Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации добровольческой
деятельности 8
1.1. Теоретические основы понятия мотивации 8
1.2. Представление о мотивации в отечественной психологии 11
1.3. Содержание и структура добровольческой деятельности 16
1.4. Просоциальный и альтруистический мотивы добровольческой
деятельности 18
1.5. Исследования мотивации добровольческой деятельности 20
1.6. Направления волонтерской деятельности в России 28
Глава. 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивов добровольческой деятельности с базовыми убеждениями и смысложизненными ориентациями
личности 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Изучение базовых убеждений волонтеров 35
2.3. Определение смысложизненных ориентаций волонтеров 46
2.4. Разработка семантического дифференциала для изучения мотивов
добровольческой деятельности волонтеров 57
2.5. Выявление характера и степени взаимосвязи между мотивами
добровольческой деятельности, базовыми убеждениями и
смысложизненными ориентациями волонтеров 64
Заключение 73
Литература 78
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время волонтерская деятельность приобрела особую социальную значимость и популярность. Была востребована в проведении ряда массовых международных мероприятий в нашей стране (Олимпиада в Сочи, Универсиада и чемпионат мира по плаванию в Казани и т.д.), и на международном уровне явилась показателем общественного сознания и социального благоустройства государства. Возрастающая потребность в большом количестве волонтеров выявляет необходимость их привлечения и отбора, что представляет на первый план проблему мотивации добровольческой деятельности.
Волонтерство все чаще становится объектом научных исследований в области психологии, социологии, педагогики. Активно разрабатываются вопросы правового регулирования добровольческой деятельности [37]. Можно сказать, что волонтерство пропагандируется, дает о себе знать в различных СМИ. Данное направление становится все популярнее среди молодежи. Что говорит о значимости данного исследования, так как все большее количество людей привлекается к мероприятиям широкого масштаба, на которых важна в первую очередь психическая устойчивость волонтеров, их мотивы, побуждающие к данной деятельности. От этого зависит насколько благоприятно пройдет мероприятие, какие впечатления останутся у людей, посетивших его, их безопасность.
Для положительного отношения к данной деятельности самих волонтеров, которая не разочарует их в своем решении, необходимо актуализировать мотивы, которые способствовали его выбору. Именно поэтому выявление мотивов добровольцев является важной задачей для различных организаций.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В отечественной и зарубежных науках изучением мотивации добровольческой деятельности занимаются множество ученых, такие как: В. В. Андреева, Е. С.
3
Азарова, Е. Е. Насиновская, А. Н. Леонтьев, У. П. Косова и т.д. [21]. Прежде всего, важным представляется рассмотреть само понятие «волонтер» и его отличие от понятия «доброволец». Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [37]. Волонтеры - граждане, заключившие гражданско-правовой договор об участии в организации без предоставления денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность [37].
Так, психологическая разница между добровольцем и волонтером нивелируется, и лишь юридически подчеркивается, что волонтер заключает договор и не получает денежного возмещения. Следует отметить, что отечественные психологи и социологи, которые исследовали эту проблематику, выделяют в качестве существенного признака волонтерского движения именно ее добровольческий характер. Российский психолог Н.А.Потапова описывает волонтеров как людей, социально полезных, привлекаемых к общественной деятельности государственными структурами. Характеризует их деятельность как безвозмездную, не мешающую основному труду, направленную на приношение пользы людям и обществу [27].
Добровольческая деятельность анализируется с разных позиций, начиная с получения участниками положительных психологических переживаний от осуществления деятельности, заканчивая предпосылками нравственного становления. Например С.В.Михайлова видит суть
волонтерства в том, чтобы через свои личные мотивы и их удовлетворение приносить пользу обществу [18], в то время как Х.иХекхаузен отмечал особый базовый мотив - потребность в заботливости, который проявляет себя в желании помогать, сочувствовать, заботиться, исцелять и т. д. [38]. Вместе с тем, добровольческую деятельность часто рассматривают как просоциальное и альтруистическое поведение, обеспеченное мотивами долга и сочувствия [6].
Среди научных публикаций, посвященных проблеме мотивации добровольческой деятельности, исследованными являются аспекты, посвященные структурно-содержательным характеристикам, а также психологическим особенностям добровольцев. Однако отсутствуют исследования, связанные с изучением специфики мотивации добровольческой деятельности, рассмотрение психики волонтеров, их целей, готовности к данному виду работ, определения направленностей и предпочтений. В связи с чем, особую значимость и полезность данное исследование приобретает для студентов и деятелей социально-гуманитарных сфер.
