Этнополитические конфликты на Балканах (на примере Косово, Боснии и Герцеговины)
|
Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования понятия этнополитического конфликта и географического региона 10
§1.1 Теоретические основы исследования этнополитического конфликта 10
§1.2 Сущность, типы и основные подходы к пониманию понятия «Регион» 24
§1.3 Теоретико-методологические особенности исследования
этнополитического конфликта на Балканах 27
Глава II. Развитие этнополитического конфликта на Балканах (Косово, Босния и Гереговина) 30
§2.1 Причины и динамика развития этнополитического конфликта в Косово 30
§2.2 Предпосылки и развитие этнополитического конфликта в Боснии и Герцеговине 35
§2.3 Особенности этнополитических конфликтов в Косово, Боснии и Герцеговине 43
Глава III. Процесс урегулирования конфликта в Косово, Боснии и Герцеговине 49
§3.1 Последствия военных действий и процесс урегулирования этнополитического конфликта в Боснии и Герцеговине 49
§3.2 Итоги военных действий в Косово и особенности урегулирования этнополитического конфликта 59
§3.3 Специфика развития конфликта в 90-е годы XX века и процесс их урегулирования в Косово и БиГ 69
Глава IV. Современное состояние и перспективы урегулирования
конфликта в Косово, Боснии и Герцеговине 74
§4.1 Современное состояние конфликта в Косово и БиГ 74
§4.2 Перспективы урегулирования конфликтов в Косово и БиГ 90
Заключение 99
Список использованной литературы 104
Приложение
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования понятия этнополитического конфликта и географического региона 10
§1.1 Теоретические основы исследования этнополитического конфликта 10
§1.2 Сущность, типы и основные подходы к пониманию понятия «Регион» 24
§1.3 Теоретико-методологические особенности исследования
этнополитического конфликта на Балканах 27
Глава II. Развитие этнополитического конфликта на Балканах (Косово, Босния и Гереговина) 30
§2.1 Причины и динамика развития этнополитического конфликта в Косово 30
§2.2 Предпосылки и развитие этнополитического конфликта в Боснии и Герцеговине 35
§2.3 Особенности этнополитических конфликтов в Косово, Боснии и Герцеговине 43
Глава III. Процесс урегулирования конфликта в Косово, Боснии и Герцеговине 49
§3.1 Последствия военных действий и процесс урегулирования этнополитического конфликта в Боснии и Герцеговине 49
§3.2 Итоги военных действий в Косово и особенности урегулирования этнополитического конфликта 59
§3.3 Специфика развития конфликта в 90-е годы XX века и процесс их урегулирования в Косово и БиГ 69
Глава IV. Современное состояние и перспективы урегулирования
конфликта в Косово, Боснии и Герцеговине 74
§4.1 Современное состояние конфликта в Косово и БиГ 74
§4.2 Перспективы урегулирования конфликтов в Косово и БиГ 90
Заключение 99
Список использованной литературы 104
Приложение
Актуальность данной дипломной работы можно обозначить несколькими факторами. Во-первых, сегодня на месте Социалистической Федеративной Республики Югославия существуют разные государства, в которых проживают разные народы. Часть противоречий не сглажены на сегодняшний день в полной мере, поэтому сохраняется вероятность вновь возникновения открытых боевых действий. Разногласия по большому спектру вопросов послужили почвой для возникновения конфликтов между народами . Поэтому изучение данного региона с его множественными конфликтами носит высокую степень актуальности, потому что Балканы остаются «пороховой бочкой» Европы.
Во-вторых, интерес вызывает уникальность ряда стран Балканского региона. Институты государств созданы заново, и интересно изучить насколько они прошли проверку временем, функционируют ли они сегодня. Необходимо рассмотреть, какое влияние они оказали на стабильность в государстве, сглаживают ли они разногласия между этносами, предоставляя им равные права. Государства созданы в 90-е годы XX века при совместном усилии Мирового сообщества. Нужно рассмотреть, что из приложенных совместных усилий получилось в БиГ и Косово, на сколько проект оказался удачным или провальным.
