ПРОФИЛАКТИКА СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое аспекты проблемы «селфи-зависимости» в психолого-педагогической литературе
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «селфи-
зависимость», «антиаддиктивная установка к возникновению селфи- зависимости» 9
1.2 Особенности проявления «селфи-зависимости» у младших
подростков 15
1.3 Формы и методы профилактики селфи-зависимости у младших
подростков 19
Выводы по I главе 23
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики «селфи- зависимости» у младших подростков
2.1 Организация и методики исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
сформированности селфи-зависимости и антиаддиктивной установки к возникновению селфи-зависимости у младших
подростков 29
2.3 Реализация программы по профилактике селфи-зависимости у
младших подростков 38
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 44
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение
Глава I. Теоретическое аспекты проблемы «селфи-зависимости» в психолого-педагогической литературе
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «селфи-
зависимость», «антиаддиктивная установка к возникновению селфи- зависимости» 9
1.2 Особенности проявления «селфи-зависимости» у младших
подростков 15
1.3 Формы и методы профилактики селфи-зависимости у младших
подростков 19
Выводы по I главе 23
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики «селфи- зависимости» у младших подростков
2.1 Организация и методики исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
сформированности селфи-зависимости и антиаддиктивной установки к возникновению селфи-зависимости у младших
подростков 29
2.3 Реализация программы по профилактике селфи-зависимости у
младших подростков 38
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 44
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение
Актуальность исследования. Всего лишь несколько лет тому назад мир и представить не мог, что увлечение «селфи-фотографиями» станет зависимостью и даже болезнью. В связи с «интернетизацией» общества плоды этой зависимости можно наблюдать очень долго. В наш век дети будто уже рождаются, умея пользоваться разными гаджетами, с задатками знатаков всех электронных средств. Теперь, когда интернет-зависимость стала не новостью, появляются новые виды аддикций, среди которых можно и выделить «селфи-зависимость», которое Американская психиатрическая ассоциация в 2015 году официально причислила к психическим расстройствам.
При определении понятия «селфи» и «селфи-зависимость» появляются много несоответствий и неточностей. Это связано с тем, что однозначного научного определения данного феномена еще не сформулировано.
Возникновение «селфи-зависимости» у подростков может стать почвой для развития и других поведенческих или даже химических зависимостей. При психических расстройствах у подростков снижаются волевые качества, теряется адекватная самооценка, самоанализ, отсутствует психологическая защита.
Поиск научных исследований или публицистических суждений, статей по данной теме показал, что практически не представлено научных работ по селфи-зависимости и степень изученности данной проблемы очень низкий. Именно поэтому мы будем опираться на исследования нехимических (поведенческих) аддикций, так как «селфи-зависимость» можно отнести к данному виду аддикций. Нехимические (поведенческие) аддикции изучались такими учеными, как А. Ю. Егоров [10], А. В. Котляров [18] и др.
В современных условиях дети с самых ранних лет приобщаются к электронным средствам массовой информации. Поэтому
профилактическая работа должна вестись во всех возрастных этапах. Но так как, в подростковом возрасте дети больше подвержены к зависимому поведению, актуально применять профилактику всех зависимостей именно в младшем подростковом возрасте.
Анализ статистических данных, статей в интернете, форумах по данной проблематике позволил выявить противоречие между постоянным увеличением числа младших подростков, увлекающихся «селфи» и недостаточной обеспеченностью профилактической работы с младшими подростками, увлекающимися селфи, по предупреждению возникновения у них селфи-зависимости.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактической работы по предупреждению «селфи-зависимости» у младших подростков?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов профилактики «селфи-зависимости» у младших подростков.
Объект: процесс профилактики «селфи-зависимости» у младших подростков.
Предмет: содержание, формы и методы профилактической работы по предупреждению «селфи-зависимости» у младших подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что предрасположенность подростков к «селфи-зависимости» может устраниться, если:
- в организации профилактической работы опираться на сущностные характеристики и критерии «антиаддиктивной установка к возникновению селфи-зависимости»;
- учитывать возрастные особенности к проявлению селфи-
зависимостей у младших подростков;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс комплексную программу «Уникальные МЫ» по профилактике «селфи-зависимости», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: тренинг, упражнения, игры, дискуссии, беседа, демонстрация и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-публицистической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «аддикции», «зависимость», «поведенческие зависимости», «селфи- зависимость», «антиаддиктивная установка к возникновению селфи- зависимости».
2. Определить возрастные особенности «селфи-зависимости» у младших подростков.
3. Выявить формы и методы профилактической работы по предотвращению селфи-зависимости у младших подростков.
4. Разработать и экспериментально апробировать программу «Уникальные Мы» по профилактике «селфи-зависимости» у младших подростков.
