Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синемалогии как метод развития психологического благополучия личности

Работа №54157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование выделения синемалогии как техники развития психологического благополучия личности 8
1. Теоретические подходы к изучению психологического благополучия личности 8
2. Психологические техники развития психологического благополучия личности 14
3. Психологическое обоснование выделения синемалогии как техники развития психологического благополучия личности 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное подтверждение влияния синемалогии на развитие психологического благополучия личности 29
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 29
2.2. Статистический анализ результатов экспериментального исследования 33
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Литература 69
Приложения 75


Актуальность исследования. Взгляд на происходящие события в современном мире показывает нам, что человеческая среда охвачена жестокостью, конфликтностью, агрессией. Ритм жизни в современном обществе очень стремителен, это приводит к тому, что человек вынужден постоянно перестраиваться под современные реалии. Жизнь с раннего детства расписана под социально-нормативные стандарты: «окончи школу», «получи высшее образование», «устройся на хорошую работу»». Во всех социальных институтах, в которые человек переходит с возрастом, ритм жизни и загруженность только нарастают. И даже если удается найти свободное время, человек не тратит его на то, чтобы прислушаться к себе, своим чувствам, эмоциям и желаниям. Иногда людям даже просто не хватает навыков для того, что бы разобраться в своих эмоциях, дифференцировать их от своих действий, мыслей, понять, что же это с ним происходит. А ведь это очень важно для здоровой личности. Большинство жителей больших городов страдают изолированностью друг от друга, от самих себя: в частности своих эмоций, тела и творчества. Жизнь становится серой, однообразной, и бессмысленной. Трансформация такой направленности наталкивает человека на переосмысление объективной действительности, общечеловеческих ценностей и норм поведения, что в первую очередь понижает уровень его психологического благополучия личности.
Вопрос о развитие психологического благополучия личности является одним из фундаментальных в таких науках как философия, медицина, психология. В каждой из этих наук существует своя трактовка и содержательное наполнение данного понятия.
Философский смысл проблемы психологического благополучия связан с двумя направлениями этики - гедонизмом и эвдемонизмом.
В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как качество жизни, психическое здоровье.
Психологическое благополучие личности с 1990-х годов активно изучается в рамках специальной отрасли психологического знания - позитивной психологии, созданной американским учёным Мартином Селигманом. Психологическое благополучие эмпирическому анализу практически не поддается, но ученые не оставляют попыток придвинуться к пониманию механизмов развития и сущности данного феномена. На сегодняшний день наука располагает такими данными о психологическом благополучии, как его структура (К. Рифф) и знание о факторах, влияющих на данный феномен (Н. Бредберн, Э. Динер, М. Селигман). Но вне сферы научного анализа находится изучение влияния кинематографа на психологическое благополучие личности, ведь мир телевидения постоянно оказывает массовое влияние на современного человека. Новости, реклама, фильмы, ток-шоу. «Правильно» подобранный фильм способен влиять на мировоззрение людей, на его эмоции, мышление и поведение в целом. Следовательно, мы можем подойти к решению проблемы развития психологическое благополучие личности средствами киноиндустрии.
Объектом исследования: психологическое благополучие личности.
Предмет исследования: синемалогия как техника влияния на развитие психологического благополучие личности.
Гипотеза исследования: синемалогия влияет на развитие
психологического благополучия личности и снижает уровень агрессивности и напряженности.
Цель исследования: установить влияние синемалогии на
психологическое благополучие личности, агрессивность и напряженность.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ подходов к изучению психологического благополучия личности.
2. Проанализировать техники развития психологического благополучия личности.
3. Теоретическое обоснование применения синемалогии как техники влияния на психологическое благополучие личности.
4. Экспериментальное подтверждение влияния синемалогии на развитие психологического благополучия личности. Теоретико-методологическая основа исследования
- личностно-деятельностный подход (В.А. Петровский), предполагающий рассмотрение психологического благополучия личности в процессе деятельности (просмотр фильма, общение и т.д.), в которой образуются различные ситуации, способствующие развитию психологического благополучия;
- гуманистический подход (Дж. Бюдженталь, С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром; А.Б. Орлов, Л.А. Петровская и др.), предполагающий анализ психологического благополучия через представления о позитивных аспектах функционирования личности;
- субъектно-средовой подход (Дж. Гибсон, С.К. Нартова-Бочавер, В.И. Панов, М. Черноушек и др.), раскрывающий идею о действии внешних факторов через внутренние условия.
Теоретическая база исследования выстроена на основе принципов российской и зарубежной психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, психодинамический принцип и принцип развития.