Таким образом, в данной работе анализируются последние исследования в этой области и дополняются основные положения мотивации добровольческой деятельности на примере волонтерских движений, что и составило теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования заключается в анализе механизмов развития социальной коммуникации, благоустройства общества и развития добродетельных личностных качеств населения через добровольческую деятельность. Это поможет волонтерам дифференцировать свои внутренние мотивы и определиться в выборе дальнейших интересов, а некоммерческим государственным организациям пополнить сведения о личности, претендующей на должность волонтера и определиться с более значимой и подходящей для них кандидатурой.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применить полученные результаты для развития волонтерского движения, а также понимание психологических характеристик людей, занимающихся добровольческой деятельностью. Проведенное исследование позволит проводить эффективный отбор волонтеров и распределять их на те объекты, которые им более присущи, исходя из направленности их мотивов.
Не смотря на современный уровень информированности о вопросах касающихся данного феномена, не существует достаточно проработанных 5
исследований, непосредственно посвященных деятельности и мотивации людей, заключающих договор о волонтерской деятельности. Основываясь на этом, нельзя с уверенностью утверждать о благих намерениях, добродетельности, адекватности, психическом здоровье человека,
претендующего на данное звание. Исходя из этого, вытекает суть проблемы, которая заключается в необходимости пополнения знаний, методов и методик конкретного научного аппарата, для более серьезного рассмотрения и углубления во внутренние мотивы личности.
Соответственно, данное исследование представляется нам актуальным и перспективным, которое позволит восполнить неисследованные аспекты проблемы мотивации добровольческой деятельности волонтеров, также способно расширить обыденное представление о данном феномене, дополнить существующие исследования.
Объект исследования: мотивация добровольческой деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивации волонтерской
деятельности с базовыми убеждениями и смысложизненными ориентациями личности.
Целью нашего исследования является изучение особенностей мотивационной сферы людей, занимающихся добровольческой деятельностью, во взаимосвязи с базовыми убеждениями и смысложизненными ориентациями.
Гипотезы исследования:
1. Существуют специфические особенности мотивационной сферы людей, занимающихся добровольческой деятельностью.
2. Существует взаимосвязь мотивации добровольческой деятельности с базовыми убеждениями и смысложизненными ориентациями личности.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследований мотивации добровольческой деятельности;
2. Разработать семантический дифференциал для выявления мотивов добровольческой деятельности;
3. Изучить особенности мотивационной сферы людей, занимающихся добровольческой деятельностью;
4. Определить базовые убеждения личности волонтеров;
5. Изучить смысложизненные ориентации волонтеров;
6. Выявить характер и степень взаимосвязи мотивации добровольческой деятельности с базовыми убеждениями и смысложизненными ориентациями личности;
7. Анализ и интерпретация данных.
В исследовании применялись следующие методы:
- Шкала базовых убеждений (Р.Янов-Бульман, адаптация О.Кравцовой);
- Тест смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев);
- Семантический дифференциал для изучения мотивации волонтерской деятельности.
Методы статистической обработки эмпирических данных: t-критерий Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ Пирсона.
Выборку составили волонтеры в количестве 50 человек в возрасте от 20 до 25 лет (мужского и женского пола), из которых 20 человек - волонтеры КФУ, 30 человек - добровольцы на чемпионате по теннису. Контрольную группу составили студенты Института психологии и образования 3 и 4 курсов (специальность «Психологи в образовании») в количестве 50 человек в возрасте от 21 до 22 лет. Общий объем выборки 100 человек.
Область применения: социальная психология, педагогическая психология, психология личности.
В данной работе исследована проблема взаимосвязи мотивов добровольческой деятельности, базовых убеждений и смысложизненных ориентаций у волонтеров и контрольной группы, актуальность которой определяется тем, что добровольческая деятельность приобрела особую популярность и нашла широкое применение в ряде массовых мероприятий и в самых разных областях человеческой деятельности. Более того, феномен добровольческой деятельности имеет глубокие исторические корни и отражает особенности социально-культурного развития общества. Однако проблемы мотивации добровольческой деятельности остаются еще недостаточно исследованными, что и стремится восполнить представленное исследование. Поэтому поставлена цель - раскрыть специфику мотивации волонтеров и людей, не занимающихся добровольческой деятельностью, проанализировать взаимосвязь мотивации добровольцев с показателями базовых убеждений и со смысложизненными ориентациями.
Для реализации поставленной цели были решены все поставленные задачи:
1. Проведен теоретический анализ исследований мотивации добровольческой деятельности, специфики мотивации волонтеров и людей, не занимающихся волонтерской деятельностью, связей мотивации добровольцев с показателями базовых убеждений и со смысложизненными ориентациями.
