Введение 3
1. Сущность информационного обеспечения системы управления 8
1.1. Особенности содержания информационного обеспечения системы управления 8
1.2 Роль и спецификация информационного обеспечения в системе
управления строительным производством 21
1.3 Основные составляющие факторы информационного обеспечения
системы управления строительным производством 23
2. Управление информационным обеспечением системы управления
строительным производством на примере ООО «СтройАльянс» 26
2.1 Краткая характеристика строительной фирмы 26
2.2 Оценка финансовой деятельности компании 31
2.3 Содержание информационных систем управления на ООО
«СтройАльянс» 41
3. Совершенствование информационной системы управления строительным
производством 48
3.1 Программный комплекс обеспечения информационной системы
управления строительным производством 48
3.2 Обеспечение информацией системы управления как совершенствование
трудового процесса 54
3.3 Оценка информационного обеспечения системы управления и оценка ее
эффективности 58
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения
Актуальность темы исследования. В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Строительство представляет собой сложнейшую систему с динамичным характером развития. На строительный процесс влияет большое количество организационных, научно-технических, экономических, производственных, природно-климатических и других факторов, по своей сути имеющих вероятностный характер. Строительное производство характеризуется длительным производственным циклом, конструктивно сложными объектами, разнообразием видов строительно-монтажных работ, одновременно выполняемых на нескольких строительных площадках.
В условиях финансово-экономического кризиса усиливается влияние факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций: неплатежеспособность заказчиков, недостаток квалифицированных рабочих, инфляция и рост конкуренции.
Многие организации вынуждены «замораживать» строительство своих объектов, что в целом негативно сказывается на их хозяйственной деятельности.
Достижение эффективного управления строительным производством может быть действенным при наличии правильно сформированной стратегии управления, основанной на системе стратегического учета и анализа, совершенствовании учетно-аналитической системы.
Анализ деятельности 12-ти подрядных строительно-монтажных организаций г. Казани показал, что немногие из них обладают
информационно- аналитической базой, адекватной тактическим и
стратегическим целям управления строительным производством как в рамках отдельно взятой организации, так и по всей цепочке взаимоотношений «инвестор - заказчик - подрядчик - субподрядчик» при возведении строительного объекта.
Назрела необходимость в проведении исследования, направленного на дальнейшее развитие тактического управленческого учета деятельности строительных организаций, а также разработку методик стратегического управленческого учета.
В настоящее время строительным организациям приходится работать в условиях достаточно жесткой конкуренции на весьма насыщенном рынке строительных услуг, что повышает степень его неопределенности, порождая непредсказуемые рисковые ситуации.
Любое изменение во внешней среде требует быстрого реагирования и принятия эффективного решения для поддержания конкурентоспособности, что порождает обострение внимания к проблемам рационального функционирования строительной организации. В связи с этим организации смещают приоритеты управления в область организационных преобразований и структурирования иерархий.
Своевременная адаптация к внешним благоприятным и неблагоприятным условиям, анализ альтернативных вариантов развития и выработка механизмов их осуществления во многом должны базироваться на оперативной информации. Своевременному принятию решений
способствует эффективная система оперативного учета и контроля, позволяющая своевременно анализировать и оценивать тенденции развития, использования внутренних ресурсов, процессов производства и потенциальных возможностей, обеспечивая тем самым эффективное функционирование системы управления, направленной на увеличение доходов организации.
В современных экономических условиях успех бизнеса во многом зависит от качества информации, на основе которой принимаются решения.
В ходе оперативного учета происходит регламентированная регистрация, накопление, соответствующая группировка, систематизация данных, отражающих деятельность каждого структурного подразделения. Получение пользователями - руководителями структурных подразделений - оперативной, достоверной и релевантной информации имеет решающее значение для оценки хода производства и принятия обоснованных мер по своевременной корректировке.
Рыночные отношения обусловили объективную необходимость значительного повышения внимания к организации оперативного контроля, который ориентирован не на выявление и фиксацию уже свершившихся нарушений или потерь, а на их предотвращение или устранение.
Таким образом, оперативный контроль как неотъемлемая составная часть механизма управления в условиях рынка претерпевает серьезные изменения, которые непосредственно связаны с его содержанием и местом в системе управления.
Рыночные условия развития бизнеса заставляют хозяйствующие субъекты пересмотреть отношение к традиционным методам управления, так как они в основном апеллируют к финансовым показателям, которые не позволяют отразить все аспекты деятельности.
