Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления

Работа №53931

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1
1.1. Сущность и функции системы здравоохранения 11
1.2. Организационные и нормативно-правовые основы управления системой
здравоохранения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ функционирования системы здравоохранения в регионах Российской Федерации 38
2.2. Современное состояние управления системой здравоохранения в регионах РФ 49
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 64
3.1. Проблемы в управлении системой здравоохранения в регионах Российской Федерации 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления системой
здравоохранения в регионах Российской Федерации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81


Актуальность. Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации. От регионального уровня управления сегодня в значительной степени зависит реализация государственной политики, эффективность решения социальных проблем, темпы развития системы здравоохранения, интенсивность процесса реформирования отрасли. Сложные задачи, стоящие перед экономикой страны, требуют повышения уровня здоровья, трудоспособности и трудовой активности граждан, создания условий для формирования физически и духовно здоровых поколений, что напрямую связно с доступностью и качеством медицинской помощи, эффективностью лечебной и профилактической работы, дальнейшим технологическим и организационно-управленческим совершенствованием отрасли.
Проводимые реформы внесли существенные перемены в управление здравоохранением: с введением медицинского страхования произошли изменения в системе финансирования; децентрализация правления способствовала повышению ответственности регионов и муниципалитетов за решение проблем охраны здоровья населения, изменению статуса учреждений здравоохранения, поиску финансово-экономических механизмов; продолжается структурная реорганизация сети учреждений здравоохранения; получили развитие негосударственный сектор и формы платного обслуживания населения (платные услуги в государственных учреждениях, система добровольного медицинского страхования); в сфере взаимодействия систем страхования и здравоохранения произошло зарождение и продолжается становление рыночных механизмов регулирования; в области управления твердые позиции занял программно-целевой метод, интенсивно развиваются медицинские информационно - аналитические центры, система управления качеством становится неотъемлемой частью организации лечебно-диагностического процесса, расширяется информатизация отрасли, совершенствуются формы и растет влияние демократических институтов управления; развивается правовая база.
Объектом исследования является система управления сферой здравоохранения.
Предмет исследования - процесс государственного управления сферой здравоохранения на региональном уровне.
Цель дипломной работы - на основе анализа региональной системы здравоохранения изучить современное состояние отрасли, определить приоритетные направления её дальнейшего совершенствования на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели определим задачи дипломной работы:
1. Изучить сущность и функции системы здравоохранения;
2. Рассмотреть организационные и нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения;
3. Провести анализ функционирования системы здравоохранения в регионах РФ;
4. Проанализировать современное состояние управления системой здравоохранения в регионах РФ;
5. Выявить проблемы в управлении системой здравоохранения в регионах РФ;
6. Предложить рекомендации по совершенствованию управления
системой здравоохранения в регионах РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составил междисциплинарный анализ проблем управления в области здравоохранения и медицины, направленный на рассмотрение ситуации в отрасли.
Кроме того, особую значимость имел и сравнительный метод, позволяющий сопоставить содержательно сходные положения, как различных теоретических подходов, так и опытных данных.
Информационно-эмпирической базой явились: официальные статистические и аналитические данные, факты и сведения из публикаций в научной литературе и периодической печати. Концептуальные и программные документы: Концепция развития здравоохранения РФ до 2020г.; нормативно-правовые документы: федеральные законы, указы Президента РФ, и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, регулирующие деятельность сферы здравоохранения.
Степень разработанности проблемы. Большой влияние на формирование политики в области здравоохранения оказали труды А.И.Вялкова, М.Г. Колосницына, Б.Е. Меляченко, Е.А. Павлова и др. Проблемы финансового менеджмента в здравоохранении нашли наиболее полное отражение в работах Н..Н. Ренкаса, С.В.Шишкина.
Несмотря на большое число исследований, управление здравоохранением остается одним из менее разработанных разделов научного знания, по масштабам и социальной значимости не уступающего общепризнанным направлениям клинической медицины, эпидемиологии и социальной гигиены. В современной ситуации продолжающегося нарастания негативных тенденций в медико-демографических процессах необходимость сохранения и укрепления здоровья населения предъявляет высокие требования к отрасли по ее структурной реорганизации и повышению общественной отдачи. Функционирование отрасли в условиях резкого ограничения финансовых ресурсов является не только вынужденной реальностью переходного периода, но и важным фактором, стимулирующим к поиску эффективных форм работы и механизмов дальнейшего развития.
