Современные способы изучения Всемирного природно-культурного наследия в школьном курсе географии (Педагогика. Психология, Пензенский государственный университет)
1. Антопольский А.Б. Зарубежные и российские ресурсы в сфере научного наследия и основные принципы создания электронной библиотеки «Научное Наследие России» / А.Б. Антопольский. – М.: РГГУ, 2012. – 384 c.
2. Баулина Т.Д., Бочарникова Э.А. Краеведческий принцип в обучении географии и физики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. – С.: АСГАРД, 2016. – С. 130-132.
3. Безлепкина П.В. Организация экологического воспитания в общеобразовательном учреждении / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. – № 6. – С.4-8.
4. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. – М.: Прометей, 2013. – 144 c.
5. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. – СПб.:, 2014. – С. 12-15.
6. Воробьева Н.Ф. Школьное экологическое образование: (воспитательный аспект) / Н.Ф. Воробьева, Е.В. Максимова // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
7. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 315 с.
8. Воронцов А.Б. Деятельностный подход к географическому образованию школьников / А.Б. Воронцов, С.П. Санина. – М.: Мир, 2015. – 301 c.
9. Гебель П. Природное наследие человечества: Ландшафты и сокровища природы под охраной ЮНЕСКО / П. Гебель. – М.: БММ, 2015. – 256 c.
10. Жигулина О.В., Бочарникова Э.А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 255-257.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
12. Зинченко Н.Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень / Н.Н. Зинченко. – М.: Учитель, 2014. – 180 c.
13. Иванова В.А. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 2. – С. 9–21.
14. Иванова, Т.А. Краеведческие олимпиады как средство развития у обучающихся опыта исследовательской деятельности / Т.А. Иванова, И.В. Гуляев // География в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–56.
15. Каттанео М. Самые уникальные заповедники мира. Всемирное наследие ЮНЕСКО / Марко Каттанео, Жасмина Трифони. – М.: АСТ, Астрель, 2015. – 336 c.
16. Литвин Л.П. Роль краеведческого подхода в формировании эмоционально-ценностного отношения школьников к своей Малой родине / Л.П. Литвин // География в школе. – 2012. – № 6. – С. 50–51.
17. Мастер-класс учителя географии. 9 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением (+ CD-ROM) / Н.В. Болотникова и др. – М.: Планета, 2014. – 240 c.
18. Милешина Т.В. Использование мультимедиатехнологий в преподавании школьных дисциплин / Т.В. Милешина // Молодежь – Барнаулу: материалы XIII гор. науч.-практ. конф. молодых ученых / Ком. администрации Алт. края по делам молодежи, Совет ректоров вузов Алтая. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. – С. 540–542.
19. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения//Спец. семинар для учителей. – М., 2013.
20. Пилипчук В.М. О соотношении понятий «краеведение», «туризм» и «исследовательская деятельность» / В.М. Пилипчук // География в школе. – 2012. – № 5. – С. 53–54.
21. Подболотова М.И. Интерактивные методы преподавания географии в школе надомного обучения : [Электронный ресурс] / Электронные данные. – Режим доступа: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1535, свободный. – дата обращения 20.12.2017.
22. Рассел Дж. Культурное наследие: моногр. / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 169 c.
23. Резвин В.А. Архитектурное наследие России / В.А. Резвин. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. – 284 c.
24. Смирнова О.В., Коршунов М.Ю. Научные аспекты изучения природного и культурного наследия в интересах устойчивого развития // Вестник Мининского университета. – 2015. – №2 (10). – С. 10.
25. Сокровища человечества. Памятники культуры, внесенные в Список современного наследия ЮНЕСКО. – М.: БММ, 2016. – 336 c.
26. Филипенко Т.А. Практика интерактивного обучения географии//Из опыта работы : [Электронный ресурс] / Электронные данные. – Режим доступа: http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2011/filippenko-f..pdf, свободный. – дата обращения 20.12.2017.
1. Антопольский А.Б. Зарубежные и российские ресурсы в сфере научного наследия и основные принципы создания электронной библиотеки «Научное Наследие России» / А.Б. Антопольский. – М.: РГГУ, 2012. – 384 c.
2. Баулина Т.Д., Бочарникова Э.А. Краеведческий принцип в обучении географии и физики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. – С.: АСГАРД, 2016. – С. 130-132.
3. Безлепкина П.В. Организация экологического воспитания в общеобразовательном учреждении / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. – № 6. – С.4-8.
4. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. – М.: Прометей, 2013. – 144 c.
5. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. – СПб.:, 2014. – С. 12-15.
