КАЛЕНДАРЬ-ПОРТФОЛИО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1. «Компетенция» как ключевое понятие в современном образовательном процессе 8
1.2. Европейский языковой портфель как универсальный комплекс
рекомендаций при определении уровня владения языком 11
1.3. Понятие «портфолио» и его методическое оснащение 16
1.4. «Календарь-портфолио дошкольника» как развивающее и
диагностирующее учебно-методическое пособие 19
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ ЯЗЫКОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ 30
2.1. Тестовые задания для иностранных обучающихся как способ
определения уровня их языковой компетенции 30
2.2. Тестирование иностранных обучающихся ЕИ КФУ и его результаты в
соответствии с Европейским языковым портфелем 41
Вывода по 2 главе 49
ГЛАВА 3. КАЛЕНДАРЬ-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
3.1. «Рабочие» листы «Календаря-портфолио студента-иностранца» как
средство повышения уровня языковой компетенции обучающихся 51
3.2. Реализация «Календаря-портфолио студента-иностранца» в студенческой
аудитории факультета филологии и истории в ЕИКФУ
3.3. Итоговая диагностическая работа (тестирование) на определение
сформированности языковых навыков у иностранных обучающихся
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1. «Компетенция» как ключевое понятие в современном образовательном процессе 8
1.2. Европейский языковой портфель как универсальный комплекс
рекомендаций при определении уровня владения языком 11
1.3. Понятие «портфолио» и его методическое оснащение 16
1.4. «Календарь-портфолио дошкольника» как развивающее и
диагностирующее учебно-методическое пособие 19
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ ЯЗЫКОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ 30
2.1. Тестовые задания для иностранных обучающихся как способ
определения уровня их языковой компетенции 30
2.2. Тестирование иностранных обучающихся ЕИ КФУ и его результаты в
соответствии с Европейским языковым портфелем 41
Вывода по 2 главе 49
ГЛАВА 3. КАЛЕНДАРЬ-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
3.1. «Рабочие» листы «Календаря-портфолио студента-иностранца» как
средство повышения уровня языковой компетенции обучающихся 51
3.2. Реализация «Календаря-портфолио студента-иностранца» в студенческой
аудитории факультета филологии и истории в ЕИКФУ
3.3. Итоговая диагностическая работа (тестирование) на определение
сформированности языковых навыков у иностранных обучающихся
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Настоящая выпускная квалификационная работа «Календарь-портфолио как универсальный методический комплекс при обучении иностранных студентов русскому языку» посвящена изучению методике отслеживания положительных результатов при изучении русского языка как иностранного и улучшению языковых навыков студентов-иностранцев в Елабужском институте Казанского Федерального Университета.
Тема данного научного исследования выбрана не случайно и обусловлена рядом обстоятельств:
Во-первых, являясь студенткой факультета филологии и истории, мне интересна работа с методическими аспектами преподавания русского языка, в том числе и как иностранного.
Во-вторых, большой интерес в настоящее время представляют новшества в образовательном процессе, благодаря которым обучение становится интереснее и продуктивнее.
В-третьих, тема настоящего исследования нашла отражение в научных трудах таких учёных, как Е.Л. Кудрявцева «Календарь-портфолио дошкольника», Г.К. Селевко «Языковые компетентности и их классификация», Е.С. Полат «Портфель ученика», которые являются известными авторами новообразований в современном педагогическом процессе.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами:
1) вопросами межкультурной коммуникации и миграции в современном лингвосоциуме;
2) методикой преподавания русского языка как иностранного «набирает обороты», данный процесс связан с засильем иностранных граждан, в частности, студентов;
3) проблемой языковой компетенции у граждан других стран, так как им необходимо пройти тестирование/экзамен на получение временной регистрации или гражданства;
4) практико-ориентированным аспектом, т.е. создание «рабочих» листов для повышения уровня русского языка в соответствии с Европейским языковым портфелем.
Объектом нашего исследования являются языковые компетенции студентов как носителей другой этнолингвокультуры.
Предметом изучения стал уровень сформированности языковых компетенций иностранных студентов, представителей стран ближнего зарубежья, в области русского языка.
Цель работы - разработать методику применения «Календаря- портфолио студента-иностранца» как измерительной и обучающей технологии иностранных студентов в процессе обучения их русскому языку на основе Европейского языкового портфеля и по аналогии с «Календарём- портфолио дошкольника».
