ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Модернизм в европейской художественной культуре первой половины XX в 9
1.1 Модернизм: понятия, истоки, сущность 9
1.2 Модернизм и проблема культурно-исторической преемственности 23
Глава 2. Трансформация художественного наследия прошлого в творчестве С. Дали 37
2.1 С. Дали: в поисках стиля 37
2.2 Сюрреализм С. Дали как конструирование собственной реальности.... 55
Глава 3. Сальвадор Дали и Иероним Босх 79
3.1 Антиномия провиденциально-религиозного символизма И. Босха и
«параноидально-критического метода» С. Дали 79
3.2 Эротизм как средство обличения греховности (И. Босх) и эротизм как
самоцель (С. Дали) 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
На рубеже XIX - XX вв. культура стран Европы столкнулась с усложнившейся действительностью, обострением социальных противоречий, с нарастанием катастрофичности развития общества, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, приведшей к переоценке установившихся воззрений на мироустройство, а также с глобальными проблемами, затронувшими интересы человечества в целом. Следствием изменений, происходящих в культуре в целом и в искусстве в частности стал модернизм (авангард), предопределивший специфику художественной культуры последней трети XIX - первой трети XX вв.
Проблематика модернизма, явившегося реакцией художественно- эстетического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, на сегодняшний день является одной из самых неразработанных в истории искусства.
Идейное и формальное исчерпание классики, ощущение скорого «конца» искусства - все это предопределило формирование идеологии модернизма, для культуры которого характерны, прежде всего, полемическое отторжение классического искусства, разрушение традиционных представлений о природе художественного, переоценка эстетических ориентиров.
Однако классическая традиция, подвергшись разрушительной ломке, не исчезала из поля зрения авангардистов, продолжавших использовать традиционные формы в ином ключе.
Показательно в этом плане творчество испанского художника Сальвадора Дали, апеллировавшего в своих работах к наследию классиков, в частности к творчеству нидерландского живописца Иеронима Босха.
Актуальность темы данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, искусство современности (постмодернизм), ощущая так называемую «тоску по истории», все чаще обращается к опыту
предшествующих поколении, используя, хотя и весьма своеооразно, классическую традицию, сочетая ее с новаторством модернизма. Во-вторых, не гаснет интерес исследователей к многогранной и крайне противоречивой личности С. Дали. Об этом свидетельствует ежегодных рост числа публикаций, посвященных жизни и творчеству испанского мастера. Наследие И. Босха, явление поистине уникальное и актуальное для С. Дали, на сегодняшний день находится в центре внимания огромного числа исследователей (как отечественных, так и зарубежных), стремящихся дать ответы на вопросы, возникающие при непосредственном знакомстве с творческой биографией нидерландского живописца; растет число версий, гипотез; взгляд на творчество автора становится все разнообразнее.
Проблематика данной работы состоит в определении характера влияния классической живописи на формирование художественных направлений начала XX века. Объект исследования: проблема отношения модернистского искусства к классическому наследию. Предмет: творчество С. Дали с точки зрения воздействия на него творческого наследия И. Босха. Цель исследования состоит в определении того, является ли творчество Босха предтечей сюрреализма. Исходя из обозначенной цели, были поставлены и следующие задачи:
1. Дать типологическую оценку модернизму;
2. Определить характер взаимоотношений искусства модернизма с предшествующей (классической) художественной традицией;
3. Проследить творческий путь С. Дали - художника-авангардиста;
4. Охарактеризовать наследие испанского мастера, отмеченное обращением к античности. Ренессансу, художественной традиции нового времени;
5. Соотнести основные аспекты творчества И. Босха и С. Дали (выявить общее и особенное).
К визуальным источникам, представленным в данной работе, относятся репродукции живописных работ С. Дали, И. Босха и некоторых других художников.
К использованным в работе вербальным источникам относятся автобиографические сочинения С. Дали: «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всём прочем», «Дневник одного гения» и «50 магических секретов мастерства». Вышеуказанные произведения далеки от строгой автобиографической непредвзятости; напротив, они были написаны с целью исказить действительные события. Для данного исследования сочинения художника - ценнейший источник, на страницах которого, к примеру, С. Дали своеобразно толкует символику запечатленных им образов.
Специальных работ, посвященных сопоставительному анализу творчества С. Дали и И. Босха крайне мало. Одной из таких работ явилось эссе Г. Рида. Так же, в качестве специальных, были использованы работы тех авторов, которые осуществляют подобное сопоставление в рамках специальных исследований по модернизму (В.В. Бычков ), северному Ренессансу (А.В. Степанов), по творческому наследию данных художников (Я. Гибсон, М.А. Бусев).