В-третьих, происходящие события в 90-е годы, а именно распад Югославии, привели к вооруженным конфликтам, в разрешении которого участвовало США и ЕС . Например, война в Боснии и Герцеговине привела к жертвам со стороны мирного населения, разрушениям городских инфраструктур, расколу трех общин, проживающих на одной территории, а именно сербов, хорватов, босняков . Поэтому интерес носит изучение построения гражданского общества, формирования политических режимов внутри каждого государства. Исследователей привлекает опыт государств в преодолении множества разногласий в нынешний период времени, какой политический режим в них складывается и каким образом формируется гражданское общество.
В-четвертых, помимо функционирования государственного института и формирования политических режимов интерес вызывает обычная жизнь граждан в данных государствах. Как они преодолели военные действия прошлого, поддерживают ли связь между собой этносы. Необходимо рассмотреть элементы, которые связывают и какие сохраняют вражду между народами.
Можно заключить, что изучать этнополитические конфликты, безусловно, необходимо, чтобы избежать их нарастание в любом регионе мира, и не дать вылиться в сепаратизм и следом за ним в сецессию. Распад Югославии смог привнести много почвы для нового анализа взаимодействия этносов в условиях построения нового государства.
Степень научной разработанности. В области этнических и этнополитических конфликтов, безусловно, было опубликовано большое количество монографий, научных статей. Продолжают проводиться дискуссии, которые затрагивают разные этносы и их разногласия. Это вызвано тем, что этнические конфликты невозможно быстро разрешить, и, чтобы сгладить накал между этносами, постоянно ведутся дискуссии между экспертами о том, как уменьшить количество противоречий, если таковые имеются между этносами.
Для начала рассмотрим отечественных исследователей. Можно выделить Силкина А.А., который изучил Королевство сербов, хорватов и словенцев . Писарев Ю.А., занимался больше изучением самих этносов, которые проживают в данном регионе. Занимался выявлением их отличительных черт, взаимоотношений и разногласий 5.
Гуськова Е.Ю., занималась уже изучением современных событий, а именно произвела детальный разбор 90-х годов XX века . Далее можно выделить еще одного исследователя, специализирующегося на Балканских странах, а именно Мартынова М.Ю., его монография делает обширный охват по ключевым факторам распада Югославии . Анализ отличительных аспектов можно проследить в работах М.С. Кашубы , Волкова В.К ., Шмелев Б . Данные исследователи выделили основные причины распада СФРЮ, в основе которых лежали этнические разногласия. Также можно выделить тех, кто заострил внимание исключительно лишь на анализе возникновения конфликта. Здесь можно рассмотреть работы Братин Ю. и Симич П . Есть исследователи, которые сосредоточили свое внимание не на целом регионе, а только на отдельном государстве. Некоторые авторы в своих исследованиях делают упор на рассмотрении договорных соглашений. Например, Юлия Петровская и Наталья Лукина разобрали суть дейтонских соглашений и того, как они повлияли на БиГ.
Теперь рассмотрим зарубежных исследователей. Brawley. M. R анализировал влияния НАТО на разрешения конфликта в Косово . Oliver Ian рассмотрел военные действия, которые происходили на Балканах в 90-е годы . Уделено внимания военным группировкам и их действиям. Rathbun. B.C., проанализировал разногласия в Европейских государствах на партийном уровне касательно вопроса стабилизации в БиГ . Некоторые полагают, что присутствие военных ООН и вмешательство ЕС отрицательно сказываются на стабильность в государстве, поскольку нет всестороннего диалога. В основу работу легли интервью с людьми, которые принимали решения касательно разрешения конфликта в БиГ. Hodge. C., произвел анализ принятых решений в Великобритании и их роль в югославском конфликте. Оценил роль Великобритании в формировании международного консенсуса. Им были рассмотрены слушания в палате общин, которые были посещены урегулированию конфликта в БиГ. Более того, были взяты интервью с участниками тех событий .
Стоит сказать, что есть отличительная черта между отечественными и зарубежными исследователями. Монографии российских исследователей обращаются к истории конфликта, рассматривают процесс его появления. Можно встретить рассмотрение отдельных эпизодов, таких как заключение Дейтонского соглашения и его содержания.
Зарубежные исследователи иногда рассматривают свое государство и то, как оно повлияло на разращения конфликта на Балканах. Например, анализируются разногласия между партиями по данному вопросы или же отдельных политических акторов. Единой точки зрения касательно правильности или неправильности разрешения конфликта нет. Авторы преподносят разные точки зрения, по большей части акцентируя свое внимание на том, какое влияния оказали те или иные решения на формирования Балканских государств.
