Введение 3
Глава I. Теоретическое аспекты проблемы «селфи-зависимости» в психолого-педагогической литературе
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «селфи-
зависимость», «антиаддиктивная установка к возникновению селфи- зависимости» 9
1.2 Особенности проявления «селфи-зависимости» у младших
подростков 15
1.3 Формы и методы профилактики селфи-зависимости у младших
подростков 19
Выводы по I главе 23
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики «селфи- зависимости» у младших подростков
2.1 Организация и методики исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
сформированности селфи-зависимости и антиаддиктивной установки к возникновению селфи-зависимости у младших
подростков 29
2.3 Реализация программы по профилактике селфи-зависимости у
младших подростков 38
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 44
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение
Актуальность исследования. Всего лишь несколько лет тому назад мир и представить не мог, что увлечение «селфи-фотографиями» станет зависимостью и даже болезнью. В связи с «интернетизацией» общества плоды этой зависимости можно наблюдать очень долго. В наш век дети будто уже рождаются, умея пользоваться разными гаджетами, с задатками знатаков всех электронных средств. Теперь, когда интернет-зависимость стала не новостью, появляются новые виды аддикций, среди которых можно и выделить «селфи-зависимость», которое Американская психиатрическая ассоциация в 2015 году официально причислила к психическим расстройствам.
При определении понятия «селфи» и «селфи-зависимость» появляются много несоответствий и неточностей. Это связано с тем, что однозначного научного определения данного феномена еще не сформулировано.
Возникновение «селфи-зависимости» у подростков может стать почвой для развития и других поведенческих или даже химических зависимостей. При психических расстройствах у подростков снижаются волевые качества, теряется адекватная самооценка, самоанализ, отсутствует психологическая защита.
Поиск научных исследований или публицистических суждений, статей по данной теме показал, что практически не представлено научных работ по селфи-зависимости и степень изученности данной проблемы очень низкий. Именно поэтому мы будем опираться на исследования нехимических (поведенческих) аддикций, так как «селфи-зависимость» можно отнести к данному виду аддикций. Нехимические (поведенческие) аддикции изучались такими учеными, как А. Ю. Егоров [10], А. В. Котляров [18] и др.
В современных условиях дети с самых ранних лет приобщаются к электронным средствам массовой информации. Поэтому
профилактическая работа должна вестись во всех возрастных этапах. Но так как, в подростковом возрасте дети больше подвержены к зависимому поведению, актуально применять профилактику всех зависимостей именно в младшем подростковом возрасте.
Анализ статистических данных, статей в интернете, форумах по данной проблематике позволил выявить противоречие между постоянным увеличением числа младших подростков, увлекающихся «селфи» и недостаточной обеспеченностью профилактической работы с младшими подростками, увлекающимися селфи, по предупреждению возникновения у них селфи-зависимости.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактической работы по предупреждению «селфи-зависимости» у младших подростков?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов профилактики «селфи-зависимости» у младших подростков.
Объект: процесс профилактики «селфи-зависимости» у младших подростков.
Предмет: содержание, формы и методы профилактической работы по предупреждению «селфи-зависимости» у младших подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что предрасположенность подростков к «селфи-зависимости» может устраниться, если:
- в организации профилактической работы опираться на сущностные характеристики и критерии «антиаддиктивной установка к возникновению селфи-зависимости»;
- учитывать возрастные особенности к проявлению селфи-
зависимостей у младших подростков;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс комплексную программу «Уникальные МЫ» по профилактике «селфи-зависимости», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: тренинг, упражнения, игры, дискуссии, беседа, демонстрация и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-публицистической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «аддикции», «зависимость», «поведенческие зависимости», «селфи- зависимость», «антиаддиктивная установка к возникновению селфи- зависимости».
2. Определить возрастные особенности «селфи-зависимости» у младших подростков.
3. Выявить формы и методы профилактической работы по предотвращению селфи-зависимости у младших подростков.
4. Разработать и экспериментально апробировать программу «Уникальные Мы» по профилактике «селфи-зависимости» у младших подростков.
Методологическую основу данного исследования составили труды российских ученых по проблеме современных поведенческих аддикций (С.И. Асмакова [2], О.В. Завалишиной [12]), по изучению специфики поведенческих аддикций (А.Ю. Егорова [10], Е.В. Змановской [13], Г.И. Колесниковой [17]), по изучению возрастных особенностей подростков (В.Г. Казанской [15], В.П. Чудиновой [40]), по организации профилактических мер для подростков (С.А. Беличевой [4], А.В. Гоголевой [7], В.В. Лозовой [21]).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и научно-публицистической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, диагностическое тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стали ученики шестых классов школы №51 Вахитовского района г. Казани, в количестве 43 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, внедрялась программа с целью профилактики «селфи-зависимости».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались выводы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучена проблематика по теме «селфи-зависимости» и представлены возрастные особенности проявления данной зависимости у младших подростков.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности широкого использования разработанной программы в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждениях по формированию антиаддиктивной личности подростков.
диагностического инструментария для выявления селфи-зависимости.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы,
соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов. Результаты исследования будут опубликованы: в журнале РАЕ - «Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) до 20 июля 2016 и приняты в печать в сборник студенческих статей и тезисов КФУ.
