Введение 3
Раздел I Теоретико-методологические основы исследования кризисных явлений 9
Раздел II Проблема изучение политических институтов и финансового кризиса 24
Раздел III Российская модель антикризисного управления 40
Заключение 55
Список литературы
Россия является активным участником процессов, происходящих в мировом экономическом пространстве. Однако это дает не только преимущества, но и оказывает существенное негативное влияние на экономику страны в случае возникновения кризисных явлений в мировой экономике. Изучение влияния трансформации экономического кризиса является важным для Российской Федерации при формировании государственной политики, поддержании стабильности экономического развития, а также для создания благоприятного инвестиционного климата. Понимание основных особенностей трансформации кризисов под действием внутренних и внешних процессов позволит скорректировать экономическую политику в направлении стабилизации, сглаживать циклические колебания экономики.
В современном российском законодательстве отсутствует проработанная нормативная база для антикризисной политики, что во многом связано с развитием страны в постсоветский период. Кризис российской экономической системы, который начался в 2014 году сначала действия экономических санкций и показал реальный масштаб экономических проблем, которые были созданы в России в течение нескольких десятилетий.
Активные разработки в области государственной антикризисной политики начались достаточно давно и были связаны с преодолением кризисных явлений 70-80 -х гг. Ввиду необходимости борьбы с последствиями мирового экономического кризиса их актуальность резко возросла. На сегодняшний день перед российскими политиками стоит задача вывода страны из кризиса путём наименьших потерь, что требует особого внимания к антикризисной политике. Сложность этой задачи обусловлена необходимостью реализации комплекса противоречащих друг другу мер. Для нивелирования существующих тенденций кризисного развития необходимо менять содержание и целевую ориентацию реформ.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования проблем государственного участия в кризисных процессах начались сравнительно недавно, но теоретико-методологические основы для их изучения были заложены в рамках классических политологических направлений. Попытка систематизации западных политологических подходов к государственной антикризисной политике произведена А. Бойном, П. Хартом.
Авторы руководствуются пониманием кризиса, свойственным адептам системного подхода, согласно которому кризис - явление, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества в силу взаимосвязанности их функционирования и имеющее тенденцию к разрастанию, в процессе которого оно захватывает и углубляет существующие в обществе проблемы. Поэтому в ходе исследования проводится анализ антикризисных мер, направленных не только на минимизацию негативных последствий мирового экономического кризиса, но и на борьбу с кризисными тенденциями, присутствовавшими в РФ до его начала. С этой точки зрения актуален политический анализ реализуемых мер и выработка рекомендаций по их корректировке с учётом всех выявленных в ходе претворения в жизнь достоинств и недостатков.
В числе исследователей - представителей эволюционного подхода можно назвать Е. Брандта и Дж. Кристиансена ; попытку систематизировать практический опыт разных стран в сфере государственной антикризисной политики сделали политологи К.Линборг, С.Коэн.
Внимание исследователей к вопросу о государственной антикризисной политики в РФ существенно. С точки зрения государственного регулирования кризисных ситуаций данной проблематикой занимаются В.А. Медведев, Д.С. Львов. Современные исследования включают в себя работы Коротаева А.В, Гринина Л.Е.
Важное место в государственной антикризисной политике занимает разработка стратегий выхода из кризиса и его предупреждения. Изучением этих вопросов занимаются К. Боумэн, А.Дж. Стрикленд. Роль инноваций в процессе реализации антикризисной политики рассматривает Бажутин А.С.
Большое значение для государственной антикризисной политики имеют разработки в сфере риск-менеджмента К.В. Балдина , С.А. Филин.
Эмпирическая основа исследования. Работа выполнена на основе анализа массива нормативно-правовых источников, публикаций печатных и электронных СМИ. Это, прежде всего, Федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации, ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, отчёты о деятельности Правительства Российской Федерации, программы и планы антикризисных действий Правительства Российской Федерации, аналитические материалы, касающиеся разных аспектов государственной политики.
Объектом исследования является политические феномены и процессы, влияющие на возникновение экономического кризиса.
