Введение 3
1. Малые предприятия и их роль в рыночной экономике 10
1.1 Малые предприятия: сущность и основные черты 10
1.2 Место малых предприятий в экономической системе 18
1.3 Необходимость, виды и методы поддержки малых предприятии 23
2. Развитие малого предпринимательства в Балтасинском районе Республики
Татарстан 43
2.1 Социально-экономическая характеристика Балтасинского района 43
2.2 Развитие малого предпринимательства в Балтасинском районе
Республики Татарстан: сравнительный анализ с Кукморским районом
Республики Татарстан 48
3. Развитие системы поддержки малого предпринимательства в Балтасинском
районе Республики Татарстан 57
3.1 Муниципальная поддержка малого предпринимательства в Балтасинском
районе Республики Татарстан 57
3.2. Рекомендации для дальнейшего развития малого предпринимательства в
Балтасинском районе 61
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения
Актуальность. Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.
В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения .
В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из главных перспектив развития, активным источником создания среднего класса - одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.
Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования .
Степень разработанности и изученности. Основополагающие моменты теории предпринимательства и малого бизнеса были изложены в работах известных зарубежных экономистов А. Маршалла, Дж.К. Гэлбрейта, Х.Кена, Д.Норта, Й.Шумпетера, П.Самуэльсона, Я.Корнай и некоторых других исследователей .
Однако следует отметить, что многие проблемы малого бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют в условиях развитых рыночных отношений и не являются адекватными в российских условиях. Практика показывает, что в постсоциалистических странах, где по существу малый бизнес практически не функционировал, не всегда могут быть применимы модели эффективного развития малого предпринимательства, характерные для экономически развитых стран.
Некоторые современные тенденции развития малого
предпринимательства в России отражены, в той или иной степени, в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить Ш.Агеева, А.Бусыгина, А.Блинова, Е.Бухвальда, А.Виленского, Э.Дунаева, О.Емельянова, Б.Ичитовкина, В.Королева, А.Колесникова, М.Лапуста, В.Мальгина, С.Мокичева, В.Радаева, В.Рубе, Ю.Старостина, Ю.Тарануху, В.Фадеева, Ф.Шахмалова, О.Шестоперова, А.Шулуса, А.Чепуренко и другие .
Вместе с тем многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки. В связи с вышеизложенным, отметим, что :
- значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и другие) аспектам функционирования малого бизнеса;
- в исследованиях зарубежных и отечественных авторов полностью отсутствуют элементы системного подхода к рассмотрению сущности малого бизнеса в качестве сложной, самостоятельной и многофункциональной хозяйственной системы;
- в имеющейся литературе практически нет исследований, касающихся закономерностей становления и развития малого бизнеса в России;
- при разработке концептуальных основ государственной политики в отношении малого предпринимательства необходимо учитывать диалектический характер малого бизнеса, его противоречия, позитивные и негативные черты;
- необходимо выявить наиболее действенные и жизнеспособные формы поддержки малого бизнеса в сложившихся институциональных условиях;
- для укрепления экономической основы существования и успешного функционирования российских малых предприятий важно определить направления разработки эффективного механизма реализации отношений собственности в сфере малого бизнеса;
- необходимо провести исследование места и роли малого предпринимательства в современной модели рыночного хозяйствования с
целью определения перспектив его дальнейшего развития.
На территории муниципального образования может функционировать множество организаций поддержки малого бизнеса, задача которых состоит в решении выделенных выше проблем. Но эти структуры часто оказываются мало известны среди предпринимателей, они не координируют свои действия друг с другом, не реализуют системного подхода и в итоге оказываются неэффективными. Как повысить результативность программ поддержки малого бизнеса? Такие комплексные программы должны учитывать реальные проблемы бизнеса и муниципального менеджмента, основываться на результатах маркетинговых исследований, быть встроенными в систему управления территорией в качестве её неотъемлемой части. Например, разрабатывая стратегию развития муниципального образования, на этом этапе привлекаются представители малых предприятий-инвесторов и исполнителей, будущих потребителей ресурсов. Создавая информационную инфраструктуру. Она используется для исследования местных предприятий, продвижения товаров, работ, услуг местных фирм, снижения информационного барьера, формирования гибкой деловой среды и так далее. Трудности выполнения функций экономического развития муниципального образования связаны с традиционным недоверием бизнеса к власти, загруженностью администрации текущими вопросами, отсутствием необходимых квалифицированных специалистов. Для снятия этих проблем предлагается создать самостоятельную структуру, разрабатывающую комплексные планы и конкретные проекты социально-экономического развития муниципального образования. Мы рассмотрим функции, организационную структуру, состав учредителей, правовую форму такой организации .
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических странах мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг. В России же в целом вклад малого бизнеса в ВВП России составляет порядка 20%.