Работа в условиях переходной экономики и динамически развивающейся внешней среды требует разработки адекватных механизмов, способствующих повышению качества и эффективности управления, что приобретает особую значимость в связи с быстрой сменяемостью руководящих кадров, сложностью и длительностью их профессиональной подготовки, отсутствием системы целевого отбора руководителей, отсутствием должной преемственности в работе меняющихся аппаратов управления.
Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования определяется его актуальностью, научной новизной, а также выводами как общетеоретического, так и практического характера.
Теоретическая значимость работы подтверждается тем, что в ней проводится комплексный анализ системы здравоохранения на региональном уровне (на примере регионов Российской Федерации).
Практическая значимость дипломного проекта состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регионального управления в сфере здравоохранения.
В дипломной работе рассмотрены основные принципы организации управления и работы региональной системы здравоохранения на примере регионов Российской Федерации.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах. Здоровье нации представляет и самостоятельную ценность и в то же время выступает важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны. Существенную роль в сохранении и развитии общественного потенциала здоровья играет региональная система здравоохранения. В ходе исследования было установлено, что первостепенная нагрузка по проведению профилактики заболеваний и их лечению ложится именно на муниципальное здравоохранение.
2. Формирующаяся в стране модель здравоохранения предполагает смещение на более низкие иерархические уровни целого ряда управленческих функций, в результате чего создаются правовые основы и условия для децентрализации отрасли. Действующая ныне централизованная модель управления здравоохранением не отвечает задачам современной медицины. Является целесообразным использовать более децентрализованную модель управления региональной системой здравоохранения, обеспечивающую большую гибкость и оперативность реагирования на любые изменения социально-демографической и экономической ситуации в регионе. Это позволит лучше учитывать местные особенности жизни населения, состояние здоровья, потребности в медицинской помощи, полнее использовать местные ресурсы. От повышения эффективности деятельности системы выиграет в конечном итоге население, которое получит возможность использовать большие объемы бесплатной медицинской помощи на единицу финансовых ресурсов.
3. Ключевыми организационно-экономическими факторами управления региональной системой здравоохранения являются следующие: структурная организация региональной системы здравоохранения, особенности финансирования, практика оценки эффективности здравоохранения, связи с прочими уровнями управленческой иерархии, связи с другими отраслями и ведомствами в контексте межотраслевого сотрудничества в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения региона.
4. Таким образом, для совершенствования организационно-экономического механизма на региональном уровне необходимо:
- совершенствование организации медицинской помощи и системы лекарственного обеспечения на основе проведения структурной перестройки системы здравоохранения: расширение функций первичного звена, развитие общеврачебных практик;
- оптимизация объемов стационарной помощи, интенсификация процесса ее оказания;
- развитие стационарозамещающих технологий;
- создание межрайонных центров специализированной лечебно- диагностической помощи;
- оптимизация объемов скорой медицинской помощи; развитие неотложной медицинской помощи;
- определение государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в тесной увязке с имеющимися финансовыми ресурсами;
- совершенствование системы управления и финансирования: преодоление структурных диспропорций;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- формирование одноканальной системы финансирования на основе концентрации средств ОМС и бюджетов всех уровней;
- совершенствование инвестиционной политики.
В заключение следует отметить, что организационно-экономический механизм управления региональной системой здравоохранения состоит из пяти ключевых элементов, а именно: нормативно-правовой базы,
планирования, финансирования, организационных форм управления и информационного компонента, без совершенствования которых невозможно преобразование самого механизма. В процессе практического функционирования элементов организационно-экономического механизма управления в сфере здравоохранения в регионе происходят естественные его изменения, что в конечном итоге может привести даже к преобразованию самого организационно-экономического механизма, возникновению новых элементов на основе уже существующих или видоизменению прежних, поскольку это диалектический процесс.
По нашему мнению, главными инструментами для совершенствования организационно-экономического механизма управления региональным здравоохранением должны стать государственно-(муниципально)-частное партнерство и медико-территориальное зонирование.



1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 . № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 № 598.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 . № 1662-р.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 г. N 1052 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан
5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28
декабря 2007 г. № 747 "Об утверждении положения о Министерстве
здравоохранения Республики Татарстан"
Литература:
6. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 2012. - 347 с.
