РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО-МАРКИРОВАННЫМИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА (на примере лексико-грамматической группы слов, обозначающих термины родства) В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лексико-семантических групп слов в поликультурной среде 7
1.1. Формирование полиэтнической культуры младших школьников 7
1.2. Преподавание русского языка в культуроведческом аспекте 11
1.3 Изучение лексики в начальной школе 17
1.4. Национально-маркированные единицы номинативной системы русского языка 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению национально-маркированных лексических единиц русского языка в условиях поликультурной среды начальной школы 27
2.1. Диагностика определения уровня сформированности полиэтнической культуры младших школьников 27
2.2. Анализ УМК с точки зрения организации работы с лексико-
семантической группой слов как национально-маркированной номинативной единицей языка 33
2.3. Методические рекомендации по организации работы с национально-маркированными единицами номинативной системы языка в начальной школе 38
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 61
Реальностью наших дней становится поликультурное образование, ориентированное на культуру многих народов.
Россия является многонациональным государством, которое собрало в себе представителей более 160 национальностей. Происходит процесс интенсивного взаимодействия и развития разных языков и культур, активизируются процессы миграции, все больше детей овладевают иностранными языками, часто не одним, в результате чего учащиеся приобщаются не только к русской, родной культуре, но и культуре других народов.
В образовательном пространстве Российской Федерации поликультурное образование признано одним из ценностно-целевых ориентиров в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Необходимость поликультурного воспитания подчеркивается и в таких основополагающих документах, как Конституция Российской Федерации, закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и др.
В то же время остаются мало разработанными вопросы поликультурного образования младших школьников, механизмы и средства поликультурного образования учащихся начальной школы в рамках отдельных учебных дисциплин.
В нашей работе мы исследуем проблему поликультурного воспитания младших школьников в процессе обучения их русскому языку. В обучении русскому языку диалог культур выступает важным средством осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры и более глубокого проникновения в свою, средством формирования умения жить в многонациональной стране, толерантности, терпимости и уважения друг к другу.
Проблема диалога культур активно разрабатывается в современной лингводидактике. Этому вопросу посвящены работы Е. А. Быстровой, Л.А. Ходяковой, Р.К. Рамазанова и др. Культуроведческий аспект в обучении русскому языку рассматривается в работах А. Д. Дейкиной, С.И. Львовой, Н.М. Шанского и др.
В то же время методика обучения русскому языку в контексте диалога культур в начальной школе недостаточно разработана. В соответствии с выявленными проблемами была определена тема исследования: «Работа с национально-маркированными лексическими единицами русского языка в условиях поликультурной среды начальной школы».
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предметом исследования является изучение национально-маркированных единиц лексики в начальной школе в контексте диалога культур.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации к изучению национально-маркированных лексических единиц русского языка (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) в условиях поликультурной среды начальной школы.
Гипотеза исследования: изучение национально-маркированных лексических единиц русского языка (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) будет способствовать формированию полиэтнической культуры младших школьников если при изучении данной группы слов у учащихся вырабатывается представление о национально-культурном компоненте значения слова, обучение будет вестись в контексте диалога культур.
Для достижения поставленной цели исследования и проверки его гипотезы решались следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования;
2) проанализировать практику изучения национально-маркированных лексических единиц русского языка (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) в начальной школе;
3) определить уровень полиэтнической культуры младших школьников;
4) разработать методические рекомендации к изучению национально-маркированных лексических единиц русского языка (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) в условиях поликультурной среды начальной школы.
Теоретическую основу исследования составили труды, посвященные проблеме реализации культуроведческого подхода в образовании в целом B.C. Библера, Ю.М. Лотмана; изучения семантики слова, ее национально-культурного компонента, национально маркированных единиц номинативной системы языка Н.М. Шанского, В.Н. Телия, Ф.П. Филина; проблеме реализации культуроведческого подхода в преподавании русского языка А.Д. Дейкина, Л. Новикова, О.Н. Левушкиной и др., а также работы таких исследователей, как Е. А. Гринёва, Л. Н. Белоногова, М. Г. Заббарова и др., в которых раскрываются вопросы поликультурного воспитания младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ педагогической, психологической, лингвистической, лингводидактической литературы по теме исследования, изучение действующих УМК по русскому языку для общеобразовательных школ); социолого-педагогический (наблюдение за процессом изучения лексики в начальной школе, письменные и устные опросы учащихся); экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты); статистический (количественная и качественная обработка результатов констатирующего и обучающего экспериментов).
