ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ АГРЕССИИ ПЕДАГОГА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ПЕДАГОГА 5
1.1 Проблема агрессии педагога в педагогической деятельности 5
1.2 Речевая агрессия учителя как частное проявления агрессии 8
1.3 Причины и последствия педагогической агрессии 14
1.4 Проблема агрессии как профессиональной деформации
личности учителя 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ПЕДАГОГОВ 32
2.1 Выбор методик и организация исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ПЕДАГОГА 5
1.1 Проблема агрессии педагога в педагогической деятельности 5
1.2 Речевая агрессия учителя как частное проявления агрессии 8
1.3 Причины и последствия педагогической агрессии 14
1.4 Проблема агрессии как профессиональной деформации
личности учителя 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ПЕДАГОГОВ 32
2.1 Выбор методик и организация исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
В связи со складывающимися условиями современной жизни, с одной стороны, и спецификой педагогической деятельности, с другой стороны, проблема агрессии педагогов является актуальной, малоизученной, неразрешенной, нуждающейся в последующих теоретических обобщениях и эмпирических исследованиях [34].
Несмотря на то, что проблемам агрессии и агрессивности посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых: Г.М. Бреслава, И.Р. Дементьевой, С.Л. Колосовой, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Ф. Аллана, А. Басса, Л. Бендера, Х. Дельгадо и др., в педагогической деятельности изучение данного феномена долгое время не считалось насущной проблемой, так как профессионально-нравственная направленность педагогической профессии априори считалась преимущественно развивающей личность [18].
Деструктивная форма агрессии в педагогической деятельности рассматривается учеными как профессиональная деформация (В.В. Дикова, Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, Т.Е. Майорова, Е.И.Рогов, Э.Э. Сыманюк и др.), представляющая собой враждебное отношение к обучающимся и коллегам, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требование безоговорочного подчинения педагогу [36, с. 112].
Актуальность представленного исследования заключается в том, что агрессивное поведение педагога приводит к возникновению конфликтов, снижает эффективность взаимодействия с воспитанниками и коллегами в профессиональной среде, нарушает педагогический процесс. Важно отметить, что опасность педагогической агрессии заключается еще и в том, что она может индуцировать ответную агрессивную реакцию обучающихся, способствовать закреплению форм агрессивного поведения, а также нести скрытую психологическую угрозу для развития личности воспитанников. В связи с этим возникает необходимость изучения феномена агрессии в педагогической деятельности, ее причин и факторов, детерминирующих агрессивное поведение педагога, с целью оптимизации профессионального взаимодействия в педагогическом пространстве [18].
Таким образом, изучение причин, способствующих проявлению педагогической агрессии, а также её последствий, исключительно важно с точки зрения повышения эффективности педагогического процесса.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Объект исследования - агрессия педагога.
Предмет исследования - профессиональная обусловленность агрессии педагога.
Цель исследования - выявить основные особенности и определить причины агрессии педагога в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы.
3. Выявить проявления агрессии педагогов в профессиональной деятельности.
4. Выявить профессиональную обусловленность агрессии педагогов.
Структура и объём работы ВКР состоит из введения двух глав,
заключения, приложения, списка литературы, включая 50 источников. Общий объем работы 66 страниц компьютерного набора, включая 5 таблиц.
Несмотря на то, что проблемам агрессии и агрессивности посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых: Г.М. Бреслава, И.Р. Дементьевой, С.Л. Колосовой, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Ф. Аллана, А. Басса, Л. Бендера, Х. Дельгадо и др., в педагогической деятельности изучение данного феномена долгое время не считалось насущной проблемой, так как профессионально-нравственная направленность педагогической профессии априори считалась преимущественно развивающей личность [18].
Деструктивная форма агрессии в педагогической деятельности рассматривается учеными как профессиональная деформация (В.В. Дикова, Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, Т.Е. Майорова, Е.И.Рогов, Э.Э. Сыманюк и др.), представляющая собой враждебное отношение к обучающимся и коллегам, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требование безоговорочного подчинения педагогу [36, с. 112].
Актуальность представленного исследования заключается в том, что агрессивное поведение педагога приводит к возникновению конфликтов, снижает эффективность взаимодействия с воспитанниками и коллегами в профессиональной среде, нарушает педагогический процесс. Важно отметить, что опасность педагогической агрессии заключается еще и в том, что она может индуцировать ответную агрессивную реакцию обучающихся, способствовать закреплению форм агрессивного поведения, а также нести скрытую психологическую угрозу для развития личности воспитанников. В связи с этим возникает необходимость изучения феномена агрессии в педагогической деятельности, ее причин и факторов, детерминирующих агрессивное поведение педагога, с целью оптимизации профессионального взаимодействия в педагогическом пространстве [18].