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) систематизировать теоретический материал по исследуемой теме и определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «портфолио» и др.;
2) изучить требования Европейского языкового портфеля при тестировании с целью определения уровня владения языком;
3) изучить и описать специфику «Календаря-портфолио дошкольника» как опыт составления учебно-методического пособия для работы с обучающимися, в нашем случае - студентами-иностранцами;
4) составить пакет тестовых заданий с учетом уровня языковых компетенций тестируемых согласно требованиям Европейского языкового портфеля (А1, А2, В1) и описать их специфику;
5) провести тестирование в студенческой аудитории и описать первоначальные полученные результаты;
6) разработать «рабочие» листы «Календаря-портфолио студента- иностранца» с целью повышения языковых компетенций обучающихся при изучении русского языка как иностранного;
7) провести итоговое тестирование для определения положительной/отрицательной динамики развития языковых умений студентов-иностранцев.
В решении названных задач в работе применялись следующие методы лингвистического исследования:
1) систематизации, использовался при разграничении понятий
«компетентность», «компетенция», виды портфолио, субтесты и др.;
2) тестирование как один из компонентов Европейского языкового портфеля, применялся для определения первоначальных/«конечных» языковых компетенций у студентов-иностранцев;
3) описание, данный метод использовался в представлении составленных тестовых заданий, подведении предварительных итогов тестирования, при растолковании «рабочих» листов и применении их в практической деятельности в студенческой аудитории;
4) количественно-статистический метод применялся на этапе обработке полученных данных при тестировании для дальнейшей работы при составлении «Календаря-портфолио студента-иностранца», итоговой диагностической работы в конце 2016-2017 учебного года;
5) сравнение, применялся при составлении итоговых результатов после проведения первичного и итогового тестирования.
Материалом для исследования послужили языковые компетенции иностранных студентов II курса 510 группы, обучающихся на факультете филологии и истории в ЕИКФУ.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых, в различных областях. В области языкового портфолио:
Е.Л. Кудрявцева «Календарь-портфолио дошкольника», Т.Г. Новикова «Портфолио в современном образовании», И.В. Шалыгина «Портфолио - педагогическая технология». В отрасли методики преподавания русского языка как иностранного: М.В. Моисеева «Русский язык как иностранный», Н.П. Андрюшина «Типовой тест по русскому языку как иностранному». По вопросам компетентностного подхода в образовании А.Г. Бермус «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании», Г.К. Селевко «Компетентности и их классификация», А.В. Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования», И.А. Зимняя «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования».
В частности, особую значимость для работы в аудитории и при написании ВКР приобрели два современных методических комплекса: «Календарь-портфолио дошкольника» и «Европейский языковой портфель», которые составили основу для составления тестовых пакетов и «Календаря- портфолио студента-иностранца».
Теоретическая значимость этой выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы выявить и описать наиболее характерные черты, которые принадлежат всем портфолио, отметить различные классификации отечественных и зарубежных исследователей в области языкового портфеля обучающего.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в практике преподавания русского языка как иностранного, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий, руководстве исследовательскими работами соответствующей проблематики.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновываются актуальность, объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи и методы, приводится теоретико-методологическая база, теоретическая и практическая значимости.
В первой главе «Комплексный подход в обучении русскому языку в современном образовательном процессе» рассматриваются и обосновываются теоретические аспекты работы, точки зрения авторитетных ученых на исследуемую проблему, определяются ключевые термины, делается акцент на рассмотрении компетенций обучающегося. Анализируются современные учебно-методические комплексы, а именно Европейской языковой портфель и «Календарь-портфолио дошкольника», которые являются предпосылками к созданию «Календаря-портфолио студента-иностранца».
Во второй главе «Тестирование как способ определения языковой компетенции иностранных студентов в соответствии с Европейским Языковым портфелем» представлены составленные нами пакеты тестовых заданий (для уровней владения русским языком А1, А2, В1 в соответствии с государственным стандартом русского языка как иностранного) и описаны результаты тестирования иностранных студентов.
В третьей главе «Календарь-портфолио как средство повышения уровня языковой компетенции» описаны разработанные нами «рабочие» листы «Календаря-портфолио студента-иностранца», а также описана последующая работа с иностранными студентами с целью повышения уровня владения их языковой компетенции по русскому языку. Заключительным этапом данной главы является проведенное итогового тестирования для определения ре- /прогрессивной деятельности при изучении русскому языку.