Практическая значимость состоит в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы при организации работы, направленной на обучение младших школьников лексико-семантическим группам слов в рамках диалога культур в начальной школе.
Обоснованность, и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические и методологические положения, разработанные современной лингвистикой, лингводидактикой, педагогикой, лингво-культурологией, данными констатирующего, обучающего экспериментов в МАОУ «Гимназия № 37» г. Казани.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
На сегодняшний день Россия является многонациональным государством, которое собрало в себе представителей более 160 национальностей, поэтому особенностью образовательного пространства страны становится поликультурное образование, ориентированное на культуру многих народов. Оно также признано одним из ценностно-целевых ориентиров в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Однако реальная ситуация такова: остаются мало разработанными вопросы поликультурного образования младших школьников, механизмы и средства поликультурного образования учащихся начальной школы в рамках отдельных учебных дисциплин. Наше исследование мы посвятили проблеме поликультурного воспитания младших школьников в процессе обучения их русскому языку, которая имеет важную культуроведческую функцию. Существует два направления культуроведческого аспекта: контекст русской культуры и диалог культур. Диалог культур, в отличии от контекста русской культуры, более полно раскрывает цель и задачи преподавания русского языка. Диалог культур предполагает взаимодействие культур, которое помогает с помощью сопоставления и нахождения общего понять самобытность, своеобразие родного языка.
Однако в ходе исследования мы обнаружили, что вопросы диалога культур в методике обучения русскому языку в начальной школе недостаточно разработаны. Этим мы объясняем актуальность выбранной темы и выбор одного из его аспектов - изучение национально-маркированных лексических единиц (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) русского языка. Именно представление этих слов, денотативное значение которых отражает своеобразие национальной картины мира, формируют русскую языковую картину в преподавании отечественного языка.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе для определения уровня сформированности полиэтнической культуры младших школьников мы использовали диагностику, разработанную коллективом авторов: Е.А. Гринева, Л.Н. Белоногова, М.Г. Заббарова. Исследование сформированности полиэтнической культуры у младших школьников проводилось по трем критериям: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. Диагностика показала необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию полиэтнической культуры у младших школьников.
Анализ учебно-методического комплекта «Школа России» с точки зрения организации работы над лексико-семантической группой слов как национально-маркированной номинативной единицей языка осуществлялся по двум направлениям: содержательном и методическом. Анализ показал, что содержательное направление реализуется частично и практически не реализуется второе направление культороведческого аспекта — познание культуры русского народа в диалоге культур. Учитывая выделенный ряд проблем изучения ЛСГ, а именно не продуманности системы заданий, направленной на формирование культуроведческой компетенции в контексте диалога культур, нами были разработаны методические рекомендации по организации работы с обозначенной ЛСГ слов в начальной школе:
1. Осмысление культуроведческого содержания текстов о словах, денотативное значение которых отражает своеобразие национальной картины мира (ЛСГ слов, обозначающая термины родства);
2. Работа по сопоставлению языковых единиц из разных языков, направленная на формирование полиэтнической культуры;
3. Организация проектной и внеурочной деятельности с ЛСГ слов, обозначающих термины родства;
На формирующем этапе проводилась работа по изучению национально-маркированных лексических единиц русского языка в экспериментальном 4 «А» классе в течение одного месяца с включением разработанных методических рекомендаций. Был отобран дидактический материал, разработаны внеклассные мероприятия, подготовлены проекты.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал, что разработанные методические рекомендации могут стать хорошей базой для успешного обучения ЛСГ слов младших школьников на уроках русского языка в контексте диалога культур. Повторная диагностика поликультурности младших школьников показала, что уровень этнической толерантности стал выше, что может быть результатом успешного применения разработанных методических рекомендаций. Учащиеся проявили интерес к другим национальностям и высказали желание о проведении ежегодного фестиваля разных национальностях, чтобы каждый народ, каждый человек мог показать свою национальность с самых разных сторон.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучение ЛСГ слов в контексте диалога культур может быть успешным условием для развития у учащихся толерантности к другим народам и поликультурности. Исследование достигло поставленной цели, гипотеза доказана.
