Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории в средней школе

Работа №54094

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Патриотическое воспитание в педагогической науке 10
1.1. Подходы к пониманию патриотизма и гражданственности 10
1.2. Основные направления патриотического воспитания
старшеклассников в современной школе 19
Глава П.Методы формирования патриотизма и гражданственности
В урочной и внеурочной деятельности по истории в средней школе 34
2.1. Формирование патриотизма и гражданственности учащихся на
уроках истории 34
2.2. Роль внеклассных мероприятий при формировании патриотизма и
гражданственности учащихся 50
Заключение 65
Список источников и литературы 68
Приложение

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы при анализе теоретических источников и обзоре литературы выведены ряд заключений, позволяющих определить уровень развития патриотизма и гражданственности на уроках истории. В первую очередь изучены статьи ФГОС второго поколения, определяющие сущность внедрения понятий «Патриотизм» и «гражданственность». Теоретический анализ литературы по теме исследования позволили сделать выводы о том, что патриотизм и гражданственность являются одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства, поэтому формирование патриотизма и гражданственности является одной из самых значимых задач на уроках истории современной школы.
В нашей работе мы выяснили, что формирование патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.Определены основные направления деятельности учителя истории по формированию патриотизма и гражданственности на уроке. Важным фактором является развитие гражданских качеств учащихся при осуществлении личностно-ориентированный подход. Изучено, что любая форма урока должна носить эмоциональную окраску для лучшего восприятия учениками прошлого и настоящего своей родины. Уроки должны быть разнообразными по форме.
В процессе проведения трех этапов исследовательской работы используя методику Д.В. Григорьева определен уровень патриотизма в 10 и 9 классах. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему формирования чувства патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. При проведенном
анкетировании «Патриотизм и гражданственность» ученики на констатирующем этапе имели схожие результаты. С целью рассмотрения динамики формирования патриотизма дальнейший этап - формирующий был реализован с учениками только одного класса - 10а (ЭГ). Процессу
формирования патриотизма и гражданственности школьников группы ЭГ способствовала методика доктора педагогических наук М.И. Шиловой. С помощью методики проверялось насколько сформированы у обучаемых представления о своих правах и обязанностях как гражданина страны; умения использовать действующее законодательство Российской Федерации демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. В процессе реализации формирующего этапа с учениками ЭГ был проведен урок с патриотической направленностью при изучении темы «Смутное время». Подробно были рассмотрены личности и события. Учитель попросил школьников ненадолго представить себя в роли персоналий. Детям были вручены таблички с именами и пакеты с заданиями, причем задания рассчитаны на три лагеря «Захватчики», «Восставшие», «Защитники- ополченцы». Персонажи присоединились к своим одноклассника и разбирали задания. Тем самым усваивая и материал урока и вырабатывая личное отношение к персонажам исторической эпохи. В процессе урока по мимо полученных знаний у детей выработалось умение работать в команде, коллективная деятельность способствует повышению уровня гражданской сознательности и устойчивой позиции к совместным действиям. После изучения новой темы были получены хорошие результаты викторины . Так же были реализованы внеклассные мероприятия: посещение Дома-Музея Н. Дуровой, и проведено внеклассное мероприятие «День Конституции РФ».
На контрольном этапе было проведено тестирование. Тесты двенадцати вопросов предназначен для закрепления знаний учащихся по теме «Государственность России». По всем уровням было проведено общий подсчет баллов, что позволило распределить оценочные средства.Ученики группы ЭГ справились успешно с большинством заданий и показали высокий уровень знаний. Значительно хуже результаты у учеников из 9а класса, группы КГ. С заданиями не все справились безошибочно, были и неудовлетворительные результаты.
В целом проведенная работа по формированию патриотизма во время урока и на внеклассных мероприятиях по истории демонстрирует положительную динамику, что отражается на качестве образования в классе. Гипотеза, определенная в начале эксперимента подтвердилась - ученики при сформированном уровне патриотизма демонстрируют значительные результаты знаний по истории.
Анализ изучения темы показал, что гражданское воспитание в школе является обязательным, согласно учебному плану. Проблемой формирования патриотизма является то, что процесс формирования гражданственности у современных школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности. Данный процесс реализуется через урочную и внеклассную деятельность.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к труду, участию в реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско- патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны.