В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
В заключении подведены основные итоги и представлены результаты проделанной работы в соответствии с заявленными целью и задачами.
Список использованной литературы представляет собой перечень учебно-методической литературы, справочников, учебников, статей, словарей, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы. Общее количество источников составляет 52 наименования.
Приложение состоит из самостоятельно составленных тестовых заданий, дескрипторов, мониторинга о проведении первоначального тестирования иностранных обучающихся, «рабочих» листов для повышения языковых компетенций тестируемых студентов.
Тема данного научного исследования выбрана не случайно и обусловлена рядом обстоятельств:
Во-первых, являясь студенткой факультета филологии и истории, мне интересна работа с методическими аспектами преподавания русского языка, в том числе и как иностранного.
Во-вторых, большой интерес в настоящее время представляют новшества в образовательном процессе, благодаря которым обучение становится интереснее и продуктивнее.
В-третьих, тема настоящего исследования нашла отражение в научных трудах таких учёных, как Е.Л. Кудрявцева «Календарь-портфолио дошкольника», Г.К. Селевко «Языковые компетентности и их классификация», Е.С. Полат «Портфель ученика», которые являются известными авторами новообразований в современном педагогическом процессе.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами:
1) вопросами межкультурной коммуникации и миграции в современном лингвосоциуме;
2) методикой преподавания русского языка как иностранного «набирает обороты», данный процесс связан с засильем иностранных граждан, в частности, студентов;
3) проблемой языковой компетенции у граждан других стран, так как им необходимо пройти тестирование/экзамен на получение временной регистрации или гражданства;
4) практико-ориентированным аспектом, т.е. создание «рабочих» листов для повышения уровня русского языка в соответствии с Европейским языковым портфелем.
Объектом нашего исследования являются языковые компетенции студентов как носителей другой этнолингвокультуры.
Предметом изучения стал уровень сформированности языковых компетенций иностранных студентов, представителей стран ближнего зарубежья, в области русского языка.
Цель работы - разработать методику применения «Календаря- портфолио студента-иностранца» как измерительной и обучающей технологии иностранных студентов в процессе обучения их русскому языку на основе Европейского языкового портфеля и по аналогии с «Календарём- портфолио дошкольника».
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) систематизировать теоретический материал по исследуемой теме и определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «портфолио» и др.;
2) изучить требования Европейского языкового портфеля при тестировании с целью определения уровня владения языком;
3) изучить и описать специфику «Календаря-портфолио дошкольника» как опыт составления учебно-методического пособия для работы с обучающимися, в нашем случае - студентами-иностранцами;
4) составить пакет тестовых заданий с учетом уровня языковых компетенций тестируемых согласно требованиям Европейского языкового портфеля (А1, А2, В1) и описать их специфику;
5) провести тестирование в студенческой аудитории и описать первоначальные полученные результаты;
6) разработать «рабочие» листы «Календаря-портфолио студента- иностранца» с целью повышения языковых компетенций обучающихся при изучении русского языка как иностранного;
7) провести итоговое тестирование для определения положительной/отрицательной динамики развития языковых умений студентов-иностранцев.
В решении названных задач в работе применялись следующие методы лингвистического исследования:
1) систематизации, использовался при разграничении понятий
«компетентность», «компетенция», виды портфолио, субтесты и др.;
2) тестирование как один из компонентов Европейского языкового портфеля, применялся для определения первоначальных/«конечных» языковых компетенций у студентов-иностранцев;
3) описание, данный метод использовался в представлении составленных тестовых заданий, подведении предварительных итогов тестирования, при растолковании «рабочих» листов и применении их в практической деятельности в студенческой аудитории;
4) количественно-статистический метод применялся на этапе обработке полученных данных при тестировании для дальнейшей работы при составлении «Календаря-портфолио студента-иностранца», итоговой диагностической работы в конце 2016-2017 учебного года;
5) сравнение, применялся при составлении итоговых результатов после проведения первичного и итогового тестирования.
