Содержание 2
Определения, обозначения, сокращения 3
Введение 4
1. Теоретическая часть 7
1.1 Напряжённость: системы регистрации 11
1.2 Кожно-гальваническая реакция 17
2. Экспериментальное оборудование и источники данных 20
2.1 Прибор BioPulse-TC: Описание, технические характеристики 20
2.2 Источники данных и структура данных 22
3. Эксперимент 25
4. Подготовка данных для анализа 31
5. Анализ данных 33
5.1 Составление карты напряжённости 35
5.2 Анализ влияния напряжённости на вероятность дорожно-транспортных
происшествий 36
Заключение 40
Используемые источники
Дорожно-транспортные происшествия наносят значительный ущерб экономике любой страны, который может достигать 3 процентов от валового национального продукта. В России каждый год насчитывается около 27000 жертв ДТП с летальным исходом, а ущерб от аварий составляет в России 2,5% от ВНП в год и 5,5 триллионов рублей с 2011 по 2016 года, что эквивалентно расходам на здравоохранение за тот же период [4].
Распространёнными факторами ДТП являются:
1. Нарушение правил дорожного движения водителями:
• Алкогольное/наркотическое опьянение;
• Неиспользование ремней безопасности;
• Отсутствие детского кресла;
• Превышение скорости и другие;
2. Усталость водителя;
3. Неблагоприятные погодные условия;
4. Отвлекающие факторы:
• Мобильный телефон;
• Курение за рулём или приём пищи;
• Пассажиры;
5. Невнимательность пешеходов и многие другие.
Однако сколько факторов, влияющих на ДТП, бы не существовало, практически все они в той или иной степени зависят от психического или физиологического состояния водителя, а, точнее говоря, от уровня его напряжённости за рулём. Недавние исследования показали, что стрессовое состояние не только тесно переплетено с неврологическими механизмами, ответственными за познание, но и играет жизненно важную роль в процессе принятия решений и адаптации к непредсказуемым условиям, таким как вождение [2]. То есть водитель может быть излишне напряжён при осадках или в гололёд, при неоднозначности дорожных знаков, на крупных регулируемых и нерегулируемых перекрёстках. Для решения этой глобальной проблемы дорожных происшествий, мы выдвигаем гипотезу исследования о том, что дорожные инциденты связаны с показателями психофизиологической напряжённости водителя, которые возможно зарегистрировать с помощью колебаний физиологических датчиков КГР в диапазоне высоких амплитуд, и состояние напряжённости человека даст нам совокупное понятие рассмотрения характеристик КГР при актуализации стрессовой напряжённости, поскольку показания будут демонстрировать не только ситуативную тревожность, но и личностную предрасположенность каждого отдельного испытуемого к определённым внешним факторам и стрессовым ситуациям.
Для выявления этого состояния мы проведём ряд экспериментов с шестнадцатью респондентами. Понимание этой взаимосвязи даст нам возможность для предсказания дальнейших действий водителя, определение его способности к управлению транспортным средством и готовности к поездке.
В работе мы будем использовать такие методы исследования, как: анализ и обзор научных статей и работ по теме, субъективные методы и тесты испытуемых во время и после экспериментов, субъективную оценку состояния респондентов, объективную с помощью физиологических датчиков, анализ данных и построение карты напряжённости, сравнение с данными о реальных местах концентрации ДТП, а также влияние напряжённости на вероятность возникновения дорожных инцидентов.
Полученные в результате работы данные дадут понимание о связи колебаний показателей КГР и механизмов стрессового напряжения водителя и его непосредственной реакции в реальных условиях вождения. В перспективе это может быть использовано для снижения вероятности возникновения ДТП, а также для автоматизации управления некоторой техникой в транспортных средствах, например: радио может автоматически убавлять громкость, навигатор будет предупреждать лишь о необходимости критических манёвров, телефон при высокой напряжённости водителя будет включаться в режим автоответчика. Кроме того, после внедрения и интеграции во встроенные системы безопасности, такое решение помогло бы обнаруживать критические уровни напряжения водителя, и предпринимать профилактические меры, чтобы избежать или минимизировать потенциальные последствия опасных стрессовых ситуаций, которые могут привести к аварии.