Таким образом, изучение причин, способствующих проявлению педагогической агрессии, а также её последствий, исключительно важно с точки зрения повышения эффективности педагогического процесса.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Объект исследования - агрессия педагога.
Предмет исследования - профессиональная обусловленность агрессии педагога.
Цель исследования - выявить основные особенности и определить причины агрессии педагога в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы.
3. Выявить проявления агрессии педагогов в профессиональной деятельности.
4. Выявить профессиональную обусловленность агрессии педагогов.
Структура и объём работы ВКР состоит из введения двух глав,
заключения, приложения, списка литературы, включая 50 источников. Общий объем работы 66 страниц компьютерного набора, включая 5 таблиц.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что агрессивность является одним из распространенных и достаточно опасных видов профессиональной деформации личности педагога. Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально - психологическими особенностями личности педагога.
Агрессия педагога выражается в реализации властных тенденций, склонности к карательным дисциплинарным мерам воздействия, грубости и желании подчинить своим требованиям поведение учащихся.
К объяснению агрессии существует двойственный взгляд: 1) понимание агрессии как поведенческого акта - реагирования на неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации; 2) понимание агрессии как особенности личностной организации человека - относительно устойчивое личностное качество, приобретаемое в процессе социализации.
Рассмотрены типы агрессии учителя, проанализированы причины и последствия агрессии педагога, в ходе чего установлено, что агрессивный педагог не только разрушительно воздействует на психику учащихся, но и являет собой пример для подражания и закрепления ответных агрессивных реакций. К напряженным относят чуть ли не все типовые ежедневные ситуации, с которыми сталкивается учитель, начиная от высоких требований, предъявляемых содержанием самой профессии, и заканчивая социально-экономическими условиями ее реализации, что в свою очередь приводит к повышению раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Нередко агрессивность учителя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками, а также отсутствием поддержки со стороны администрации и коллег.
В общем виде можно сказать, что предметом и объектом труда педагога является ребенок, который обладает несформированным сознанием и психикой, необучен и невоспитан, и для того, чтобы понять психологические трудности своего ученика, педагог вынужден периодически из «нормального» взрослого превращаться в необученного и невоспитанного. Взаимодействие с учащимися не всегда успешный процесс, и агрессия чаще направлена на тех учащихся, работа с которыми вызывает психологические и организационные сложности, затруднения, инициируя негативные эмоциональные реакции.
Оказалось, что учителя более склонны к проявлению вербальной агрессии, чем к физической. Агрессия в речи проявляется через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.
Таким образом, профессиональные деформации, и связанные с ними проявления агрессии, неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление.
В результате выполненной работы мы можем констатировать, что цель достигнута, задачи выполнены.
Агрессия педагога выражается в реализации властных тенденций, склонности к карательным дисциплинарным мерам воздействия, грубости и желании подчинить своим требованиям поведение учащихся.
К объяснению агрессии существует двойственный взгляд: 1) понимание агрессии как поведенческого акта - реагирования на неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации; 2) понимание агрессии как особенности личностной организации человека - относительно устойчивое личностное качество, приобретаемое в процессе социализации.
Рассмотрены типы агрессии учителя, проанализированы причины и последствия агрессии педагога, в ходе чего установлено, что агрессивный педагог не только разрушительно воздействует на психику учащихся, но и являет собой пример для подражания и закрепления ответных агрессивных реакций. К напряженным относят чуть ли не все типовые ежедневные ситуации, с которыми сталкивается учитель, начиная от высоких требований, предъявляемых содержанием самой профессии, и заканчивая социально-экономическими условиями ее реализации, что в свою очередь приводит к повышению раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Нередко агрессивность учителя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками, а также отсутствием поддержки со стороны администрации и коллег.
В общем виде можно сказать, что предметом и объектом труда педагога является ребенок, который обладает несформированным сознанием и психикой, необучен и невоспитан, и для того, чтобы понять психологические трудности своего ученика, педагог вынужден периодически из «нормального» взрослого превращаться в необученного и невоспитанного. Взаимодействие с учащимися не всегда успешный процесс, и агрессия чаще направлена на тех учащихся, работа с которыми вызывает психологические и организационные сложности, затруднения, инициируя негативные эмоциональные реакции.
Оказалось, что учителя более склонны к проявлению вербальной агрессии, чем к физической. Агрессия в речи проявляется через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.
Таким образом, профессиональные деформации, и связанные с ними проявления агрессии, неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление.
В результате выполненной работы мы можем констатировать, что цель достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ
СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ РОСПИСИ ТКАНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОM БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Агрессивность педагогов в профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2000 - СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ (19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по
преодолению последствий семейного насилия над детьми
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



