пос. / Н. С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2013. - 400 с.
52. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова
- Москва: Академия, 2014. - 480 с.
53. Рабочая книга практического психолога: пособие для
специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалёва, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2011. - 640 с.
54. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2015. - 208 с.
55. Робертс Р. Д., Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, - 2004. - № 4.- С.3 - 26.
56. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 2009. - 458 с.
58. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск: Свердловский ГПИ, 1986. - 141 с.
59. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0). —
2009. —№ 6(8). URL: http://psystudy.ru/ index.php/component/content/article/25- n6-8/243-sergienko-vetrova8.html?directory=82.
60. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С. 25-36.
61. Смирнова Ю. Е. Психологические предпосылки профессионального самоопределения старшеклассников профильной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. Е. Смирнова. - Санкт-Петербург, 2013. - 26 с.
62. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 263 с.
63. Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. - М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. - 174 с.
64. Тарасенко О. Н. Уроки развития эмоционального интеллекта - М., 2009. - 98 с.
65. Узнайте ваши интеллектуальный и эмоциональный коэффициенты /PSYCHOLOGIES. - 2007.- С. 24 -33.
66. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М: ИП РАН, 2013. - 264 с.
67. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 96 с.
68. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2015. - Т. 1. - 586 с.
69. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера - М.:
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2016. - 59 с.
70. Чичук Е. Ю. Социальная креативность как компонент самоактуализации личности в социономической деятельности // Человек. Общество. Управление: науч.-Инф. Журн. Краснодар: КубГУ, - 2006. - Спец. вып. № 1. - С.63 - 72.
71. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. Ростов н/Д: «Феникс», 2016. - 224 с.
72. Широкова И. Б. Ваша «любимая» проблема. Как помочь себе и ребенку. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
73. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С.6 - 20.
74. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
75. Юркевич В. Проблема эмоционального интеллекта / В. Юркевич // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 3 (4). - С. 4-10.
76. Якобсон П. М. Психология чувств. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 216 с.
77. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.:
Просвещение, 1966. - 292 с.