СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1. Место терминологии в современной лингвистической парадигме 6
1.2. Музыкальный термин как особый знак языковой системы 13
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АНГЛИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 24
2.1. Структурно-языковые характеристики терминов музыкального искусства 24
2.2. Семантические особенности музыкальных терминов 31
2.3. Заимствованные элементы в английской музыкальной терминологии... 38
Выводы по главе II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1. Место терминологии в современной лингвистической парадигме 6
1.2. Музыкальный термин как особый знак языковой системы 13
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АНГЛИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 24
2.1. Структурно-языковые характеристики терминов музыкального искусства 24
2.2. Семантические особенности музыкальных терминов 31
2.3. Заимствованные элементы в английской музыкальной терминологии... 38
Выводы по главе II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению структурно-семантических особенностей музыкальной терминологии в английском языке. Можно отметить, что это малоизученный материал в сфере терминологической науки. В связи с этим, крайне необходимым представляется исследовать процессы формирования музыкальных терминов английского языка, выявить характерные черты терминов музыкального искусства, исследовать источники обогащения английской музыкальной терминологии. Данные факторы подтолкнули к выбору темы и выполнению настоящего исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения специфики музыкальной терминологической системы: семантики, структуры, тематической классификации и истории музыкальной терминологии в английском языке. Актуальность продиктована также недостаточным количеством исследований, рассматривающих английскую музыкальную терминологию на данном этапе ее развития.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает терминологическая система английского языка в области музыки. Материал исследования составила 981 единица.
Предметом рассмотрения служат структурно-языковые и семантические особенности вышеупомянутых единиц, а также процессы обогащения музыкальной терминологии в английском языке.
Цель исследования состоит в проведении анализа музыкальной терминологии в английском языке, выявлении структурно-семантических особенностей музыкальных терминов английского языка, выявлении источников обогащения музыкальной терминологии и попытке классифицировать термины музыкального искусства.
Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
- изучить основные понятия терминоведения;
- выявить специфические черты терминологии музыкального искусства на базе общей теории термина;
- провести классификацию музыкальных терминов по семантическим и формальным признакам;
- установить источники формирования и обогащения терминологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что до настоящего времени не было произведено комплексное рассмотрение музыкальной терминологии английского языка по семантическим и структурным особенностям; в нашей работе представлена попытка классификации музыкальных терминов по данным критериям.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа пополняет традиционные разработки в области терминологии и, вместе с тем, определяет новое, малоизученное на современном историческом этапе, узкоспециальное исследовательское направление теории терминов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут послужить источником в преподавании курсов лексикологии, терминоведения, перевода профессионально ориентированных текстов.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах таких российских ученых, как: А. А. Реформатский, С. В. Гринев-Гриневич, З. И. Комарова, В. М. Лейчик, Б. Н. Головин, М. Н. Володина, Н. В. Клепиковская, Я. И. Рецкер, Л. Б. Эздекова, Л. В. Малаховский и др. Эмпирическим материалом послужили музыкальные и лингвистические энциклопедии, словари музыкальных терминов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 51 страница (без учета приложения).
Методы исследования: метод сплошной выборки из словарей, описательный метод, метод структурного, семантического и этимологического анализа.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на ежегодной студенческой конференции Казанского (Приволжского) федерального университета 2016 года. По ее результатам была представлена к публикации научная статья «Заимствования в английской музыкальной терминологии».
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения специфики музыкальной терминологической системы: семантики, структуры, тематической классификации и истории музыкальной терминологии в английском языке. Актуальность продиктована также недостаточным количеством исследований, рассматривающих английскую музыкальную терминологию на данном этапе ее развития.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает терминологическая система английского языка в области музыки. Материал исследования составила 981 единица.
Предметом рассмотрения служат структурно-языковые и семантические особенности вышеупомянутых единиц, а также процессы обогащения музыкальной терминологии в английском языке.
Цель исследования состоит в проведении анализа музыкальной терминологии в английском языке, выявлении структурно-семантических особенностей музыкальных терминов английского языка, выявлении источников обогащения музыкальной терминологии и попытке классифицировать термины музыкального искусства.
Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
- изучить основные понятия терминоведения;
- выявить специфические черты терминологии музыкального искусства на базе общей теории термина;
- провести классификацию музыкальных терминов по семантическим и формальным признакам;
- установить источники формирования и обогащения терминологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что до настоящего времени не было произведено комплексное рассмотрение музыкальной терминологии английского языка по семантическим и структурным особенностям; в нашей работе представлена попытка классификации музыкальных терминов по данным критериям.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа пополняет традиционные разработки в области терминологии и, вместе с тем, определяет новое, малоизученное на современном историческом этапе, узкоспециальное исследовательское направление теории терминов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут послужить источником в преподавании курсов лексикологии, терминоведения, перевода профессионально ориентированных текстов.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах таких российских ученых, как: А. А. Реформатский, С. В. Гринев-Гриневич, З. И. Комарова, В. М. Лейчик, Б. Н. Головин, М. Н. Володина, Н. В. Клепиковская, Я. И. Рецкер, Л. Б. Эздекова, Л. В. Малаховский и др. Эмпирическим материалом послужили музыкальные и лингвистические энциклопедии, словари музыкальных терминов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 51 страница (без учета приложения).
