ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования песенного и поэтического материала в процессе обучения английскому языку
§ 1. Песенный и поэтический материал в трудах отечественных и зарубежных методистов 7
§ 2. Песня и поэзия как элементы национально-культурного компонента в обучении английскому языку 15
§ 3. Психологические и физиологические особенности учащихся средней
ступени обучения 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Особенности использования песен и стихов на уроках иностранного
языка на средней ступени основного общего образования
§ 1. Формирование произносительных навыков при работе с песенным и
поэтическим материалом на уроке английского языка 28
§ 2. Формирование грамматических навыков при работе с песенным и
поэтическим материалом на уроке английского языка 36
§ 3. Формирование лексических умений посредством песенного и поэтического материала на уроке английского языка 46
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Научная и справочная литература
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования песенного и поэтического материала в процессе обучения английскому языку
§ 1. Песенный и поэтический материал в трудах отечественных и зарубежных методистов 7
§ 2. Песня и поэзия как элементы национально-культурного компонента в обучении английскому языку 15
§ 3. Психологические и физиологические особенности учащихся средней
ступени обучения 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Особенности использования песен и стихов на уроках иностранного
языка на средней ступени основного общего образования
§ 1. Формирование произносительных навыков при работе с песенным и
поэтическим материалом на уроке английского языка 28
§ 2. Формирование грамматических навыков при работе с песенным и
поэтическим материалом на уроке английского языка 36
§ 3. Формирование лексических умений посредством песенного и поэтического материала на уроке английского языка 46
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Научная и справочная литература
Актуальность проблемы. В современных условиях развития общества педагогическая наука основывается на идеях гуманизации образования и развития личности обучаемого. В современных реалиях учащиеся школы являются активными субъектами деятельности обучения, а учебный процесс должен быть направлен на реальную практическую направленность. В XXI веке на всех ступенях общеобразовательной школы большое внимание уделяется формированию социокультурной компетенции и развитие творческого мышления учащихся.
Современный школьник должен не только владеть иностранным языком, но и быть всесторонне развитой личностью, которая способна общаться на межкультурном уровне и самостоятельно овладевать иноязычной речью. В этих условиях учитель иностранного языка выступает своего рода передающим центром и интерпретатором иноязычной культуры. Поэтому, задачей учителя иностранного языка является обеспечение условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур.
Песни и стихотворения имеется в каждой стране, они являются важной частью духовной (нематериальной) культуры каждого народа как носителя языка, они содержат в себе историю, культуру, традиции и обычаи предшествующих поколений. Использование песенного и поэтического материала на английском языке, с одной стороны, проявляются во всём его богатстве, а с другой - во всей их простоте выступают в качестве основного средства межкультурной коммуникации XXI века.
Помимо культурного компонента, использование песен и стихов на уроках английского языка является эффективным методом развития восприятия речи на слух, произношения, грамматики, а главное является отличным способом пополнения словарного запаса английских слов и выражений.
Поэтому, использование песенного и поэтического материала на уроке английского языка на средней ступени основного общего образования является актуальной проблемой на сегодняшний день для педагогической науки.
Идея использования песенного и поэтического материала на уроках английского языка не является новой, в отечественной школе песни и стихи активно используются учителями на начальной ступени обучения. В то же время проблема использования песенного и поэтического материала на средней ступени общего среднего образования в теоретических исследованиях и методической практике раскрыта недостаточно.
Современные учащиеся средних классов испытывают невероятную информационную перегрузку, которая сопровождается снижением познавательного интереса к изучаемому языку. Поэтому, используя на уроках песенный и поэтический материал, учитель побуждает интерес к обучению английского языка и повышает мотивацию подростков для грамотного овладения им.
Разработанность проблемы. Возможности использования песни и стихотворений в процессе обучения иностранному языку в средней школе рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов (Ю.Б. Алиев, И.Н. Балунец, Г.Н. Доля. Д.И. Евладова, Е.П. Карпиченкова, Н.Д. Куметова, И.В. Лабутова, Е.В. Любавина. Н.Ф. Орлова. Д. Бирн. Дж. Уэлман, К. Уилсон, Т, Ллойд, Л.Ловери, К. и И. Пири и др.).
Мнения большинства отечественных методистов (В.Ф. Аитова, Н.Ф. Орловой, И.И. Невежиной, А.А. Иванова, Т.Н. Гниловой, Ю.А. Макковеевой, И.А. Андреевой, Е.В. Логиновой и др.) сходятся в том, что песни и стихи благотворно влияют социально-психологический климат на уроке, способствует заинтересованности учащихся в изучении предмета. Однако, некоторые вопросы применения современного песенного и поэтического материала в учебном процессе на средней ступени основного общего образования остаются недостаточно исследованными.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку учащихся средней ступени основного общего образования.
