Введение 3
Глава L История изучения Сибири и шаманизма
1.1. Изучение традиционной культуры народов Севера 9
1.2. Изучение Сибири в Казанском университете в Х1Хв 17
1.3. Изучение Сибири в Казанском университете вХХв 23
Глава 2. Шаманизм как религия народов Сибири и Дальнего Востока
2.1. Шаман: избранный духами 34
2.2. Обряд камлания в шаманизме 40
2.3. Роль бубна в шаманизме 44
Глава 3. Шаманские бубны в собрании Этнографического музея
Казанского университета
3.1. Хакасские бубны 35
3.2. Кетские и тувинские бубны 63
3.3. Бубны народов Восточной Сибири и Дальнего Востока 74
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 90
Университеты музеев — особое явление в научной и культурной жизни общества. Этнографическое собрание музея Казанского университета, накопленное за более чем двухсотлетнюю историю, характеризует культуру и быт многих народов России и мира. Очень часто коллекции ведомственных музеев, в частности и музеев университета, не смотря на возможность подробного описания культурных и бытовых традиций того или иного региона, изучения культурных особенностей народов в динамике, богатое содержание, не используются в должной мере в современной научной деятельности. В связи с этим, введение музейных коллекций в научный оборот является актуальным и важным на сегодняшний день. Все предметы, представляющие интерес для данной работы, являются результатом экспедиций, совершённых сотрудниками, студентами Казанского университета в первой четверти ХХв. в восточную часть Российской империи с целью изучения народов Сибири и Дальнего Востока, их быта и религиозных представлений.
Шаманизм народов Сибири- уникальное явление, претерпевшее ряд значительных изменений за несколько десятилетий. Традиционная религия коренных народов активно изучалась практически с момента освоения Сибири, но наибольшего расцвета изучение шаманства достигло в ХХ веке, когда в том числе был накоплен больший вещественный материал, хранящийся теперь в собрании многих музеев России.
К важным атрибутам шамана относится бубен, без которого невозможно было представить камлания настоящего шамана. Бубен в представлении многих народов являлся «ездовой лошадью» шамана, сопровождавший его всех мирах. Консервативность религиозных представлений помогла сохранить данный атрибут неизменным на протяжении веков, процесс изготовления его передавался из поколения в поколение. Однако,ХХ век стал определяющим в жизни народов Севера. В этот период происходят события, навсегда изменившие облик этнографической карты Сибири. В частности, происходит трансформация религиозных представлений. Так, бубен как неотъемлемая часть атрибутики шамана утратил свое значение, всё большее распространение получает неошаманизм. На сегодняшний день шаманизм некоторых народов севера, например качинцев, практически утратил те черты, которые были свойственны ему в Х1Хи даже начале ХХв., поэтому собрание Этнографического музея обладает уникальным материалом для изучения шаманизма.
Объектом исследования является шаманизм народов севера, представленный предметами из собрания Этнографического музея Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Предметом, исследования являются экспедиционные материалы и сами экспонаты Этнографического музея КФУ, раскрывающие специфику духовной культуры северных народов.
Целью данной работы является исследование духовной культуры народов Сибири и Дальнего Востока, а именно шаманизма, посредством коллекций Этнографического музея Казанского университета.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть историю изучения традиционной культуры народов Сибири и Дальнего Востока;
2. проанализировать роль исследователей Казанского университета в развитии знания о народах Севера на протяжении XIX- первой четверти ХХв.;
3. изучить особенности шаманизма и роль шамана в традиционной культуре северных народов;
4. определить место бубна как атрибут шаманского культа в традиционных верованиях народов Сибири и Дальнего Востока;
5. провести сравнительно-сопоставительный анализ бубнов, находящихся в собрании Этнографического музея КФУ.
Хронологические рамки работы включают в себя период со второй половины Х1Хв. до первой четверти ХХв. Данные границы обусловлены
временем бытования предметов, представленных в Этнографическом музее Казанского университета.
Характеристика источников. Основу Источниковой базы составляют, прежде всего, экспонаты Этнографического музея Казанского (Приволжского) федерального университета, они отражают традиционные формы религиозного воззрения народов Сибири и Дальнего Востока, являются уникальным материалом для исследования шаманизма изучаемого нами периода". В собрании Этнографического музея на данный момент хранится 10 бубнов народов Сибири и Дальнего Востока, а также колотушки к этим бубнам.