Объектом изучения данной работы является этнополитический конфликт
Предметом исследования выступают этнополитические конфликты на Балканах (Косово, Босния и Герцеговина).
Целью данной работы является изучение специфики этнополитического конфликта на Балканах (Косово, Босния и Герцеговина).
Для того, чтобы достичь цели необходимо выполнить поставленные задачи:
1. Определить противоборствующие отношения между этносами
2. Раскрыть причины, которые лежат в основе зарождения этнополитических конфликтов между этносами.
3. Установить методы борьбы этносов
4. Рассмотреть политические аспекты этнических разногласий.
5. Выявить способы разрешения этнополитического конфликта.
Для того чтобы достичь поставленной цели и решить поставленные задачи были применены следующие теоретико - методологические подходы. При рассмотрении, изучении этнополитического конфликта, отчасти был применен исторический принцип, путем выстраивания хронологической последовательности удалось понять происхождения этнополитического конфликта и то, как он развивался в Боснии и Герцеговине, Косово.
Для лучшего понимания, как регулируется права этносов, каким способом шло разрешение конфликта на законодательном уровне, был применен метод сравнения. В работе сравниваются государственные институты и их работа, экономическое развитие, степень влияния международного сообщества, современное отношение этносов, правовые нормы и их практическая реализация в государствах РК и БиГ.
Применен институциональный метод для выявления значимости институтов и их влияние в отношении этносов в Косово, Боснии и Герцеговины.
Метод case-study был применен для рассмотрения отдельно Косово и отдельно БиГ с точки зрения происходящих в них этнополитических конфликтах. На отдельных примерах и последующих их сравнениях можно выявить переменные, которые приводят к этнополитическим конфликтам, и что их может разрешить.
Анализ документов, который был проведен в данной работе поможет понять, какие принципы были заложены в основу функционирования государств при заключении Мировых соглашений по Косово и БиГ.
Было проведено интервью с жителями Боснии и Г ерцеговины, Косово для того, чтобы лучше понять современное состояние государств, взаимоотношения между этносами.
Научно-практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что в ней изучается такое явление, как этнополитический конфликт и его проявление, его причины, на примере Косово, Боснии и Герцеговины. В данной работе проведен анализ понятий этнополитического конфликта, этнического и политического, что, в свою очередь, помогает выстроить полную картину данных определений и их происхождений. Рассматривая БиГ и Косово, удалось изучить, что лежит в основе этнополитического конфликта и каковы его основные предпосылки. Более того, было изучено то, какие попытки применяются для разрешения данного конфликта и какого его современное состояние на Балканах.
Во-вторых, интерес вызывает уникальность ряда стран Балканского региона. Институты государств созданы заново, и интересно изучить насколько они прошли проверку временем, функционируют ли они сегодня. Необходимо рассмотреть, какое влияние они оказали на стабильность в государстве, сглаживают ли они разногласия между этносами, предоставляя им равные права. Государства созданы в 90-е годы XX века при совместном усилии Мирового сообщества. Нужно рассмотреть, что из приложенных совместных усилий получилось в БиГ и Косово, на сколько проект оказался удачным или провальным.
В-третьих, происходящие события в 90-е годы, а именно распад Югославии, привели к вооруженным конфликтам, в разрешении которого участвовало США и ЕС . Например, война в Боснии и Герцеговине привела к жертвам со стороны мирного населения, разрушениям городских инфраструктур, расколу трех общин, проживающих на одной территории, а именно сербов, хорватов, босняков . Поэтому интерес носит изучение построения гражданского общества, формирования политических режимов внутри каждого государства. Исследователей привлекает опыт государств в преодолении множества разногласий в нынешний период времени, какой политический режим в них складывается и каким образом формируется гражданское общество.
В-четвертых, помимо функционирования государственного института и формирования политических режимов интерес вызывает обычная жизнь граждан в данных государствах. Как они преодолели военные действия прошлого, поддерживают ли связь между собой этносы. Необходимо рассмотреть элементы, которые связывают и какие сохраняют вражду между народами.
