Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1
1.1. Сущность и функции системы здравоохранения 11
1.2. Организационные и нормативно-правовые основы управления системой
здравоохранения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ функционирования системы здравоохранения в регионах Российской Федерации 38
2.2. Современное состояние управления системой здравоохранения в регионах РФ 49
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 64
3.1. Проблемы в управлении системой здравоохранения в регионах Российской Федерации 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления системой
здравоохранения в регионах Российской Федерации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1
1.1. Сущность и функции системы здравоохранения 11
1.2. Организационные и нормативно-правовые основы управления системой
здравоохранения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ функционирования системы здравоохранения в регионах Российской Федерации 38
2.2. Современное состояние управления системой здравоохранения в регионах РФ 49
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 64
3.1. Проблемы в управлении системой здравоохранения в регионах Российской Федерации 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления системой
здравоохранения в регионах Российской Федерации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Актуальность. Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации. От регионального уровня управления сегодня в значительной степени зависит реализация государственной политики, эффективность решения социальных проблем, темпы развития системы здравоохранения, интенсивность процесса реформирования отрасли. Сложные задачи, стоящие перед экономикой страны, требуют повышения уровня здоровья, трудоспособности и трудовой активности граждан, создания условий для формирования физически и духовно здоровых поколений, что напрямую связно с доступностью и качеством медицинской помощи, эффективностью лечебной и профилактической работы, дальнейшим технологическим и организационно-управленческим совершенствованием отрасли.
Проводимые реформы внесли существенные перемены в управление здравоохранением: с введением медицинского страхования произошли изменения в системе финансирования; децентрализация правления способствовала повышению ответственности регионов и муниципалитетов за решение проблем охраны здоровья населения, изменению статуса учреждений здравоохранения, поиску финансово-экономических механизмов; продолжается структурная реорганизация сети учреждений здравоохранения; получили развитие негосударственный сектор и формы платного обслуживания населения (платные услуги в государственных учреждениях, система добровольного медицинского страхования); в сфере взаимодействия систем страхования и здравоохранения произошло зарождение и продолжается становление рыночных механизмов регулирования; в области управления твердые позиции занял программно-целевой метод, интенсивно развиваются медицинские информационно - аналитические центры, система управления качеством становится неотъемлемой частью организации лечебно-диагностического процесса, расширяется информатизация отрасли, совершенствуются формы и растет влияние демократических институтов управления; развивается правовая база.
Объектом исследования является система управления сферой здравоохранения.
Предмет исследования - процесс государственного управления сферой здравоохранения на региональном уровне.
Цель дипломной работы - на основе анализа региональной системы здравоохранения изучить современное состояние отрасли, определить приоритетные направления её дальнейшего совершенствования на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели определим задачи дипломной работы:
1. Изучить сущность и функции системы здравоохранения;
2. Рассмотреть организационные и нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения;
3. Провести анализ функционирования системы здравоохранения в регионах РФ;
4. Проанализировать современное состояние управления системой здравоохранения в регионах РФ;
5. Выявить проблемы в управлении системой здравоохранения в регионах РФ;
6. Предложить рекомендации по совершенствованию управления
системой здравоохранения в регионах РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составил междисциплинарный анализ проблем управления в области здравоохранения и медицины, направленный на рассмотрение ситуации в отрасли.
Кроме того, особую значимость имел и сравнительный метод, позволяющий сопоставить содержательно сходные положения, как различных теоретических подходов, так и опытных данных.
Информационно-эмпирической базой явились: официальные статистические и аналитические данные, факты и сведения из публикаций в научной литературе и периодической печати. Концептуальные и программные документы: Концепция развития здравоохранения РФ до 2020г.; нормативно-правовые документы: федеральные законы, указы Президента РФ, и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, регулирующие деятельность сферы здравоохранения.
Степень разработанности проблемы. Большой влияние на формирование политики в области здравоохранения оказали труды А.И.Вялкова, М.Г. Колосницына, Б.Е. Меляченко, Е.А. Павлова и др. Проблемы финансового менеджмента в здравоохранении нашли наиболее полное отражение в работах Н..Н. Ренкаса, С.В.Шишкина.