В необходимости поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие аспекты:
Экономический аспект - сегодня в структуре экономики мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Социальный аспект - региональное предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу - вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальных и политических рисков.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Сектор малого предпринимательства создает новые рабочие места, а, следовательно, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности.
Политический аспект - в субъектно-объектных отношениях «власть - бизнес - общество» малые и средние предприниматели имеют значительный 7
удельный вес, формируя не только экономическую, но политическую среду.
Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Необходимость поддержки малого предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур .
Методологическую основу исследования составляет теория Мазоля С.И., исследующего экономику малого бизнеса, и Райзберга Б.И., определяющего сущность малого бизнеса .
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по поддержке малого предпринимательства в муниципальном образовании «Балтасинский район» Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность малого бизнеса как объекта государственной поддержки;
2. Определить формы, методы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
3. Определить эффективность государственной поддержки малого бизнеса;
4. Провести анализ состояния и развития предпринимательства в Балтасинском районе;
5. Определить основные проблемы развития предпринимательства в Балтасинском районе;
6. Раскрыть перспективные направления развития малого и среднего предпринимательства в Балтасинском районе;
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является - муниципальное образование «Балтасинский район» Республики Татарстан, а предметом - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании «Балтасинский район» Республики Татарстан.
В настоящее время Россия переживает трудные времена. Это связано и внутренней политикой государства и во многом международной обстановкой. Россию сковали разного рода санкциями ,что породило аналогичные ответные действия со стороны России. Страна взяла курс на импортозамещение. И именно сейчас на всех уровнях власти заговорили о малом бизнесе, который по сравнению с крупным бизнесом является очень мобильным, способен быстро среагировать на любую ситуацию и приспособится. Но для этого необходимо чтобы государство создало условия, заинтересовало предпринимателей обеспечило их гарантиями, дешевыми кредитами и льготами. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Как убедительно показала мировая практика, именно малое и среднее предпринимательство позволяет осуществить в кратчайшие сроки структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей - собственников.
Малое предпринимательство (далее МП), представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных 71
рынках, непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует значительная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость МП и массовый охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.
МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками развития. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом, отсутствие управленческих иерархий - все эти черты МП 72
являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливает простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам.
Анализ развития малого предпринимательства Балтасинского района показывает, что потенциал в сфере развития малого предпринимательства далеко не исчерпан.
Развитие малого предпринимательства, учитывая специфику района, его зависимость от дотаций, отсутствие промышленных предприятий, способствует решению проблемы занятости, увеличению количества товаров и услуг.
Помочь предпринимателям устранить недостатки или минимизировать их последствия и поддержать уже функционирующие малые предприятия - очень важная и актуальная задача для местных властей. Ведь малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку производства с минимумом потерь, вовлечь местные ресурсы для выпуска товаров, создать новые рабочие места, получить государству большие средства в форме налоговых поступлений. И сейчас, в условиях России, находящейся в стадии развития рыночных отношений, именно энергичное развитие сектора МП 73
должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Основой экономики является производство, и властные структуры в самую первую очередь должны поддерживать предприятия, являющиеся производителями. Основные виды поддержки малых предприятий- производителей :
- организационная помощь;
- экономическая поддержка (поддержка существующих и новых производств);
- информационная поддержка.
Самой главной ролью властных структур является поддержка производства, без которого невозможно дальнейшее развитие и подъем экономики. Особенное внимание необходимо уделять малым предприятиям- производителям, которые в силу своей мобильности, гибкости и быстрой адаптации к постоянно изменяющемуся положению в стране, способны, как убедительно показала мировая практика, осуществить структурную перестройку экономики в кратчайшие сроки.
1) Законодательные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Вторая часть) от 26.01.96 №14-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 30.01.2014).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2014 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"
4. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. №98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.».
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Федеральный закон РФ от 8.08.2001 № 129-ФЗ
6. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 28.12.2014).
7. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
8. Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
2) Учебники, монографии, диссертации
9. Барышников, Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. В 2-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2007. - 456 с.
10. Бублик В. «Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала», М.: Хозяйство и право, N%9, 2000, с.12-22
11. Булатова, А. С. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Бек, 2007. - 257с.
12. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1
13. Буянкина А.Н. «Малый бизнес: муниципальное регулирование», М.:ИНФРА-М, 1998, 136 с.
14. Борисов, С. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? / С. Борисов // Человек и труд. - 2015. - №1. - С. 65-70.
15. Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов - М: «Дашков и Ко», 2013. - 356 с.
16. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М. ЗАО «Финстатинформ». - 2007. - 456 с.
17. Виленский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виленский // Вопросы экономики. - 2012. - № 7. - С. 30-38.
18. Виленский, А.В.. Российские объединения малых
предпринимателей как институт гражданского общества / А. В. Виленский // Общественные науки и современность. - 2011. - № 1. - С. 59-68.