В данном исследовании были использованы как неопубликованные, так и опубликованные письменные источники. Впервые в научный оборот вводятся статьи И.Н. Смирнова, а также Николая Фёдоровича Катанова, приведённые в «Известиях общества археологии, истории и этнографии» и посвящённые проблемам изучения сибирскими краеведами местных народов .
Другим важным источником, являются «Известия Общества археологии, истории и этнографии» , в которых публиковались протоколы заседаний, аналитические обзоры, научные статьи и результаты экспедиций членов обществ.
Следующая группа источников — многочисленные экспедиционные материалы, записи участников путешествий, совершённых на протяжении XVTT- XXI BB. в различные районы Сибири. Накопление знания о традиционной религии северных народов проходило постепенно, до Х1Хв. встречаются лишь единичные работы, содержавшие описания камланий
шамана, содержание его внешней атрибутики. Более глубинное изучение мифологии и содержательной части шаманизма, изучение космологии народов начинается сравнительно позже^.
Степень изученности темы. Шаманизм стал выделяться в отдельный объект изучения в Х1Хвеке, ко второй половине века появляются труды, изданные по результатам экспедиций в Сибирь исследователей, отправленных по заданию Петербургской академии наук. Так, уже М.А.Кастерн в 1847 г. доставил в Музей антропологии и этнографии небольшую коллекцию предметов Туруханского севера . Значительный вклад в изучение края внесло также Русское географическое общество, сначала отправлявшее в край экспедиции, а в 1851 г. открывшее филиал в Сибири . Интересны труды европейских путешественников, оставивших свои заметки о пребывании в Сибири. Не лишенные фантастических описаний, они всё же содержат полезные сведения о кампаниях шаманов .
ХХвек стал определяющим периодом накопления знаний по сибирскому шаманизму. В этот период происходят многочисленные экспедиции в различные районы, оформляется тенденция изучения коренных народов и всех сфер их жизни, в том числе религиозной .
Следующая тенденция, сформировавшая в российской науке в ХХв. — комплексное изучение атрибутов шамана: костюма, бубна, шаманского и жезла и других предметов. Данная область исследования была основной в трудах Е.Д. Прокофьевой, Е.А. Алексенко, Н.П. Дыренковой, Л.П. Потапова и многих других. Важным трудом, решающим многие исследовательские задачи, стал Атлас Сибири, изданный в 1961 г., в котором Прокофьевой подробно описаны все известные бубны народов Сибири и Дальнего Востока..
В ХХ1веке шаманизм остаётся важным объектом изучения, однако меняется направленность поля исследований. О важности изучения традиционной религии северных народов в XXI в. свидетельствует тот факт, что Т.Ю. Сем была предпринята попытка создания энциклопедии по сибирскому шаманизму. В книге собраны труды исследователей народов Севера с XVIIno ХХвв. по традиционному шаманизму, по психологии шаманства, ритуальной практике, этапам становления шаманов, а также отдельные тексты шаманских песен. 12.
Новизна исследования заключается в том, что ранее попытки комплексной атрибуции представленных в собрании Этнографического музея предметов шаманского культа - бубнов, не совершались, впервые они представлены в данной работе. В ходе исследования был проведён сравнительно-сопоставительный анализ экспонатов, проведена атрибуция коллекции бубнов неизвестного происхождения.
Специфика решаемых исследовательских задач обусловила потребность в привлечении методов структурно-типологического и семантического анализа. В связи с тем, что ряд бубнов в Этнографическом музее Казанского университета не был атрибутирован, данные методы были первоочередными. Принцип историзма позволил провести анализ важнейших тенденций, проявлявшихся в сфере изучения коренных народов Сибири и Дальнего Востока,особенности в развитии этнографической школы в Казанском университете в XIX - XX вв. Принцип объективности позволил выявить взаимосвязь в изучаемых событиях, сравнении широкого круга источников.
С течением времени этнонимы некоторых народов Сибири менялись. Так, например, название енисейских остяков со временем сменилось на кетов. В связи с привлечением большого корпуса источников ХТХи начала ХХв. этнонимы одного народа, употребляемые тогда и сейчас, будут использоваться как равнозначные.
Работа состоит из введения, трёх глав, поделённых на три параграфа, заключения, списка использованных источников (включает 20 наименований) и литературы (включает 54 наименования) и приложения.