Можно заключить, что изучать этнополитические конфликты, безусловно, необходимо, чтобы избежать их нарастание в любом регионе мира, и не дать вылиться в сепаратизм и следом за ним в сецессию. Распад Югославии смог привнести много почвы для нового анализа взаимодействия этносов в условиях построения нового государства.
Степень научной разработанности. В области этнических и этнополитических конфликтов, безусловно, было опубликовано большое количество монографий, научных статей. Продолжают проводиться дискуссии, которые затрагивают разные этносы и их разногласия. Это вызвано тем, что этнические конфликты невозможно быстро разрешить, и, чтобы сгладить накал между этносами, постоянно ведутся дискуссии между экспертами о том, как уменьшить количество противоречий, если таковые имеются между этносами.
Для начала рассмотрим отечественных исследователей. Можно выделить Силкина А.А., который изучил Королевство сербов, хорватов и словенцев . Писарев Ю.А., занимался больше изучением самих этносов, которые проживают в данном регионе. Занимался выявлением их отличительных черт, взаимоотношений и разногласий 5.
Гуськова Е.Ю., занималась уже изучением современных событий, а именно произвела детальный разбор 90-х годов XX века . Далее можно выделить еще одного исследователя, специализирующегося на Балканских странах, а именно Мартынова М.Ю., его монография делает обширный охват по ключевым факторам распада Югославии . Анализ отличительных аспектов можно проследить в работах М.С. Кашубы , Волкова В.К ., Шмелев Б . Данные исследователи выделили основные причины распада СФРЮ, в основе которых лежали этнические разногласия. Также можно выделить тех, кто заострил внимание исключительно лишь на анализе возникновения конфликта. Здесь можно рассмотреть работы Братин Ю. и Симич П . Есть исследователи, которые сосредоточили свое внимание не на целом регионе, а только на отдельном государстве. Некоторые авторы в своих исследованиях делают упор на рассмотрении договорных соглашений. Например, Юлия Петровская и Наталья Лукина разобрали суть дейтонских соглашений и того, как они повлияли на БиГ.
Теперь рассмотрим зарубежных исследователей. Brawley. M. R анализировал влияния НАТО на разрешения конфликта в Косово . Oliver Ian рассмотрел военные действия, которые происходили на Балканах в 90-е годы . Уделено внимания военным группировкам и их действиям. Rathbun. B.C., проанализировал разногласия в Европейских государствах на партийном уровне касательно вопроса стабилизации в БиГ . Некоторые полагают, что присутствие военных ООН и вмешательство ЕС отрицательно сказываются на стабильность в государстве, поскольку нет всестороннего диалога. В основу работу легли интервью с людьми, которые принимали решения касательно разрешения конфликта в БиГ. Hodge. C., произвел анализ принятых решений в Великобритании и их роль в югославском конфликте. Оценил роль Великобритании в формировании международного консенсуса. Им были рассмотрены слушания в палате общин, которые были посещены урегулированию конфликта в БиГ. Более того, были взяты интервью с участниками тех событий .
Стоит сказать, что есть отличительная черта между отечественными и зарубежными исследователями. Монографии российских исследователей обращаются к истории конфликта, рассматривают процесс его появления. Можно встретить рассмотрение отдельных эпизодов, таких как заключение Дейтонского соглашения и его содержания.
Зарубежные исследователи иногда рассматривают свое государство и то, как оно повлияло на разращения конфликта на Балканах. Например, анализируются разногласия между партиями по данному вопросы или же отдельных политических акторов. Единой точки зрения касательно правильности или неправильности разрешения конфликта нет. Авторы преподносят разные точки зрения, по большей части акцентируя свое внимание на том, какое влияния оказали те или иные решения на формирования Балканских государств.
Объектом изучения данной работы является этнополитический конфликт
Предметом исследования выступают этнополитические конфликты на Балканах (Косово, Босния и Герцеговина).
Целью данной работы является изучение специфики этнополитического конфликта на Балканах (Косово, Босния и Герцеговина).
Для того, чтобы достичь цели необходимо выполнить поставленные задачи:
1. Определить противоборствующие отношения между этносами
2. Раскрыть причины, которые лежат в основе зарождения этнополитических конфликтов между этносами.
3. Установить методы борьбы этносов
4. Рассмотреть политические аспекты этнических разногласий.
5. Выявить способы разрешения этнополитического конфликта.