Предметом исследования выступают взаимосвязи и взаимозависимость между политическими факторами и экономическим кризисом.
Цель исследования: выявить особенности участия государства в кризисных процессах на примере Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. выявить направления изменения экономического кризиса под влиянием экономических противоречий и диспропорций РФ;
2. определить основные этапы формирования концепции
государственной антикризисной политики;
3. описать основные теоретике-методологические подходы к государственной антикризисной политике, сформировавшиеся в западной и отечественной политологии;
4. рассмотреть подходы различных политологических школ на причины кризисного развития экономики;
5. проанализировать зависимость российской политической и экономической системы от "внешних шоков".
Поскольку область исследования государственной антикризисной политики находится на стыке ряда научных дисциплин (политологии, экономики, социологии, юриспруденции), настоящее исследование является междисциплинарным, в нём комплексно использована методология современных гуманитарных наук.
В работе использованы следующие методы анализа данных:
1. Анализ документов для определения основных позиций и подходов, особенностей использования понятий кризис, антикризисная политика, политическое регулирование в нормативных актах РФ.
2. Казусно-ориентированное сравнение для выявления общих и частных подходов в различных гуманитарных дисциплинах к кризисным процессам в государстве.
3. Исторический метод использовался при изучении теоретико-методологических основ государственной антикризисной политики, сложившихся в рамках западной и отечественной политической науки.
4. Мониторинг СМИ для получения актуальной информации о происходящих событиях, которые связаны с кризисными явлениями и реализацией государства антикризисной политики.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы могут использоваться с целью расширения представлений в области экономической динамики, циклов и кризисов, формирования моделей государственного регулирования экономики в условиях кризиса и посткризисный период.
Данная работа содержит в себе введение, три раздела , заключение, список используемой литературы.
Первый раздел включает в себя теоретическую часть. Раскрываются понятия «кризис», «кризис в социальной сфере», «государственная антикризисная политика», «институциональное доверие», «государственная модель экономического развития».
Во втором разделе внимание уделяется специфике исследовательских методик и процедур для анализа кризисных явлений сложившихся в политической и экономической науке, а так же опыт различных стран в становлении антикризисной политики.
Третий раздел посвящен анализу становления государственной антикризисной политики РФ, обобщаются основные подходы к определению понятия «государственная модель развития».
Целью проведенного исследования являлось установление на основе комплексного изучения теоретико-эмпирических материалов природы и характера влияния политических факторов на экономический кризис. Конкретизация цели в задачах позволила предметно проанализировать имеющуюся литературу и на основании использования совокупности научных методов прийти к следующим выводам:
Во-первых, соотношение политики и экономики является одной из сложнейших проблем в социальных науках в силу комплексности рассматриваемых феноменов, богатой научной истории их осмысления, подвижности взаимосвязей, в немалой степени зависящих от конкретно- исторических условий общественного развития. Вместе с тем, современная научно-общественная мысль располагает обширным междисциплинарным методологическим инструментарием, позволяющим изучать взаимоотношения политики и экономики, взятые в различных аспектах и срезах действительности.
Очевидным является тот факт, что наиболее полное представление о характере связей между двумя сферами общества может дать лишь системный метод, примененный для описания политики и экономики в качестве базовых социальных подсистем, структурирующих социальные отношения в области, связанной с реализацией власти и воспроизводством благ, соответственно. Представления о целостности, относительной автономности, структурном составе политической и экономической подсистем дают основание для их аналитического разложения, что, в свою очередь, позволяет рассматривать связи систем на субсистемном уровне институтов, культуры, поведения.
Во-вторых, принцип детерминизма-причинности в общественных науках постулирует допустимость (и необходимость) нахождения причинно- следственных связей в политической и экономической сферах общества. В системе факторов экономического кризиса политические факторы выступают в качестве экзогенных условий. То есть, они не являются самодостаточными причинами возникновения феномена кризиса. Напротив, их детерминирующее влияния в благоприятных условий способствует устранения эндогенных факторов экономического кризиса.