Несмотря на большое число исследований, управление здравоохранением остается одним из менее разработанных разделов научного знания, по масштабам и социальной значимости не уступающего общепризнанным направлениям клинической медицины, эпидемиологии и социальной гигиены. В современной ситуации продолжающегося нарастания негативных тенденций в медико-демографических процессах необходимость сохранения и укрепления здоровья населения предъявляет высокие требования к отрасли по ее структурной реорганизации и повышению общественной отдачи. Функционирование отрасли в условиях резкого ограничения финансовых ресурсов является не только вынужденной реальностью переходного периода, но и важным фактором, стимулирующим к поиску эффективных форм работы и механизмов дальнейшего развития.
Работа в условиях переходной экономики и динамически развивающейся внешней среды требует разработки адекватных механизмов, способствующих повышению качества и эффективности управления, что приобретает особую значимость в связи с быстрой сменяемостью руководящих кадров, сложностью и длительностью их профессиональной подготовки, отсутствием системы целевого отбора руководителей, отсутствием должной преемственности в работе меняющихся аппаратов управления.
Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования определяется его актуальностью, научной новизной, а также выводами как общетеоретического, так и практического характера.
Теоретическая значимость работы подтверждается тем, что в ней проводится комплексный анализ системы здравоохранения на региональном уровне (на примере регионов Российской Федерации).
Практическая значимость дипломного проекта состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регионального управления в сфере здравоохранения.
В дипломной работе рассмотрены основные принципы организации управления и работы региональной системы здравоохранения на примере регионов Российской Федерации.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список.
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации. От регионального уровня управления сегодня в значительной степени зависит реализация государственной политики, эффективность решения социальных проблем, темпы развития системы здравоохранения, интенсивность процесса реформирования отрасли. Сложные задачи, стоящие перед экономикой страны, требуют повышения уровня здоровья, трудоспособности и трудовой активности граждан, создания условий для формирования физически и духовно здоровых поколений, что напрямую связно с доступностью и качеством медицинской помощи, эффективностью лечебной и профилактической работы, дальнейшим технологическим и организационно-управленческим совершенствованием отрасли.
Проводимые реформы внесли существенные перемены в управление здравоохранением: с введением медицинского страхования произошли изменения в системе финансирования; децентрализация правления способствовала повышению ответственности регионов и муниципалитетов за решение проблем охраны здоровья населения, изменению статуса учреждений здравоохранения, поиску финансово-экономических механизмов; продолжается структурная реорганизация сети учреждений здравоохранения; получили развитие негосударственный сектор и формы платного обслуживания населения (платные услуги в государственных учреждениях, система добровольного медицинского страхования); в сфере взаимодействия систем страхования и здравоохранения произошло зарождение и продолжается становление рыночных механизмов регулирования; в области управления твердые позиции занял программно-целевой метод, интенсивно развиваются медицинские информационно - аналитические центры, система управления качеством становится неотъемлемой частью организации лечебно-диагностического процесса, расширяется информатизация отрасли, совершенствуются формы и растет влияние демократических институтов управления; развивается правовая база.
Объектом исследования является система управления сферой здравоохранения.
Предмет исследования - процесс государственного управления сферой здравоохранения на региональном уровне.
Цель дипломной работы - на основе анализа региональной системы здравоохранения изучить современное состояние отрасли, определить приоритетные направления её дальнейшего совершенствования на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели определим задачи дипломной работы:
1. Изучить сущность и функции системы здравоохранения;
2. Рассмотреть организационные и нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения;
3. Провести анализ функционирования системы здравоохранения в регионах РФ;
4. Проанализировать современное состояние управления системой здравоохранения в регионах РФ;
5. Выявить проблемы в управлении системой здравоохранения в регионах РФ;
6. Предложить рекомендации по совершенствованию управления
системой здравоохранения в регионах РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составил междисциплинарный анализ проблем управления в области здравоохранения и медицины, направленный на рассмотрение ситуации в отрасли.
Кроме того, особую значимость имел и сравнительный метод, позволяющий сопоставить содержательно сходные положения, как различных теоретических подходов, так и опытных данных.
Информационно-эмпирической базой явились: официальные статистические и аналитические данные, факты и сведения из публикаций в научной литературе и периодической печати. Концептуальные и программные документы: Концепция развития здравоохранения РФ до 2020г.; нормативно-правовые документы: федеральные законы, указы Президента РФ, и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, регулирующие деятельность сферы здравоохранения.
