Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Работа №53921

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа гражданского общества 7
1.1. Гражданское общество: понятие и сущность 7
1.2. История становления гражданского общества в России 14
Глава 2.Анализ современного состояния уровня развития гражданского общества в Центральном Федеральном Округе Российской Федерации
2.1. Характеристика гражданского общества в регионах Центрального
Федерального Округа 29
2.2. Институциональные механизмы развития гражданского общества в
регионах Центрального Федерального Округа 39
Глава 3. Проблемы и перспективы развития гражданского общества в
регионах России 61
3.1. Проблемы развития гражданского общества в регионах России 61
3.2. Перспективы развития гражданского общества в регионах России 69
Заключение 77
Список литературы 82

Актуальность темы исследования. Идея гражданского общества на современном этапе претерпевает серьезные изменения, дополняясь новым содержанием на основе опыта гражданского строительства в развивающихся странах. В результате, в современных условиях можно говорить о существовании нескольких альтернативных моделей взаимодействия гражданского общества и государства и о различной степени, их практического воплощения в той или иной стране.
Это обусловливает необходимость изучения целого ряда вопросов о том, в каких формах гражданское общество существует в незападных политических пространствах, каковы его основные институты и формы взаимодействия с государством, общие и специфические особенности по отношению к гражданским обществам развитых стран.
Для России потребность в политологическом осмыслении процесса взаимодействия гражданского общества и государства обретает особую актуальность в связи с задачами модернизации российского социума. В исторически короткие сроки Россия вынуждена осуществлять социальные преобразования, успешность реализации которых во многом будет зависеть от эффективности механизма «обратной связи» между гражданским обществом и государством. Это особенно актуализируется на этапе реализации, стратегии модернизационного развития.
Важное значение в современных условиях имеет определение реальных возможностей и пределов участия российского гражданского общества в новом витке реформ, выявление проблем и противоречий во взаимодействии гражданского общества и государства, поиск путей их преодоления и трансформации системы «гражданское общество - государство» в более устойчивые и эффективные политические конструкции.
Степень научной разработанности проблемы. Гражданское общество стало предметом рассмотрения мыслителей, начиная с древнейших времен. Самые выдающиеся авторы политических доктрин не могли обойти в своих учениях вопросов о взаимодействии гражданского общества и государства.
Значительный вклад в изучение данных институтов внесли классики политической теории Аристотель, Г. Гегель, Т. Гоббс, В. фон Гумбольдт, Дж. Локк, Н. Макиавелли, К. Маркс, Т. Пейн, Ж-Ж. Руссо и др. др. Пытаясь разными способами преодолеть запутанность и неоднородность в понимании сущности феномена гражданского общества, они то отождествляли, то резко противопоставляли его государству.
В целом антагонизм гражданского общества и государства имеет место и в современной политической науке, в частности, в работах М.В. Ильина, Б.И. Коваля, С.Л. Серебряковой, З.М. Черниловского, О.Ф. Шаброва и др.
Актуальность выбранной темы, степень её научной разработанности и необходимость в дальнейшем исследовании проблемы обусловили выбор объекта, предмета, постановку целей и задач выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является гражданское общество в регионах России.
Предмет выпускной квалификационной работы — влияние гражданского общества на развитие регионов России.
Цель выпускной квалификационной работы — анализ роли гражданского общества в развитии регионов России и разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия институтов гражданского общества и государственного структурирования.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить понятие и сущность гражданского общества;
2) рассмотреть историю становления гражданского общества в России;
3) раскрыть характеристику гражданского общества в регионах Центрального Федерального Округа;
4) провести анализ влияния гражданского общества на развитие регионов Центрального Федерального Округа;
5) выявить проблемы развития гражданского общества в регионах России;
6) раскрыть перспективы развития гражданского общества в регионах России.
Источниковую базу исследования составили такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.
Теоретическую базу дипломной работы составляют положения науки предпринимательского права, теории государственного управления, теории и практики развития малого и среднего предпринимательства.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: Н.В. Мотрошилова, К.С. Гаджиев, Ю.М. Резник, Т.Е. Резник и др.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к гражданскому обществу, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Впервой главе изучено понятие и сущность гражданского общества, рассмотрена история становления гражданского общества в России.