Еще не сформирована новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество. Сегодня многие события прошлого России пересматриваются, их значимость оспаривается или преуменьшается. Появление идей национализма вызывают тревогу, обнаруживая симптомы потери обществом основных человеческих духовных ценностей. Приводит к негативным проявлениям социального поведения подростков. Бездуховность, озлобленность, отсутствие патриотических чувств: чувства уважения к прошлому и чувства благодарности - все чаще встречаются в нашей жизни и являются доказательством несостоятельности такого похода к обучению и воспитанию современного школьника. Все это усложняет работу по патриотическому воспитанию детей.В этих условиях особенно актуальным становится формирование ценностного отношения к сути человеческих отношений, толерантности сознания. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. В связи с этим общество кардинально меняет подходы к изучению отечественной истории, переход к цивилизационным теориям приводит к переосмыслению роли исторической науки в образовательном процессе. Государственный образовательный стандарт направлен на реализацию формирования патриотического воспитания и получения знаний по истории более высокого качественного уровня.
Однако, существующие противоречия между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской воспитанности обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе и неизбежность перемен в отечественной системе образования.Уроки истории открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Деятельность учителя, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-правового опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические и гражданские взгляды и убеждения.Большинство специалистов считают важнейшей целью исторического образования - воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современности.
При изучении темы первоначально были рассмотрены источники - это Конституция РФ - главный правовой документ, отражающий все права и обязанности граждан РФ .
Также были рассмотрены статьи Закона об образовании, определяющие направленность образовательных учреждений на формирование патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения .
Нововведения из ФГОС второго поколения предлагают учителю истории использовать Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» .
В работе использованы статьи толковых словарей С. Ожегова и В. Даля, раскрывающие сущность понятий «Патриот», «Патриотизм», «Гражданственность» .
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы отечественных педагогов, в своих исследованиях изучающие вопросы патриотизма и гражданственности развития личности. Психологические и педагогические основы воспитания патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории раскрыты в трудах отечественных ученых:А.Н. Вырщикова, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, И.А. Пашковичаи др.
В книге «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий», написанной на основе обобщения передового школьного опыта и специально организованной экспериментальной работы, характеризуются задачи и пути идейно- нравственного воспитания учащихся в обучении истории и даются конкретные методические рекомендации, направленные на усиление гражданско-патриотического аспекта изучаемого материала .
Ценные методические рекомендации о путях формирования в процессе обучения истории патриотических чувств содержатся в книге Кузнецова Л.В., одна из глав которой специально посвящена вопросам гражданско- патриотического воспитания в курсе истории. Все рекомендации автора пронизаны идеей единства в обучении трех его функций: формирования знаний, патриотического воспитания, развития мышления и умений самостоятельной работы учащихся .
В книге П.С.Лейбенгруба «Идейно-нравственное воспитание учащихся в обучении истории» , написанной на основе обобщения передового школьного опыта и специально организованной экспериментальной работы, характеризуются задачи и пути идейно-нравственного воспитания учащихся в обучении истории и даются конкретные методические рекомендации, направленные на усиление гражданско-патриотического аспекта изучаемого материала.
Ценные методические рекомендации о путях формирования в процессе обучения истории патриотических чувств содержатся в книге Л.Н. Боголюбова «Идейное воспитание на уроках истории» , одна из глав которой специально посвящена вопросам гражданско-патриотического воспитания в курсе истории. Все рекомендации автора пронизаны идеей единства в обучении трех его функций: формирования знаний, патриотического воспитания, развития мышления и умений самостоятельной работы учащихся.
М.А. Терентий в работе «Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения» сформулировал ряд методических условий повышения эффективности такой работы: умелый подбор яркого, убедительного учебного материала, эмоциональный характер преподавания, вовлечение учащихся в соответствующую целям воспитания практическую деятельность.
В своей работе Данилюк А.Я. сформулировал ряд методических условий повышения эффективности такой работы: умелый подбор яркого, убедительного учебного материала, эмоциональный характер преподавания . О вовлечении учащихся в соответствующую целям воспитания практическую деятельность размышляет Ю.Азаров .
Особенно важным в практической работе по реализации задач гражданского и патриотического воспитания стало произведение В. А. Сухомлинского «Методика воспитания коллектива» , содержащее
конкретные методические рекомендации. Сухомлинский предлагает целую программу бесед о гражданственности для всех трех школьных возрастов, в соответствии с их особенностями.
Среди современных работ стоит выделить практические пособия по методике преподавания истории Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой. Авторы отмечают особое воспитательное значение отечественной истории в наши дни, воздействующей на нравственные устои учащихся, подробно рассматривают проблемы воспитания патриотизма и интернационализма, гуманности, верности долгу и других моральных качеств .
Непосредственной организацией патриотического воспитания в школе и проблемами изучения периода ВОВ занимаются и наши земляки: В.П. Пахомов, Г.С. Ефименко, А.А. Ковалев, Е.Е. Левицкий, С.Н. Кудерев и др. Вопросами углубления патриотического сознания школьников занимались также Н.Н. Лысенко, Н.И. Болдырев, П.Л. Уховская и многие другие.
