Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к изучению истории в 6 классе

Работа №53882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Дидактическая игра в формировании познавательного интереса школьников 8
1.1 Проблема формирования интереса учащихся к изучению истории в школе 8
1.2 Дидактическая игра как основной вид игровой деятельности в школьном возрасте 14
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию
дидактических игр на уроках истории в 6 классах 24
2.1 Рекомендации и условия проведения дидактических игр на уроках истории в 6 классах 24
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по использованию дидактических игр с целью повышения познавательного интереса к урокам истории учащихся 6 классов МБОУ СОШ №20 Московского р-на г. Казани 31
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения 56


Актуальность исследования. Задачу формирования познавательного интереса к истории выдвигает любая из ныне действующих учебных программ. Это объяснимо с точки зрения поставленных задач и проблем, которые появились в результате модернизации российского образования. К таковым относятся: повышение его доступности, качества и эффективности, преобразование содержания образования, изменение его согласно с установкой времени и задач развития страны. В программных документах (Закон РФ «Об образовании»1, Концепции федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 годы2) указаны важнейшие принципы модернизации образования.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования 3 , формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация Концепции предполагает подготовку учебно-методического комплекса, способствующего формированию познавательного интереса школьников в учебном процессе.
Чтобы максимально заинтересовать учащихся предметом, необходимо уже с шестого класса, когда вводится предмет истории, сделать каждый урок максимально познавательным и увлекательным. С этой целью используются дидактические игры, их систематическое применение на уроках.
Игры, которые были призваны развивать детскую речь, учить счету и письму, зародились уже давно и развиваются до сих пор. Так в педагогике Ф. Фребеля через игру дети узнавали о форме, величине, цвете предметов), в системе О. Декроли, игры применялись в качестве образовательного метода2. Исследования таких деятелей, как JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, указывают на то, что развитие умственных действий на базе учебного процесса наблюдаются в процессе детских игр.3
Степень изученности темы. Методологическую базу исследования составили современные педагогические и психологические положения о всестороннем развитии личности, деятельностный подход в образовании школьников, теория обучающей роли дидактических игр, инновации в области дидактики и методики преподавания истории в школе.
Теоретической основой исследования стали психолого-педагогические аспекты теории игры в целом и дидактической в частности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков и др.), психологические теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.).
В современной методической литературе встречается довольно много источников по заявленной проблеме: работа М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина «Практикум по методике преподавания в школе» 4, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой «Методика преподавания истории в школе»3, И.Я. Лернера «Дидактические основы методов обучения», Т.А. Ефимовой «Дидактическая игра на уроках в школе» , В.М. Букатова, Е.А. Ершова «Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников»2, Е.В. Карпова «Дидактические игры в школьный период обучения».
Источниковая база. В книге М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина «Практикум по методике преподавания в школе»4 доступно и подробно описана проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учеников. Эти данные позволили выделить наиболее эффективные методы организации уроков истории.
В работе Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой «Методика преподавания истории в школе»3, определены дидактические и методические условия для реализации обучения по предмету история. Ценной информацией для нашего исследования является рекомендации по созданию условий повышения познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ.
Монография И.Я. Лернера «Дидактические основы методов обучения», дала основу для определения дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие интереса у школьников.
Положения Т.А. Ефимовой, изложенные в труде «Дидактическая игра на уроках в школе» 7 позволили выявить направление деятельности в практической части исследования.
Ярким примером использования игр в современной педагогической практике является социо-игровой стиль обучения (т.е. развитие ребёнка в игровом взаимодействии со сверстниками), активная разработка которого проводится В.М. Букатовым и А.П. Ершовой в книге «Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников».
Разнообразные виды игр и методы и рекомендации по их применению предложены Е.В. Карповой в пособии «Дидактические игры в школьный период обучения» . Нами были изучены материалы по специфике применения дидактических игр среди учащихся шестых классов, в частности применительно к урокам истории.
Большое значение для настоящей работы также имеют различные интернет- ресурсы, благодаря которым были найдены, проанализированы и учтены в опытно-экспериментальной части исследования, разнообразные виды дидактических игр. Электронная картотека игр по истории занимает значительный объем. Всего список литературы насчитывает 52 источника.
Объект исследования: дидактические игры на уроках истории.
Предмет исследования: условия формирования познавательного интереса на уроках истории в 6 классе.
Гипотеза: уроки истории будут вызывать у учащихся больше интереса, если в них будут включены дидактические игры.
Цель работы заключается в исследовании условий формирования познавательного интереса учащихся к изучению истории в 6 классе посредством дидактических игр.
Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить теоретические основы дидактических игр;
- новые аспекты в каком-либо предмете, стараются определить явные и неявные связи и отношения между различными явлениями.1