Во второй главе раскрыта характеристика гражданского общества в регионах Центрального Федерального Округа, проведен анализ влияния гражданского общества на развитие регионов Центрального Федерального Округа.
В третьей главе выявлены проблемы развития гражданского общества в регионах России, раскрыты перспективы развития гражданского общества в регионах России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Гражданское общество - это совокупность институтов, независимых в своей деятельности от политической власти, но с помощью своих структур (политические партии, группы интересов, группы давления) оказывающие на неё воздействие в принятии важных политических решений.
Государство и общество являются двумя взаимообусловленными системами, неразрывно связанными между собой. Поэтому гражданское общество необходимо изучать с точки зрения влияния его на государство, взаимодействия с ним.
Существующие в огромном количестве модели «гражданского общества» применимы скорее к западным образцам, а не к российской действительности. Навязываемые нам западные стандарты «гражданского общества» являются далеко не универсальными и применимы лишь к отдельным развитым странам, где «гражданское общество» существует уже достаточно давно. Категория «гражданское общество» сегодня приобрела культурологические очертания и выражается в определенных моделях взаимодействия с органами государственной власти. Понятие «гражданское общество» не может рассматриваться в отрыве от исторического и социокультурного контекста.
Проведенное исследование позволяет сделать нижеследующие выводы:
- проблема формирования гражданского общества в России остается недостаточно изученной, хотя существует в политической науке уже давно;
- для институтов гражданского общества в России характерна подконтрольность и зависимость от власти;
- государство в последние годы проводит жесткую политику в отношении некоммерческих организаций, законодательно усложняя их деятельность;
- осведомленность граждан России и степень их участия в деятельности НКО низкая, что во многом связано со слабой развитостью каналов связи - в особенности, СМИ и сети Интернет.
Оценивая существующую действительность, в России сложился скорее этатистский тип взаимодействия гражданского общества с государством, где последнее является доминирующим.
Этатистская модель выражается в создании властью новых механизмов взаимодействия с обществом, к которым можно отнести следующие институты: общественные палаты, местное самоуправление, молодежные движения и др. Также это выражается и в том, что само общество создает новые механизмы взаимодействия с государством.
Государство на данном этапе, не являясь особенно уверенным в своей способности контролировать ситуацию вокруг самоорганизующихся институтов гражданского общества, начинает имитировать их свободу и автономность. Предупреждая появление таких организаций, государство само начинает создавать такие организации, заранее определяя правила их функционирования.
Для взаимодействия государства и гражданского общества в России характерна дуалистичность, то есть синтез элементов двух систем - западной и восточной (для восточной модели характерно сильное влияние общины и религии, с такими характерными элементами жизни как религиозные институты - государство - гражданское общество).
В связи с этим в дальнейшем гражданское общество в России может развиваться в трех возможных направлениях:
1. Формирование собственной модели гражданского общества, отличной от западной и восточной.
2. Приближение российской модели гражданского общества к стандартам западного образца.
3. Модель, объединяющая в себе черты западных и восточных типов гражданского общества.
На наш взгляд, последняя модель является неустойчивой, и при отклонении от демократических ценностей рискует превратиться в инструмент самоорганизации правящей элиты.
Для России наиболее приемлемым является второй вариант развития гражданского общества, который осуществим при следующих условиях:
- во-первых, усовершенствование законодательной базы деятельности институтов гражданского общества: определение финансовой составляющей деятельности местного самоуправления, создание законодательной базы, определяющей деятельность оппозиционных партий;
- во-вторых, избавиться от чрезмерных законодательных и административных барьеров, от надзора власти за осуществлением социальных и общественных инициатив россиян, и для этого от государства не потребуется отказ от управленческих и регулирующих функций. Для формирования настоящего гражданского общества и его полноценного развития необходимо сокращение функций властного аппарата и преодоления недоверия между государством и обществом;
- в-третьих, необходимо делегировать часть функций государственных органов власти «общественному сектору» по оказанию социальной помощи гражданам России; В данном контексте, в особенности, необходимо расширить полномочия общественных палат, сделать их более независимыми, наделить их правом законодательной инициативы (пока их заявления носят только рекомендательный характер, поэтому к ним мало прислушиваются).
