Политические детерминанты экономического кризиса на примере РФ
|
Введение 3
Раздел I Теоретико-методологические основы исследования кризисных явлений 9
Раздел II Проблема изучение политических институтов и финансового кризиса 24
Раздел III Российская модель антикризисного управления 40
Заключение 55
Список литературы
Раздел I Теоретико-методологические основы исследования кризисных явлений 9
Раздел II Проблема изучение политических институтов и финансового кризиса 24
Раздел III Российская модель антикризисного управления 40
Заключение 55
Список литературы
Россия является активным участником процессов, происходящих в мировом экономическом пространстве. Однако это дает не только преимущества, но и оказывает существенное негативное влияние на экономику страны в случае возникновения кризисных явлений в мировой экономике. Изучение влияния трансформации экономического кризиса является важным для Российской Федерации при формировании государственной политики, поддержании стабильности экономического развития, а также для создания благоприятного инвестиционного климата. Понимание основных особенностей трансформации кризисов под действием внутренних и внешних процессов позволит скорректировать экономическую политику в направлении стабилизации, сглаживать циклические колебания экономики.
В современном российском законодательстве отсутствует проработанная нормативная база для антикризисной политики, что во многом связано с развитием страны в постсоветский период. Кризис российской экономической системы, который начался в 2014 году сначала действия экономических санкций и показал реальный масштаб экономических проблем, которые были созданы в России в течение нескольких десятилетий.
Активные разработки в области государственной антикризисной политики начались достаточно давно и были связаны с преодолением кризисных явлений 70-80 -х гг. Ввиду необходимости борьбы с последствиями мирового экономического кризиса их актуальность резко возросла. На сегодняшний день перед российскими политиками стоит задача вывода страны из кризиса путём наименьших потерь, что требует особого внимания к антикризисной политике. Сложность этой задачи обусловлена необходимостью реализации комплекса противоречащих друг другу мер. Для нивелирования существующих тенденций кризисного развития необходимо менять содержание и целевую ориентацию реформ.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования проблем государственного участия в кризисных процессах начались сравнительно недавно, но теоретико-методологические основы для их изучения были заложены в рамках классических политологических направлений. Попытка систематизации западных политологических подходов к государственной антикризисной политике произведена А. Бойном, П. Хартом.
Авторы руководствуются пониманием кризиса, свойственным адептам системного подхода, согласно которому кризис - явление, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества в силу взаимосвязанности их функционирования и имеющее тенденцию к разрастанию, в процессе которого оно захватывает и углубляет существующие в обществе проблемы. Поэтому в ходе исследования проводится анализ антикризисных мер, направленных не только на минимизацию негативных последствий мирового экономического кризиса, но и на борьбу с кризисными тенденциями, присутствовавшими в РФ до его начала. С этой точки зрения актуален политический анализ реализуемых мер и выработка рекомендаций по их корректировке с учётом всех выявленных в ходе претворения в жизнь достоинств и недостатков.
В числе исследователей - представителей эволюционного подхода можно назвать Е. Брандта и Дж. Кристиансена ; попытку систематизировать практический опыт разных стран в сфере государственной антикризисной политики сделали политологи К.Линборг, С.Коэн.
Внимание исследователей к вопросу о государственной антикризисной политики в РФ существенно. С точки зрения государственного регулирования кризисных ситуаций данной проблематикой занимаются В.А. Медведев, Д.С. Львов. Современные исследования включают в себя работы Коротаева А.В, Гринина Л.Е.
Важное место в государственной антикризисной политике занимает разработка стратегий выхода из кризиса и его предупреждения. Изучением этих вопросов занимаются К. Боумэн, А.Дж. Стрикленд. Роль инноваций в процессе реализации антикризисной политики рассматривает Бажутин А.С.
Большое значение для государственной антикризисной политики имеют разработки в сфере риск-менеджмента К.В. Балдина , С.А. Филин.
Эмпирическая основа исследования. Работа выполнена на основе анализа массива нормативно-правовых источников, публикаций печатных и электронных СМИ. Это, прежде всего, Федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации, ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, отчёты о деятельности Правительства Российской Федерации, программы и планы антикризисных действий Правительства Российской Федерации, аналитические материалы, касающиеся разных аспектов государственной политики.
Объектом исследования является политические феномены и процессы, влияющие на возникновение экономического кризиса.
Предметом исследования выступают взаимосвязи и взаимозависимость между политическими факторами и экономическим кризисом.
Цель исследования: выявить особенности участия государства в кризисных процессах на примере Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. выявить направления изменения экономического кризиса под влиянием экономических противоречий и диспропорций РФ;
2. определить основные этапы формирования концепции
государственной антикризисной политики;
3. описать основные теоретике-методологические подходы к государственной антикризисной политике, сформировавшиеся в западной и отечественной политологии;
4. рассмотреть подходы различных политологических школ на причины кризисного развития экономики;
5. проанализировать зависимость российской политической и экономической системы от "внешних шоков".