В-третьих, объясняющей переменной кризисных процессов является политическая культура. Механизмы влияния политической культуры опираются на феномен политического доверия, относящегося к ценностям гражданской политической культуры. Ценности доверия через персональное сотрудничество и кооперацию в рамках общественных организаций отражаются в установках лояльности и реализуются в поведенческих практиках поддержки политического режима. Для экономической среды политическое доверие прежде всего, означает уверенность в стабильности политической системы, минимальные политические риски (такие, например, как реприватизация, национализация и т.п.), вера в верховенство закона.
В-четвертых, определяющее значение при рассмотрении модели экономического развития России содержится в понятии экономический рост. В этом ключе экономический рост соотносится с интегральным показателем «экономического развития», центральным элементом которого рост выступает. Однако в связи с расплывчатыми формулировками феномена развития и различным объемом вкладываемого в него содержания имеются определенные трудности с выработкой комплексного индикатора экономического развития, поэтому в исследованиях чаще оперируют показателями экономического роста. Очевидно также, что помимо содействия экономическому росту характер причинной связи может быть отрицательным, и тогда аккумуляция негативных политических факторов ведет к затормаживанию экономического прогресса, становится причиной появления экономического кризиса.
В-пятых, в целях адекватного описания феномена политической и экономических процессов необходимо проводить широкое сопоставление политики и экономики как относительно самостоятельных, но в то же время функционально схожих подсистем. При этом, отыскание причинно- следственных и функциональных связей возможно при принятии факта об опосредованном существовании политики и экономики. Общность выполняемых функций подсистем (распределение благ и ресурсов, разрешение социальных конфликтов, координация усилий общественных групп, организаций и движений, достижение консенсуса относительно целей общественного развития) позволяет говорить о доминировании политических либо экономических методов регулирования социальных отношений в разные периоды.
1. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"URL.: http://government.ru/media/files/41d4f8cdfeeb731522d2.pdf
2. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г.
№ 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
URL. :http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
3. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 785 "О Правительственной комиссии по импортозамещению"URL.: http://base.garant.ru/71152492/
Монографии, учебники
1. Аксакова А. Г. Новая модель экономического развития России: концепция формирования и реализации. / А. Г Аксакова. М.: Издание Государственной Думы, 2016. 320 с.
2. Арнольд В.И. Теория катастроф/ В.И. Арнольд. М.: Наука. 1990. 128 с.
3. Балдина К.В. Фомичева А.Н. Риск-менеджмент: Особенности принятия управленческих решений в сложных ситуациях. /А.Н. Фомичева. К.В Балдина. М. Дашков и К. 2011. 285с
4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. / Боумен К. М.: Издательство «ЮНИТИ», 2010. 412 с.
5. Бурлачков В.К, Головнин М.Ю. Внешние шоки для экономики и денежно-кредитной системы России и Беларуси: последствия и пути преодоления. / Отв. ред. В.К. Бурлачков, М.Ю. Головнин. М.: ИЭ РАН, 2014. 194 с.
6. Бобылева, А.З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А. 3. Бобылевой. М.: Юрайт, 2015. 639 с.
7. Веснин В. Р. Менеджмент/ В. Р Веснин учеб. 3-еизд., перераб. и доп. М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
8. Гидденс, Э Последствия современности /пер. с англ. Г. К. Ольховикова, Д. А. Кибальчича ; вступ. ст. Т. А. Дмитриева./ Гидденс Э. М.: Праксис, 2011. 225 с.
9. Корягина, Н. Д. Антикризисное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. Д. Корягина. М. : Юрайт, 2015. 367 с.
10. Наумов А. И. Менеджмент : учебник / , А. И. Наумов О. С. Виханский. — 5-е изд. М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014. 576 с.
11. Нисканен У. Автократическая, демократическая и оптимальная формы правления. Фискальные решения и экономические результаты. / пер. с англ. А. Саркисянца; науч. ред. А. Соболев. М.: Института Гайдара. 2013. 196 с.