Анализу состояния европейской художественной культуры рубежа Х1Х-ХХ вв., посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей, среди которых В.С. Турчин, М. Лифшиц и другие. Эти авторы обращаются к истокам философского обоснования художественного творчества в модернистский период, дают оценку изменениям, происходившим в культуре в процессе перехода от классики к модернизму, озвучивают симптомы «культурно-исторического перелома» рубежа Х1Х-ХХ вв., задаются вопросом о месте человека в модернистской культуре.
Среди масштабных исследований последнего десятилетия по культуре и искусству эпохи модернизма (авангарда) необходимо назвать двухтомный коллективный труд «Авангард в культуре XX века: 1900-1930». Особый интерес для данного исследования представили статьи Ю.Н. Гирина, М.Ф. Надъярных и других.
Проблеме преемственности поколений в культуре, проблеме разрыва с традицией предшествующих поколений посвящены работы В.Н. Прокофьева, В.А. Крючковой и др. Глубокий анализ художественных практик модернизма, теоретических манифестов и методов, проведенный указанными авторами, позволил определить характер взаимоотношений классического и модернистского искусства на рубеже ХТХ-ХХ вв.
С концепцией сюрреализма, его философским основанием и художественной практикой знакомят работы Л.Г. Андреева, И.С. Куликовой" и других.
Жизненный и творческий пути С. Дали прослежены на страницах работ Р.К. Баландина, Я. Гибсона и других. Интерес для исследования представляют статьи А. П. Ноздриной13, Н.В. Геташвили14 и других.
Особую ценность для данного исследования представляет сборник статей отечественных авторов «Дали вблизи и вдали», включивший в себя статьи МА, Бусева1', С.П. Батраковой16, Н.В, Геташвили, А.К. Якимовича. Авторами был проведен глубокий анализ творческого «диалога» Дали с отдельными историческими эпохами (античностью), с мастерами прошлого (Рафаэлем, Дж. Арчимбольдо, Ф. Гойей), был дан разбор вариаций С. Дали на «темы» И. Босха, Вермера, Ж.Ф. Милле и др.
Жизнь и творческих путь И. Босха прослежены на страницах работ В. Бозинга, О. В. Морозовой, Р. X. Марейниссена. Данные монографии ценны для исследования тем, что в них отражен механизм влияния эпохи на мировоззрение художника, дана авторская интерпретация ряда известных живописных полотен кисти Босха, предпринята попытка осмыслить творчество мастера через призму искусства модернизма.
Анализ Северного Возрождения, культурно-исторического феномена, развивавшегося параллельно и вслед итальянскому Ренессансу, дан в работах А.В. Степанова, О. Бенеша, В.П. Бранского.
Методологическая установка данной работы имеет комплексный характер и включает в себя как искусствоведческие, так и исторические методы.
При изложении исторического, фактического материала будет использован нарративный метод, сравнительный метод - при сопоставлении творчества рассматриваемых в контексте данной работы художников. При рассмотрении художественно-образной стороны произведений мастеров будут использованы средства искусствоведческого анализа: семиотико-герменевтический и иконологический. В рамках первого метода будет дан анализ некоторых произведений вышеназванных художников, предполагающий разъяснение сюжета, символики художественных произведений. Второй метод позволит раскрыть внутренний смысл рассматриваемых произведений, определить их связи с культурно-исторической традицией той или иной эпохи. Культурно-исторический метод позволит продемонстровать сопряженность исторических и культурных процессов.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых содержит по 2 параграфа, заключения, списка источников и литературы и приложения.
1. Культурная ситуация начала XX в. складывалась под знаком модернизма. Под термином «модернизм», сопряженным с термином «авангард» (возможно использование в качестве взаимозаменяемых) историки и искусствоведы понимают совокупность художественных течений, школ, направлений первых десятилетий XX в. Косвенными побудителями модернизма (как позитивными, так и негативными) в сфере научной мысли явились достижения практически во всех сферах научного знания: математике, физике, химии; в философии - учения постклассической философии Ф. Ницше, А. Бергсона и 3. Фрейда. Кризисный характер модернизма явил собой дальнейшее развитие характерных для искусства декаданса тенденций, состоящих в кардинальном пересмотре свойственных западноевропейской художественной традиции принципов творчества. Революционный характер модернизма нашел выражение в разрыве с идеалами классического искусства, в отказе от принципов мимесиса, предметности и образности. Самоцелью искусства новейшего времени явилась новизна.