Поскольку область исследования государственной антикризисной политики находится на стыке ряда научных дисциплин (политологии, экономики, социологии, юриспруденции), настоящее исследование является междисциплинарным, в нём комплексно использована методология современных гуманитарных наук.
В работе использованы следующие методы анализа данных:
1. Анализ документов для определения основных позиций и подходов, особенностей использования понятий кризис, антикризисная политика, политическое регулирование в нормативных актах РФ.
2. Казусно-ориентированное сравнение для выявления общих и частных подходов в различных гуманитарных дисциплинах к кризисным процессам в государстве.
3. Исторический метод использовался при изучении теоретико-методологических основ государственной антикризисной политики, сложившихся в рамках западной и отечественной политической науки.
4. Мониторинг СМИ для получения актуальной информации о происходящих событиях, которые связаны с кризисными явлениями и реализацией государства антикризисной политики.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы могут использоваться с целью расширения представлений в области экономической динамики, циклов и кризисов, формирования моделей государственного регулирования экономики в условиях кризиса и посткризисный период.
Данная работа содержит в себе введение, три раздела , заключение, список используемой литературы.
Первый раздел включает в себя теоретическую часть. Раскрываются понятия «кризис», «кризис в социальной сфере», «государственная антикризисная политика», «институциональное доверие», «государственная модель экономического развития».
Во втором разделе внимание уделяется специфике исследовательских методик и процедур для анализа кризисных явлений сложившихся в политической и экономической науке, а так же опыт различных стран в становлении антикризисной политики.
Третий раздел посвящен анализу становления государственной антикризисной политики РФ, обобщаются основные подходы к определению понятия «государственная модель развития».
В современном российском законодательстве отсутствует проработанная нормативная база для антикризисной политики, что во многом связано с развитием страны в постсоветский период. Кризис российской экономической системы, который начался в 2014 году сначала действия экономических санкций и показал реальный масштаб экономических проблем, которые были созданы в России в течение нескольких десятилетий.
Активные разработки в области государственной антикризисной политики начались достаточно давно и были связаны с преодолением кризисных явлений 70-80 -х гг. Ввиду необходимости борьбы с последствиями мирового экономического кризиса их актуальность резко возросла. На сегодняшний день перед российскими политиками стоит задача вывода страны из кризиса путём наименьших потерь, что требует особого внимания к антикризисной политике. Сложность этой задачи обусловлена необходимостью реализации комплекса противоречащих друг другу мер. Для нивелирования существующих тенденций кризисного развития необходимо менять содержание и целевую ориентацию реформ.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования проблем государственного участия в кризисных процессах начались сравнительно недавно, но теоретико-методологические основы для их изучения были заложены в рамках классических политологических направлений. Попытка систематизации западных политологических подходов к государственной антикризисной политике произведена А. Бойном, П. Хартом.
Авторы руководствуются пониманием кризиса, свойственным адептам системного подхода, согласно которому кризис - явление, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества в силу взаимосвязанности их функционирования и имеющее тенденцию к разрастанию, в процессе которого оно захватывает и углубляет существующие в обществе проблемы. Поэтому в ходе исследования проводится анализ антикризисных мер, направленных не только на минимизацию негативных последствий мирового экономического кризиса, но и на борьбу с кризисными тенденциями, присутствовавшими в РФ до его начала. С этой точки зрения актуален политический анализ реализуемых мер и выработка рекомендаций по их корректировке с учётом всех выявленных в ходе претворения в жизнь достоинств и недостатков.
В числе исследователей - представителей эволюционного подхода можно назвать Е. Брандта и Дж. Кристиансена ; попытку систематизировать практический опыт разных стран в сфере государственной антикризисной политики сделали политологи К.Линборг, С.Коэн.
Внимание исследователей к вопросу о государственной антикризисной политики в РФ существенно. С точки зрения государственного регулирования кризисных ситуаций данной проблематикой занимаются В.А. Медведев, Д.С. Львов. Современные исследования включают в себя работы Коротаева А.В, Гринина Л.Е.
Важное место в государственной антикризисной политике занимает разработка стратегий выхода из кризиса и его предупреждения. Изучением этих вопросов занимаются К. Боумэн, А.Дж. Стрикленд. Роль инноваций в процессе реализации антикризисной политики рассматривает Бажутин А.С.
Большое значение для государственной антикризисной политики имеют разработки в сфере риск-менеджмента К.В. Балдина , С.А. Филин.
Эмпирическая основа исследования. Работа выполнена на основе анализа массива нормативно-правовых источников, публикаций печатных и электронных СМИ. Это, прежде всего, Федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации, ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, отчёты о деятельности Правительства Российской Федерации, программы и планы антикризисных действий Правительства Российской Федерации, аналитические материалы, касающиеся разных аспектов государственной политики.