Предмет исследования составляет песенный и поэтический материал, используемый на уроке английского языка на средней ступени основного общего образования.
Целью работы является теоретическое обоснование эффективности использования поэтического и песенного материала на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- дать анализ трудов отечественных и зарубежных ученых на предмет использования песенного и поэтического материала;
- рассмотреть песню и поэзию как элементы национально-культурного компонента в обучении английскому языку;
- определить психологические и физиологические особенности учащихся средней ступени обучения;
- рассмотреть особенности использования песенного и поэтического материала на уроках английского языка с целью формирования произносительных, грамматических и лексических навыков.
Методологическую основу исследования составили: личностно¬
деятельностный подход к обучению иностранным языкам (И.А. Зимняя); гуманистическая коммуникативно -страноведческая концепция обучения иностранным языкам (А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.); методики использования песенных материалов в обучении иностранным языкам (В.Ф. Айтов, Л.А. Зубарева, Н.Ф. Орлова, Е.Н. Карпиченкова и др.).
Методы исследования:
- изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
- изучение передового опыта учителей и методистов;
- метод наблюдения;
- анализ и систематизация песенного и поэтического материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании методической целесообразности использования песенного и поэтического материала как средства повышения интереса к английскому языку и совершенствования коммуникационных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке занятий и методических материалов с использованием песенного и поэтического материала, которые могут быть использованы на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Современный школьник должен не только владеть иностранным языком, но и быть всесторонне развитой личностью, которая способна общаться на межкультурном уровне и самостоятельно овладевать иноязычной речью. В этих условиях учитель иностранного языка выступает своего рода передающим центром и интерпретатором иноязычной культуры. Поэтому, задачей учителя иностранного языка является обеспечение условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур.
Песни и стихотворения имеется в каждой стране, они являются важной частью духовной (нематериальной) культуры каждого народа как носителя языка, они содержат в себе историю, культуру, традиции и обычаи предшествующих поколений. Использование песенного и поэтического материала на английском языке, с одной стороны, проявляются во всём его богатстве, а с другой - во всей их простоте выступают в качестве основного средства межкультурной коммуникации XXI века.
Помимо культурного компонента, использование песен и стихов на уроках английского языка является эффективным методом развития восприятия речи на слух, произношения, грамматики, а главное является отличным способом пополнения словарного запаса английских слов и выражений.
Поэтому, использование песенного и поэтического материала на уроке английского языка на средней ступени основного общего образования является актуальной проблемой на сегодняшний день для педагогической науки.
Идея использования песенного и поэтического материала на уроках английского языка не является новой, в отечественной школе песни и стихи активно используются учителями на начальной ступени обучения. В то же время проблема использования песенного и поэтического материала на средней ступени общего среднего образования в теоретических исследованиях и методической практике раскрыта недостаточно.
Современные учащиеся средних классов испытывают невероятную информационную перегрузку, которая сопровождается снижением познавательного интереса к изучаемому языку. Поэтому, используя на уроках песенный и поэтический материал, учитель побуждает интерес к обучению английского языка и повышает мотивацию подростков для грамотного овладения им.
Разработанность проблемы. Возможности использования песни и стихотворений в процессе обучения иностранному языку в средней школе рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов (Ю.Б. Алиев, И.Н. Балунец, Г.Н. Доля. Д.И. Евладова, Е.П. Карпиченкова, Н.Д. Куметова, И.В. Лабутова, Е.В. Любавина. Н.Ф. Орлова. Д. Бирн. Дж. Уэлман, К. Уилсон, Т, Ллойд, Л.Ловери, К. и И. Пири и др.).
Мнения большинства отечественных методистов (В.Ф. Аитова, Н.Ф. Орловой, И.И. Невежиной, А.А. Иванова, Т.Н. Гниловой, Ю.А. Макковеевой, И.А. Андреевой, Е.В. Логиновой и др.) сходятся в том, что песни и стихи благотворно влияют социально-психологический климат на уроке, способствует заинтересованности учащихся в изучении предмета. Однако, некоторые вопросы применения современного песенного и поэтического материала в учебном процессе на средней ступени основного общего образования остаются недостаточно исследованными.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку учащихся средней ступени основного общего образования.
Предмет исследования составляет песенный и поэтический материал, используемый на уроке английского языка на средней ступени основного общего образования.
