Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ономастический пласт в повести Д.И.Стахеева «Пустынножитель»: семантико-функциональный анализ

Работа №53991

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и принципы исследования антропонимии в отечественном языкознании
1.1. Общая характеристика ономастических исследований 9
1.2. Имя собственное как компонент литературного произведения 14
ГЛАВА 2. Поэтонимы в повести Д.И.Стахеева «Пустынножитель»
2.1. Комплексный анализ антропонимов 18
2.2. Роль топонимов в повести Д.И. Стахеева «Пустынножитель» 36
2.3. Коннотативное значение идеонимов в повести Д.И.Стахеева «Пустынножитель» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 51

Читателям наших дней несправедливо забытого писателя Дмитрия Ивановича Стахеева (1840-1918) открыл Н.М. Валеев, который в 90-е годы организовал в Елабужском педагогическом институте межвузовскую научно-практическую конференцию «Д.И. Стахеев - купец, литератор, личность». Также он выпустил монографию о жизни и творчестве писателя-земляка, был инициатором установки его бронзового памятника перед зданием института, явился составителем и автором предисловия двух книг с произведениями Дмитрия Стахеева, одна из которых -«Духа не угашайте» - была выпущена в Татарском книжном издательстве тиражом 60 000 экземпляров. Н.М.Валеев, по сути дела, заново открыл забытого художника, автора 12-томного собрания сочинений. Его исследования творчества Стахеева стали первыми в новейшем отечественном литературоведении, благодаря чему в 1992 году в Казани увидели свет избранные сочинения писателя. Автор сумел показать истинное место Д.И. Стахеева в историко-литературном процессе второй половины XIX века, обозначить и многие другие грани его таланта как публициста и искусствоведа, журналиста.
Как нам известно, Д.И. Стахеев около 40 лет действовал на поприще художественной литературы, многие романы и повести (как например, «Обновленный храм», «Неугасающий свет», «Пустынножитель») не утратили своего интереса и в наши дни, читаются с удовольствием.
Произведения Д.И. Стахеева высоко ценили его современники, такие, как критик H.H. Страхов, который видел в творческой манере писателя сходство с Гоголем; биограф И. Гурвич, который отмечал самостоятельность писателя в изображении русского быта и нравов; С. Крившенко, В. Русаков, выделявшие «особое ощущение жизни» в стахеевских произведениях.
Следует выделить биографический очерк М. Никольского (Т. 1, I- XIV) и критический этюд П.В. Быкова (T.I, XV-XXX), которые были написаны к 12-томному собранию сочинений писателя, т.к.в них дается характеристика самого автора, его трудов, говорится обоснованиях, повлекших за собою замалчивание стахеевского творчества [55].
Произведения Д.И. Стахеева печатали в таких авторитетных журналах, как: «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русское слово». Он сам являлся редактором журналов «Русский мир», «Нива». Его творчество обсуждали В.В. Розанов, В.С. Соловьев, С.В.Максимов, А.Н.Майков, Ф.М. Достоевский и многие другие современники писателя.
Возвращение имени Д.И. Стахеева в историко-литературный оборот предопределено тем, что в своих произведениях он пишет о непреходящих ценностях человеческого бытия. На страницах его романов с достаточной полнотой воплощена духовная жизнь представителей различных сословий России второй половины XIX столетия.
В последнее время активное развитие получает такое направление культуры, как краеведение. В результате, произведения елабужанина начинают интересовать многих земляков писателя, его творчество изучается в вузах республики, издаются научные труды С.И. Граховой, Г.Н.Хабибуллиной, О.Л.Даниловой и др. Н.М.Валеевым были инициированы исторические (Маслова), филологические (Грахова, Данилова) диссертационные исследования последних лет. В частности, следует отметить монографию «Антропонимия романов Д.И.Стахеева» Д.А.Салимовой и Г.Р.Патенко.
В лингвистических трудах мало освящалась проблема, представленная в нашей работе: роль состава ономастикона как части идиостиля с точки зрения изучения особенностей языковой личности автора, культурно-исторических познаний, отношения к религии, мировосприятия писателя.
Из вышесказанного следует, что актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, недостаточной разработанностью вопроса о лингвостилистических характеристиках текстов Д.И. Стахеева, а также необходимостью разноаспектного описания функционирования антропонимов в текстовом пространстве писателя.