Интерпретация результатов работы осуществлялась на основе концепций психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; на представлениях о структуре психологического благополучия Э. Динер, М. Аргайл, К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой; на онтпосихологических идеях о происхождение психологического благополучия А. Менегетти.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент - выделение экспереиментальной и контрольной групп, показ анимационного
фильма «Воспоминания Марни»; эмпирические: метод опроса,
психодиагностика; методы статистического анализа эмпирических данных.
В исследовании использованы следующие методики: тест «Степень напряженности» (Н.А. Литвинова); опросник Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки); Оксфордский опросник счастья (М. Аргайл); шкала психологического благополучия Рифф (Н.Н. Лепешинскии).
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов Казанского (Приволжского) федерального университета Института психологиии и образования учащихся по направлению «психология».
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты вносят вклад в ту часть позитивной психологии, где рассматривается проблема психологического благополучия личности: полученные данные раскрывает новый инструментарий для развития психологического благополучия и снижения агрессии и напряженности у человека.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в работе психологов в рамках психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии для целенаправленного влияния на психологическое благополучие личности. Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи населению.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задачи исследования и дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
• Полученные в результате исследования выводы следует использовать в рамках психологической консультации, психологической коррекции и психотерапии для углубления и развития знания в области психологического благополучия.
• Практические психологи имеют возможность использовать предложенную батарею методик и фильм «Воспоминания Марни» для проведения диагностики и развития психологического благополучия личности.
• Полученные в ходе эксперимента данные позволят
целенаправленно влиять на психологическое благополучие личности.
• Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи населению.
В теоретическом плане показано:
1. На сегодняшний день нет удовлетворяющей всех исследователей определения психологического благополучия личности. Исследователи рассматривают психологическое благополучие, как интегративное образование, или, как один из иерархических уровней общего благополучия.
Анализ проблемы психологического благополучия дал общее понимание данного феномена я как субъективного самоощущения целостности и осмысленности индивидом своего бытия.
Такие факторы как агрессия и напряженность негативно влияют на психологическое благополучие личности.
Экспериментальное исследование позволило установить:
2. Сеанс синемалогии (просмотр анимационного фильма «Воспоминания Марни») оказывает влияние:
• на развитие уровня «счастья»;
• на развитие уровня «психологического благополучия»;
• на понижение уровня «агрессии»;
• на понижение уровня «напряженности».
3. Корреляционный анализ позволил выявить: через развитие
«позитивного отношения с другими» мы можем снижать «чувство вины» у человека (p<0,05; г= -0,35) и повышать «автономию» (p<0,01; г= 0,47); через развитие «самопринятия» мы можем снижать «физическую агрессию» (p<0,05; г= -0,38), а так же развить способность «управление средой» (p<0,01; г= 0,46), «психологическое благополучие» (p<0,05; г= 0,36) и «осмысленность жизни» (p<0,05; г= 0,41); через развитие «автономии» мы можем снижать уровень «чувства вины» (p<0,01; г= - 0,45), а также повышать «позитивное отношение с другими» (p<0,01; г= 0,47) и «психологическое благополучие» (p<0,01; г- 0,44); через развитие способности «управлять средой» мы можем снижать
«подозрительность» (p<0,01; г= -0,44) и повышать уровень «самопринятия» (p<0,01; г= 0,46).
Перспективы дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили наметить программу дальнейшего исследования в виде создания тренинга с использованием техники «синемалогия», дальнейшего анализа влияния данной техники на личность.



1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная
психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3.
Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2002. С. 88 - 103.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.:Питер, 2001. - 288 с.
4. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
5. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: Практическое пособие для
психологов и социальных работников [электронный ресурс] / С.В. Березин. - URL: http://kinoterapia.info/wp-
content/uploads/2016/01/berezin kinoterapia dlya .pdf (дата обращения
25.05.2017) .
6. Берн Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ / Э. Берн; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Академический Проект; Культура, 2013. - 384 с.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / И. Бонивелл. - М: Время, 2009. - 192 с.
8. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; издат. Центр «Академия», 2004. - 544 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - СПб: Питер, 2007. - 688 с.
10. Бэйнс Дж. Практика повышения уровня сознания / Дж. Бэйнс. - М.: Институт Герметической Науки Дарио Саласа, 2003. - 128 с.
11. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / А.В. Воронина. - Томск, 2002. - 24 с.
12. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия
человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. -
Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2005. - №21. - С. 142-147.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2003. - 1136 с.
14. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана / Т.О. Г ордеева // Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006. - 332 с.
