ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современные психологические представления о социальных установках личности 8
1.1. Проблема социальной установки в психологии 8
1.2. Социальные установки и их роль в спортивной деятельности 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социальных установок спортсменов 39
1.1. Организация и проведение эмпирического исследования
социальных установок спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта 39
1.2. Обработка и анализ результатов сравнительного исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из самых ярких психологических противостояний в спорте навсегда останется борьба фигуристов Е. Плющенко и А. Ягудина. Несколько лет весь мир следил за тем, чьи нервы окажутся крепче. Речь шла не только о фигуристах, но и об их тренерах - Мишине и Тарасовой. Страсти кипели нешуточные, лёд плавился от накала страстей. Весь мир разделился на два лагеря - за Плющенко и за Ягудина. Фигурное катание начали смотреть даже те, кто раньше никогда этого не делал - настолько грандиозной была их борьба.
О силе их противостояния говорит тот факт, что до сих пор Евгений и Алексей не упустят момента, чтобы не подначить друг друга, а в интервью по-прежнему щедро льют грязь на давно уже бывшего соперника. Одно известно наверняка - Ягудин не победил бы, если бы не помощь известного спортивного психолога - профессора Рудольфа Зайганова, внесшего немалую лепту в победу Ягудина на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Мир взорвался сообщениями о том, что психолог Зайганов загипнотизировал Е. Плющенко, и тот начал падать. Сам психолог утверждает, что загипнотизировал он своего подопечного, А. Ягудина, благодаря чему тот и победил.
Трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин сказал однажды весьма точную вещь: «Спорт - это не что иное, так узаконенное, морально оправданное проявление высшей степени эгоизма. Когда спортсмен выходит на старт, его совершенно не волнует, что кто-то еще хочет стать первым».
В олимпийской борьбе Мишина и Тарасовой каждый был по-своему прав. И каждый так или иначе руководствовался тем, что для достижения цели хороши все средства.
Да, в Солт-Лейк-Сити Ягудин с помощью психолога победил, но из-за травмы ему пришлось оставить спорт. А вот карьера Плющенко более продолжительная. На домашней Олимпиаде-2014 в Сочи он стал трехкратным олимпийским чемпионом, завоевав золото в командном турнире. С индивидуальных соревнований Плющенко снялся из-за травмы. Во время Олимпиады стало понятно, что фигурист до сих пор переживает из-за поражения от Ягудина в 2002¬м, а Алексею не дают покоя дальнейшие успехи Плющенко. Спортсмены и их окружение через СМИ и социальные сети долго обменивались взаимными уколами, так что в какой-то момент это перешло все разумные грани. И не украсило никого из участников дискуссии.
Что ж, история фигурного катания от битвы Плющенко- Ягудин только выиграла, как и болельщики. Ну а психологи невольно доказали всему миру, что спортивные состязания - это колоссальные нервные затраты спортсменов. И что без установок победить практически невозможно.
Актуальность исследования.
Суть спорта - соперничество. Чтобы однажды стать лучшим, спортсмену необходимо преодолеть многое. Боль и усталость от бесконечных тренировок. Травмы, которые иногда сводят на нет годы интенсивной подготовки. Самое главное - справиться с собой, со своим психическим напряжением, психологической усталостью. И как бы ни был готов спортсмен физически, накопленное психологическое утомление сработает в самый неподходящий момент.
Спорт всегда связан с необходимостью максимального напряжения психических и физических сил спортсмена. Необычные по интенсивности и дли-тельности физические и психические напряжения обусловлены спецификой спортивной деятельности. Поэтому, изучение психологических факторов регуляции спортивной деятельности никогда не перестанет быть актуальной, тем более что с каждым годом всё более и более обостряется борьба на мировой спортивной арене. И с каждым годом увеличивается необходимость психологи-ческой практической деятельности в формировании успешного выступления спортсменов.
Но проблема эффективности в спортивной, индивидуальной и игровой (групповой) деятельности до сих пор оказывается недостаточно изученной с точки зрения воздействия на нее социальных установок, хотя для спортивных психологов становится все очевиднее недостаточность изучения только индивидуальных психологических возможностей приспособления спортсменов к интенсивным психофизическим нагрузкам. Ведь спортивная команда как социальная группа становится для спортсменов значимой средой деятельности, что, в свою очередь, сказывается на многих групповых характеристиках - сплоченности, эффективности, надежности и др.
Именно поэтому, нам представляется необходимым углубить изучение специфики социальных установок спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта.