Во-вторых, тем, что имена собственные, представляющие собой ценный эстетический компонент в системе средств художественной изобразительности, которые характеризуют почерк мастера и нередко дают ключ к решению литературоведческих проблем, непременно должны стать предметом лингвистического анализа, комплексным и системным изучением роли имени собственного в контексте художественного произведения, литературного наследия автора, конкретно Д.И. Стахеева.
В-третьих, необходимостью дать обобщающее описание онимии Д.И. Стахеева, изучить своеобразие авторской антропонимической системы, закономерности ее функционирования и на этом основании дать общую характеристику индивидуально-авторского речевого стиля Д.И. Стахеева, его роли в развитии русской художественной речи и русского литературного языка.
Объектом дипломной работы являются онимы в повести Д.И. Стахеева «Пустынножитель». [Стахеев 2015]
Предметом исследования стали этимологические, структурные характеристики, семантико-стилистические, коммуникативные, эстетические функции антропонимов и топонимов в произведениях Д.И. Стахеева с точки зрения системного и комплексного анализа.
Материалом исследования послужили антропонимы - фамилии, личные имена, отчества, топонимы - названия улиц и других объектов Санкт-Петербурга, извлеченные методом сплошной выборки из художественных текстов писателя (71антропонимическая единица).
Целью дипломной работы является системное описание и комплексный анализ ономастического пространства произведений Д.И. Стахеева, выявление оригинальных индивидуально авторских особенностей языковой личности писателя.
Поставленная цель обусловила решение ряда задач:
1. Изложить историю изучения антропонимии в русском языкознании.
2. Охарактеризовать функции антропонимов как литературных имен в
художественных произведениях, их этимологические и структурные особенности.
3. Определить место и значение имени собственного в формировании художественного образа персонажа.
4. Проанализировать ономастические формулы номинации персонажей в текстах.
Специфика изучаемого антропонимического материала и его анализ обусловили использование в нашей работе определенных ономастических методов и приемов исследования. Для решения вышеперечисленных задач применялся общеметодологический системный подход и индивидуальные научные методы:
> описательный метод позволил передать своеобразие структуры личных имен;
> метод компонентного анализа использовался для исследования антропонимов с точки зрения реализации ими экспрессивных функций;
> статистический метод применялся для выяснения частотности и активности употребления отдельных антропонимов в художественных текстах.
Теоретической базой данной работы послужили труды русских лингвистов, внесших вклад в теорию ономастики (Г.Р.Патенко, А.М. Селищев, А.В. Суперанская), в лингвистику текста и в статистическую лингвистику (В.В. Виноградов). Материалом для исследования послужил текст романа Д.И. Стахеева «Пустынножитель». Фактический материал извлекался из следующего источника: Стахеев, Д.И. Духа не угашайте[37].
Теоретическая значимость предложенной работы обусловлена тем, что вопрос лингвостилистических характеристик дает более глубокое и оригинальное раскрытие произведений Стахеева, представляет широкое поле для междисциплинарных исследований.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества Д. И. Стахеева, так как, по итогам исследования имени собственного можно охарактеризовать состав идиолекта более глубоко и осмыслить идиостиль Д. И. Стахеева гораздо шире. Полученные результаты можно использовать на занятиях вузовской и школьной программы преподавания филологического анализа текста художественного произведения, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам литературной ономастики при изучении предметов национально-регионального компонента, фактический материал работы может быть интересен специалистам, преподавателям, любителям русской словесности.
Научная новизна работы заключается в том, что нами впервые исследуется с точки зрения языка не изученная до сегодняшнего дня ономастика в повести Д. И. Стахеева «Пустынножитель», привлекается малоизученный и нераскрытый ранее историко-литературный материал, что позволяет решить поставленные задачи.
Структура данной работы. Задачи исследования обусловили композицию работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе используется таблица частотности употребления антропонимов в повести «Пустынножитель». Прилагается терминологический словарь.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается степень разработанности проблемы, указывается цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы анализа языкового материала, сообщается, в чем заключается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, определяется структура работы.
В первой главе «Теоретические основы и принципы исследования антропонимии в отечественном языкознании» рассматривается общая характеристика ономастических исследований в работах А.Балова, А. Соколова, Н. Харузина, П. Флоренского, А. Суперанской и др. Во втором параграфе отмечается антропонимика в произведениях Д.И.Стахеева.
Во второй главе «Поэтонимы в повести Дмитрия Ивановича Стахеева» предпринимается попытка комплексного анализа ономастики повести «Пустынножитель», характеризуются основные принципы, средства и способы авторской номинации, определяются связи ономастикона анализируемого произведения с его образной системой.