Все названные публикации отражают передовой педагогический опыт и творческий поиск ученых и методистов и, несомненно, являются значительным вкладом в разработку проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников.
В деле патриотического воспитания нужна умелая, профессиональная работа с впечатлениями учащихся; работа, которая позволит передать правду о войне и сформировать такую систему ценностей, которая поможет в дальнейшем сделать правильный нравственный выбор.
Работы позволили дать более качественную оценку в области патриотического воспитания личности на уроках истории.
Объект исследования является патриотическое и гражданское воспитание во время учебно-воспитательного процесса.
Предметом - формирование патриотизма и гражданственности у учащихся общеобразовательных школ.
Целью исследования рассмотреть процесс формирования патриотизма и гражданственности у учащихся при изучении истории.
Для её реализации поставлены следующие задачи:
1. Изучить подходы к пониманию патриотизма и гражданственности.
2. Охарактеризовать основные направления патриотического воспитания старшеклассников в современной школе.
3. Исследовать процесс формирования патриотизма и гражданственности учащихся на уроках истории
4. Определить роль внеклассных мероприятий при формировании патриотизма и гражданственности учащихся.
Гипотеза исследования: Процесс формирования патриотизма
старшеклассников на уроках и внеклассных мероприятиях по истории будет протекать успешно, оценочные результаты знаний по истории будут выше,если организовать личную заинтересованность в процессе овладения знаниями по истории, внедрить самостоятельную исследовательскую деятельность.
Методы исследования:теоретические, включающие в себя изучение учебно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании, касающихся курса истории ); эмпирические (наблюдение, анкетирование учащихся (на основе методики Д.В. Григорьева), тестирование), формирующие (по методике М.И. Шиловой).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г.) - Изучение темы на предмет возможности формирования патриотизма школьников. Изучение научной и методической литературы. Составление плана работы, подготовка к практической работе по реализации теоретических аспектов формирования патриотизма на уроках истории, подбор методик по определению уровня патриотизма у старшеклассников.
Второй этап (октябрь-ноябрь 2016г.) - проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследовательской работы.
Третий этап (декабрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - уточнение
научно-теоретических и методических основ работы, анализ данных, оформление текста работы.
База исследования: в исследовании приняло участие 33 школьника, обучающихся в 9-ом и 10-ом классе, посещающих уроки истории в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №4» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее Гимназия №4).
Научная новизна исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности
старшеклассников на уроках истории. В педагогической литературе нет однозначного трактования понятия «формирование патриотизма
старшеклассников», что позволило сформулировать теоретически обоснованнью принципы и технологические этапы и необходимое методическое обеспечение патриотической направленности
старшеклассников на уроках истории.
Теоретическая значимость результатов исследования: систематизация и обогащение содержания, форм, методов и средств воспитания позволяет обеспечить личностный подход в практике патриотического воспитания личности. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, учителю истории в организации урока по формированию гражданской позиции.
Практическая значимость: целью реализации мероприятия и уроков по истории в средней школе является создание условий формирований гражданственности и патриотизма школьников.Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для разработки организационных, содержательных и методических аспектов воспитательного процесса образовательных учреждений по формированию патриотизма.
Структура работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы при анализе теоретических источников и обзоре литературы выведены ряд заключений, позволяющих определить уровень развития патриотизма и гражданственности на уроках истории. В первую очередь изучены статьи ФГОС второго поколения, определяющие сущность внедрения понятий «Патриотизм» и «гражданственность». Теоретический анализ литературы по теме исследования позволили сделать выводы о том, что патриотизм и гражданственность являются одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства, поэтому формирование патриотизма и гражданственности является одной из самых значимых задач на уроках истории современной школы.
В нашей работе мы выяснили, что формирование патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.Определены основные направления деятельности учителя истории по формированию патриотизма и гражданственности на уроке. Важным фактором является развитие гражданских качеств учащихся при осуществлении личностно-ориентированный подход. Изучено, что любая форма урока должна носить эмоциональную окраску для лучшего восприятия учениками прошлого и настоящего своей родины. Уроки должны быть разнообразными по форме.