7. Акопян, А.С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения / А.С. Акопян. // Экономика здравоохранения, 2015. - № 5. - С. 13 - 17.
8. Акопян, А.С. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России / А.С. Акопян [и др.]. // Вопросы статистики. - 2013. - № 10. - С. 25 - 27.
9. Алексеев, Н.А. Методологические подходы к реформированию системы регионального здравоохранения / Н.А. Алексеев. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - №4. - С. 22-24.
10. Ахинов, Г.А. Основы экономики общественного сектора. / Ахинов Г.А.
- М.: ТЭИС, 2014. - 347 с.
11. Бабич, А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. - Казань, 2012. - 345 с.
12. Багненко, С.Ф. Административная реформа и здравоохранение / С.Ф. Багненко [и др.] // Скорая медицинская помощь, 2015. - №4. - С. 10-16.
13. Беркутов, А.М. Современные тенденции и проблемы управления здоровьем / А.М. Беркутов. // Вестник новых медицинских технологий, 2015.
- №3-4. - С. 92-104.
14. Бойков, В.Э. Участие населения в финансировании здравоохранения / В.Э. Бойко, И.М. Шейман // Здравоохранение, 2012. - №3. - С.37-38.
15. Брызгалин, А.В. Характеристика финансов бюджетных учреждений /
A. В. Брызгалин. // Финансы. - 2015. - №8. - С. 8.
16. Валькович, О.Н. Новые идеи в повышении качества медицинского обслуживания в России в 21 веке / О.Н. Валькович // Экономика здравоохранения. - 2014. - №7-8. - С. 24-27.
17. Венедиктов Д. Д. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения. - М.: Приора, 2008. - 335 с.
18. Верзилин Д. Н. Методы анализа условий и качества функционирования социальных и медицинских систем в субъектах Российской Федерации. - СПб. : Изд-во СПбГУФ, 2004. - 175 с.
19. Верзилин Д. Н. Методы анализа условий и качества функционирования социальных и медицинских систем в субъектах Российской Федерации. - СПб.: Изд-во СПбГУФ, 2004. - 175 с.
20. Власов, А.К. Медицина в условиях дефицита ресурсов / А.К. Власов,
B. П. Лисицин. - М.: Медицина, 2014. - 86с.
21. Волжин, А.И. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления / А.И. Волжин, Ю.К. Субботин. - М.: Медицина, 2012. - 259 с.
22. Воронова, Е.Н. Экономика социально-культурной сферы: Учебное пособие для менеджеров и экономистов, 2-е изд., доп. / Е.Н. Воронова - Рязань, 2012. — 304 с.
23. Вялков, А.И. Моделирование и прогнозирование здоровья населения и стратегия управления здравоохранением / А.И. Вялков [и др.]. — Воронеж, 2014. - 210 с.
24. Вялков, А.И. Управление и экономика здравоохранения / А.И. Вялков [и др.]. - М.: Медицина, 2014. - 328 с.
25. Дэлиева, Г.Х. ОМС - основное направление реформирования российского здравоохранения / Г.Х. Дэлиева, О.Г. Соловьева // Здравоохранение. - 2013. - №3. - С. 16.
26. Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. - М.: Поматур, 2014. - 283 с.
27. Игнатова, Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения / Л.Ф. Игнатова. // Школа здоровья. - 2011. - Т. 4. - № 3. - С. 47-49.
28. Исакова, Л.Е. О реорганизации системы обязательного медицинского страхования / Л.Е. Исакова // Экономика здравоохранения, 2013. - №6. - С. 29-40.
29. Колосницына, М.Г. Экономика здравоохранения: учебник / М.Г. Колосницына, И.М. Шейман. - М.: ГУ ВШЭ, 2014. - 479 с.
30. Кузин, В.Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению / В.Ф. Кузин // Здравоохранение, 2010. - №4. - С.36-43.
31. Максимова, М.Н. Экономический механизм ресурсообеспечения системы социального обслуживания: Монография / М.Н. Максимова. - Казань: Изд-во КГУ, 2012. - 308 с.
32. Малахова, Н.Г. Маркетинг медицинских услуг / Н.Г. Малахова. - М.: Медицина, 2012. - 160 с.