1. Изучение шаманизма народов Сибири началось с момента освоения региона и присоединения её к территориям России. Изначально велись подробные описания местности и её жителей, преимущественно раскрывающие экономическую характеристику региона, описания же религиозной стороны - камлания шамана, были единичным случаем. К концу Х1Хв. Начинается научное описание и исследование территории Сибири, чему в немалой степени способствовало открытие отделения Русского географического общества. Накопление знаний о культурных и религиозных особенностях позволило в XX в. обратить более пристальное внимание к феномену шаманизма. Всё больше уделяется внимание атрибутам шамана: костюму, бубну, посоху шамана и др.
2. Расцвет изучения Сибири в Казанском университете хронологически совпадает с периодом возросшего интереса к данному краю в российской науке. Благодаря таким выдающимся учёным, как Николай Фёдорович Катанов, Бруно Фридрихович Адлер и его студентам, в университете было собрано много как фактологического, так и вещевого материала о лингвистических, географических, этнографических, особенностях народов Сибири и Дальнего Востока.
3. Представленные в Этнографическом музее Казанского университета бубны в большей степени соответствуют традиционному способу изготовления бубнов у хакасов, орочей, нанайцев. Структурно-типологический и семантический анализ позволили провести атрибуцию, в результате чего было доказано, что в музее представлены типичные для сибирского шаманизма атрибуты. Особый интерес представляет кетский бубен, который является очень редким в музейных собраниях России и мира экспонатом. Он выделяется иным расположением рисунков и более схематичным изображением некоторых из них (птицы, рыбы), а также отсутствием некоторых металлических элементов на ручке.
4. В ходе исследования удалось атрибутировать коллекцию бубнов
неизвестного происхождения. Так, три из них оказались бубнами хакасского происхождения. Вероятно, все их в г. Казань привёз Николай Фёдорович Катанов. ТТ.Ф. Катанов, который занимался подробным изучением хакасов, в том числе описанием религиозных особенностей народа. За годы работы в Казанском университете Н.Ф. Катанов не раз бывал в районе Минусинской долины, собирал огромный вещественный материал: археологические нумизматические, этнографические
коллекции. Не все предметы сразу же сдавались в музей и ставились на учёт, поэтому зарегистрирован был один (в комплексе с другими атрибутами шамана и костюмом), а три других сдали в музей позже, но не зарегистрировали в виду ряда социально-политических причин (закрытие кафедры и Этнографического музея). Также удалось установить, когда и у кого был куплен бубен качинцев, зарегистрированный и атрибутированный как предмет из собрания Н.Ф. Катанова.
5. В результате исследования было установлено происхождение ещё одного неизученного ранее бубна. Он представляет собой интересное сочетание бубнов нескольких типов, свойственных для тувинского шаманизма. Некоторые элементы чётко можно отнести только одному типу - западному, а другие характерны для восточного типа. Такое смешение стилей может свидетельствовать либо о том, что бубен сделан той частью населения, которая жила н приграничной территории, либо что бубен был сделан в иллюстративных целях специально по заказу исследователей.
6. Проведённый сравнительно-сопоставительный анализ позволил типологизировать бубны из собрания музея по географической классификации. В собрании Этнографического музея Казанского университета представлены бубны народов Сибири и Дальнего Востока нескольких типов: 1) Южно-сибирский тип. В коллекции имеются три бубна шорского варианта изготовления, их отличают большие размеры, сложные рисунки на обечайке, резонаторные «шишечки», расположенные
в верхней части обечайки, а также «сабли» шамана во внутренней верхней части обечайки. Саяно-енисейский вариант бубнов южно-сибирского типа представлен кетским бубном. Его основной отличительной чертой являются поперечные к рукояти железные пруты, на которые навешано большое количество различных фигур. Третий, Алтайский вариант бубнов данного типа представлен тувинским бубном -с изображениями шамана, птицы и духа на рукояти. 2) К дальневосточному типу бубнов относятся бубен орочей и нанайский бубен. Им свойственны небольшие размеры, овальная форма, отсутствие резонаторов на обечайке, малое количество или полное отсутствие рисунков, а также рукоять в форме кольца, прикреплённого на ремешках.
1. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1911 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912. 184 с.
2. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1912 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1913. 190 с.
3. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1913 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1914. 227 с.
4. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1914 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1915. 218 с.
5. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1915 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1916. 148с.
6. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии, совершенной по поручению Историко-филологического факультета Императорского Казанского университета летом 1899 года. -К.: Типолитография Императорского Университета, 1900. - 60 с.
7. Кастрен А. М. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири. М., 1860.
8. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб. 1887.