Для того чтобы достичь поставленной цели и решить поставленные задачи были применены следующие теоретико - методологические подходы. При рассмотрении, изучении этнополитического конфликта, отчасти был применен исторический принцип, путем выстраивания хронологической последовательности удалось понять происхождения этнополитического конфликта и то, как он развивался в Боснии и Герцеговине, Косово.
Для лучшего понимания, как регулируется права этносов, каким способом шло разрешение конфликта на законодательном уровне, был применен метод сравнения. В работе сравниваются государственные институты и их работа, экономическое развитие, степень влияния международного сообщества, современное отношение этносов, правовые нормы и их практическая реализация в государствах РК и БиГ.
Применен институциональный метод для выявления значимости институтов и их влияние в отношении этносов в Косово, Боснии и Герцеговины.
Метод case-study был применен для рассмотрения отдельно Косово и отдельно БиГ с точки зрения происходящих в них этнополитических конфликтах. На отдельных примерах и последующих их сравнениях можно выявить переменные, которые приводят к этнополитическим конфликтам, и что их может разрешить.
Анализ документов, который был проведен в данной работе поможет понять, какие принципы были заложены в основу функционирования государств при заключении Мировых соглашений по Косово и БиГ.
Было проведено интервью с жителями Боснии и Г ерцеговины, Косово для того, чтобы лучше понять современное состояние государств, взаимоотношения между этносами.
Научно-практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что в ней изучается такое явление, как этнополитический конфликт и его проявление, его причины, на примере Косово, Боснии и Герцеговины. В данной работе проведен анализ понятий этнополитического конфликта, этнического и политического, что, в свою очередь, помогает выстроить полную картину данных определений и их происхождений. Рассматривая БиГ и Косово, удалось изучить, что лежит в основе этнополитического конфликта и каковы его основные предпосылки. Более того, было изучено то, какие попытки применяются для разрешения данного конфликта и какого его современное состояние на Балканах.
В данной работе удалось рассмотреть, что из себя представляет этнополитический конфликт. Стоит сказать, что данный конфликт является весьма опасным явлением, и особенно в тех государствах, где проживает целый ряд этносов. Каждый этнополитический конфликт уникален, поскольку его проявление, мотивы и разрешение носит индивидуальный характер. Нет универсального метода, который способствовал бы разрешению всех этнополитических конфликтов. К каждому этнополитическому конфликту нужно подходить исходя из его особенностей возникновения.
Конфликт, который наделен этническими разногласиями может показать наиболее слабые стороны государства. Трудно говорить о том, что данный конфликт может проявиться в государстве, в котором выстроена взаимосвязь между этносами. Как правило, конфликтная ситуация проявляется там, где один из этносов чувствует себя ущемленным, урезанным в гражданских правах, и для разрешения проблем ничего не предпринимается, либо слабая эффективность в исполнении решений. Такое положение дел, как правило, может привести к нарастанию недовольства и ненависти в отношении государственной власти или другого этноса. Далее ненависть переходит в выдвижение лозунгов, открытых противостояний с властью. Если не удается ситуацию разрешить вовремя и уладить конфликт в момент его нарастания, то возрастает возможность возникновения открытых боевых действий или гражданской войны.
Безусловно, этнополитический конфликт может привести к фатальным последствиям. Это может выразиться в крахе государственного строя или привести к возникновению нестабильности, а в некоторых случаях может вылиться в сецессии. Поэтому одной из приоритетных задач многонационального государства является своевременный мониторинг настроение этносов. Если суметь выявить те позиции, по которым недоволен этнос, то в совместном диалоге с государством можно его разрешить. Конечно, отследить те факторы, которые могут повлиять на негативные настроения этноса затруднительно. Но вероятность появления этнополитического конфликта может возрасти, если в государстве этносы живут обособленно друг от друга, если один из этносов в государстве не имеет представительства в государственных институтах. Поэтому государство, которое не является многоэтничным, должно сформировать институциональный дизайн таким образом, чтобы разный народ, в зависимости от его процентной составляющей по стране, мог представлять интересы своего этноса на государственном уровне.
Всесторонние изучение данной темы, без сомнения, является пользой для любого государства, потому что этнический конфликт может произойти даже там, где его трудно было бы ожидать или предсказать.