В заключении приводятся выводы проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, словари, справочники, художественная литература.
Работа выполнена печатным способом на страницах с использованием 60 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


И.Гурвич достаточно высоко оценивает творчество Дмитрия Ивановича Стахеева: «Всё затронуто чутким писателем, затронуто умело, с тактом и в высшей степени обдуманно. Спокойствие, ровность романиста действует на читателя благотворно, заставляет его глубоко вдуматься в жизнь, в окружающую действительность и прийти к выводам, желательным для автора. А между тем автор ни этих, ни других выводов, ни заветных идей своих не навязывает читателю, на которого действует иногда неотразимо необыкновенная искренность, глубокая вера автора»[15].
В своей работе мы обнаружили то ономастическое пространство, которое в целом, практически необозримо, так как можно рассматривать с разных позиций и ракурсов. Оно раскрывает круг задач и достигает поставленных целей. Имена собственные в их взаимодействии образуют ономастическое пространство текста, анализ которого позволил выявить связи и отношения, существующие между разными персонажами произведения в их динамике, раскрыть особенности его художественного мира. В ономастическом (антропонимическом) пространстве текста имена персонажей сближаются (Николай Александрович и Прасковья Трофимовна) или, напротив, выступают в оппозиции (Иона Матвеевич и Климентов). Данное сближение или противопоставление являются свойствами единого поля произведения.
Изучение произведения Д.И.Стахеева доказывает, что активное использование христианских личных имен в обществе привело не столь к количественному обогащению национального именнита, сколько к его качественному обновлению, когда в ХУШ веке зaвершилcя процесс вытеснения многочисленных прозвищных «некалендарных» личных имен 
календарными.
Всего в повести «Пустынножитель» автор использует 10 прямых объектов номинации, из которых лишь 4 имеют вариативные наименования. Женское же имя в тексте раскрывается всего лишь у одной из героинь. При наличии 10 героев в произведении мы выявили 28 топонимов, которые употребляются 57 раз.
Имя собственное в структуре текста, с одной стороны, устойчиво, с другой, - повторяясь, семантически преобразуется, обогащаясь на всем пространстве текста. Семантически осложненное имя собственное участвует в создании не только связности, но и смысловой многомерности художественного текста. Оно служит одним из важнейших средств воплощения авторского замысла и концентрирует в себе значительный слой информации. «Каждое имя, названное в произведении, есть уже обозначение, играющее всеми красками, на которые оно только способно» [60]. Имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста, как важнейший знак, который, наряду с заглавием, актуализируется по мере прочтения произведения.
Мы согласны с мнением Н. В. Васильевой, что, во-первых, имя каким- то образом вводится автором в текст, во-вторых, оно автором "продвигается" по тексту и, наконец, оно из текста исключается [9]. Исходя из этого, следует вывод о том, что любое имя в художественном произведении неслучайно, оно служит раскрытию авторского замысла. Так Иона Матвеевич проходит по художественному произведению, явно и косвенно раскрывая суть жизнеуклада Климентова. Ионав приёмной начальника выглядит честным, добропорядочным, бескорыстным человеком. И к концу повествования этого героя с «трауром под ногтями» читатель уже не наблюдает. 
Ономастическое пространство художественного произведения «Пустынножитель» благодаря использованию различных онимов расширяется и выходит за временные рамки повести: «Кантова «Вещь сама в себе», Платоновы «Идеи», Спинозова «Субстанция» и Шопенгауэрова «Воля» - мне всё это, mon cher, знакомо и pardon, я смотрю на это всё, как на толчение воды в ступе, и как там господа философы ни рассуждай, а схватить чёрта за хвост им всё-таки не удастся» [Стахеев, с.67].
Таким образом, имена собственные прямо соотносимы и взаимомотивированы с образами персонажей. Как правило, собственное имя отражает ту или иную черту характера, которая впоследствии оказывается актуализированной в тексте.
Подводя итоги, констатируем, что ономастикон произведения Д.И.Стахеева, отличается масштабностью и разнообразием совокупности использованных имен, позволяет судить о разнообразных сферах компетенции писателя в таких областях, как теософия, философия, культура, история, литература, о широте его кругозора. Высокая квалификация в данных областях позволяет характеризовать личность Д.И. Стахеева как духовно богатую и достойную всестороннего изучения в культурологическом аспекте. Данная работа может быть рассмотрена как часть программы по изучению творчества и личности писателя, имеющей право быть осуществленной вследствие неослабевающего интереса к самобытной манере и приемам художественного письма, колоритной словесной палитре писателя, к сожалению, по ряду объективных факторов незнакомого широкому кругу читателей. Сложный процесс поиска нужного поэтонима характерен для любого мастера художественного слова. К сожалению, значительная часть предварительных материалов или уничтожается самими авторами, или хранится в малодоступных для широкого читателя архивах. Анализ поэтонимов произведен в границах самостоятельного ономастического пространства, что не умаляет ценность работы.



