Введение……………………………………………………………………… 8
1. Прибыль как основной показатель эффективности деятельности организации…………………………………………………………………
11
1.1 Понятие и состав финансового результата……………………… 11
1.2 Характеристика организационно-технического уровня предприятия…………………………………………………………………
15
2. Учет финансовых результатов…………………………………………. 21
2.1 Учет финансового результата от обычных видов деятельности 21
2.2 Учет расходов по обычным видам деятельности………………. 24
2.3 Учет прочих доходов и расходов………………………………... 32
2.4 Учет общего финансового результата организации…………... 35
3. Анализ финансового состояния организации…………………………. 37
3.1 Анализ и оценка динамики показателей прибыли……………. 37
3.2 Агрегированная оценка организации на 01. 01. 2005 г……….. 40
3.3 Сопоставительный анализ финансового состояния организации за период с 2001года по 2005 год…………………………..
42
Заключение…………………………………………………………………. 80
Список литературы………………………………………………………… 82
В данной дипломной работе проведен анализ финансового состояния Мостостроительного поезда (МСП), который является структурным подразделением ОАО «РЖД».
В дипломной работе дана характеристика исследуемого предприятия, также по данным бухгалтерского учета и отчетности МСП, был проведен анализ показателей прибыли и дана агрегированная оценка состояния предприятия на 1 января 2005 года. Рассчитанные далее наиболее важные финансовые коэффициенты позволили проанализировать его финансовое состояние, финансовую устойчивость, ликвидность баланса и платежеспособность. В заключение, на основе анализа финансовой деятельности МСП были даны рекомендации по проведению мероприятий его финансового оздоровления и повышению эффективности производства.
С.83, табл.17, рис.6, ф.15.
Введение
В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость предприятия, то есть состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, произвести затраты по расширению и обновлению производственной базы, а также другие затраты.
Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия, нехватке денежных средств для регулирования текущей или инвестиционной деятельности, банкротству. А избыточная финансовая устойчивость будет препятствовать развитию, приводя к образованию излишних запасов и резервов, увеличивая сроки оборачиваемости капитала, омертвляя его и сокращая прибыль. Обосновать параметры финансовой устойчивости предприятия позволяет финансовый анализ.
Главная цель финансового анализа – получить несколько основных, наиболее информационных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, оценка прошлой деятельности и положения предприятия в данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. Такая информация может быть получена в результате комплексного анализа финансовых отчетов по научно – обоснованной методике.
Анализ финансового положения предприятия позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственно – предпринимательской деятельностью.
На первом этапе следует определить подход или направления анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий конкурентов.
На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество подходов, влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль - основа всех финансовых показателей. На нее могут воздействовать методы учета и расчетов прибыли от реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации и внереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и т.д.
На третьем этапе проводится сам анализ с использованием соответствующих методов по абсолютным или относительным показателям.
Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:
1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
2) анализ финансового состояния предприятия;
3) анализ эффективности финансового – хозяйственной деятельности предприятия.
Данный метод позволяет дать объективную оценку финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа. Методика также предусматривает выявление и мобилизацию резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, а также повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Аналитический просмотр этих документов должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть с необходимой для анализа степенью агрегирования. Наиболее информативной формой для этого служит бухгалтерский баланс (форма №1). Баланс отражает состояние имущества собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату. Кроме этого, в состав годовой отчетности входит форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
В данной дипломной работе приведен анализ финансового состояния и эффективности производства, а также краткие рекомендации по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Объектом анализа выбрана строительная организация Мостостроительный поезд, которая является структурным подразделением Строительно-монтажного треста, входящего в ОАО «Российские железные дороги».
По данным бухгалтерского учета и отчетности Мостостроительного поезда, был проведен анализ показателей прибыли и дана агрегированная оценка состояния предприятия на 1 января 2005 года. Рассчитанные далее, наиболее важные финансовые коэффициенты, позволили проанализировать его финансовое состояние, финансовую устойчивость, ликвидность баланса и платежеспособность. В заключение, на основе анализа финансовой деятельности предприятия были даны рекомендации по проведению мероприятий его финансового оздоровления и стабилизации производства.