Объектом исследования является политические феномены и процессы, влияющие на возникновение экономического кризиса.
Предметом исследования выступают взаимосвязи и взаимозависимость между политическими факторами и экономическим кризисом.
Цель исследования: выявить особенности участия государства в кризисных процессах на примере Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. выявить направления изменения экономического кризиса под влиянием экономических противоречий и диспропорций РФ;
2. определить основные этапы формирования концепции
государственной антикризисной политики;
3. описать основные теоретике-методологические подходы к государственной антикризисной политике, сформировавшиеся в западной и отечественной политологии;
4. рассмотреть подходы различных политологических школ на причины кризисного развития экономики;
5. проанализировать зависимость российской политической и экономической системы от "внешних шоков".
Поскольку область исследования государственной антикризисной политики находится на стыке ряда научных дисциплин (политологии, экономики, социологии, юриспруденции), настоящее исследование является междисциплинарным, в нём комплексно использована методология современных гуманитарных наук.
В работе использованы следующие методы анализа данных:
1. Анализ документов для определения основных позиций и подходов, особенностей использования понятий кризис, антикризисная политика, политическое регулирование в нормативных актах РФ.
2. Казусно-ориентированное сравнение для выявления общих и частных подходов в различных гуманитарных дисциплинах к кризисным процессам в государстве.
3. Исторический метод использовался при изучении теоретико-методологических основ государственной антикризисной политики, сложившихся в рамках западной и отечественной политической науки.
4. Мониторинг СМИ для получения актуальной информации о происходящих событиях, которые связаны с кризисными явлениями и реализацией государства антикризисной политики.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы могут использоваться с целью расширения представлений в области экономической динамики, циклов и кризисов, формирования моделей государственного регулирования экономики в условиях кризиса и посткризисный период.
Данная работа содержит в себе введение, три раздела , заключение, список используемой литературы.
Первый раздел включает в себя теоретическую часть. Раскрываются понятия «кризис», «кризис в социальной сфере», «государственная антикризисная политика», «институциональное доверие», «государственная модель экономического развития».
Во втором разделе внимание уделяется специфике исследовательских методик и процедур для анализа кризисных явлений сложившихся в политической и экономической науке, а так же опыт различных стран в становлении антикризисной политики.
Третий раздел посвящен анализу становления государственной антикризисной политики РФ, обобщаются основные подходы к определению понятия «государственная модель развития».
Целью проведенного исследования являлось установление на основе комплексного изучения теоретико-эмпирических материалов природы и характера влияния политических факторов на экономический кризис. Конкретизация цели в задачах позволила предметно проанализировать имеющуюся литературу и на основании использования совокупности научных методов прийти к следующим выводам:
Во-первых, соотношение политики и экономики является одной из сложнейших проблем в социальных науках в силу комплексности рассматриваемых феноменов, богатой научной истории их осмысления, подвижности взаимосвязей, в немалой степени зависящих от конкретно- исторических условий общественного развития. Вместе с тем, современная научно-общественная мысль располагает обширным междисциплинарным методологическим инструментарием, позволяющим изучать взаимоотношения политики и экономики, взятые в различных аспектах и срезах действительности.
Очевидным является тот факт, что наиболее полное представление о характере связей между двумя сферами общества может дать лишь системный метод, примененный для описания политики и экономики в качестве базовых социальных подсистем, структурирующих социальные отношения в области, связанной с реализацией власти и воспроизводством благ, соответственно. Представления о целостности, относительной автономности, структурном составе политической и экономической подсистем дают основание для их аналитического разложения, что, в свою очередь, позволяет рассматривать связи систем на субсистемном уровне институтов, культуры, поведения.
Во-вторых, принцип детерминизма-причинности в общественных науках постулирует допустимость (и необходимость) нахождения причинно- следственных связей в политической и экономической сферах общества. В системе факторов экономического кризиса политические факторы выступают в качестве экзогенных условий. То есть, они не являются самодостаточными причинами возникновения феномена кризиса. Напротив, их детерминирующее влияния в благоприятных условий способствует устранения эндогенных факторов экономического кризиса.
В-третьих, объясняющей переменной кризисных процессов является политическая культура. Механизмы влияния политической культуры опираются на феномен политического доверия, относящегося к ценностям гражданской политической культуры. Ценности доверия через персональное сотрудничество и кооперацию в рамках общественных организаций отражаются в установках лояльности и реализуются в поведенческих практиках поддержки политического режима. Для экономической среды политическое доверие прежде всего, означает уверенность в стабильности политической системы, минимальные политические риски (такие, например, как реприватизация, национализация и т.п.), вера в верховенство закона.