Методологическую основу данного исследования составили труды российских ученых по проблеме современных поведенческих аддикций (С.И. Асмакова [2], О.В. Завалишиной [12]), по изучению специфики поведенческих аддикций (А.Ю. Егорова [10], Е.В. Змановской [13], Г.И. Колесниковой [17]), по изучению возрастных особенностей подростков (В.Г. Казанской [15], В.П. Чудиновой [40]), по организации профилактических мер для подростков (С.А. Беличевой [4], А.В. Гоголевой [7], В.В. Лозовой [21]).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и научно-публицистической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, диагностическое тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стали ученики шестых классов школы №51 Вахитовского района г. Казани, в количестве 43 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, внедрялась программа с целью профилактики «селфи-зависимости».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались выводы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучена проблематика по теме «селфи-зависимости» и представлены возрастные особенности проявления данной зависимости у младших подростков.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности широкого использования разработанной программы в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждениях по формированию антиаддиктивной личности подростков.
диагностического инструментария для выявления селфи-зависимости.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы,
соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов. Результаты исследования будут опубликованы: в журнале РАЕ - «Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) до 20 июля 2016 и приняты в печать в сборник студенческих статей и тезисов КФУ.
Участие в конференциях с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016 года Российской Академии Естествознания. Секция «Психологические науки» (сертификат участника);
- Заявленные для публикации материалы "Профилактика селфи-
зависимости младших подростков" (Шарипова Г.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р.) VIII Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016»
планируются к опубликованию в общероссийском журнале Академии Естествознания "Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) до 20 июля 2016. Текст статьи представлен в открытом доступе по адресу: http://www.scienceforum.ru/2016/12/19790
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016 года. Секция «Современные проблемы социальной педагогики» (диплом II степени за лучший доклад). По итогам конференции тезисы «Психолого¬педагогическое обеспечение профилактики селфи-зависимости у детей младшего подросткового возраста» приняты к публикации в сборник студенческих статей и тезисов КФУ (2016).
- Оформленная работа была заявлена на конкурс «Лучшая студенческая работа К(П)ФУ». Из трех этапов конкурса работа прошла в два этапа. Получен диплом участника.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
При определении понятия «селфи» и «селфи-зависимость» появляются много несоответствий и неточностей. Это связано с тем, что однозначного научного определения данного феномена еще не сформулировано.
Возникновение «селфи-зависимости» у подростков может стать почвой для развития и других поведенческих или даже химических зависимостей. При психических расстройствах у подростков снижаются волевые качества, теряется адекватная самооценка, самоанализ, отсутствует психологическая защита.
Поиск научных исследований или публицистических суждений, статей по данной теме показал, что практически не представлено научных работ по селфи-зависимости и степень изученности данной проблемы очень низкий. Именно поэтому мы будем опираться на исследования нехимических (поведенческих) аддикций, так как «селфи-зависимость» можно отнести к данному виду аддикций. Нехимические (поведенческие) аддикции изучались такими учеными, как А. Ю. Егоров [10], А. В. Котляров [18] и др.
В современных условиях дети с самых ранних лет приобщаются к электронным средствам массовой информации. Поэтому
профилактическая работа должна вестись во всех возрастных этапах. Но так как, в подростковом возрасте дети больше подвержены к зависимому поведению, актуально применять профилактику всех зависимостей именно в младшем подростковом возрасте.
Анализ статистических данных, статей в интернете, форумах по данной проблематике позволил выявить противоречие между постоянным увеличением числа младших подростков, увлекающихся «селфи» и недостаточной обеспеченностью профилактической работы с младшими подростками, увлекающимися селфи, по предупреждению возникновения у них селфи-зависимости.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактической работы по предупреждению «селфи-зависимости» у младших подростков?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов профилактики «селфи-зависимости» у младших подростков.
Объект: процесс профилактики «селфи-зависимости» у младших подростков.
Предмет: содержание, формы и методы профилактической работы по предупреждению «селфи-зависимости» у младших подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что предрасположенность подростков к «селфи-зависимости» может устраниться, если:
- в организации профилактической работы опираться на сущностные характеристики и критерии «антиаддиктивной установка к возникновению селфи-зависимости»;
- учитывать возрастные особенности к проявлению селфи-
зависимостей у младших подростков;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс комплексную программу «Уникальные МЫ» по профилактике «селфи-зависимости», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: тренинг, упражнения, игры, дискуссии, беседа, демонстрация и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-публицистической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «аддикции», «зависимость», «поведенческие зависимости», «селфи- зависимость», «антиаддиктивная установка к возникновению селфи- зависимости».
2. Определить возрастные особенности «селфи-зависимости» у младших подростков.