На отдельном примере, а именно взяв Республику Косово, Боснию и Герцеговину, удалось восстановить картину событий, выявить основные причины возникновения этнического конфликта и проанализировать их. Более того, было рассмотрено современное состояние РК и БиГ. На основе сравнительного анализа, рассмотрения работы институтов, положения народов и их связей, была дана оценка перспективы развития государств в этническом отношении.
Было выявлено, что разногласия между этносами могут формироваться и усиливаться на протяжении нескольких веков. Но, стоит сказать, что государство должно разрешать конфликты до того, как они перерастают в боевые действия. Проблема заключалась в том, что внутренняя политика СРЮ лишь усилила противостояния этносов, которые были заложены задолго до появления самой республики. Югославия не смогла выработать единую программу касательно этносов, проживающих на территории государства. Примером тому служит автономия РК, которая сначала была дарована с наличием широких прав, а потом был отменена.
Данные государства уникальны тем, что процесс формирования конфликта в некотором плане схож. То есть произошло вмешательство третьей стороны, в ходе чего этносы были вынуждены делить территорию. Но уникальность кроется еще и в том, что процесс разрешения был реализован тоже третьими сторонами.
В основу разрешения конфликта в Боснии и Герцеговине легли Дейтонские соглашение, которые были разобраны в данной работе. Пункты соглашения, в которых прописаны институты государственной власти и их функционирование были реализованы. Сегодня Босния и Герцеговина устроена таким образом, чтобы каждый этнос имел доступ к власти и не считал себя ущемленным.
Таким образом, в результате соглашений был найден компромисс между этносами. Но рано говорить о том, что данные пункты соглашений были удачны и их реализация удалась полностью. Два субъекта практически существуют раздельно друг от друга и трудно определить элемент, который их соединяет в единое целое. В Дейтонских соглашениях нет проработки касательно взаимодействия этносов, как им существовать вместе в едином государстве.
Сегодня сербы живут совершенно обособленно от хорватов и босняков. Каждый народ смотрим собственное телевиденье, читают собственные газеты, устраивают собственные празднования. Разногласия наблюдаются и между политическими лидерами трех сторон.
Сложное выстраивание институтов и их работы мешает развитию Боснии и Герцеговины. Можно сказать, что Дейтонские соглашения, безусловно, смогли выстроить государственное функционирование таким образом, чтобы каждый народ не чувствовал себя ущемленным в политическом аспекте, но объединить народ и убрать вражду между ними они не смогли. Поэтому конфликт в Боснии и Герцеговине выглядит замороженным. Если в государстве перестанет функционировать институт Верховного Представителя и ЕС с НАТО перестанут отслеживать обстановку в БиГ, то возможен вариант вновь повторения конфликта.
В Косово в основу разрешения конфликта легло «Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово», которое остановило открытое противостояние на территории края.
«Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово» внесло тотальный контроль над Косово со стороны Мирового сообщества. Оно не установило сложную систему государственного устройство, как это было в Боснии и Герцеговине, но данный документ является спорным. Некоторые полагают, что государство обретя независимость от Сербии стало зависеть от США и ЕС.
Безусловно, «Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово» положило конец открытым боевым действиям, как и вмешательство третьей стороны. Но если проанализировать документ, который лег в основу урегулирования конфликта, то становится ясно, что в плане никоем образом не ведется речь о развитии и становлении экономики, не оговаривается проблема криминала и безработицы.
Как и в случае с БиГ, документ по Косово закрепил основы функционирования государственных институтов, но важные проблемы государства, которые связаны с бедностью, бандитизмом, наркотрафиком не были затронуты вовсе.
Более того, данное соглашение было принято без учета мнения Сербской стороны, а значит проблему полностью разрешить не удалось, так как до сих пор в Сербской конституции прописано, что Косово является частью территории Сербии. На данный момент 111 стран челнов ООН из 193 признали независимость Косово. Не признают Косово такие крупные государства, как Россия, Китайская Народная Республика, Индия.