Материалом для исследования послужили языковые компетенции иностранных студентов II курса 510 группы, обучающихся на факультете филологии и истории в ЕИКФУ.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых, в различных областях. В области языкового портфолио:
Е.Л. Кудрявцева «Календарь-портфолио дошкольника», Т.Г. Новикова «Портфолио в современном образовании», И.В. Шалыгина «Портфолио - педагогическая технология». В отрасли методики преподавания русского языка как иностранного: М.В. Моисеева «Русский язык как иностранный», Н.П. Андрюшина «Типовой тест по русскому языку как иностранному». По вопросам компетентностного подхода в образовании А.Г. Бермус «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании», Г.К. Селевко «Компетентности и их классификация», А.В. Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования», И.А. Зимняя «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования».
В частности, особую значимость для работы в аудитории и при написании ВКР приобрели два современных методических комплекса: «Календарь-портфолио дошкольника» и «Европейский языковой портфель», которые составили основу для составления тестовых пакетов и «Календаря- портфолио студента-иностранца».
Теоретическая значимость этой выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы выявить и описать наиболее характерные черты, которые принадлежат всем портфолио, отметить различные классификации отечественных и зарубежных исследователей в области языкового портфеля обучающего.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в практике преподавания русского языка как иностранного, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий, руководстве исследовательскими работами соответствующей проблематики.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновываются актуальность, объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи и методы, приводится теоретико-методологическая база, теоретическая и практическая значимости.
В первой главе «Комплексный подход в обучении русскому языку в современном образовательном процессе» рассматриваются и обосновываются теоретические аспекты работы, точки зрения авторитетных ученых на исследуемую проблему, определяются ключевые термины, делается акцент на рассмотрении компетенций обучающегося. Анализируются современные учебно-методические комплексы, а именно Европейской языковой портфель и «Календарь-портфолио дошкольника», которые являются предпосылками к созданию «Календаря-портфолио студента-иностранца».
Во второй главе «Тестирование как способ определения языковой компетенции иностранных студентов в соответствии с Европейским Языковым портфелем» представлены составленные нами пакеты тестовых заданий (для уровней владения русским языком А1, А2, В1 в соответствии с государственным стандартом русского языка как иностранного) и описаны результаты тестирования иностранных студентов.
В третьей главе «Календарь-портфолио как средство повышения уровня языковой компетенции» описаны разработанные нами «рабочие» листы «Календаря-портфолио студента-иностранца», а также описана последующая работа с иностранными студентами с целью повышения уровня владения их языковой компетенции по русскому языку. Заключительным этапом данной главы является проведенное итогового тестирования для определения ре- /прогрессивной деятельности при изучении русскому языку.
В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
В заключении подведены основные итоги и представлены результаты проделанной работы в соответствии с заявленными целью и задачами.
Список использованной литературы представляет собой перечень учебно-методической литературы, справочников, учебников, статей, словарей, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы. Общее количество источников составляет 52 наименования.
Приложение состоит из самостоятельно составленных тестовых заданий, дескрипторов, мониторинга о проведении первоначального тестирования иностранных обучающихся, «рабочих» листов для повышения языковых компетенций тестируемых студентов.
В современном мире большое внимание уделяется развитию личности. Изменения способностей и навыков человека привлекают своим вниманием учёных из разных областей науки. Языковые компетенции, на сегодняшний день, являются объектом многих дискуссионных вопросов происходящих в образовании. Прежде всего, это обусловлено экстралингвистическими факторами, в частности, с расширением глобализации и развитием торгово-экономических связей во всем мире.
При написании данной выпускной квалификационной работы нами была попытка рассмотреть структурные составляющие Европейского языкового портфеля и практико-ориентированную базу «Календарь- портфолио дошкольника» как универсального комплекса в образовательном процессе и возможность внедрения данной методики в процесс обучения иностранных студентов русскому языку.
В результате последовательно-продуктивной работы (в соответствии с обозначенными задачами во введении) в качестве выводов мы можем представить ряд положений:
1. Представленная в первой главе систематизация теоретико-/ и практико-методологических аспектов проблем в трудах отечественных и зарубежных специалистов нам позволила развести понятия «компетенция» и «компетентность», уточнив их план содержания и понятийную составляющую. Которые, на наш взгляд, представляют собой согласованные компоненты активной деятельности субъекта. В частности, компетентность, рассматриваем в рамках данной ВКР как наличие знаний и опыта для продуктивной деятельности в обозначенной предметной области, компетенцию - как запланированную активность, возможность осуществления и демонстрации языковых навыков.