12. Парсонс Т. Система современных обществ./ Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
13. Поршнева А.Д Управление социально-экономическим развитием России./ Под ред. А.Д Поршнева Д.С Львова.,. М., 2002. 230 с.
14. Стрикленд А. Дж Томпсоц А.А., Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ, под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с
15. Сажина М. А Управление кризисом : учеб, пособие/. М. А Сажина М. : Форум ; ИНФРА-М, 2012. 256 с.
16. Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России / Ф.С.Федоляк - НИЦ Ин- фра-М.-2014. 317 с
17. Филин С.А., Гончаренко Л.П. Риск-менеджмент : учебное пособие / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин ;. -3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. 215 с.
18. Черненко, В. А. Антикризисное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Черненко, Н. Ю. Шведова. М. : Издательство Юрайт, 2017. 409 с.
19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. 342 с.
Статьи
20. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №2. С 491-493. URL: httpV/cyberlemnka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii(дата обращения: 22.06.2017).
21. Антонова 3. Г., Комаревцева Л.В., Лившиц В. И. Проблемы
экономического роста в России в современных условиях // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №1 (17). С 5-16 URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekonomicheskogo-rosta-v-rossii-v- sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 22.06.2017).
22. Афанасьев Д.В.Общество и власть: поиск путей формирования взаимного доверия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №5 (35). С. 173-178
23. Бобылев С., Зубаревич Н., Соловьева С. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития// Вопросы экономики. № 1.2015. С 244-245.
24. Винокуров, М. А Экономический кризис в России 2014 года и возможные пути его преодоления // М. А Винокуров Известия ИГЭА. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-krizis-v-rossii-2014- goda-i-vozmozhnye-puti-ego-preodoleniya(дата обращения: 18.05.2017).
25. Гельман В.Я Политическая наука и современные исследования российской политики: перемены и вызовы.// Политическая наука, 2012, №1, С.8-23.
26. Глущенко В.А Кризисология: системно-управленческий подход // В1сник Кшвського нацюнального ушверситету IM.Тараса Шевченка. Cepia: Економпса. 2009. №110. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krizisologiya- sistemno-upravlencheskiy-podhod(дата обращения: 12.05.2017).
27. Горбов В. А. Государственная политика в сфере антикризисного
регулирования экономики // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. №2. С 134-140. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-antikrizisnogo- regulirovaniya-ekonomiki(дата обращения: 21.06.2017).
28. Еудков, Л.Д «Доверие» в России : смысл, функции, структура // Л.Д Еудков. Вестник общественного мнения. 2012. № 2. С. 8-47.
29. Декальчук А.А. Эволюция понятия «внешний шок» в различных традициях изучения политического курса. // ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 1. С 209-216.
30. Демина Ю.К. К вопросу об импортозамещение в РФ. // ECONOMICS AND MANAGEMENT. 2015. № 1. С 67-69.
31. Идрисов Г. И., Выигравшие и проигравшие: последствия изменения условий торговли для российской промышленности // Экономическое развитие России. 2015. № 4. С. 26-29
32. Идрисов Г., Каукин А., Моргунова О.,
Турунцева М. Промышленность: тренды выглядят хуже данных // Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2015. - № 7 (апрель 2015). - С. 21-24
33. Костюк В.Н. Об экономическом росте в посткризисной России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 4. С. 2-9.
34. Кротов М.И, Антикризисная модель экономического развития России // Проблемы современной экономики. 2015. №2 (54). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/antikrizisnaya-model-ekonomicheskogo-razvitiya- rossii(дата обращения: 18.05.2017).
35. Кротова М.А, Андреенкова А.С. «Еолландская болезнь» в России и особенности ее проявления // Общество: политика, экономика, право. 2013. №4. С 89-91. URL: http://cyberlemnka.ru/article/n/gollandskaya-bolezn-v-rossii-i- osobennosti-ee-proyavleniya(дата обращения: 22.06.2017).