Можно сказать, что документы лежащие в основе урегулирования конфликтов в Косово и БиГ смогли себя реализовать не полностью, поскольку разногласия между этносами, слабая экономика, бедность, безработица, криминал, наркотрафик привносят дестабилизацию в государства. Если перестанет функционировать в БиГ институт Верховного Представителя и ослабнет надзор со стороны ЕС, то конфликт может вспыхнуть еще раз из-за разобщенности этносов, которая сохраняется и сегодня. В Косово криминальное прошлое лидера государства, бандитизм, наркотрафик, стремление граждан присоединится к Албании, частичное признание независимости и непризнание со стороны Сербии, России, Китая может привести к вновь военным действиям, если ослабится покровительство со стороны США и ЕС.
Таким образом, данная работа поможет оценить всю сложившуюся ситуацию на территории Косово, Боснии и Герцеговины. Проводя анализ этнополитического конфликта в РК и БиГ, можно понять принцип функционирования институтов, которые были созданы в ходе договоренностей и в присутствии третьей стороны. Помимо этого, данная работа дает повод для размышления, что собой представляет этнополитический конфликт, из чего он может проистекать. Считаю, что тема этнополитического конфликта всегда будет актуальной, поскольку со столь опасным явлением никто не желает сталкиваться, а изучение данной проблемы может уберечь государство от него.
Конфликт, который наделен этническими разногласиями может показать наиболее слабые стороны государства. Трудно говорить о том, что данный конфликт может проявиться в государстве, в котором выстроена взаимосвязь между этносами. Как правило, конфликтная ситуация проявляется там, где один из этносов чувствует себя ущемленным, урезанным в гражданских правах, и для разрешения проблем ничего не предпринимается, либо слабая эффективность в исполнении решений. Такое положение дел, как правило, может привести к нарастанию недовольства и ненависти в отношении государственной власти или другого этноса. Далее ненависть переходит в выдвижение лозунгов, открытых противостояний с властью. Если не удается ситуацию разрешить вовремя и уладить конфликт в момент его нарастания, то возрастает возможность возникновения открытых боевых действий или гражданской войны.
Безусловно, этнополитический конфликт может привести к фатальным последствиям. Это может выразиться в крахе государственного строя или привести к возникновению нестабильности, а в некоторых случаях может вылиться в сецессии. Поэтому одной из приоритетных задач многонационального государства является своевременный мониторинг настроение этносов. Если суметь выявить те позиции, по которым недоволен этнос, то в совместном диалоге с государством можно его разрешить. Конечно, отследить те факторы, которые могут повлиять на негативные настроения этноса затруднительно. Но вероятность появления этнополитического конфликта может возрасти, если в государстве этносы живут обособленно друг от друга, если один из этносов в государстве не имеет представительства в государственных институтах. Поэтому государство, которое не является многоэтничным, должно сформировать институциональный дизайн таким образом, чтобы разный народ, в зависимости от его процентной составляющей по стране, мог представлять интересы своего этноса на государственном уровне.
Всесторонние изучение данной темы, без сомнения, является пользой для любого государства, потому что этнический конфликт может произойти даже там, где его трудно было бы ожидать или предсказать.
На отдельном примере, а именно взяв Республику Косово, Боснию и Герцеговину, удалось восстановить картину событий, выявить основные причины возникновения этнического конфликта и проанализировать их. Более того, было рассмотрено современное состояние РК и БиГ. На основе сравнительного анализа, рассмотрения работы институтов, положения народов и их связей, была дана оценка перспективы развития государств в этническом отношении.
Было выявлено, что разногласия между этносами могут формироваться и усиливаться на протяжении нескольких веков. Но, стоит сказать, что государство должно разрешать конфликты до того, как они перерастают в боевые действия. Проблема заключалась в том, что внутренняя политика СРЮ лишь усилила противостояния этносов, которые были заложены задолго до появления самой республики. Югославия не смогла выработать единую программу касательно этносов, проживающих на территории государства. Примером тому служит автономия РК, которая сначала была дарована с наличием широких прав, а потом был отменена.
Данные государства уникальны тем, что процесс формирования конфликта в некотором плане схож. То есть произошло вмешательство третьей стороны, в ходе чего этносы были вынуждены делить территорию. Но уникальность кроется еще и в том, что процесс разрешения был реализован тоже третьими сторонами.
В основу разрешения конфликта в Боснии и Герцеговине легли Дейтонские соглашение, которые были разобраны в данной работе. Пункты соглашения, в которых прописаны институты государственной власти и их функционирование были реализованы. Сегодня Босния и Герцеговина устроена таким образом, чтобы каждый этнос имел доступ к власти и не считал себя ущемленным.