9. Отчет о деятельности Общества естествоиспытателей при императорском Казанском университете в первое десятилетие (1869-1879) его существования. Казань: Тип. Императорского университета, 1879.
10.Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, №85.
11 .Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, № 108.
12.Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, №115.
13.Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, №123.
14.Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, №150.
15.Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, №172.
16.Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ, д. Описи, оп. Народы Севера, №354.
17. Протоколы заседания Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете за 1911-1912.//НАРТ. Фонд 39. Оп. 1.Д. 79.
18. Смирнов И.Н. Хроника. На текущия темы / Известия общества археологии, истории и этнографии т.Х1. вып.2. 1893г. с 194-197.
19. Смирнов И.Н. Хроника. На текущия темы / Известия общества археологии, истории и этнографии т.Х1. вып.З. 1893г. с 296-299.
20. У став Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Казань: Типография Казанского ун-та, 1878. Т. 1.
Литература:
1. Аворин В.А., .КозьминскийИ.И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображённые на «карте» // СборникМАЭ. - 1949. т.Х1. - С. 324-335.
2. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных Народов Сибири (Опыт ареального сравнительного исследования) [Электронный ресурс] //URL:
http://ecstatic-trance.ru/stati/obiyad-posvysheniya-v-snamany.html (Дата обращения: 21.04.2017).
3. Алексеенко А.Е. Домашние покровители у кетов// Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX—начале XX века: Сборник МАЭ. - 1971. Т. XXVII. - С. 263-275.
4. Алексеенко А.Е. Кетские собрания МАЭ // Сборник МАЭ. - 1980. Т. XXXV.-С. 65-72.
5. Алексеенко А.Е. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л.: Наука, 1967.-266 с.
6. Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. - 1981. - С. 90-129.
7. Аиучитт В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. - СПб.: Типография императорской академии наук, 1914. - 93 с.
8. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Издательство политической литературы, 1984. - 208 с.
9. Березницкий С.В. Полевые исследования культуры туминских орочей в июле 2006 г. // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып.14. - 2014. - С.130-148.
Ю.Богодайко О. В. Космогоническая модель мира орочей XIX - начала XX века: опыт реконструкции // Вестник ТОГУ. - 2011. -№1. -С. 261-266.
П.Бойко В.А. Хантыйское шаманство в русской этнографической литературе Х1Хв.// Народы Сибири. История и культура. - Новосибирск, 1997. - 160 с.
12. Бусыгин Е. П., Зорин Н.В. Этнография в Казанском университете. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2002.
13. Вятчина М. В. Этнографы-естествоиспытатели: участники
студенческих экспедиций Казанского университета в 1910-1922 годах // Университет как научное, образовательное и культурное пространство. Сборник статей по итогам Всероссийской научнопрактической конференции «Университет как научное, образовательное и культурное пространство», КФУ, 12-13 сентября 2014г. - 2015. -С.22-30.
14. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов. Сборник МАЭ. т.Х.- 1949. - С. 107-190.
15.Зеленин Д.К. Идеология сибирского шаманства // Известия академии наук СССР. - 1935. - С.709-743.
16.Зорин Н. В. Бруно Фридрихович Адлер. 1874 - не ранее 1932. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2001. - 35 с.
17. Иванов С.С. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья. // Сборник МАЭ. - 1955. T.XV1.-C 165-264.
18. Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. -М.-Л., 1961.-498 с.
19. Калугин С. «Белый генерал убеждал меня, как «интеллигента», не лечить красных [Электронный ресурс] // URL: napTH3aH»http://vladivostok.rusplt.ru/index/lcak_spasal_boytsov_pod__ya ponskimijpulyami_odin_iz_pervykh_vrachey sovetskogo_primorya- 14107.html (дата обращения: 2.02.2017).
20. КарацубаИ.В. Образ Сибири в английской «Россике» XV1-XIX вв. // Восток и Россия: Взгляд из Сибири. - 1996. - С. 222-223.
21. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись, 1661-1940 гг. - Иркутск: Оттиск, 2003. 848 с.
22. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. — Якутск: Над. изд-воРесп. Саха (Якутия), 1992. — 315 с
23. Нам Е.В. Шаманские атрибуты народов Сибири: истоки
семантического единства и полифункциональности // Известия Алтайского государственного университета. - 2015. - С. 165-172.
24. Народы Сибири /Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М.-Л.: Изд- во АН СССР, 1956.- 1114 с.
25. Покровский И. Памяти Н.Ф. Катанова, 1992.
26. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. -М.: Наука, 1991.-321 с.
27. Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки и его рисунки. Сборник музея антропологии и этнографии т.Х. -1949. - С. 191-200.
28. Потапов Л.П. К семантике названий шаманских бубнов у народностей Алтая. // Советская тюркология. 1970. - №3. - с.86-93.
29. Потапов Л.П. На камланъи (дорожные заметки) // Шаманизм и ранние религиозные представления. Сб.статей. - М. - 1995. - С.23-
24.
30. Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племён Алтая. // ТИЭ АН СССР,. - T.I. - 1947.- С. 159-183.
31. Потапов Л.П. Очерк народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. - 202 с.
32. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1957. - 307 с.
33. Потапов Л.П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций // Материальная культура и мифология. Т.37.- 1981.-С. 124-137.
34. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник МАЭ. - 1949. т.Х1. - С. 336-375.
35. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Сборник МАЭ.- 1971. Т. XXVII. - С. 5-100.
36. Сем Т.Ю. Атрибуция шаманских костюмов эвенков: (По
коллекциям ГМЭ народов СССР). // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. - 1987.-С.147-162.
37. Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири: презентация альбома и выставок РЭМ (тунгусо-маньчжурские народы) // Сибирский сборник-4. Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. Памяти российского этно1рафа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой. СПб.: МАЭ РАН. - 2014. - С. 80-92.
38. Сидорова И. Б. Учёное братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1931 годы). Казань: [Б.и.], 2014.
39. Смоляк А.В. Нанайцы. Этнографический очерк [Электронный ресурс] // 1ЖЬ: http://www.etnosy.ru/node/283 (дата обращения:
15.05.2017) .
40. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). - М.: Наука, 1991. - 280 с.
41. Токарев С. А. История русской этнографии / Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации,
2015. — 656 с.
42. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005. С. 123-143.
43. Тугуженкова В.Н., Валеев Р.М. Профессор Н.Ф. Катанов и его вклад в изучение этнографии и фольклора тюркских народов Центральной Азии // Новые исследования Тувы. - 2011. - № 1. - С. 186-238.
44. Федоров В. Отцы основатели / Земля Нижегородская [Электронный pecypc]//URL:https://pureh.jimdo.com/%DO%B A%D 1 %80%D0%BO% D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 0%B 5/%D0%BF%D 1 % 83 %D 1 %8 0%D0%B 5 %D 1 % 8 5 %D0%BE%D0 %B2%D 1 %81 %D0%B A%D0%B 8%D0%B 5 -
%D0%BA%D0°/oBE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D 1 %8C%D 1 % 8 7%D0%B 8 %D0%B A%D0 %B 8/ (дата обращения:
2.02.2017) .
45. Хаккрайнен M. Шаманизм. Материалы к учебнику. - СПб.: Нестор- история, 2015. — С. 4-37.
46. Харитонова В. Шаманская болезнь [Электронный ресурс] // URL: https://postnauka.ru/video/52246 (дата обращения: 1.06.2017).
47. Хомич Л.В. Коллекции МАЭ по этнографии ненцев // Сборник МАЭ. - 1980. T.XXXV. - С. 49-56.
48. Хоппал М. Шаманы - культы - знаки. - Тарту: Научное издательство ЭЛМ, 2014. - 241 с.
49.Чепкасов Е.В. К вопросу об избранничестве духами, шаманской болезни и инициации как этапах становления шамана [Электронный ресурс] // URL: http://chepkasov-proza.narod.ru/5izbrannichestvo.htm (Дата обращения: 21.04.2017).
50. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII- ХХвв.: Хрестоматия. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. — 664 с.
51. Шииковой А.И. Из истории изучения и собирания коллекций
сибирского шаманизма, его прошлое и настоящее [Электронный ресурс] // URL:
http://kraeved.lfond.spb.ru/assets/files/sbornik/Shmkovoy.pdf (дата обращения: 30.05.2017).
52. Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета Дальневосточного университета Т. 1.-1919.
53.Элиаде М. Космос и история. - М: Прогресс, 1987. - 312 с.
54.Titova Т. "Research in Natural Historical Value of East Region of Russia and Siberia": a Role of Society of Scientists at the Kazan University in Development of Ethnography in the First Quarter of the XX Century / T.Titova, V.Kozlov, E.Guschina // Былыегоды.
Российскийисторическийжурнал. 2015. Vol. 37.1s. 3 pp. 689-696.