Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Работа №53987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. История организации семейного воспитания в России 8
1.2. Особенности развития современной семьи 14
1.3. Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации 18
1.4. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи 24
Выводы по первой главе 29
Глава ^ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕВОСПИТАНИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Система работы с родителями в современной школе 34
2.3. Анализ системы работы по взаимодействию семьи и школы,
интерпретация данных 41
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ


Сегодня остро встает вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании школьников. Определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы» В.Сухомлинский.
В законе «Об образовании», указано, что «демократический, государственно-общественный характер управления образованием...» служит исходной нормой для обеспечения сотрудничества школы и родителей [18]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Главная задача педагога - убедить родителей в необходимости совместной работы семьи и школы. Трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители - взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком”. Совместная, скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихся уже в течение учебного года может дать положительные результаты, однако усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, социально-статусной, эмоциональной. Особую озабоченность педагогических коллективов вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи.
Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе. «Без личного мировоззрения человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться, что именно составляет главное человеческое достоинство и достижению чего должна содействовать школа». «Нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей»,- считал другой отечественный педагог и психолог П.П.Блонский. Все зависит от силы влияния на мировоззрение школьников таких факторов, как семья, школа, окружение, средства массовой информации. В процессе воспитания важно учитывать всё многообразие объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на развитие личности. При этом следует иметь в виду, что грани между ними подвижны и, как говорил А.С.Макаренко, «человек не воспитывается по частям». Необходимо повышать действенность образовательной и воспитательной функций семьи, снижая тем самым уровень стихийного процесса семейного воспитания. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отметил: «Духовно-нравственная культура и воспитание подрастающего поколения неоспорима - приоритет семьи и семейного воспитания в рамках традиционной российской культуры, важность взаимодействия российской семьи и школы, профилактика и борьба с насилием. Я шлепать детей не разрешаю! И в угол ставить - тоже. Это действие вне закона... Ребенок может нести только моральное наказание. И воспитывать должна школа детей целомудренными, в духе понимания семейных ценностей».
Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия школы и семьи в воспитании детей.
Объект исследования: процесс личностно-ориентированного взаимодействия школы и семьи.
Предмет исследования: формы сотрудничества семьи и школы.
В связи с поставленной целью работы была выдвинута гипотеза: развитие ребенка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в школе и семье.
На основании цели и гипотезы, были поставлены задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить историю организации семейного воспитания в России.
3. Изучить особенности взаимодействия школы и семьи в воспитании детей.
4. Определить актуальные формы взаимодействия школы и семьи.
Теоретическая значимость: расширить знания, представления о взаимодействии семьи и школы в процессе воспитания детей, использовать наработанный материал на родительских собраниях для предотвращения проблем в отношениях родителей и детей, семьи и школы в последующем.
Практическая значимость: подобранный теоретический и практический материалы помогут педагогам и родителям правильно взаимодействовать, чтобы развивать ребенка, формировать его личностные качества.
Методы исследования:
1. Тест - опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В. Столиным.
2. Анализ планов по воспитательной работе МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу, разработки, научные труды по данной теме, побеседовав с педагогами, было принято решение за основу в работе приять совместную деятельность семьи и школы, единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан нашей страны. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития. Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков.
Цель воспитания в семье выражает то, чем должен стать ребенок к восемнадцати годам. В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка: здоровым, образованным, воспитанным, подготовленным к жизни, счастливым Воспитание в школе происходит в форме внеурочной воспитательной работы. Это словесно-логические формы, образнохудожественные, трудовые, игровые, досуговые, психологические. Формы организации могут быть как индивидуальные, так и коллективные - педагогический лекторий, педагогический всеобуч, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и другие. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал форм и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.
Основные условия эффективности воспитательного процесса: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, императивы семейного воспитания. Можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимной преемственности и взаимного дополнения в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.
Таким образом, в ходе нашего исследования было выявлено, что взаимодействие двух институтов социализации семьи и школы в воспитательном процессе - главная задача развития ребенка сегодня, формирование его личностных качеств, что и подтверждает нашу гипотезу.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров - М., 1985.
2. Акутина С.П. Воспитание: семья и школа. // Классный руководитель. -2006. - №7.
3. Андреева Т. В. Особенности и тенденции развития современной семьи //Ананьевские чтения, 2002. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета,2002.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб: Речь, 2004.
5. Антонова, Е.Б. Работа с родителями / Е.Б. Антонова // Народное образование - 2005. - № 2.
6. Байкова Л.А, Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. -
М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Байкова Л.А., Г ребенкина Л.К., Еремкина О.В. Советы педагогу- воспитателю: Учебно-методическое пособие. - Рязань, 1995.
8. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Классному руководителю: учебное
пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
9. Бочкова, О.С. Семья и школа / О.С. Бочкова // ИЯШ - 2005. - № 3.
10 Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. - Начальная школа. - 1999, №3.
11. Горнова, Н.М. Семья, школа, ребёнок / Н.М. Горнова // Завуч - 2004. - №7.
12. Гранкин А. Ю., Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. №6.
13. Гребенников И.В. Основы семейного воспитания. - М.: Просвещение, 1991.
14. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания, 10-11 классы. - М.: «ВАКО», 2006.
15. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. М., 2005.
16. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5.
17. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. - 2012. - №8.
18.Закон Российской Федерации «Об образовании»//Федеральные законы и кодексы РФ. М., 2011.
19.Зверева О.Л, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие.http://www./abirint.ru/books/209110/.
20. Иньева, О.К. Взаимодействие семьи и школы / О.К. Иньева // ИЯШ - 1989. - № 4.
21. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под
ред. Е.Н.Степанова.М.,2005.
22. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999.
23. Карабанова О.А. Возрастная психология. - М.: Айрис - пресс, 2005.
24. Кожина, М.И. Работа педагогического состава с родителями / М.И. Кожина // ИЯШ - 2006. - № 6.
25. Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
26. Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002.
27. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие.http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtm/.
28. Лебедев П.А. Семейное воспитание. Учеб. пособие. - М: AcademiA,2001.
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. —
М: Педагогическое общество России, 2002.
30. Методика воспитательной работы/ Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2004.
31. Минина, М.А. Роль школы в воспитательном процессе ребёнка / М.А. Минина//Завуч-2007.-№2.
32. МосквинаН.И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель. 2005. №5.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Просвещение, 2012.
34. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
35. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/ Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999.
36. Парамонов, Д.А. Воспитание ребёнка в семье и школе / Д.А. Парамонов // ИЯШ - 2007. - № 2.
37. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - М., 2003.
38. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
39. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. - М.,2000.
40. Сластенин В.А. Дидактика. - М.: Академия, 2004.
41. Сметанина О.А. Научно - теоретические основания проблемы
семейного воспитания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008.
42. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебн. пособие. М., 1998.
43. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006.
44. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения. / Ж. А. Сулейменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
45. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. - Киев, 1979 - 1980.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
47. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.
48. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд. М.,1997.
49. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический
всеобуч)// Издательство«Учитель»,Волглград,2004.
50.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М., 2004.
51. Шнейдер Д.Б.Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
52. Шумкова Т.Л. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС. http://pedsovet.su/index/8- 237781/
53. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000.
54. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