2. В художественной жизни начала XX в. предельно четко обозначились две диаметрально противоположные по отношению к традиции тенденции: традиционалистская и негативистская. На начальном этапе модернизма (1900-1910-е гг.) лидерами новейших течений был декларирован разрыв с искусством прошлого, с классической художественной традицией (идея разрыва с традицией отчетливо звучала в сознательно рассчитанных на скандал и эпатаж манифестах, декларациях и программах). Художественная практика классиков авангарда показала, что имел место разрыв с конкретно предшествующей, нововременной традицией (восходящей к античности). Отказавшись от одного круга традиций - «традиции Рафаэля и Делакруа», искусство новейшего времени обратилось к другому, объективно не менее ценному и художественно значимому. Таковыми стали периоды становлений - пограничные, неустойчивые ситуации - протоантичность, проторенессанс, маньеризм.
Как это не парадоксально на втором этапе модернизма (1920-е гг.) художники-авангардисты обратились к классическому античному наследию, наследию мастеров итальянского Ренессанса, XVI-XIX вв.
Апелляция к раннее отвергнутому искусству, восходящему к античности - нововременному, могла значить многое: 1) формирование на основе классических образов, техник индивидуального художественного языка, 2) использование стиля прошлого в авангардистской манере, 3) обогащение семантики произведения путём сращивания различных приёмов - старых и новых, 4) разочарование в экспериментах авангарда.
Используя отдельные элементы стилей прошлого, авангардисты решительно сдвигали акценты и ценностные ориентиры данных художественных систем. О продолжении традиции, о возвращении к ней на новом этапе речи не шло.
3. Одним из наиболее ярких, парадоксальных персонажей XX в., принадлежащих к поколению мастеров начала 1920-х гг., был С. Дали. Творчество испанского мастера многогранно, сложно, противоречиво.
На начальном этапе творческого пути, в поисках собственной художнической идентичности С. Дали обращается к практикам ведущих школ рубежа Х1Х-ХХ вв. (импрессионизму, пуантилизму, кубизму, пуризму и др.). Находясь в Мадриде (до вступления в ряды сюрреалистов) и придерживаясь магистрального курса в искусстве, С. Дали, чутко реагировавший на колебания художественного климата, выступал в роли своеобразного индикатора менявшегося артистического вкуса: участвовал в создании Манифеста художников-иберийцев и Каталонского антихудожественного манифеста («Желтого манифеста»), принимал участие в выставках художников-авангардистов, читал лекции об авангардистском искусстве. Став полноправным участником движения французских сюрреалистов, С. Дали знакомится с лежащими в основе данного художественного течения принципами: принципом психического автоматизма и записью сновидений. В начале 1930-х гг. С. Дали выступает в роли теоретика сюрреализма. Под влиянием идей психиатров 3. Фрейда и Ж. Лакана художник создает так называемый параноидально-критический метод, цель которого состояла в непосредственном изложении рожденного в бредовых ассоциациях, а затем критически осмысленного иррационального знания2’9. Неотъемлемой частью данного метода был так называемый «множественный образ».
Разрыв с группой А. Бретона (1938) ознаменовал начало нового этапа в жизни и творчестве испанского мастера - этапа, отмеченного обращением к традиции.
4. Отношение С. Дали к традиции на разных этапах жизни и творчества мастера было различным, прямо противоположным.
На начальном этапе творческого пути, ввиду удаленности региона (Каталонии) от столицы западноевропейского авангарда - Парижа, С. Дали имел крайне смутное представление о новациях модернизма. В 1910-е гг. художник осваивал ремесло, постигал азы классических техник письма титанов Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Рафаэля, старых мастеров, испытал влияние каталонского варианта неоклассицизма - новосентизма.
В середине 1920-х гг. на смену С. Дали-традиционалисту, ценившему «точность, пространство и меру» приходит С. Дали-мистификатор, виртуозно манипулирующий образами провокационного содержания. С. Дачи, декларировавший в соответствии с принципами сюрреализма разрыв с традицией, продолжая, хоть и косвенно на нее опираться, довел до логического завершения так называемый натуралистически- иллюзионистский сюрреализм, суть которого заключалась в создании своего рода «фотографий» неких ирреальных миров. Параноидально-критический метод С. Дали требовал от него высочайшего профессионализма в живописной технике. И он, в юности постигший азы классической живописи им обладал.