2. Анализ специфики и структурных составляющих Европейского языкового портфеля позволила нам составить контрольно-измерительные материалы с требованиями «Европейского стандарта» для студентов- иностранцев с разным уровнем владения русским языком с дальнейшей их апробацией (тестированием).
3. Были продемонстрированы и охарактеризованы контрольно-измерительные материалы, составленные нами с учетом уровня языковых компетенций тестируемых согласно требованиям Европейского языкового портфеля (А1, А2, В1) для проверки уровня наличия/отсутствия языковых компетенций у иностранных обучающихся Елабужского института КФУ.
Представленные контрольно-тестовые задания объединены в структурированные блоки - субтесты («Грамматика. Лексика», «Чтение», «Аудирование», «Письмо», «Монолог», «Диалог»), по которым и выполняют тестовую проверочную работу студенты. Апробация в студенческой аудитории II курса 510 группы факультета филологии и истории продемонстрировала, что при субъективном определении уровня владения русским языком, некоторые студенты завышают свои возможности, большое количество ошибок обучающиеся допускают при устной и письменной речи, неправильно согласовывая слова, также происходит путаница глаголов совершенного и несовершенного вида, недопонимания их плана содержания; самым сложным для испытуемых студентов оказалось, образование форм множественного числа имени существительного, т.к. при выполнении данного задания необходимо учитывать в русском языке сразу несколько факторов. Выявленные ошибки и представленные результаты послужили мотивом к составлению «рабочих» листов «Календаря-портфолио студента- иностранца» для лучшего освоения и усовершенствования языковых компетенций русского языка.
4. В ходе выявленных недочётов в языковых компетенциях у иностранных обучающихся мы составили, представили и охарактеризовали «рабочие» листы «Календаря-портфолио студента-иностранца», для повышения их языковых компетенций при изучении русского языка как иностранного. Данный методический пакет заданий, состоит из 48 «рабочих» листов, разработанные с учётом уровней (А2, В1, В2) владения русским языком, с целью продуктивной работы в процессе освоения русского языка. Все «рабочие» листы разделены на субтесты, это сделано для того, чтобы каждый студент, мог выполнять задание на развитие той компетенция, которая у него развита слабее, чем другие. Отличительной чертой данных «рабочих» листов является то, что большинство заданий написано в стихотворной форме, что привлекает обучаемого, создаёт дополнительную мотивацию к выполнению «рабочего» листа, а в дальнейшем эти стихи, могут использоваться, как правило, или алгоритм действий для выполнения подобного рода заданий. Немаловажным является и тот факт, что иностранный студент самостоятельно выполняет задания «рабочего» листа.
5. Заключительным этапом данной выпускной квалификационной работы стало проведение итогового тестирования по тем же контрольно-измерительным материалам, с целью выявления положительной/отрицательной динамики степени развития языковых компетенций у студентов-иностранцев II курса факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
6. По результатам первичного тестирования, было выявлено следующее, что в группе из 18 человек, владение языковой компетенцией:
1) на уровне А1 - 12 иностранных обучающихся;
2) на уровне А2 - 4 обучающихся;
3) на уровне В1 - 2 студента.
Финальная диагностическая работа показала следующие результаты языковых компетенций иностранных студентов на владения русским языком:
1) у 9-ти иностранных студентов языковые компетенции развиты на уровне А1;
2) 6 обучающихся владению русским языком на уровне А2;
3) у 3-х студентов-иностранцев II курса 510 группы факультета филологии и истории языковые навыки в области русского языка достигли уровня В1.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что методика «Календарь-портфолио студента-иностранца» при обучении русскому языку как иностранному является действующей, как показала практическая деятельность, способствует продуктивным результатам при осваивании русского языка иностранными студентами.
В дальнейшем работа по данной теме может быть продолжена, т.к. представленные результаты требуют последовательной работы по совершенствованию языковых компетенций в области русского языка иностранных студентов.
При написании данной выпускной квалификационной работы нами была попытка рассмотреть структурные составляющие Европейского языкового портфеля и практико-ориентированную базу «Календарь- портфолио дошкольника» как универсального комплекса в образовательном процессе и возможность внедрения данной методики в процесс обучения иностранных студентов русскому языку.