Цель исследования состоит в том, чтобы доказать существование различий по показателям сформированности некоторых социальных установок между представителями индивидуальных и групповых видов спорта.
Объект исследования. Психологические особенности спортсменов не-обходимые для достижения высокой спортивной квалификации.
Предмет исследования. Специфика выраженности социальных установок у представителей индивидуальных и игровых видов спорта.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что существует специфика в уровне выраженности различных социальных установок у представителей индивидуальных и групповых видов спорта.
Достижение поставленной цели подразумевает необходимость решения следующей последовательности задач:
1. Изучения на основе анализа современной литературы представлений о социальных установках и их возможном влиянии на эффективность спортивной деятельности.
2. Формирование диагностической батареи для изучения уровня сформированности различных социальных установок у представителей индивидуальных и игровых видов спорта.
3. Статистическая обработка и анализ результатов эмпирического исследования социальных установок у представителей индивидуальных и групповых видов спорта.
Теоретическими и методологическими основами исследования стали представления:
о системной организации психики Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др. [4, 14];
о месте и роли установок в организации психики Д.Н. Узнадзе, В.Г. Норакидзе и др. [20, 24, 33, 38];
о современных социально-психологических представлениях, связанных с термином социальная установка М. Рокич и Б.С. Алишев и т.д. [1, 2, 39].
Методы исследования. В процессе выполнения работы использованы следующие методы научного психологического исследования - теоретический анализ содержания терминов социальная установка и спортивная деятельность в разных видах деятельности, для объективного подтверждения различий в уровне сформированности социальных установок у представителей индивидуальных и групповых видов спорта использовано сравнительное эмпирическое исследование.
Методики исследования. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
- УСК Дж. Роттера, адаптированной у нас в стране Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом [28];
- тест для диагностики коллективистических и индивидуалистических ориентаций личности - Б.С. Алишева и Г.И. Кашапова [15];
- методика для диагностик установок в континууме «Эгоизм-альтруизм», созданная на основе объединения опросников для изучения диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева и мотивации помощи С.К. Нартовой-Бочавер [16, 21];
- тест личностной авторитарности Б.С. Алишева и Р.Ф. Баязитова [15].
Выборка испытуемых. В исследовании в качестве испытуемых выступали спортсмены двух видов спорта: регби-13 (КФК «Стрела») и легкоатлеты из секции ШВСМ. Все испытуемые мужчины в возрасте от 18 до 25 лет и имеют спортивную квалификацию от первого спортивного разряда до мастера спорта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут использоваться в тренировочном процессе для снижения зависимости спортивных результатов от внешних факторов у спортсменов индивидуальных видов спорта и повышения сыгранности у представителей командных (игровых) видов спорта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 65 наименований и приложений общим объемом 106 печатных страниц.
Завершая описание выполненной работы необходимо отметить, что в процессе ее выполнения последовательно решались и были успешно решены следующие задачи.
1. Как показал анализ литературы, большинство современных психологов склонны считать уровень развития системы социально-психологических показателей значимым для обеспечения эффективной деятельности в экстремальных условиях, в том числе и в спортивной деятельности. При этом к системе социально-психологических детерминант поведения и деятельности можно от-нести и такие индикаторы как социальные установки. Кроме того, следует от-метить, что в зависимости от характера деятельности (индивидуальная или групповая) для обеспечения ее эффективности необходима сформированность различных социальных установок.
2. Исходя из сформулированной гипотезы исследования, было организовано сравнительное эмпирическое исследование с использованием четырех методик, позволяющих оценить уровень развития основных социальных установок:
- УСК Дж. Роттера, адаптированной Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом;
- тест для диагностики коллективистических и индивидуалистических ориентаций личности - Б.С. Алишева и Г.И. Кашапова;
- методика для диагностик установок в континууме «Эгоизм-альтруизм», созданная на основе объединения опросников для изучения диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева и мотивации помощи С.К. Нартовой-Бочавер;
- тест личностной авторитарности Б.С. Алишева и Р.Ф. Баязитова.
3. В результате обработки и анализа полученных в сравнительном исследовании результатов можно утверждать, что легкоатлеты как представители индивидуального вида спорта при сравнении с регбистами (представителями группового вида спорта) характеризуются более высоко развитым уровнем интернальности в областях семейных отношений, межличностных отношений и здоровья. В то же время представители этого вида спорта отличаются заметно более высоко развитой тенденцией к индивидуализму. Это указывает на наличие связи между характером спортивной деятельности и формирующимися в ней социальными установками.