1. Алейникова Н.В. «Закономерности функционирования антропонимов в художественном произведении», АКД, Москва, 1991.
2. Андреева Л.И. Семантика литературного антропонима / Л.И. Андреева //Русская ономастика. - Рязань, 1977. -c.157-167.
3. Антропонимика / Ред. В.А. Никонов, А.В. Суперанская. - М., 1970.
4. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин-М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.
5. Беленькая В.Д. Топонимы в составе лексической системы языка /
В.Д.Беленькая. - М., 1969.
6. Валеев Н.М. Гармония культур / Н.М. Валеев. - Казань: ФЭН, 2001. - 328 с.
7. Валеев, Н.М. Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество: Пособ. для спецкурса / Н.М. Валеев. - Елабуга, 1994. - 70 с.
8. Валеев, Н.М. Искры под пеплом: Творческий портрет писателя Д.И. Стахеева / Н.М. Валеев. - Елабуга, 1994. - 64 с.
9. Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста [Текст]: монография / Н.В. Васильева - 2-е изд., испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.
10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным/Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. - М., 1989.- 86с.
11. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов.- М: Гос. Изд-во Худож. Лит-ры, 1959.
12. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /
B. В.Виноградов. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 255 с.
13. Виноградова Н.В. Имя литературного персонажа: Материалы кбиблиографии / Н.В. Виноградова // Литературный текст: проблемы и методыисследования. - Тверь, 1998, вып.4. - c.157-197.
14. Грахова С.И. Типология раннего творчества Д.И.Стахеева и
C. В.Максимова: Дис... канд. филол. наук / С.И. Грахова; Елаб. гос. Ун-т. - Казань, 2001. - 144с.
15. Гурвич И. Забытый писатель / И. Гурвич // История, вестник. -1914. - № 9. - 176 с.
16. Данилова О.Л. Типология раннего творчества М.Е.Салтыкова- Щедрина и Д.И. Стахеева: Дис. канд. филол. наук / О.Л. Данилова; Елаб. гос. пед. ун-т - Казань, 2005, - 186 с.
17. Карпенко М.В. Русская антропонимика (Конспект лекций спецкурса) / М.В.Карпенко. - Одесса, 1988.- 42 с.
18. Карпенко Ю.А. Безымянность как ономастический прием
А.А.Ахматовой / Карпенко Ю.А. // Третьи Ахматовские чтения. - Одесса, 1993.
19. Королева И.А. Ономастические пространства и поле в языке / И.А.Королева // Русская речь. - 2003. - №2. - с. 85 - 86.
20. Крившенко С.Ф. Берег отечества / С.Ф. Крившенко // Литературнокритические статьи. - М.: Современник, 1988. - 328 с.
21. Либрович С.Ф. На книжном пост у. Воспоминания; Записки; Документы. -Пгр.;М. (1916). -с. 228-231.
22. Максимов С.В. Куль хлеба: Рассказы и очерки. Л.: Лениздат, 1987. - 655 с.
23. МасловаИ.В. Купеческая династия Стахеевых (Вторая половина XIX века по 1917): Автореф. дис....канд.историч. наук / И.В. Маслова.- Казань, 2002.- 19 с.
24. Никонов В.А. Имя и общество / В.А. Никонов. - М., 1974. - с. 234.
25. Русаков В. Полвека литературного труда // Вестник литературы. - 1907. - №11. - С. 219-221. (С.Ф. Либрович неоднократно писал о Стахееве под псевдонимом Виктор Русаков).
26. Русская ономастика и ономастика России / Под ред. О.Н. Трубачева.
- М, 1994.
27. СалимоваД.А., Патенко Г.Р. Антропонимия романов Д.И. Стахеева /
Д.А.Салимова, Г.Р. Патенко. - Елабуга: Изд-во
Елабужскогогос.пед.университета (ЕГПИ), 2008. - 112 с.
28. Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ /А.М. Селищев // Избранные труды. - М.: Просвещение,
1978. - 98с.