Порвав с сюрреализмом и заявив о своем возвращении в лоно традиции, С. Дали объявил себя спасителем современной живописи и предвестником нового Ренессанса, должного наступить вскоре после темного «Средневековья» авангарда. Спасителем современного искусства испанский мастер так и не стал, напротив, пребывая в ряду консерваторов, сюрреалист С. Дали, «защищая «музейность», не менее активно, чем прежде, продолжал подрывать ее фундаменты. Демонстративно традиционный «музейный» (классический) стиль был взят им в качестве почти такой же «готовой формы», каковы были, например, для радикалов-дадаистов стандартизованные изделия промышленности.
В конечном счете, произведения, созданные сюрреалистом С. Дали с «оглядкой» на классику, в соответствии с общей для искусства модернизма тенденцией, характеризующей взаимоотношения классического и модернистского искусств, являли собой нечто новое, в корне разнящееся с первоисточником.
5. Сравнение творчества И. Босха и С. Дали показало, что близость мастеров, прежде всего, обусловлена их принадлежностью к кризисным, переходным эпохам. Художники жили и творили во времена войн и революций, во времена, когда менялись устои, социальные нормы и мировоззрение людей.
Однако различий между художниками оказалось куда больше, чем моментов сходства. Творческие цели мастеров различны, система ценностей разнится в корне; символика также лишена точек соприкосновения.
Утверждение «И. Босх - предтеча сюрреализма», на наш взгляд, лишено оснований. Живопись И. Босха не сюрреалистична. Сюрреалисты и С. Дали сознательно и объективно творили тот тип фантастического, который пришел к И. Босху естественно, субъективно.
Осмысление проблемы наличия (или отсутствия) векторной связи «северный Ренессанс - модернизм XX в.» в художественной практике XX в. (и, соответственно в творчестве С. Дали и И. Босха) предполагает самоопределение исследователя по поводу системы «преемственность- разрыв» в отношениях самих рассматриваемых культур. Если согласится с мнением Н. Бердяева и О. Шпенглера, что модернизм - это способ своего рода «умирания» классической культуры, то можно сказать, что «наше сегодняшнее состояние» [состояние современной культуры - Р.С., М.Ю.] бесконечная игра с мертвыми формами» прошлого.
Модернисты, в том числе С. Дали, страдая по мере упадка творческой продуктивности былых времен от перегрузки «мертвым знанием» готовых форм, ««бьют» по зеркалу классики и из этих осколков буквально монтируют мир авангардного искусства» . Художественные артефакты прошлых культур - произведения мастеров прошлого в целом и И. Босха в частности, были использованы сюрреалистами в целом, и С. Дали в частности в качестве формального кода для вложения совершенно произвольного контента.
1. Дали С. 50 магических секретов мастерства. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.
2. Дали С. Дневник одного гения / Пер. с франц. Захарова Н.О. - М.: Искусство, 1991.-271 с.
3. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всём прочем. - М.: Сварог, 1996. - 464 с.
Литература:
4. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-400 с.
5. Акопян К.З. XX век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений). -М.: Академический проект: ПИК, 2005. -336 с.
6. Андреев Л.Г. Сюрреализм. - М.: Высшая школа, 1972. -230 с.
7. Арсланов Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. —768 с.
8. Баландин Р.К. Сальвадор Дали. -М.: Вече, 2010. - 400 с.
9. Батракова С.П. Сальвадор Дали: игры всерьез // Дали вблизи и вдали: Сборник статей / отв. ред. М.А. Бусев. - М.: Прогресс-Традиция, 2013. - И-68 с.
10. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. - М.: Искусство, 1973. - 304 с.
11. Бердяев Н.А. Кризис искусства. - М.: Издание ЛЕМАНА и С.И. Сахарова, 1918.-48 с.
12. Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. -496 с.
13. Бозинг В. Иероним Босх. Около 1450-1516. Между Адом и Раем / пер. П. Боборыкина. - Кельн: Taschen / Арт-Родник, 2001. - 96 с.
14. Бойе А.А. Проблема выражения анти-эстетики дадизма и ее классификация // ARTTCULT, 2016, №3 (23). - 17-25 с.
15. Бранская В.Е. Панфилова М.И. Модерн, модернизм, постмодерн (к определению понятий) // Инновационная наука, 2015. - 264-266 с.
16. Брэдбери К. Дали. - М.: ACT, 2010. - 256 с.