- в-четвертых, необходимо повышать в обществе доверие граждан к некоммерческим организациям, а также развивать в гражданах инициативность, уверенность в том, что социально-правовая деятельность приведет к положительному результату - словом, всячески развивать в россиянах гражданско-правовую культуру, которая типична для жителей Запада;
- в-пятых, необходимо повышать профессионализм деятелей некоммерческих организаций. Деятели общественного сектора должны научиться работать с информацией, со СМИ и другими каналами взаимодействия с аудиторией, должны уметь находить информацию о грантах и конкурсах, участвовать в них, повышать правовую и компьютерную грамотность.
В настоящее время ЦФО - лидер среди федеральных округов по числу малых предприятий и количеству занятых в них (в ЦФО сосредоточено около 30% малых предприятий страны). Государство финансирует целевые программы, однако эта помощь ограничивается предоставлением грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела и возмещением затрат на его организацию. При дальнейшем развитии предприятие сталкивается с целой совокупностью проблем, таких как дефицит кадров и уровень налоговой нагрузки, связанный с увеличением страховых взносов. Несмотря на некоторые усилия, наблюдается общая несбалансированность в осуществлении государственной политики в этой сфере, что говорит об острой необходимости решения существующего круга проблем через выделение четких приоритетов финансовой, имущественной поддержки и систему мер, связанных с налоговыми послаблениями и поощрением предпринимательской инициативы. Выполнение перечисленных условий найдет отражение, как в количестве, так и в «качестве» российского среднего класса.
Таким образом, мы выяснили, что для повышения эффективности формирования гражданского общества в регионах ЦФО необходимо формирование социально активного среднего класса, создание соответствующей нормативно-правовой базы, повышение доверия граждан к некоммерческим организациям, развитие у населения гражданско-правовой культуры, инициативности, повышение профессионализма участников и деятелей общественных организаций, повышение информированности граждан о деятельности общественных организаций и самоуправлений, проведение осмысленной молодежной политики, повышение толерантности в обществе, делегирование части государственных функций «общественному сектору» по оказанию социальной помощи гражданам регионов ЦФО.



1. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 145; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях" (с изм. от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 21. - ст. 1930; 2016 г. N 5 ст. 559.
3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изм. от 5 мая 2014 г. N 103-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - ст. 3340; 2014. - № 19. - ст. 2308.
2) Монографии
4. Arato A., Cohen J. L. Social Movements, Civil Society and the Problem of Sovereignty // Praxis International - 4. - 1984. - № 3. - P. 266.
5. Hobsbowm E. Age of Extremes. The Short XXth Century (1914-1991). - L., 1994. - С. 284.
6. Jensen M.N. Concepts and conceptions of civil society// Journal of Civil Society. 2:1. May. - 2006. - P. 39.
7. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 537 с.
8. Ануфриев Н.П. Правительственная регламентация образования частных обществ в России // Вопросы административного права. - М., 1917. - Кн. 1. - С. 39.
9. Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума // Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Наука, 1999. - 456 с.
10. Гаджиев К.С. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы (Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 349 с.
11. Галкина Е. В. Институционализация гражданского общества в контексте современных политических трансформаций / под науч. ред. Г. В. Косова. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2010. - 289 с.
12. Горшков М.К. Российское общество как оно есть. - М.: Приора, 2011. - 349 с.
13. Гражданское общество в модернизирующейся России. [Электронный ресурс]: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества — CIVICUS» / ЯкобсонЛ. И., Мерсиянва И. В., Кононыхина О. Н. и др. — М.:НИУ ВШЭ, 2011. - 376 с.
14. Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. - 563 с.
15. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество / Гос. ун-т - Высшая школа экономики; ввод. ст. В.С. Малахова; прил. Т.Х. Маршалла. - М.: Велби, 2011. - 442 с.
16. Киселева Н.В. Возникновение советского феномена массовых добровольных обществ. - Ростов-на- Дону: Рост. гос. ун-т, 1998. - 489 с.
17. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! - М.: РГГУ, 1997. - С. 406.
18. Коржихина Т.П., Степанский А.Д. Из истории общественных организаций // Историки спорят / под ред. В.С. Лельчука. - М.: Издательство политической литературы, 1988. - 589 с.
19. Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / пер. с англ.; общ. ред. И. И. Мюрберг. - М.: Весь Мир, 2003. - 893 с.
20. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство. В кн.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА - ИНФРА-М. 2000. - 287 с.
21. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов: 2-е расширенное и исправленное издание книги «Цивилизация и варварство в современную эпоху». - М.: Приора, 2010. - 452 с.
22. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 774 с.
23. О совершенствовании законодательства о некоммерческих
организациях, общественных объединениях, благотворительной
деятельности и механизмов общественного контроля // Издание Государственной Думы. - М.: Наука, 2009. - 217 с.
24. Папырин Д.И. Гражданское общество: социально-философское
содержание понятия и его применение к социальной действительности России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 2008. - 26 с.
25. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; под ред. М. С. Ковалевой. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 270 с.
26. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Феникс; Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с.
27. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Гражданское общество: теоретико¬
методологические аспекты социокультурного анализа. В кн.: Местные сообщества: проблемы социокультурного развития: Сборник статей. / Под ред. Ю.М. Резника и Н.И. Мироновой. - М.: Независимый институт
гражданского общества, 2010. - 342 с.
28. Туманова А.С. Благотворительность и общественное призрение в истории России X — начала XX в.: институционализация в контексте общественного развития // Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона. - М.: Издательский дом ВШЭ, 2010. - 298 с.
29. Туманова А.С. Общественные организации и русская публика в начале XX века. - М.: Новый хронограф, 2008. - 346 с.
30. Худяков С.С. Правовые основы соотношения гражданского общества и
государства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; История правовых учений. Нижний Новгород, 2003. - 38 с.
3) Статьи из периодических изданий
31. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. - 1997. - № 3. - С. 25.
32. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. - 2002. - № 1. - С. 30.
33. Жукова И., Кононов В., Котов Ю. и др. Самодеятельные инициативы. Неформальный взгляд // Коммунист. - 1988. - № 9. - С. 91.
34. Киященко Н.И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. - 2010. - № 10. - С. 62-66.
35. Кожевников С.Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2002. - №1. - С. 38.
36. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. - 1991. - № 5. - С. 128.
37. Левин И. Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - № 5. - С. 104.
38. Миронов Б.Н. Развитие гражданского общества в России в XIX - начале XX века // Общественные науки и современность. - 2009. - № 1. - С. 110-126.
39. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. - 2009. - № 6. - С. 22.
40. Филатов Н.Н. Особенности концептуального обоснования гражданского общества в современной России // Вестник Башкирского университета. - 2007. - Выпуск 4. - Том 12. - С. 120.
41. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. - 1992. - № 4. - С. 26.
42. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. - 2001. - № 3. - С. 6-15.
43. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. - 1996. - № 5. - С. 16.
44. Якобсон Л.И. Российский третий сектор: от импорта к
импортозамещению // Некоммерческий сектор: экономика, право и управление. Материалы международной научной конференции. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - С. 43.
45. Якобсон Л.И., Санович С.В. Смена моделей российского третьего сектора: фаза импортозамещения // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 23-97.
4) Ресурсы Интернет
46. Гражданское общество в регионах ЦФО: состояние, проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.oscfo.ru/files/otchet 02.pdf,свободен.
47. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России. «Третий сектор» в России: текущее состояние и возможные модели развития - Фонд развития гражданского общества, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://civilfund.ru/mat/20.
48. Мерсиянова И.В. Гражданское общество в модернизирующейся России и роль СО НКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kdobru.ru/materials/%.pdf, свободен.
49. Общественная палата РФ. Доклад о развитии гражданского общества в современной России за 2013 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.oprf.ru/files/2014dok/doklad grazhdanskoe obshestvo 2013 itog.pdf,свободен.
50. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2012. 26.12.2012. Офиц. сайт Национального института системных исследований предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.nisse.ru/business/article/article 1998.html, свободен.
51. Скобелина Н.А. Гражданское общество в России: проблемы
институционализации // ПОЛИТЭКС. - 2007. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/118/30/.
52. Центральный Федеральный округ. Об округе. Официальный сайт ЦФО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL:http://cfo.gov.ru/,свободен.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