36. Малых Е.Б. Методология разложения общего эффекта влияния
девальвации на национальных производителей на эффект замены и эффект дохода с учетом доли импорта во внутристрановом спросе (на примере резкого снижения курса рубля в 1998 и 2008 гг. ) // Экономика и экологический менеджмент. 2014. №3. С 13-18 URL:
http://cyberlemnka.ru/article/n/metodologiya-razlozheniya-obschego-effekta- vbyaniya-devalvatsii-na-natsionalnyh-proizvoditeley-na-effekt-zameny-i-effekt- dohoda-s(дата обращения: 22.06.2017).
37. Михайлова А .А, Ильичева О. В Сущность и содержание антикризисного управления//Вестник НЕИЭИ. 2014. №7 (38). С 113-115.
38. Осетрова О.В. Российская модель экономического развития:
особенности, состояние, перспективы // Известия ТулЕУ. Экономические и юридические науки. 2015. №4-1 С. 398-404. URL:
http://cyberlemnka.ru/article/n/rossiyskaya-model-ekonomicheskogo-razvitiya- osobennosti-sostoyanie-perspektivy(дата обращения: 18.05.2017).
39. Пилипенко О.И.. Экономические шоки и циклическое развитие национальных финансовых систем. //. Вестник РУДН, серия Экономика, 2015, № 1. С 103-105.
40. Роуз П. От Вашингтонского к поствашингтонскому консенсусу:
триумф гуманитарного капитала // Экономика образования. 2008. №4. С 47- 50. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-vashingtonskogo-k-
postvashingtonskomu-konsensusu-triumf-gumanitarnogo-kapitala (дата
обращения: 14.06.2017).
41. Сенчагов Вячеслав Константинович, Митяков Сергей
Николаевич Сравнительный анализ влияния финансовоэкономических кризисов 1998 года и 2008-2009 годов на индикаторы экономической безопасности России // Вестник Финансового университета. 2013. №6. С 77- 81. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-vliyaniya-
finansovoekonomicheskih-krizisov-1998-goda-i-2008-2009-godov-na-indikatory- ekonomicheskoy-bezopasnosti-1 (дата обращения: 22.06.2017).
42. Тарасевич, В. Н. Современное доверие : содержание и кризис // В. Н Тарасевич, Journal of Institutional Studies / Журнал институциональных исследований. 2014. Т. 3, № 4. С. 18-22.
43. Федотова В.Г, Колпаков В. А. Экономика и демократия в проекте модернизации России // ЗПУ. 2013. №1. С.323-332
44. Ходоров С. Е. Антикризисная политика государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.
2010. №З.С 31-35. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/antikrizisnaya-politika- gosudarstva(дата обращения: 21.06.2017).
45. Юрьев В.М, Колмаков А.Н. О природе экономического кризиса в России // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №3. С 88-92.
Электронные ресурсы
46. Алмонд Г. , Верба С. Гражданская культура и стабильность
демократии // Алмонд Г. , Верба С . Полис. Политические исследования. 1992. [Электронный ресурс] № 4. С. 122 URL.:
http://www.politstudies.ru/article/1496(дата обращения 20.05.2017)
47. Анохина Н. В., Мелешкина Е. Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай.// Полис. Политические исследования. 2007. [Электронный ресурс] № 5. С. 8- 24. URL.: http://www.politstudies.ru/index.php?id=3885&page_id=453
48. Бажутин А.С. Антикризисное управление промышленным предприятием: Дис.... канд. эконом, наук : 08.00.05. - Ижевск, 2009. . [Электронный ресурс] URL.: http://economy-lib.com/antikrizisnoe-upravlenie- razvitiem-promyshlennogo-predpriyatiya(дата обращения: 05.03.2017)..
49. Бланк И. А. Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием/ Элитариум: 15.06.2010. С 54-63. [Электронный ресурс].URL: http://www.elitarium.ru/2010/06/15/antikrizisnoje_upravlenije.html(дата обращения: 05.03.2017).
50. Большаков И.В Политическая культура, неформальные институты и стабильность системы // Власть. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kultura-neformalnye-instituty-i- stabilnost-sistemy(дата обращения: 20.06.2017).