В-четвертых, определяющее значение при рассмотрении модели экономического развития России содержится в понятии экономический рост. В этом ключе экономический рост соотносится с интегральным показателем «экономического развития», центральным элементом которого рост выступает. Однако в связи с расплывчатыми формулировками феномена развития и различным объемом вкладываемого в него содержания имеются определенные трудности с выработкой комплексного индикатора экономического развития, поэтому в исследованиях чаще оперируют показателями экономического роста. Очевидно также, что помимо содействия экономическому росту характер причинной связи может быть отрицательным, и тогда аккумуляция негативных политических факторов ведет к затормаживанию экономического прогресса, становится причиной появления экономического кризиса.
В-пятых, в целях адекватного описания феномена политической и экономических процессов необходимо проводить широкое сопоставление политики и экономики как относительно самостоятельных, но в то же время функционально схожих подсистем. При этом, отыскание причинно- следственных и функциональных связей возможно при принятии факта об опосредованном существовании политики и экономики. Общность выполняемых функций подсистем (распределение благ и ресурсов, разрешение социальных конфликтов, координация усилий общественных групп, организаций и движений, достижение консенсуса относительно целей общественного развития) позволяет говорить о доминировании политических либо экономических методов регулирования социальных отношений в разные периоды.
Во-первых, соотношение политики и экономики является одной из сложнейших проблем в социальных науках в силу комплексности рассматриваемых феноменов, богатой научной истории их осмысления, подвижности взаимосвязей, в немалой степени зависящих от конкретно- исторических условий общественного развития. Вместе с тем, современная научно-общественная мысль располагает обширным междисциплинарным методологическим инструментарием, позволяющим изучать взаимоотношения политики и экономики, взятые в различных аспектах и срезах действительности.
Очевидным является тот факт, что наиболее полное представление о характере связей между двумя сферами общества может дать лишь системный метод, примененный для описания политики и экономики в качестве базовых социальных подсистем, структурирующих социальные отношения в области, связанной с реализацией власти и воспроизводством благ, соответственно. Представления о целостности, относительной автономности, структурном составе политической и экономической подсистем дают основание для их аналитического разложения, что, в свою очередь, позволяет рассматривать связи систем на субсистемном уровне институтов, культуры, поведения.
Во-вторых, принцип детерминизма-причинности в общественных науках постулирует допустимость (и необходимость) нахождения причинно- следственных связей в политической и экономической сферах общества. В системе факторов экономического кризиса политические факторы выступают в качестве экзогенных условий. То есть, они не являются самодостаточными причинами возникновения феномена кризиса. Напротив, их детерминирующее влияния в благоприятных условий способствует устранения эндогенных факторов экономического кризиса.
В-третьих, объясняющей переменной кризисных процессов является политическая культура. Механизмы влияния политической культуры опираются на феномен политического доверия, относящегося к ценностям гражданской политической культуры. Ценности доверия через персональное сотрудничество и кооперацию в рамках общественных организаций отражаются в установках лояльности и реализуются в поведенческих практиках поддержки политического режима. Для экономической среды политическое доверие прежде всего, означает уверенность в стабильности политической системы, минимальные политические риски (такие, например, как реприватизация, национализация и т.п.), вера в верховенство закона.
В-четвертых, определяющее значение при рассмотрении модели экономического развития России содержится в понятии экономический рост. В этом ключе экономический рост соотносится с интегральным показателем «экономического развития», центральным элементом которого рост выступает. Однако в связи с расплывчатыми формулировками феномена развития и различным объемом вкладываемого в него содержания имеются определенные трудности с выработкой комплексного индикатора экономического развития, поэтому в исследованиях чаще оперируют показателями экономического роста. Очевидно также, что помимо содействия экономическому росту характер причинной связи может быть отрицательным, и тогда аккумуляция негативных политических факторов ведет к затормаживанию экономического прогресса, становится причиной появления экономического кризиса.
В-пятых, в целях адекватного описания феномена политической и экономических процессов необходимо проводить широкое сопоставление политики и экономики как относительно самостоятельных, но в то же время функционально схожих подсистем. При этом, отыскание причинно- следственных и функциональных связей возможно при принятии факта об опосредованном существовании политики и экономики. Общность выполняемых функций подсистем (распределение благ и ресурсов, разрешение социальных конфликтов, координация усилий общественных групп, организаций и движений, достижение консенсуса относительно целей общественного развития) позволяет говорить о доминировании политических либо экономических методов регулирования социальных отношений в разные периоды.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ ГОРОДА
БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Социально-экономические детерминанты электоральных
предпочтений в субъектах РФ (на примере республик Северная Осетия-
Алания, Татарстан, Тыва)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Анализ влияния экономических преступлений на уровень экономической безопасности региона (Экономическая безопасность, Российский экономический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации (На примере Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (23.00.02 )
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