Столь же заметные различия обнаружены и при сравнении структурной организации показателей в тех же двух группах испытуемых. Характерным общим признаком для корреляционных структур является то, что в них системо-образующим показателем является интернальность в сфере профессиональной деятельности (и у легкоатлетов и у регбистов этот показатель имеет по пять связей), что указывает на особое место этого показателя в системе социальных установок спортсменов. При этом между системными организациями в двух выделенных группах существуют и серьезные различия. Прежде всего, следует отметить более сложную системную организацию показателей в группе регбистов. В ней зафиксировано девятнадцать связей между показателями, по сравнению с двенадцатью у легкоатлетов, это позволяет предположить, что у представителей игровых видов спорта система установок представляет собой более сложное системное образование - «симптомокомплекс». Отличия в сложности системной организации подтверждаются и результатами дивергентного анализа.
Таким образом, все поставленные в работе задачи нашли свое решение, цель достигнута, а гипотеза о существовании различий в социальных установках спортсменов индивидуальных (легкая атлетика) и групповых (регби) видов спорта получила свое подтверждение.
1. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности: системно¬
функциональный подход. /Дисс. д-ра психол. наук - Казань: ИСПО РАО, 2002.
2. Алишев Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение // ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. / Б.С. Алишев - Т.149., кн.1. - с.46-60.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 1987.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - СПб: Питер, 2001 - 288с.
5. Берг А.И. Кибернетика и надежность / А.И. Берг. - М.: Наука, 1964. - 288с.
6. Бонер Г. Установки // Введение в социальную психологию. Европейский подход /Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе / Г. Бонер - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. - с.231-274.
7. Данилова Т.М. Анализ соревновательной успешности спортсменов- стрелков в упражнении МВ-9 //В кн.: Психология спортивной деятельности /Т.М. Данилова - Казань: КГУ, 1985. - С. 33-42.
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса /Л.А. Китаев-Смык - М.: Наука, 1983. - 368 с.
9. Коренберг В.Б. О проблеме надежности выполнения физических упражнений //Материалы научн. конф. «Кибернетика и спорт» /В.Б Коренберг - М.: ЦС ССОиО СССР, 1965.
10. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике / В.Б Коренберг - М.: ФиС, 1970.
11. Коренберг В.Б. О проблеме надежности исполнения в гимнастике //Тезисы XIV научн.-метод. конф. вузов Москвы по физ. восп. / В.Б Коренберг - М.: МГС СОиО, 1963.
12. Котик М.А. Природа ошибок человека-оператора / М.А. Котик, А.М. Емельянов. - М.: Транспорт, 1993. - 290с.
13. Лисянская Е.В. Методологические и теоретические проблемы современной психологии / В сб.: Методологические особенности психологии спорта /Е.В. Лисянская - М.: ФиС, 1975. - с. 76-92.
14. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические основы современной психологии / Б.Ф. Ломов - М.: Наука, 1984 - 445с.
15. Методы изучения социальных и ценностных представлений студентов. Методические рекомендации. / Под ред Б.С. Алишева - Казань: Данис ИПП ПО РАО, 2006. - 48с.
16. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // В кн.: Очерки психологии труда оператора / Е.А. Милерян - М.: Наука,1974.- С. 48-61.
17. Муздыбаев К. Эгоизм и личность // Психологический журнал, - 2000. Т21, №2. /К. Муздыбаев - с.27-40.
18. Надежность изделия // Большая Советская Энциклопедия. Т.17. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - с. 205.
19. Надежность и быстродействие человеко-машинных систем. - Ростов-на- Дону: РостГУ, 1983. - 144 с.
20. Надирашвили Ш.А. Социальная психология личности /Ш.А. Надирашвили - Тбилиси: Знание, 1975 - 426с. - (на груз. языке).
21. Нартова-Бочавер С.К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал, - 1992. Т13, №4. /С.К. Нартова-Бочавер - с.15-23.
22. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова / В.Д. Небылицын - М.: Высшая школа, 1991. - с. 238-249.
23. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы как фактор надежности человека-оператора // Тезисы XV международного психологического конгресса в Югославии /В.Д. Небылицын. - М.: АН СССР, 1964. - с. 234-235.
24. Норакидзе В.Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопро¬сы психологии, - 1983, №5 / В.Г. Норакидзе - с. 130-136.
25. Основы инженерной психологии. /Под ред. Б.Ф. Ломова 2 изд. - М.: Высшая школа, 1986. - 356с.
26. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения /Л.А. Петрушенко - М.: Мысль, 1975. - 285с.
27. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176с.
28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. /Составитель Д.Я. Райгородский - Самара: Бахрах, 1998. - 669с.
29. Пуни А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психология: Учебник для техникумов ФК /А.Ц. Пуни - М.: ФиС, 1984. - с.157-161.
30. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А. Ядова / В.А. Ядов - Л.: Наука, 1979. - 188с.
31. Селье Г. Стресс без дистресса /Г. Селье - М.: Прогресс, 1979. - 124с.
32. Смирнов Б.А. Надежность оператора и системы «человек-машина» //В кн.: Основы инженерной психологии /Б.А. Смирнов - М.: Высшая школа,1975.- 352с.
33. Столяренко Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 259с.
34. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы установки / Д.Н. Узнадзе - Тбилиси: Наука, 1961. - 210с.
35. Ушаков И.А. Основные принципы теории надежности // Вопросы философии. - 1967. №6 /И.А. Ушаков - с. 18-24.
36. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса /Л. Фестингер - СПб.: Речь, 2000. - 358с.
37. Фокин Ю.Г. Надежность при эксплуатации технических средств /Ю.Г. Фокин. - М.: Воениздат, 1970. - 189с.
38. Щебланов В.Ю. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка //Психологический журнал, 1990. №3 / В.Ю. Щебланов, А.Ф. Бобров - с.60-69.
39. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D. & Sanford R.N. The authori-tarian personality. Vol.1-2. - N-Y.: Harper & Row, 1950.
40. Allport G.W. Attitudes //Handbook of social psychology / C.Murchison (Ed.).
- Worchester, MA: Clark University Press, 1935. - p.798-884.
41. Rokeach M. The nature of attitudes. // Beliefs, attitudes and values /M. Rokeach (Ed.). - San-Francisco, CA: Josey-Bass, 1968. - p.109-132.
42. Rotter J.D. Generalized expectancies for internal versus external control of re-inforcement // Psychological Monographs. - 1966. - Vol.80. - №1. - p.1-28.
43. Гипнотизер Ягудина., Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 06/11/2002.
44. Слезы на льду, Елена Сергеевна Вайцеховская - Амфора, М., 2007г., с 45-56.
45. Медицинская энциклопедия /гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. -
М.: Советская энциклопедия, 1974—1989. -- Т. 1—30. - т. 8,21. - с., 145,98, 210.
46. Бжалава И. Т. Установка и поведение. - Мск., 1968.- с.45-62.
47. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. - Мск., 1966. - с.87
48. Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка.— Тб., 1966.-с.33-64.
49. Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. - Тб., 1967.- с. 14.
50. Г М Андреева социальная психология, М., Аспект Пресс 2008., - с.162, 54,76.
51. Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук, М., МПСИ, 2009г., - с.39.
52. Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С., М., - ГЭОТАР- Медиа, 2014г.,- с. 47.
53. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987., с.29.
54. Бунин В.Я. Основы теории соревновательной деятельности. - Минск: БГОИФК, 1986., - с.13.
55. Вендрих А.Ф. Проблема надежности спортсмена в психологическом аспекте. "Теория и практика физической культуры", 1974, № 2.
56. Дьячков В.М. Основы надежности технического мастерства спортсменов.- М.: ФиС, 1974., - с.78-124.
57. Келлер B.C. Классификация соревновательной деятельности в атлетическом спорте. Наука спорту - спорт науке; Матер. Всесоюз. науч.-метод. конф. - Новосибирск, 1984.
58. Киселев Ю.Я. О подготовке тяжелоатлетов к непривычным условиям деятельности в соревнованиях. "Теор. и практ. физ. культ.", 1964, № 7.
59. Мак-Каллок У. Надежность биологических систем. В кн.: Самоорганизация системы (перевод с англ.). - М.: Мир, 1964.
60. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: ФиС, 1983.
61. Смирнов Ю.И., Зулаев И.И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена /Уч. пос. - М.: МГАФК, 1995.
62. Эшби У. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения (Пер. с англ.). - М.: Изд. иностранной литературы, 1962., - с. 88-96.
63. Марта 1996 Журнал "Теория и практика физической культуры" Доктор педагогических наук, профессор Ю.И.Смирнов, кандидат педагогических наук И.И.Зулаев, Московская государственная академия физической культуры.
64. Особенности мотивации спортсменов., (Мешкова Е.А. - преподаватель дисциплин «Психология общения» и «Социальная психология» ГБОУ СПО МО "Училище олимпийского резерва № 2, г.Звенигород).
65. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 5-20.