33. Маркова, О.В. Финансирование государственной программы бесплатной медицинской помощи / О.В. Маркова. // Экономист, 2013. - №4. -
С. 18-24.
34. Меляченко, Б.Е. Реформа здравоохранения России / Б.Е. Меляченко. - М.: Медицина, 2014. - 46 с.
35. Мишакин Т.С. Совершенствование управления региональной системой здравоохранения в условиях ее модернизации (на примере Республики Татарстан): монография / Т.С. Мишакин. - Germany: LAP-LAMBERT Academic Publishing GmbH&CoKG, 2011. - С.130-131.
36. Павлова Е. А. Медико-экономическое обоснование совершенствования
системы социальной защиты населения экологонеблагополучных территорий Архангельской области: автореферат дис канд. мед. наук: 14.00.52,
03.00.16. - Архангельск, 2006. - 22 с.
37. Путин В. В. Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы // Комсомольская правда. - 2012. - 13 фев.
38. Разумовская Е.М. Современные тенденции и проблемы реформирования системы бюджетного страхового здравоохранения / Е.М. Разумовская // Ученые записки Казанского Государственного Университета. - 2010. - № 151. - С. 255-258.
39. Ренкас, Н.Н. Методика финансирования образования и здравоохранения на современной этапе / Н.Н. Ренкас. - М.: Медицина, 2013. - 66 с.
40. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Основные показатели здравоохранения. Часть VI. / Сборник подготовлен специалистами Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Какорина Е.П.,д.м.н., профессор) и специалистами «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Стародубов В.И., академик РАН, д.м.н.,профессор), специалистами ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»» Министерства здравоохранения Российской Федерации. - М., 2015 - 47с.
41. Решетников, А.В. Социология медицины / А.В. Решетников. - М.: Медицина, 2012. - 583 с.
42. Сабитов, Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг / Н.Х. Сабитов. - М.: Медицина, 2010. - 160 с.
43. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 1836 с.
44. Сотникова, Е.В. Совершенствование управления системой здравоохранения / Е.В. Сотникова // Молодой ученый. - 2011. - №9. - С. 102-104.
45. Тихомиров, А.В. Рынок медицинских услуг и публичное управление: два пути развития / А.В. Тихомиров // Закон и право. - 2013. - №9. - С. 18-20.
46. Томен Наддал Камал Модернизация системы здравоохранения
Палестины на основе современных концепций маркетинга автореферат дис канд. экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на -Дону, 2011. - 26 с.
47. Фотаки, М. Сочетание общественного/государственного и частного в Российской системе здравоохранения в свете международного опыта / М. Фотаки. - М.: Приора, 2013. - 125 с.
48. Чазов Е. И. Проблемы перестройки здравоохранения // Советское здравоохранение. 1987. № 6. С.3.
49. Шейман, И. Бремя расходов на медицину лежит на бедных и больных / И. Шейман. // Известия. - 2011. - №26. - С. 3 - 4.
50. Шиленко, Ю.В. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие для вузов / Ю.В. Шиленко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015. - 664 с.
51. Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы: учебное пособие / С.В. Шишкин. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 542 с.
52. Экономика здравоохранения: учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. - М.: ТЕИС, 2015. - 487 с.
Интернет-ресурсы
53. Проект Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.zdravo2020.ru/concept. (Дата обращения 01.03.2016)
54. Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской
Федерации» (проект) [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZrosminzdrav.ru/docsZdoc_proj ects/874/GP-tekst 1 .pdf.
55. Управление расходами бюджетных и автономных учреждений
здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа:
http: ZZwww.zdrav.ru/articles/practiceZdetail .php?ID=75993&PAGEN_ 1=3. (Дата обращения 20.02.2016)
56. Нигматуллин Н.Ш. Создание государственного автономного учреждения здравоохранения / Н.Ш. Нигматуллин. - [Электронный ресурс]. URL: http://izh.sudmed.ru/d/Nigmatulin_02d.pdf. (Дата обращения 20.02.2016)
57. Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на
период 2013-2020гг. / Комитет гражданских инициатив [Электронный
ресурс]. -URL: http://komitetgi.ru/projects/1360/.(Дата обращения 20.02.2016)
58. Государственный доклад о реализации государственной политики в
сфере охраны здоровья за 2014 год [Электронный ресурс]. -URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god (Дата
обращения 20.02.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