Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти (Система местного самоуправления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Введение 3
Глава 1. Основные положения о Правительстве Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти 5
1.1 Общая характеристика Правительства Российской Федерации 5
1.2 Организация деятельности Правительства Российской Федерации 10
Глава 2. Анализ положения Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 14
2.1 Компетенция Правительства Российской Федерации 14
2.2 Основные положения о взаимодействии Правительства Российской Федерации с иными органами исполнительной власти 18
Заключение 22
Список используемых источников и литературы 24
Актуальность исследования Правительства Российской Федерации в системе исполнительной власти обусловлена следующим. После распада СССР в нашей стране началось реформирование законодательства и структуры органов государственной власти. Наибольшие изменения коснулись исполнительной ветви власти. Полномочия и структура государственных органов исполнительной власти постоянно изменяются. Изменения затрагивают и высший орган исполнительной власти – Правительство Российской Федерации. Они касаются не только изменения фактического состава, но и круга лиц, которые входят в Правительство Российской Федерации. Постоянно изменяется система взаимодействия между данным государственным органом и иными органами. Масштабные изменения произошли в 2020 году, когда в текст Конституции Российской Федерации были внесены изменения. В результате можно утверждать, что потребность в проведении исследований сохраняется, что свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе осуществления деятельности Правительством Российской Федерации и определением его правового положения в системе исполнительных органов государственной власти страны.
Предметом исследования является законодательство России, правовые позиции высших судов, мнения теоретиков права и исследователей относительно места Правительства Российской Федерации в система органов исполнительной ветви власти государства.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения анализа правового положения Правительства Российской Федерации и его положения в системе органов исполнительной власти.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
дать общую характеристику Правительства Российской Федерации;
проанализировать организацию деятельности Правительства Российской Федерации;
охарактеризовать компетенцию Правительства Российской Федерации;
рассмотреть основные положения о взаимодействии Правительства Российской Федерации с иными органами исполнительной власти.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка используемых источников и литературы.
Завершая изложение исследования, которое были проведено в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
В созданной в России системе федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации является высшим органом. За период существования Российской Федерации как самостоятельного государства подход к определению полномочий и компетенции данного государственного органа изменялся. Изменение положений Конституции Российской Федерации в 2020 году привело к тому, что роль главы государства в отношении направления деятельности Правительства Российской Федерации была усилена. Анализ мнений исследователей позволил сделать вывод, что подобный подход обусловлен недостаточной эффективностью деятельности высшего органа исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными органами государственной власти. При этом необходимо отметить, что система федеральных органов исполнительной власти построена в России с учетом разделения подчинения. Часть федеральных органов находится в подчинении непосредственно у главы государства. Данное положение закреплено на нормативном уровне. С учетом этого выстраивается взаимодействие, формируется и изменяется структура органов государственной власти.
Компетенция Правительства Российской Федерации достаточно широка. Вопросы ведения определены непосредственно в Конституции Российской Федерации, в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Далее они детализируются на уровне федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, правом издания которых наделены Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что деятельность Правительства Российской Федерации не всегда может быть определена как эффективная. Критика данного высшего органа исполнительной власти касается множества аспектов, однако преимущественно речь идет о неэффективности. Представляется, что частично данная критика справедлива, потому что многие национальные проекты оказываются не реализованными по тем или иным причинам. Среди данных причин присутствует и непроработанность проектов, отсутствие связи с определяемыми перспективами с современными реалиями. В связи с этим можно сделать вывод, что усиление контроля в отношении Правительства Российской Федерации со стороны Президента РФ обоснованно.
1. Конституция Российской Федерации : принята 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1146.
3. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
5. О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации : указ Президента РФ от 23.12.1993 № 2277 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 52. – С. 5080.
6. О структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 05.06.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 4. – Ст. 346 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
7. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 29.08.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
8. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 01.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 4. – Ст. 305 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
9. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») : постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 10.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 45. – Ст. 6947 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2020).
10. Конституция Российской Федерации : принята 12.12.1993. Редакция не действует // Российская газета. – 1993. – № 237.
11. О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации : закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4174-1. Документ утратил силу // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 1. – Ст. 14.
Научная и учебная литература
12. Авакьян, С. А. Н.М. Добрынин. Государственное управление: эффективность и качество. Современная версия новейшей истории государства: учебник / С. А. Авакьян // Государство и право. – 2019. – № 8. – С. 129-132.
13. Агафонов, М. В. Теоретические и правовые аспекты становления и развития принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина / М. В. Агафонов // Вестник Уральского юридического института МВД России. -– 2020. – № 1 (25). – С. 57-61.
14. Габидуллин, Н. И. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти / Н. И. Габидуллин, И. А. Кузнецов // Столица науки. – 2020. – № 6 (23). – С. 204-207.
15. Дробот, С. Е. Институт поручений и указаний Президента РФ в свете конституционных целей и функций главы государства / С. Е. Дробот // Юридическое образование и наука. – 2019. – № 6. – С. 35-40.
16. Зайцев, Р. Ю. К вопросу о законодательной инициативе Правительства Российской Федерации в экономической сфере / Р. Ю. Зайцев // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 11 (27). – С. 30-35.
17. Колесников, Е. В. Законность как принцип организации и деятельности органов государственной власти / Е. В. Колесников // Российская юстиция. – 2020. – № 5. – С. 2-4.
18. Кульнев, А. П. Необходимость усиления полномочий Президента РФ в отношении Правительства РФ / А. П. Кульнев // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 150-152.
19. Медушевский, А. Н. Конституционная реформа в России: содержание, направления и способы осуществления / А. Н. Медушевский // Общественные науки и современность. – 2020. – № 1. – С. 39-60.
20. Стахов, А. И. Функциональные сферы административных правоотношений в Российской Федерации / А. И. Стахов // Российский Юридический журнал. – 2018. – № 2 (119). – С. 110-115.
21. Тарасов, А. М. Субъекты государственного контроля за деятельностью МВД России / А. М. Тарасов, Ю. А. Тарасов // Российский следователь. – 2018. – № 5. – С. 69-74.
22. Фомичева, О. А. Особенности участия в законотворческом процессе субъекта законодательной инициативы / О. А. Фомичева // Российский юридический журнал. – 2020. – № 3 (132). – С. 64-69.
23. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С. М. Шахрай. – 4-е изд., изм. и доп. – Москва: Статут, 2017. – 624 с.
Материалы судебной практики
24. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческого партнерства «Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 11 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 № 254-О. Документ опубликован не был // Справ.-правовая система КонсультантПлюс.
25. О признании частично недействующими Конституционного закона Республики Тыва от 30.06.1999 № 250 (в ред. от 20.12.2010) «Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва» : решение Верховного Суда Республики Тыва от 08.08.2011 № 3-12/2011 // Шын. – 2011. – № 150.