51. Бушенева Ю.К. Место и роль антиинфляционной политики в период кризиса 2014-2015 гг // Проблемы современной экономики. 2015. [Электронный ресурс] №3 (55). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i- rol-antiinflyatsionnoy-politiki-v-period-krizisa-2014-2015-gg(дата обращения: 13.06.2017).
52. Винокуров Михаил Алексеевич Экономический кризис в России 2014 года и возможные пути его преодоления // Известия ИЕЭА. 2015. №2.[Электронный pecypc]URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskiy- krizis-v-rossii-2014-goda-i-vozmozhnye-puti-ego-preodoleniya (дата обращения: 13.06.2017).
53. Власенко Л. В. «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. [Электронный ресурс] Т. 3. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2013/53008.htm.
54. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ. Под ред. М.В.Ильина.М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. [Электронный ресурс] С 76-81. (дата обращения: 13.06.2017).
55. Зазнаев О.И Осмысление форм правления в зарубежной политической науке: новейшие дискуссии // Политическая наука: Науч. журн. / РАН. ИНИОН. Ред. кол.: Е.Ю. Мелешкина (гл. ред.) , 2014. [Электронный ресурс] № 1: Формы правления в современном мире / Ред,- сост. номера Зазнаев О.И. - С. 10-33. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=21340060(flaTaобращения: 20.06.2017).
56. Катаев Д.В Категориально-понятийный аппарат социологии Макса Вебера в теориях организации и управления // Вестник ЧелГУ. 2008. [Электронный ресурс] №32. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kategorialno- ponyatiynyy-apparat-sotsiologii-maksa-vebera-v-teoriyah-organizatsii-i- upravleniya(дата обращения: 20.06.2017).
57. Кабанов Ю.А. Электронный авторитаризм(институт
электронного участия в недемократических странах) // Полития. 2016 [Электронный ресурс]. №4 (83). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-avtoritarizm-institut-elektronnogo- uchastiya-v-nedemokraticheskih-stranah(дата обращения: 15.06.2017).
58. Кроливецкий Э.Н. Модернизация России: реальный шанс на прорыв в будущее // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №47. С.73-76
59. Кризис, Сбережения, Траты. Левада-центр. 01.02.2017 [Электронный ресурс] URL.:http://www.levada.ru/2017/02/01/krizis- sberezheniy a-traty/ (дата обращения: 06.04.2017).
60. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых
демократий . // Полис. Политические исследования. 1995.[Электронный ресурс] № 2. С. 135-137.URL.:
http://www.politstudies.ru/index.php?page_id=453&id=1933&at=a&pid=(flaTaобращения: 13.06.2017).
61. Мухаметшина, Е.А. Россияне по-прежнему не готовы
протестовать. / Ведомости. 16.09.2016. [Электронный ресурс] URL.: http://www.vedomosti.ru/politics/articles /2016/09/16/657201-rossiyane-ne-
gotovi-protestovat (дата обращения: 01.05.2017)
62. Миркин Я. М. "Мы запустили вновь механизм финансового
кризиса"./[Электронный ресурс] 08.03.2017. URL.:
https ://www. finversia.ru/ interview/yakov-mirkin-my-zapustili-vnov-mekhanizm- finansovogo-krizisa-16800
63. Путин: импортозамещение - важный этап в развитии экономики России. /[Электронный ресурс] 17.06.2016. URL.: https://ria.ru/economy/20160617/1448961051.html(дата обращения 12.03.2017).
64. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 05.11.2008. [Электронный ресурс] "Послание Президента РФ Федеральному Собранию Послание Президента РФ URL.: http ://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_81294/ (дата обращения 2.06.2017
65. Слепокуров С. В. Экономическое содержание антикризисного
управления финансами предприятий [Электронный ресурс]. С. В Слепокуров URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2009/07/ rus_27_2009_07.pdf (дата
обращения: 02.05.2017)
66. Сидорина Т. Ю. Операция «Welfare State»: решило ли
государство всеобщего благосостояния проблемы идеального государства? // Пространство экономики. 2012. [Электронный ресурс] №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/operatsiya-welfare-state-reshilo-li-gosudarstvo- vseobschego-blagosostoyaniya-problemy-idealnogo-gosudarstva (дата
обращения: 20.06.2017).