Методы исследования: метод сплошной выборки из словарей, описательный метод, метод структурного, семантического и этимологического анализа.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на ежегодной студенческой конференции Казанского (Приволжского) федерального университета 2016 года. По ее результатам была представлена к публикации научная статья «Заимствования в английской музыкальной терминологии».
Терминология каждой отдельной области знаний, представляет собой систему ее понятий данной области знания, закрепленную в соответствующем словесном выражении и в большинстве случаев однозначную.
Музыкальная терминология английского языка представляет собой интересный объект для изучения, это достаточно малоизученный материал в сфере терминологической науки. В данной работе мы сконцентрировали внимание на различных точках зрения на понятие «термин», проблему заимствования музыкальной терминологии, принадлежность музыкальных терминов к различным частям речи (существительным, прилагательным, наречиям, глаголам). Следует отметить, что морфология также важна, так, например, английские музыкальные термины активно подвергаются конверсии, переходя из одной части речи в другую. Мы отметили, что термины музыкального искусства связаны системными отношениями, что и позволяет нам говорить о системе в музыкальной терминологии.
Термины музыкального искусства в своей основе имеют традиционные свойства термина, однако также можно проследить свою специфику: наличие терминов-глаголов, составных форм, полисемичности терминов. Классификация по содержательной (семантической) структуре позволяет выделить однозначные термины и многозначные термины. Изучая семантические особенности терминов, мы выявили три вида системных отношении между единицами музыкального терминологического поля: омонимы, антонимы и синонимы.
Мы попытались проследить за процессами, которые наблюдались в истории английской музыки. Каждый период истории привносил новые понятия и реалии, которые находили отражение в терминологической системе. Как мы выяснили, музыкальная классическая терминология в современном английском языке в своем составе интернациональна и сформировалась на основе заимствований из трех языков: итальянского, немецкого, французского. Доля заимствований из других языков была не значительна. Выделение нами трех основных групп заимствований в музыкальной терминологии подтверждает тот факт, что период перехода слова в английский язык совпадал с определенным периодом в истории английского языка.
Музыкальная терминология английского языка представляет собой интересный объект для изучения, это достаточно малоизученный материал в сфере терминологической науки. В данной работе мы сконцентрировали внимание на различных точках зрения на понятие «термин», проблему заимствования музыкальной терминологии, принадлежность музыкальных терминов к различным частям речи (существительным, прилагательным, наречиям, глаголам). Следует отметить, что морфология также важна, так, например, английские музыкальные термины активно подвергаются конверсии, переходя из одной части речи в другую. Мы отметили, что термины музыкального искусства связаны системными отношениями, что и позволяет нам говорить о системе в музыкальной терминологии.
Термины музыкального искусства в своей основе имеют традиционные свойства термина, однако также можно проследить свою специфику: наличие терминов-глаголов, составных форм, полисемичности терминов. Классификация по содержательной (семантической) структуре позволяет выделить однозначные термины и многозначные термины. Изучая семантические особенности терминов, мы выявили три вида системных отношении между единицами музыкального терминологического поля: омонимы, антонимы и синонимы.
Мы попытались проследить за процессами, которые наблюдались в истории английской музыки. Каждый период истории привносил новые понятия и реалии, которые находили отражение в терминологической системе. Как мы выяснили, музыкальная классическая терминология в современном английском языке в своем составе интернациональна и сформировалась на основе заимствований из трех языков: итальянского, немецкого, французского. Доля заимствований из других языков была не значительна. Выделение нами трех основных групп заимствований в музыкальной терминологии подтверждает тот факт, что период перехода слова в английский язык совпадал с определенным периодом в истории английского языка.
Подобные работы
- МЕЖДОМЕТИЯ В СЕРБСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ:
СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДОМЕТИЯ В СЕРБСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ: СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Терминология сферы «Детская кардиология»
в русском и английском языках
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Функционирование специальной лексики в немецких профессиональных анекдотах
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Лингвистические особенности молодежного музыкального сленга (апробация в старших классах СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Вариативность при переводе музыкально-технических терминов с английского на русский язык
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ (на материале современных англоязычных и испаноязычных песен)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Национально-культурная специфика лексико-семантической группы наименований предметов одежды в русском языке
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022