Оперативный учет и контроль в органической связи с другими основными функциями управления образуют механизм, посредством которого должны вырабатываться и приниматься оптимальные управленческие решения по обеспечению эффективного развития производства и всей хозяйственной деятельности в строительных организациях. Однако их реализация в современных условиях развития хозяйствующих субъектов не в полной мере отвечает насущным требованиям управления.
Следовательно, необходим новый подход к исследованию проблем развития оперативного учета и контроля на основе изучения и поиска эффективных решений исходя из цели, содержания и требований системы оперативного управления для обеспечения эффективного функционирования строительного производства.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - на основе комплексного и системного исследования состояния и развития оперативного учета и контроля в строительных организациях разработать современные концепции и на их базе выработать общие методологические принципы построения новых и совершенствования действующих методик
оперативного учета и контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие основные задачи:
-исследовать теоретические положения и функциональные аспекты системы управления строительным производством;
-изучить процесс аналитической обработки данных информационной системы управления;
-проанализировать процесс построения информационной системы управления на ООО «СтройАльянс»
-исследовать аналитический программный комплекс хранения и анализа данных ООО «СтройАльянс»;
-выработать рекомендации по совершенствованию обеспечения
информацией системы управления;
-исследовать новые подходы по созданию единого информационного пространства для оценки деятельности строительных организаций;
Объектом исследования является информационная база обеспечения системы управления в производственной деятельности строительных организаций.
Предметом исследования являются теоретические, методологические, методические аспекты информационного обеспечения в системе управления строительных организаций.
Теоретической и методологической базой исследования является конкретное приложение теории научного познания к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории и методологии учета, анализа и контроля в системе управления, материалы научных конференций и исследований, периодические экономические издания, методические и справочные материалы.
В заключении подведем некоторые итоги по проведенному исследованию.
Состав информационного обеспечения анализа, его глубина, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразной информации.
В зависимости от источников получения информации она подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Наибольшую роль в информационном обеспечении анализа играет внутренняя информация, к которой относятся все виды хозяйственного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, учредительные документы, юридическая документация, характеризующая договорные отношения с поставщиками и покупателями, заемщиками, вкладчиками и эмитентами, проектная и другая техническая документация, отражающая функциональную структуру выпускаемых изделий, их качество, уровень техники и технологии их производства, степень автоматизации управления всеми сторонами деятельности хозяйствующего субъекта, нормативно-плановая документация и бизнес-план, акты аудиторских и плановых проверок
Первыми среди внутренних пользователей аналитической информации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для них анализ является необходимой основой для принятия управленческих решений. К внутренним пользователям можно отнести и владельцев контрольных пакетов прав собственности на предприятиях (акций, паев, долей и т.п. в зависимости от формы собственности). На мелких предприятиях зачастую сами владельцы осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, не только собственниками, но и руководителями своих предприятий. В крупных же акционерных обществах владельцы больших пакетов контролируют состав совета директоров и, следовательно, через управляющих тоже могут иметь доступ к максимальному объему
информации, касающейся существующего положения и перспектив предприятия. Все внешние аналитики и пользователи информации, полученной в результате анализа, преследуют весьма различные цели. Так, кредиторы (финансовые организации) и контрагенты (подрядчики, партнеры по совместной деятельности), проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, хотят в первую очередь знать, можно ли с ним иметь дело, каковы его положение на рынке и перспективы дальнейшей деятельности, не грозит ли ему банкротство.
Информационное обеспечение предполагает: распространение
информации, то есть представление пользователям информации, необходимой для решения управленческих, научно-производственных и других вопросов, возникающих в процессе деятельности; создание наиболее благоприятных условий для эффективного распространения информации.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
- точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Глубокий и тщательный анализ является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Без информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие деятельности фирмы.
Умение анализировать текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия входит в число основных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру.
Анализ имущественного и финансового состояния может выполняться с различной степенью детализации в зависимости от имеющейся информации, степени владения методиками анализа, временного параметра, наличия технических средств для выполнения расчетов и т. п.
В написании данной работы я провел исследование и анализ факторов, сдерживающих построение методологии сбора накопления, анализа данных, позволяющих автоматизировать подготовку данных для принятия управленческих решений (недостоверность данных, низкая
производительность при аналитических запросах, невозможность преобразования разнородных данных в единую информацию). Показано, что выделенные факторы могут быть устранены применением новых технологий хранения и анализа данных (ХД, OLAP, ИАД).