67. Фарукшин, М.Х. Российская политическая культура в
российском научном дискурсе // Политическая экспертиза (Политэкс), 2016 [Электронный ресурс] Т12, № 3, С.4-25 URL.:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29115161 (дата обращения 14.05.2017)
68. Фридман, М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. М.: Новое издательство, [Электронный ресурс] 2006. С 47-63 URL.: http://www.voud.kosstu.kz /static/uploads/library/ gumanitar/filosofiya/g-f-21 .pdf
69. Холмогорова В.В. Россияне смирились с перспективой долгого экономического кризиса. РБК 01.02.2017. [Электронный ресурс] URL.: http://www.rbc.ru/politics/01/02/2017/ 5890e3ad9a7947ba84eb5a4e (дата обращения: 06.04.2017)
70. Хабиров, М. И. Взаимосвязь политики и экономики на примере процессов демократизации и экономического роста: проблемно¬теоретический аспект // Учен. зап. Казан, ун-та.. 2007. [Электронный ресурс] №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-politiki-i-ekonomiki-na- primere-protsessov-demokratizatsii-i-ekonomicheskogo-rosta-problemno- teoreticheskiy-aspekt(дата обращения: 18.06.2017).
71. Ядгаров, Я.С Управленческие концепции в классической политической экономии // Управленческие науки. 2014. [Электронный ресурс] №1 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie- kontseptsii-v-klassicheskoy-politicheskoy-ekonomii(дата обращения: 20.06.2017).
72. Brainerd Е. Reassessing the Standard of Living in the Soviet Union :
An Analysis Using Archival and Anthropometric Data. The Journal of Economic History. 2010, 70(1): P 83-117 URL.:
https://www.researchgate.net/publication/46544217_Reassessing_the _Standard_of_Living_in_the_Soviet_Union_An_Analysis_Using_Archival_and_A nthropometric Data (дата обращения 14.05.2017)
73. Charles R. Nelson. Keynesian Fiscal Policy and the Multipliers./ Charles R. Nelson., 2006. [Электронный ресурс] P 5-6. URL.: http://faculty.washington.edu/cnelson/Chapll.pdf(дата обращения 20.03.2017)
74. Boin A. Crisis Management./ SAGE Publications Ltd., 2008.
,[Электронный ресурс] P.2. URL.:
http://onlinelibrary.wiley.eom/doi/10.llll/j.1468-5973.2007.00504.x/abstract
75. R.R Shaker The spatial distribution of development in Europe and its underlying sustainability correlations”/ Shaker R.R Applied Geography Vol. 63, September 2015, P 304-31, [Электронный ресурс] P 304-314. URL.:
https://www.researchgate.net/publication/293212812(flaTa обращения
02.05.2017)
76. S.Cohen: Public Management and Public Service. / Columbia University, 2010. P 26-28. URL.: http://www.columbia.edu/~sc32/vita.html
77. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. /NY: St. Martin’s Press, 2000.
78. C.Lindborg: European Approaches to Civilian Crisis Management./
Published by British American Security Information Council, 2002. [Электронный ресурс] P 8-17. URL.:
http://www.operationspaix.net/DATA/DOCUMENT/5994~v~European_Approach es_to_Civilian_Crisis_Management.pdf (дата обращения 01.05.2017)
79. Keefer P. Elections, Special Interests and Financial Crisis.
Development Research Group. The World Bank [Электронный ресурс] 06.01.2014. URL.: http://siteresources.worldbank.org/DEC/
Resources/ElectionsSpeciallnterestsandFinancialCrisiss.pdf
80. Paul ‘t Hart. The Politics of Crisis Management: Public Leadership
under Pressure. /Arjen Boin, Paul ‘t Hart, Cambridge University Press. 2006. [Электронный ресурс] P. 12-18. URL:
http://bookree.org/reader?file=1211279&pg=193(дата обращения: 15.05.2017).