Основные результаты исследования:
1. изучена и проанализирована научная, психолого-педагогическая, методическая и лингвистическая литература по проблеме исследования;
2. проанализирована практика изучения национально-маркированных лексических единиц русского языка (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) в начальной школе;
3. определен уровень полиэтнической культуры младших школьников;
4. разработаны методические рекомендации к изучению национально - маркированных лексических единиц русского языка (лексико-семантическая группа слов, обозначающая термины родства) в условиях поликультурной среды начальной школы.
1. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексикосемантической группы. М.: «Дрофа», 2014г. - 209 с.
2. Библер В. С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В. С. Библер // Вопросы философии. - 2012. - № 6. - С. 31-42.
3. Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. Обучение русскому языку в школе. М.: «Дрофа», 2016г. - 240 с.
4. Быстрова, Е. А.Русский язык в школах многонациональной России / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 2004.- N 2 .
5. Валгина Н.С. Современный русский язык. М.: «Просвещение», 2015.213 с.
6. Васильев Л.М. Теория семантических полей / Л.М.Васильев // Вопросы языкознания. - 2011. - №5.
7. Гируцкий А.А. Общее языкознание - Минск: «Тетраситемс», 2013. -132 с.
8. Горшенина С.Н. Особенности формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.
9. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: Учеб. пособие для студентов филологич. фак-тов пед. ун-тов и ин-тов. В з-х чч. Ч.1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Словообразование / Е.И. Диброва Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: «Владос», 2013. -240 с.
10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. — 264 с.
11. Кодухов В.И. Лексико-семантические группы слов. - М.:
«Просвещение», 2013.-273 с.
12. Кузнецова Э.В. О пересекающемся характере лексико-семантических групп слов // Семантика и структура предложения: лексическая и синтаксическая семантика. - М.: «Просвещение», 2014.-193 с.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд.8 - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.
14. М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская .Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2007. - 464 с.
15. Маслова, В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. — Москва: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
16. Наумова Т.В., Зиновенко О.А. Когнитивный компонент в структуре поликультурной компетентности личности детей младшего школьного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-6. - С. 1079-1082
17. Никандрова И.А. О соотношении понятий «Функциональносемантический класс слов» и «Лексико-семантическая группа» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №3.
18. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: «Просвещение», 2012.167 с.
19.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,
2016. -326 с.
20. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык — М.: «Айрис - пресс», 2014г. - с.11-12.
22. Рублева О. Л. Лексикология современного русского языка. Учеб. пособие для студентов филологич. фак-тов пед. ун-тов и ин-тов. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.-165 с.
23. Саяхова Л.Г., Хасанова, Д.М., Морковкин, В.В. Тематический словарь русского языка / Под ред. В.В.Морковкина. - М., 2013.— 148 с.
24. Серебренников Б.А. Общее языкознание. М.: «Академия», 2005.—156 с.
25. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа «Языки русской культуры», 2015. — 288 с.
26. Уфимцева, А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. - М. «Высшая школа», 2011-167 с.
27. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для ин-тов и ф-тов иностр.яз. - 2-е изд., испр.и доп. - М., 2013-205 с.
28. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов.-М.: «Дроба», 2012г. - 289 с.
29. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания.- М.: «Дроба», 2014г. - 209 с.
30. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка (предисл. Бобровой Т.А.) Изд. 3-е, перераб. М.: «Просвещение», 2017. — 310 с.
31. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: «Просвещение», 2015. — 313 с.
32. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М.: «Просвещение», 2015. — 238 с.