Целью работы является теоретическое обоснование эффективности использования поэтического и песенного материала на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- дать анализ трудов отечественных и зарубежных ученых на предмет использования песенного и поэтического материала;
- рассмотреть песню и поэзию как элементы национально-культурного компонента в обучении английскому языку;
- определить психологические и физиологические особенности учащихся средней ступени обучения;
- рассмотреть особенности использования песенного и поэтического материала на уроках английского языка с целью формирования произносительных, грамматических и лексических навыков.
Методологическую основу исследования составили: личностно¬
деятельностный подход к обучению иностранным языкам (И.А. Зимняя); гуманистическая коммуникативно -страноведческая концепция обучения иностранным языкам (А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.); методики использования песенных материалов в обучении иностранным языкам (В.Ф. Айтов, Л.А. Зубарева, Н.Ф. Орлова, Е.Н. Карпиченкова и др.).
Методы исследования:
- изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
- изучение передового опыта учителей и методистов;
- метод наблюдения;
- анализ и систематизация песенного и поэтического материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании методической целесообразности использования песенного и поэтического материала как средства повышения интереса к английскому языку и совершенствования коммуникационных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке занятий и методических материалов с использованием песенного и поэтического материала, которые могут быть использованы на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение использования песенного и поэтического материала на уроке английского языка на средней ступени основного общего образования. Поставленные задачи были выполнены. Теоретический анализ литературы показал следующее:
1. Использование песенного и поэтического материала в процессе обучения иностранному языку реализуются обучающая, образовательная и развивающая функции. Песенный и поэтический материал улучшают эмоциональную атмосферу урока. Песня и поэзия как жанры искусства, содержат в себе вербальный текст, который воздействует на интеллект, эмоции, память и т.п.
2. Песни и поэтические произведения являются базовой частью культуры народа как носителя языка. Аутентичные песни и стихи расширяют кругозор учащихся, углубляют знания о социальной и общей культуры Великобритании, а также с социокультурными и лингвострановедческими особенностями США и других англоязычных стран. А также побуждают к чтению литературы на иностранном языке и помогают лучше понимать иноязычную речь.
3. Основной психологической особенностью учащихся средней ступени обучения является подростковый возраст. Для этого периода характерно развитие познавательных функций и интеллекта, подросток претерпевает качественные физиологические и личностные изменения. Основным внутренним мотивом учебной деятельности становится ориентация на практически значимый результат. Учащиеся средней ступени обучения неохотно подражают и выполняют механические задания, цель выполнения которых им не ясна. Однако они с интересом читают содержательные тексты песен.
Практический анализ использования песенного и поэтического материала как стимулирующего фактора в обучении английскому языку на средней ступени обучения позволяет сделать следующие выводы:
1. Произносительный навык есть способность осуществить синтезированное действие, совершающееся в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единицы. Обучение произношению - это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения (умениями слушать и слышать; навыками произношения; развитием внутренней речи). Песни и стихи являются лучшим средством достижения четкости речи - с их помощью речь становится ясной, разборчивой и понятной.
2. Обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфические для данного языка грамматические механизмы. Учащиеся знают и используют в коммуникационной деятельности грамматическую форму, если они понимают, с какой целью это делают. Неограниченные возможности при работе с песнями и стихами для отработки грамматических правил позволяют не только заинтересовать учащихся средних классов творческой деятельностью, но и привлечь к активному участию в выполнении упражнений — формируется внутренняя мотивация школьников, которая в дальнейшем может обернуться глубоким интересом к изучению английского языка в целом.
3. Процессы формирования фонетической и грамматической сторон коммуникационной деятельности тесно связаны с обучением лексической стороне речи. Песни и стихи как виды речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. Разучивание песен и стихов помогает в пополнении словарного запаса учащихся. Четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики, характерных оборотов речи, грамматических структур. А имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова, которые встречаются в песенном и поэтическом материале способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей.
В свою очередь, роль учителя, который на уроках активно использует песни и стихи, состоит в том, чтобы направлять учеников, помогать им при изучении стихотворений, давать историческую справку.
Далеко не каждая аутентичная песня или стихотворение подходят для учебных целей, поэтому при выборе песни для занятия нужно придерживаться определенных рекомендаций:
1. Необходимо разрабатывать уроки таким образом, чтобы ученики в легкой и непринуждённой обстановке получали новые знания и не уклонялись от выполнения заданий, данных учителем.
2. Около 80 % грамматических и лексических конструкций должны покрывать или несколько превышать уровень владения языком. В оптимальном случае в песне и стихотворении должны часто встречаться повторы определенных конструкций (в припевах, придаточных предложениях и т.д.). Это помогает лучше запомнить конструкции и позволяет отработать модели по образцу для дальнейшего употребления.