Степень разработанности проблемы. Большой влияние на формирование политики в области здравоохранения оказали труды А.И.Вялкова, М.Г. Колосницына, Б.Е. Меляченко, Е.А. Павлова и др. Проблемы финансового менеджмента в здравоохранении нашли наиболее полное отражение в работах Н..Н. Ренкаса, С.В.Шишкина.
Несмотря на большое число исследований, управление здравоохранением остается одним из менее разработанных разделов научного знания, по масштабам и социальной значимости не уступающего общепризнанным направлениям клинической медицины, эпидемиологии и социальной гигиены. В современной ситуации продолжающегося нарастания негативных тенденций в медико-демографических процессах необходимость сохранения и укрепления здоровья населения предъявляет высокие требования к отрасли по ее структурной реорганизации и повышению общественной отдачи. Функционирование отрасли в условиях резкого ограничения финансовых ресурсов является не только вынужденной реальностью переходного периода, но и важным фактором, стимулирующим к поиску эффективных форм работы и механизмов дальнейшего развития.
Работа в условиях переходной экономики и динамически развивающейся внешней среды требует разработки адекватных механизмов, способствующих повышению качества и эффективности управления, что приобретает особую значимость в связи с быстрой сменяемостью руководящих кадров, сложностью и длительностью их профессиональной подготовки, отсутствием системы целевого отбора руководителей, отсутствием должной преемственности в работе меняющихся аппаратов управления.
Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования определяется его актуальностью, научной новизной, а также выводами как общетеоретического, так и практического характера.
Теоретическая значимость работы подтверждается тем, что в ней проводится комплексный анализ системы здравоохранения на региональном уровне (на примере регионов Российской Федерации).
Практическая значимость дипломного проекта состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регионального управления в сфере здравоохранения.
В дипломной работе рассмотрены основные принципы организации управления и работы региональной системы здравоохранения на примере регионов Российской Федерации.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах. Здоровье нации представляет и самостоятельную ценность и в то же время выступает важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны. Существенную роль в сохранении и развитии общественного потенциала здоровья играет региональная система здравоохранения. В ходе исследования было установлено, что первостепенная нагрузка по проведению профилактики заболеваний и их лечению ложится именно на муниципальное здравоохранение.
2. Формирующаяся в стране модель здравоохранения предполагает смещение на более низкие иерархические уровни целого ряда управленческих функций, в результате чего создаются правовые основы и условия для децентрализации отрасли. Действующая ныне централизованная модель управления здравоохранением не отвечает задачам современной медицины. Является целесообразным использовать более децентрализованную модель управления региональной системой здравоохранения, обеспечивающую большую гибкость и оперативность реагирования на любые изменения социально-демографической и экономической ситуации в регионе. Это позволит лучше учитывать местные особенности жизни населения, состояние здоровья, потребности в медицинской помощи, полнее использовать местные ресурсы. От повышения эффективности деятельности системы выиграет в конечном итоге население, которое получит возможность использовать большие объемы бесплатной медицинской помощи на единицу финансовых ресурсов.
3. Ключевыми организационно-экономическими факторами управления региональной системой здравоохранения являются следующие: структурная организация региональной системы здравоохранения, особенности финансирования, практика оценки эффективности здравоохранения, связи с прочими уровнями управленческой иерархии, связи с другими отраслями и ведомствами в контексте межотраслевого сотрудничества в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения региона.
4. Таким образом, для совершенствования организационно-экономического механизма на региональном уровне необходимо:
- совершенствование организации медицинской помощи и системы лекарственного обеспечения на основе проведения структурной перестройки системы здравоохранения: расширение функций первичного звена, развитие общеврачебных практик;
- оптимизация объемов стационарной помощи, интенсификация процесса ее оказания;
- развитие стационарозамещающих технологий;
- создание межрайонных центров специализированной лечебно- диагностической помощи;
- оптимизация объемов скорой медицинской помощи; развитие неотложной медицинской помощи;
- определение государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в тесной увязке с имеющимися финансовыми ресурсами;
- совершенствование системы управления и финансирования: преодоление структурных диспропорций;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- формирование одноканальной системы финансирования на основе концентрации средств ОМС и бюджетов всех уровней;
- совершенствование инвестиционной политики.