В результате последовательно-продуктивной работы (в соответствии с обозначенными задачами во введении) в качестве выводов мы можем представить ряд положений:
1. Представленная в первой главе систематизация теоретико-/ и практико-методологических аспектов проблем в трудах отечественных и зарубежных специалистов нам позволила развести понятия «компетенция» и «компетентность», уточнив их план содержания и понятийную составляющую. Которые, на наш взгляд, представляют собой согласованные компоненты активной деятельности субъекта. В частности, компетентность, рассматриваем в рамках данной ВКР как наличие знаний и опыта для продуктивной деятельности в обозначенной предметной области, компетенцию - как запланированную активность, возможность осуществления и демонстрации языковых навыков.
2. Анализ специфики и структурных составляющих Европейского языкового портфеля позволила нам составить контрольно-измерительные материалы с требованиями «Европейского стандарта» для студентов- иностранцев с разным уровнем владения русским языком с дальнейшей их апробацией (тестированием).
3. Были продемонстрированы и охарактеризованы контрольно-измерительные материалы, составленные нами с учетом уровня языковых компетенций тестируемых согласно требованиям Европейского языкового портфеля (А1, А2, В1) для проверки уровня наличия/отсутствия языковых компетенций у иностранных обучающихся Елабужского института КФУ.
Представленные контрольно-тестовые задания объединены в структурированные блоки - субтесты («Грамматика. Лексика», «Чтение», «Аудирование», «Письмо», «Монолог», «Диалог»), по которым и выполняют тестовую проверочную работу студенты. Апробация в студенческой аудитории II курса 510 группы факультета филологии и истории продемонстрировала, что при субъективном определении уровня владения русским языком, некоторые студенты завышают свои возможности, большое количество ошибок обучающиеся допускают при устной и письменной речи, неправильно согласовывая слова, также происходит путаница глаголов совершенного и несовершенного вида, недопонимания их плана содержания; самым сложным для испытуемых студентов оказалось, образование форм множественного числа имени существительного, т.к. при выполнении данного задания необходимо учитывать в русском языке сразу несколько факторов. Выявленные ошибки и представленные результаты послужили мотивом к составлению «рабочих» листов «Календаря-портфолио студента- иностранца» для лучшего освоения и усовершенствования языковых компетенций русского языка.
4. В ходе выявленных недочётов в языковых компетенциях у иностранных обучающихся мы составили, представили и охарактеризовали «рабочие» листы «Календаря-портфолио студента-иностранца», для повышения их языковых компетенций при изучении русского языка как иностранного. Данный методический пакет заданий, состоит из 48 «рабочих» листов, разработанные с учётом уровней (А2, В1, В2) владения русским языком, с целью продуктивной работы в процессе освоения русского языка. Все «рабочие» листы разделены на субтесты, это сделано для того, чтобы каждый студент, мог выполнять задание на развитие той компетенция, которая у него развита слабее, чем другие. Отличительной чертой данных «рабочих» листов является то, что большинство заданий написано в стихотворной форме, что привлекает обучаемого, создаёт дополнительную мотивацию к выполнению «рабочего» листа, а в дальнейшем эти стихи, могут использоваться, как правило, или алгоритм действий для выполнения подобного рода заданий. Немаловажным является и тот факт, что иностранный студент самостоятельно выполняет задания «рабочего» листа.
5. Заключительным этапом данной выпускной квалификационной работы стало проведение итогового тестирования по тем же контрольно-измерительным материалам, с целью выявления положительной/отрицательной динамики степени развития языковых компетенций у студентов-иностранцев II курса факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
6. По результатам первичного тестирования, было выявлено следующее, что в группе из 18 человек, владение языковой компетенцией:
1) на уровне А1 - 12 иностранных обучающихся;
2) на уровне А2 - 4 обучающихся;
3) на уровне В1 - 2 студента.
Финальная диагностическая работа показала следующие результаты языковых компетенций иностранных студентов на владения русским языком:
1) у 9-ти иностранных студентов языковые компетенции развиты на уровне А1;
2) 6 обучающихся владению русским языком на уровне А2;
3) у 3-х студентов-иностранцев II курса 510 группы факультета филологии и истории языковые навыки в области русского языка достигли уровня В1.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что методика «Календарь-портфолио студента-иностранца» при обучении русскому языку как иностранному является действующей, как показала практическая деятельность, способствует продуктивным результатам при осваивании русского языка иностранными студентами.
В дальнейшем работа по данной теме может быть продолжена, т.к. представленные результаты требуют последовательной работы по совершенствованию языковых компетенций в области русского языка иностранных студентов.