6. Воробьева Н.Ф. Школьное экологическое образование: (воспитательный аспект) / Н.Ф. Воробьева, Е.В. Максимова // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
7. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 315 с.
8. Воронцов А.Б. Деятельностный подход к географическому образованию школьников / А.Б. Воронцов, С.П. Санина. – М.: Мир, 2015. – 301 c.
9. Гебель П. Природное наследие человечества: Ландшафты и сокровища природы под охраной ЮНЕСКО / П. Гебель. – М.: БММ, 2015. – 256 c.
10. Жигулина О.В., Бочарникова Э.А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 255-257.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
12. Зинченко Н.Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень / Н.Н. Зинченко. – М.: Учитель, 2014. – 180 c.
13. Иванова В.А. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 2. – С. 9–21.
14. Иванова, Т.А. Краеведческие олимпиады как средство развития у обучающихся опыта исследовательской деятельности / Т.А. Иванова, И.В. Гуляев // География в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–56.
15. Каттанео М. Самые уникальные заповедники мира. Всемирное наследие ЮНЕСКО / Марко Каттанео, Жасмина Трифони. – М.: АСТ, Астрель, 2015. – 336 c.
16. Литвин Л.П. Роль краеведческого подхода в формировании эмоционально-ценностного отношения школьников к своей Малой родине / Л.П. Литвин // География в школе. – 2012. – № 6. – С. 50–51.
17. Мастер-класс учителя географии. 9 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением (+ CD-ROM) / Н.В. Болотникова и др. – М.: Планета, 2014. – 240 c.
18. Милешина Т.В. Использование мультимедиатехнологий в преподавании школьных дисциплин / Т.В. Милешина // Молодежь – Барнаулу: материалы XIII гор. науч.-практ. конф. молодых ученых / Ком. администрации Алт. края по делам молодежи, Совет ректоров вузов Алтая. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. – С. 540–542.
19. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения//Спец. семинар для учителей. – М., 2013.
20. Пилипчук В.М. О соотношении понятий «краеведение», «туризм» и «исследовательская деятельность» / В.М. Пилипчук // География в школе. – 2012. – № 5. – С. 53–54.
21. Подболотова М.И. Интерактивные методы преподавания географии в школе надомного обучения : [Электронный ресурс] / Электронные данные. – Режим доступа: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1535, свободный. – дата обращения 20.12.2017.
22. Рассел Дж. Культурное наследие: моногр. / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 169 c.
23. Резвин В.А. Архитектурное наследие России / В.А. Резвин. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. – 284 c.
24. Смирнова О.В., Коршунов М.Ю. Научные аспекты изучения природного и культурного наследия в интересах устойчивого развития // Вестник Мининского университета. – 2015. – №2 (10). – С. 10.
25. Сокровища человечества. Памятники культуры, внесенные в Список современного наследия ЮНЕСКО. – М.: БММ, 2016. – 336 c.
26. Филипенко Т.А. Практика интерактивного обучения географии//Из опыта работы : [Электронный ресурс] / Электронные данные. – Режим доступа: http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2011/filippenko-f..pdf, свободный. – дата обращения 20.12.2017.
Современный урок географии невозможно представить себе без применения средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. Одновременно с этим, ни один из предметов в такой степени не представляет наиболее благоприятного поля для использования наглядных и занимательных способов преподавания, как география. В связи с этим каждый преподаватель географии должен осознать всю значимость наглядности в учебном процессе изучения культурного и природного наследия на уроках географии, знать разновидности наглядности и технических средств обучения, методику применения их на уроках.
Крайне важно понимать теоретические основы принципа наглядности и использования технических средств обучения в ходе образовательного процесса на уроках географии. В данном исследовании были рассмотрены и систематизированы понятия, связанные с наглядным обучением географии, рассмотрены различные классификации средств обучения географии, а также дана характеристика их основных видов, раскрыта сущность наглядных методов обучения географии.
В ходе исследования установлено, что изучение природного и культурного наследия отвечает требованиям модернизации школьного географического образования в направлении становления культурной, самореализующейся личности, что в свою очередь существенно актуализирует тему исследования в области применения современных способов изучения природного и культурного наследия.
В ходе исследования выявлено, что особую роль в теории и методике изучения природного и культурного наследия играет школьный курс изучения географии как завершающий основное школьное географическое образование и предполагающий изучение учащимися объектов, представляющих материальную и духовную ценность России.