На примере ООО «СтройАльянс» я рассмотрел технологию накопления и хранения данных, отличающаяся выделением на каждом этапе вариантов технических решений, их преимуществ и недостатков, факторов, влияющих на выбор технических решений, состава и формы представления получаемых результатов. Усовершенствованная технология, являющаяся результатом систематизации существующих наработок в данной области и собственного опыта автора, позволяет создавать методологию сбора накопления и анализа данных нового класса - на основе интеграции ХД, OLAP, ИАД.
Рассмотренная система сбора накопления и анализа данных для ООО «СтройАльянс» и аналитический комплекс в целом повышают качество принимаемых управленческих решений за счет повышения их обоснованности, своевременности и непротиворечивости. Это достигается путем обеспечения достоверности, оперативности, агрегированности и наглядности данных, предоставляемых для принятия решений. Внедрение программного комплекса позволило сократить трудозатраты на стандартные операции по учету данных производственных бизнес-процессов и количество ошибок.
1. Архипова А.И., Большакова А.К. Экономика: Учебник.-3изд.-М.: Проспект, 2007
2. Анисимова В.В. Концепция построения систем поддержки принятия решений для предприятий на основе хранилищ данных: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.
3. Амосова.С.Г. Методы сбора и анализа данных// Сб. науч. трудов НГТУ/ Новосиб. гос. техн. ун-т.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - № 2(44), с.183-188.
4. Балабанов И. Г. Финансовый анализ и планирование хо-зяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Баранова А. Д. Один из подходов к построению систем поддержки принятия решений при управлении предприятием: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012.
6. Баринова С.Г. Построение хранилища данных системы поддержки принятия управленческих решений руководства предприятия: Монография / БГУ «РИНХ». - Уфа, 2008.
7. Валиуллина С.Г. Системы поддержки принятия решений и методология анализа данных при управлении предприятием. - М.: Феникс, 2009.
8. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. ред. проф. О.И.Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.
9. Веснин В.Н. Основы менеджмента. Москва, 2007
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Основы менеджмента: Учебник, 3¬е изд. - М.: Гардарика, 2006
11. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012. - 492 с.
12. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.
13. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. - 208 с.
14. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика - М.: Инфра-М, 2007
15. Драбазнина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ЮНИТИ, 2005.
16. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007
17. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2007.
18. Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.
19. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч. 1. / В.И. Корогодин — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. —152 с.
20. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - М.: Финансы и Статистика, 2004
21. Основы управления в рыночной экономике: Ч.1.: Учеб. пособ./Под ред. В.И. Кушлина. - М. Логос, 2008
22. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2007.
23. Месарович М., Мако Д., Тахакара Н. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. / М. Месарович — М.: Мир, 2005. - 524 с.
24. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. «Дело». Москва, 2007
25. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика - М.: Юнити-Пресс, 2004
26. Орлов А.И. Менеджмент/ Учебное пособие - М., Гардарики, 2006
27. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. - М.:
Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
28. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
29. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. Г.З.Суша. - М.: Новое знание, 2004. - 384 с.
30. Экономика предприятия / В.Я.Хрипач, Г.З.Суша,
Г.К.Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача. - 2-е изд. стереотип. - Мн.: Экономпресс, 2001. - 464 с.
31. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятия. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
32. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом / Финансы. 2002 №3
33. Радушин А.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 2008
34. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь./ Б. А. Райзберг - М.: ИНФРА, 2010. - 576 с.
35. Ризванова С.Г. Методология сбора, анализа исходных данных в системе поддержки принятия решений руководства предприятия. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
36. Рыночная экономика. Учебник. Теория рыночной экономики. - М., 2006
37. Сидорович. В. А. Курс экономической теории.-М.:Экономика.- 2007
38. Трошин А. Н., Фомкина В. И. Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2004.
39. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 2006
40. Юсупова М.А., Бурмистрова Е.Н., Воронина А.Н., Юн С.Г. Организация и развитие информационных взаимодействий в компьютеризированной системе управления предприятием. - М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 2007.
41. Юнусова С.Г. Построение системы поддержки принятия управленческих решений руководства // вопросы экономики №8, 2004 г. - С. 4-14.
42. Якимова В.В., Кувшинова М.А., Юн С.Г. Исходные положения по разработке систем поддержки принятия решений для руководителей предприятий // Вопросы экономики №11, 2009г. - с.111-125.