На основе проведенного анализа финансовой деятельности Мостостроительного поезда можно сделать следующие выводы.
За 2001-2005г.г. предприятие несколько лучше стало использовать свое имущество. Его стоимость в целом увеличилась на 6202 тыс. р., составив в конце периода 19720 тыс. р. С каждого рубля средств, вложенных в его совокупные активы, в 2005 г. в среднем получено прибыли на 0,022 коп. больше, чем в 2001г. Это является положительным фактом и обусловлено главным образом ростом основных средств предприятия на 28 % и ростом оборотных активов на 54 %.
В целом, структура имущества МСП характеризуется относительно низкой долей внеоборотных активов и высокой долей оборотных активов.
Структура внеоборотных активов предприятия за анализируемый период существенно не изменилась
Доля оборотных активов за анализируемый период относительно высока и увеличилась с 69,6 % до 73,4 % или с 9413 тыс. р. до 14476 тыс. р. Рост стоимости оборотных активов произошел, главным образом, за счет увеличения запасов и дебиторской задолженности.
Увеличение доли дебиторской задолженности является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) предприятия, либо активным предоставлением кредита покупателям, то есть отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.
В целом краткосрочная дебиторская задолженность МСП № 429 возросла в 1,98 раза, что делает необходимым дальнейший углубленный анализ ее состава и структуры по данным аналитического учета.
Срок хранения запасов на предприятии, что является признаком удовлетворительной системы контроля ресурсов.
Основным источником формирования пассивов Мостостроительного поезда № 429 в анализируемом периоде являются собственные средства, удельный вес которых уменьшился с 28,6 % до –18,0 %.
За анализируемый период величина собственного капитала (фактического) уменьшилась на 3767 тыс. р. при одновременном снижении соотношения заемного и собственного капитала до -6,60.
Таким образом, финансовая устойчивость предприятия за анализируемый период уменьшилась.
В ходе проведенного анализа выяснилось, что на начало и на конец анализируемого периода Мостостроительный поезд находился в критическом финансовом состоянии, так как выявлен недостаток собственных и долгосрочных заемных источников, а также общей величины основных источников формирования запасов. Это свидетельствует о неплатежеспособности предприятия.
Отсутствие денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств на начало года 25397 тыс. р. и на конец года 15084 тыс. р. и недостаточная величина быстрореализуемых активов свидетельствуют о низкой ликвидности, скорее о наличии у предприятия перспективной ликвидности.
Таким образом, низкая ликвидность баланса Мостостроительного поезда подтверждает ранее сделанный вывод о неустойчивом финансовом состоянии предприятия.
Для оздоровления финансового состояния предприятия необходимо проведение следующих мероприятий: дальнейшее повышение объема выполненных строительно – монтажных работ, расширение сферы делового сотрудничества в рамках регионального взаимодействия, осуществление более тщательного расчета себестоимости выполненных СМР путем внедрения ресурсного метода определения стоимости затрат.
. Федеральный закон от 21.11 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
3. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/98)
4. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ5/01)
5. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ6/01)
6. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ9/99)
7. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99)
8. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 №91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ14/2000)
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 №51-ФЗ
15. Трудовой кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.12.2001 №197-ФЗ
16. Приказ Минфина РФ от 30.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»
17. Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтера и финансиста. МЦЭР, 2003г.
18. Островский О.М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО // Бухгалтерский учет. 2003. № 14.
19. GAAP & IAS / Разработка стратегии поддержки российских предприятий при их переходе на МСФО. ФКЦБ, апрель 2003 г.(www.fcsm.ru)
20. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия. М., 2001. – С. 26 – 120.
21. Любушин Н. П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. М., 2001. – С. 48 – 186.
22. Ткаченко В. Я. Показатели и анализ деятельности строительного предприятия. Н., 2002. – С. 28 – 146.
23. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 208 с.
24. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М., ИНФРА – М, 2002. – 635 с.
25. Бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации: Положения. План счетов. Комментарии. – М., 2001. – 83 с.