В процессе исследования выявлены теоретико-методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном курсе географии. Природное наследие, представляя особо охраняемые природные территории, изучается в русле геоэкологических исследований, которые отражают экологизацию географии. Изучение культурного наследия опирается на научные исследования в области культурной географии и изучается как культурный ландшафт, представляющий собой общественную и личностно-значимую, материальную и духовную ценности. Методологической основой взаимосвязанного изучение природного наследия и культурного наследия на определенной территории является культурно-экологический подход.
Сравнительный анализ психолого-педагогических и методических исследований позволил выявить тенденцию востребованности и актуальности изучения таких объектов окружающей среды как природное и культурное наследие, имеющих высокий культурно-экологический потенциал в целях формирования человека культуры. Особую важность в качестве методологической базы, способствующей наиболее плодотворному усвоению учащимися знаний в ходе образовательного процесса на уроках географии при изучении природного и культурного наследия, выступают современные технические средства, такие как ГИС, интернет, компьютерные технологии, специально разработанные программы, опросы, викторины и т.д.
1. Антопольский А.Б. Зарубежные и российские ресурсы в сфере научного наследия и основные принципы создания электронной библиотеки «Научное Наследие России» / А.Б. Антопольский. – М.: РГГУ, 2012. – 384 c.
2. Баулина Т.Д., Бочарникова Э.А. Краеведческий принцип в обучении географии и физики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. – С.: АСГАРД, 2016. – С. 130-132.
3. Безлепкина П.В. Организация экологического воспитания в общеобразовательном учреждении / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. – № 6. – С.4-8.
4. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. – М.: Прометей, 2013. – 144 c.
5. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. – СПб.:, 2014. – С. 12-15.
6. Воробьева Н.Ф. Школьное экологическое образование: (воспитательный аспект) / Н.Ф. Воробьева, Е.В. Максимова // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
7. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 315 с.
8. Воронцов А.Б. Деятельностный подход к географическому образованию школьников / А.Б. Воронцов, С.П. Санина. – М.: Мир, 2015. – 301 c.
9. Гебель П. Природное наследие человечества: Ландшафты и сокровища природы под охраной ЮНЕСКО / П. Гебель. – М.: БММ, 2015. – 256 c.
10. Жигулина О.В., Бочарникова Э.А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 255-257.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
12. Зинченко Н.Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень / Н.Н. Зинченко. – М.: Учитель, 2014. – 180 c.
13. Иванова В.А. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 2. – С. 9–21.
14. Иванова, Т.А. Краеведческие олимпиады как средство развития у обучающихся опыта исследовательской деятельности / Т.А. Иванова, И.В. Гуляев // География в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–56.
15. Каттанео М. Самые уникальные заповедники мира. Всемирное наследие ЮНЕСКО / Марко Каттанео, Жасмина Трифони. – М.: АСТ, Астрель, 2015. – 336 c.
16. Литвин Л.П. Роль краеведческого подхода в формировании эмоционально-ценностного отношения школьников к своей Малой родине / Л.П. Литвин // География в школе. – 2012. – № 6. – С. 50–51.
17. Мастер-класс учителя географии. 9 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением (+ CD-ROM) / Н.В. Болотникова и др. – М.: Планета, 2014. – 240 c.
18. Милешина Т.В. Использование мультимедиатехнологий в преподавании школьных дисциплин / Т.В. Милешина // Молодежь – Барнаулу: материалы XIII гор. науч.-практ. конф. молодых ученых / Ком. администрации Алт. края по делам молодежи, Совет ректоров вузов Алтая. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. – С. 540–542.
19. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения//Спец. семинар для учителей. – М., 2013.
20. Пилипчук В.М. О соотношении понятий «краеведение», «туризм» и «исследовательская деятельность» / В.М. Пилипчук // География в школе. – 2012. – № 5. – С. 53–54.
21. Подболотова М.И. Интерактивные методы преподавания географии в школе надомного обучения : [Электронный ресурс] / Электронные данные. – Режим доступа: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1535, свободный. – дата обращения 20.12.2017.
22. Рассел Дж. Культурное наследие: моногр. / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 169 c.
23. Резвин В.А. Архитектурное наследие России / В.А. Резвин. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. – 284 c.
24. Смирнова О.В., Коршунов М.Ю. Научные аспекты изучения природного и культурного наследия в интересах устойчивого развития // Вестник Мининского университета. – 2015. – №2 (10). – С. 10.
25. Сокровища человечества. Памятники культуры, внесенные в Список современного наследия ЮНЕСКО. – М.: БММ, 2016. – 336 c.
26. Филипенко Т.А. Практика интерактивного обучения географии//Из опыта работы : [Электронный ресурс] / Электронные данные. – Режим доступа: http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2011/filippenko-f..pdf, свободный. – дата обращения 20.12.2017.