3. Выявить формы и методы профилактической работы по предотвращению селфи-зависимости у младших подростков.
4. Разработать и экспериментально апробировать программу «Уникальные Мы» по профилактике «селфи-зависимости» у младших подростков.
Методологическую основу данного исследования составили труды российских ученых по проблеме современных поведенческих аддикций (С.И. Асмакова [2], О.В. Завалишиной [12]), по изучению специфики поведенческих аддикций (А.Ю. Егорова [10], Е.В. Змановской [13], Г.И. Колесниковой [17]), по изучению возрастных особенностей подростков (В.Г. Казанской [15], В.П. Чудиновой [40]), по организации профилактических мер для подростков (С.А. Беличевой [4], А.В. Гоголевой [7], В.В. Лозовой [21]).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и научно-публицистической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, диагностическое тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стали ученики шестых классов школы №51 Вахитовского района г. Казани, в количестве 43 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, внедрялась программа с целью профилактики «селфи-зависимости».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались выводы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучена проблематика по теме «селфи-зависимости» и представлены возрастные особенности проявления данной зависимости у младших подростков.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности широкого использования разработанной программы в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждениях по формированию антиаддиктивной личности подростков.
диагностического инструментария для выявления селфи-зависимости.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы,
соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов. Результаты исследования будут опубликованы: в журнале РАЕ - «Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) до 20 июля 2016 и приняты в печать в сборник студенческих статей и тезисов КФУ.
Участие в конференциях с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016 года Российской Академии Естествознания. Секция «Психологические науки» (сертификат участника);
- Заявленные для публикации материалы "Профилактика селфи-
зависимости младших подростков" (Шарипова Г.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р.) VIII Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016»
планируются к опубликованию в общероссийском журнале Академии Естествознания "Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) до 20 июля 2016. Текст статьи представлен в открытом доступе по адресу: http://www.scienceforum.ru/2016/12/19790
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016 года. Секция «Современные проблемы социальной педагогики» (диплом II степени за лучший доклад). По итогам конференции тезисы «Психолого¬педагогическое обеспечение профилактики селфи-зависимости у детей младшего подросткового возраста» приняты к публикации в сборник студенческих статей и тезисов КФУ (2016).
- Оформленная работа была заявлена на конкурс «Лучшая студенческая работа К(П)ФУ». Из трех этапов конкурса работа прошла в два этапа. Получен диплом участника.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
Таким образом, на основании проведенного исследования по теме «Профилактика селфи-зависимости у младших подростков» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Селфи-зависимость - это нехимическая (поведенческая) зависимость, проявляющаяся в фотографировании себя на камеру.
2. Антиаддиктивная установка к проявлению селфи-зависимости - это совокупность мер по предотвращению возникновения основных характеристик «селфи-зависимости», включающая работу по формированию адекватной самооценки, повышения коммуникативной культуры, самоуважения, уверенности в себе и знаний в области данной зависимости, его специфики и последствий.
3. Работа с подростками по профилактике селфи-зависимости должна нести целенаправленный, систематичный характер; должен включать в себя разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия, например, таких как, тренинги, беседы, игры, упражнения и др.
4. На констатирующем этапе исследования были диагностированы показатели по уровню селфи-зависимости, компонентам антиаддиктивной установки. Вследствие чего, были выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась программа по профилактике селфи- зависимости.
5. На контрольном этапе в ЭК были выявлены значимые различия по показателям, по которыми осуществлялась целенаправленная активная работа. В КК статистических различий по изучаемым показателям не произошло, за исключением проявления уровня селфи-зависимости.
6. Гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.
1. Селфи-зависимость - это нехимическая (поведенческая) зависимость, проявляющаяся в фотографировании себя на камеру.
2. Антиаддиктивная установка к проявлению селфи-зависимости - это совокупность мер по предотвращению возникновения основных характеристик «селфи-зависимости», включающая работу по формированию адекватной самооценки, повышения коммуникативной культуры, самоуважения, уверенности в себе и знаний в области данной зависимости, его специфики и последствий.
3. Работа с подростками по профилактике селфи-зависимости должна нести целенаправленный, систематичный характер; должен включать в себя разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия, например, таких как, тренинги, беседы, игры, упражнения и др.
4. На констатирующем этапе исследования были диагностированы показатели по уровню селфи-зависимости, компонентам антиаддиктивной установки. Вследствие чего, были выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась программа по профилактике селфи- зависимости.
5. На контрольном этапе в ЭК были выявлены значимые различия по показателям, по которыми осуществлялась целенаправленная активная работа. В КК статистических различий по изучаемым показателям не произошло, за исключением проявления уровня селфи-зависимости.
6. Гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ ' ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018



