Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЕЛАБУЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»

Работа №53990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы стратегического развития предприятия 7
1.1 Понятие и сущность стратегического развития предприятия 7
1.2 Классификация стратегий 15
1.3 Методика SWOT-анализа в стратегическом развитии предприятия 24
2 Анализ тенденций развития автомобильной отрасли в период финансового
кризиса 37
2.1 Анализ специфики и тенденций развития автомобильной отрасли 37
2.2 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ» 44
2.3 Оценка эффективности финансово - хозяйственной деятельности ОАО «ПО ЕлАЗ» 49
3 Предложения по усовершенствованию стратегии развития предприятия.. ..64
3.1 Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ» 64
3.2 Стратегия и план маркетинговой деятельности предприятия 75
3.3 Расчет эффективности выбранной стратегии развития на финансовые
результаты предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ» 80
Заключение 85
Список использованных источников 89
Приложения


Особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.
Данный подход неразрывно связан со стратегическим управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, решающих проблемы управления предприятием.
Стратегическое управление - это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках.
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как не существует и единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
В самом общем виде стратегия - это направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Но такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством.
Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций и фирм своевременно выявлять всевозможные риски вблизи границ своих интересов и управлять ими путем рационального использования ограниченного объема ресурсов.
Таким образом, стратегический менеджмент является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать долгосрочную стратегию усиления своих позиций на динамично развивающихся рынках.
Автомобильная промышленность считается основной отраслью отечественного машиностроения и именно она определяет экономический, а, следовательно, и социальный уровень страны. Отечественная автомобильная промышленность, переживая переломный этап в развитии, в свою очередь имеет возможность быть более высококачественной и стать конкурентоспособной. Чтобы это произошло, нашим автозаводам необходимо повышать качество выпускаемой продукции, снижать издержки, оптимизировать производственные процессы, поднимать уровень квалификации персонала, внедрять логистический инструментарий в практику управления предприятием. То есть создать комплекс конкурентных преимуществ, а, следовательно, разработка стратегии развития становится важнейшим способом повышения эффективности деятельности предприятий автомобильной промышленности.
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы.
Вопросам стратегического развития предприятия посвящены труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует отметить: Ансофф И., Бляхман Л.С., Гольштейн Г.Я., Зуб А.Т., Коротков Э.М., Парахина В.Н., Томпсон А.А., Уткин Э.А., Фатхутдинов Р.А. и др.
Объектом исследования выступает процесс разработки стратегии для предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ».
Предметом исследования является стратегия развития предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ».
Целью данной работы является исследование внутренней и внешней среды предприятия и разработка стратегии развития предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ», которая повысит максимально эффективность предприятия.
Исходя из поставленной цели, вытекает необходимость решения следующих основных задач:
- определить понятие и сущность стратегического развития предприятия;
- рассмотреть классификацию стратегий развития;
- изучить возможности методики SWOT-анализа в анализе стратегического развитии предприятия;
- дать оценку факторов внутренней и внешней среды предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ»;
- разработать стратегию и план маркетинговой деятельности предприятия и оценить их эффективность;
- оценить стратегические альтернативы развития предприятия;
- провести анализ влияния эффективности выбранной стратегии развития на финансовые результаты предприятия.
Методами исследования в работе выступают: изучение и анализ научной литературы; методы сравнения, анализа, синтеза. Использованы элементы SWOT-анализа предприятия; методы финансового анализа; структурные, графические, методы математической статистики.
Научная новизна
Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке данного дипломного проекта является разработка эффективной стратегии развития предприятия, которую можно будет рекомендовать к внедрению на предприятии.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия по стратегическому развитию ОАО «ПО ЕлАЗ» позволят преодолеть проблемы, выявленные в ходе анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы разработки, оценки и выполнения стратегии развития предприятия.
Теоретический анализ проблемы показал, что одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды; определение стратегических альтернатив; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.
Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Наиболее часто стратегии классифицируются по следующим укрупненным блокам:
- базовые стратегии;
- конкурентные стратегии;
- отраслевые стратегии;
- портфельные стратегии;
- функциональные стратегии.
Определение стратегии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении будет развиваться предприятие, какое место занимать на рынке и т.п.
Далее мы провели анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На его основании можно сделать следующие выводы.
ОАО «ПО ЕлАЗ» находится в устойчивом финансовом состоянии. Увеличение показателей товарной продукции, выручки от реализации, заработной платы положительно характеризует работу предприятия. Себестоимость продукции с 2013 по 2016 год увеличилась, что объясняется увеличением объема произведенной товарной продукции, ростом выручки от реализации - это является нормальным условием.
Финансовое положение ОАО «ПО ЕлАЗ» стабильно. Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, свидетельствует об эффективной работе ОАО «ПО ЕлАЗ».
Несмотря на непростые экономические условия, связанные с мировым финансовым кризисом, предприятие сохранило и планирует в дальнейшем укреплять свои позиции на российском рынке производства продукции в рамках реализации мероприятий, направленных на:
- разработку долгосрочных планов, учитывающих тенденции развития
потенциальных покупателей,
- увеличение объема продаж за счет сохранения конкурентной цены в
результате снижения затрат, повышения качества продукции,
- модернизацию производства,
- создание новых рабочих мест и новых видов продукции,
- повышение уровня жизни работников через увеличение заработной платы.
По результатам финансового анализа следует отметить, что предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии, платежеспособно и принимает все меры к более эффективной работе именно за счет своего собственного капитала, о чём и свидетельствуют хорошие значения показателей деловой активности.
Анализ рынков сбыта продукции ОАО «ПО ЕлАЗ» показал, что предприятие понимает важность этого вопроса и уделяет большое внимание ему. На поддержание и развитие рынков сбыта постоянно выделяются дополнительные средства, персонал отдела маркетинга тщательно выбирается и проходит переподготовку.
Предприятие участвует в разных выставках и ярмарках, расширяется рекламная компания, постоянно ведется работа по улучшению ассортимента продукции.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия показал, что необходимо постепенно искоренять неплатежи, большее внимание уделять маркетинговым исследованиям, применять новые методы управления.
Коммерческая целесообразность проекта состоит в том, что предусмотренная проектом продукция ориентирована на широкий ряд потребителей. Расчеты экономической эффективности, оценка качества и конкурентоспособности с точки зрения потребителей показывают преимущества продукции предприятия перед конкурентами.