15. Григорьев А. Арт-терапия [электронный ресурс] / А. Григорьев //
Журнал «PSYCHOLOGIES». - URL:
http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/art-terapiya/ (дата обращения 31.05.2017).
16. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. - 268 с.
17. Долин А. лекция «Умерло ли кино? Зрительский опят в 21 веке» [видеозапись] ЛЕТНИЙ КНИЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В «СМЕНЕ» 18-19 июня 2016 г. https://www.youtube.com/watch?v=LAfMLcHriw4&t=9s (дата обращения 05.06.2017).
18. Кравченко А.А. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков / А.А. Кравченко // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - СПб.: СПбГИК, 2013. - Том 195. - С. 298-304.
19. Купрейченко А.Б., Широкова Л.Н. Человек в экономических и социальных отношениях / А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова // Матреиалы Всероссийской научной конференции. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 415 с.
20. Леонтьев, Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии, 2011. № 1.- С. 12.
21. Леонтьев, Д. А. Подход через позитивные черты личности: от психологического благополучия к добродетелям и силам характера // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
22. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. 3-е изд. / Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2007. - 512 с.
23. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. - Минск: МУУ, 2007. - №3. - С. 73-96.
24. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации / М. Линч // Психология. Журнал высшей школы экономики. - М.: НИИ ВШЭ, 2004. - Том 1, № 3. - С. 137-142.
25. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика) / А. Лоуэн. - СПб. - 250 с.
26. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн; перевод с английского Е.В. Поле / под ред. А.М. Боковикова. - М.: Издательская фирма «Компания Пани», 1996. - 320с.
27. Маркин М.А. Психологический кинотренинг [электронный ресурс] /
М.А. Маркин. - URL: http://gratio.ru/article/2057 (дата обращения
01.06.2017) .
28. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: Рефл-бук, 1997.
29. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное / А. Менегетти; пер. с
итальянского ННБФ «Онтопсихология».- М.: ННБФ
«Онтопсихология», 2001. - Том 1. - 384 с.
30. Менегетти А. Психология жизни / А. Менегетти. - СПб., 1992.
31. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А.О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
32.Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
33. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы/ С.Н. Пензин. - Воронеж: Издательство Воронеж. гос.ун-та, 1987. -176 с.
34. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Перовский. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
35. Позднякова Е.Н. Понятие феномена «психологическое благополучие» в
современной психологии личности [Электронный ресурс] / Е.Н. Позднякова. - URL:
https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ca d=rj a&ved=0CDwQF j AD&url=http%3A%2F%2Flenapsixolog.narod.ru%2 FPsixologBlagopolychie.rtf&ei=DNWGUYHvD4vAswaEoIDwDQ&usg=A FQjCNF2KrRSqRz rvKJ qwPNBn1i6wA5A&bvm=bv.45960087,d.bGE. (дата обращения 28.05.2017).
36. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
37. Психологические тесты для профессионалов / Сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
38. Райх В. Анализ характера / В. Райх. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с.
39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2004.
40. Сандомирский М. Психосоматика и телесная терапия: Практическое руководство / М. Сандомирский. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
41. Селигман М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день / М. Селигман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.
42. Селигман М. Новая позитивная психология / М. Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.
43. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М. Селигман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440 с.
44. Сидорова В.В. Образование в области терапии искусствами в России и
за рубежом / В.В. Сидорова // Консультативная психология и психотерапия. - М.: Московский государственный психолого
педагогический университет, 2005. - №4. - С. 187-197.
45. Солдатов А. Как в кино: 10 фильмов, чтобы укрепить отношения
[электронный ресурс] / А. Солдатов // Журнал «PSYCHOLOGIES». - URL: http://www.psychologies.ru/couple/krizis-otnoshenii/kak-v-kino-10-
filmov-chtobyi-ukrepit-otnosheniya/ (дата обращения 25.05.2017).
46. Тимофеева Я. И. Сущность оценки экономического и социального
благополучия населения / Я. И. Тимофеева, Г. А. Золотарева // Непрерывное благополучие в мире: сборник научных трудов
Международного научного симпозиума, г. Томск, 11-16 сентября 2016 г. -Томск: Изд-во ТПУ, 2016. - С. 142-146.
47. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / П. П. Фесенко. М., 2005. -39 с.
48. Хакимзянов Р.Н., Юнусова Д.А. Психологическое содержание счастья / Р.Н. Хакимзянов, Д.А. Юнусова // Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 10 - 12 сентября 2015 г. - Казань: Отечество, 2015.
49. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. - Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. - 320 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