Таким образом, в результате соглашений был найден компромисс между этносами. Но рано говорить о том, что данные пункты соглашений были удачны и их реализация удалась полностью. Два субъекта практически существуют раздельно друг от друга и трудно определить элемент, который их соединяет в единое целое. В Дейтонских соглашениях нет проработки касательно взаимодействия этносов, как им существовать вместе в едином государстве.
Сегодня сербы живут совершенно обособленно от хорватов и босняков. Каждый народ смотрим собственное телевиденье, читают собственные газеты, устраивают собственные празднования. Разногласия наблюдаются и между политическими лидерами трех сторон.
Сложное выстраивание институтов и их работы мешает развитию Боснии и Герцеговины. Можно сказать, что Дейтонские соглашения, безусловно, смогли выстроить государственное функционирование таким образом, чтобы каждый народ не чувствовал себя ущемленным в политическом аспекте, но объединить народ и убрать вражду между ними они не смогли. Поэтому конфликт в Боснии и Герцеговине выглядит замороженным. Если в государстве перестанет функционировать институт Верховного Представителя и ЕС с НАТО перестанут отслеживать обстановку в БиГ, то возможен вариант вновь повторения конфликта.
В Косово в основу разрешения конфликта легло «Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово», которое остановило открытое противостояние на территории края.
«Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово» внесло тотальный контроль над Косово со стороны Мирового сообщества. Оно не установило сложную систему государственного устройство, как это было в Боснии и Герцеговине, но данный документ является спорным. Некоторые полагают, что государство обретя независимость от Сербии стало зависеть от США и ЕС.
Безусловно, «Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово» положило конец открытым боевым действиям, как и вмешательство третьей стороны. Но если проанализировать документ, который лег в основу урегулирования конфликта, то становится ясно, что в плане никоем образом не ведется речь о развитии и становлении экономики, не оговаривается проблема криминала и безработицы.
Как и в случае с БиГ, документ по Косово закрепил основы функционирования государственных институтов, но важные проблемы государства, которые связаны с бедностью, бандитизмом, наркотрафиком не были затронуты вовсе.
Более того, данное соглашение было принято без учета мнения Сербской стороны, а значит проблему полностью разрешить не удалось, так как до сих пор в Сербской конституции прописано, что Косово является частью территории Сербии. На данный момент 111 стран челнов ООН из 193 признали независимость Косово. Не признают Косово такие крупные государства, как Россия, Китайская Народная Республика, Индия.
Можно сказать, что документы лежащие в основе урегулирования конфликтов в Косово и БиГ смогли себя реализовать не полностью, поскольку разногласия между этносами, слабая экономика, бедность, безработица, криминал, наркотрафик привносят дестабилизацию в государства. Если перестанет функционировать в БиГ институт Верховного Представителя и ослабнет надзор со стороны ЕС, то конфликт может вспыхнуть еще раз из-за разобщенности этносов, которая сохраняется и сегодня. В Косово криминальное прошлое лидера государства, бандитизм, наркотрафик, стремление граждан присоединится к Албании, частичное признание независимости и непризнание со стороны Сербии, России, Китая может привести к вновь военным действиям, если ослабится покровительство со стороны США и ЕС.
Таким образом, данная работа поможет оценить всю сложившуюся ситуацию на территории Косово, Боснии и Герцеговины. Проводя анализ этнополитического конфликта в РК и БиГ, можно понять принцип функционирования институтов, которые были созданы в ходе договоренностей и в присутствии третьей стороны. Помимо этого, данная работа дает повод для размышления, что собой представляет этнополитический конфликт, из чего он может проистекать. Считаю, что тема этнополитического конфликта всегда будет актуальной, поскольку со столь опасным явлением никто не желает сталкиваться, а изучение данной проблемы может уберечь государство от него.
Подобные работы
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАТО В КОНФЛИКТНЫХ РЕГИОНАХ В КОНЦЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ 1990-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Этноконтактные зоны как фактор возникновения национальных
геополитических проектов на примере Балканского региона
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ЮГОСЛАВСКОМ КРИЗИСЕ
(КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI В.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Этно-геополитические процессы в Сербии: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2024