В процессе проведения трех этапов исследовательской работы используя методику Д.В. Григорьева определен уровень патриотизма в 10 и 9 классах. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему формирования чувства патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. При проведенном
анкетировании «Патриотизм и гражданственность» ученики на констатирующем этапе имели схожие результаты. С целью рассмотрения динамики формирования патриотизма дальнейший этап - формирующий был реализован с учениками только одного класса - 10а (ЭГ). Процессу
формирования патриотизма и гражданственности школьников группы ЭГ способствовала методика доктора педагогических наук М.И. Шиловой. С помощью методики проверялось насколько сформированы у обучаемых представления о своих правах и обязанностях как гражданина страны; умения использовать действующее законодательство Российской Федерации демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. В процессе реализации формирующего этапа с учениками ЭГ был проведен урок с патриотической направленностью при изучении темы «Смутное время». Подробно были рассмотрены личности и события. Учитель попросил школьников ненадолго представить себя в роли персоналий. Детям были вручены таблички с именами и пакеты с заданиями, причем задания рассчитаны на три лагеря «Захватчики», «Восставшие», «Защитники- ополченцы». Персонажи присоединились к своим одноклассника и разбирали задания. Тем самым усваивая и материал урока и вырабатывая личное отношение к персонажам исторической эпохи. В процессе урока по мимо полученных знаний у детей выработалось умение работать в команде, коллективная деятельность способствует повышению уровня гражданской сознательности и устойчивой позиции к совместным действиям. После изучения новой темы были получены хорошие результаты викторины . Так же были реализованы внеклассные мероприятия: посещение Дома-Музея Н. Дуровой, и проведено внеклассное мероприятие «День Конституции РФ».
На контрольном этапе было проведено тестирование. Тесты двенадцати вопросов предназначен для закрепления знаний учащихся по теме «Государственность России». По всем уровням было проведено общий подсчет баллов, что позволило распределить оценочные средства.Ученики группы ЭГ справились успешно с большинством заданий и показали высокий уровень знаний. Значительно хуже результаты у учеников из 9а класса, группы КГ. С заданиями не все справились безошибочно, были и неудовлетворительные результаты.
В целом проведенная работа по формированию патриотизма во время урока и на внеклассных мероприятиях по истории демонстрирует положительную динамику, что отражается на качестве образования в классе. Гипотеза, определенная в начале эксперимента подтвердилась - ученики при сформированном уровне патриотизма демонстрируют значительные результаты знаний по истории.
Анализ изучения темы показал, что гражданское воспитание в школе является обязательным, согласно учебному плану. Проблемой формирования патриотизма является то, что процесс формирования гражданственности у современных школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности. Данный процесс реализуется через урочную и внеклассную деятельность.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к труду, участию в реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско- патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны.



1.1. Анкета «Гражданственность и патриотизм» //
http: //www.vospitau.ru/patriot/page676/index.html
1.2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 480 с.
1.3. Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012
//http: //base. garant.ru.
1.4. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2001. - 48 с.
1.5. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории: http://www.apkpro.ru/doc/Концепция%20нового%20УМК%20по%
1.6. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 9. - С. 28 - 35.
1.7. Мансурова С. Стандарты нового поколения и методическая работа с ними //Селькаяшкола. - №4 - 2012. - C.26-29.
1.8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты, разработки занятий / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2015. - 169 с.
1.9. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» //http://base.garant.ru.
1.10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования(10-11 кл.) 15 июня 2012 //
http: //base.garant.ru/55170507.
II. Литература
2.1. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2010. - №6. - С. 3-11.
2.2. Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №5. - С. 17 - 21.
2.3. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 5. - С. 55-62.
2.4. Боголюбова Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории. - М.:
Просвещение. - 1981. - 208 с.
2.5. Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2006. - №5.-С. 4-7.
2.6. Васильев Б. Летят мои кони...Повесть о своем времени // http://e- libra.ru/read/112299-letyat-moi-koni.html
2.7. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград: Издатель, 2011. - 250 с.
2.8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М., 2013. - 340 с.
2.9. Вяземский Е.Е.Школьное историческое образование в современной России:вопросы модернизации. - М.: Школьная пресса, 2015. - 95 с.
2.10. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 8-10.
2.11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2010. - 688с.
2.12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
2.13. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс /Н.С. Борисов. - М.: Просвещение, 2012. - 256с
2.14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. - М.: Просвещении, 2009.- 29 с.
2.15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М.:ТЦ «Сфера», 2001. - 464с
2.16. Лейбенгруб П.С. Идейно - нравственное воспитание в обучении истории. - М.: Просвещение, 1983.
2.17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
2.18. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-608с.
2.19. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Ч. 1. - С. 304.
2.20. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.:
Просвещение, 2014. - 192 с.
2.21. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и
интернационального воспитания подрастающего поколения. - Кишинев: Стипница, 1978.
2.22. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. - Саратов, 2001. - 21 с.
2.23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - В 9 т. - Т.8. - М.: Наука, 2000. - 507с.
2.24. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. - 2-е изд. - Красноярск: РИО КГПУ, 2007. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