29. Сельскова М. Яркий след купцов Стахеевых/М.Сельскова// Газета Республика Татарстан. - 2011. - № 229-230 (27126-27127) от 17.11
30. Сельскова М. Яркий след купцов Стахеевых/М.Сельскова// Газета Республика Татарстан. - 2009. - № 211-212 (26588-26589) от 22.10.
31. Суперанская А.В. Прописная и строчная буква в собственных именах разных категорий / А.В. Суперанская // Орфография собственных имён. - М.,1965. - с. 25-43.
32. Суперанская А.В. Имя через века и страны / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1990. - 190с.
33. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? / А.В. Суперанская
- М.: Наука, 1964. - 94с.
34. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного /
A. В.Суперанская -М.: Наука, 1973.
35. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981.-с. 69-79
36. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В.И. Супрун. - В.: Перемена, 2000. - 172с.
37. Стахеев Д.И. Пустынножитель /Д.И.Стахеев. - Краснодар: Экоинвест, 2015. - 284с.
38. Страхов H.H. Наследники Д.И.Стахеева/ H.H. Страхов// Рус. вестник.
- 1875. - № 6 (июнь). - Т. 117. -c. 799-817.
39. Флоренский П.А. ИМЕНА. - Издательство: "Мысль". -Москва. -2000. - 621с.
40.Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий /
B. К.Чичагов.- М.: Уч. пед. издат., 1989. - 128с.
41. Эртнер Е. Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX
- начала XX века [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора фил. наук: 10. 01. 01 - русская литература / Эртнер Е.Н. - Екатеренбург, 2005. - 40 с.
Словари, справочная литература
42. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова- М., 1969.
43. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В.Подольская. - М.: Наука, 1978. - 198 с.
44. "Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг." http://cheloveknauka.com/duhovnaya-zhizn-rossii-v-romanah-d-i- staheeva- 1870-1890-gg#ixzz4hYIeyVZr
45. Не подлежат забвению. Газета Республика Татарстан http://rt-online.ru/p-rubr-kult-33451/
46. Судьба купеческая. Газета Республика Татарстан Источник: http ://rt-online. ru/sudba-kupecheskaya/
47. Ономастическое пространство художественного произведения http: //imj a. name/poehtonimy/onomprostranstvo-proizvedeniya. shtml
48. Русская антропонимия романического пространства Д.И.Стахеева http://cheloveknauka.com/russkaya-antroponimiya-romanicheskogo- prostranstva-d-i-staheeva#ixzz4f3E3gFSh
49. Происхождение фамилий
http: //kakzovut. ru/proishozhdenie-familiy. html
50. Трофим: значение имени, влияние на характер, здоровье и судьбу
http://fb.ru/article/252663/trofim-znachenie-imeni-vliyanie-na-harakter-
zdorove-i-sudbu
51. Значение имени Прасковья: происхождение, характер, толкование и судьба
http://fb.ru/article/246760/znachenie-imeni-praskovya-proishojdenie-
harakter-tolkovanie-i-sudba
52. П.А.Флоренский «Имена». Часть XI. НИКОЛАИ. http://www.agnuz.info/app/webroot/library/211/173/
53. П.А.Флоренский «Имена». Русские мужские имена.
54. Русская антропонимия романического пространства Д.И.Стахеева http: //cheloveknauka. com/russkaya-antroponimiya-romanichesko go- prostranstva-d-i-staheeva#ixzz4exrA43bv
55. Типология раннего творчества Д.И.Стахеева и С.В.Максимова
http: //cheloveknauka. com/tipologiya-ranne go-tvorchestva-d-i-staheeva-
i- s-v-maksimova#ixzz4cup2Novp
56. Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. К.А. Тимофеев
http: //www. booksite. ru/fulltext/problleks/text.pdf
57. Русская антропонимия романического пространства Д.И.Стахеева http: //cheloveknauka. com/russkaya-antroponimiya-romanichesko go- prostranstva-d-i-staheeva#ixzz4f3FumZrf
58. Балов А. К вопросу о древнерусских некалендарных именах
http://www.dissercat.com/content/familii-tambovskoi-oblasti-v-
antroponimicheskoi-sisteme-yazyka#ixzz4hjK4Pek0
59. А.К. Соболевский «Заметки о собственных именах в великорусских былинах»
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=54679
60. Ономастическое пространство как проявление языковой личности автора
http://www.dslib.net/russkij-jazyk/onomasticheskoe-prostranstvo-kak- proj avlenie-j azykovoj -lichnosti-avtora.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