В заключение следует отметить, что организационно-экономический механизм управления региональной системой здравоохранения состоит из пяти ключевых элементов, а именно: нормативно-правовой базы,
планирования, финансирования, организационных форм управления и информационного компонента, без совершенствования которых невозможно преобразование самого механизма. В процессе практического функционирования элементов организационно-экономического механизма управления в сфере здравоохранения в регионе происходят естественные его изменения, что в конечном итоге может привести даже к преобразованию самого организационно-экономического механизма, возникновению новых элементов на основе уже существующих или видоизменению прежних, поскольку это диалектический процесс.
По нашему мнению, главными инструментами для совершенствования организационно-экономического механизма управления региональным здравоохранением должны стать государственно-(муниципально)-частное партнерство и медико-территориальное зонирование.
1. Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах. Здоровье нации представляет и самостоятельную ценность и в то же время выступает важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны. Существенную роль в сохранении и развитии общественного потенциала здоровья играет региональная система здравоохранения. В ходе исследования было установлено, что первостепенная нагрузка по проведению профилактики заболеваний и их лечению ложится именно на муниципальное здравоохранение.
2. Формирующаяся в стране модель здравоохранения предполагает смещение на более низкие иерархические уровни целого ряда управленческих функций, в результате чего создаются правовые основы и условия для децентрализации отрасли. Действующая ныне централизованная модель управления здравоохранением не отвечает задачам современной медицины. Является целесообразным использовать более децентрализованную модель управления региональной системой здравоохранения, обеспечивающую большую гибкость и оперативность реагирования на любые изменения социально-демографической и экономической ситуации в регионе. Это позволит лучше учитывать местные особенности жизни населения, состояние здоровья, потребности в медицинской помощи, полнее использовать местные ресурсы. От повышения эффективности деятельности системы выиграет в конечном итоге население, которое получит возможность использовать большие объемы бесплатной медицинской помощи на единицу финансовых ресурсов.
3. Ключевыми организационно-экономическими факторами управления региональной системой здравоохранения являются следующие: структурная организация региональной системы здравоохранения, особенности финансирования, практика оценки эффективности здравоохранения, связи с прочими уровнями управленческой иерархии, связи с другими отраслями и ведомствами в контексте межотраслевого сотрудничества в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения региона.
4. Таким образом, для совершенствования организационно-экономического механизма на региональном уровне необходимо:
- совершенствование организации медицинской помощи и системы лекарственного обеспечения на основе проведения структурной перестройки системы здравоохранения: расширение функций первичного звена, развитие общеврачебных практик;
- оптимизация объемов стационарной помощи, интенсификация процесса ее оказания;
- развитие стационарозамещающих технологий;
- создание межрайонных центров специализированной лечебно- диагностической помощи;
- оптимизация объемов скорой медицинской помощи; развитие неотложной медицинской помощи;
- определение государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в тесной увязке с имеющимися финансовыми ресурсами;
- совершенствование системы управления и финансирования: преодоление структурных диспропорций;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- формирование одноканальной системы финансирования на основе концентрации средств ОМС и бюджетов всех уровней;
- совершенствование инвестиционной политики.
В заключение следует отметить, что организационно-экономический механизм управления региональной системой здравоохранения состоит из пяти ключевых элементов, а именно: нормативно-правовой базы,
планирования, финансирования, организационных форм управления и информационного компонента, без совершенствования которых невозможно преобразование самого механизма. В процессе практического функционирования элементов организационно-экономического механизма управления в сфере здравоохранения в регионе происходят естественные его изменения, что в конечном итоге может привести даже к преобразованию самого организационно-экономического механизма, возникновению новых элементов на основе уже существующих или видоизменению прежних, поскольку это диалектический процесс.
По нашему мнению, главными инструментами для совершенствования организационно-экономического механизма управления региональным здравоохранением должны стать государственно-(муниципально)-частное партнерство и медико-территориальное зонирование.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование системы здравоохранения в субъекте Российской Федерации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , статистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997 - СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование сферы здравоохранения в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