19. Воронцов В.Г., Никонов Д.А., Оськин Ф.Ф. «Административное право: учебник для вузов», М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иправо,2003-507с.
20. Давыдова, Р.Т. Развитие малого предпринимательства в системе экономики производственно-промышленных систем / Р.Т. Давыдова // Юрист. - 2006. - № 8. - С. 14-21.
21. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2002, с.127-139
22. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Проблемы ее развития в регионах России // Труд и социальные отношения. - 2005. - № 2. - С. 46-54.
23. Клецкий, В.И, Страх, И.В. Прибыль в хозяйственном механизме.
- Минск. - 2008. - 345 с.
24. Ковалев, В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика. - 2011. - 413 с..
25. Ковалев, В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Инфра-М, 2014. - 424 с.
26. Коршунов Н.М., Эриашвилли Н.Д. «Предпринимательское право», уч. для вузов, 2-е изд. ЮНИТИ ,2000-463 с.
27. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.- М.: ИКЦ Дис. - 2008. - 311 с.
28. Литовский, А.М. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика. - 2010. - 278 с.
29. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие — М.: ООО «ТК Велби», 2009.— 264 с.
30. Любушкин, Н.П., Лещева, В.Б., Дъякова, В.Г. Анализ финансово¬экономической деятельности предприятия: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 471с.
31. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса : учебное пособие / С.И. Мазоль. - Мн. : Книжный дом, 2014. - 272 с.
32. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. - 220 с.
33. Малый бизнес в России, Анимица Е.Г. М.:ИНФРА-М, 1998 г., 208с.
34. Нахратова Е.Е. Особенности управления прибылью на предприятии // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборник научных трудов (выпуск VI) / Под общей редакцией проф. Пилипенко Н.Н.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.
35. Орлова Е. «Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность», Власть, 3, 2012, с.20-25
36. Полунин, А.А. Формирование и распределение доходов внутрихозяйственных подразделений/ А.А. Полунин // Основные направле-ния развития регионального АПК в условиях реализации национального проекта: Сб. научных трудов / Под общей редакцией доктора экономиче-ских наук, профессора И.А. Минакова. - Мичуринск: МичГАУ, 2010. - 111 с.
37. Усатова Л.В. Совершенствование и практическое применение управленческого анализа для различных аспектов взаимосвязи «затраты- объем-прибыль» / Л.В. Усатова // Теория и методология формирования учетно-аналитической и налоговой системы стоимости в условиях глобализации экономических процессов и перехода на международные стандарты финансовой отчетности: монография / [Л.В. Попова и др.]; под общ. Ред. Л.В. Поповой. - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 501с.
38. Финансы предприятий. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин, - М.: ИНФРА-М. - 2009. - 413 с.
39. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. Изд.4-е - М.: Финансы и статистика, 2007.
40. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М. - 2009. - 287 с.
41. Шишкин, А. К., С.С. Вартанян, Микрюков, В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. - ИНФРА-М - 2009. - 385 с.
3) Статьи из периодических изданий
42. Василик, С. Оценка эффективности деятельности предприятия // Бизнес-Информ - 2009. - №21, с. 69-71.
43. Верещака, В.В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2009. - №12. - с.12 - 21.
44. Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2002, с.7
45. Захарченко, В. Экономический механизм устойчивого развития // Бизнес-Информ - 2009. - №17-18, с. 80-83.
46. Керанчук, Т. Моделирование финансового равновесия предприятия // Бизнес-Информ - 2009. - №19. - с. 49-54.
47. Надеждина С.Д. Лукьяненко В.М. Сближение принципов бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов организации //Актуальные проблемы учета и финансов в организациях потребительской кооперации, других сферах и отраслях. Учет-аудит - МСФО: Материалы международной научно - практической конференции. - Новосибирск: СибУПК, 2009.
48. Пастухова, В. В. Концепция ключевых факторов успеха в системе стратегического управления предприятием // Менеджер - 2009. - №1 (13), с. 31-35.
49. Программа развития малого и среднего предпринмательства в Кукморском муниципальном районе на 2014-2016гг.
50. Программа развития малого предпринимательства в Балтасинском муниципальном районе на 2012-2015гг.
4) Интернет ресурсы
51. Официальный сайт «Г арант» - информационно-правовой портал» URL: http://www.consultant.ru/
52. Официальный сайт «КонсультантПлюс» URL:
http://www.consultant.ru/
53. Официальный сайт муниципального образования Кукморский район Республики Татарстан, URL: http://kukmor.tatarstan.ru/
54. Официальный сайт муниципального образования Балтасинского район Республики Татарстан URL: http://baltasi.tatarstan.ru/
55. Официальный сайт Федеральной государственной статистки Российской Федерации. «Основные показатели деятельности
малых предприятий (включая микропредприятий)» URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm
56. Российская газета. Статья «Бизнес без страха» URL: http://www.rg.ru/2015/04/07/gossovet-site.html