Введение………………………………………………………..…………..3
Глава 1. Этические аспекты государственной гражданской службы………………………………………………….....………………………5
1.1. Понятие профессиональной этики государственной гражданской службы…….…………………………………………………………...…………..5
1.2. Моральный конфликт на государственной службе……..…………..8
1.3. Проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе…………………………………...……………………………..…………10
Глава 2. Моральные основы деятельности государственного гражданского служащего…………………………...……………………..…..13
2.1. Принципы профессиональной этики гражданского служащего…………………………………….….………………………………13
2.2. Особенности ответственности государственного служащего с позиции этики……………………………………………………………………17
2.3. Профессиональная этика и карьера…………………………………19
2.4. Профессиональная этика и проблема коррупции…………….……24
Заключение……………………………………………………...………..27
Библиографический список…………………………………………....29
Государственная гражданская служба как институт государственного управления имеет огромное значение в практике управления. Особенно значимым представляется тот факт, что государственная служба в целях ее эффективной реализации должна основываться на объективном духовно-нравственном фундаменте. Отсутствие строгого подчинения моральным нормам и следования этическим принципам в работе государственного служащего может дискредитировать любые благие начинания власти. В современных условиях социально-экономического реформирования общества нравственные основы государственной службы, моральные характеристики государственных служащих приобретают особое значение. Эффективная реализация необходимых реформ в Российской Федерации во многом зависит от осознанного и постоянного следования государственных служащих высоким моральным принципам, усиления роли нравственных аспектов поведения в процессе реализации целей и функций государственного управления.
. В фундаменте деятельности гражданского государственного служащего должны лежать этические и моральные основы, нравственные принципы. Соблюдение этих принципов, их популяризация в общественном сознании и сознании государственных служащих должны приниматься во внимание государством, становится в ранг государственных задач, поскольку их реализация способствует повышению эффективности и качества государственной службы, формировании положительного образа государственной власти, представителями которой и являются государственные служащие.
I. Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008) // Российская газета. 21.01.2009. №4831
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 22.10.2013) // СЗ РФ. 2004.№31.Ст.3215)
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ. (в ред. от 30.09.2013) «О противодействии коррупции»// СЗ РФ. 2008. №52. Ст.6228; 2011. №48. Ст. 6730.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»»// Российская газета. 30.12.2008. №4823.
5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». // СЗ РФ. 2002. №36. Ст. 3196.
6. Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. №269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов». Российская газета. 07.03.2007. №4310.
II. Учебная и монографическая литература.
1. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика: Энциклопедический словарь / М.: Гардарики, 2001
2. Астахова Н.В. Роль духовной культуры в подготовке кадров государственных служащих // Государственная и муниципальная служба: от качества подготовки – к качеству управления. Саратов: ПАГС, 2007.
3. Бадмаева Л.Б. Диалектика развития концепции корпоративной социальной ответственности // Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
4. Булатова М.С., Жукова А.С. Внутриличностные конфликты на государственной службе // Правовые и социально-психологические аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Саратов: ПАГС, 2009.
5. Васильева Г.А.. Профессиональная этика юриста. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Челябинск, 2005.
6. Дробышев П.Ю., Конов А.В., Васильев В.Д. Административная этика как средство противодействия коррупции. – М.: Центр Карнеги, 2003.
7. Комлева В.В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. – М., 2004. С. 140,141.
8. Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981
9. Левченко В.М., Цыкунов Г.А., Шободоева А.В., Сонич Г.Ф. История государственной службы России: нравственные ценности и профессиональный этикет. – Иркутск: ИГЭА, 2000.
10. Нелидов Н., Турчинов А., Романов В., Граждан В., Атаманчук Г. Какой быть государственной службе?// Государственная служба. 2001. №1. С.87
11. Селивоненко О.Г. Имидж государственных служащих. – Орел: РАГС, 2005.
12. Соколов В.М.. Нравственные основы государственной службы России – М., 2003. С. 161.
13. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
14. Тимофеев А.В. Проблема нравственности в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих // Человек. История. Культура: ист. и философ. альм. – Саратов: ПАГС, 2010. - №9.
15. Тищенко А.Э., Штапова А.Ф. Нравственно-культурные ценности государственных и муниципальных служащих // Правовые и социально-психологические аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Саратов: ПАГС, 2009.
16. Шувалова Н.Н. Этика деловых отношений: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009.