Стрессовое состояние не только тесно переплетено с неврологическими механизмами, ответственными за познание, но и играет жизненно важную роль в процессе принятия решений и адаптации к непредсказуемым условиям, таким, как вождение.
Перед проведением исследования и экспериментов, мы выдвинули гипотезу о том, что дорожные инциденты так или иначе связаны c показателями психофизиологической напряжённости водителя, которые возможно зарегистрировать с помощью колебаний физиологических датчиков КГР в диапазоне высоких амплитуд. Действительно, состояние напряжённости человека даёт нам совокупное понятие рассмотрения характеристик КГР при актуализации стрессовой напряжённости, поскольку показания демонстрируют не только ситуативную тревожность, но и личностную предрасположенность каждого отдельного испытуемого к определённым внешним факторам и стрессовым ситуациям.
Для доказательства гипотезы и выявления этого состояния мы провели ряд экспериментов с респондентами. Однако по результатам анализа данных и построения карты напряжённости мы установили, что высокая напряжённость водителей не связана напрямую с дорожно-транспортными происшествиями, а данная связь, по нашим расчётам, составляет 72 процента. Такая ситуация является возможной в связи с тем, что многие аварийно-опасные участки Казани сопровождаются излишне низкой напряжённостью и сосредоточенностью водителей.
В работе мы использовали такие методы исследования, как: субъективные методы оценки испытуемых, а также объективную с помощью физиологических датчиков, анализ данных и построение карты напряжённости, сравнение с данными о реальных местах концентрации ДТП, а также влияние напряжённости на вероятность возникновения дорожных инцидентов.
Полученные в результате работы данные дают понимание о связи колебаний показателей КГР и механизмов стрессового напряжения водителя и его непосредственной реакции в реальных условиях вождения. В перспективе это может быть использовано для снижения вероятности возникновения ДТП, а также для автоматизации управления некоторой техникой в транспортных средствах.
1. Healey J. Detecting stress during real-world driving tasks using physiological sensors / Healey J., Picard R. // IEEE Transactions intelligent transportation system.-2005.- vol.6.-no. 2.
2. Rigas G. Real-Time Driver’s Stress Event Detection / Rigas G., Goletsis Y. // IEEE Transactions On intelligent transportation systems.- 2012.-vol. 13.- no. 1
3. Picard R. Smart car: Detecting driver stress / Healey J., Picard R. // in Proc. 15th Int. Conf. Pattern Recognition.- 2000.-vol. 4
4. Дорожно-транспортные травмы. Информационный бюллетень N°358. Всемирная Организация Здравоохранения (Октябрь 2015). [Электронный ресурс] // URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs358/ru
5. Карта улиц, где чаще всего случаются аварии [Электронный ресурс] // URL:http://prokazan.ru/auto/view/76985
6. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». [Электронный ресурс] // URL: http: //www.fcp-pbdd.ru
7. Научная конференция в рамках форума «Безопасность и связь», Информационное агентство «Татар-информ». [Электронный ресурс] // URL:http://www.tatar-inform.ru/news/2014/02/27/396356/
8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме/Селье Г. // М.: Медгиз.- 1960
9. Селье Г., «Стресс жизни» / Селье Г. // М.: Медгиз.- 1960
10. Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии/ Рыжов Б.Н. //Системная психометрика напряжённости МГПУ, Москва
11. Иоселиани К.К. Информационно-активационное соотношение и психическая работоспособность операторов/ Иоселиани К.К., Рыжов Б.Н. // Космическая биология и авиакосм. мед.- 1987,- № 1
12. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии/ Баевский Р.М. // М.: Медицина.- 1979
13. ХессетДж. Введение в психофизиологию / Хессет Дж. // М.: Мир.- 1981
14. Б.Г. Мещеряков. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко // М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.-2003
15. Peterson, F.Psychophisiological investigation with the galvanometr and pheumograph in nirmal and insane individuals / Peterson, F., Yung, G.C..- 1907.- 1981)
16. LandgrenK. Ear Acupuncture / KajsaLandgren // Elsevier Health Sciences.- 2008.- c. 30
17. Reason. J. Human error: models and management / Reason. J. // Western Journal of Medicine.- 2000.- 172(6):393
18. H.L’ovheim. A new three-dimensional model for emotions and monoamine neurotransmitters / H. L’ovheim // Medical hypotheses.- 2012.- 78(2):341—348