2. Подобраны методики для проведения эмпирического исследования: шкала базовых убеждений, автор Р. Янов-Бульман, адаптация О. Кравцовой; тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. Разработана методика исследования мотивов добровольческой деятельности на основе теоретического выявления мотивов волонтерской деятельности и их семантического дифференциала, опрошены испытуемые (волонтеры в количестве 50 человек в возрасте от 20 до 25 лет (мужского и женского пола), из которых 20 человек - волонтеры КФУ, 30 человек - добровольцы на чемпионате по теннису, а также контрольная группа людей, не занимающихся волонтерской деятельностью в количестве 50 человек в возрасте от 21 до 22 лет (мужского и женского пола) - студенты Института психологии и образования (3 и 4 курсов, специальности «Психологи в образовании»).
3. Проведена статистическая обработка данных с помощью t-критерий Стьюдента, факторного анализа, корреляционного анализа Пирсона и сделано заключение о наличии взаимосвязи мотивации волонтеров с показателями базовых убеждений и со смысложизненными ориентациями и раскрыта специфика мотивации волонтеров и людей, не занимающихся волонтерской деятельностью.
Это позволило получить следующие результаты:
1. По показателям базовых убеждений волонтеры и контрольная группа имеют достоверные различия только по шкале «Доброта людей» (при р=0,05).
2. По средним значениям в отличии от контрольной группы для волонтеров в большей степени свойственна убежденность в «Справедливости мира». Далее следуют шкалы «Благосклонность мира», «Контролируемость мира» и «Доброта людей», волонтеров это определяет как людей, верящих в особенное отношение мира и общества к себе самому.
3. По результатам усредненного профиля не выявлено преобладающих показателей у обеих выборок.
4. По показателям смысложизненных ориентаций волонтеры и контрольная группа не имеют достоверных различий.
5. По средним значениям как для волонтеров, так и для контрольной группы характерна тенденция к низким значениям по всем шкалам, а именно: «Цели в жизни», «Процесс жизни» и «Результат жизни», которые показывают отсутствие постановки целей, неудовлетворенность и «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» и «Осмысленность жизни»
свидетельствующие о недоверии собственным возможностям контроля своей жизни.
6. По результатам усредненного профиля показатели обеих групп также принимают низкие значения по каждой шкале, при этом они равны между собой.
7. Выделено два фактора мотивов добровольческой деятельности: «Мотивы личностного роста», включающий в себя 22 положительных утверждения и «Идеалистические мотивы», включающий 17 утверждений, из них 10 положительных и 7 отрицательных.
8. Средние значения «Мотивов личностного роста» у контрольной группы преобладают над значениями в группе волонтеров. При этом, средние значения «Идеалистических мотивов» идентичны в двух группах.
9. По фактору «Мотивы личностного роста» имеются значимые достоверные различия, а по фактору «Идеалистические мотивы» различия не были выявлены.
10. В группе волонтеров категория базовых убеждений «Благосклонность мира» взаимосвязана со всеми показателями смысложизненных ориентаций: «Цели в жизни» (0,4709), «Процесс жизни» (0,5131), «Результат жизни» (0,5130), «Локус контроля Я» (0,4119), «Локус контроля жизни» (0,3323), «Осмысленность жизни» (0,4796).Показатель базовых убеждений «Ценность Я» взаимосвязан с показателями смысложизненных ориентаций: «Цели в жизни» (0,4039), «Результат жизни» (0,3626), «Локус контроля Я» (0,3663), «Локус контроля - жизнь» (0,5293), «Осмысленность жизни» (0,4081). Показатель базовых убеждений «Степень самоконтроля» взаимосвязан с показателями смысложизненных ориентаций: «Процесс жизни» (0,3369), «Результат жизни» (0,3811), «Локус контроля Я» (0,3767), «Осмысленность жизни» (0,3245).Мотив «Личностного роста» взаимосвязан только с показателем «Доброта людей» (0,4669). «Идеалистический мотив» взаимосвязан с такими показателями смысложизненных ориентаций, как «Результат жизни» (0,3589), «Локус
75
контроля Я» (0,3595), «Локус контроля - жизнь» (0,3767), «Осмысленность жизни» (0,3245), и с таким показателем базовых убеждений, как «Контролируемость мира» (0,2965), однако обратно связан с такой категорией базовых убеждений, как «Справедливость мира» (-0,3223). В контрольной группе значимых взаимосвязей между показателями опросников не выявлено.
Итоги проведенного эмпирического исследования позволяют
утверждать, что в психологической науке рассмотрение специфики мотивации добровольческой деятельности, ее взаимосвязь с базовыми убеждениями и смысложизненными ориентациями является актуальным направлением.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что у волонтеров в отличие от испытуемых контрольной группы превалирует убежденность в справедливости мира, силе доброты и отзывчивости людей. Для них характерно верить в особенное отношение к их деятельности со стороны общества, заключающееся в благодарности и положительной оценке их личностных качеств. Также доминирует убеждение в том, что развитие общества, ситуации в социуме, да и в мире в целом, зависят от личного вклада конкретных людей посредством их деятельности, центральным мотивом которой является совершенствование устройства общества и общечеловеческие ценности.