Участие в конференциях с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016 года Российской Академии Естествознания. Секция «Психологические науки» (сертификат участника);
- Заявленные для публикации материалы "Профилактика селфи-
зависимости младших подростков" (Шарипова Г.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р.) VIII Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016»
планируются к опубликованию в общероссийском журнале Академии Естествознания "Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) до 20 июля 2016. Текст статьи представлен в открытом доступе по адресу: http://www.scienceforum.ru/2016/12/19790
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016 года. Секция «Современные проблемы социальной педагогики» (диплом II степени за лучший доклад). По итогам конференции тезисы «Психолого¬педагогическое обеспечение профилактики селфи-зависимости у детей младшего подросткового возраста» приняты к публикации в сборник студенческих статей и тезисов КФУ (2016).
- Оформленная работа была заявлена на конкурс «Лучшая студенческая работа К(П)ФУ». Из трех этапов конкурса работа прошла в два этапа. Получен диплом участника.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
Таким образом, на основании проведенного исследования по теме «Профилактика селфи-зависимости у младших подростков» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Селфи-зависимость - это нехимическая (поведенческая) зависимость, проявляющаяся в фотографировании себя на камеру.
2. Антиаддиктивная установка к проявлению селфи-зависимости - это совокупность мер по предотвращению возникновения основных характеристик «селфи-зависимости», включающая работу по формированию адекватной самооценки, повышения коммуникативной культуры, самоуважения, уверенности в себе и знаний в области данной зависимости, его специфики и последствий.
3. Работа с подростками по профилактике селфи-зависимости должна нести целенаправленный, систематичный характер; должен включать в себя разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия, например, таких как, тренинги, беседы, игры, упражнения и др.
4. На констатирующем этапе исследования были диагностированы показатели по уровню селфи-зависимости, компонентам антиаддиктивной установки. Вследствие чего, были выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась программа по профилактике селфи- зависимости.
5. На контрольном этапе в ЭК были выявлены значимые различия по показателям, по которыми осуществлялась целенаправленная активная работа. В КК статистических различий по изучаемым показателям не произошло, за исключением проявления уровня селфи-зависимости.
6. Гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.
1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи / Р.И. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - С. 19-21.
2. Асмаков С. Гаджет-аддикция / С. Асмаков. - М.:
КомпьютерПресс. - 2008. - 127 с.
3. Баранов А. Е. Интернет-психология / А. Е. Баранов. - М. : РИОР, 2012. - 263 с.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии // М.:
Редакионно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. - 224 с.
5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 90-100.
6. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
7. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учеб.-метод. пособие. - Воронеж: «МОДЭК», 2003. — 240 с.
8. Гуревич К. Г. Критерии и варианты интернет-зависимости / К. Г. Гуревич // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 3. - С. 186-191.
9. Дроздикова - Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика. - Казань: «Отечество», 2012. - 280 с.
10. Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А. Ю. Егоров // Аддиктология. - 2005. - №1. - С. 60-77.
11. Егоров А.Ю. «Социально приемлемые» аддикции// Психическое здоровье. - 2006. - №12. - С. 25-38.
12. Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к Интернет-зависимости: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Курский государственный университет. - Курск, 2012. - 36 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
14. Иванов М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции. / М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово. - 2004. - С. 370-377.
15. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация. Книга психологов, педагогов, родителей // М.: Акрополь, 2006. - 254 с.
16. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе - автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 21 с.
17. Колесникова Г. И. Девиантное поведение: учеб. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 218 с.
18. Котляров А. В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. - М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.
19. Котляров А. В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 432 с.
20. Лебедько В., Баранник О. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них / В. Лебедько, О. Баранник - М.: МГУ, 2005. - 56 с.
21. Лозовой В. В. Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики / В. В. Лозовой, О. В. Кремлева, Т. В. Лозовая. - М. : АльянсПринт, 2011. - 432 с.
22. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
23. Малыгин В. Л. и др. Особенности личности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению// Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. - 2011. - Т. 111. -№4. - Вып. 1. - С. 105-108.
24. Менделеевич В. Д. Психология девиантного поведения. - М.: “Медпресс”, 2001. - 432 с.
25. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 254 с.
26. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.
27. Николаева Е. А. Аддиктология: теоретические и
экспериментальные исследования формирования аддикции : учебник / Е. А. Николаева, В. Г. Каменская. - М. : Форум, 2011. - 208 с.
28. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - 592 с.
29. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий // Естествознание в школе. - 2005. - №4. - С. 35-39.
30. Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с.
31. Рожков И.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
32. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
33. Саглам Ф.А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения// Педагогическое образование и наука. - 2009. - №5. - С.88-91.
34. Саглам Ф.А. Исследование проблем Интернет-аддикций в подростковом возрасте // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №4. - С. 55-58.
35. Саглам Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие. - Казань: Изд-во «Бриг», 2009. - 56 с.
36. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - Проспект, 2011. - 512 с.
37. Симатова О. Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения // Вестник ЧитГУ. - 2008. - №1. - С. 83-92
38. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети // Здоровье детей. - 2003. - №21. - С. 5-10.
39. Чернов А. А. Становление глобального информационного
общества: проблемы и перспективы - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 432 с.
40. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа В.П.Чудинова // Школьная библиотека. - 2004. - № 4- с.14-18
41. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. - СПб., 2005. - 366 с.
42. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
43. Яврый Г. Г. Интернет и человек. / Ставрополь: Изд-во «Графа», 2009. - 532 с.
44. https: //ru.wikipedia. org/wiki/addiction
45. https://ru.wikipedia.selfie