1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изм. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - №4. - Ст.445.
2. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от
07.02.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301; 14.02.2011. - №7. - Ст.901.
3. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от
07.02.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410; 14.02.2011. - №7. - Ст.901.
4. Устав Открытого Акционерного Общества «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод».
5. Федеральный закон РФ от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 30.11.2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон РФ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 18.07.2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
7. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 2009. - 309 с.
8. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Изд. Экономика, 2009. - 580с.
9. Бляхман Л.С. Основы функционального и стратегического менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2010. - 380с.
10. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 160с.
11. Виханский О.С. Стратегическое управление. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2009. - 528с.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс: 6-е изд.: Учебник. - М.: Фирма «Гардарика», 2010.
572с.
13. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций.
Электронная версия. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995. С.57.
14. Долбунов А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №2. - С.25-37.
15.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 451с.
16.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 415с.
17. Идрисов А. Б., Карташев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1997. - 272с.
18. Ковалев А.И. Финансовый анализ и диагностика банкротства: Учебное пособие. - М.: Изд. Экономическая академия, 2009. - 538с.
19. Ковалев А.П. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 560с.
20. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2007. - 304с.
21. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Стратегический менеджмент. - СПб., 2007. - 432с.
22. Ларионов И.К. Стратегическое управление. - М.: Инфра-М, 2007. - 472с.
23. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.
24. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: Инфра-М, 2010. - 370с.
25. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимов, А.В. Игнатова, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимова, А.В. Игнатовой. - М.: Изд. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 491с.
26. Мескон М., Альберт С. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело,
2009. - 800с.
27.Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. Парахиной В. Н., Ушвицкого Л.И. М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.
28. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА-М, 1999. - 344с.
29. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2009. - 379с.
30. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В. Пискулова. - М.: Инфра-М, 2008. - 215с.
31. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2007. - 801с.
32. Савицкая Л.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / 4 изд.
- М.: Финансы и статистика, 2005. - 708с.
33. Синявина В.С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М: Экономика, 2008. - 253с.
34. Словарь-справочник менеджера / Под. Ред. М.Г. Лапусты. - М.: Инфра- М, 1999. - 320с.
35. Справочник кризисного управляющего / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Инфра-М, 1999. - 363с.
36. Стратегический менеджмент: Конспект лекций / Г.Я. Гольдштейн. - М.: Инфра-М, 2010. - 259с.
37. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - 5-е изд., испр. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во ЭКМОС, 2007. - 516с.
38. Стратегическое управление предприятиями и банками. Учебное пособие
- М.: Изд. Дело, 2007. - 540с.
39. Стратегическое управление: Под ред. Э.М. Короткова. - М.: Инфра-М,
2010. - 432с.
40. Теория и практика стратегического управления: Уч. для вузов / Под ред.
С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, Юнити, 2007. - 496с.
41. Теплова Т.В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Уч. пособие. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2009. - 264с.
42. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2009. - 576с.
43. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2010. - 422с.
44. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие / 5-е изд. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. - 285с.
45. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 447с.
46. // Автомобильная промышленность. 2007. №6
47. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://minpromtorg. gov. ru/industry/auto
48. Корпоративный сайт ОАО «ПО ЕлАЗ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elaz.ru/
49. Официальный сайт Российская газета. URL:
http://www.rg.ru/gossaity.html
50. Журнал Секрет фирмы. URL:http://www.kommersant.ru/sf/
51. Журнал « Финанс.».ШЬ: http://www.finansmag.ru/technology


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