2. Определено, что смысложизненные ориентации волонтеров являются размытыми, и за фасадом добровольческой деятельности наблюдается несформированность жизненной программы. Включенность в жизнь и самоотношение определяются общественной значимостью добровольческой деятельности и зависят от одобрения окружающих людей того, что они посвящают себя неоплачиваемой работе.
3. Для изучения мотивационной сферы волонтеров был разработан семантической дифференциал, в результате применения которого были выделены два основных мотива добровольческой деятельности: мотивы личностного роста и идеалистические мотивы.
4. Результаты корреляционного анализа позволили сделать вывод, что представления о личностном росте и становлении волонтеров определяются такими внешними факторами, как благосклонность мира и отношение к ним окружающих людей. Ценность «я» зависит в большей степени от идеалистических убеждений и направленности личности на их поддержание, нежели от осмысленности и плодотворности собственной жизни.
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты
добровольческой деятельности. - Хабаровкс, 2008. - 287 с.
2. Айламадян, А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / А.М. Айламадян // Вопросы психологии. - 1998 - № 4. - с. 37.
3. Акимова, Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежного объединения [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Акимова; Рязань, 2006. - 53 с.
4. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 560 с.
5. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и
молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. - М.: Политиздат, 2010. - 74 с.
6. Взаимосвязь мотивации достижения и черт личности. режим доступа: URL: (дата обращения: 13.06.2016).
7. Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И.А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности - М. - 1974. - С. 146-169.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
9. Капская, А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях / А.И. Капская. - У.: Киев, 2001. - 201 с.
10. Капская, А.И. Технологии социально-педагогической работы / А.И. Капская. - К.: УДЦССМ, 2000. - 346 с.
11. Косова У. П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки . 2012. №2 (20). С.123-127.
12. Косова У. П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки . 2011. №2. С.45-54.
13. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: сущность,
функционирование, специфика / Л.А. Кудринская // Социологические исследования. - 2006 - №5. - С. 55.
14. Леонтьев А. Д. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Экзистенциальная и гуманистическая психология 28.. - режим доступа: URL: (дата обращения: 10.06.2016).
15. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993г. - 153 с.
16. Ломов Б. Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии // Вопросы философии. — 1976. — № 4.
17. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - М.: Наука, 1998. - 254 с.
19. Михайлова С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Электронный ресурс] // Студенческое самоуправление ЯГПУ [сайт]. — URL: (дата обращения: 15.10.2015).
20. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения: сб. ст. / науч. ред. Н.Ю. Слабжанин. - Новосибирск, 2003. - 264 с.
21. Направления волонтерской деятельности в России - режим доступа: URL: (дата обращения: 15.11.2015).
22. Насиновская Е. Е Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. — 2003. — № 1-2. — с. 216-225.
23. Никитина, Л.Е. Феномен волонтерства в современной России:
79
автореф. дис. / Л.Е. Никитина. - Воронеж, 2000. - 70 с.
24. Нуркова В.В., Березинская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005. - 484 с.
25. Организация волонтерской работы в вузе: научно-популярное издание / Г.В. Гатальская [и др.]. - Гомель: БТЭУ, 2007. - 260 с.
26. Паршина, Ю.В. Мотивация добровольческой деятельности в студенческом возрасте / Ю.В. Паршина. - Воронеж, 2001. - 137 с.
27. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности / Н.А. Потапова. СПб.: Питер, 2004. - 230 с.
28. Психологические теории мотивации. Режим доступа: URL: (дата обращения: 13.06.2016).
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 453 с.
30. Рюмина Ю. Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Концепт. 2013. №S2. С.46-52.
31. Сикорская Л.Е. Организация добровольчества в городской среде. М., 2008
32. Ситаров В. А., Сикорская Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи (начало) // ЗПУ. 2009. №4. С.122-127.
33. Ситаров В. А., Сикорская Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи (окончание) // ЗПУ. 2010. №1. С.161-166.
34. Ребер А., Мотивация / Большой толковый психологический словарь. Том 1.: Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с.
35. Тетерский С. В., Решетников О. В., / Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности). Н. Новгород, 2009. С. 68-72.
36. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Он же. Психология с т.зр. бихевиориста; Бихевиоризм // История психологии: период открытого кризиса (нач. 10 — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992:
37. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях». - Режим доступа: URL: (дата обращения: 12.06.2016).
38. Хекхаузен X. / Мотивация и деятельность. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
39. Южакова О.В., Волонтеры на социальной работе // Вопросы психологии. 2006 , - № 16, С. 32-33.
40. Ядов В. А. / Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995