3. Используя аутентичные песенные материалы в процессе обучения иностранным языкам необходимо помнить, что их нужно выбирать в соответствии с возрастом обучаемых, этапом обучения, тематикой других учебных материалов и сопровождать учебными заданиями.
Таким образом, обучение иностранным языкам с использованием песенного материала развивает творческие способности, положительно влияет на развитие всех сторон личности, способствует воспитанию самосознания, играет большую роль в эстетическом воспитании школьников.
1. Использование песенного и поэтического материала в процессе обучения иностранному языку реализуются обучающая, образовательная и развивающая функции. Песенный и поэтический материал улучшают эмоциональную атмосферу урока. Песня и поэзия как жанры искусства, содержат в себе вербальный текст, который воздействует на интеллект, эмоции, память и т.п.
2. Песни и поэтические произведения являются базовой частью культуры народа как носителя языка. Аутентичные песни и стихи расширяют кругозор учащихся, углубляют знания о социальной и общей культуры Великобритании, а также с социокультурными и лингвострановедческими особенностями США и других англоязычных стран. А также побуждают к чтению литературы на иностранном языке и помогают лучше понимать иноязычную речь.
3. Основной психологической особенностью учащихся средней ступени обучения является подростковый возраст. Для этого периода характерно развитие познавательных функций и интеллекта, подросток претерпевает качественные физиологические и личностные изменения. Основным внутренним мотивом учебной деятельности становится ориентация на практически значимый результат. Учащиеся средней ступени обучения неохотно подражают и выполняют механические задания, цель выполнения которых им не ясна. Однако они с интересом читают содержательные тексты песен.
Практический анализ использования песенного и поэтического материала как стимулирующего фактора в обучении английскому языку на средней ступени обучения позволяет сделать следующие выводы:
1. Произносительный навык есть способность осуществить синтезированное действие, совершающееся в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единицы. Обучение произношению - это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения (умениями слушать и слышать; навыками произношения; развитием внутренней речи). Песни и стихи являются лучшим средством достижения четкости речи - с их помощью речь становится ясной, разборчивой и понятной.
2. Обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфические для данного языка грамматические механизмы. Учащиеся знают и используют в коммуникационной деятельности грамматическую форму, если они понимают, с какой целью это делают. Неограниченные возможности при работе с песнями и стихами для отработки грамматических правил позволяют не только заинтересовать учащихся средних классов творческой деятельностью, но и привлечь к активному участию в выполнении упражнений — формируется внутренняя мотивация школьников, которая в дальнейшем может обернуться глубоким интересом к изучению английского языка в целом.
3. Процессы формирования фонетической и грамматической сторон коммуникационной деятельности тесно связаны с обучением лексической стороне речи. Песни и стихи как виды речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. Разучивание песен и стихов помогает в пополнении словарного запаса учащихся. Четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики, характерных оборотов речи, грамматических структур. А имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова, которые встречаются в песенном и поэтическом материале способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей.
В свою очередь, роль учителя, который на уроках активно использует песни и стихи, состоит в том, чтобы направлять учеников, помогать им при изучении стихотворений, давать историческую справку.
Далеко не каждая аутентичная песня или стихотворение подходят для учебных целей, поэтому при выборе песни для занятия нужно придерживаться определенных рекомендаций:
1. Необходимо разрабатывать уроки таким образом, чтобы ученики в легкой и непринуждённой обстановке получали новые знания и не уклонялись от выполнения заданий, данных учителем.
2. Около 80 % грамматических и лексических конструкций должны покрывать или несколько превышать уровень владения языком. В оптимальном случае в песне и стихотворении должны часто встречаться повторы определенных конструкций (в припевах, придаточных предложениях и т.д.). Это помогает лучше запомнить конструкции и позволяет отработать модели по образцу для дальнейшего употребления.
3. Используя аутентичные песенные материалы в процессе обучения иностранным языкам необходимо помнить, что их нужно выбирать в соответствии с возрастом обучаемых, этапом обучения, тематикой других учебных материалов и сопровождать учебными заданиями.
Таким образом, обучение иностранным языкам с использованием песенного материала развивает творческие способности, положительно влияет на развитие всех сторон личности, способствует воспитанию самосознания, играет большую роль в эстетическом воспитании школьников.
Подобные работы
- Обучение лексике с применением песенного материала
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков у учащихся средней ступени обучения посредством изучения фольклора
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование песенного материала для совершенствования иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Современные методические подходы и виды упражнений при работе с несенным дискурсом в 8-м классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019