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно проведенному анализу теоретических исследований научной, учебной и методической литературы, а также деятельность великих ученых прошлых столетий, педагогов-новаторов, современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к истории, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра всегда имела огромное значение в обучении школьников. Педагогов всех времен волновал вопрос о развитии психических и познавательных процессов у школьников, побуждения их к деятельности, при этом приоритет имела именно дидактическая игра. На сегодняшний день игра продолжает оставаться значимой при обучении школьников, при этом она непрестанно видоизменяется, модернизируется и совершенствуется. Применение игры в образовательном процессе имеет хорошее воздействие на качество запоминания и осмысления учебного материала, благодаря повышению интереса к урокам истории. А интерес, в свою очередь, способствует активизации деятельности школьников и имеет мощное свойство мотивирования к учению.
По результатам практической части данной работы, проведенной на базе МБОУ СОШ № 20 Московского р-на г. Казани, можно сказать, что проблема повышения интереса к истории имеет место в образовательной практике. Эта проблема возникает потому, что для учащихся некоторый материал по истории представляет определенную сложность, например, запоминание дат и многочисленных имен, периодизация и иерархия и т.д. Если из урока в урок преподносить ученикам новый материал в однообразной форме, то интерес детей начинает снижаться (согласно практическим наблюдениям учителей- предметников).
Для того чтобы определить эффективность применения дидактических игр в системе уроков истории с целью повышения интереса учащихся было проведено экспериментальное исследование и анализ практической деятельности с использованием дидактической игры как средства обучения. Согласно полученным результатам, получили вывод о том, что для повышения интереса к истории необходимо стимулировать деятельность школьников посредством систематического включения в образовательную деятельность дидактических игр.
Благодаря взаимодействию в группах и взаимной поддержки дети учатся строить отношения друг с другом, и, как правило, это способствует сплочению всего классного коллектива. На уроках с применением дидактических игр ученики ведут себя более активно и любознательно, чем на стандартном занятии, им весело заниматься поисковой деятельностью, получение ответа на поставленный в игровой форме вопрос приносит им большое удовольствие, становится очевидным, что школьники увлечены уроком истории. Игры, проводимые на начальном этапе урока, приводят к повышению интереса ко всему уроку в целом, даже отстающие ученики начинают отвечать и работать более активно. Игры, проводимые в середине и в конце урока, дают возможность заострить внимание на сложном отрезке темы, запомнить и до конца понять полученную информацию.
Гипотеза о том, что «процесс повышения интереса к истории будет эффективнее, если в серию уроков истории будут включены дидактические игры интересные, доступные, включающие разные виды деятельности детей», поставленная в данной работе, подтверждена. Если использовать игры на протяжении всего процесса обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к истории, и учащиеся будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.
Таким образом, игры имеют большое значение для основной школы, целесообразно применять их систематически, включая в разные этапы урока, добавлять игры в структуру урока при подаче сложной для восприятия



- Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - 138 с.
Ю.Данилов А. А. История России. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
11. Дубова Т. А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках истории//История и обществознание в школе. - М.: Школьная пресса. 2009. -№ 11.-С. 23-26.
12.3имняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2003. - 396 с.
13. Калинина Н.А. Познавательный интерес школьников//Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса. - 2010. -№ 2. - С. 33-34.
14. Карпова Е.В. Дидактические игры в школьный период обучения. - Ярославль, 2007. - 388 с.
15. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей школьников//Преподавание истории в школе. - 2012. - № 11. - С.41-46.
16. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2010.-271 с.
17. Кудрявцев В,Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Дубна, 2007. - 385 с.
18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.
1. - М.: Педагогика, 2013. - 420 с.
19. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.; 2011. - 186 с.
20. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: Север и Запад,
2012. - 1550 с.
21. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз: Сфера, 2009.
- 135 с.
22. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1983. - 1580 с.
23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.
Педагогика, 2005. - 165 с.
24. Монтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3
до 6 лет. - М.: Просвещение, 1990. - 343 с.
25. Подласый П.П. Педагогика. - М.: Просвещение, Гуманитарное
издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 450 с.
26. Поляк Г.Б. Новая школа на Западе. Педагогическая система
Декроли. - М.: Работник просвещения. 2008. - 100 с.
27. Разбегаева Л.Г. Материалы к уроку истории//Преподавание истории в школе, 2014. - № 11. - С.48-50.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение.
2006. - 520 с.
29. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. „ др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: Академия, 2009. - 376 с.
30. Сорокина А.И. Дидактические игры на занятиях. - М.: Педагогика, 2012. -188 с.
31. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе в школе// Преподавание истории в школе. 2013. - № 8. -
С.7-9.
32. Султанов Р.И. Использование продуктивных задач на уроках истории как средство развития творческих способностей, обучающихся//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
2013. -№ 6. - С. 13-14.
33. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Север и Запад, 2009. - 326 с.
34. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии. - М.: Дашков и К, 2008. - 254 с.
35. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании. - М.: Дашков и К, 2007. - 198 с
36. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001.-288 с.
37. Шмаков С.А. Игры для учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004. 175 с.
III. Электронные источники
1. Зотова Е.А. Использование дидактических игр на уроках как способ формирования интереса к учебному процессу// URL: http://www.docme.ru/(Дата обращения 19.01.2017)
2. Игры и викторины по истории. Современный учительский портал// URL:http://easyen.ru/load/istorija/igry/72(Дата обращения: 21.03.2017).
3. Дидактическая игра и учебная деятельность// URL: http://bibliofond.ru/(Дата обращения: 29.11.2016).
4. Дидактическая игра на уроках истории// URL: http://www.kazreferat.info/(Дата обращения: 29.11.2016).
5. Дидактические игры// URL: http://pandia.ru/(Дата обращения:
29.11.2016) .
6. Ефимова Т.А. Дидактическая игра на уроках в школе// URL:
http://diplomba.ru/(Дата обращения: 29.11.2016).
7. Методика использования дидактической игры на уроке// URL:
http://baumanki.net/(Дата обращения: 29.11.2016).
8. Урок истории в 6 raacce//URL: http://zvonoknaurok.ru/(Дата обращения:
29.11.2016) .
9. Шмигирина Е.А. Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку истории// URL: http://nsportal.ru/(Дата обращения:


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