17. Бусев М.А. Творчество Сальвадора Дали 1920-1930-х годов и наследие мастеров XVI - XIX вв. // Дали вблизи и вдали: Сборник статей / отв. ред. М.А. Бусев. - М.: Прогресс-Традиция, 2013. - 169-184 с.
18. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. -556 с.
19. Бюргер М.: V-A-C press, 2014. — 200 с.
20. Гальцева Е.Д. Французский вектор авангарда // К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм». // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 2 / под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-471-529 с.
21. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. - СПб.: Азбука-Классика, 2003. -480 с.
22. Гелашвили Н.В. «Античный миф как визуализация «личной» мифологии в искусстве XX века. Де Кирико и Дали. // Искусствознание. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - 439 с.
23. Геташвили Н.В. Средиземец. Античные мотивы в контексте сюрреализма Сальвадора Дали // Дали вблизи и вдали: Сборник статей / отв. ред. М.А. Бусев. - М.: Прогресс-Традиция, 2013. - 131-168 с.
24. Гирин Ю.Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 1 / под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 34-76 с.
25. Гирин Ю.Н. Системообразующие концепты авангарда // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 1 / под ред. Ю.Н. Гирина. -М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 77-156 с.
26. Гомбрих Э. История искусства. - М.: ACT, 1998. - 688 с.
27. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. - СПб.: ООО Издательство Петрополис, 1999. — 240 с.
28. Дмитриева Н.А. «Живое прошлое. Судьбы искусства: век XIX, век XX // Иностранная литература, 1988. № 2. 199 с.
29. Дмитриева Н.А. Пикассо.-М.: Наука, 1971.-240 с.
30. Донская Е.В. Образный язык в творческом методе Сальвадора Дали // Таврические студии. - Симферополь: Крымский университет культуры, искусств и туризма, 2015. - 43-48 с.
31. Евдокимова Н.А., Павлова О.Б. Сальвадор Дали и Рафаэль: к вопросу о духовно-эстетической преемственности эпох кризисов и ренессансов в истории культуры ИВопросы культурологии. - М.: Панорама, 2013. - С. 83-89
32. Кофман А.Ф. «Примитивистская составляющая авангардизма» // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 1 / под ред. ТО.Н. Гирина. -М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 157-228 с.
33. Крючкова В.А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. -М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304 с.
34. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. - М.: Наука, 1970. — 175 с.
35. Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк - М.: «Изобразительное искусство», 1986. - 152 с.
36. Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. - М.: Пинакотека, 2005. - 303 с.
37. Марейниссен Р. X. Иероним Босх. Художественное наследие. - М., 1998. -516с.
38. Морозова О.В. Босх. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 128 с.
39. Надъярных М.Ф. Авангард и проблема традиции Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг): Теория. История. Поэтика. Книга 1 / под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 229-265 с.
40. Нере Ж. Сальвадор Дали. 1904-1989. - М.: Арт-Родник, 2007. - 96 с.
41. Ноздрина А.П. «Католический сюрреализм» Сальвадора Дали // Проблемы и достижения современной науки (Материалы Международной научно-практической конференции). - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий, 2014. - 54-62 с.
42. Нюридсани М. Сальвадор Дали. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 576 с.
43. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991 - 588 с.
44. Павлова О.О. Художник и традиция. Живопись Сальвадора Дали 1920-х годов в контексте каталонского неоклассицизма // Вестник СПбГУ. Сер.
15. Вып. 4,2011. - 133-141 с.
45. Петряков А.М. Сальвадор Дали. Божественный и многоликий. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
46. Прокофьев В. И. Западное искусство новейшего времени и наследие мировой художественной культуры // Советское искусствознание. Вып. 1. М., 1980.-238-253 с.
47. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: Республика, 1992. - 224 с.
48. Румгэр П. Далианская мистика перед лицом истории религий // Дали С. Дневник одного гения. - М.: Искусство, 1991. - 260-262 с.
49. Рыков А.В, Искусство модернизма: основные принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, 2011. - 51-63 с.
50. Саруханян А.П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм». ИАвангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 1 / под ред. Ю.Н. Гирина. -М.: ИАШИ РАН, 2010. -9-33 с.
51. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. - Спб.: Азбука-классика, 2009. - 640 с.
52. Стерьёпулу Э. Введение в сюрреализм. - Львов: БаК, 2008. - 144 с.
53. Суслова Р.А., Юнусова М. Г. Диалог модернистского и постмодернистского искусства: Сальвадор Дали и Дэмьен Херст // Межкультурный диалог в искусстве: теория и практика: монография / М.Г. Юнусова и др. - Казань: Изд-во «Яз», 2016.-124 с.
54. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. -М.: Изд-во МГУ, 1993. -248 с.
55. Шацкий Е.О. Утопия и традиция. - М., 1990. - 240 с.
56. Якимович А.К. Дали и политика//Дали вблизи и вдали: Сборник статей / отв. ред. М.А. Бусев. -М.: Прогресс-Традиция, 2013. -69-78 с.
57. Якимович А.К. Сюрреализм и Сальвадор Дали (вступительная статья) // Дали С. Дневник одного гения. - М.: Искусство, 1991. - 5-43
Интернет-источники:
1. Read Н. Bosch and Dali // Read Н. A coat of many colours. Occasional essays. London, 1947. P. 57 [Электронный ресурс] - URL: https://books.google.ru/books?id=7Sc- CgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0 #v=onepage&q&f=false (дата обращения 29.03.2017).
2. Аркадьев M. Иероним Босх и трагедия средневекового сознания
[Электронный ресурс] - URL: http://ru-
philosophy.livejournal.com/1623388.html (дата обращения: 23. 03. 2017).
3. Брянский В. Искусство и философия. [Электронный ресурс] - URL: http://philosophica.ru/bransky/39.htm (дата обращения: 13. 05.2017).
4. Бусев М. Поздний Пикассо: пластические диалоги с мастерами XVI—XIX
веков ИПикассо: отражения - метаморфозы. [Электронный ресурс] - URL: http://www.picasso-pablo.ru/library/picasso-otrazheniya-
metamarfozy6.html (дата обращения 17.02.2017).
5. Гаузер И.В. Обращение к традиции живописи северного возрождения в ХХ-ХХ1 веках (на материале картин И. Босха, О. Дикса, Г. Буля) [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraschenie-k-traditsii-zhivopisi-severnogo-vozrozhdeniya-v-xx-xxi-vekah-na-materiale- kartin-i-bosha-o-diksa-g-bulya (дата обращения 2.04.2017)
6. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали [Электронный ресурс] -
URL: http://www.mir-dali.ru/library/bezumnaya-zhizn-salvadora-dali.htrnl
(дата обращения: 12.03.2017).
7. Гирин Ю.Н. Рождение авангарда из духа модернизма // Studia Litterarum.
2016. [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/ai'ticle/v/rozhdenie-avangarda-iz-duha-modemizma(дата обращения 3.03.2017).
8. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. О природе комического в «Старшей Эдде» [Электронный ресурс] - URL: http://mith.ru/alb/lib/edda/gur042.htm (дата обращения 14.05.2017)
9. Консон Г.Р. Психология трагического в картинах Иеронима Босха и
Питера Брейгеля старшего // Системная психология и социология. - М., 2011, №4. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.systempsychology.ru/journal/201 l_4/72-konson-gr-psihologiya- tragicheskogo-v-kartinah-ieronima-bosha-i-pitera-breygelya-starshego.html (дата обращения: 28.03.2017).
10. Лифшиц М.А. Модернизм [Электронный ресурс] - URL:
http://www.gutov.ru/lifshitz/texts/modemismf.htm (дата обращения
18.02.2017).
11. Оруэл. Дж. Привилегия Духовных пастырей. Заметки о Сальвадоре Дали
[Электронный ресурс] - URL:
http://www.orwell.ru/library/reviews/dali/russian/r_dali (дата обращения 19.03.2017).
12. Пыркина Д. Арнольд Хаузер. Социальная история искусства // Диалог
искусств. [Электронный ресурс] - URL:
http://di.mmoma.ru/news?mid=1027&id=263 (дата обращения 14.05.2017).
13. Роттердамский Э. Похвальное слово глупости. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. [Электронный ресурс] -
URL: http://krotov. infb/library/26_ae/aera/zm_07.htm#Glava_23 (дата
обращения: 17.04.2017).
14. Турчин В.С. Образ двадцатого... В прошлом и настоящем. [Электронный ресурс] - URL: http://www.dali-genius.rn/libraiy/obraz-dvatsatogo28.html(дата обращения 1.05.2017).
15. Хейзинга И. Осень Средневековья [Электронный ресурс] - URL: http://www.e-reading.by/chapter.php/109085/14/Heiizinga_- _Osen%27_srednevekov%27ya.html (дата обращения 23.03.2017).
16. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали [Электронный ресурс] - URL: http://www.inir-dali.rii/library/eterington-smit-salvador-dali.html (дата обращения 1.04.2017).